Бальмонт и цветковская. Нина Бальмонт: только дочь, только жена, только мама, которая всё равно так важна русской истории


Поэты Серебряного Века не очень-то любили заводить детей: плохо сочетались высокая поэзия и грязные пелёнки. И всё же некоторые художники слова потомство оставили. И, получается, их детям пришлось расти в непростые времена. Так что и судьбы многим выпали непростые.

Сыновья Бориса Пастернака

Борис Пастернак женился на художнице Евгении Лурье. В 1923 родился первенец поэта. Сына назвали в честь матери - Евгением, но лицом он был - вылитый отец. Когда Евгению было восемь лет, родители развелись. Для мальчика расставание с отцом стало огромным горем.

В 1941 году Евгений как раз закончил школу; вместе с матерью он уехал в эвакуацию в Ташкент, там поступил в институт на физико-математический институт, но проучился, понятное дело, только курс - по достижении совершеннолетия его мобилизовали.



После войны Евгений окончил Академию бронетанковых и механизированных войск по специальности инженер-механик и продолжил службу в армии вплоть до 1954 года. Затем устроился преподавателем в Московский энергетический институт и работал там до 1975 года; параллельно защитил диссертацию, став кандидатом технических наук.

После смерти отца в 1960 году Евгений посвятил свою жизнь изучению и сохранению его творческого наследия. С 1976 года работал научным сотрудником в Институте мировой литературы. За свою жизнь он издал две сотни публикаций о своём отце и умер уже в наше время, в 2012 году.



Леонид - в честь отца Бориса Леонидовича - родился во втором браке поэта, с пианисткой Зинаидой Нейгауз, в 1938 году. Как и брат, он оказался талантлив в точных науках, стал физиком, участвовал в исследованиях Севастьянова и был соавтором многих его работ. Леонида Пастернака вспоминают как эрудированного, с приятными манерами, мягкого человека, который мог читать наизусть огромное количество стихов и делал это очень артистично. Увы, но умер Леонид Борисович, немного не дожил до сорока лет.

Дети Игоря Северянина

Старшая дочь поэта, Тамара, была зачата в первом браке, неофициальном. Мать Тамары звали Евгенией Гуцан, она покорила Игоря необыкновенным золотистым отливом волос, но прожили они под одной крышей только три недели.

Расставшись с Северяниным, Евгения вышла замуж за российского немца. Из-за Первой мировой войны семья, опасаясь преследований, переехала в Берлин. Там Тамару отдали в балетную школу.



Впервые свою дочь поэт увидел после революции, когда переехал в Германию. Тамаре было уже шестнадцать, и она оказалась очень похожей на мать. Но ревнивая жена поэта запретила ему общаться с Евгенией и Тамарой, так что особых отношений между ними не сложилось.

Тамара стала профессиональной танцовщицей, пережила две мировые войны, во время перестройки приехала в СССР, чтобы передать материалы, касающиеся жизни и творчества её отца.

Во втором гражданском браке у поэта тоже родилась дочь по имени Валерия - за четыре года до революции. Назвали малышку в честь друга Игоря, поэта Валерия Брюсова. Когда девочке было пять лет, отец забрал её и тогда уже бывшую жену, её мать, вместе с новой женой в Эстонию. Там он снял на всех полдома.



В Эстонии Северянин женился в четвёртый раз, теперь официально, и уехал в Берлин. В Германию он Валерию не взял. Она выросла в Эстонии, всю жизнь проработала в рыболовецком хозяйстве и умерла в 1976 году.

В 1918 году в ходе мимолётного романа с сестрой Евгении Гуцан Елизаветой оказался зачат сын. И мальчик, и его мать вскоре умерли в Петрограде от голода.

Родила сына и жена-эстонка, Фелисса. Мальчик появился на свет в 1922 году и его назвали Вакхом - в точности как античного бога винопития. В 1944 года Вакх сумел переехать в Швецию, где и умер в 1991 году. Большую часть жизни он не говорил по-русски и совершенно забыл родной язык отца.

Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва

Казалось бы, ребёнку двух поэтов суждено тоже стать поэтом. Но сын Ахматовой Лев, родившийся в 1912 году, известен, прежде всего, как философ и востоковед - хотя стихи он писал тоже.

Всё детство за Львом присматривала бабушка по отцу - родители были слишком заняты бурной творческой и личной жизнью. После революции они развелись, бабушка оставила поместье и уехала в Бежецк. Там она снимала вместе с родственниками этаж частного дома, но с каждым годом Гумилёвых уплотняли всё больше.



С шести до семнадцати лет Лев видел отца и мать, по отдельности, только два раза. В школе у него не складывались отношения с соучениками и учителями из-за дворянского происхождения. Он даже менял школу; по счастью, в новой оценили его литературный талант.

Ахматовой очень не нравились юношеские стихи сына, она считала их подражанием отцу. Под влиянием матери Лев на несколько лет бросил сочинять. После школы он пытался поступить в институт в Ленинграде, но у него даже не приняли документы. Зато удалось записаться на курсы коллекторов геологических экспедиций в Бежецке - геологам постоянно не хватало рабочих рук. С тех пор Лев постоянно ездил летом в геологические и археологические экспедиции.



Однако дальнейшая жизнь его сложилась трудно. Он отсидел в лагере за антисоветские настроения; на свободе много голодал. В годы войны служил на фронте. Только в 1956 он смог вернуться в науку. Умер Лев Николаевич в 1992 году, прожив долгую, и, несмотря на трудности, очень плодотворную жизнь.

Сын Эдуарда Багрицкого

Поэт Багрицкий был женат на одной из сестёр Суок. В 1922 году у них родился сын Всеволод. Когда Севе было пятнадцать, его мать приговорили к лагерям за попытку вступиться за арестованного мужа сестры. Ещё раньше он потерял тяжело больного астмой отца.

В юности Всеволод учился в театральной студии и писал для «Литературной газеты». К этому же времени относится скандальная история: он опубликовал малоизвестное стихотворение Мандельштама, выдавая его за своё. Всеволода сразу разоблачили Чуковский и мать.



Во время войны призывать Багрицкого отказывались - он был очень близорук. Только в 1942 году Всеволод добился отправки на фронт, правда, военным корреспондентом. Уже через месяц он погиб во время задания.

Дети Бальмонта

Константин Бальмонт был из тех поэтов, которые размножались охотно. Первая жена, Лариса Галерина, родила ему в 1890 году сына Николая. В шесть лет он пережил развод родителей и почти всю оставшуюся жизнь потом провёл с матерью в Санкт-Петербурге. Притом мать его вовсе не посвятила сыну жизнь, она вышла замуж - отчимом Коли Бальмонта стал журналист и писатель Николай Энгельгардт. На младшей сестре Николая Бальмонта женился после развода с Ахматовой Николай Гумилёв. С отчимом у Коли были отличные отношения.



После гимназии Бальмонт-младший поступил на китайское отделение факультета восточных языков Петербургского университета, но через год перевелся на отделение русской словесности. Но учёбу Николай закончить не смог.

Ещё юношей он начал писать стихи, входил в студенческий поэтический кружок. Своим отцом как поэтом Коля был очарован, и, когда в 1915 году Константин вернулся из Парижа в Санкт-Петербург, на время переехал к нему жить. Зато поэту сын очень не нравился. Отвращение вызывало буквально всё, но более всего, наверное, тот факт, что сын был психически нездоров - страдал шизофренией.

В конце 1917 года Бальмонты переехали в Москву. Через три года Константин уехал в Париж с очередной женой и маленькой дочкой Миррой. Николай остался. Некоторое время ему помогала бывшая жена Константина, Екатерина, но в 1924 году молодой поэт умер в больнице от туберкулёза лёгких.

От Екатерины Андреевой, переводчицы по профессии, кстати, у Бальмонта-старшего была дочь Нина. Она появилась на свет в 1901 году. Когда Нина была малышкой, поэт посвятил ей сборник стихов «Фейские сказки». Даже после развода родителей связь Константина с дочкой осталась очень сильной и тёплой, они переписывались вплоть до 1932 года.



Со своим будущим мужем, художником Львом Бруни, Нина познакомилась в одиннадцать лет. Лев был семью годами старше, так что ни о какой любви сначала речи не шло: болтали, когда он оставался на обед, иногда играли на даче. Но уже через четыре года всё изменилось, Нина ощутимо стала взрослеть, и Лев понял, что хочет на ней жениться. Сразу после окончания Ниной гимназии молодые люди обвенчались.

Относительно мужа Константин в письме напутствовал Нину: «твоей внутренней священной самостоятельности ты отдавать не должна никому, ни в каком случае”. Брак оказался счастливым. Бруни женой восхищался всю жизнь, оставил много её портретов. Увы, ранний брак, дети не дали Нине развить нид один из её талантов, которые казались такими многообещающими её отцу.

Выходя замуж, Нина не умела вообще ничего делать по дому. Наутро после свадьбы Лев спросил, не приготовит ли она завтрак. Нина радостно согласилась и спросила, чего бы он хотел. Узнав, что яичницу, достала яйца и стала колупать в скорлупе дырочку. Пришлось Льву взять дело в свои руки и долгое время в семье готовил именно он. Потом это стало невозможным - он надолго уезжал на заработки. А Нине, среди ужасов гражданской войны и бескормицы, пришлось учиться - не только печь топить, но делать по дому буквально всё, в том числе ухаживать за скотиной. «Обалдеваю, дохожу до истерики», так определяла своё состояние молодая женщина.

Нина родила и подняла несколько детей и, рано овдовев, уже не выходила замуж. Она стала исследовательницей творчества отца, жила долго и даже счастливо, по её же мнению, и умерла в 1989 году. Нина Бруни-Бальмонт стала прообразом главной героини книги «Медея и её дети» писательницы Улицкой.



Третьей женой Константина Бальмонта стала студентка математического факультета Сорбонны Елена Цветковская. Она родила в 1907 году дочку Мирру - в честь поэтессы Марии Лохвицкой, которая именно под именем Мирры писала и прославилась. В восемь лет Мирра переехала с родителями в Россию, но ненадолго. После революции она уехала с родителями во Францию. Под псевдонимом «Аглая Гамаюн» писала в молодости стихи, дважды выходила замуж. В шестьдесят два года попала в автомобильную аварию, в результате оказалась парализована и через год умерла от недостаточного ухода.

Ещё двух детей, Георгия и Светлану, родила Бальмонту княгиня Дагмар Шаховская. О них практически ничего не известно.

Но, похоже, в жизни знаменитых больше роли всегда играли матери, чем дети. Например, - могут за один результат своих трудов считаться гениальными.

Константин Бальмонт – русский поэт, переводчик, прозаик, критик, эссеист. Яркий представитель Серебряного века. Он издал 35 сборников поэзии, 20 книг с прозой. Перевел большое количество произведений зарубежных писателей. Константин Дмитриевич – автор литературных исследований, филологических трактатов, критических эссе. Его стихи «Снежинка», «Камыши», «Осень», «К зиме», «Фея» и многие другие включены в школьную программу.

Детство и юность

Константин Бальмонт родился и жил до 10 лет в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в небогатой, но дворянской семье. Его отец Дмитрий Константинович сначала работал судьей, позже занял пост главы земской управы. Мать Вера Николаевна была родом из семьи, где любили и увлекались литературой. Женщина устраивала литературные вечера, ставила спектакли и печаталась в местной газете.

Вера Николаевна знала несколько иностранных языков, и ей была присуща доля «вольнодумства», в их доме частенько гостили «нежелательные» люди. Позже он писал, что мать ему не только привила любовь к литературе, но от нее он унаследовал свой «душевный строй». В семье, помимо Константина, было семеро сыновей. Он был третьим. Наблюдая, как мать учит грамоте старших братьев, мальчик самостоятельно научился читать в 5 лет.

Жила семья в доме, который стоял на берегу реки, в окружении садов. Поэтому, когда пришло время детей отдавать в школу, они переехали в Шую. Таким образом, им пришлось оторваться от природы. Свои первые стихи мальчик написал в 10 лет. Но мама не одобрила этих начинаний, и он ничего не писал следующие 6 лет.


В 1876 году Бальмонта зачислили в Шуйскую гимназию. Поначалу Костя проявил себя как прилежный ученик, но вскоре ему все это наскучило. Он увлекся чтением, при этом некоторые книги на немецком и французском языках он читал в оригинале. Из гимназии его исключили за плохое обучение и революционные настроения. Уже тогда он состоял в нелегальном кружке, который распространял листовки партии «Народная воля».

Константин переехал во Владимир и учился там вплоть до 1886 года. Еще обучаясь в гимназии, его стихи напечатали в столичном журнале «Живописное обозрение», но это событие осталось незамеченным. После он поступил в Московский университет на юридический факультет. Но и тут долго не задержался.


Он сблизился с Петром Николаевым, который был революционером-шестидесятником. Поэтому неудивительно, что через 2 года его отчислили за участие в студенческом беспорядке. Сразу после этого инцидента его выслали из Москвы в Шую.

В 1889 году Бальмонт решил восстановиться в университете, но из-за нервного расстройства вновь не смог доучиться. Эта же участь его постигла и в Демидовском лицее юридических наук, куда он поступил позднее. После этой попытки он решил оставить затею получить «казенное» образование.

Литература

Первый сборник стихов Бальмонт написал, когда был прикован к постели после неудачного самоубийства. Издали книгу в Ярославле в 1890 году, но позднее поэт сам лично уничтожил основную часть тиража.


Все же отправной точкой в творчестве поэта считается сборник «Под северным небом». Он был встречен публикой с восхищением, как и последующие его работы – «В безбрежности мрака» и «Тишина». Его охотно стали печатать в современных журналах, Бальмонт стал популярен, его считали самым многообещающим из «декадентов».

В середине 1890-х он начинает близко общаться с , . Вскоре Бальмонт становится наиболее популярным в России поэтом-символистом. В стихах он восторгается явлениями мира, а в некоторых сборниках открыто касается «демонических» тем. Это заметно в «Злых чарах», тираж которого был конфискован властями по соображениям цензуры.

Бальмонт много путешествует, поэтому его творчество пронизано образами экзотических стран и поликультурностью. Читателей это привлекает и восхищает. Поэт придерживается стихийной импровизации – он никогда не вносил правок в тексты, считал, что первый творческий порыв – наиболее верный.

Высоко оценили современники «Фейные сказки», написанные Бальмонтом в 1905 году. Этот сборник сказочных песен поэт посвятил дочери Нине.

Константин Дмитриевич Бальмонт был революционером по духу и по жизни. Отчисление из гимназии и университета не остановило поэта. Однажды он публично прочел стих «Маленький султан», в котором все увидели параллель с . За это его выдворили из Петербурга и на 2 года запретили жить в университетских городах.


Он был противником царизма, поэтому его участие в Первой русской революции было ожидаемо. В то время он подружился с и стихи писал такие, которые больше напоминали рифмованные листовки.

Во время декабрьского московского восстания 1905 года Бальмонт выступает перед студентами. Но, опасаясь ареста, вынужден покинуть Россию. С 1906 по 1913 годы живет во Франции в статусе политического эмигранта. Находясь в своеобразной ссылке, он продолжает писать, но критики все чаще стали говорить об упадке творчества Бальмонта. В его последних произведениях они замечали некую шаблонность и самоповторяемость.


Сам поэт считал своей лучшей книгой «Горящие здания. Лирика современной души». Если до этого сборника его лирика была исполнена тоской и меланхолией, то «Горящие здания» открыли Бальмонта с другой стороны – в творчестве появились «солнечные» и жизнерадостные ноты.

Вернувшись в Россию в 1913 году, он издал 10-томное полное собрание сочинений. Он работает над переводами и читает лекции по стране. Февральскую революцию Бальмонт воспринял восторженно, как и вся русская интеллигенция. Но вскоре пришел в ужас от творившейся анархии в стране.


Когда началась Октябрьская революция, он был в Петербурге, по его словам, это был «ураган сумасшествия» и «хаос». В 1920 году поэт переехал в Москву, но вскоре из-за слабого здоровья супруги и дочери переехал с ними во Францию. В Россию он больше не вернулся.

В 1923 году Бальмонт издал две автобиографии - «Под новым серпом» и «Воздушный путь». До первой половины 1930-х годов он проехал всю Европу, у публики его выступления имели успех. Но вот у русской диаспоры он уже признанием не пользовался.

Закат его творчества пришелся на 1937 год, тогда он издал свой последний сборник стихов «Светослужение».

Личная жизнь

В 1889 году Константин Бальмонт женился на дочери иваново-вознесенского купца – Ларисе Михайловне Гарелиной. Познакомила их мать, но, когда он объявил о своем намерении жениться, высказалась против этого брака. Константин проявил свою непреклонность и даже пошел ради своей возлюбленной на разрыв с семьей.


Константин Бальмонт и его первая жена Лариса Гарелина

Как оказалось, его молодая супруга была склонна к неоправданной ревности. Они вечно ссорились, женщина не поддерживала его ни в литературных, ни в революционных начинаниях. Некоторые исследователи отмечают, что именно она пристрастила Бальмонта к вину.

13 марта 1890 года поэт решился на самоубийство – выбросился на мостовую с третьего этажа собственной квартиры. Но попытка не удалась – он год пролежал в постели, а от полученных травм на всю жизнь остался хромым.


В браке с Ларисой у них родилось двое детей. Первый их ребенок умер в младенчестве, второй – сын Николай – был болен нервным расстройством. В итоге Константин и Лариса разошлись, она вышла замуж за журналиста и литератора Энгельгардта.

В 1896 году Бальмонт женился во второй раз. Его супругой стала Екатерина Алексеевна Андреева. Девушка была из состоятельной семьи – умная, образованная и красивая. Сразу после венчания влюбленные уехали во Францию. В 1901 году у них родилась дочь Нина. Во многом их объединяла литературная деятельность, вместе они работали над переводами.


Константин Бальмонт и его третья жена Елена Цветковская

Екатерина Алексеевна не была властной особой, но образ жизни супругов диктовала она. И все бы было прекрасно, если бы не встретил Бальмонт в Париже Елену Константиновну Цветковскую. Девушка была очарована поэтом, смотрела на него будто на бога. Отныне он жил то с семьей, то на пару-тройку месяцев уезжал в заграничные путешествия с Екатериной.

Его семейная жизнь окончательно запуталась, когда Цветковская родила дочь Мирру. Это событие окончательно привязало Константина к Елене, но при этом он не хотел расходиться с Андреевой. Душевные терзания вновь привели Бальмонта к самоубийству. Он выпрыгнул из окна, но, как и в прошлый раз, остался жив.


В итоге он стал жить в Петербурге с Цветковской и Миррой и изредка наведывался в Москву к Андреевой и дочери Нине. Позднее они иммигрировали во Францию. Там Бальмонт стал встречаться с Дагмар Шаховской. Он не уходил из семьи, но встречался с женщиной регулярно, ежедневно писал ей письма. В итоге она родила ему двух детей – сына Жоржа и дочь Светлану.

Но в самые тяжелые годы его жизни с ним рядом все-таки была Цветковская. Она была настолько ему предана, что и года не прожила после его кончины, ушла вслед за ним.

Смерть

Переехав во Францию, он тосковал по России. Но его здоровье ухудшалось, были финансовые проблемы, поэтому о возвращении не было и речи. Жил он в дешевой квартире с разбитым окном.


В 1937 году у поэта обнаружили психическое заболевание. С этого момента он уже больше не писал стихов.

23 декабря 1942 года он скончался в приюте «Русский дом», недалеко от Парижа, в Нуази-ле-Гран. Причиной его смерти стало воспаление легких. Умер поэт в нищете и забвении.

Библиография

  • 1894 – «Под северным небом (элегии, стансы, сонеты)»
  • 1895 – «В безбрежности мрака»
  • 1898 – «Тишина. Лирические поэмы»
  • 1900 – «Горящие здания. Лирика современной души»
  • 1903 – «Будем как солнце. Книга символов»
  • 1903 – «Только любовь. Семицветник»
  • 1905 – «Литургия красоты. Стихийные гимны»
  • 1905 – «Фейные сказки (детские песенки)»
  • 1906 – «Злые чары (Книга заклятий)»
  • 1906 – «Стихотворения»
  • 1907 – «Песни мстителя»
  • 1908 – «Птицы в воздухе (Строки напевные)»
  • 1909 – «Зелёный вертоград (Слова поцелуйные)»
  • 1917 – «Сонеты Солнца, мёда и Луны»
  • 1920 – «Перстень»
  • 1920 – «Семь поэм»
  • 1922 – «Песня рабочего молота»
  • 1929 – «В раздвинутой дали (Поэма о России)»
  • 1930 – «Соучастие душ»
  • 1937 – «Светослужение»

сайт уже сообщал, что 15 марта в книжном магазине «Амиталь», на Ф.Энгельса, 52, в 14.00 будет проходить книги «Бальмонт», авторы которой - доктор филологических наук, профессор, специалист по поэзии Серебряного века Наталья Молчанова и ее покойный муж, доктор филологический наук, профессор, заслуженный деятель науки Павел Куприяновский. Книга, вышедшая в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия», - результат многолетнего труда супругов, собиравших сведения о Константине Бальмонте буквально по крупицам. Бальмонт был одним из самых известных русских поэтов-символистов, но он остается малоизученным творцом русской поэзии. Журналист сайт встретился с Натальей Молчановой и поговорил о многочисленных мифах, которыми обросло имя поэта.

Два литературоведа

Наталья Молчанова родилась в городе Энгельс Саратовской области. Но Воронеж она считает своей родиной: сюда она приехала шестимесячной девочкой и прожила 30 лет. Окончила филфак ВГУ, уже тогда, в 1972-1973 годы, занималась исследованием творческого наследия полузапрещенных русских символистов. Потом поступила в аспирантуру Ивановского госуниверситета, на кафедру теории литературы и русской литературы XX века, которой заведовал известный литературовед Павел Куприяновский.

Я и подумать не могла, что это мой будущий муж, вспоминает Наталья Александровна. Я уехала в Иваново, надеясь на то, что Воронеж я покинула на три года, а получилось, что на 22.

Наталья Александровна и Павел Вячеславович решили пожениться. Иваново надолго стал ее второй родиной. Долгие годы супруги собирали материал о жизни и творчестве Константина Бальмонта. Задумали писать книгу и поделили материал: Павел Куприяновский собирал всю информацию о жизни поэта, перекопал два десятка архивов. Наталья Молчанова занималась литературоведческой частью — разбором 35 поэтических сборников поэта.

В итоге собранного материала хватило на три научных монографии. В 2002 году Павел Куприяновский умер. Он успел подержать в руках их первую книгу о Бальмонте, которая вышла в Иваново в 2001 году. После смерти мужа Наталья Александровна перебралась в Воронеж и продолжала выпускать книги о поэте, своим соавтором часто указывала мужа. В основу последней книги «Бальмонт», выпущенной в серии ЖЗЛ, положен сильно переработанный текст монографии «”Поэт с утренней душой”: Жизнь, творчество, судьба Константина Бальмонта», изданной в Москве в 2003 году.

Кроме того, Наталья Александровна выпустила три эмигрантских поэтических сборника поэта, которые в нашей стране не переиздавались: «Марево», «Мое-Ей. Россия», последнюю прижизненную книгу Бальмонта «Светослужение» (стихи 1936-1937 годов).

БАльмонт или БальмОнт?

Наталья Александровна, имя Бальмонта обросло мифами и легендами. В книге, как я понимаю, Вы как раз хотели многие из них развеять?

Действительно, о поэте было довольно много мифологизированных представлений. Кстати, мифы о себе поэты творили сами - такова была эпоха. К примеру, Бальмонт сам сочинил себе родословную. Вообще-то изначально его фамилия была Баламут. Эта история есть в воспоминаниях его второй жены, Екатерины Алексеевны Андреевой. Фамилия прадеда поэта была Баламут. А дед, когда записывался на военную службу, посчитал эту фамилию неблагозвучной и переделал ее на Бальмонт, с ударением на первом слоге. И вообще все шесть братьев Константина Дмитриевича носили фамилию Бальмонт. Ударение было на первый слог. Сейчас объявилось много его родственников, все они ставят ударение на первый слог. Но сам поэт из-за каприза его первой жены, Ларисы Гарелиной, переставил ударение на второй слог. И стал на французский лад БальмОнтом.

Правда, к старости в 1937 году он признался своему последнему издателю В.В. Обольянинову, что правильнее ставить ударение на первый слог. Однако в истории русской литературы поэт навсегда остался БальмОнтом, будучи зарифмованным с таким ударением в множестве стихотворных текстах современников. Можно сказать, что Бальмонт - это была его фамилия, а БальмОнт - литературный псевдоним.

Он говорил о каких-то скандинавских корнях…

Да, в книге «В раздвинутой дали» он искал корни своей фамилии в скандинавской мифологии. Он много чего придумывал не только по отцовской линии, но и по материнской. Его матерью была Вера Николаевна Лебедева, корни которой тянулись от ярославских помещиков. Но он и здесь сочинил себе родословную - якобы по материнской линии он происходит от татаро-монгольского князя Белый Лебедь Золотой Орды. И отсюда его страстность, необузданность, увлечение женщинами и прочее. Он даже напишет поэму - «Белый лебедь», посвященную своему легендарному предку.

А какие еще мифы о поэте Вы хотели развеять в своей книге?

Я хотела развеять другие мифы. Все помнят о том, как он в шляпе и пальто залез в озеро, чтобы увидеть блики луны, как загнал всех друзей под стол, чтобы читать стихи. Но редко вспоминают, что именно Бальмонт заложил основы языка новой поэзии. При этом из всех поэтов-символистов Бальмонту очень не повезло - он менее всего изученный и хуже всех изданный. Отсюда - искаженные, стереотипные представления о его лирике. В представлении литературоведов он остался как поэт необыкновенно музыкальный, яркий, но неглубокий. Долгое время господствовало мнение о том, что Бальмонт, который, по словам Брюсова, «десятилетие безраздельно царил в русской поэзии» (имеются в виду с 1895 по 1905 годы), потом начал деградировать, «кружиться» в одной и той же орбите. А умер он в 1942 году. Получается, он 38 лет перепевал самого себя? Это заблуждение, основанное на том, что книги поэта 1910-х годов и эмигрантские сборники у нас никогда не переиздавались. А ведь он опубликовал 35 книг стихов, 20 книг прозы и огромное количество переводов: переводил на русский Эдгара По, Шарля Бодлера, Кальдерона, Калидаса, Шелли. Но тогда, когда я начинала писать о Бальмонте, общедоступными были только его избранные стихи. Мне приходилось работать с прижизненными изданиями, в частности, с десятитомником издательства «Скорпион». Выяснилось, что Бальмонт очень существенно менялся, соприкоснулся даже с постсимволистскими явлениями в русской поэзии.

А долго ли стихи поэта не переиздавались?

В 1930-е годы по разрешению Сталина был издан перевод Бальмонта поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Название поэт перевел как «Носящий барсову шкуру». Это была последняя книга Бальмонта, изданная в России. А вообще в нашей стране Бальмонт не переиздавался вплоть до 1969 года. Несколько поколений знало поэта как белого эмигранта, врага советской власти. В 1969 году вышло издание стихотворений поэта в Большой серии Библиотеки поэта под редакцией В.Н. Орлова. Потом в 1980е годы появилась книга «Избранное» со вступительной статьей Л. Озерова. Эти книги были редкостью, и с трудом добывались. А в 1990-е годы хлынул поток возвращенной литературы. Появилось огромное количество избранных стихов, ориентированных на широкий круг читателя, недавно выпущен даже семитомник Бальмонта, содержащий в себе много ошибок. И все же вопрос о сколько-нибудь научном издании поэта остается открытым.

Самый активный родственник поэта - бывший мэр Шуи

Вы поддерживаете связь с родственниками поэта. Кто эти люди?

Родственников у поэта много, больше 20-ти. Раньше связывать свою родословную с Бальмонтом было не престижно, а теперь - наоборот. Сейчас они объединились, нашли свою родню в разных городах России и за рубежом. И каждый год приезжают участвовать в культурных мероприятиях, приуроченных ко Дню рождения и других памятных дат, в Шуе.

От первой жены, Ларисы Михайловны Гарелиной у поэта был сын Николай, талантливый музыкант, который в 20 с лишним лет он умер от психической болезни. А когда этот брак был накануне распада, что даже привело поэта к попытке самоубийства, родилась девочка Аня, которую он записал на себя, поскольку она родилась в браке с Гарелиной. В это время у поэта уже начинался роман с Екатериной Андреевой. Покойная Нина Константиновна, дочь от второго брака, называла Аню «моя фальшивая сестра». Разойдясь с Бальмонтом, Лариса Гарелина вышла замуж за историка Николая Энгельгардта, и он ее узаконил, признал своей дочерью. Она стала второй женой Николая Гумилева. Ей он посвятил книгу «Огненный столп».

Вторая жена поэта - Екатерина Алексеевна - из всех жен была наиболее уравновешенной. У них была единственная дочь, Нина Константиновна, которая 16-ти лет вышла замуж за ставшего потом очень известным художником Льва Бруни. Нина Константиновна сделала много для увековечения памяти отца. Она собирала хранила все архивные материалы. У Нины Константиновны было пятеро детей, в живых остались трое. В Москве живет внук поэта, геофизик Василий Львович Бруни.

Третьей женщиной Бальмонта была Елена Цветковская, которой было суждено стать гражданской женой. Жениться на ней он уже не мог. Тем не менее, Цветковская была ему бесконечно предана, она уехала с ним в эмиграцию, была с ним до самой смерти. У них родилась дочь Мирра, которая дважды выходила замуж, по этой линии есть внучка и правнуки. Это французские родственники поэта. Сейчас шуяне пытаются вернуть прах поэта из Франции на родину, но я не разделяю их мечту. Ведь рядом с поэтом похоронена Елена Цветковская, там же тайно похоронен один из умерших детей Мирры.

Еще одной женщиной Бальмонта была Дагмар Шаховская, с которой у него был роман почти до самой смерти. Эта отчаянная женщина родила ему двоих детей, Жоржа и Светлану. Светлана Константиновна до сих пор жива, по мужу она мадам Шейлз. Она знала, что ее отец - русский поэт, бережно хранила его письма к матери, которые совсем недавно изданы американским ученым Робертом Бёрдом. У меня есть несколько писем Светланы Константиновны. В них - очень грустные воспоминания о ее отце. Ее брат Жорж - пропал без вести. Видимо, погиб во время Второй мировой войны.

Все это - прямые родственники. Но у него ведь было шесть братьев, и от братьев были дети. Наиболее активны два родственника. Первый - Михаил Юрьевич Бальмонт, который приходится правнучатым племянником брата Константина Дмитриевича, Александра. Он был мэром Шуи, сейчас это серьезный бизнесмен. Мы с ним поддерживаем самые добрые отношения. Он ведет очень активную работу. Благодаря его усилиям, а также энергичной деятельности московских родственников, в декабре, в Москве, в Спасо-Николовском переулке, в районе Арбата, на доме, где поэт жил последние годы жизни перед эмиграцией, поставили мемориальную доску.

Вторая родственница - внучатая племянница, Татьяна Владимировна Петрова-Бальмонт, по профессии химик, живущая в Москве. Она нашла много новых архивных материалов, в частности, переводов Бальмонта.

«Революционер я или нет»

В книге «Бальмонт» отдельная глава посвящена революционным взглядам поэта. Бальмонт приветствовал Февральскую революцию. В нем с юности жило чувство социальной справедливости, необходимости помощи социально обездоленным людям. В 1901 году он прочитает в Московском университете стихотворение «Маленький султан»:

То было в Турции, где совесть - вещь пустая.

Там царствует кулак, нагайка, ятаган,

Два-три нуля, четыре негодяя

И глупый маленький султан.

После этого стихотворения последовала высылка с запрещением проживать в университетских городах, - рассказывает Наталья Молчанова. - Он уехал в Париж. В 1905 году поэт выпустил книгу «Песни мстителя», где были строчки, адресованные непосредственно Николаю Второму (которых он впоследствии стыдился): «Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, встав на эшафот». Потом по понятным причинам поэт не включал эту книгу в библиографические указатели. Да, он был вольнолюбивым человеком. То есть он не без основания считал себя старым революционером, но Октябрьскую революцию не принял. Революция для него стала воплощением террора и насилия. А еще он был против деления людей по классам. В книге «Революционер я или нет» Бальмонт отрекается от своих политических стихов и приходит к выстраданному выводу, что «не революцией, а эволюцией жив мир».

Однажды его арестовали и спросили: «К какой политической партии вы принадлежите?». Он с гордостью ответил: «Поэт». В книге «Где мой дом?» он писал: «Когда мне говорят, что той России, которую я любил, больше нет, я не могу с этим согласиться. Россия всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство, какое историческое бедствие или заблуждение в ней взяло верх».

«Бальмонт любил всех женщин»

В 1920 году поэт уехал из страны. Планировал поехать туда на полгода - быть рядом с заболевшей чахоткой Еленой Цветковской. Бальмонт рассчитывал вернуться, потому что в России осталась вторая жена Екатерина Андреева, дочь Нина (Ниника). Однако временный отъезд из России обернулся для поэта долгими годами эмиграции. Екатерину и их дочь он больше не увидит.

У поэта была своеобразная психология - он любил всех женщин, любил любовь, - рассказывает Наталья Молчанова . - Первая жена Лариса Гарелина была патологически ревнива к поэту, и во многом из-за этого они расстались. А Катю он любил до конца дней. Но когда в его жизнь вошла молодая, бесконечно преданная, готовая пожертвовать всем Елена Цветковская (забеременевшая от него), он решил, что раз он любит Катю и Елену и раз они обе любят его, и у обеих от него дочки, то они все могут жить вместе. Бальмонт писал Екатерине Алексеевне, как было бы славно им всем жить вместе, в любви и братско-сестринском согласии. Они пытались жить втроем, но ничего не получилось. Женщины такой вариант не приняли. Екатерина Алексеевна уступила свое место Елене Цветковской. После этого в своих воспоминаниях она писала, что никогда не встречала более искреннего человека, чем ее муж.

Ну, а когда он встретил Дагмар Шаховскую, в положении Кати оказалась уже Елена Цветковская. В его жизни было много женщин. Но всех их он называл сестрами. И разрывов с ними, драм в его жизни не было. Он легко переводил любовные отношения в дружеские. С Катей он переписывался, пока можно было. Ну а потом, в конце 30-х годов, этого сделать было уже нельзя.

Важно подчеркнуть, что наиболее сильные чувства к женщинам становились для Бальмонта импульсом к созданию прекрасных поэтических произведений.

Бальмонт был известен своим эпатажным поведением, дебошами…

Понимаете, поэты Серебряного века стерли границы между своей жизнью и искусством. В жизни они пытались играть роль своих лирических героев. Но ранний Бальмонт, 1890-х годов, был очень скромным человеком, и Ларисе не изменял. А в 1900-е годы, когда его накрыла слава, он изменился. Тут есть еще одно обстоятельство, о котором деликатно пишет Екатерина Алексеевна Андреева. О Бальмонте существует мнение как о буяне, распутнике, пьянице. Все дело в том, что он совершенно не выносил вина. Он был спокойным, скромным, уравновешенным человеком. Но даже маленькое количество алкоголя его приводило в неистовое состояние, и он об этом знал. Много лет спустя после расставания с мужем Е.А. Андреева написала в своих воспоминаниях:

«Откуда такое противоречие в суждениях о Бальмонте? - пишет она. - Я думаю, это происходило оттого, что в Бальмонте жило два человека. Один - настоящий, благородный, возвышенный, с детской нежной душой, доверчивый, правдивый. Другой - когда он выпьет вина, - полная его противоположность: грубый, способный на все самое безобразное. Бальмонт не выносил алкоголя ни в каком виде и ни в каком количестве. Это была его болезнь и его проклятие. Вино действовало на него как яд. Одна рюмка водки, например, могла изменить его до неузнаваемости».

Правда, что он умер в жуткой нищете?

Правда. Ему собирали деньги на лечение. Собственно, откуда деньгам было взяться? Мало того, что он сам не мог и зарабатывать, ему доставляла беспокойство дочь Мирра, которую назвали так в честь поэтессы Мирры Лохвицкой. Почти весь эмигрантский архив Бальмонта пропал. Но кое-что из архива удалось найти и даже опубликовать усилиями Ричарда Дэвиса, Жоржа Шерона, К.М. Азадовского и др.

Вы сказали, что в Москве в честь поэта установили мемориальную доску. А есть ли в России памятник поэту?

В нашей стране памятника Бальмонту нет, но его собираются поставить в Шуе. Памятник ему в 2011 году поставили в Вильнюсе. И, кстати, сделали это очень удачно. Дело в том, что в его поэзии есть несколько сквозных символических образов. Один из них, малоизученный, - древо жизни Иггдрасиль, и памятник как раз выполнен в форме древа. Есть у Бальмонта очень хорошая книга «Ясень. Видение Древа», которая никогда не переиздавалась, что я и мечтаю сделать в ближайшие годы.

Беседовала Анастасия Сарма

#3, навеянных книгой "Уроки любви", Руслана Киреева,
здесь - о жертвенной любви Елены Константиновны Цветковской к поэту-символисту Константину Дмитриевичу БальмОнту (1867-1942)

Я помню чудное мгновенье...
А. С. Пушкин

Любовь способна обернуться Кармой,
Где сердце растворяется в другом,
А души стали неразрывной парой -
Им тикает единый метроном.

Есть аура вокруг поэтов!
Тому примером Константин БальмОнт,
Поэт, для многих женщин бывший Светом.
"Как Солнце будем," - выражался он. 1*)

Женатый дважды, сделал шаг и третий -
Увлёкся юной преданной душой.
Елена растворилась в нём до смерти,
Отдав любимому смысл жизни свой. 2*)

Поэт обожествлял свою Елену
И не колеблясь, сразу в жёны взял. 3*)
Был сам пленён, её опутал пленом,
Но... не случился счастья идеал.

Во всём он в жизни выступает Солнцем:
От Неба, смотрит сверху, дарит Свет!
А для неё - единственным оконцем,
В котором мир всех радостей и бед. 4*)

Она ему - сердечная обитель,
Доступный Символ женской красоты,
Он демиург, творец и повелитель,
Но закрома души для чувств пустЫ. 5*)

Любовь ей стала добровольным рабством -
Ему она послушна, и во всём:
По кабакам ночь напролёт таскаться
И пить с ним, дочь оставив на "потом". 6*)

Как страж его душевного здоровья,
Она собой смягчала тот психоз -
Ребёнок взрослый "матери" любовью
Решал своей нормальности вопрос. 7*)

Жену он скоро превратил в старуху,
Её взяв девятнадцати годков,
Но... обожая по уму, по духу...
Да, символизм его, увы, таков! 8*)

Его кончина - воспаленье лёгких,
Итог блужданий пьяных по ночам,
И с ним всегда она там тенью робкой -
Как ангела-хранителя, её не отпускал. 9*)

Раба любви ушла за ним, что тенью -
Чуть больше месяца, и так же с ней.
Так проявилось у любви стремленье
И Там беречь его от всех скорбей.

Примечания (взяты из книги "Уроки любви", Руслан Киреев, Рекл,-комп. аг. газеты "Труд", Москва, 2000 г.) и БВЛ, "Русская поэзия начала ХХ века /дооктябрьский период/", стр. 9-12 и 90, КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ - вольное изложение автора):

1*) Свидетельствует его дочь: "Может не совсем удобно об этом говорить, но общеизвестно, что отец имел колоссальный успех у женщин. Его постоянно окружало большое количество поклонниц и почитательниц". И относились те к своему избраннику страстно и требовательно, на что он, человек горячий, реагировал бурно, подчас даже слишком бурно. У его предков фамилия некогда звучала как "Баламут" и лишь потом превратилась в офранцуженное БальмОнт (ударение на последнем слоге).
"Будем как Солнце" - самая знаменитая из его книг."Я живу слишком быстрой жизнью," - он сам о себе.
Мемуары одной из поклонниц:"Он был небольшого роста, с некрасивым, умным лицом, энергичным и оригинальным, "обожжённым" не европейским солнцем. Он был одним из умнейших людей...если умным человеком называть такого, который, во-первых, с полуслова понимает собеседника и, во-вторых, сам, в течение любого разговора, живёт, меняется, творит, меняет другого... речь его живая, острая, яркая, своеобразная, как и его мысль".
БальмОнт блистал в салонах, был полиглотом, переводил с десятков языков лучших поэтов мира, например, блистательно перевёл "Витязь в тигровой шкуре", писал учёные статьи об Оскаре Уайльде и Шота Руставели.

2*) Елена, дочь генерала, была на 13 лет младше БальмОнта. "Она изучала точные науки в Сорбонне, но знала его стихи наизусть, собирала его книги, всё, что он писал, и что писали о нём. Его книга "Будем как Солнце" в прекрасном переплёте всегда находилась возле неё," - так характеризовала её вторая жена БальмОнта Екатерина Андреева-БальмОнт, которую он оставил ради Елены. К девятнадцати годам Елены он был уже давно для неё кумиром.

3*) Их "чудное мгновенье" случилось в Париже, на поэтическом вечере БальмОнта в русской колонии. "После выступления БальмОнт пошёл в кафе и, выпив, пришёл, как всегда, в неистовое состояние. Елена была с ним в кафе, а оттуда сопровождала его в блужданиях по городу ночью. Когда все кафе закрылись, и негде было сидеть, она повела БальмОнта к себе в комнату, так как БальмОнт никогда не возвращался домой, когда был нетрезв. Елена ни минуты не колебалась произвести скандал в маленьком скромном пансионате, где она жила, приведя с собой ночью мужчину," - так, со слов самого БальмОнта, рассказывавшего ей взахлёб о своём новом увлечении, записала жена БальмОнта подробности того рокового для неё вечера в русской колонии. Хотя вначале отнеслась спокойно к очередному (из многих!) увлечению мужа.

4*) Елене к замужеству (не оформленному) было 19 лет. Молчаливая, сдержанная, с очень хорошими манерами, с оригинальным бледным лицом, она выглядела, как существо из сказки Эдгара По (представление самого БальмОнта в его восхищениях Еленой). Её наружность поражала своей необычностью даже в Париже. Максимилиан Волошин рассказывал, что, встречая их вместе с Еленой, художники на Монмарте постоянно спрашивали его, кто это и нельзя ли писать её.
Но Елена не замечала художников, став третьей женой БальмОнта. Вот что писала о ней в своих мемуарах вторая его жена, которую БальмОнт в своё время боготворил, долго её добивался и потом сохранял с ней (была общая дочь Нина) хорошие отношения: Елена "выказывала ему своё обожание при всех и при мне, ни с кем и ни с чем не считаясь. Никто, кроме БальмОнта, не существовал для неё. Она интересовалась только теми вопросами, теми людьми, которые ему были интересны. В дополнение к своим французскому и немецкому, она стала изучать все языки, которые знал он (английский (его любимый), испанский, польский, итальянский), и даже переводила с них под его руководством. Занятия математикой и астрономией в Сорбонне были заброшены".
Елена полностью растворилась в своём любимом. У неё было коленопреклонённое отношение к своему божеству, к своему Солнцу.

5*) Константин БальмОнт слыл среди самых строгих ценителей "поэт милостью божьей". Сам о себе писал (по справедливости, имел право!): "Я изысканность русской медлительной речи..."; "Предо мною другие поэты - предтечи". Самая сильная сторона БальмОнта - "певучая сила", ритмическое разнообразие. Говорят, что в русской поэзии нет размеров, которых бы не испробовал БальмОнт. Недаром о нём писали, что он - поэт-эхо, отражающий все звуки, которые к нему долетают, служитель "культа мимолётностей".

6*) "У неё не было больше счастья, как быть с ним, слушать его. Она следовала за ним всюду, как тень, исполняя все его желания, прихоти, все его "хочу", в каком бы состоянии он ни был. Сопровождала его в его блужданиях днём и ночью. Сидела с ним в кафе, пила с ним то, что он пил..." - так писала в мемуарах вторая жена БальмОнта. А Максимилиан Волошин вспоминал (3 ноября 1911 г., в Париже, ночью в пятом часу утра): "В прихожей раздаётся барабанный стук. Я вскакиваю с постели в одной рубашке, распахиваю дверь и вижу БальмОнта. А чуть позади - бессловесная женская фигура. Это была Елена. Они провели уже много часов в кабаке. Она была в лёгкой кофточке и вся дрожала и кашляла надрывным чахоточным кашлем. Почти старая. Худая до желтизны. С маленькой, выдавшейся вперёд челюстью. А сам он, несмотря на старший возраст, держался молодцом - румяный, возбуждённый, казался страшно здоровым". Сохранилась фотография того времени. На снимке БальмОнт в берете, с седой бородкой клинышком, в руке - папироска, крепкий, прямой, вальяжный, а рядом с ним - старуха с впалыми щеками, вполне годящаяся ему в матери (а она ведь младше его на 13 лет!). И это - та, кем ещё недавно восхищались монпарнасовские художники!

7*) БальмОнда преследовала склонность к суициду. Первая попытка падения из окна третьего этажа (после неприятностей с первой женой) чуть не закончилась фатально - он выздоровел от многочисленных травм лишь после года пребывания в постели. Потом были другие попытки "полётов" из окон и с балконов, в том числе и при Елене. Елена ходила за ним по кабакам Парижа, бросая маленькую четырёхлетнюю дочь Мирру потому, что отпускать его одного было уже нельзя. С 1932 года психическое заболевание стало серьёзным.

8*) Его индивидуалистический идеал декадентского искусства (символизма):
"Я ненавижу человечество
Я от него бегу, спеша,
Моё единое отечество -
Моя пустынная душа".
Он не замечал перемен Елены, живя рядом с нею, и с пафосом бросал вполне искренние восторженные слова: "Это Елена!"; "О Елена, Елена, Елена, как виденье, явись мне скорей!"

9*) Она услышала и после его смерти явилась уже Туда... Она была верной женой и отказать ему не смела ни в чём. Она шла за ним всюду, куда бы он ни звал её - в холод, в нищету, в неуют, в болезнь и во мрак небытия. Это была её Карма Любви.


…Мне открылось, что времени нет,
Что недвижны узоры планет,
Что бессмертие к смерти ведет,
Что за смертью бессмертие ждет.

Константин Бальмонт известный поэт символист, один из самых лучших представителей русской поэзии Серебряного века. Родился Константин Дмитриевич в 1867 году в дворянской семье. Предками по отцу у него были шотландские моряки. Мать Вера Николаевна Лебедева происходила из генеральской семьи, в которой любили литературу. Вера Николаевна устраивала литературные вечера, любительские спектакли, а так же размещала свои произведения в местной печати. Именно мать оказала огромное влияние на формирование личности поэта.
Но мне бы хотелось поразмышлять любовных историях Бальмонта. Всем, конечно известно, что творческая личность немного с левой резьбой в голове. Для того, чтобы творить подобным людям необходим выход их безумной энергии. Кто-то из великих идёт воевать, а кто-то, подобно Бальмонту ищет вдохновения в страсти. Им, как воздух необходимо чувство постоянной влюблённости.
Женился Константин Дмитриевич в 22 года на дочери фабриканта Ларисе Горелиной. Женитьба рассорила Бальмонта с родителями и лишила молодоженов финансовой поддержки. Семейная жизнь сразу не заладилась из-за постоянной нехватки средств, а так же из-за трагедии с детьми (первый ребёнок умер, второй Николай страдал нервным расстройством). Порывистая натура поэта не выдержала испытаний и он решил покончить собой прыгнув из окна третьего этажа. К счастью, он выжил, но травмы были столь ужасны, что Константин был вынужден провести в постели целый год. Вынужденное заточение в четырёх стенах было весьма плодотворно в творческом плане и заставило поэта переосмыслить свою жизнь. Вот что он писал в автобиографическом рассказе: " В долгий год, когда я, лёжа в постели, уже не чаял, что когда-нибудь встану, я научился от предугаданного чириканья воробьёв за окном, и от лунных лучей, проходивших через окно в мою комнату, и от всех шагов, достигавших до моего слуха, великой сказке жизни, понял святую неприкосновенность жизни. И когда наконец я встал, душа моя стала вольной, как ветер в поле, никто уже не был над нею властен, кроме творческой мечты, а творчество расцвело буйным цветом..." Поэт выздоровел, но хромота осталась на всю жизнь. Вскоре поэт расторг брак с опостылевшей супругой. По решению суда после развода Горелиной позволялось вступить в брак, а Бальмонту навсегда запрещалось жениться. Но романтическая натура поэта жаждала любви и она появилась в его жизни в лице Екатерины Алексеевны Андреевой (родственницы издателей Собашниковых). И хоть девушка была безответно влюблена в известного адвоката А. Урусова и не отвечала Бальмонту взаимностью, со временем узнав поближе Константина Дмитриевичем прониклась к нему добрыми чувствами. В 1896 году молодые люди поженились, а чтобы обойти судебное решение на запрет нового брака, Бальмонт совершил подлог, предоставив старый документ, в котором он числился неженатым. Супруги сразу же отправились путешествовать по Европе. Годы проведённые за границей были весьма плодотворны в творческом плане.
В 1901 году поэт принял участие в массовых студенческих демонстрациях, а так же написал стихотворение "Маленький султан", в котором критиковал царский режим.

То было в Турции, где совесть - вещь пустая. Там царствует кулак, нагайка, ятаган, Два-три нуля, четыре негодяя И глупый маленький султан. Во имя вольности, и веры, и науки Там как-то собрались ревнители идей. Но сильны волею разнузданных страстей, На них нахлынули толпой башибузуки. Они рассеялись. И вот их больше нет. И тайно собрались избранники с поэтом: "Как выйти, - говорят, - из этих темных бед? Ответствуй, о поэт, не поскупись советом". И тот собравшимся, подумав, так сказал: "Кто хочет говорить, пусть дух в нем словом дышит, А если кто не глух, пускай он слово слышит, А если нет, - кинжал". Поэта выслали из столицы на три года. Затем грянула революция 1905 года, которой поэт увлёкся, как эстет. Он напечатал ряд революционных стихотворений ("Песни мстителя", "Стихотворение"), но вскоре политика ему наскучила и он отправился путешествовать. Надо отметить, что за его стихи в Россию ему был закрыт въезд (амнистию Бальмонт получил только в 1913 году).
Но вернемся к любовным историям нашего героя. В Париже, в начале XX века Константин Дмитриевич, уже известный литератор, познакомился с генеральской дочерью Еленой Константиновной Цветковской, которая училась на математическом факультете Сорбонны. Девушка была страстной поклонницей поэта. Вскоре Бальмонт запутался в своих семейных отношениях. Он то жил с женой и дочерью, то отправлялся путешествовать с Цветковской. В 1907 году Елена родила поэту дочь Мирру. Девочку назвали в честь одной из возлюбленных поэта Мирры Лохвицкой. Представляете, как Елена Цветковская любила поэта, что даже согласилась назвать дочь именем бывшей любовницы! Ну, а творческая личность Бальмонта вновь страдала. Жену он оставлять не хотел, но и без Елены больше не мыслил своей жизни и поэтому опять поступил, как трус решив выброситься из окна. Однако, судьба в который раз хранила его. Поправившись поэт стал жить с Цветковской в Петербурге (до 1917 года), а к Андреевой иногда приезжал в гости.
После революции поэт с Еленой и дочерью эмигрировали во Францию. Стареющий ловелас остался верен себе, в 1919 году в Париже он познакомился с баронессой Дагмар Шаховской (обрусевшей эстонкой). Влюблённая баронесса родила Бальмонту двух детей. Но на это раз поэт не решился бросить семью и встречался с Дагмар и детьми лишь изредка, зато часто писал и в каждом письме признавался в любви.
Последние самые трудные годы с Константином Дмитриевичем провела преданная Цветковская, единственная, кто его по настоящему любил. Умер Поэт Серебрянного века в 1942 году в эмигрантском приюте под Парижем. Верная Елена Константиновна пережила любимого всего лишь на один год.
Слова любви всегда бессвязны, Они дрожат, они алмазны, Как в час предутренний — звезда; Они журчат, как ключ в пустыне, С начала мира и доныне, И будут первыми всегда; Всегда дробясь, повсюду цельны, Как свет, как воздух, беспредельны, Легки, как всплески в тростниках, Как взмахи птицы опьяненной, С другою птицею сплетенной В летучем беге, в облаках.
Бальмонт и Цветковская. Екатерина Андреева- Бальмонт.