Бестиарий: Бестиарий. Големы

Ответ на вопрос о том, кто такой Голем, можно сформулировать весьма просто - это создание из глины, наделенное магической силой. Наиболее часто Големов изготавливали, чтобы отомстить обидчикам. Это ведущий персонаж еврейской мифологии. Однако есть немало и фактов, с которыми предлагаем познакомиться.

Кто мог творить Големов?

Легенда о Големе гласит, что создать его может исключительно раввин, духовно богатый и Причем двигать им должно не желание покарать собственных недругов, а стремление защитить весь еврейский народ от гонителей и угнетателей. Помыслы создателя должны быть абсолютно чисты, только в этом случае его глиняное творение обретет свою сверхчеловеческую мощь.

Происхождение слова

Что такое Голем, будет подробно рассмотрено ниже. А само слово ведет свое происхождение от «гелем», что на иврите значит «сырой материал без обработки», «глина». Есть и иная версия появления слова - от «бесформенный».

История

Изначально Голем появился в Праге, в 16 веке, когда еврейский народ жил в очень тяжелых условиях. Населявшие чешскую столицу немцы и чехи всеми силами притесняли его. Евреи не имели права селиться за пределами своего гетто, нередко прозябали в нищете и тесноте.

Устав с болью смотреть на муки собственного народа, Верховный раввин Лев обратился с молитвой к небесам, ища заступничества у всесильного бога. И услышал ответ: он должен провести тайный ритуал, создать из глины Голема и доверить ему расправу над врагами.

Лев и его ближайшие приспешники сделали все, что было им велено: вылепили из глины фигуру, похожую на человеческую, оживили ее при помощи тайных знаний. Голем очень походил на человека, но отличался несколькими особенностями:

  • не обладал даром слова;
  • отличался поразительной физической силой;
  • имел цвет кожи коричневатого оттенка.

Чудовище успешно уничтожило врагов, держащих в страхе еврейское гетто, и выполняло функции защитника своих создателей на протяжении 13 лет.

Поэтому разбираясь, кто такой Голем, можно отметить - это защитник еврейского народа, созданный раввином и его друзьями и оживленный силой магических знаний.

Ритуал

Рассмотрим, как именно проходило оживление глиняного истукана. Помогали раввину Льву его верные приспешники:

  • Зять Ицхак бен Симеон, символизирующий огненную стихию.
  • Ученик рабби, Якоб бен Хайим Сассон, воплощавший в магическом ритуале стихию воды.

Сам рабби воплощал собой воздух, а их создание - Голем - стихию земли.

Предварительно все участники ритуала прошли процедуру очищения, суть которой до нас не дошла.

Голем - мифическое существо, в которое вдохнули жизнь, был создан так:

  • Сначала, непрерывно читая псалмы, мужчины вылепили из глины фигуру, поместив ее лицом вверх.
  • Потом они разместились у его ног, устремив взгляды в безжизненное лицо.
  • По велению Льва Ицхак семь раз обошел истукана, двигаясь справа налево, и произнес секретную фразу, после чего Голем стал красным, слово горя в ярком пламени.
  • Затем истукана также 7 раз обошел Яков, которому было доверено произнесение еще одного текста, по завершении этой части ритуала огненный блеск пропал, а по фигуре потекла жидкость. У Голема появились ногти и волосы.
  • Далее сам рабби обошел свое творение и вложил в его уста пергамент. По другой версии - шем, тайное имя бога.

После ожил. Ему дали одежду, чтобы он ничем не отличался от человека, и пояснили задачу - защищать еврейский народ.

Особенности внешнего вида и поведения

Голем - это человекоподобный истукан, чаще всего из глины, оживленный благодаря тайному знанию. Поэтому выглядел он как грубоватая копия человека. Наиболее известный пражский Голем получил одежду и поэтому мало чем отличался от людей. Не зря рабби Лев привел его в свой дом и выдал за немого, случайно встреченного на улице. Внешней привлекательностью это создание не отличалось, скорее напоминало изуродованного человека примерно 30 лет.

По легенде, делать фигуру глиняного чудовища следовало не выше роста ребенка 10 лет, поскольку Голем очень быстро растет. При этом в пище он не нуждается, в состоянии выполнять любую физическую работу.

Какими-либо магическими способностями, помимо своей сверхсилы, глиняный истукан не обладал. То, что Голем, выйдя из повиновения, начинает крушить все на своем пути, свидетельствует о зле, заложенном в саму его натуру.

Уничтожение первого Голема

Лев долгие годы держал под контролем свое создание, погружая его в сон во время своих визитов в синагогу. Но однажды постаревший раввин забыл это сделать, поэтому чудовище вырвалось из его дома и начало крушить все на своем пути. Испуганный еврей навсегда усыпил свое творение, а народ вновь оказался без защиты.

Безжизненное тело глиняного защитника было помещено на чердак синагоги, и долгие годы никто не отваживался заглянуть туда. Однако в 20-х годах прошлого столетия журналист, желая развенчать еврейскую легенду, сумел проникнуть в это место и увидел, что следов глиняного человека там нет.

Уничтожение Голема объясняют и иначе:

  • Второй вариант легенды гласит о том, что «бунт» великана удалось усмирить, но он выполнил свою работу, гонения на евреев прекратились, поэтому рабби Лев приказал Голему ложиться спать на чердаке синагоги, где и уничтожил его.
  • Есть и более романтическая версия. Голем, живя среди людей, постепенно начал обретать разум и осознавать себя. Он воспылал чувствами к прекрасной Мириам, дочери раввина. Девушка веселилась, называя его своим суженым, а глиняный человек всюду сопровождал ее, неловко круша все на своем пути. Отец попросил Мириам обездвижить Голема, и тот обратился в прах.

Каждое из объяснений гибели Голема по-своему интересно и заслуживает права на существование.

Иные гипотезы

Есть и несколько иная версия того, кто такой Голем. Легенда повествует о том, что «черный человек» (так иногда именуют глиняного истукана) выполнял за своих создателей самую сложную работу. Исполнив свой долг, он обращался в пепел. Впервые создал его пражский раввин Махараль.

Эта легенда имеет более позднее происхождение и появилась в 17-м столетии.

Современные взгляды

Рассмотрев, кто такой Голем, узнаем, как к нему относятся наши современники. Несмотря на весьма неправдоподобный сюжет легенды, многие пражские евреи по сей день верят в то, что некогда их народ оберегало глиняное чудовище. Считается, что каждые 33 года оно возрождается к жизни и вновь исчезает.

Разновидности Големов

Глиняный истукан - защитник еврейского народа - не единственный вариант того, что такое Голем. В различные времена в мистических текстах встречаются несколько вариаций этого чудовища:

  • Водный. Создан из обретшей форму жидкости, нередко обладает разумом.
  • Каменный. Внешним видом схож с ожившей каменной глыбой.
  • Огненный. Проживает в вулканах, обладает магическими способностями.
  • Земляной. Напоминает холм, предпочитает селиться на равнинах. Является менее агрессивным, чем все предыдущие.

Эти виды истуканов менее популярны, чем глиняный великан.

Образ в литературе

Персонаж Голем нередко использовался писателями в своих произведениях:

  • Австриец создал роман «Голем», принесший ему известность. Сама легенда упоминается лишь мельком, основу же сюжета составляют сны главного героя, безымянного рассказчика.
  • Пьеса Артура Холичера с таким же наименованием увидела свет в 1908 году.
  • Станислав Лем, и философ, опубликовал рассказ «Голем 16».
  • Упоминается глиняный человек в произведении «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких.
  • В романе Умберто Эко «Маятник Фуко» также есть фигура Голема.

Этот персонаж еврейской мифологии нередко фигурирует в произведениях современных фантастов как мощное оружие.

Рассмотрев, что такое Голем, предлагаем познакомиться с подборкой интересных фактов об этом мифическом создании:

  • В городе Познани ему установлен памятник. Скульптура располагается на аллее Кароля Марцинковского. Это довольно необычный монумент высотой более 2 метров, изображающий фигуру человека в движении. Благодаря использованию особого материала памятник светится в темноте.
  • Персонаж мифологии, Голем, стал героем одного из эпизодов фантастического сериала «Секретные материалы». Расследуя загадочное убийство подростков, Малдер и Скалли знакомятся с евреями, которые сохранили древние знания и стали использовать их для возмездия.
  • Аналогию с героем еврейских мифов применил и Квентин Тарантино в своей картине «Бесславные ублюдки».
  • Согласно легендам, Голем никогда не болел, не имел собственной воли и был обязан слепо подчиняться своему создателю.
  • Образ каменного истукана используется не только в литературе и кинематографе, но и в аниме, компьютерных играх.
  • Знаменитое чудовище Франкенштейна также можно считать разновидностью Големов, но только в качестве материала для его создания взяли не глину, а части человеческих тел. Призвать его к жизни смогла не мистическая сила, а наука.

Всем своим существом искусственное создание выражало, что человек не в силах заменить бога и при всем старании может создать лишь бездушное творение, не наделенное разумом и волей. Можно проследить аналогию - Господь создал Адама из глины и сумел вдохнуть в него жизнь. Люди же используют этот материал для создания бездушных истуканов, способных к действию, но лишенных сострадания. Судьба Голема во многом трагична: созданный волей оккультиста, пусть и с самыми благими побуждениями, он был направлен на выполнение сложных заданий, после чего уничтожался. Никому и в голову не приходило как-то скрасить его судьбу или проявить сочувствие.

Могущественный Голем обожает разрушение! Будучи уничтоженным, он взрывается и разделяется на двое. Получившиеся в результате Големиты обладают одной пятой силы и уроном Голема.

Уровень Урон в секунду Урон за атаку Урон/сек на квадрат Урон при смерти Здоровье Стоимость тренировки Стоимость улучшения Уровень лаборатории Время улучшения

LVL 1
38 91.2 1.26 350 4,500 450 0 0 0

LVL 2
42 100.8 1.4 400 5,000 525 60,000 6 10д

LVL 3
46 110.4 1.53 450 5,500 600 70,000 7 12д

LVL 4
50 120 1.666 500 6,000 675 80,000 7 14д

LVL 5
54 129.6 1.8 550 6,300 750 90,000 8 14д
Уровень Урон в секунду Урон за атаку Урон при смерти Здоровье

LVL 1
7 21 70 900

LVL 2
8 24 80 1,000

LVL 3
9 27 90 1,100

LVL 4
10 30 100 1,200

LVL 5
11 33 110 1,260

Описание

  • Голем является одним из самых мощных юнитов. Убить его не так то просто – после смерти из него появляются два небольших Големчика, которые продолжают яростно атаковать.
  • Големы и Големчикам умеют уничтожать часть территории даже после смерти, практически как Воздушные шары.
  • Главная цель Големов аналогична задачам , и – оборона.

Атакующая тактика

  • Разместить Голема в самом начале боя – отличная затея! Противник сосредоточит свои силы исключительно на них. Пока враг отвлечён, выставляйте Лучниц и Варваров.
  • К сожалению, Големы не могут нанести существенного урона. Поэтому применяйте и для нанесения урона вместо них.
  • Пружинные ловушки Големам не представляют никакой угрозы. Но, если активирован режим Големитов, то стоит таких ловушек остерегаться.

Защитная стратегия

  • Големы также сильны как и Гиганты. Они могут выдержать достаточно мощные атаки.
  • Големы хорошо отвлекают на себя внимание войска противника, которые принимаются за их расстрел.
  • После смерти происходит сильный взрыв, который уничтожает практически всё на своём пути. От него погибают все юниты с первым уровнем и множество со вторым. Даже Наездники на кабанах не могут выжить. Тот противник, который чудом уцелел, будет вынужден биться с двумя Големчиками.

Изменения при улучшении

  • Уровень 3. Каменистый Голем меняет свой цвет на тёмно-серый.
  • Уровень 5. Из спины Голема вырастают кристальные прямоугольники. Они похожи на кристаллы у Башни Колдуна с третьим уровнем. Голем становится сиренево-серым.

Небольшие детали

  • Благодаря обновлению от 17 апреля 2013 года был создан Голем.
  • В Военном Лагере максимального уровня помещается до 8 Големов. Также один Голем находится в Крепости Клана.
  • Големы, как и с Воздушными Шарами могут зачищать территорию даже после смерти.
  • Голем занимает на 5 мест больше, чем П.Е.К.К.А. – 30.
  • Голема можно считать модернизированным Гигантом с новым витком развития, у которого существенно увеличили цену.
  • Также Голема можно сопоставить с обычной каменной стеной – он тоже принимает на себя сильный огонь и его довольно сложно уничтожить.

Черная магия и необъяснимая мистика издавна привлекали людей. Они завладевали их вниманием, а также драгоценным временем. Именно таким способом загадочная Прага действует на туристов.

Гости города жадно слушают рассказы о странных событиях прошлых веков, с интересом рассматривают объекты исторического наследия. Но больший восторг на их лицах можно увидеть при повествовании или местного жителя Праги средневековой легенды о Големе .

Несмотря на то, что данный город обладает бесчисленным собранием мифов и легенд явным фаворитом считается рассказ о необычном существе.

По легенде, «нечеловека» создал еврейский ученый Иегуда бен Бецалель (около 1525-1609). В повседневной жизни он был известен как раввин Лев (Магараль). Он был поистине мудрым мыслителем того времени; его советы как никогда помогали найти выход из сложных ситуаций. Поэтому в знак уважения и вечной памяти после смерти еврейского раввина запрещалось кому-либо занимать его бывшее кресло на правой стороне .

2009 год ознаменовался четырехсотлетним юбилеем Магарала, символа пражского Средневековья. На была проведена реставрация надгробий всей семьи раввина Лева, которые стали самыми посещаемыми объектами некропольного туризма в Праге.

Естественно, памятник раввину больше почитается религиозными паломниками. Они верят, что Магарал до сих пор может спасти их от неправильных поступков. Поэтому паломники, не стесняясь, прицепляют свои послания с желаниями к надгробию раввина, а после для закрепления эффекта — приносят заговоренную свечку. Такое слегка странное почетание лишний раз подчеркивает, что память о раввине еще живет в сердцах людей! А это значит, что Прагу они воспринимают как свой второй дом, где живет их отец, наставник…

Можно безумолку рассказывать о заслугах Магарала перед народом; но зачем слушать, когда можно все своим глазами увидеть?! Именно для этого была создана выставка в () . Ее основными экспонатами являются одни их первых опубликованных произведений философа Лева, среди которых и рассказ о Големе.

Мысль создать искусственное существо прочно «поселилась» в головах ученых Средневековья. Поэтому, совсем неудивительно, что на городских обсуждениях постоянно всплывала эта тема. Некоторые ученые даже выдвигали идеи, описывая их в своих трактатах. Вот, к примеру, алхимик Парацельс подробно расшифровал «биохимический» процесс создания своего гомункула. В собственном труде «De generatione rerum naturalium» врач утверждал, что если мужское семя поместить в плотно закрытую стеклянную емкость, предварительно опущенную в конский навоз, то обязательно появятся признаки зарождающей жизни. Но только спустя сорок дней, после полного разложения, в емкости вырастет бесцветная человеческая форма без тела. Затем на протяжении сорока недель ее необходимо будет подпитывать частицами из человеческой крови, при температуре, приближенной к температуре материнского тела. Результатом такой сложной последовательности станет появление миниатюрного человеческого дитя. Неизвестно, была ли данная концепция опробована в действительности, пока в мире существует лишь один создатель Голема и имя его раввин Лев.

Голем (гомункул) — это магическое сочетание четырех камней мира, основополагающих элементов, т.е. слияние воды, огня, земли и воздуха. Именно так раввин отвечал на вопросы своих помощников о материалах для своего «будущего сына».

Твердая оболочка тела Голема была создана из глины, а для ее оживления были использованы оставшиеся элементы (вода, воздух, огонь). Под ними подразумевались сам раввин и его помощники, которые произносили магические формулы.

Существует и другая версия вдохновения жизни в Голема: в его уста и лоб раввин вложил пергамент с молитвой Шма Исраэль. А после облачения гомункула в одеяния, он стал похож на тридцатилетнего мужчину.

Мистическое течение Каббала отмечает великую роль «Шма» в оживлении существа. Так как их представители считают, что только правильная комбинация букв в обозначении Б-га способна сотворить человеческое существо.

Цели создания

Когда обычному народу недостаточно своих физических сил или интеллекта, тогда возникает единогласное желание — это просить помощи у Богов, ученых, магов, чтобы они создали того, кто решит их проблемы.

Голем был не единственным, кого искусственно сотворили. Еще в древние времена ходили слухи о Пандоре, созданной по милости Богов; великий титан «Прометей» пытался «размножить» людей с помощью кусочков глины, из которых ранее были созданы их предшественники и т.д.

Причины оживить Голема были, скорее всего, социально-политической направленности. Поскольку раввин поприветствовал свое существо словами, которые полностью передали его главную цель создания. Он сказал Голему, что теперь «он защита еврейского народа». И с того дня Голем преданно служил своему раввину, ну и конечно, своему государству.

Процесс создания

Однажды ночью Магарала разбудил таинственный голос, который настойчиво требовал сотворить защитника еврейского народа от гнета. Несмотря на то, что во времена правление Рудольфа II евреи в Праге, в шестнадцатом веке не чувствовали особых притеснений, но королевские заговорщики хотели лишить город спокойствия. Поэтому необходим был тот, кто сможет избавить Прагу от предателей.

У Голема отсутствовали человеческие эмоции, ему чуждо было чувство сострадания к другим. Он был верным бойцом для своего народа. А его нескончаемая сила не раз помогала в быту и самому раввину.

Голем никогда не жаловался на усталость, он просто ее не чувствовал. И чтобы хоть как-то сохранить его энергию, каждую пятницу раввин вытаскивал «Шма» из головы Голема.

Но в жизни всему приходит конец, вот и приключения Голема среди еврейского народа были окончены. Нерасторопный слуга надоел раввину, поэтому он решил его усыпить навечно.

Магараль навсегда вытащил «Шма» из уст Голема и с помощью своих учеников тщательно спрятал его на чердаке пражской Староновой синагоги.

И как бы не пытались, любопытные репортеры под предводительством Эгона Эрвина Киша отыскать бездушное существо, все было напрасно.

История о безграничных способностях Голема и мере их использования навсегда стала примером человеческой халатности по отношению к своим созданиям.

Источник вдохновения

К сожалению, насколько бы не была красива легенда о мистическом чудовище, реальность того времени сильно от нее отличалась. И свободу пражским евреем подарил не глиняный защитник, а просвещенный император. Даже увлекательная тема о создании Голема принадлежит не раввину. В древних еврейских сказаниях ранее уже встречались подобные эпизоды.

Однако, это абсолютно не влияет на популярность легенды о раввине и Големе . Кроме того, она постоянно воплощается в произведениях литературы, изобразительного искусства, кино.

Юдита Розенбергова, Густав Майринк, Хорхе Боргес — это авторы, которые сумели оживить Голема в своих литературных шедеврах, а Пауль Вегенер и Мартин Фрич — режиссеры, которые показали мистическое существо в телеэкранах.

В мифологии каждого народа Земли существует собственное предание об искусственно созданном существе, управляемом с помощью магии извне. В еврейской мифологии-ашкенази- это голем – гигантское существо из глины, камня или металла. Как правило, он помогает своим создателям, но стоит только недоглядеть и голем становится жутким разрушителем.

Ночной страж

Согласно еврейским преданиям голем – это мифическое существо, в которое с помощью оккультных практик каббалисты вдохнули жизнь. В то же время в еврейской литературе нередко можно встретить сравнение голема с Адамом. Различие состояло лишь в том, что сотворенный богом человек обладал душой. В отличие от него существо, создаваемое каббалистами, не имело органов чувств, не могло думать и говорить. При этом голем обладал высоким ростом и нечеловеческой силой, что делало его бесстрашным воином, ночным стражником либо разрушителем. Интересно отметить, что согласно древнееврейским текстам голема не сразу создают большого роста. На начальном этапе каббалисты лепят из глины тело десятилетнего ребенка, после чего проводят оккультный ритуал, оживляя его. В этот момент существо начинает расти, пока не достигнет внушительных размеров. При этом голем физически непобедим и подчиняется исключительно своему создателю. В древнееврейских текстах нередко описываются случаи, когда голем вырвавшись на свободу, ослепленный ненавистью ко всему живому, убивал всякого, кто встречался ему на пути.

Пражский монстр

Наиболее популярной у народов средневековой Европы являлось предание о Пражском големе. Его создал раввин по имени Лев для охраны еврейского квартала в ночное время. Создание искусственного существа в три локтя ростом проходило на реке в предрассветном тумане. После того, как фигура голема была готова, раввин провел каббалистический ритуал. После его окончания он вложил в рот существа тайное имя бога для управления големом. Внешне пражский голем напоминал уродливого мужчину лет тридцати. При этом существо обладало страшной физической силой, справиться с которой было невозможно. С тех пор днем голем выполнял тяжелую работу в доме раввина, а ночью охранял еврейский квартал. Это был идеальный стражник, который никогда не уставал, не нуждался в еде и питье. Но со временем пражский голем приобрел человеческие качества: стал требовать пищу, научился говорить и потянулся к людям. Однако жители квартала в страхе бежали от него, вызывая у искусственного существа чувство одиночества и неприязни к людям.

Месть жителям квартала

Каждую пятницу перед вечерней молитвой раввин вынимал изо рта голема тайное имя бога, чтобы на время субботы обездвижить его. В воскресенье утром заклинание возвращалось на свое место, и голем снова оживал. Но однажды произошло несчастье: раввин забыл вынуть тайное имя бога изо рта галема, после чего монстр взбунтовался. Искусственное существо, наделенное невероятной силой, без устали громило дома жителей еврейского квартала, убивая всех, кто попадался ему на пути. К счастью раввин хитростью смог изъять заклинание изо рта голема, после чего бездыханный монстр свалился к ногам священнослужителя. По преданию, в страхе перед искусственным существом, его тело отнесли на чердак синагоги и спрятали под ветошью, оградив доступ к телу оккультными заклинаниями. Тем не менее, легенда о пражском големе оказалась настолько популярна у жителей города, что в 1920-м году чешский писатель взобрался на крышу синагоги, чтобы проверить, древнее предание. Никакого голема он там, разумеется, не обнаружил. Тем не менее, жители Праги до сих пор верят, что раз в 33 года ужасный монстр оживает под крышей синагоги и бродит по улицам еврейского квартала. В этот момент лучше не попадаться на его пути.

Согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם ‎), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс. ) в слове галми (ивр. גלמי ‎), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.

Согласно другой гипотезе, слово происходит от древне-еврейского galam - он свернул, завернул.

Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (урду گولیمار , индийские и прочие восточные языки). Пример: Пакистан. GOLI (bullet) and MAR (fire), слово - Голимар (процесс обжигания глины). В связи с увлечениями в Европе с конца XVII века восточными легендами и сказками и их переработкой.

Легенда

Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века . Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

Отражение в культуре

Литература

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним , «Изабелла Египетская» ; реминисценции этого мотива можно указать у Мэри Шелли в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей»Гофмана и Гейне); для них голем - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой - роман Густава Майринка , и в еврейской - драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу - социальная сатира на мессианизм . Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Легенду о глиняном чудище, созданном в Праге в конце XIV века, пересказал для детей нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер .

Русская литература

В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей» , в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн, сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине - Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия».

К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников .

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, её революционной, ещё неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил её, запечатлев в нём грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.

Кинематограф

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем » () и «Голем: как он пришел в мир » () - последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером , образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища , созданного Франкенштейном . В 1936 году фильм «Голем » снял Жюльен Дювивье .

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы ».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (чеш. Císařův pekař, pekařův císař , , режиссёр Мартин Фрич), где голем тоже появляется и играет важную роль в развитии сюжета.

В английском фильме 1966 года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезённого в лондонский музей из Праги в корыстных целях. С помощью неограниченных физических возможностей голема он разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.

В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковым в 2004 году. Осень 1947 года. Больше года прошло с того дня, когда была уничтожена банда Сеньки Кривого. Однако в Угольной Линии и её окрестностях снова начинают погибать люди. В милиции с ужасом обнаруживают, что отпечатки пальцев на орудии очередного убийства совпадают с отпечатками пальцев покойного Сеньки. На фоне развития событий проводятся попытки создания советскими учёными нового голема, как оружия нового поколения.

Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great»(ответвлении аниме-сериала «Рубаки»).

Голема Элиса при помощи написанных мелом слов и нарисованных мелом печатей призывала Шелли Кромвель в аниме «Индекс волшебства»/«Магический индекс» (To Aru Majutsu no Index) с 20 серии 1 сезона и далее.

26 серия японского аниме "Soul Eater" была посвящена големам, их созданию и свойствам. Действие происходило в деревне Лоэв (Чехия), в которой проживали создатели големов(название деревни, вероятнее всего, является выдуманным).

Категории:

  • Персонажи «Книги вымышленных существ» Борхеса
  • Персонажи фильмов
  • Каббала
  • Культура Праги
  • Вымышленное оружие
  • Голем
  • Иудаистическая мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Голем" в других словарях:

    - «ГОЛЕМ» (евр. «Goilom») весьма распространенная, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («Г.»), созданном из глины для исполнения разных «черных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и… … Литературная энциклопедия