Какие процессы поддерживают постоянство химического. Почему пищу надо тщательно пережевывать? Каковы функции пищеварительной системы человека

1. Хорошо пережеванная пища легче пропитывается пищеварительными сокамислюной

2. Хорошо пережеванная пища легче расщепляется пищеварительными ферментами.

У собаки выработан условный слюноотделительный рефлекс на световой сигнал. Во время подачи условного раздражителя (зажигание лампочки) раздается резкий громкий звук, и условный рефлекс (выделение слюны) не проявляется. Какое явление описано и каков его механизм?

1 . Описано внешнее торможение условного рефлекса;

2. Под действием нового раздражителя в коре больших полушарий возникает новый очаг возбуждения, и условный рефлекс затухает.

Укажите какими путями передается ВИЧ-инфекция?

1.Половой (непостоянный половой партнер, гомосексуальные отношения, искусственное оплодотворение)

2. Через медицинские инструменты.

3. От матери к ребенку (внутриутробное, при родах, при кормлении материнским молоком).

4. Через кровь (при переливании крови, пересадке органов и тканей)

Укажите факторы, от которых зависят глубина и частота дыхания человека.

1. Нейрогуморальная регуляция 2. Парциональное давление кислорода в атмосфере 3-. Возраст и пол человека 4. Физическое состояние человека.

Чем обеспечивается движение крови по сосудам? Укажите не менее 4-хфакторов.

1 . Работой сердца (сердце - насос)

2. Разницей кровяного давления в артериях и венах

3. Клапанами, расположенными в венах, сокращением мышц

4. Присасывающей силой грудной клетки при вдохе.

У каж и т е условия работоспособности сердца (не менее 3-х).

1. Кровоснабжение сердца (третий сердечный коронарный круг кровообращения)

2. Ритмичность работы сердца

3. Автоматия сердечной мышцы - периодически возникающее возбуждение сердца под влиянием процессов, протекающих в сердечной мышце.

Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9%-ным раствором НCl). Поясните почему?

1 . Концентрация физиологического раствора (0,9% р-р НCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови;



1 Введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления.

Какая первая помощь оказывается при повреждении крупных артерий?

1.Наложить жгут выше места повреждения, под жгут накладывают мягкую ткань, оставить записку со временем наложения жгута, так как нельзя оставлять жгут в затянутом положении более чем на полтора часа.

2. Доставить пострадавшего в медучреждение.

Чем опасно загрязнение продуктов питания нитратами?

1. Нитраты нарушают нормальную работу кровеносной системы (транспорт кислорода и углекислого газа), особенно у детей

2. Могут стать причиной развития раковых опухолей.

Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.

Элементы ответа:

1) подкожная жировая клетчатка предохраняет орга­низм от охлаждения;

потовые железы образуют пот, который при испа­рении защищает от перегревания;

2) волосы на голове защищают от охлаждения и пе­регревания;

3) изменение просвета капилляров кожи регулирует теплоотдачу.

Почему при воспалительных процессах в тканях иногда скапливается гной?

Гной образуется в результате деятельности лейкоцитов, которые пожирают бактерии, инородные тела и погибают

При воспалительных процессах лейкоциты движутся к месту воспаления и путем фагоцитоза уничтожают бол бактерии. Вследствие чего образуется гной, который состоит из живых лейкоцитов, мертвых лейкоцитов и болезнетворных бактерий.

Чем отличается артериальное кровотечение от венозного?

При артериальном кровотечении кровь алого цвета, бьет из раны фонтаном.

К каким последствиям может привести нарушение деятель­ности почек у человека?

К изменению состава внутренней среды, отравлению организма

С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.

Элементы ответа:

1) ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов;

2) эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа.

Что является причиной отторжения пересаженных органов и тканей?

Причиной отторжения пересаженных органов и тканей является иммунная- реакция организма на чужеродные клетки и белки.

Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы

1) быстрое изменение атмосферного давления при взлете или посадке самолета вызывает неприятные ощущения в среднем ух, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше

2) глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой трубе), через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.

Пепсин - фермент, расщепляющий белки в кислой среде желудка. Объясните, почему при попадании в двенадцатиперстную кишку он теряет свою активность.

Пепсин активен в кислой среде, а в щелочной среде двенадцатиперстной кишки теряет свою активность.

В Древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса.

Элементы ответа:

1) глотание - сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка;

2)при сильном волнении резко тормозится слюноотделение, во рту становится сухо и глотательный рефлекс не возникает.

Обычно после перенесения инфекционных заболеваний у человека вырабатывается к ним иммунитет. В то же время гриппом человек может болеть много раз. Объясните, почему.

Элементы ответа:

1) к вирусу гриппа создается естественный приобретенный иммунитет, который действует непродолжительное время;

2) постоянно возникают новые мутации вируса, поэтому выработанный иммунитет не действует на мутантные варианты.

Каково значение крови в жизнедеятельности человека? Приведите не менее 4-х значений.

Элементы ответа:

1) выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена

2) выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител

3) участвует в регуляции температуры тела

4) участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма

Какое вещество участвует в гуморальной регуляции дыхания?

В гуморальной регуляции дыхания участвует углекислый газ (С0 2). При увеличении в крови концентрации углекислого газа(С0 2) возбудимость дыхательного центра повышается - ды­хание учащается. При уменьшении концентрации С0 2 возбудимость дыхательного центра сни­жается.

Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикально­го ряда, второй - из верхнего горизонтального ряда и третий - из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Сб. Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с се­рым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомстваР, если доминантные и рецессивные гены данных признаков по­парно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.

Часть 3

С1. С чем связана необходимость поступления в кровь чело­века ионов железа? Ответ поясните.

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Основные классы типа членистоногих - Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. К членистоногим относят кре­веток, крабов, нереид, клещей, блох, комаров и др. представи­телей. 3. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на го­ловогрудь и брюшко, тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет, у насекомых две па­ры усиков, а у ракообразных - одна пара. 5. Членистоногие растут в течение всей жизни.

СЗ. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов?

Назовите не менее 4 особенностей.

С4. Представьте себе, что в небольшом водоеме, образовав­шемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудо­вик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3 доказательств.

С5. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нукле-отидов: ТТТАГЦТГТЦГГААГ. В результате произошедшей мута­ции в третьем триплете третий нуклеотид заменен на нуклеотид «А». Определите последовательность нуклеотидов на иРНК по исходному фрагменту цепи ДНК и измененному. Объясните, что произойдет с фрагментом молекулы белка и его свойствами после возникшей мутации ДНК. Для выполнения задания ис­пользуйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Первое основание

Второе основание

Третье основание

Сер Сер Сер Сер

Лей Лей Лей Лей

Про Про Про

Гис Гис Глн

Арг Ар г Арг

Иле Иле Иле

Асн Асн Лиз Лиз

Сер Сер Арг

Вал Вал Вал Вал

Ала Апа Ала Ала

Гли Гли Гли Гли

Сб. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и глад­ким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребен­ка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

1)процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне;

2)осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы.

С1 Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните почему.

1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления;

2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови.

С3 В чём проявляется транспортная функция крови? Приведите не менее трёх примеров.

1) Дыхательная - кровь переносит газы – кислород и углекислый газ.

2) Трофическая - кровь переносит питательные вещества от пищеварительной системы ко всем органам тела.

3) Выделительная - кровь переносит вредные вещства от всех органов тела к органам выделения.

4) Регуляторная - кровь переносит гормоны.

С3 Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности человека?

1)выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена;

2)выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител;

3)участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма.

С1 Почему происходит свёртывание крови в повреждённых сосудах?

1) при повреждении сосудов разрушаются тромбоциты, из них выделяются ферменты, способствующие превращению фибриногена в фибрин;

2) В нитях фибрина застревают отдельные эритроциты и лейкоциты – образуется так называемый сгусток (тромб). (нити фибрина составляют основу образующегося тромба, который закупоривает сосуд).

С1 Объясните, почему зрелые эритроциты не могут синтезировать белки.

1) Одновременно с исчезновением ядра по мере взросления эритроцита из его цитоплазмы исчезают рибосомы и другие компоненты, участвующие в синтезе белка.

2) в связи с отсутствием хромосом (молекул ДНК) не произойдёт процесс транскрипции, а затем трансляция.

1) у зрелых эритроцитов нет ядра, следовательно, нет ДНК.

2) без ДНК нельзя осуществить транскрипцию иРНК, необходимую для синтеза белка.

С1 С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.

2)эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа.

С3 С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.

1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов;

2)гемоглобин эритроцитов обеспечивает транспорт кислорода и углекислого газа, так как способен связываться с этими газами;

3)поступление кислорода необходимо для энергетического обмена клетки, а углекислый газ - его конечный продукт, подлежащий удалению.

С3 Каким образом гемоглобин в организме человека участвует в переносе газов?

1) гемоглобин в капиллярах лёгких образует нестойкое соединение с кислородом – оксигемоглобин, который с током крови доставляется в капилляры большого круга;

2) в капиллярах большого круга оксигемоглобин распадается с освобождением кислорода, здесь же гемоглобин соединяется с углекислым газом с образованием карбгемоглобина;

3) в лёгких карбгемоглобин (нестойкое соединение гемоглобина и углекислого газа) распадается с освобождением углекислого газа.

С3 Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее 3-х возможных причин

1)большие кровопотери;

2)неполноценное питание (недостаток железа и витаминов и др.);

3)нарушение образования эритроцитов в кроветворных органах.

1) большие кровопотери;

2) нарушение образования эритроцитов в кроветворной ткани;

3) нарушение процессов всасывания железа в тонком кишечнике;

4) недостаток некоторых витаминов, например В12;

5) недостаточное питание;

6) переутомление, отсутствие полноценного отдыха.

С3 Какие особенности эритроцитов человека обеспечивают наиболее полное и быстрое насыщение крови кислородом?

1)Форма двояковогнутого диска увеличивает поверхность эритроцитов, а также обеспечивает быструю и равномерную диффузию кислорода внутрь эритроцита.

Двояковогнутая форма увеличивает поверхность соприкосновения эритроцитов с воздухом лёгочных пузырьков и увеличивает его полезный объём.

2)Эритроциты не имеют ядра и практически не содержат клеточных органоидов, все внутреннее содержимое заполнено гемоглобином.

3)Маленькие размеры эритроцитов, - это приводит к увеличению их числа в единице объема крови, но общее количество кислорода, которое содержится в крови при этом увеличивается.

При уменьшении размеров эритроцитов суммарный объем гемоглобина, транспортирующего газы в крови, увеличивается, поэтому и содержание кислорода в ней может быть больше.

С3 Какие особенности состава и строения эритроцитов человека обеспечивают наиболее полное и быстрое насыщение крови кислородом? Укажите не менее трёх особенностей и поясните их.

1) Очень малые размеры, отсюда – большая концентрация эритроцитов в крови человека и большая суммарная площадь поверхности

2) Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска. Это увеличивает площадь поверхности эритроцита.

3) Отсутствие ядер в зрелых эритроцитах человека (молодые эритроциты ядра имеют, но они в дальнейшем исчезают) позволяет разместить больше молекул гемоглобина

Благодаря особенностям строения эритроцитов кровь быстро и в больших количествах насыщается кислородом и доставляет его в химически связанном виде в ткани. А это одна из причин (наряду с четырехкамерным сердцем, полным разделением венозного и артериального кровотоков, прогрессивными изменениями в строении легких и т.д.) гомойотермности (теплокровности).

С3 В чём отличия групп крови, имеющихся у человека? Какие группы крови совместимы при переливании? Людей с какой группой крови считают универсальными донорами и реципиентами?

С3 В чем отличия групп крови человека? Какие группы крови совместимы при переливании? Людей с какими группами считают универсальными донорами и реципиентами?

1.Группа крови определяется по наличию или отсутствию особых белков, содержащихся в плазме (a и b агглютинины) и в эритроцитах (А и В агглютиногены)

2. первая группа крови пригодна для переливания людям с любой группой крови, вторая только для людей со второй и четвёртой группами, третья группа крови пригодна для людей с третьей и четвёртой группами крови, а четвёртая группа крови используется только для людей с четвёртой группой крови;

3. Люди с первой группой – универсальные доноры, с четвертой – универсальные реципиенты

С3 В чём опасность развития плода от брака резус-отрицательной женщины и резус-положительного мужчины?

1) У резус-отрицательной матери и резус-положительного отца может получиться резус-положительный ребенок.

2) Возможен резус конфликт. Через плаценту в кровь женщины поступает чужеродный белок, на который вырабатываются антитела.

3) Во время второй беременности (второй беременности резус-положительным плодом) эти антитела могут сработать против ребенка и вызвать осложнения беременности вплоть до ее прерывания и гемолитическую болезнь новорожденных.

С1 В чем проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?

С1 В чем заключается защитная роль лейкоцитов в организме человека?

1) лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизм, отмерших клеток;

2) лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определенные антигены.

С1 В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приостанавливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено.

С1. В образовавшейся на теле ране кровотечение со временем приостанавливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено.

1)кровотечение приостанавливается благодаря свёртыванию крови и образованию тромба;

2)нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших фагоцитоз.

Задания части С1-С4

1. Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

Ответ:
1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;
2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний.

2. Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе?

Ответ:
1) на рисунке изображена метафаза митоза;
2) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом;
3) в этой фазе двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.

3. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

Ответ:
1)способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями;
2)способствует снабжению растений водой и минеральными веществами;
3)увеличивает поступление кислорода к корням.

4. Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

Ответ:
1)большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания;
2)сбалансированным круговоротом веществ;
3)продолжительными сроками существования.

5. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство чис¬ла и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение?

Ответ:
1)благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом;
2)при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора;
3)рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках.

6. В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ?

Ответ:
1)бактерии-гетеротрофы - редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями;
2)бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) - продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота и др.

7. Какие признаки характерны для моховидных растений?

Ответ:

2)размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит);
3)взрослое растение мха - половое поколение (гаметофит) а коробочка со спорами - бесполое (спорофит);
4)оплодотворение происходит при наличии воды.

8. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?

9. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему.

Ответ:
1)в клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи;
2)в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков;
3)из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы.

10. В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?

Ответ:
1)первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот;
2)матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка.

11. Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых?

Ответ:
1)внутренний осевой скелет;
2)нервная система в виде трубки на спинной стороне тела;
3)щели в пищеварительной трубке.

12. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

Ответ:
1)уменьшение численности шмелей;
2)увеличение численности растительноядных животных;
3)размножение растений конкурентов (злаков и др).

13. Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе - 7,9%, в печени - 18,4%, в сердце - 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

Ответ:
1)митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;
2)для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;
3)в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ.

14. Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде.

Ответ:
1)в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня;
2)в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится окончательным хозяином.

15. Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.

Ответ:
1)изображенный органоид - хлоропласт;
2)1 - тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе;
3)2 - ДНК, 3 - рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.

16. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

Ответ:
1)в их клетках ядерное вещество представлено одной кольцевой молекулой ДНК и не отделено от цитоплазмы;
2)не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС;
3)не имеют специализированных половых клеток, отсутствуют мейоз и оплодотворение.

17. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?

18. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.

Ответ:
1)фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
2)по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез.

19. Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс?

Ответ:
1)А - стадия (зона) размножения (деления), клетки диплоидные;
2)Б - стадия (зона) роста, клетка диплоидная;
3)В - стадия (зона) созревания, клетки гаплоидные, развиваются сперматозоиды.

20. Чем отличаются по строению бактериальные клетки от клеток организмов других царств живой природы? Укажите не менее трех отличий.

Ответ:
1)отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка;
2)отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.;
3)имеют одну кольцевую хромосому.

21. Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?

Ответ:
1)создают органические вещества из неорганических;
2)аккумулируют солнечную энергию;
3)обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

22. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

Ответ:
1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила;
2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде.

23. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

Ответ:
1)А - прокариотическая клетка, Б - эукариотическая клетка;
2)клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой;
3)клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды.

24. В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

Ответ:
1)сердце становится трехкамерным;
2)появляется второй круг кровообращения;
3)в сердце содержится венозная и смешанная кровь.

25. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

Ответ:
1)в смешанном лесу больше видов, чем в еловом;
2)в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом;
3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом.

26. Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).

Ответ:
1)произойдет генная мутация - изменится кодон третьей аминокислоты;
2)в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка;
3)могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет появление у организма нового признака.

27. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно - оранжевой части спектра.

Ответ:
1)для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра;
2)в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

28. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.Кишечнополостные - это трехслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют гастральную или кишечную полость. 3.Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5.Все кишечнополостные - свободноплавающие организмы.


1)1 - кишечнополостные - двухслойные животные;
2)3 - стрекательные клетки содержатся в эктодерме, а не в кишечной полости;
3)5 - среди кишечнополостных есть прикрепленные формы.

29. Каким образом происходит газообмен в лёгких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?

Ответ:
1)в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов (парциального давления) в воздухе альвеол и в крови;
2)кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы;
3)в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное вещество и далее в клетки органов. Углекислый газ из области высокого давления в межклеточном веществе поступает в кровь.

30. В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.

Ответ:
1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов);
2)консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду;
3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду.

31. Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-ТТ-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами.

Ответ:
1)произойдёт генная мутация — могут измениться коды третьей и последующих аминокислот;
2)может измениться первичная структура белка;
3)мутация может привести к появлению нового признака у организма.

32. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях инди-видуального развития?

Ответ:
1)корни растений повреждают личинки;
2)листья деревьев повреждают взрослые жуки.

33. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плоские черви — это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У них хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду, это Круглый червь;
2)4 — у плоских червей нервная система развита слабо;
3)5 — Плоские черви — гермафродиты.

34. Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и жи-вотных?

Ответ:
1)плод — генеративный орган покрытосеменных растений;
2)содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений;
3)плоды растений — пища для животных.

35. Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелётов этих животных.

Ответ:
1)пищевые объекты насекомоядных птиц становятся не доступными для добывания;
2)ледовый покров на водоёмах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц;
3)изменение продолжительности светового дня.

36. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.

Ответ:
1)быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта;
2)при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше.

37. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насекомых состоит из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у ракообразных одна пара.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 - тело ракообразных и паукообразных состоит из головогруди и брюшка;
2)3 - тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка;
3)5 - у насекомых одна пара усиков, а у ракообразных две пары.

38. Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.

Ответ:
1)корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки;
2)на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега;
3)от корневища отходят придаточные корни;
4)внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.

39. Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

Ответ:
1)численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;
2)резко сократится численность насекомоядных организмов (консументов ІІ порядка) или они исчезнут из-за нарушения цепей питания;
3)часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

40. Почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

Ответ:
1)антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека;
2)нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.

41.Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

1)буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань;
2)сосуды обеспечивают транспорт воды в листья;
3)ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы;
4)клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа.

42. Каковы характерные признаки царства грибов?

Ответ:
1)тело грибов состоит из нитей - гифов, образующих грибницу;
2)размножаются половым путем и бесполым (спорами, грибницей, почкованием);
3)растут в течение всей жизни;
4)в клетке: оболочка содержит хитиноподобное вещество, запасное питательное вещество - гликоген.

43. В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоем считать экосистемой. Приведите не менее трех доказательств.

Ответ:
Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нем:
1)отсутствуют продуценты;
2)отсутствуют редуценты;
3)отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.

44. Почему под жгут, который накладывают для остановки кровотечения из крупных кровеносных сосудов, кладут записку с указанием времени его наложения?

Ответ:
1)прочитав записку, можно определить, сколько времени прошло после наложения жгута;
2)если через 1-2 часа не удалось доставить больного к врачу, то следует на некоторое время ослабить жгут. Это предупредит омертвление тканей.

45. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

Ответ:
1)1 - серое вещество, образовано телами нейронов;
2)2 - белое вещество, образовано длинными отростками нейронов;
3)серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество - проводниковую функцию.

46. Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций.

Ответ:
1)секрет слюнных желез смачивает и обеззараживает пищу;
2)слюна участвует в формировании пищевого комка;
3)ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала.

47. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трех элементов.

Ответ:
1)первыми поселятся микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы;
2)на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой;
3)по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы.

48. Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему.

Ответ:
1)корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня;
2)корни с развитой зоной всасывания - корневыми волосками - находятся по краям приствольных кругов.

49. Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

Ответ:
1)луковица;
2)1 - сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода;
3)2 - придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ;
4)3 - почка, обеспечивает рост побега.

50. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов? Укажите не менее трех элементов.

Ответ:
1)большинство мхов - листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;
2)у мхов слабо развита проводящая система;
3)размножаются мхи как половым, так и бесполым способом, с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит); взрослое растение мха - половое поколение, а коробочка со спорами - бесполое.

51. В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трех этапов.

Ответ:
1)первыми развиваются травянистые светолюбивые растения;
2)потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес.
3)под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие деревья.

52. Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?

Ответ:
1)причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода;
2)заболевание вызвано хромосомной мутацией - утратой или присоединением фрагмента хромосомы.

53. Какой буквой на рисунке обозначена бластула в цикле развития ланцетника. Каковы особенности формирования бластулы?

Ответ:
1)бластула обозначена буквой Г;
2)бластула формируется при дроблении зиготы;
3)размеры бластулы не превышают размеров зиготы.

54. Почему грибы выделяют в особое царство органического мира?

Ответ:
1)тело грибов состоит из тонких ветвящихся нитей — гифов, образующих мицелий, или грибницу;
2)клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена;
3)грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов; стенка содержит хитин;
4)грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков.

55. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

Ответ:
1)вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность);
2)затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма;
3)возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.

56. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака.

Ответ:
1)у зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической, не-наследственной) изменчивости;
2)проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания (температура, длина дня).

57. Назовите стадии эмбрионального развития ланцетника, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Раскройте особенности образования каждой из этих стадий.
А Б

Ответ:
1)А — гаструла — стадия двухслойного зародыша;
2)Б — нейрула, имеет зачатки будущей личинки или взрослого организма;
3)гаструла образуется путём впячивания стенки бластулы, а в нейруле закладывается вначале нервная пластинка, которая служит регулятором для закладки остальных систем органов.

58. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Укажите не менее четырёх особенностей.

Ответ:
1)бактерии - доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов;
2)по способу питания бактерии - гетеротрофы и автотрофы;
3)высокая скорость размножения путем деления;
4)анаэробы и аэробы;
5)неблагоприятные условия переживают в состоянии спор.

59. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?

Ответ:
1)содержанием кислорода;
2)различиями в колебаниях температуы (широкая амплитуда колебаний в наземно - воздушной среде);
3)степенью освещенности;
4)плотностью.
Ответ:
1) морская капуста обладает свойством накапливать химический элемент йод;
2)йод необходим для нормальной функции щитовидной железы.

61. Почему клетку инфузории-туфельки считают целостным организмом? Какие органоиды инфузории-туфельки обозначены на рисунке цифрами 1 и 2 и какие функции они выполняют?

Ответ:
1) клетка инфузории выполняет все функции самостоятельного организма: обмен веществ, размножение, раздражимость, адаптация;
2) 1 — малое ядро, участвует в половом процессе;
3) 2 — большое ядро, регулирует процессы жизнедеятельности.

61. Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов? Укажите не менее трех признаков.

62. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.

Ответ:
1)непосредственно повреждают органы и ткани растений;
2)загрязняют почву, уменьшают плодородие;
3)понижают продуктивность растений.

63. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

Ответ:
1)быстрое изменение давления при взлете или посадке самолета вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;
2)глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.

64. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия.

Ответ:
1)у членистоногих кровеносная система незамкнутая, а у кольчатых червей замкнутая;
2)у членистоногих имеется сердце на спинной стороне;
3)у кольчатых червей сердца нет, его функцию выполняет кольцевой сосуд.

65. К какому типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 2? Назовите других представителей этого типа.

Ответ:
1)к типу Кишечнополостных;
2)1 - эктодерма, 2 - кишечная полость;
3)коралловые полипы, медузы.

66. В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?

Ответ:
1)морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности тела;
2)физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение или расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ;
3)поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в зависимости от температуры среды.

67. Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому?

Ответ:
1)синтез иРНК происходит в ядре в соответствии с принципом комплементарности;
2)иРНК - копия участка ДНК, содержащая информацию о первичной структуре белка, перемещается из ядра к рибосоме.

68. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.

Ответ:
1)у папоротников появились корни;
2)у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань;
3)в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.

69. Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани и какие органы формируются из него.

Ответ:
1)зародышевый листок - энтодерма;
2ткань эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания);
3)органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы внутренней секреции.

70. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров.

Ответ:
1)регулируют численность растений (распространяют плоды и семена);
2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов;
3)служат пищей для хищников;
4)удобряют почву.

71. В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?

Ответ:
1)лейкоциты способны к фагоцитозу - пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток;
2)лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определенные антигены.

72. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
Согласно хромосомной теории наследственности:
1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый занимает определенное место — аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным бором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — место расположения гена — локус;
2)4 — число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом;
3)5 — нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере.

73. Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие — к животным? Укажите не менее трёх причин.

Ответ:
1)способна к гетеротрофному питанию, как все животные;
2)способна к активному движению в поисках пищи, как все животные;
3)содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как растения.

74. Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена?

Ответ:
1)на подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее сложных (биополимеры — до мономеров), энергия рассеивается в виде тепла;
2)в процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ;
3)на кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ.

75. В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приоста-навливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено.

Ответ:
1)кровотечение приостанавливается благодаря свёртыванию крови и образованию тромба;
2)нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших фагоцитоз.

76. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — мономерами белков являются аминокислоты;
2)5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК;
3)6- в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.

77. Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого человека? Чем различаются врождённая и приобретённая формы близорукости?

Ответ:
1)близорукость — это заболевание органов зрения, при котором человек плохо различает удалённые предметы;
2)у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой;
3)при врождённой близорукости изменяется форма глазного яблока (удлиняется);
4)приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны хрусталика.

78. Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырёх отличий.

Ответ:
1)преобладание мозгового отдела черепа над лицевым;
2)уменьшение челюстного аппарата;
3)наличие подбородочного выступа на нижней челюсти;
4)уменьшение надбровных дуг.

79. Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объём выпитой за это же время жидкости?

Ответ:
1)часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ;
2)часть воды испаряется через органы дыхания и потовые железы.

80. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Животные — это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми органическими веществами. 2. Различают одноклеточных и многоклеточных животных. 3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрию тела. 4. У большинства из них развиты различные органы передвижения. 5. Кровеносную систему имеют только членистоногие и хордовые. 6. Постэмбриональное развитие у всех многоклеточных животных прямое.

Ошибки допущены в предложениях:
1) 3 — двусторонюю симметрию тела имеют не все многоклеточные животные; например, у кишечнополостных она лучевая (радиальная);
2) 5 — кровеносная система имеется также у кольчатых червей и моллюсков;
3) 6 — прямое постэмбриональное развитие присуще не всем многоклеточным животным.

81. Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности человека?

Ответ:
1)выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена;
2)выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител;
3)участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма.

82. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира.

Ответ:
1) стадия зиготы соответствует одноклеточному организму;
2) стадия бластулы, где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными формами;
3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного (гидры).

83. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните почему.

Ответ:
1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления;
2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови.

84. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера пред-ложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Животные типа членистоногих имеют наружный хитиновый покров и членистые конечности. 2. Тело у их большинства состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. 3. Все членистоногие имеют по одной паре усиков. 4. Глаза у них сложные (фасеточные). 5. Кровеносная система у насекомых замкнутая.

Ошибки допущены в предложениях:
1)3 — по одной паре усиков имеют не все членистоногие (у паукообразных их нет, а у ракообразных — по две пары);
2)4 — не все членистоногие имеют сложные (фасеточные) глаза: у паукообразных они простые или отсутствуют, у насекомых наряду со сложными глазами могут быть простые;
3)5 — кровеносная система у членистоногих незамкнутая.

85. Каковы функции пищеварительной системы человека?

Ответ:
1)механическая обработка пищи;
2)химическая обработка пищи;
3)передвижение пищи и удаление непереваренных остатков;
4)всасывание питательных веществ, минеральных солей и воды в кровь и лимфу.

86. Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее трёх признаков.

Ответ:
1)большим разнообразием популяций и видов;
2)широким расселением на земном шаре;
3)приспособленностью к жизни в разных экологических условиях.

87. Почему пищу надо тщательно пережёвывать?

Ответ:
1)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается слюной в ротовой полости и начинает перевариваться;
2)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается пищеварительными соками в желудке и кишечнике и поэтому легче переваривается.

88. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.2.Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут скрещиваться;
2)3 — генофонды разных популяций одного вида отличаются;
3)5 — группа лягушек не является популяцией, так как группа особей одного вида считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и то же пространство.

89. Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленую воду?

Ответ:
1)летом у человека усиливается потоотделение;
2)с потом из организма выводятся минеральные соли;
3)подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма.

90. Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих?

Ответ:
1)сходством строения систем органов;
2)наличием волосяного покрова;
3)развитием зародыша в матке;
4)выкармливанием потомства молоком, заботой о потомстве.

91. Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека?

Ответ:
1)процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне;
2)осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы.

92. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2.Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяций, всегда стабильна.

Ошибки допущены в предложениях:
1)1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции;
2)4 — популяция является структурной единицей вида;
3)5 — численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы.

93. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.

Ответ:
1)подкожная жировая клетчатка предохраняет организм от охлаждения;
2)потовые железы образуют пот, который при испарении защищает от перегревания;
3)волосы на голове защищают организм от охлаждения и перегревания;
4)изменение просвета капилляров кожи регулирует теплоотдачу.

94. Приведите не менее трёх прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.

Ответ:
1)увеличение мозга и мозгового отдела черепа;
2)прямохождение и соответствующие изменения в скелете;
3)освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца.

95. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.

Ответ:
1)сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза;
2)все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды);
3)образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.

96.Чем отличается артериальное кровотечение от венозного?

Ответ:
1)при артериальном кровотечении кровь алого цвета;
2)бьёт из раны сильной струей, фонтаном.

97. Схема какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните.
капилляр

Ответ:
1)на рисунке изображена схема газообмена в лёгких (между лёгочным пузырьком и капилляром крови);
2)в основе газообмена лежит диффузия — проникновение газов из места с большим давлением в место с меньшим давлением;
3)в результате газообмена кровь насыщается кислородом и превращается из венозной (А) в артериальную (Б).

98. Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?

Ответ:
гиподинамия приводит:
1)к понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе тела;
2)ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и снижению выносливости организма;
3)застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению кровообращения.

(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.)

99. Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?

Ответ:
1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;
2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;
3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

100. С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.

Ответ:

2)эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа.

101. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца?

Ответ:
1)в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен;
2)в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из легочных вен;
3)камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения;
4)камера сердца, обозначенная цифрой 5, связана с малым кругом кровообращения.

102. Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности ор-ганизма человека?

Ответ:
1)витамины — биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах;
2)они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ;
3)повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток.

103. Форма тела бабочки калимы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?

Ответ:
1)появление у особей разнообразных наследственных изменений;
2)сохранение естественным отбором особей с измененной формой тела;
3)размножение и распространение особей с формой тела, напоминающей лист.

104. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?

Ответ:
1)большинство ферментов — белки;
2)под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента.

105. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых они сделаны, исправьте их.
1. Растения, как и все живые организмы, питаются, дышат, растут, размножаются. 2. По способу питания растения относят к автотрофным организмам. 3. При дыхании растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Все растения размножаются семенами. 5. Растения, как и животные, растут только в первые годы жизни.

Ошибки допущены в предложениях:
1)3 — при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ;
2)4 — размножаются семенами только цветковые и голосеменные, а водоросли, мхи, папортники — спорами;
3)5 — растения растут в течение всей жизни, имеют неограниченный рост.

106. С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.

Ответ:
1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов;
2)гемоглобин эритроцитов обеспечивает транспорт кислорода и углекислого газа, так как способен связываться с этими газами;
3)поступление кислорода необходимо для энергетического обмена клетки, а углекислый газ — его конечный продукт, подлежащий удалению.

107. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Приведите не менее трех доказательств.

Ответ:
1)сходство строения, процессов жизнедеятельности, поведения;
2)генетическое единство — одинаковый набор хромосом, их строение;
3)от межрасовых браков появляется потомство, способное к размножению.

108. В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса.

Ответ:
1)глотание — сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка;
2)при сильном волнении резко тормозится слюноотделение, во рту становится сухо, и глотательный рефлекс не возникает.

109. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтез. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — первым звеном являются продуценты;
2)3 — консументы не способны к фотосинтезу;
3)4 — кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

110. Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трёх возможных причин.

Ответ:
1)большие кровопотери;
2)неполноценное питание (недостаток железа и витаминов и др.);
3)нарушение образования эритроцитов в кроветворных органах.

111. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.

Ответ:
1)тип приспособления — мимикрия, подражание окраски и формы тела незащищенного животного защищенному;
2)сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным;
3)муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу.

112. Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консументов третьего порядка в составленной цепи.

Ответ:
1)перегной —> комнатная муха —> паук-крестовик —>большая синица —>ястреб;
2)консумент третьего порядка — большая синица.

113. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среза других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из одинаковых члеников. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — Кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему;
2)4 — Кольчатые черви имеют полость тела;
3)5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.

114. Назовите не менее трёх ароморфозов у наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

Ответ:
1)возникновение покровной ткани — эпидермиса с устьицами, — способствующей защите от испарения;
2)появление проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;
3)развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию.

115. Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.

Ответ:
1)Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция);
2)природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию;
3)на других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими.

116. В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?

Ответ:
1)если в результате замены нуклеотида возникает другой кодон, кодирующий ту же аминокислоту;
2)если кодон, образовавшийся в результате замены нуклеотида, кодирует другую аминокислоту, но со сходными химическими свойствами, не изменяющую структуру белка;
3)если изменения нуклеотидов произойдут в межгенных или нефункционирующих участках ДНК.

117. Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают кон-курентными?

Ответ:
1)являются хищниками, питаются сходной пищей;
2)обитают в одном водоёме, нуждаются в сходных условиях для жизни, взаимно угнетают друг друга.

118. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные. 4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки. 5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.

Ошибки допущены в предложениях:
1)2 — насекомые имеют три пары ног, а паукообразные — четыре пары;
2)3 — речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик — простые;
3)5 — у майского жука нет лёгочных мешков, а имеются только трахеи.

119. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее четырех особенностей.

Ответ:
1)имеют грибницу и плодовое тело;
2)размножаются спорами и грибницей;
3)по способу питания — гетеротрофы;
4)большинство образуют микоризу.

120. Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу.

Ответ:
1)появление лёгочного дыхания;
2)формирование расчлененных конечностей;
3)появление трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения.

С1 . В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?

Ответ:
1) лейкоциты способны к фагоцитозу - пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток;

2) лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определённые антигены.

С1. С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.

Ответ:
1) ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов;

2) эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа.

С1 . Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека?

Ответ:
1) процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне;

2) осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы.

С1. В образовавшейся на теле ране кровотечение со временем приостанавливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено

Ответ :

1) кровотечение приостанавливается благодаря свертыванию крови и образованию тромба;

2) нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших фагоцитоз.

С1. Объясните, почему зрелые эритроциты не могут синтезировать белки.

Ответ :

1) в зрелых эритроцитах нет ядра;

2) нет ДНК, на которой синтезируются все три типа РНК, нет наследственной информации

С1 . Какой иммунитет вырабатывается при введении вакцины?

Ответ :

1)Искусственный активный иммунитет.
2) Организм сам вырабатывает антитела.

С1 . Что такое малокровие (анемия)?

Ответ :

1) Заболевание, связанное с низким содержанием гемоглобина в эритроцитах крови.
2) Заболевание, связанное с низким содержанием эритроцитов в крови, характеризуется слабостью, бледностью кожи.

С1 . Как изменится состав крови у альпиниста, неделю находящегося на большой высоте? Почему?

Ответ:

1) На большой высоте мало кислорода.
2) Потребность в нем восполняется за счет увеличения количества эритроцитов.

С1. Почему эритроциты разрушаются, если их поместить в дистиллированную воду? Ответ обоснуйте.

Ответ:

1) Концентрация веществ в эритроцитах выше, чем в воде.
2) Из-за разности концентрации вода поступает в эритроциты, объем эритроцитов увеличивается, вследствие чего они разрушаются.

С1 . Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором поваренной соли). Поясните, почему.

Ответ:

1) Внутренняя среда организма характеризуется постоянством состава минеральных солей.
2) Введение лекарственных препаратов в большом количестве может изменить состав внутренней среды, поэтому их разбавляют физиологическим раствором.

С1 . Что является причиной отторжения пересаженных органов и тканей?

Ответ:

Причиной отторжения пересаженных органов и тканей является иммунная реакция организма на чужеродные клетки и белки.

С1. Почему новорожденные меньше болеют, если сразу же после рождения получили молоко матери?

Ответ:

1) В молоке матери содержатся защитные белки - антитела.
2) Антитела способствуют уничтожению чужеродных тел.

С1. Для чего измеряют пульс у человека?

Ответ :

1) Чтобы определить частоту сокращения сердца в минуту.
2) Чтобы определить силу сокращения сердца в минуту.

С1 . К каким последствиям может привести сужение отверстия трехстворчатого клапана сердца у человека?

Ответ :

1) к нарушению поступления крови из правого предсердия в правый желудочек;
2) к застою крови в большом круге кровообращения.

C 2 № 13941. На­зо­ви­те струк­ту­ры серд­ца че­ло­ве­ка, ко­то­рые обо­зна­че­ны на ри­сун­ке циф­ра­ми 1 и 2. Объ­яс­ни­те их функ­ции.

1 - мио­кард - сер­деч­ная мышца. Об­ра­зо­ван­на по­пе­реч­но−по­ло­са­ты­ми мыш­ца­ми, обес­пе­чи­ва­ет со­кра­ще­ние серд­ца.

2 - кла­пан створ­ча­тый (трёхствор­ча­тый кла­пан), пре­пят­ству­ет воз­вра­ще­нию крови в пред­сер­дие

С2. Назовите структуры сердца человека, которые обозначены цифрами 1 и 3, укажите их функции. Какая кровь находится в камере сердца, обозначенной на рисунке цифрой 2, в какой сосуд она поступает во время сокращения сердца?

1) 1 - мио­кард - сер­деч­ная мышца. Об­ра­зо­ван­на по­пе­реч­но−по­ло­са­ты­ми мыш­ца­ми, обес­пе­чи­ва­ет со­кра­ще­ние серд­ца.

2) 3 - кла­пан створ­ча­тый (трёхствор­ча­тый кла­пан), пре­пят­ству­ет воз­вра­ще­нию крови в пред­сер­дие

3) 2 – правый желудочек, в нем венозная кровь, из него кровь поступает в легочную артерию

С2. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца?

Ответ:

1) в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен;

2) в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из легочных вен;

3) камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения;

4) камера сердца, обозначенная цифрой 5, связана с малым кругом кровообращения.

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Сердце у человека располагается в грудной полости. 2. Его предсердия сообщаются между собой. 3. Между предсердиями и желудочками имеются клапаны, которые открываются только в стороны предсердий.

4. При сокращении сердца кровь из левого желудочка поступает в аорту, а из правого желудочка в лёгочную вену. 5. Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. 6. Его высокая работоспособность

объясняется ритмичными чередованиями работы и отдыха каждого его отдела.

C2. Какими цифрами обозначены на рисунке полые вены? Какой цифрой обозначены вены, несущие артериальную кровь? Какой цифрой обозначен сосуд, в который поступает кровь из левого желудочка?

Ответ :

1) Верхняя и нижняя полые вены обозначены соответственно цифрами 2 и 3.
2) Легочные вены обозначены цифрой 5.
3) Аорта обозначена цифрой 1.

C3. По данным статистики, курящие люди значительно чаще страдают хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем некурящие. Объясните, какое влияние оказывают ядовитые вещества (угарный газ, никотин), содержащиеся в табачном дыме, на эритроциты крови и кровеносные сосуды курильщика?

Ответ :

1) Происходит резкое сужение кровеносных сосудов, повышается давление
2) Снижается эластичность кровеносных сосудов, что может привести к инфаркту при повышении давления.
3) На стенках сосудов могут откладываться вредные и ядовитые вещества.
4) Происходит взаимодействие угарного газа с гемоглобином эритроцитов, в результате резко снижается их способность переносить кислород, наступает кислородное голодание всего организма, нарушается обмен веществ.

C3. Почему происходит свертывание крови в поврежденных сосудах.

Ответ :

1) В них тромбоциты разрушаются.
2) В результате множества реакций растворимый белок плазмы фибриноген превращается в нерастворимый нитевидный белок фибрин.
3) Образуется тромб, который закупоривает место повреждения.

C3 . Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности организма человека? Охарактеризуйте не менее 3-х функций.

Ответ :

1) выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам организма, удаление углекислого газа и продуктов обмена;
2) выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител;
3) участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма.

C4. Какие физиологические изменения могут происходить у человека, работающего всю жизнь на токарном станке? Приведите не менее трех примеров.

Ответ :

Варикозные изменения вен;
- застой крови в большом круге кровообращения;
- нарушения осанки;
- ухудшение зрения;
- отложение солей в суставах.

С4. В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?

Ответ :

1)нервная регуляция осуществляется за счёт вегетативной нервной системы (парасимпатическая система замедляет и ослабляет сокращение сердца, а симпатическая усиливает и учащает сокращение сердца);

2) гуморальная регуляция осуществляется через кровь: адреналин, соли кальция усиливают и учащают сердечные сокращения, а соли калия оказывают противоположное действие;

3) нервная и эндокринная системы обеспечивают саморегуляцию всех физиологических процессов в организме

С4. Опишите путь, который пройдёт лекарственный препарат, введённый в вену на левой руке, если он должен воздействовать на желудок

Ответ :

1) по верхней полой вене большого круга кровообращения лекарство поступит в правое предсердие, а далее в правый желудочек;

2) из правого желудочка по сосудам малого круга - в левое предсердие;

3) из левого предсердия - в левый желудочек и далее - по аорте и артериям большого круга к желудку.