Что такое ремесленный цех определение по истории. Ремесло в Европе: развитие в средневековье

Ремесленное производство и ремесленные цехи

Трудно назвать причины, которые препятствовали бы занятию ремеслами в сельской местности и в деревнях, – как, собственно, это поначалу и было. Но растущие города представляли собой естественные рынки для всех видов ремесленной продукции: тканей, одежды, обуви, всевозможных кожаных и металлических изделий, а в первую очередь – для строительства частных домов, городских стен, башен и церквей. Вполне естественно, что города были привлекательны для ремесленников. За исключением кирпичников, каменщиков и представителей некоторых других профессий, прочие работали на дому, нередко нанимая поденщиков – учеников и квалифицированных подмастерий. С XII в. или даже раньше представители одной профессии стали объединяться в ремесленные цехи. Эти цехи не были похожи на современные профсоюзы, поскольку в них входили и работодатели, и работники, причем тон всегда задавали работодатели – квалифицированные мастера. Цехи принимали свои уставы, составляли письменные отчеты о своей деятельности, не в последнюю очередь именно поэтому историки нередко переоценивали их значение.

В XII и XIII вв. ремесленные цехи были, как правило, лишь религиозными братствами, члены которых имели общие экономические интересы; эти объединения возвращали людям чувства уверенности и защищенности, утраченные с уходом из деревни, а также создавали столь необходимые институты попечения над нетрудоспособными или престарелыми членами цехов, над вдовами и сиротами. В любом случае цех можно было основать только в крупном городе, поскольку в мелком просто не нашлось бы достаточного количества мастеров одной профессии. В больших городах, таких, как Лондон, существовали объединения самых редких ремесел. Постановление цеха шпорных дел мастеров от 1345 г. дает наглядное представление о регулировании его деятельности, о шумном и порой опасном поведении горожан и о постоянной угрозе пожаров в средневековом городе:

Да запомнит каждый, что во вторник, назавтра после дня Оков св. Петра, на девятнадцатом году правления короля Эдуарда III, статьи, подписанные здесь, были прочитаны в присутствии Джона Хеммонда, мэра… Прежде всего, никто из шпорных дел мастеров не должен работать дольше, чем с начала дня до сигнала к тушению огней с церкви Святого Гроба, что за Новыми воротами. Потому что ночью никто не может работать так же аккуратно, как днем, а многие мастера, зная, как можно обмануть в своем ремесле, желают работать больше ночью, чем днем: тогда они могут подсунуть железо негодное или с трещинами. Далее, многие шпорных дел мастера гуляют целыми днями и вообще не занимаются своим ремеслом, а когда напиваются и приходят в неистовство, то принимаются за работу, доставляя этим беспокойство больным и всем соседям, а также ссорами, которые случаются между ними… И когда они так сильно раздувают пламя, что их горны разом начинают пылать ярким пламенем, они создают этим большую опасность для себя и для всех соседей… Также никто из названных мастеров не должен держать дом или мастерскую для занятий своим делом (разве что он – не гражданин города)… Также никто из названных мастеров не должен приглашать ученика, помощника или подмастерья другого мастера этого ремесла, пока не кончился срок, оговоренный между ним и его мастером… Также ни один чужестранец не должен обучаться этому ремеслу или заниматься им, разве что он получил городские права от мэра, олдермена и председателя палаты…»

Постепенно, но далеко не везде в гильдиях были установлены правила, определявшие условия найма учеников, часы работы, качество изделий и порой даже цены.

Капитализм в ремесленном производстве

Подобная система производства хорошо действовала там, где источники сырья и рынок ремесленных изделий были местными, ограниченными и общеизвестными. Но она переставала работать в тех местах, где для производства высококачественных товаров узкого спроса требовалось привозное сырье или где товары поступали на широкий рынок. Так, в XIII в. и фламандские, и итальянские суконщики вывозили высококачественную шерсть из Англии, а местным прядильщикам и ткачам приходилось покупать ее у посредников. Поскольку это было дорого, они, вероятно, вынужденно брали ее в кредит, оказываясь в долгу и в зависимости от купцов-импортеров. Но гораздо чаще они брали кредит у экспортеров, которые продавали готовую ткань, ибо по самой природе своего ремесла не имели контакта с конечным покупателем. В свою очередь купцы – единственные, кто владел капиталом и технологией купли-продажи, – находили удобным и выгодным организовать производство тканей сообразно сложившимся условиям рынка. К концу XIII в. эта практика эволюционировала в высокоразвитое и хорошо организованное капиталистическое производство в рамках передовой для того времени «вертикальной интеграции».

В отчетных книгах за 1280-е годы некоего Жеана Бойенброка из фламандского города Дуэ написано, что у него были агенты в Англии, покупавшие необработанную шерсть, которую он затем последовательно раздавал чесальщикам, прядильщикам, ткачам, валяльщикам и красильщикам, выполнявшим свою работу на дому, а в конце цикла продавал готовую ткань иноземным купцам. Нанятые им мастера не имели права брать заказы у других работодателей, даже если у Бойенброка не было для них достаточно работы: дело в том, что ему принадлежали и дома этих мастеров, которые, несомненно, имели перед ним долги. К тому же Бойенброк и его компаньоны-работодатели заседали в городском совете и издавали законы и статуты, публично санкционировавшие такую систему эксплуатации.

Приблизительно так же обстояло дело в Северной Италии. Во Флоренции, например, изготовление высококачественных тканей из английской шерсти контролировала гильдия шерстяников – ассоциация капиталистов, занимавшихся производством тканей: она давала заказы жителям не только самого города, но и окрестных сёл. Подобная система организации производства получила название «раздачи». Работодатели, естественно, беспокоились, как бы работники тоже не создали свою организацию. Статуты флорентийской гильдии шерстяников (arte della lana) от 1317 г. запрещали это вполне определенно:

Чтобы… гильдия могла процветать и пользоваться своей свободой, силой, почетом и правами и чтобы удержать тех, кто по своей воле выступает и восстает против гильдии, мы постановляем и объявляем, что ни один член гильдии и никакие ремесленники – самостоятельные работники или члены какой-нибудь гильдии – никаким способом и никакими средствами или законными уловками, ни действием, ни замыслом не должны создавать, организовывать или учреждать никаких… монополий, соглашений, заговоров, предписаний, правил, обществ, лиг, козней или других подобных вещей против названной гильдии, против мастеров гильдии или против их чести, юрисдикции, опеки, власти или авторитета под угрозой штрафа в 200 фунтов малых флоринов. А для надзора за этими делами назначаются тайные соглядатаи; но при этом всякому позволительно выступать с обвинениями и доносами открыто или тайно, получая вознаграждение в половину штрафа, а имя доносителя сохраняется в тайне.

Фактически это был своего рода «антипрофсоюзный закон», вводивший систему наказаний за несанкционированные объединения. Хронист Джованни Виллани сообщает, что в 1338 г. во флорентийской шерстяной индустрии было занято 30 тыс. человек, в том числе немало женщин и детей, которые в год производили около 80 тыс. больших отрезов ткани. За тридцать предшествующих лет стоимость продукции выросла вдвое, тогда как число компаний-производителей сократилось с 300 до 200.

Таким образом, во Фландрии и Северной Италии получил развитие настоящий капиталистический способ производства, при котором работники фактически стали наемными рабочими за плату, пролетариями, не владеющими ничем, кроме своего труда, хотя в то время еще не было фабрик, а работники трудились на дому и продолжали нанимать подмастерьев и учеников. Занятость работников зависела от колебаний международного рынка, о котором сами работники ничего не знали и который они не могли контролировать. Поэтому не удивительно, что в этих двух областях начались производственные конфликты – забастовки и городские восстания. Когда они совпадали или соединялись с крестьянскими восстаниями, то могли, по крайней мере иногда, быть весьма опасными.

Процессы, развивавшиеся в шерстяном производстве, были характерны и для других отраслей. Там, где для производства требовался значительный основной (как, например, в горном деле) или оборотный (например, в строительстве и кораблестроении) капитал, предприниматели и создаваемая ими капиталистическая организация неумолимо вытесняли мелких самостоятельных ремесленников. Этот процесс шел медленно, не везде одновременно и в этот период затронул лишь некоторые области Европы и сравнительно небольшую часть трудоспособного населения. Но XIII и XIV вв. стали водоразделом между традиционным обществом, медленно рождавшимся из сочетания позднеримского мастерства и варварских обычаев, и динамичным, построенным на конкуренции и глубоко расколотым современным обществом. Именно в эту эпоху зарождаются те стереотипы экономического поведения и организации, со всеми сопутствующими проблемами человеческих отношений, которые характерны и для наших дней.

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Ремесло и ремесленные корпорации Городское ремесленное производство отличалось от сельского более узкой специализацией. Если взять пример изготовления сукон, можно увидеть, что около двадцати различных операций были включены в этот процесс, для осуществления которого

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

3. Все работы хороши Король на все руки. – Ремесленные цехи. – Мясники и булочники. – Аптекари и бакалейщики. – Хирурги и брадобреи. – Вольные каменщики. – Оружейники и аркебузиры. – Снуровщики, шорники, вышивальщики. – Женские цехи. – Лен, шерсть и шелк – Крой,

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Из книги Майя [Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты] автора Ко Майкл

Ремесленное производство и торговля Юкатан был главным поставщиком соли в Мезоамерике. Солевые пласты тянутся вдоль всего побережья Кампече и вдоль лагун, расположенных на северной стороне полуострова, вплоть до Исла-Муерос на востоке. Соль, которую Диего де Ланда

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

ФРАНЦУЗСКИЕ РЕМЕСЛЕННЫЕ СОЮЗЫ Как в Германии, так и во Франции, может быть, в начале XVI в., представители ремесел соединились в замкнутые союзы. Но тут уже рано обнаружилось резкое, даже враждебное разделение между цехами мастеров и союзами подмастерьев. Тогда как первые

Из книги История Византийской империи. Становление автора Успенский Федор Иванович

Глава VIII Константинополь. Мировое значение столицы Восточной империи. Епарх города. Ремесленные сословия. Димы. Образовательные учреждения Рим не имел такого значения для Западной империи, как Константинополь для Восточной. Столица Западной империи могла быть и в

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Ремесленное производство Общей тенденцией развития производства в первые два века империи был рост его в провинциях (особенно в западных) и медленный упадок в Италии. Однако этот процесс был сложным и его нельзя упрощать.В конце Республики ремесленное производство

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Глава IX Ремесленные изделия До сих пор мы говорили об одном виде хозяйственных работ, имевших своей целью добычу пищи. Другой вид, столь же древний, относился к добыванию сырья и производству предметов домашнего обихода, необходимых в хозяйстве. Несомненно,

Из книги Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка автора Лурье Лев Яковлевич

Глава 5 Ремесленные артели

Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил Николаевич

МОСКОВСКИЕ РЕМЕСЛЕННЫЕ СЛОБОДЫ Средневековый обычай ремесленников селиться отдельными кварталами (по-русски – слободами) широко распространен в Западной Европе и на Руси. Этот обычай нашел свое отражение и в жизни Москвы XIV-XV столетий. В 1504 г. около оврага, выходившего к

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Домашнее производство и последующее массовое производство. Отдельные производственные отрасли Можно было бы назвать много других производственных отраслей, от высококачественного домашнего производства до организованного производства массового характера крупных

Из книги Дагестанские святыни. Книга первая автора Шихсаидов Амри Рзаевич

Аулы-столицы, административные и торгово-ремесленные центры. Союзы сельских

Из книги Дагестанские святыни. Книга вторая автора Шихсаидов Амри Рзаевич

Из книги Искусство и красота в средневековой эстетике автора Эко Умберто

10.3. Свободные и ремесленные искусства Если в Средние века эстетическое сливается с художественным, то представление о собственно художественном в тот период почти не разрабатывается. Иначе говоря, средним векам недостает теории Изящных Искусств, представления об

Первые цехи появились почти одновременно с самими городами: в Италии - уже в X в. во Франции, Англии, Германии - с XI - начала XII вв. Среди ранних цехов известен, например, парижский цех свечников, возникший в 1061 г.

Больше всего в средние века было цехов, занимавшихся производством пищевых продуктов: цехи булочников, мельников, пивоваров, мясников.

Много цехов занималось изготовлением одежды и обуви: цехи портных, скорняков, сапожников. Важную роль играли и цехи, связанные с обработкой металлов и дерева: цехи кузнецов, столяров, плотников. Известно, что в союзы объединялись не только ремесленники; существовали цехи городских врачей, нотариусов, жонглёров, учителей, садовников, могильщиков.

Цех-это союз ремесленников одной или родственных специальностей в средневековом европейском городе. Средневековые города рождались и росли как центры ремесла и торговли.

Длительное время покупателей ремесленных изделий было мало.Привлечь покупателя или заказчика считалось большой удачей.

Из-за этого соперничали городские и сельские мастера. Союз ремесленников мог не только прогнать чужаков с городского рынка, он гарантировал высокое качество изделия - главный козырь в борьбе с соперниками. Общие интересы подталкивали мастеров к созданию союзов, получивших название «цех».

Полноправными членами цехов были только мастера, работавшие в собственных мастерских вместе с помогавшими им подмастерьями и учениками. Главным органом управления цеха было общее собрание мастеров. Оно принимало устав цеха и избирало старшин, которые и следили за соблюдением цеховых порядков.

Именно цеховые уставы позволяют узнать многое об устройстве и жизни цехов. Цеховые правила отличались особой строгостью. Они были направлены на поддержание высочайшего качества изделий.

Другой важной заботой цехов было поддержание равенства их членов. Для того чтобы одни мастера не обогащались за счёт других, цеховые правила закрепляли одинаковые для всех мастеров условия в производстве и продаже изделий. Каждый цех устанавливал для своих членов размеры мастерской, количество размещённых в ней приспособлений и станков, число работающих подмастерьев и учеников.

Цеховой устав определял объём материала, который мастер имел право приобрести для своей мастерской (например, сколько кусков ткани мог закупить портной). В некоторых цехах, производство которых нуждалось в дорогом или редком привозном материале, сырьё закупалось коллективно и поровну распределялось между членами союза. Мастерам запрещалось переманивать друг у друга подмастерьев и переманивать заказчиков.

Городское сословие

Для борьбы с сеньорами требовалось объединение всех горожан. Хотя разные слои городского населения занимались специфическим видом деятельности (ремесленники производством, а купцы реализацией товара) их объединяли общие интересы места проживания. Городская вольность предоставляла им равные привилегии:

  • личную свободу;
  • участие в выборах городской власти;
  • подсудность городскому суду;
  • участие в организации городского ополчения.

Социальная необходимость приводила к формированию городского сословия. Часто это понятие отождествляется с термином бюргерство.

Определение 1

Бюргерство – дословно обозначает «горожанин» или «гражданин». В средневековой Германии – это социальный статус городского жителя. В средневековой Европе – горожанин или «третье сословие».

Имущественное и социальное положение представителей городского сословия не было одинаковым. Сословие подразделялось на подгруппы:

  • патрициат;
  • состоятельные купцы, ремесленники и домовладельцы;
  • рядовые горожане-труженики;
  • плебейство.

К XIII веку бюргерами стали называть зажиточных и богатых представителей городских жителей, их которых позднее стала формироваться буржуазия.

Городское сословие играло особую роль среди слоёв феодального общества. Часто оно поддерживало короля в его борьбе против своевольных феодалов. Позднее третье сословие защищало свои интересы в сословно-представительных собраниях. Разобщенность городского сословия выражалась в преобладании цехового устройства внутри города. Стремление достичь локальных интересов города приводила к соперничеству между городами, и мешало их объединению.

Ремесленники

В экономической основе средневекового города лежало ремесленное производство и «ручные» промыслы. Ремесленник являлся мелким производителем, характеризующийся теми же признаками, то и крестьянин. Он

  • самостоятельно распоряжался мастерской и вёл хозяйство;
  • обладал собственными орудиями производства;
  • использовал личный труд для изготовления изделий.

Производя товар. Ремесленник стремился поддерживать тот уровень существования семьи, который соответствовал социальному статусу.

Отличительной особенностью средневекового ремесла являлось объединение ремесленников одной профессии одного города в корпоративный союз – цех, братство, гильдию.

Ремесленные цехи

Ремесленные цехи стали появляться в Европе одновременно с образованием городов – примерно в XI-XII веках. Причина этого явления кроется в необходимости защиты производства и доходов от произвола феодалов, соседей-мастеров, ремесленников из деревень и других городов. В условиях узкого рынка сбыта и малого спроса конкуренция была разорительной, поэтому главная цель объединения в цех – утверждение монополии на конкретный вид ремесла. Вторая цель: контроль над качеством производимой продукции и её реализацией.

Принадлежность к цеху быстро превратилось в обязательное требование для занятия ремеслом. До конца XIV века цехи выступали прогрессивной силой. Они координировали отношения мастера (владельца мастерской) с подмастерьями и учениками. Каждый ремесленник, стремившийся стать мастером, должен был пройти две первые ступени – ученик и подмастерье.

Вместе с мастером трудились и члены его семьи. Ремесло передавалось по наследству. Многие поколения работали одними и теми же инструментами, применяли одни и те же секреты изготовления готовой продукции.

Замечание 1

Цеховая организация вмешивалась во все сферы жизни ремесленника. Ремесленник принимал участие в ополчении, входя в отдельное боевое подразделение. У каждого цеха была своя церковь и святой покровитель. Жениться можно было только в рамках корпорации. В случае утери кормильца цех организовывал поддержку и помощь его семье. Вместе с цеховыми корпорациями продолжало существовать в некоторых городах на севере Европы и юге Франции свободное ремесло.