Экскурсия в дельфы и пуп земли. Две загадки Эдипа Какое чудовище бросилось со скалы когда

Со змеиной головой и шеей, обитающая в шотландском озере Лох-Несс. По сказанию, первыми о таинственном монстре миру поведали римские легионеры. Долгое время о существовании озерного монстра ничего не было известно, пока весной 1933 года супруги Маккей впервые не сообщили в газету о встрече с неизвестным животным. Проезжая по дороге, пролегающей поблизости от озера, они наблюдали, как из толщи озера появилось неизвестное огромных размеров, напоминающее помесь ящерицы и рыбы. Монстр оставался на поверхности озера не более двадцати секунд, после чего погрузился под воду и больше не появлялся.

Со времен постройки этой дороги, проходящей вдоль побережья озера Лох-Несс, людьми было отмечено почти пять тысяч появлений Лохнесского чудовища. После сообщения супругов Маккей о встрече с монстром местные газеты ухватились за сенсацию, ставшей известной широким массам. После этого началось возрождение древней легенды о водяном монстре, которого стали называть Лохнесским чудовищем или Несси. Лохнесское чудовище вновь дало о себе знать спустя несколько лет, когда начали появляться новые тревожные сообщения об огромном монстре. Многочисленные свидетели утверждали, что наблюдали в толще воды “передвижения огромной ящерицы”, несколько раз следы обнаруживали и на побережье, которые могло оставить после себя ползающее животное.

Ученые заинтересовались Лохнесским чудовищем и стали регулярно исследовать озеро визуальными методами. Но в скором времени эффективность визуальных исследований не принесла плодов, и ученые пошли другим путем – Лох-Несс стали прослушивать звуковым сканированием. Первая операция такого рода была проведена в середине двадцатого века, и с тех пор работы в этой области продолжаются постоянно. Применение сонарного сканирования воды позволило учёным узнать об озере Лох-Несс много важных вещей, например, им удалось подсчитать суммарное количество биомассы в озере - весьма важное обстоятельство, имеющее прямое отношение к возможности существования Лохнесского чудовища. Помимо этого, изучение звуком выявило в воде присутствие эффекта сейши, который вызывает обман зрения. Это внезапное возникновение сильнейших кратковременных потоков воды, возникающих вследствие резкого изменения атмосферного давления. Такие течения, увлекая за собой крупные предметы, создают иллюзию движения предмета по “своей воле”. Но сканирование звуком выявило в озере и необъяснимые факты. Ученые признали, что на большой глубине присутствуют объекты огромных размеров, которые самостоятельно опускаются и поднимаются, передвигаясь под водой. До сих пор нет точного ответа на вопрос о том, что же представляют из себя данные объекты. Уверенность в существовании Лохнесского чудовища до сих пор вызывает множество вопросов. По сути, Лохнесский монстр не сможет обитать на дне озера один. Должно же там обитать какое-то потомство, иначе исполин давно умер бы от старости. Но с другой стороны, если в воде обитает, к примеру, с десяток таких чудовищ, почему люди так редко их видят?

Одно из наиболее распространенных и правдоподобных предположений заключается в теории, что Лохнесское чудовище может быть дожившим до наших дней плезиозавром. Это одна из морских рептилий, которая существовала в эпоху динозавров, закончившуюся около 63 миллионов лет тому назад. Плезиозавры были очень схожи с дельфинами или акулами, и экспедиция ученых на озеро в 1987 году вполне могла поддержать эту гипотезу. Но дело в том, что приблизительно около десяти тысяч лет назад на месте озера Лох-Несс долгое время находился огромный ледник, и вряд ли какие-либо животные смогли бы выжить в подледной воде. По рассуждению Джона Гранта в одной из своих книг, Лохнесское чудовище не относится к молодому поколению переселенцев. Семейство крупнейших морских животных, которое прибыло в озеро Лох-Несс несколько десятков лет или столетий тому назад, никак не соотносится с семейством китов или дельфинов, иначе их появление часто наблюдали бы на поверхности Лох-Несса. Вероятнее всего, речь здесь идет о , который редко показывается на поверхности; кроме этого, очевидцы могли наблюдать разные части его исполинского тела, чем и можно объяснить противоречивые описания монстра множеством свидетелей.

Тайна Лохнесского чудовища с годами стала обрастать невероятным количеством деталей: за десятилетия предоставлено множество документальных свидетельств, фотографии разной достоверности, записи эхолотов и подводные видеосъемки, но в то же время существует огромнейшее количество подделок. Исследования будут продолжаться и дальше, и возможно, загадка таинственного чудовища будет разгадана.

Лабынкырский черт

На востоке Якутии в Оймяконском районе находится небольшое озеро Лабынкыр, о котором ходит множество слухов и легенд. В соответствии с многочисленными наблюдениями, в том числе и съемкам с вертолета, в водоеме обитает огромное животное, предположительно реликтового происхождения. В близлежащем поселке Томтор местные жители утверждают, что озеро населяют странные существа. Старожилы на вопросы о новоявленном "Несси" отвечают с охотой, говорят, что существует в водоеме какой-то "дьявол", обитающий там довольно давно. Во всех близлежащих округах существо прозвали "Лабынкырский черт". Поскольку озеро Лабынкыр находится в северной части России, славящуюся низкими температурами, большую часть года поверхность озера покрыта льдом. Исследователи установили, что каждую зиму на поверхности озера обязательно возникает несколько крупных полыней (называемые местными "чертовыми окнами"), а рядом с полыньями - следы какого-то крупного животного. Официально наукой считается, что обитатели водных глубин довольно хорошо изучены, но практика показывает обратное. Впервые тема о "северных монстрах" была поднята газетой "Молодежь Якутии" в декабре 1958 года. А спустя два года были опубликованы дневники начальника геологической партии В.И. Твердохлебова, где также подтверждалось существование крупного животного неизвестного происхождения в Якутии. К этому сообщению многие отнеслись с критикой. Один из научных сотрудников Института мерзловедения предположил, что очевидцы наблюдали не что иное, как крупного сома размером около пяти метров, массой до 300 кг. Впрочем, вскоре эта версия оказалась опровергнутой - выяснилось, что в Лабынкыре сомы никогда не водились. В любом случае, по существующей научной практике подобные отчеты, безусловно, считаются документальными подтверждениями.

Ученых заинтересовали доклады Твердохлебова, в результате на озеро было отправлено несколько экспедиций, не принесших, впрочем, никаких убедительных результатов. Криптозоологи, в свою очередь, выдвинули свои предположения относительно природного происхождения "Лабынкырского чёрта": гигантская щука-мутант, амфибия либо реликтовая рептилия. В 2005 году известная телепрограмма организовала собственную экспедицию на Лабынкыр, во время которой провела ряд измерений и исследований. С помощью эхолота удалось выявить аномальную трещину на дне озера. Глубоководный телезонд позволил экспедиции обнаружить на дне останки челюстей и позвонков животных. Также удалось зафиксировать необычные звуки, идущие со стороны озера, похожие на рёв подводного монстра. Лаборатория акустики НИИ океанологии пришла к выводу, что зафиксированный звук не похож ни на один из известных науке.

Сообщалось также о появлении "чёрта" в соседнем озере Ворота, но отправившаяся к этому озеру экспедиция полностью опровергла существование в нем каких-либо монстров. Среди местных жителей о монстре ходят весьма необычные рассказы. К примеру, однажды чудовище выбралось из глубины на берег и погналось за рыбаком-якутом, который умер на бегу от сильного испуга. В другой раз существо проглотило взрослую собаку, плывшую за брошенной палкой. Но чаще всего объектом охоты якуты называют оленей, которых там немало. Рассказывают жуткий случай, как местный оленевод привязал упряжку с оленями к торчащему из тонкого льда бивню. Пока он разводил костер, на берегу послышался громкий треск - бивень провалился в проломанный лед, и что-то огромное увлекло оленей на дно. Ни упряжки, ни самих животных так и не нашли. Отчасти существование чудовища подтверждается и тем, что у разных очевидцев совпадают мнения в описаниях монстра. Описывают его практически одинаково – огромное туловище темно-серого цвета, крупная голова. По имеющимся свидетельствам, расстояние между глазами огромного создания составляет более метра. Такие размеры кажутся невероятными, но тут помогла находка местного жителя. Мужчина случайно обнаружил на берегу челюсть неизвестного животного с зубами, которая была настолько велика, что стоя в вертикальном положении под ней мог бы запросто проехать всадник. На сегодня все данные о Лабынкырском , как и в случае с "Несси", не нашли прямых и неоспоримых доказательств.

Дельфы - центр вселенной. - Аполлон - победитель Пифона. - Дельфийский оракул и рок (судьба). - Эдип. - Загадка Сфинкса. - Прорицатель Тиресий. - Эдип и Антигона.

Дельфы - центр вселенной

Солнце видит все происходящее раньше человечества, потому что оно освещает все своими лучами; вот почему Аполлон предвидит будущее и предсказывает его людям. Дар предсказания - одно из главных качеств Аполлона.

Оракул, изрекавший смертным предсказания Аполлона, находился в храме Аполлона в древнегреческом городе Дельфы. В античности город Дельфы считался центром земли, потому что, как гласит один греческий миф, Зевс выпустил однажды с двух противоположных концов вселенной двух голубей, и эти голуби встретились в Дельфах.

Аполлон - победитель Пифона

Дельфийский оракул сначала принадлежал богине земли Гее, которая приказала сыну своему, змею Пифону, охранять его, почему и город Дельфы назывался иногда у древних греков Пифо́.

Бог Аполлон убил чудовище Пифона, некогда преследовавшее его мать (богиню Латону). Аполлон на нем первом испробовал свои смертоносные стрелы. По словам древнегреческих поэтов, бог солнца победил Пифона, будучи еще ребенком, но, без сомнения, рост богов подчиняется другим законам, нежели рост простых смертных, потому что скульпторы, изображая победу Аполлона над Пифоном, представляли Аполлона в виде юноши, достигшего полного развития.

Таким Аполлон изображен на одном из величайших художественных произведений античного мира - на статуе, известной под названием Аполлона Бельведерского . Она была найдена в конце XV века и приобретена папой Юлием II, который поставил ее в садах Бельведера. Теперь статуя Аполлона Бельведерского находится в Ватиканском музее. С тех пор как эта статуя стала известна и до наших дней она не перестает возбуждать восторги и восхищение художников и ценителей искусства.

Дельфийский оракул и рок (судьба)

Победив Пифона, бог Аполлон и хор дельфийских дев впервые пропели победную песнь - пеан .

Затем, сняв с дракона Пифона шкуру, бог Аполлон обернул ею треножник, на котором сидела Пифия - жрица, передававшая ответы оракула.

Этот оракул считался самым важным в Греции; простой случай открыл место Дельфийского оракула. Козы, бродя по склонам Парнаса, подошли к отверстию в земле, из которого подымались испарения; они так сильно подействовали на коз, что с ними тотчас же сделались судороги. Прибежавшие пастухи почувствовали и на себе действие этих испарений: ими овладело какое-то исступление, во время которого они испускали пронзительные крики и пророчествовали.

Над этим отверстием поставили треножник деревянный, резной, украшенный золотом, и на нем помещалась пророчествовавшая жрица Пифия. Пифия всходила на треножник после разных омовений и очищений, облаченная в длинные одежды, и, возбуждаемая выходящими из земли парами, произносила прорицания, которые передавались жрецами в стихотворной форме. Эти изречения Пифии отличались загадочностью и запутанностью; они большей частью давались в символической форме.

Впоследствии, когда один философ задал вопрос, почему бог поэзии Аполлон изрекает свои пророчества в таких плохих стихах, оракул стал передавать их прозой.

Вера в то, что Дельфийский оракул может безошибочно предсказывать будущее, способствовала еще сильнейшему развитию в античном мире веры в предопределения судьбы, или рока, и в то, что ничто не может спасти человека от раз предназначенной ему оракулом судьбы, какие бы он ни делал попытки, чтобы избавиться от нее. Яснее всего выражена эта вера в предопределение в древнегреческом мифе об Эдипе.

Эдип

Фиванский царь Лаий, вступив на престол, обратился к Дельфийскому оракулу, умоляя Аполлона даровать ему сына. Аполлон ему ответил, что пусть Лаий не желает иметь детей, а если у Лаия все же родится сын, то царь Лаий погибнет от его руки, и всю его семью постигнет страшное несчастье.

Когда же у Лаия родился сын Эдип , Лаий, помня предсказание оракула, отдал младенца Эдипа пастухам, предварительно связав и проколов Эдипу ноги, и приказал отнести и покинуть его на вершине горы Киферон, посвященной Эриниям ().

Соседние пастухи нашли ребенка и отнесли Эдипа к бездетному царю Полибу и жене его Меропе (Медузе). Они стали Эдипа воспитывать как сына, и Эдип считал их своими родителями.

Прекрасная статуя Шодэ в Лувре изображает пастуха Форбаса, кормящего Эдипа.

Когда Эдип из ребенка превратился в юношу, он однажды на пиру услыхал, как один из присутствующих назвал его найденышем. Тогда Эдип принялся расспрашивать Полиба и Меропу, но они не захотели открыть ему тайны его происхождения, и Эдип решил обратиться к Дельфийскому оракулу, прося Аполлона назвать его отца. Но бог Аполлон также не открыл Эдипу его происхождения, а предсказал ему, что Эдип убьет родного отца и женится на родной матери, будет иметь от нее детей и станет таким образом родоначальником несчастного и преступного рода.

Напуганный этим предсказанием, Эдип не решился вернуться к тем, кого продолжал считать своими родителями, надеясь, что таким образом избегнет предопределения судьбы.

Эдип отправился в Фивы. По дороге, в одном узком проходе, Эдип встретился с колесницей неизвестного ему его настоящего отца, царя Лаия. Возница, управлявший лошадьми колесницы, громко и дерзко приказывает Эдипу сойти с дороги, но Эдип не слушается этого приказания, и между ними возгорается борьба, в которой принимает участие и Лаий. Эдип убивает царя Лаия и становится, таким образом, ничего не подозревая, убийцей своего отца.

Только один из рабов, сопровождавших несчастного царя фиванского, избежал смерти; это был тот самый пастух, которому когда-то было поручено отнести Эдипа на вершину Киферона. Он возвратился в Фивы и, стыдясь сознаться, что их победил один человек, рассказал, что на них напали разбойники и убили царя.

Загадка Сфинкса

Фиванцам было не до того, чтобы искать и преследовать убийц царя Лаия: ужасный Сфинкс , сын Эхидны и Тифона, по повелению Ареса, оскорбленного фиванцами, поселился на скале у проезжей дороги, задавал всем прохожим загадки и убивал всех не сумевших их разгадать.

Эдип разгадывает загадку Сфинкса. Прорисовка изображения на дне древнегреческой вазы.

Много людей уже погибло таким образом, ужас объял всю страну, все жители города облачились в траурные одежды. Тогда Креонт, брат царицы Иокасты и правитель царства после смерти Лаия, объявил, что отдаст тому, кто избавит страну от Сфинкса, престол и руку овдовевшей царицы.

Является Эдип, и чудовище Сфинкс задает ему следующую загадку: «Какое это животное, которое ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?» «Это человек, - ответил ему Эдип, - в детстве он ползает на четвереньках, затем ходит на двух ногах, а под старость опирается на палку - вот его третья нога».

Побежденный Сфинкс бросился со скалы в море и скрылся навсегда. Надо полагать, что этот древнегреческий мифологический Сфинкс есть как бы воспоминание о египетском Сфинксе, хотя искусство изображает его в совсем ином виде.

На монетах Сфинкс является в виде крылатой львицы с головой и грудью женщины.

На одной античной камее изображен Сфинкс сидящим на скале; перед ним стоит Эдип, отвечающий на его вопросы; человеческие кости, разбросанные кругом, красноречиво напоминают о том, что ожидало несчастных, не разгадавших загадок Сфинкса.

Из новейших художников Энгр написал на эту тему прекрасную картину.

Прорицатель Тиресий

Эдип стал таким образом фиванским царем и мужем своей матери; от этого брака рождаются четверо детей.

Проходит несколько лет счастливого царствования Эдипа. Народ, видя в Эдипе мудрого и доброго царя, любит и почитает его. Но боги не могут оставить безнаказанно преступления; они уж и так слишком долго дозволили отцеубийце занимать престол его отца. Карающий Аполлон насылает мор и голод на страну; народ обращается к Эдипу, избавившему его от Сфинкса, прося избавить и от этих бед.

Главный жрец храма Зевса от лица всего народа умоляет Эдипа спасти всех, он говорит: «Ты видишь, толпы окружают твой дворец; смотри, тут и дети, едва умеющие стоять на ногах, тут старцы, согбенные под гнетом лет, и цветущая юность. Остальной твой народ, неся оливковые ветви в руках, направился в храмы Афины Паллады и Аполлона молить о пощаде, потому что на наш город обрушилась буря, и он затоплен морем крови. Смерть поражает зародыши плодов в недрах земли, она поражает стада и губит детей во чреве матери. Страшное и враждебное божество Чума опустошает нашу страну и уничтожает народ, а мрачный Плутон обогащается нашими слезами и стонами. Ты, избавив нас с помощью богов от жестокого Сфинкса, стал с тех пор нашим защитником; мы и теперь умоляем тебя, Эдип, спаси нас от всех этих бед» (древнегреческий трагик Софокл).

Эдип, желая узнать, почему боги так карают фиванцев, послал спросить об этом Дельфийского оракула, который ответил, что несчастия и беды прекратятся только тогда, когда они изгонят из своей страны убийцу царя Лаия.

Получив такой ответ, Эдип тотчас же принялся разыскивать повсюду убийцу, ужасаясь при мысли о том, что один человек может навлечь на страну столько бедствий.

Эдип издал следующее повеление: «Кто бы ни был этот человек, я запрещаю каждому жителю страны, где я царствую, принимать его, говорить с ним, дозволять ему приносить священные жертвы, подавать ему очищающую воду. Пусть все изгонят его из своих жилищ, ибо он бич страны, - так повелел мне оракул бога, почитаемого в Дельфах, и, поступая так, я повинуюсь богу и мщу за смерть царя. Я проклинаю тайного преступника, и пусть он изгнанником влачит свою несчастную жизнь вдали от родины» (Софокл).

Все поиски оказались, однако, напрасными. Тогда царь Эдип посылает за слепым прорицателем Тиресием, обладающим даром понимать даже голоса птиц. Но Тиресий колеблется открыть царю истину, несмотря даже на угрозы Эдипа.

Эдип, припоминая совершенное им убийство незнакомого старика по дороге в Фивы, начинает подозревать, не он ли сам - убийца Лаия. Эдип призывает спасшегося тогда раба, начинает его допытывать и узнает страшную истину, а также и свое происхождение.

Иокаста слышит слова раба. Объятая ужасом, спешит Иокаста в свои покои и убивает себя. Эдип, узнав об этом, идет к Иокасте, снимает с нее ее золотые пряжки и ими выкалывает себе глаза. Сыновья Эдипа, Этеокл и Полиник, желая завладеть престолом, прогоняют несчастного слепого, который, лишенный всего, даже средств к пропитанию, отправляется вместе с дочерью Антигоной, не покинувшей Эдипа в несчастии, искать приюта в чужой стране.

Эдип и Антигона

Антигона трогательно заботится о слепом отце. Антигона - единственная поддержка Эдипа в изгнании, и имя Антигоны является даже и в наши дни синонимом детской любви.

Эдип находит, наконец, пристанище у Тесея, царя Афин, а между Этеоклом и Полиником возгорается страшная вражда. Каждый из них хочет завладеть престолом отца. Для того чтобы положить конец этим распрям, Этеокл и Полиник обратились к Дельфийскому оракулу, который ответил, что престол Фив останется за тем, кто вернет в страну изгнанного Эдипа.

Сыновья тотчас же послали за Эдипом, умоляя его вернуться, но Эдип ответил им следующим образом: «Сыновья мои могли мне когда-то помочь, но не сделали этого, и я должен был скитаться нищим и изгнанником. Мои дочери, насколько им позволяет слабость, присущая их полу, добывают мне пищу и окружают меня своими попечениями. Сыновья же предпочли меня изгнать и овладеть престолом. Никогда не возвращусь я к ним; пусть они не рассчитывают на это, и никогда не владеть им мирно царством Кадма. Пусть боги никогда не прекращают распрей тех, кто допустил изгнание отца, не защитив его» (Софокл).

Эдип проклял своих сыновей и умер в Аттике. По словам Павсания, могила Эдипа находилась невдалеке от Афин.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Многие памятники Дельф, в отличие от дорических построек Олимпии, дают возможность почувствовать своеобразие ионического ордера. В них выступает изящество всех его элементов, особенно изысканность капителей с красотой контурных гибких линий волют. Ионический ордер использовался в Дельфах очень широко. Он вводился не только в архитектурные сооружения, но и в посвятительную скульптуру, преимущественно в колонны, служившие постаментами для статуй.

В двух метрах к югу от подпорной стены храма Аполлона, у обочины священной дороги, ведущей мимо сокровищницы сифносцев к храму Аполлона, стояла высокая колонна ионического ордера, на которой в древности покоилось огромное изваяние сфинкса. Колонну археологи нашли во время раскопок 1861 года, фигуру сфинкса - в 1893 году. На десятиметровую высоту ионической колонны, на плиту, венчавшую изящную капитель, поместил древний мастер мраморную статую фантастического чудовища. Высота сфинкса от базы до кончика крыльев 2,32 м. Высеченный до 550 года до н. э. из крупнозернистого наксосского мрамора, он был даром жителей острова Наксоса богу Аполлону и стоял на весьма почетном месте Дельф - около храма. Изваяния подобного рода были нередки в эпоху архаики. Так, сфинкс в Дельфах отчасти напоминает того сфинкса, который стоял на легендарной родине Аполлона - острове Делос и был водружен на несколько более низкой колонне.

Художники Дельф, несомненно ревниво следившие за гармоническим размещением построек и статуй в святилище, не случайно расположили сооружения ионического ордера - колонну сфинкса и портик афинян - рядом со строгим дорическим храмом Аполлона. Постепенно от изящных пропорций ионического ордера в этих памятниках взор переходил к строгим формам дорического храма-периптера Аполлона, а затем, устремившись

98

99

еще выше, останавливался на суровых отрогах нависающих над святилищем скал Федриад. Постепенность перехода от форм изящных и легких к тяжелым и массивным была проведена здесь особенно последовательно.

От колонны, поддерживавшей сфинкса, сохранилось большое количество обломков барабанов, из которых она была составлена. Неглубокие желобки-каннелюры с острыми ребрами (их было сорок четыре) придавали колонне стройность. Две красивые волюты капители завивались по сторонам сочного эхина, украшенного овами. В ионической капители камень будто терял свою природу и становился вязким. Под огромной фигурой сфинкса масса мрамора, казалось, вытекала и завивалась в волютах. В этом проявлялось особенное понимание мастером камня, как живого и податливого, реагирующего на тяжесть материала.

Памятник наксосцев отличается четкостью своей конструкции. Упругий изгиб красивых волют капители хорошо сочетается при взгляде на памятник сбоку с энергичной кривой, образующей контуры крыльев сфинкса. Каждая деталь в монументе тщательно продумана, и архитектурные элементы - колонна, капитель- воспринимаются как неотъемлемая часть единого пластического образа. Фигура сфинкса не выходит за мысленно продолженные границы капители. Он как бы скован в стремлении к движению. Лишь крылья, чуть возвышающиеся над его головой, создают впечатление энергии фантастического существа.

Скульптор, создавший статую дельфийского сфинкса, хорошо сочетал в своем произведении монументальные формы объема, как бы держащие всю композицию, с присущими архаике декоративными элементами узора, в частности с красивыми завитыми волосами сфинкса, упругими линиями перьев крыла, с краем завитого локона, спустившегося на плечо и оживившего его гладкую поверхность.

100

Как и в других греческих статуях, мрамор, несомненно, был раскрашен, но, к сожалению, краска не сохранилась. Лишь, по свидетельству Плутарха, сообщающего, что, когда сфинкс был виден против лучей солнца, его спина золотилась, а при набегающих тучах она принимала радужный оттенок, можно судить о том, как выглядел этот прославленный памятник дельфийского святилища в цвете.

Сфинкс в древнегреческой мифологии, в частности наксосский из Дельф, не похож на египетского. Там это были большей частью изображения могучего льва с головой фараона: вводилась персонификация образа, скульптор изображал портретные черты владыки Египта. В эллинских сфинксах иное. Греческая фантазия создала сфинкса в виде льва с крыльями и головой женщины, а не мужчины. Олицетворением загадочности, тайны, которую стремится познать человек, подобный мудрому Эдипу, воспринимаются эти изваяния эллинских скульпторов.

101

102

Греческие поэты называли сфинкса иногда «крылатой девой». У Софокла в его драме «Эдип-царь» можно читать:

«До улик несомненных Не осудим Эдипа:

Ведь крылатая дева На глазах у народа Подступила к нему,

И признали Эдипа Наши Фивы, заслугу Оценили его» 42 .

Там же сфинкса именуют «безжалостной вещуньей».

«Явившись в Фивы, ты избавил нас От дани той безжалостной вещунье» 43 .

Сфинкс выступает как «хищная певунья».

«Скажи мне, ты от хищной той певуньи Избавил ли сограждан вещим словом?

Загадок не решил бы первый встречный -

К гаданиям прибегнуть надлежало» 44 .

Загадка, которую сфинкс предложил Эдипу, сохранилась в греческой поэзии.

«Есть существо на земле: и двуногим и четвероногим Может являться оно, и трехногим, храня свое имя.

Нет ему равного в этом во всех животворных стихиях.

Все же заметь: чем больше опор его тело находит,

Тем в его собственных членах слабее движения сила» 45

Дошел и ответ Эдипа, решившего трудную задачу:

«Внемли на гибель себе, злоименная смерти певица,

103

То существо - человек. Бессловесный и слабый младенец

Четвероногим ползет в первом году по земле.

Дни неудержно текут, наливается тело младое;

Вот уж двуногим идет поступью верною он.

Посох надежный - и им стан свой поникший крепит» 46 .

После того как Эдип разгадал загадку сфинкса, чудовище бросилось со скалы и разбилось. Сфинкс будто бы скрывал тайну человеческой сущности, и грек Эдип смело дерзнул отгадать ее и вышел победителем в этом первом познании человеком своей собственной таинственной сущности, воплощенной в знаменитом афоризме: «Познай самого себя».

Страшное фантастическое существо, грозившее смертью каждому, кто осмелится прикоснуться к тайне, но не сможет ее разгадать, было воплощено в изваянии дельфийского сфинкса. Однако при его созерцании не возникает того священного трепета, который всегда чувствовался в изображении подобных мифологических чудовищ в искусстве древнего Востока. При взгляде на сфинкса из Дельф спереди видишь женское лицо со сложной архаической прической и спускающимися на плечи локонами. Перья, которые изображены на груди сфинкса, выдают ионическую выучку мастера: у критских сфинксов грудь обычно изображалась гладкой. Скульпторы Греции, создававшие страшных, порожденных народной мифологией чудовищ - сфинксов, горгон, всегда умели возвыситься над ними и показать их как бы с вершины человеческого могущества. В основе этого отношения грека к фантастическим чудовищам лежали не только физические, но прежде всего высокие моральные и духовные качества эллина. В этом проявлялись гуманистические черты греческой культуры, достаточно сильные уже в архаический период.

лернейское чудовище, побежденное Гераклом

Альтернативные описания

Лернейская (греческое hydra водяной змей) в древнегреческой мифологии - чудовищная девятиголовая змея, жившая в Лернейском болоте на Пелопоннесе

В древнегреческой мифологии - многоголовый змей, который был убит Гераклом

Космическое чудовище

Порождение Эхидны и Тифона, многоголовый дракон или водяная змея, убитая героем Гераклом во время его службы у Эврисфея (мифическое)

Пресноводное кишечно-полостное животное

Пресноводный полип со щупальцами вокруг рта

Простейшее низшее многоклеточное

Созвездие, большая часть которого расположена в южном полушарии неба

Созвездие Южного полушария

Какое мифическое чудовище опустошало окрестности города Лерна?

Самое крупное созвездие, состоящее из 68 звезд

В каком созвездии находится звезда Альфард?

Чудовище с регенерацией голов

Лернейская...

Многоголовая змея

Мелкое животное, полип

Простейшее

Созвездие Южная...

Пресноводный полип

Многоголовая змея (миф.)

Созвездие-чудовище

Змея, ставшая созвездием

Самое крупное созвездие

Одна из жертв 12 подвигов Геракла

Змей Горыныч в Древней Греции

Мифическ. змея о девяти головах

Чудовище с отрастающими головами

Как звали многобошковое животное?

Многоголовая гадина

Мифическая змея

Мифическая змея о девяти головах

Чудище с регенерацией голов

Жертва второго подвига Геракла

Лернейский монстр

Мифическая змея империализма

Созвездие Южного полушария

Мифологическая девятиголовая змея

В греческой мифологии девятиголовая змея

Мелкое животное, пресноводный полип

Южное созвездие

В каком созвездии находится звезда Альфард

Девятиголовая Лернейская змея

Ж. греч. баснословный, водяной многоглавый змей; *зло, против которого нет средств, возрастающее, как у гидры вместо каждой срубленной головы выростала новая; змея Hydrus; довольно мелкое животнорастение, мякишный полип Hydra. Гидравлика ж. прикладная гидродинамика; -лический, к гидравлике относящ. Гидравлическая известь, цемент, смазка, состав, твердеющий в воде и употребляемый для подводной кладки; водостойкая или водокрепкая известь. Гидравлический гнет, жом, машина для весьма сильного давления. Гидравлик м. зодчий, строитель, занимающийся сооружениями для подъема, проводки и сбережения или отвода воды; строитель водяных машин; водопроводчик, водостроитель, водострой. Гидрат м. вещество, содержащее в химическом составе своем воду, в сухом или окреплом виде; водник, ледовик. Гидрография ж. описание вод, берегов, водных сообщений; водоописание: гидрографический, к сему относящийся; гидрограф м. наукой или делом этим занимающийся, водоописатель. Гидротехника ж. гидравлическое зодчество. Гидродинамика ж. часть механики, наука о законах движения жидких тел; гидростатика, наука о равновесии их. Гидродинамический и гидростатический, к первому или ко второму относящийся. Гидростатические весы, приспособление для взвешиванья тел в воде, чем определяется удельный вес их. Гидрология ж. учение о составе различных вод, водословие. Гидромантия, гаданье по (на) воде. Гидрометр или гадроскоп м. водомер, снаряд для измерения высоты вод, приливов и отливов; или снаряд для измерения тяжести, плотности, силы жидкостей; в последнем значении волчок. Гидропатия, водолечение; гидропат, водоврач. Гидрофан м. око-мира, камень опаловой породы, который сквозит, только напитавшись водою. Гидроце(ке)фал м. головная, мозговая водянка; гидроторакс м. грудная водяная. Гидрофобия ж. водобоязнь, припадок болезни бешенства, особ. от укушения 6ешеным животным

Как звали многобошковое животное

Какое мифическое чудовище опустошало окрестности города Лерна

И сейчас Эдип - один из самых популярных и символичных персонажей древнегреческих мифов о героях . Гомер уже знал печальную историю Эдипа, знал, что отец Эдипа, фиванский царь Лай, получил страшное предсказание о нем и велел бросить младенца-сына со связанными ногами в безлюдной местности гор Киферона. Эдип был чудесным образом спасен и воспитан в Коринфе. Достигнув совершеннолетия, он пошел в Фивы и по дороге, в тесном ущелье, убил Лая, не зная, что он – его отец. После этого Эдип женился на вдове Лая, прекрасной Иокасте, не зная, что она – его мать. Когда боги открыли эту тайну, Иокаста удавилась, прикрепив петлю к высокой перекладине, а душу Эдипа богини мщения Эринии ввергли в тяжкие мучения, и он выколол себе глаза. Миф об Эдипе говорил далее, что весь род этого невольного беззаконника подвергся проклятию, чья сила губила поколение за поколением. Слепой Эдип был оскорблен своими сыновьями, Полиником («многоссорящимся») и Этеоклом. Они не дали ему должной почетной доли жертвенного мяса, и Эдип в гневе обрек их на смертельную ссору, сказав: «пусть они поделят между собою отцовское достояние мечом». Это и сбылось. Распря Этеокла и Полиника из-за наследства стала причиною Похода Семерых на Фивы . Сыновья Эдипа убили друг друга в этой войне.

Все эти подробности излагались уже в первоначальном, древнем сказании. Но полное развитие миф об Эдипе и его доме получил лишь в позднейшие времена, в произведениях аттических трагиков . Они любили брать предметом поэтической разработки этот миф, основанный на мысли о всемогуществе судьбы и зыбкости человеческих предположений и надежд. Но уже раньше трагиков, легенда была видоизменена влиянием египетской мифологии: чудовище Фикс, жившее на горе Фикионе и опустошавшее её окрестности, было превращено в Сфинкса – крылатое существо, с телом льва и головой женщины. Оно предлагало прохожим загадку и низвергало их всех в пропасть, потому что найти правильный ответ на неё никто не мог. Лишь Эдип разгадал загадку Сфинкса, и тогда само чудовище бросилось со скалы.

Мифы древней Греции. Эдип. Тот, что пытался постичь тайну

Все три крупнейших аттических трагика – Эсхил , Софокл и Еврипид – использовали содержание мифа об Эдипе и его детях в своих знаменитых трагедиях («Семеро против Фив » Эсхила, «Антигона », «Царь Эдип » и «Эдип в Колоне » Софокла, «Просительницы » Еврипида). Каждый из них видоизменил его по особенностям своих взглядов и характера. Но главные черты сказания у них одинаковы.

Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, Кадма , в третьем колене, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он – приёмыш.

Однако, когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы – спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! – в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. – Ты убьешь своего отца и женишься на матери!»

Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине – Фивам. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте – ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг; по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.

Сфинкс. Деталь картины Ф. К. Фабра. Конец XVIII - начало XIX вв.

Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса – чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс (вернее, Сфинкса, ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса . Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её – за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев, в том числе красавец Гемон, сын Креонта, брата жены Лая, матери Эдипа, Иокасты. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.

Эдип и сфинкс. Картина Гюстава Моро, 1864

Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она – его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.

Эдип и Сфинкс. Картина Ж. А. Д. Энгра, 1808-1825

Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тиресию Фивскому , прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он – убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Ещё раньше Эдип разгневался на собственных сыновей от Иокасты, Этеокла и Полиника, которые прислали ему недостойный царя кусок мяса жертвенного животного: бедро вместо положенной лопатки. Говорят, что в гневе он произнёс проклятие, пожелав, чтобы Этеокл и Полиник делили мечом своё наследие от него – фиванское царство. По другой версии мифа, Эдип проклял сыновей за то, что они бросили его после изгнания из Фив, когда он, нищий слепец, нигде не находил приюта. Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» – входом в подземное царство Аида . В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Его душевные мучения затихли. Боги, из уважения к перенесённым Эдипом страданиям, простили его грехи, и он умер в Колоне, исполнившись блаженного спокойствия.

Эдип в Колоне. Картина Гарриета, 1798

Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Оракул возвестил, что царем будет тот из двух братьев, который будет владеть гробом их отца, Эдипа. Полиник, изгнанный из города Этеоклом, хотел незадолго до смерти Эдипа увести его из Колона к себе, но этого не допустил великий герой Тесей , правивший тогда Афинами. Так изображает судьбу Эдипа Софокл, следуя древнему аттическому преданию о том, что он умер в Колоне, и влагая в легенду свои возвышенные нравственные и религиозные понятия. Разбитая жизнь Эдипа являлась у Софокла примером божественного правосудия, которое беспощадно карает всякий грех, а блаженная смерть Эдипа внушала успокоительную мысль, что гнев подземных божеств смягчается страданием и раскаянием.

Дочери Эдипа, Антигона и Исмена, возвратились в Фивы и пытались помирить своих братьев, но те не послушали их. Вражда Этеокла и Полиника привела к Походу на Фивы Семерых героев , гибели обоих сыновей Эдипа, убивших друг друга на поединке, и трагической смерти Антигоны.