Что такое карьер. Какие бывают карьеры

В этой статье:

Песок – один из самых востребованных строительных материалов. Так как люди его используют в хозяйственной и строительной деятельности. Но, несмотря на то, что песок буквально лежит у нас под ногами, добыча этого полезного ископаемого в промышленных объемах – дело непростое, которое требует знаний технологии и огромных финансовых вложений. Поэтому далее мы рассмотрим, как организовать предприятие по добыче и производству песка?

Как оформить добычу песка?

Чтобы деятельность по добыче песка была легальной, необходимо оформить карьер и зарегистрировать предприятие.

Зарегистрировать предприятие лучше как ООО на упрощенной системе налогообложения. Далее нужно получить право на пользование карьером и оформить лицензию.

Такая лицензия действительна в течение 5 лет, но потом ее можно продлить.

В процессе легализации бизнеса могут понадобиться следующие коды ОКВЭД и нормативные документы:

  • 14.21 – «Разработка песчаных и гравийных карьеров»;
  • 14.22 – «Добыча каолина и глины».
  • ГОСТ 8736-93 – «Песок строительный. ТУ»;
  • ГОСТ 4417-75 – «Песок кварцевый для сварочных работ».

Технология добычи песка

Выбор технологии добычи песка зависит от происхождения строительного материала – карьерный, морской или речной. Добыча песка может выполняться следующими методами:

  • открытым ,
  • закрытым .

Добыча песка открытым способом

Добыча песка открытым способом является более распространенной. При этой технологии применяются скреперы, самосвалы, экскаваторы, подвесные канатные дороги и иное оборудование. Месторождения нерудных полезных ископаемых обычно скрыты под слоями почвы и глинистыми породами. Их называют вскрышами.

Перед тем как начать добычу песка, скреперы и бульдозеры осуществляют вскрышные работы. Это позволяет предотвратить попадание различных примесей в песок. Соотношение объема слоя породы к общему объему полезных ископаемых называют коэффициентом вскрыши. Следующая операция – прокладывание траншей для рабочих уступов и транспортных путей. Высота уступа определяется техническими характеристиками экскаватора.

Обычно для добычи песка используют одноковшовый или многоковшовый экскаватор. Объем ковша этой спецтехники варьируется от 0,25 до 15 м 3 .

Песок, который добывается этим методом, обычно желто-оранжевого цвета и не самый лучший по своим свойствам. Поэтому в дальнейшем производят его очистку, после которой материал можно использовать в приготовлении штукатурных и кладочных растворов, в производстве кирпича.

Технология добычи песка закрытым (гидромеханизированным) способом

Добыча песка со дна водоемов осуществляется гидромеханизированным способом. Для освоения подводных месторождений используют земснаряды или плавучие установки. Они выглядят как понтон, который фиксируется и перемещается с помощью якорей, тросов и свайных устройств. На этом оборудовании располагается землесос – мощнейший насос . На дно водоема опускается механический рыхлитель и землесос. Эти устройства работают совместно, и разрыхленный песок всасывается в трубу и далее в виде гидросмеси перемещается по плавучему пульпопроводу, который состоит из звеньев труб и поплавков.

В завершение пульпа (смесь песка и воды) помещается в гидроотвалы, откуда вода стекает обратно в водоем. Одновременно с этой операцией выполняется отмывка полезного ископаемого от глинистых и пылевидных примесей.

Бизнес-план по разработке карьера и добыче песка

Цель проекта – добыча разнозернистого кварцевого песка с месторождения (карьера) и его реализация на территории Российской Федерации.

Планируется, что разработка месторождений на предприятии будет осуществляться открытым способом. Благоприятные горно-геологические условия позволяют осуществлять вскрышные работы одновременно с добычей полезных ископаемых. Средняя высота уступов для месторождения кварцевого песка составляет 5 метров – 1 уступ, а предельный угол откоса – 35-40°.

На месторождениях кварцевого песка вода может быть подсечена на глубине около 8 метров. Дебит воды не существенный, при котором все работы можно осуществлять без откачки. Капитальные затраты на добычу песка

Затраты на покупку оборудования

1. Экскаватор «Hyundai R220LC-9S» (производство-Корея).

Технические характеристики:

  • мощность — 194 кВт/263 л.с.;
  • объем ковша – 1,43 м 3 ;
  • глубина копания – 6 440 мм.

Цена экскаватора составляет 5 744 681 рублей.

2. Погрузчик «SEM 639 B», 1,7 м 3 .

  • Объем ковша – 3,0 м 3 ;
  • Мощность двигателя — 162/220 кВт/л.с;

Цена погрузчика – 1 468 085 рублей.

3. Автомашина самосвал КрАЗ – 6510.

Технические характеристики:

  • Грузоподъемность – 18 000 кг;
  • Объем платформы – 12 м 3 .

Цена автомашины – 2 648 936 рублей.

4. Утепленный вагончик. Цена – 478 723 рублей.

5. Рации. Цена – 24 468 рублей.

6. Пожарный щит. Цена – 8 511 рублей.

7. Баки 200 литров под топливо. Цена – 28723 рублей;

8. Бак под масло 200 литров. Цена – 9 574 рублей;

9. Обогреватель на солярке. Цена – 4 255 рублей;

10. Газовая плита. Цена – 7 447 рублей;

11. Газовый баллон. Цена – 3 191 рублей;

12. Питьевые баки. Цена – 5 106 рублей;

13. Дизельный генератор для вагончика. Цена – 350 000 рублей;

14. Столы. Цена – 4 255 рублей;

15. Стулья. Цена – 2 128 рублей;

16. Холодильник. Цена – 5 318 рублей.

Итого капитальные затраты: – 10 799 401 рублей.

Затраты на аренду техники из Европы для перевозки грузов (в год):

  • Тягач «Volvo» (7 шт.). Цена – 24 592 340 рублей;
  • Самосвальный полуприцеп «Schwarzmuller» (7 шт.).

Технические характеристики:

  • Полезный груз – 33 тонны;
  • Собственный вес – 9,2 т.

Цена – 10 876 882 рублей;

Установка гидроузлов (7 шт.) – 1 000 851 рублей;

Таможенные операции – 2 861 150 рублей;

Затраты на доставку – 1 340 425 рублей.

Итого: 40 671 648 рублей.

Затраты на оплату заработной платы для производственного персонала на месторождении полезного ископаемого

Прораб (1 чел.) – заработная плата в месяц – 31 915 рублей; в год — 382 980 рублей.

Экскаваторщик (2 чел.) – заработная плата в месяц – 80 064 рублей; в год – 960 768 рублей;

Водитель погрузчика (1 чел.) – заработная плата в месяц – 30 532 рублей; в год – 366 384 рублей.

Водитель КрАЗа (1 чел.) – заработная плата в месяц – 42 553 рублей; в год – 510 636 рублей.

Учетчик (1 чел.) – заработная плата в месяц – 20 766 рублей; в год – 249 192 рублей.

Сторож (2 чел.) – заработная плата в месяц – 34 021 рублей; в год – 408 252 рублей.

Повар (1 чел.) – заработная плата в месяц – 20 766 рублей; в год – 249 192 рублей.

Итого фонд заработной платы за год составит – 3 127 404 рублей

Затраты на обустройство карьера

Огнетушитель (3 шт.) – 4 468 рублей;

Заправка газового баллона – 5 957 рублей;

Каски строительные (3 шт.) – 2 553 рублей;

Голицы (10 пар) – 1064 рублей;

Дождевики (3 шт.) – 2 872 рублей;

Лопаты строительные (5 шт.) – 1 277 рублей;

Фонарь на вагончик (1 шт.) – 2 128 рублей;

Спецодежда и обувь для 5 человек – 53 191 рублей;

Топор (2 шт.) – 1 702 рублей;

Молотки (3 шт.) – 702 рублей;

Кувалда (3 шт.) – 3 191 рублей;

Щипцы (3 шт.) – 638 рублей;

Отвертки (3 набора) – 2 128 рублей.

Ключи гаечные (3 набора) – 15 957 рублей;

Плоскогубцы (5 шт.) – 532 рублей;

Переноски (3 шт.) – 511 рублей;

Собака (2 шт.) – 6 383 рублей.

Итого: 105 254 рублей.

Расчет стоимости питания рабочих на карьере

Стоимость 1 обеда – 117 рублей;

Количество рабочих – 9 работников;

Стоимость обеда в месяц – 22 117 рублей;

Стоимость обеда в год – 265 404 рублей.

Прочие затраты

Затраты на кормление 2 собак за год составят 61 277 рублей.

Затраты на аренду (в год): дом в селе вблизи карьера – 76 595 рублей;

Ассенизаторская машина – 12 766 рублей;

Итого: 89 361 рублей.

Затраты на рекламу

  • Аренда билбордов (3 шт.) – 38 298 рублей;
  • Реклама в газете – 5 106 рублей;
  • Реклама на радио – 10 638 рублей;

Итого затраты в месяц – 54 042 рублей;

Итого в год – 108 084 рублей.

Косвенные расходы

  • Расход дизельного топлива на содержание парка спецтехники – 17 литров в год. Средняя стоимость дизельного топлива составляет 30 руб./литр;
  • Расход смазочных материалов на эксплуатацию вспомогательного оборудования – 3 тыс. литров в год. Цена смазочных материалов – 22 руб./литр;
  • Коэффициент использования техники – 0.2;

Итого расходы на ГСМ составят: (17 000 * 30 + 3000 * 22) * 0,2 = 115 200 рублей.

Затраты на отчисление налога на добычу песка

На период с 1.01 по 31.12.2013 года ставка на добычу песка составляет 5,5 %.

Итого затраты на оплату налога составят: 0, 055 * 77 750 000 = 4 276 250 рублей.

Итого расходы на добычу песка составляют: 48 819 882 рублей.

Выручка

Ежегодные объемы добычи кварцевого песка:

  • Песок мелкозернистый – 60 000 м 3 ;
  • Песок среднезернистый – 70 000 м 3 ;
  • Песок крупнозернистый (отсев) – 80 000 м 3 ;
  • Песок повышенной крупности – 45 000 м 3 .

Выручка за год составит:

  • От реализации песка мелкозернистого (Цена – 150 руб./м 3): 60 000 * 150 = 9 000 000 рублей.
  • От реализации среднезернистого песка (Цена – 300 руб./м 3): 70 000 * 300 = 21 000 000 рублей;
  • От реализации крупнозернистого песка (Цена – 400 руб./м 3): 80 000 * 400 = 32 000 000 рублей;
  • От реализации песка повышенной крупности (Цена – 350 руб./м 3): 45 000 * 350 = 15 750 000 рублей.

Открытым способом. В применительно к карьеру по используется термин "разрез".

Открытые горные работы известны с эпохи палеолита. Первые крупные карьеры появились в связи со строительством в Древнем Египте пирамид; позднее в античном мире в карьерах в больших масштабах добывался мрамор . Расширение области применения открытого способа разработки при помощи карьеров сдерживалось вплоть до начала 20 века отсутствием производительных машин для выемки и перемещения больших объёмов вскрышных пород. В начале 80-х годов в мире посредством карьеров добывается 95% строительных горных пород , около 70% руд , 90% и 20% каменных углей. Масштабы добычи в карьерах достигают десятков млн. т в год (табл.).

Транспортные связи в карьерах обеспечиваются постоянными или скользящими съездами , а с поверхностью — траншеями. В процессе эксплуатации происходит перемещение рабочих уступов, вследствие чего увеличивается выработанное пространство . Посредством вскрышных работ покрывающие породы перемещаются в отвалы, иногда размещаемые в выработанном пространстве, добычные работы обеспечивают выемку и перемещение полезных ископаемых на промышленную площадку для первичной переработки или для отгрузки потребителю. Так формируются основные грузопотоки в карьерах, во многом определяющие его облик и технологические особенности.

При глубине карьера до 100 м с крепкими вмещающими породами в себестоимости 1 м 3 вскрыши до 25-30% занимают буровзрывные работы , 12-16%- , 35-40%-транспорт и 10-15% — отвалообразование; с увеличением глубины карьеров доля расходов на транспорт увеличивается до 60-70%. Современные карьеры — высокомеханизированные предприятия, оснащённые производительными машинами и механизмами для дробления , выемки, транспортирования и складирования горных пород. Применительно к крупным карьерам определяющим является мощное горное и транспортное оборудование. Для бурения взрывных скважин применяют тяжёлые буровые станки (шарошечные с удалением буровой мелочи сжатым воздухом) массой до 100-130 т, развивающие усилие на долото 60-70 тс (диаметр скважин до 300-450 мм), лёгкие буровые станки. Основной тип взрывчатых веществ — гранулированные аммиачно-селитренные гранулиты (бестротиловые простейшего состава), граммониты (смесь селитры с тротилом) и водонаполненные (в обводнённых скважинах). Механическое рыхление осуществляется рыхлителями, мощность которых достигла 735 кВт, а масса 130 т. Электрические экскаваторы с канатным приводом и ковшом вместимостью 15-30 м 3 при длине стрелы до 26 м — основное выемочно-погрузочное оборудование на добыче угля и руды. Одновременно широко распространяются гидравлические прямые мехлопаты с ковшами вместимостью 10-38 м 3 . Совершенствуются одноковшовые погрузчики различных моделей с ковшами вместимостью 4-20 м 3 , массой от 25 до 180 т и приводом мощностью от 184 до 1040 кВт; основная часть моделей — с шарнирно-сочленёнными рамами, поворачивающимися на 35-45°. На вскрышных работах внедряются всё более мощные мехлопаты и драглайны (применяется вскрышная мехлопата массой 12 тысяч т с ковшом вместимостью 135 м 3 при мощности привода 22 тысяч кВт и драглайн массой 12 тысяч т с ковшом вместимостью 168 м 3 при длине стрелы 92 м).

Созданы автоматизированные системы перспективного, текущего и оперативного планирования горных работ в карьерах по всем технологическим процессам, включая рекультивацию земель, нарушенных открытыми горными работами. Для определения конечных границ и производительности карьеров применяют ЭВМ. В компьютерную систему закладываются данные условий залегания, информация о мощности вскрышных пород, другие геологических факторы, экономические показатели (плановая производительность карьера, капитальные вложения , стоимостные данные), требования по охране окружающей среды .

В связи с большим масштабом горных работ и глубиной карьеры изменяют циркуляцию масс воздуха (холодный воздух "стекает" в карьер), создают особый микроклимат (см. Проветривание карьеров).


143260, МОСКОВСКАЯ область, МОЖАЙСКИЙ район, рп. УВАРОВКА, п/о УВАРОВКА, ул. ЛЕНИНГРАДСКАЯ, 2Я
  • 4. "ВЕКТОР КАПИТАЛ", ООО
    143723, МОСКОВСКАЯ область, ШАХОВСКОЙ район, д. ДУБРАНИВКА, ул. ШКОЛЬНАЯ, д. 3
  • 5. "ПОРЕЧЬЕ", ООО
    143263, МОСКОВСКАЯ область, МОЖАЙСКИЙ район, с. ПОРЕЧЬЕ
  • 6. "БОГАЕВСКИЙ КАРЬЕР", ЗАО
  • 7. "ДИНАМОСПОРТСТРОЙ", ЗАО
    143130, МОСКОВСКАЯ область, РУЗСКИЙ район, рп. ТУЧКОВО, ул. КИРОВА, д. 2
  • 8. "ФАВОРИТ", ООО
    143300, МОСКОВСКАЯ область, г. НАРО-ФОМИНСК, д. 18А
  • 9. "ТРАНССТРОЙТОРГ", ООО
    143131, МОСКОВСКАЯ область, РУЗСКИЙ район, рп. ТУЧКОВО, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ пр., д. 11, корп. 2
  • 10. "ПСК "ЭКОСТРОМ", ООО
    141305, МОСКОВСКАЯ область, г. СЕРГИЕВ ПОСАД, СКОБЯНОЕ шоссе, д. 13
  • 11. "НЕРМА", ООО
    143130, МОСКОВСКАЯ область, РУЗСКИЙ район, рп. ТУЧКОВО, ул. ЛЕБЕДЕНКО, д. 29
  • 12. "ГУП ИНЖДОРСЕРВИС", ЗАО
    142100, МОСКОВСКАЯ область, г. ПОДОЛЬСК, пр-т ЛЕНИНА, д. 107/49, оф. 407
  • 13. "РЕГИОН ТЕХНО СТРОЙ", ООО
    141076, МОСКОВСКАЯ область, г. КОРОЛЕВ, ул. МИЧУРИНА, д. 21А
  • 14. "РОМЕГО", ООО
    143200, МОСКОВСКАЯ область, г. МОЖАЙСК, ул. МИРА, д. 98
  • 15. "КАРЬЕР-НЕРУД", ООО
    140574, МОСКОВСКАЯ область, ОЗЕРСКИЙ район, с. ГОРЫ, ул. НОВАЯ, д. 10А
  • 16. "ЦЕМСЭНД", ООО
    142101, МОСКОВСКАЯ область, г. ПОДОЛЬСК, ул. ПЛЕЩЕЕВСКАЯ, д. 15
  • 17. "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ", ЗАО
    143573, МОСКОВСКАЯ область, ИСТРИНСКИЙ район, п/о ОНУФРИЕВО, д. АЛЕКСЕЕВКА, П/Б ЗАО "МАНСУРОВСКАЯ КРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ", д. 3
  • 18. "КЕРАМИКА", ООО
    142941, МОСКОВСКАЯ область, КАШИРСКИЙ район, п. НОВОСЕЛКИ, д. 26
  • 19. "НЕДРЫ", ЗАО
    142300, МОСКОВСКАЯ область, г. ЧЕХОВ, ул. МОЛОДЕЖНАЯ, д. 1
  • 20. "БЕРЕГ", ООО
    143623, МОСКОВСКАЯ область, ВОЛОКОЛАМСКИЙ район, с. ОСТАШЕВО, ул. ЛЕСНАЯ, д. 7А
  • 21. "ОЛЕАНБИЗНЕСГРУП", ООО
  • 22. "ЛЮБЕРЕЦКИЙ ГОК", ОАО
    140054, МОСКОВСКАЯ область, г. КОТЕЛЬНИКИ, ул. КАРЬЕРНАЯ, д. 13
  • 23. "ЭКОПРОМСТРОЙ", ООО
    140011, МОСКОВСКАЯ область, г. ЛЮБЕРЦЫ, НОВОРЯЗАНСКОЕ шоссе, д. 1Б
  • 24. "ГЕОДОР", ЗАО
    141895, МОСКОВСКАЯ область, ДМИТРОВСКИЙ район, с. ОЗЕРЕЦКОЕ
  • 25. "НЕРУД-ИНВЕСТ", ЗАО
    141508, МОСКОВСКАЯ область, СОЛНЕЧНОГОРСКИЙ район, д. ДУБИНИНО, д. 47
  • 26. "ХОТЬКОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ", ОАО
    141354, МОСКОВСКАЯ область, СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ район, п. МОСТОВИК
  • 27. "ПОЛИГОН", ООО
    141800, МОСКОВСКАЯ область, г. ДМИТРОВ, КОВРИГИНСКОЕ шоссе, д. 7
  • 28. "ОКНСМ", ООО
    143122, МОСКОВСКАЯ область, РУЗСКИЙ район, д. ОРЕШКИ
  • 29. "ЛАМА-ИНВЕСТ ПЛЮС", ООО
    143600, МОСКОВСКАЯ область, г. ВОЛОКОЛАМСК, ул. ЛЕНИНА, д. 43
  • 30. "СКАЙТЕХ ИМПОРТ ГРУПП", ООО
    141607, МОСКОВСКАЯ область, г. КЛИН, ВОЛОКОЛАМСКОЕ шоссе, д. 14/7
  • 31. "КАРЬЕР", ООО
    140105, МОСКОВСКАЯ область, г. РАМЕНСКОЕ, ул. МИРА, д. 5, пом. IV
  • 32. ПФК "СТРОЙСЕРВИС", ООО
    142200, МОСКОВСКАЯ область, г. СЕРПУХОВ, ул. ВОДОНАПОРНАЯ, д. 36, кв. 204
  • 33. "НЕДРАПРОМСЕРВИС", ООО
    141840, МОСКОВСКАЯ область, ДМИТРОВСКИЙ район, г. ЯХРОМА, ШЛЮЗОВОЙ пер., д. 1А, кв. 5
  • 34. "ПКЗ", ООО
    141273, МОСКОВСКАЯ область, ПУШКИНСКИЙ район, п/о ТАЛИЦЫ, д. ТАЛИЦЫ, 47 КМ ЯРОСЛАВСКОГО шоссе, ЗДАНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ АЗС
  • 35. "ТКС", ООО
    141212, МОСКОВСКАЯ область, ПУШКИНСКИЙ район, п. ЛЕСНЫЕ ПОЛЯНЫ, ГОСПЛЕМЗАВОД "ЛЕСНЫЕ ПОЛЯНЫ"
  • 36. "СЫЧЕВСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ", ООО
    143611, МОСКОВСКАЯ область, ВОЛОКОЛАМСКИЙ район, рп. СЫЧЕВО, ул. НЕРУДНАЯ, д. 15, кв. 18
  • 37. "МАГНАТ", ООО
    141930, МОСКОВСКАЯ область, ТАЛДОМСКИЙ район, рп. ВЕРБИЛКИ, ул. ОКТЯБРЬСКАЯ, д. 3А
  • 38. "АФАЛИНА", ООО
    141532, МОСКОВСКАЯ область, СОЛНЕЧНОГОРСКИЙ район, д. ДУРЫКИНО, ОАО "СОЛНЕЧНОГОРСКАЯ ПМК-19"
  • 39. "НЕФТЕХИМСТРОЙ", ЗАО
    141400, МОСКОВСКАЯ область, г. ХИМКИ, ул. АВИАЦИОННАЯ, владение 8
  • 40. "БАГИРА", ООО
    140170, МОСКОВСКАЯ область, г. БРОННИЦЫ, ул. МОСКВОРЕЦКАЯ, д. 21
  • 41. "КОНВЭЛЛ", ООО
    141800, МОСКОВСКАЯ область, г. ДМИТРОВ, ул. 2-я ЛЕВОНАБЕРЕЖНАЯ, д. 12, кв. 67
  • 42. "ТАД-33", ООО
    601624, ВЛАДИМИРСКАЯ область, АЛЕКСАНДРОВСКИЙ район, п. ИСКРА
  • 43. "ВИРАЖ", ООО
    142280, МОСКОВСКАЯ область, г. ПРОТВИНО, ул. ГАГАРИНА, д. 12, кв. 146
  • 44. ОП ООО "НАДЫМГАЗПРОМ" В Г ВИДНОЕ
    142700, МОСКОВСКАЯ область, г. ВИДНОЕ, ул. ВОКЗАЛЬНАЯ, д. 23
  • 45. "ЭКО-ФИНАНС", ООО
    142450, МОСКОВСКАЯ область, НОГИНСКИЙ район, г. СТАРАЯ КУПАВНА, ул. Б. МОСКОВСКАЯ, д. 132
  • 46. "РОСПРОМЭКОЛОГИЯ", ООО
    142100, МОСКОВСКАЯ область, г. ПОДОЛЬСК, ул. КОМСОМОЛЬСКАЯ, д. 1
  • 47. "КАРЬЕР-КОМПЛЕКС", ЗАО
  • 48. "ВЕГА-1", ООО
    143300, МОСКОВСКАЯ область, г. НАРО-ФОМИНСК, ул. ПРОФСОЮЗНАЯ, д. 37А
  • 49. "ГРИБЦОВСКИЙ КАРЬЕР", ООО
    143162, МОСКОВСКАЯ область, РУЗСКИЙ район, п. КОСМОДЕМЬЯНСКИЙ, д. 13
  • 50. "ГИДРОМЕХАНИЗАЦИЯ", ООО
    143300, МОСКОВСКАЯ область, г. НАРО-ФОМИНСК, ул. ПОГОДИНА, д. 93А, КОРП1
  • 51. "ТУБИНСК", ООО
    141342, МОСКОВСКАЯ область, СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ район, рп. БОГОРОДСКОЕ, д. 71, кв. 60
  • 52. "ЭКО СТАНДАРТ", ООО
    141800, МОСКОВСКАЯ область, г. ДМИТРОВ, ул. 2-я ЗАРЕЧНАЯ, д. 7
  • 53. ФЛ ВНУКОВСКАЯ ДЭС МОСКОВСКОЙ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУ
    142781, г. МОСКВА, ст. ВНУКОВО
  • 54.
  • В статье рассказывается о том, что такое карьер, какие они бывают, как ведется их разработка и для чего они вообще нужны.

    Добыча сырья

    Еще в древние времена люди обратили внимание на то, что в недрах земли сосредоточена масса различного сырья, которое при необходимой обработке может дать много полезных материалов. Естественно, на первом месте всегда стоял металл, из которого производили орудия труда и войны. Из-за несовершенства методов обработки долгое время люди использовали такие металлы, как олово, медь и свинец. Но из-за их пластичности инструменты быстро изнашивались, а позже были придуманы различные сплавы, которые отличались более высокой твердостью и устойчивостью. Но с началом промышленного производства стали необходимость в них отпала.

    Однако кроме металлов в недрах земли есть и иные полезные материалы, в частности, песок и различные породы камня. Добывают их чаще всего в карьерах. Так что такое карьер? И что в нем добывают? В этом мы и разберемся. Но для начала определимся с терминологией.

    Определение

    Карьер - это совокупность выработок полезных ископаемых, которые производятся открытым способом, то есть на самой поверхности земли, а не в шахтах. Слово это имеет французские корни, и в оригинале оно звучит как carrière, что означает «разрез». Так что теперь мы знаем, что такое карьер. Но почему их разработка ведется именно на поверхности и что в них чаще всего добывают?

    Технология

    Большинство полезных ископаемых и прочих материалов, имеющих ценность, сосредоточены под землей. Глубина залегания обычно зависит от конкретного участка, материала, его формы и т. п. К примеру, уголь скрыт толщей земли потому, что образовался из останков древних растений, которые под давлением постепенно минерализировались. Есть, конечно, и наземные выходы, они получились из-за разломов земной коры. Но не все вещества скрыты глубоко, некоторые находятся на самой поверхности или же залегают недалеко от нее, и потому для их добычи нет никакой необходимости строить глубокие шахты, гораздо проще производить добычу открытым способом.

    Чаще всего карьер выглядит как большая воронка, на склонах которой по мере углубления делается спиралевидная дорога для техники.

    Так, мы разобрали вопрос о том, что такое карьер. Но что же в них добывают чаще всего?

    Песок

    Песок - одно из самых распространенных веществ на планете, и уж недостатка в нем точно никто не ощущает. Однако чем может быть полезен песок, зачем вообще он нужен?

    Как ни странно, песок весьма ценен. Конечно, не так, как железо, и уж тем более золото с серебром. Из некоторых изготавливают стекло, песок добавляют в бетон при строительстве, используют как дренаж при прокладке тоннелей, и в конце концов ни одна детская площадка не обходится без песочницы. И кстати, песчаный карьер после окончания выработки часто затапливается и становится местом купания.

    Камень

    Без камня человечество тоже не может обойтись. Естественно, ценны далеко не все камни, а его определенные разновидности. Чаще всего это мрамор и гранит. Поскольку залегают они обычно у самой поверхности, для их добычи шахты не строят, а применяют все те же карьеры. В отличие от песка, камень добывать несколько сложнее - нельзя просто грузить его экскаваторами. Потому, в зависимости от типа, его или сначала дробят или взрывами, или же применяют специальные машины для резки. Происходит это тогда, когда нужны монолитные и ровные глыбы, которые в дальнейшем обрабатывают дополнительно.

    Каменный карьер обычно разрабатывается долгие годы, и запасы его практически неисчерпаемы.

    Вот и все. Теперь мы знаем, для чего нужен карьер.

    Компания «Элит Строй-ВНВ» имеет многолетний опыт, занимает лидирующие позиции на рынке добычи полезных ископаемых, реализовывает проекты любой сложности, является многофункциональной компанией и надежным партнером для Вашего бизнеса. Основным направлением деятельности нашей компании является разработка карьеров по добыче глины и песка.

    Открытый способ добычи полезных ископаемых и нерудных материалов на сегодняшний день является самым распространенным по целому ряду причин. Главная из них – низкая стоимость карьерного метода добычи. Разработка карьеров представляет собой сложный процесс, требующий от исполнителя большого опыта проведения подобных работ, наличия собственного парка грузового транспорта и спецтехники, квалифицированных кадров как рабочих, так и инженерных специальностей. Всем этим требованиям мы соответствуем в полной мере.

    Разработка карьера начинается с комплекса подготовительных работ. На этом этапе необходимо собрать и проанализировать информацию о геологических характеристиках объекта: свойствах основной породы, расположению водоносных слоев и т.д. Исходя из собранных данных, разрабатывается проект карьера, включающий в себя информацию о его максимальной проектной глубине, углах откосов бортов, высоте уступов и многих других нюансах. План карьера согласовывается в Госгортехнадзоре. После того как план составлен и все необходимые разрешения получены, начинается работа на земле.

    Разработка карьеров по добыче глины

    Глина обычно добывается из земли в местах, где когда-то проходили реки. Она является продуктом земной коры и осадочной горной породой, вымытой и образовавшейся из-за разрушения скал в процессе выветривания. Залегание глины бывает монотонным и селективным.

    Перед добычей глины проводится маркшейдерская съемка как самого карьера так и основания складов глины. Маркшейдеры также ставят отметки границ земельного и горного отводов, где в дальнейшем будет проходить добыча и формироваться подъездные пути.

    Добыча глины производится при помощи экскаваторов. Чтобы добыть глину необходимо экскаваторами либо бульдозерами снять ПРС (почвенно растительный слой), сложить его в отдельный гурт для последующей рекультивации им же отработанного участка в карьере.

    Следующий этапом работ является вскрыша — снятие песка, гравия и иных примесей. Вскрыша снимается для того, чтобы полезное ископаемое (глина) было более чистым.

    Вскрышу автосамосвалами вывозят в отвалы либо также гуртуют для последующей рекультивации.

    После того как проведены вскрышные и подготовительные работы, а именно — подъездные пути к месторождению, дороги для транспортировки глины и вскрыши, а также подготовка площадок для складирования глины (конус), начинается процесс добычи. Экскаваторы снимают глину послойно так, чтобы ее можно было укатать на конусе, и грузят в автосамосвалы для дальнейшей транспортировки на склад. На складе ее принимает бульдозер или виброкаток после чего укатывает в конус.

    Добыча глины на добычном участке заканчивается тогда, кода под глиной начинает проступать песок либо гравий. После этого комплекс переезжает на другой подготовленный участок. В такой последовательности и ведется добыча глины.

    Важно знать, что в неосвещенных карьерах, а также складах глины, работа в темное время суток запрещена!

    Глиняные карьеры, как правило, обводнены, поэтому необходимо использовать мотопомпы для откачки воды, а также окапывать карьер водоотводными канавами, так как в противном случае может последовать затопление полезного ископаемого и потеря значительных объемов глины!

    В зимнее время добыча не останавливается. Для исключения промерзания грунта карьер утепляют при помощи опилок, торфа и других материалов, имеющих низкий уровень теплопроводности. Иногда толщина утеплителя достигает 70 см. Транспортируемая глина накрывается брезентом, чтобы в процессе доставки до места производства она не промерзла. В закрытых карьерах северных районов, где зимой земля серьезно промерзает, оборудуются тепляки – сооружения закрытого типа с оборудованными обогревательными приборами.

    На примере можно рассмотреть задействованную технику для разработки участка в 6 га мощностью 90000 м3 глины и 200000 м3 вскрыши на период 7 месяцев работы карьера.

    Процесс включал в себя следующие единицы техники: 2 экскаватора с объемом ковша 1.8 м3., 4 сочлененных самосвала грузоподъемностью 30 тонн, а также 2 бульдозера весом по 25 тонн каждый на плече до 400 м.

    По окончанию добычных работ в карьере производится рекультивация, которая включает в себя обратную засыпку отработанных участков вскрышей и расстилкой почвенно-растительного слоя. Рекультивацию можно делать как бульдозерами так и экскаваторами, если позволяют плечи.

    Разработка карьеров по добыче песка

    Песок является одним из наиболее востребованных материалов в любом строительстве, и самый распространенный способ его добычи — карьерная разработка. Для разработки песочных карьеров применяются экскаваторы, скреперы, подвесные канатные дороги и другое оборудование.

    Первым этапом разработки песочного карьера являются вскрышные работы, в ход которых предотвращается попадание в песок различных примесей. Далее прокладываются траншеи для рабочих уступов и организуются транспортные пути. Для эффективного выполнения этих работ мы обладаем обширным собственным парком бульдозеров Komatsu, CAT, ЧТЗ, Shantui и других марок. После того как все подготовительные работы завершены, можно приступать к добыче и транспортировке песка.

    Для выполнения работ по непосредственной разработке карьера мы применяем собственные гусеничные и колесные экскаваторы марок CAT, JCV, Hitachi, John Deere и Hyunday. Модели, представленные в нашем парке, показывают отличную производительность и способны выполнять большой объем работ в сжатые сроки. Любое необходимое навесное оборудование также имеется в собственности компании.

    Разработка карьеров по добыче известняка

    Известняк представляет собой горно-осадочную породу органического или хемогенного происхождения. Известняк является одним из наиболее востребованных строительных материалов и широко применяется для производства негашеной извести и известнякового щебня.

    Добыча известняка, как правило, осуществляется методом карьерных разработок. Вдоль по простиранию карбонатных пластов нарезают уступы высотой 10 — 15 м. и производят буро-взрывные работы. Добыча сырья, как и удаление верхних наносных пород (вскрышные работы), производятся экскаваторами. Полученная масса вывозится с карьера грузовым автотранспортом.

    Для погрузки грунта и добытой породы применяются фронтальные и телескопические погрузчики JCB, XCMG и других марок. Все модели, имеющиеся в парке компании «Элит Строй-ВНВ», отличаются маневренностью, высокой скоростью перемещения, большой вместимостью ковшей и неоднократно доказали свою эффективность в условиях карьерной разработки. Для транспортировки грунта и добытой породы компания «Элит Строй-ВНВ» обладает собственным парком самосвалов большой вместимости и повышенной проходимости.

    Разработка карьеров по добыче торфа

    Торфяные карьеры относятся к карьерам с поверхностным типом разработки и характеризуются небольшой глубиной. Подготовка к разработке месторождения заключается в удалении поверхностного растительного слоя с корчевкой пней, осушении участка, подготовке полей для высушивания торфа, устройстве дорог и мостов через осушительные каналы. При работе на заболоченной почве используются специальные машины вездеходного типа с невысоким удельным давлением на грунт.

    Торфяные экскаваторы производят выемку торфа на глубину до 5 метров. После этого торф поступает в переработку на пресс, прессуется в виде ленты и должен быть высушен естественным путем (разрезанные ленты выкладываются на поля для просушки). Ширина разработки зависит от размеров болота, на котором производится добыча торфа.

    Разработка карьеров по добыче диорита

    Диориты представляют собой горную магматическую породу. В качестве строительного материала диорит широко применяется для изготовления щебня, а также облицовки зданий, изготовления постаментов, ваз, столешниц и т.д. Диорит является прочным и тяжелым материалом и по своим механическим свойствам близок к граниту.

    Разработка карьеров по добыче флюорита

    Флюорит — это минерал, встречающийся главным образом в гидротермальных рудных жилах, доломитах и известняках. Этот материал широко применяется в металлургии (в качестве плавня), в химической промышленности и керамическом производстве. Добывается в том числе методом карьерной разработки в составе флюоритовых и комплексных руд.

    «Элит Строй-ВНВ» – ваш надежный партнер

    В компании «Элит Строй-ВНВ» вы можете заказать комплекс услуг по разработке карьера под ключ. Вся техника поставляется с опытными и высококвалифицированными машинистами, прошедшими обучение и инструктаж по технике безопасности. Для оперативного ремонта спецтехники и грузового автотранспорта мы обладаем собственной сервисной базой.

    Наш опыт и материально-техническая база позволяют нам успешно справляться с работами по разработке карьеров любого объема и сложности.