Двойной орарь. О церковном облачении

Здравствуйте уважаемые!
Вчера мы с Вами начали говорить об институте диаконов в Русской Православной Церкви:
Сегодня предлагаю с этой темой закончить:-)
Итак...
3 атрибута, по которым можно узнать дьякона , и которые даются ему при хиротонии , это поручи, орарь и репиды.

Произошли от греческого слова ριπιδιον —веер и представляют собой особую церковную утварь в виде металлического или деревянного опахала на большой ручке и служат для определённых литургических действий. Форма бывает круглой, овальной или квадратной, обычно с изображением серафимов. Символически обозначают ангельские силы, о которых мы с Вами уже говорили вот тут вот, если интересно:

Поручи - это особого вида нарукавники, предназначенные для стягивания рукавов подрясника. Сделаны они в виде широких полос, которые стягиваются на внутренней стороне шнуром, а на внешней обязательно имею изображение креста. Аллегорически обозначают узы Христа.


Поручи

Наконец орарь - это длинная узкая лента, которая закрепляется диаконом на левом плече, так что один конец спускается на грудь или ниже, а другой на спину почти до самого пола. Символизирует орарь , как это не странно ангельские крылья.

Диакон с орарем

Часто можно видеть, что на диаконе надето 2 ораря особым способом - один, так как я описал выше, а второй от левого плеча к правому бедру. На таком двойном ораре вышито 7 крестов. Ну, так вот - это награда диаконам за беспорочную службу и обычно даруется через 5 лет служения. Но о наградах мы еще упомянем с вами чуть-чуть позднее.

Двойной орарь

Кроме вышеуказанных 3 атрибутов диакона нужно упомянуть и еще об одном виде одеяния, которое обязательно для всех священнослужителей (да и для многих церковнослужителей) при проведении священнодействий - о стихаре . Если ряса и подрясник, о которых мы с вами говорили ранее, одеваются в повседневной жизни, то стихарь обязателен для богослужений.

Стихарь диакона
диакона представляет собой длинную тунику с широкими рукавами и разрезами от подмышек до низа, скреплёнными пуговицами. Он надевается поверх подрясника и символизирует одежду спасения, отчего и шьётся из материи светлых или ярких тонов. Разрезы под рукавами стихаря олицетворяют рану в ребре Иисуса Христа, а плечи, если они сделаны из материи другого цвета - язвы от его бичевания. носится поверх стихаря.

Иеродиакон Сретенского монастыря Серафим.

С диаконом вроде бы разобрались. А кто такие иеродиаконы и прочие чины, которых я упомянул ранее. Тут все просто. Иеродиакон (или черный диакон)- это монах в чине диакона, который также помогает священнику (иеромонаху), но в монастыре. Протодиакон - это главный диакон в епархии, титул который дается обычно за 10-15 лет беспорочной службы и (или) за особые заслуги перед Церковью. В армии дается медалька, а вот в церкви вариант награждения вот такой вот.

Протодиакон Николай Попович

В протодиаконы часто выбираются люди с хорошим голосом и идеальным слухом, так как пение оных должно услаждать слух, как клира, так и мирян. Отличает протодиакона особый орарь , отличающийся от двойного наличием девяти (а не семи) крестов и слов «Свят, свят, свят » и богатой вышивкой. К протодиакону следует обращаться «Ваше высокоблаговестие».

Протодиаконский орарь

Самым известным протодиаконом РПЦ ныне является небезызвестный Андрей Кураев, о котором я расскажу отдельно попозже (решил потом еще пост написать о ключевых фигурах современной Русской Православной Церкви).

Протодиакон Андрей Кураев в облачении

Аналогичная фигура в монастыре называется архидиакон . Это старший над иеродиаконами и главный помощник игумена (настоятеля монастыря). Это очень высокий сан для монаха и получит его можно не менее чем за 40 лет беспорочной службы указом Святейшего Патриарха. К таким монахам можно (и даже, наверное, нужно) обращаться «Ваше Высокопреподобие».

Но есть еще и так называемый Патриарший архидиакон , то есть диакон (или что гораздо чаще протодиакон ), служащий при Святейшем Патриархе. Он относится к белому духовенству, несмотря на свое название. В данный момент Патриаршим архидиаконом является заслуженный и уважаемый человек, участник ВОВ Андрей Лазаревич Мазур. О нем я также упомяну в посте о персоналиях РПЦ.

Патриарший архидиакон Андрей Мазур

Чуть-чуть предлагаю остановиться на головных уборах. Думаю, не раз вы наблюдали на службе, что помощники священников и епископов о коих, надеюсь, после прочтения моих скромных трудов, вы уже имеете некоторое представление, надевают особые головные уборы в виде цилиндра. Так вот этот головной убор называется камилавка . И если иеродиакон носит его во время богослужения и это самый головной убор всегда черного цвета, то вот представителям «белого духовенства» - диаконам и протодиаконам камилавка даруется как иерархическая награда, причем чаще всего фиолетового цвета (реже другого), но только не черного. Камилавка надевается по особым случаям, и порядок ее ношения урегулирован не хуже армейского устава. Для диакона существует 3 вида иерархических наград. Сначала - двойной орарь, затем сан протодиакона и наконец, фиолетовая камилавка.


Камилавка

Под конец я решил упомянуть еще и титул, который не относится к священнослужителям, но очень близок к этому. Это иподиакон (или подьячий). Это церковнослужитель, но помогающий непосредственно епископу (архиерею) во время священнодействий, над которым епископ произвел особый обряд - хиротесию (мы с вами о ней говорили). Этакий укороченный вариант хиротонии , совершенный не в алтаре, а в самом храме и при котором служитель церкви не получает дара священства.
Иподиакона можно узнать по особым образом надетому орарю - он надевается крестообразно через оба плеча. Часто из иподиаконов переходят в диаконы .


Иподиакон

Вот, собственно говоря, все, что я хотел рассказать о первой степени священства РПЦ. Надеюсь, не утомил Вас.
Продолжение следует на следующей неделе….
Приятного времени суток!

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 12.04.2009 21:38:19

Почему у некоторых диаконов одна лента,а у некотрых 2? Имеет ли это какое-то значение?

Ора́рь – принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная широкая лента.

Диакон носит орарь на левом плече поверх стихаря, один конец спускается на грудь, другой на спину. Иподиаконы опоясываются ею по плечам крест-накрест. Диакон опоясывается своим орарем крестообразно только на литургии, после молитвы "Отче наш", приготовляя себя к принятию Святых Тайн. Возглашая моления, при словах: "Вонмем", "Благослови, Владыко" и др., - он поднимает всякий раз конец ораря тремя пальцами правой руки.

О происхождении слова орарь существуют два, не противоречащие, впрочем, одно другому, мнения. Одни возводят слово к латинскому слову oratio - "молитва". Другие - к латинскому os, oris - "рот", так как в древности диакон отирал орарем уста причащающихся. Orarium - "плат для утирания лица" - известен и в классической латыни.

В символическом толковании диаконы изображают собою херувимов и серафимов, и орарь в этом смысле символизирует ангельские крылья. Иногда па нем вышивают ангельскую песнь: "Свят, Свят, Свят".

Двойной орарь

По-другому носили традиционно орарь архидиаконы, сослужащие патриарху. Они, в отличие от диаконов, передний, более длинный конец ораря опускали с левого плеча под правую руку, опоясывали им спину, а затем вновь через левое плечо спускали вперед вниз. В России до революции правом ношения такого "двойного" ораря пользовались лишь весьма немногие протодиаконы - например, протодиакон Воскресенского собора Нового Иерусалима, поскольку служба в нем совершалась по чину иерусалимского Храма Гроба Господня.

В настоящее время двойной орарь является распространенной формой церковной награды для диаконов Русской Православной Церкви.

os - уста; также от греческого греч. ωρα - время ) - в различных христианских конфессиях принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона - длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани . В Православных Церквях орарь носят не только диаконы, но протодиаконы , а также соответствующие им в черном духовенстве иеродиаконы и архидиаконы соответственно.

История и символическое значение

Историки богослужебного облачения полагают, что в новозаветной Церкви орарь возник из убру́са (полотенца), которым в ветхозаветных синагогах с возвышенного места давали знак возглашать «Аминь» при чтении Писания .

Орарь символизирует ангельские крыла, а сам диакон как бы уподобляется ангелу , готовому исполнять волю Божию. Кроме того, орарь является символическим изображением благодатных дарований диакона как священнослужителя .

Облачение в орарь

Первое облачение в орарь происходит во время хиротессии (посвящения) во иподиакона. После того как другие иподиаконы облачат новопосвященного в стихарь , они подносят архиерею орарь. Архиерей осеняет орарь крестным знамением , затем посвящаемый целует его и руку архиерея, и иподиаконы опоясывают посвящаемого крестообразно.

Иподиаконы в орарях

Иподиакон надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодатных дарований священнослужителя. Диакон надевает орарь крестообразно во время совершения Божественной литургии после произнесения молитвы «Отче наш ». Орарь при этом надевается так, что его середина оказывается спереди на пояснице, а оба его конца сначала перекладываются на спину с обеих сторон, затем пересекаются на спине крест-накрест, а затем через плечи перекладываются на грудь и там пересекаются ещё раз.

Двойной орарь

В Русской православной церкви диакон после пяти лет служения (хотя по усмотрению архиерея можно и раньше) получает первую награду - право ношения двойного ораря: двух орарей, из которых один надет, как у диакона, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами. Таким образом, в Русской Православной Церкви известны две разновидности двойного ораря: в одной угол ораря под правым плечом представляет собой латинскую букву V, а в другой, встречающейся реже, концы помянутых двух орарей сшиты внахлест. Архидиакон и протодиакон носят протодиаконский орарь, отличающийся от двойного ораря наличием на ораре девяти (а не семи, как на простом и двойном орарях) крестов и ангельских слов «Свят, свят, свят » и богатой вышивкой.

В Поместных православных Церквях греческой традиции ношение двойного ораря является привилегией всех диаконов. Причем здесь двойной орарь представляет собой просто прямую ленту.

В Армянской апостольской церкви практики ношения двойного ораря нет.

Примечания

Литература

  • Прот. Серафим Слободской . Закон Божий для семьи и школы.

Ссылки

  • Сведения о диаконском облачении и в частности об ораре (фото)
  • Иерархические награды Русской Православной Церкви (о двойном ораре)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Орарь" в других словарях:

    - (греч.). Узкая длинная полоса с крестами, часть облачения диакона, которую он возлагает на левое плечо во время богослужения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАРЬ новогреч. horarion, от лат.… … Словарь иностранных слов русского языка - (греч. orarion) длинная (2,5 4 м), как правило, шелковая орнаментированная (тканый или вышитый мотив креста) лента символ смирения и чистоты помыслов, которую носят во время христианского богослужения на левом плече дьяконы и перепоясанной… … Большой Энциклопедический словарь

    ОРАРЬ, ораря, муж. (греч. orarion) (церк.). Часть дьяконского облачения в виде длинной ленты, перекидываемой через плечо. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (vrarion) принадлежность облачения иподиакона, диакона иархидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно черезплечи, второй на левом плече, а за литургией, после Отче наш третийкрестообразно опоясуется на левом плече, имея… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Орарь - принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента. Диакон носит орарь на левом плече, при этом один конец спускается на грудь, другой на спину. Архидиакон и протодиакон носят двойной орарь – два ораря, из… … Православие. Словарь-справочник

    М. часть облачения дьякона, состоящая из узкой ленты через левое плечо. Орарь символизирует крыло ангела, с помощью его дается знак к началу богослужения; др. русск. урарь – то же (Новгор. кормч. под 1280 г.; см. Соболевский, Лекции 142), орарь… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Орарь - часть богослужебного облачения иподьякона и дьякона. Представляет собой узкую длинную ленту. Дьякону положено носить его на левом плече, при этом один конец должен быть опущен на спину, а другой – на грудь. У протодьякона и архидьякона имеется … Православная энциклопедия


ОБЛАЧЕНИЕ ДИАКОНА
(ОБЛАЧЕНИЕ ИЕРОДИАКОНА, ДЬЯКОНА, ДИАКОНСКОЕ, ДЬЯКОНСКОЕ)

Облачение дьякона (иеродиакона ) состоит из подрясника , поручей , стихаря и ораря .

Наша мастерская производит пошив церковных облачений (диакона, иеродиакона ) с вышивкой .

СТИХАРЬ

Стихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами, носят его также и иподиаконы . Право носить стихарь может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь или подризник является общим облачением священнослужителей . По времени происхождения стихарь является самым древним одеянием . Для диаконов и низших клириков - это верхнее богослужебное облачение , для священников и епископов стихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником , поверх которого надеваются прочие ризы . Стихарь символизирует одежду спасения и изготавливают его из материи светлых тонов. Иногда на боках и рукавах стихаря нашиваются ленты, знаменующие собою узы, которыми был связан Иисус Христос , и кровь, истёкшую из его ребра. Разрезы под рукавами стихаря олицетворяют прободённое ребро Иисуса Христа , а оплечья из материй других цветов символизируют язвы от его бичевания.

ИСТОРИЯ СТИХАРЯ

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба , туника . Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий - alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

ОРАРЬ

Орарь (устар. - орарий ) является принадлежностью богослужебного облачения диакона и богослужебного облачения иподиакона . В православии орарь является принадлежностью и богослужебного облачения протодиаконов , а также соответствующих им в черном духовенстве - иеродиаконов и архидиаконов . Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи. В православии диакон носит орарь поверх стихаря на левом плече, где он укрепляется петлей за пуговицу, а его концы свободно свисают почти до пола со стороны груди и спины. Орарь может быть разного цвета, как и другие богослужебные облачения . В православии неофициально орарем награждают старших или опытных алтарников .

ИСТОРИЯ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОРАРЯ

Считается, что прообразом ораря новозаветной Церкви является убрус (полотенце), которым в ветхозаветных синагогах подавали знак, по которому провозглашали «Аминь» при чтении Священного Писания. Орарь является символом крыльев ангела, при этом сам диакон олицетворяет ангела, исполняющего волю Божию. Помимо этого, орарь слывет символическим изображением благодати, ниспосланной диакону как священнослужителю .

ОБЛАЧЕНИЕ В ОРАРЬ

В процессе посвящения (хиротессии) в иподиакона происходит первое облачение в орарь . После облачения новопосвященного в стихарь , другие иподиаконы подносят орарь архиерею, который осеняет орарь крестным знамением, после этого посвящаемый целует орарь и руку архиерея, и иподиаконы крестообразно опоясывают посвящаемого орарем . При рукоположении (хиротонии) иподиакона в диакона с него смимают орарь , которым он был перепоясан, и архиерей возлагает орарь на его левое плечо, произнося, при этом: «Аксиос» (от греч. - «Достоин»). В православии диакон и иподиакон надевают орарь поверх стихаря только после благословения, получаемого от священника перед богослужением. В процедуру благословения входит троекратное крестное знамение и поклоны кресту Господню, после чего стихарь и орарь складываются особым образом (при этом в состав богослужебного облачения дьакона входят и поручи ) и подносятся к священнику со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». После получения благословения от священника в форме крестного знамения происходит облачение диакона и иподиакона .

ДВОЙНОЙ ОРАРЬ

В православии после пяти лет служения диакон получает первую награду - право ношения двойного ораря . Один из двух орарей надет, как обычно у диакона , а второй орарь идет от левого плеча, спускается к правому бедру, и соединяется здесь концами. Богослужебным облачением архидиакона и протодиакона является протодиаконский орарь , который отличается от двойного ораря тем, что на него навешивается девять, а не семь, как на простом и двойном орарях , крестов и наличием слов «Свят, свят, свят», а также богатой вышивкой.

Наша мастерская производит пошив церковных облачений (облачения дьякона , диакона, иеродиакона , иподиакона, протодиакона, архидиакона ) с вышивкой , включая стихарь , орарь , поручи.

Богослужебные облачения

Эти одеяния, имеющие общее наименование «ризы», используются священнослужителями в ходе совершения богослужений. Делятся они на три категории: диакоиские, иерейские и архиерейские (одеяния церковнослужителей, не принадлежащих к числу духовенства, в эти категории не попадают). Интересной особенностью является тот факт, что каждая последующая степень священства имеет все богослужебные одеяния предыдущей и плюс к этому те одеяния, которые являются принадлежностью их степени. То есть священник имеет все диаконские одеяния и сверх того присущие его сану; епископ имеет все священнические одеяния (кроме фелони, которая заменяется саккосом) и сверх того – присвоенные его архиерейскому сану.


Диакон в богослужебном облачении



Иерей в богослужебном облачении


Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебными облачениями являются:

1. Для диакона подрясник, поручи, стихарь, орарь ;

2. Для священника подрясник, ряса (во время Литургии вместо рясы надевается подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест;

3. Для архиерея подрясник, ряса (на Литургии вместо рясы – подризник ), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь ), омофор, панагия, крест, митра.

Церковнослужители прислуживают в стихаре.

Некоторые богослужения священник может совершать без фелони , а архиерей без саккоса. В качестве награды священникам дается право ношения скуфии, камилавки или митры , а также набедренника, палицы, креста с украшениями.


– богослужебное облачение священно– и церковнослужителей. Различаются стихари церковнослужителя, диакона, священника и архиерея. Отличие богослужебных одежд низшего чина священнослужителей – диаконов – составляет то, что они служат в подряснике, поверх которого надевается стихарь. Стихарь диакона (и церковнослужителя – алтарника, пономаря) – это длинная одежда, состоящая как бы из двух половин, с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленная пуговицами. Стихарь символизирует одежду спасения. Священнический и архиерейский стихарь представляют из себя облачение, именуемое подризник.


Стихарь


– богослужебное облачение священника и архиерея – длинная до пят шелковая (реже из иных материалов) одежда, в талию, с узкими рукавами, белого или желтого цвета. Архиерейский подризник имеет так называемые гамматы , или источники – ленты, стягивающие рукав у запястья. Гамматы символизируют ток крови из прободенных рук Спасителя. Как уже говорилось, подризник заменяет архиерею либо священнику рясу при совершении Литургии.


Подризник


– часть богослужебного облачения духовенства, представляющие собой трапециевидные полосы плотной материи с изображением креста на внешней их стороне, обшитые по краям лентой, имеющей иной, чем сами поручи , оттенок. Другое название поручей – нарукавники, означает то, что фиксируется эта часть богослужебного облачения на запястье, на рукаве подрясника. Поручь стягивается шнуром, продеваемым в металлические петли на боковых его краях, а шнур плотно обматывается вокруг руки и прочно на ней держится. Поручи символизируют собой Божью силу, крепость и мудрость, даруемую священнослужителям для совершения Божественных Таинств.


– часть богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента, носимая ими на левом плече, причем один конец спускается на грудь, другой – на спину. Орарь является принадлежностью только диаконов и название свое получил от греческого глагола «оро», что значит смотрю, стерегу, наблюдаю. Впрочем, в латинском языке существует глагол абсолютно идентичный по написанию (лат. глагол «oro »), но имеющий значение «молиться». Другое значение слова орарь – полотенце, лентион (от лат. orarium).



Орарь


Архидиакон и протодиакон имеют двойной орарь, который представляет собой два соединенных ораря : один надет аналогично диаконскому, а второй спускается с левого плеча на правое бедро, где и соединяется концами.

Орарь символизирует те благодатные дарования, которые диакон получает при хиротонии. Иподиакон же надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодати священнослужителя. По толкованию святого Иоанна Златоуста орарь символизирует собой невещественные ангельские крылья в соответствии с тем образом ангельского служения в Церкви, который олицетворяют диаконы.


(греч . шея) – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея, представляющая собой длинную ленту (орарь диакона, но как бы удвоенный), охватывающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь. Спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Образованная из ораря епитрахиль означала, что священник, приобретает сугубую по сравнению с диаконом благодать, дающую ему право и обязанность быть совершителем Таинств Церкви. Епитрахиль символизирует благодатные дарования священника, получаемые им в Таинстве Священства. Именно поэтому при облачении в епитрахиль читается молитва: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» (см.: Пс. 132; 2).


Епитрахиль и поручи


Без епитрахили священник и архиерей не имеют права совершать богослужения. Лишь в крайне тяжких обстоятельствах вместо нее может использоваться любой длинный кусок материи или веревки, особо благословленный.


Пояс – часть богослужебного облачения священника и архиерея, надеваемая поверх подризника и епитрахили, представляет собой плотную, шириной 10–15 см, полосу материи с отделкой в виде полос иного оттенка по краям. В середине пояса нашивается крест, а по его концам – длинные ленты, которыми он фиксируется сзади, на пояснице. Пояс напоминает то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечере. Символически пояс в религиозном обиходе всегда означал силу, крепость, власть, готовность к служению, что ярко отражено в молитве, читаемой при его надевании: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя» (см.: Пс. 17; 33,34). Такое же значение сохраняется у него и сейчас.


Пояс


– богослужебное облачение священника, представляющее собой длинную до пят (со спины) накидку, которая спереди доходит только до пояса. Имеет прорезь для головы и приподнятое жесткое оплечье, без рукавов. На фелони есть четыре символических полосы, которые означают Четвероевангелие, служителями и благовестниками которого являются епископы и священники. Также полосы означают Божественное охранение, благодать, силу и премудрость, даруемые священнослужителю, совершающему Таинства Церкви. На спине в верхней части фелони под плечевой полосой так же, как и на стихаре нашивается знамение креста , а внизу под крестом ближе к подолу – восьмиконечная звезда. Звезда и крест на фелони знаменуют соединение в Православной Церкви благодати священства Ветхого (звезда) и Нового (крест) Заветов.


Фелонь


Существует еще короткая, или малая фелонь, закрывающая тело только до пояса (причем спереди меньше, чем сзади). Надевается при посвящении в церковнослужители и не употребляется в других богослужениях.

Фелони в древней Церкви были белого цвета. Симеон, архиепископ Солунский, дает такое объяснение символического значения фелони : «Белизна этой одежды означает чистоту, святыню и сияние Славы Божией, ибо Бог есть свет и одеяйся светом, яко ризою… Фелонь шьется без рукавов во изображение вретища, в которое одет был Спаситель во время поругания. Эта священническая одежда покрывает все тело, от главы до ног, во образ Божия Промысла, который нас от начала поддерживает и хранит. Во время священнодействия фелонь поднимается обеими руками, и эти руки, как крылья, означают ангельское достоинство, а действия, ими совершаемые, действенную силу, которой совершает Таинство иерей. Священная фелонь означает высшую и свыше подаваемую силу и просвещение Святого Духа. Эта одежда означает и светлость первейших Горних чинов, и силу Божию, все содержащую, промыслительную, вседетельную, благотворную, которою Слово снизошло даже до нас и чрез воплощение, распятие и восстание соединило все горнее с дольним».

В древней Церкви принадлежавшие патриархам и митрополитам фелони сплошь были покрыты изображениями крестов и назывались потому полиставриями (греч . многокрестие). Материалом для пошива фелоней является золотая и серебряная парча, а также материи других основных цветов, используемых в богослужении.


является частью богослужебного облачения некоторых священников и представляет собой прямоугольник, который носится на длинной ленте у бедра. Право ношения набедренника дается священникам в качестве награды. Набедренник рассматривается как символическое изображение духовного оружия – слова Божьего. Эта мысль выражена и в стихах псалма, которые священник должен читать, одевая набедренник : «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради, и кротости и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя, всегда, ныне и присно, и во веки веков» (см.: Пс. 44; 4,5).


Набедренник


Набедренник отделан по краям нашитой полосой из материи, отличной от той, из которой он сшит сам. В центре набедренника всегда есть крест, а его нижний край обычно украшается бахромой.


– часть богослужебного облачения архиерея, архимандрита или священника (священникам дается в качестве награды), представляющая собой матерчатый ромб, привешиваемый за один из острых углов и носимый на ленте у правого бедра.


Палица


Когда в награду за усердную службу право носить палицу получают протоиереи, то они носят ее также с правой стороны, а набедренник в этом случае перемещается на левую. Для архимандритов, как и для архиереев, палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Символическое значение палицы аналогично тому, что имеет набедренник, то есть оба эти предмета означают духовный меч слова Божия (ромбовидная форма палицы означает Четвероевангелие).

От того какую службу священнослужители совершают в данный момент зависит какие и сколько предметов богослужебного одеяния они будут использовать. Так малое священническое облачение, в котором служатся все вечерние, утренние службы и требы, кроме Литургии составляют: епитрахиль, поручи и фелонь.

Полное облачение используется при служении Литургии и в других случаях, предусмотренных Уставом. Его составляют: подризник, поверх которого надевается епитрахиль, потом поручи, пояс, набедренник и палица (у кого они есть), а также фелонь. Поскольку набедренник и палица являются наградами духовенству и бывают далеко не у каждого священника, то они не входят в число обязательных предметов облачения.


Епископ в богослужебном облачении


У архиереев круг используемых им облачений гораздо шире. К вышеперечисленным предметам прибавляются еще такие, как саккос, омофор, митра (хотя она может являться наградой очень заслуженному священнику, но в этом случае она не увенчивается крестом), архиерейский жезл и мантия. В число предметов полного архиерейского облачения не входят три из вышеназванных: митра, архиерейский жезл и мантия. Таким образом, полное архиерейское богослужебное облачение в соответствии с семи Таинствами, которые совершает епископ, содержит в себе семь основных предметов: подризник, епитрахиль, поручи, пояс, палицу, омофор и саккос.



Саккос


(древнеевр. рубище, вретище) – богослужебное облачение архиерея: длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из дорогой ткани. Саккос по внешнему виду напоминает диаконский стихарь с той разницей, что он разрезан полностью: по нижней стороне рукавов и по бокам до пола. По линии разреза соединяется так называемыми звонцами, которые заменяют выполняющие аналогичные функции пуговицы диаконских стихарей, но в дополнение к этому издают мелодические звуки в те моменты, когда архиерей двигается. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом.

Саккос духовно означает то же самое, что и фелонь. Этим обуславливается тот факт, что при его надевании нет особой молитвы, лишь диакон читает во время облачения епископа: «Архиерее Твои, Господи, облекутся в правду». , как правило, шьют из дорогой парчи и украшают изображениями крестов.

Передняя половина саккоса символизирует священство Нового Завета, задняя – Ветхого Завета. Их соединение звонцами символически означает нераздельное, но и не смешиваемое преемство этого священства во Христе. Другое символическое значение этого соединения – двоякий характер служения епископа как Богу, так и людям.


(греч . носимый на плечах) – принадлежность богослужебного облачения архиерея. Омофор епископа у концов своих имеет две нашитых поперечных полосы – знак сугубого отречения от всего суетного. Два основных символических значения, усваиваемые омофору следующие: уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особая полнота Божественной благодати и силы, даруемая для этого епископу.


Малый омофор


Существуют два вида омофора:

1. Великий омофор представляет собой длинную широкую ленту с изображениями крестов. Он огибает шею епископа и спускается одним концом на грудь, а другим – на его спину. Великий омофор епископ носит с момента начала Литургии до чтения Апостола.

2. Малый омофор представляет собой широкую ленту с изображениями крестов, которая спускается обоими концами на грудь и сшита или закреплена пуговицами спереди.

Надевается поверх саккоса. Символически изображает благодатные дарования архиерея, поэтому без омофора архиерей не может священнодействовать. Архиерей совершает все богослужения в великом омофоре , кроме Литургии, которая после прочтения Апостола совершается в малом омофоре. Но малый омофор не заменяет епитрахили.


Архиерейский жезл с сулком


Шьют омофоры из парчи, шелка и других тканей разных цветов, принятых в Церкви.


Архиерейский жезл (посох) – это символ духовной архипастырской власти епископа над церковным народом, данной Христом Своим ученикам, призванным проповедать слово Божье. По толкованию блаженного Симеона, архиепископа Солунского, «жезл, который держит архиерей, означает власть Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, не-покоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе. Посему у жезла и находятся рукоятки (рожки сверх жезла), как якори. И над теми рукоятиями Крест Христов означает победу». Архиерейские жезлы, особенно митрополичьи и патриаршии, принято украшать драгоценными камнями, накладками, инкрустациями. Особенностью русских архиерейских жезлов является сулбк – два платка, вложенных один в другой и зафиксированные у рукояти. На Руси его появление обуславливалось суровыми погодными условиями: нижний платок должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний – от мороза на улице.


Архиерейская мантия


Архиерейская мантия, в отличии от мантии простого монаха, бывает фиолетового (у епископов), голубого (у митрополитов) и зеленого цвета (у Святейшего Патриарха). Кроме того, архиерейская мантия объемнее и длиннее. На ее лицевой стороне, у плечей и у подола нашиваются «скрижали» – прямоугольники с отделкой по краям и крестами или иконами внутри плечевых прямоугольников. В нижних могут стоять инициалы епископа. Скрижали на мантии означают, что епископ, управляя Церковью, должен руководствоваться заповедями Божиими.

По всей ширине мантии проходят три широкие двухцветные полосы, называемые источниками , или струями. Они символически изображают само учение, как бы «истекающее» из Ветхого и Нового Заветов и проповедь которых является обязанностью епископов, а также учительную благодать епископства. Духовно мантия повторяет некоторые символические значения фелони, саккоса и омофора, как бы «заменяя» их, так как носится тогда, когда этих богослужебных облачений (кроме омофора) на архиерее нет. Используется архиерейская мантия во время торжественных процессий, при входе в храм и на богослужениях, в моменты определяемые Уставом. Вообще же при облачении в богослужебные одежды мантия снимается.


(греч. повязка, носимая на голове) – головной убор, являющийся частью архиерейского облачения. Входит также в число предметов богослужебного облачения архимандритов и тех священников, которым право ношения митры дается в качестве награды. Имеет грушевидную форму. Обычно выполняется из бархатных полос на жестком каркасе, украшена жемчугом мелкого и среднего размера в виде растительного орнамента (как один из вариантов); вообще же вариантов украшения митры очень много. По бокам митры помещаются четыре малые иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи и какого либо святого или праздника; верхняя часть увенчивается иконой Пресвятой Троицы или Серафима. Вместо иконы на навершии архиерейской митры водружается небольшой крест.