Леонардо да винчи сидел. Леонардо да Винчи: где родился, чем прославился, интересные факты

Леонардо да Винчи - будущий гений эпохи Возрождения родился в 1452, а умер в 1519 году. Отец его Пьеро да Винчи был достаточно богатым землевладельцем и нотариусом, известным по всей Флоренции, зато его мать Катерина была простой крестьянкой, которая стала мимолетной прихотью богатого сеньора.

В официальном браке у Пьеро не было детей, и по этой причине Леонардо уже с четырех лет переехал к отцу с мачехой, а его мать поспешно выдали замуж за обычного крестьянина, выделив ей приличное приданое. Мальчик, будучи необыкновенно красивым, отличался достаточно приветливым характером и обладал незаурядным умом. Он сразу же стал всеобщим любимцем и баловнем. Положению его в семье немало способствовало то, что первые две жены Пьеро были бездетны, а третья жена, которая пришла в дом отца Леонардо, хотя и родила мужу одиннадцать детей (девять мальчиков и две девочки), однако никто из них не блистал «ни мечом, ни умом».

Когда Леонардо да Винчи исполнилось 14 лет его приняли учеником в мастерскую к Верроккьо, а в двадцатилетнем возрасте он уже был назван мастером. Леонардо жадно брался за многочисленные предметы, однако начав их изучать, сразу же прекращал, в том числе и музыку: он мастерски играл на лире. Однако, скорее всего, в основном, он учился у самого себя.

По воспоминаниям его современников, Леонардо «пел свои же импровизации совершенно божественно». А однажды он сам сделал особенно красивую лютню, придав ей особую форму в виде конской головы, украшенной серебром. А когда он начал на ней играть, то превзошел даже профессиональных музыкантов при дворе герцога Сфорца, «очаровав» вельможу на всю жизнь.

Создается впечатление, что Леонардо не был ни флорентийцем, ни итальянцем, ни ребенком своих родителей. А может он был неземным человеком? Будучи сверхгением начала эпохи итальянского возрождения, Леонардо вместе с тем был настолько странным, что вызывает у ученых даже не изумление, а благоговение и растерянность. Даже беглый взгляд на его возможности приводит человека в состояние шока: не может простой смертный, даже будучи особенно талантливым, быть одновременно и художником, и гениальным инженером, и скульптором, и химиком, и изобретателем, и физиком, и ученым, и филологом, и провидцем, и музыкантом, и архитектором, и фехтовальщиком, и пловцом, и наездником и многим-многим другим. Внешние данные Леонардо тоже не оставляют равнодушными: он был очень высок, строен и настолько красив с лица, что его прозвали «ангелом», при этом еще он был очень силен: будучи левшой, он спокойно мог правой рукой смять подкову.

Менталитет его сильно отличался от уровня его сверстников, современников, да и человечества вообще. Леонардо почти не высказывал никаких эмоций, что присуще обычным людям, он всегда сохранял абсолютное спокойствие, полностью владея своими чувствами. Наоборот, ему было присуще какое-то холодное бесчувствие. Он был равнодушен к человеческому добру и злу, не проявлял ни любви, ни ненависти, к прекрасному и уродливому, изучая все эти черты как нечто само собой разумеющееся, внешнее. Например, он не задумываясь помог завоеваниям Цезаря Борджиа - этого чудовища во плоти.

И наконец, Леонардо, как свидетельствуют очевидцы, был бисексуалом. Сегодня уже трудно сказать, почему этот прекрасный юноша, познавший тайну любви сначала с самыми красивыми флорентийками, сходившими с ума от высокого красавца, предпочел позже гомосексуализм. До нашего времени сохранился некий документ-донос, в котором Леонардо обвинен в гомосексуализме, который тогда считался запретным. Желающий остаться неизвестным обвиняет да Винчи и еще троих мужчин в активном разврате, совершенном над 17-летним Джакопо Салтарелли, который являлся братом некоего ювелира. Всем четверым угрожала смертная казнь - сожжение на костре.

Первое заседание суда,(состоявшееся в 1476 году 9 апреля) на котором были потребованы доказательства, ничего не дало за неимением таковых, поэтому оно было перенесено на седьмое июля. В этот день дело снова расследовали и вынесли оправдательный приговор.

В дальнейшем, уже будучи мастером, да Винчи окружил себя учениками, которые были одновременно и умны и красивы. И хотя, по мнению Фрейда, его любовь к ученикам проявлялась всего лишь платонически, однако это не всегда и не всем кажется правдоподобным.

Кем же был Леонардо? Если судить по его способностям и возможностям - то однозначно сверхчеловеком. К примеру, наброски полета птиц в его «Дневниках» моли быть выполнены только при наличии замедленной съемки. Дневники Леонардо да Винчи поражают своими странными фразами: обращаясь к самому себе на «ты», он отдает себе приказы и распоряжения как рабу или слуге: «прикажи себе показать…», «ты в своем сочинении должен показать…».

Создается впечатление, что в Леонардо одновременно сосуществовали две личности: одна из них была известна всем своей дружелюбностью, имела некоторые человеческие слабости, а другая была очень странной, скрытной, никому не известной, и именно эта вторая распоряжалась всеми его поступками, отдавая приказы.

Одной из способностей да Винчи был дар предвидения, который, вполне вероятно, был даже сильнее, чем у Нострадамуса. Небезынтересен тот факт, что устрашающие предсказания будущего в «Пророчествах» Леонардо да Винчи, которые вначале представляли из себя просто записи, на сегодняшний день либо уже были прошлым, либо это наше настоящее. Да Винчи писал: «Люди смогут говорить друг с другом из самых дальних стран и городов, отвечать друг другу…» - что это как не телефон. «Люди смогут ходить, не передвигаясь: говорить с теми, кого уже нет, и слышать тех, кто не может говорить…» - воспроизведение звука, телевидение. «Люди будут самолично и мгновенно переноситься по различным местам, при этом не двигаясь с места…» - телевизионное изображение. «Человек увидит себя падающим с больших высот без какого-либо вреда для него…» - прыжки с парашютом. «Будут сгублены многочисленные человеческие жизни, а на земле будут бесчисленные дырки…» - наверняка, речь идет о взрывах бомб и снарядов. Леонардо да Винчи предсказал даже полет в космос: «И водяные, и наземные животные поднимутся к звездам…».

«Будет много тех, у кого будут отниматься их маленькие дети, а потом заживо жесточайшим образом четвертованы!» - отдаленное указание на то, что органы детей используются в банке доноров.

Да Винчи использовал психотехнические специальные упражнения, которые восходили к эзотерической практике пифагорийцев и современным понятиям нейролингвистики, чтобы обострить свое мировосприятие, развив воображение и улучшив память.

Создается впечатление, что Леонардо отлично знал все тайны человеческого сознания, которое еще даже в современных людях полностью не реализовано. К примеру, спал Леонардо не как все люди по восемь часов, а по пятнадцать минут через каждые 4 часа, т.е. сократил свое состояние сна до полутора часов. Так он мог экономить 75% от времени своего сна, что значительно удлинило его жизнь с семидесяти до ста лет! Именно в эзотерических традициях применялись такие методы, но они всегда были сильно засекречены и вместе с другими мнемо- и психотехниками никогда не разглашались.

Практически все области охватывают открытия и изобретения Леонардо да Винчи(а их более 50-и!), полностью предугадывая все основные стадии развития современной цивилизации.

Вот некоторые из них:

В 1499 году к приезду в Милан короля Франции Людовика XII сконструировал и построил огромного механического и деревянного льва. Лев мог проделывать несколько шагов навстречу, а затем его грудная клетка распахивалась, и показывались его внутренности, битком «заполненные лилиями». Леонардо считается изобретателем ластов, подводной лодки, парохода и скафандра. Существует рукопись, в которой он совершенно четко доказывает возможность погружения без скафандра на достаточно большую глубину с помощью использования газовой особой смеси, секрет изготовления которой он осознанно уничтожил. Для изобретения этой смеси нужно быть достаточно осведомленным в процессах, происходящих в человеческом теле, которые в то время были совершенно не изучены, не говоря о биохимии в целом!

Это Леонардо впервые предложил на бронированные корабли устанавливать батареи огнестрельного орудия, именно он разработал идею броненосца, изобрел велосипед, вертолет, парашют, планер, танк, отравляющие газы, пулемет, дымовую завесу и увеличительное стекло, опередив Галилея на целых сто лет. Изобретения Леонардо да Винчи - это ткацкие станки, текстильные машины, подъемные краны, аппараты для создания иголок, арочные мосты, системы трубного осушения болот и т.д. Им же созданы и чертежи рычагов, воротов и винтов для поднятия больших тяжестей, того, чего в его время не было и в помине. Особенно поражает тот факт, что да Винчи подробнейшим образом описывает все эти механизмы и машины, хотя и создание их в то время было невозможно: ведь тогда о существовании шарикоподшипников и не подозревали, однако Леонардо знал об этом: в доказательство сохранился соответствующий чертеж.

Кажется иногда, что Леонардо просто спешил в этой побольше узнать, собирая информацию. Но что он потом с ней делал? Леонардо да Винчи после себя не оставил ответа на этот вопрос. Со временем даже живопись становится для него уже не такой значимой. Всему миру известны созданные им шедевры, но об одном рисунке, который хранится в Виндзоре, хочется особо поговорить: рисунок этот изображает какое-то не совсем земное существо, черты лица которого со временем несколько повредились, но удивительная красота этого лица все равно заметна. Особенно поражают в этом рисунке очень широко расставленные огромные глаза. И сделано это сознательно, тут нет никакой ошибки - эти глаза словно парализуют смотрящего. Общепринято, что это портрет Беатриче, тайной возлюбленной великого Данте, однако на земле нет анатомически так сложенных женщин…

Не менее странен и «Портрет самого себя, сделанный в преклонном возрасте», который хранится в Королевской библиотеке города Турина. На портрете нет даты, но по мнению экспертов, он написан где-то в 1512 году. Этот портрет не менее странен, чем портрет Беатриче: с разных ракурсов черты и выражение лица Леонардо предстает перед смотрящим по-разному, даже фотографии, сделанные при небольшом отклонении объектива, показывают абсолютно разного Леонардо - то меланхоличного, то высокомерного, то мудрого, то нерешительного, то дряхлого старца, то полного жизни мужчину и т.п.

Человечеству Леонардо да Винчи известен прежде всего как автор гениальных и бессмертных творений живописи, однако его близкий друг Фра Новеллара Пиетроделла говорил, что математика сильно отдалила Леонардо от живописи: только лишь просто вид кисти уже бесил его. Современники говорили, что Леонардо был еще и отличным фокусником и магом. Он мог создать из кипящей жидкости языки пламени, вливая в жидкость вино; мог одним ударом сломать трость, при этом не разбив стаканы, на которые была положена эта трость; слюнявить конец пера и писать на бумаге черным цветом. Все, что проделывал да Винчи, настолько поражало его современников, что они считали, что он служит «черной магии», тем более, что вокруг него постоянно находились достаточно странные и сомнительные личности, такие как Джовании Томазо Мазини, называвший себя Зороастром де Перетолой, который был одновременно и адептом тайных наук, и механиком, и ювелиром.

Леонардо да Винчи был активным человеком, он очень много ездил, вплоть до самой смерти. С 1513 года шесть лет он жил попеременно то в Риме, то в Павии, то в Болоньи, то во Франции. Во Франции он и умер в мае 1519 года. По словам современников он умер на руках у короля Франции Франциска I. Умирая, он просил прощения и у Бога, и у людей за то, что «что не смог для искусства сделать всего того, что мог бы еще сделать».

Леонардо да Винчи считается одним из талантливых художников итальянского Возрождения, однако последнее ни в коей степени не соответствует действительности: Леонардо да Винчи уникален! Никогда, ни до него, ни тем более после история не знает такого разностороннего и во всем гениального человека! Так кем же был великий Леонардо?…

О картинах и изобретениях гения рассказывают почти столько же легенд, сколько о нем самом. «Вокруг света» разобрался, правда ли, что…

До сих пор не доказано, что этот рисунок Леонардо - автопортрет

Леонардо не закончил ни одной картины

Нет . Такую репутацию художнику в глазах потомков создал его младший современник Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев...». По мнению искусствоведа Абрама Эфроса, биограф Леонардо преувеличил перфекционизм художника, чтобы вывести из истории его жизни мораль: «Ради тезы о бесплодии экспериментаторства Вазари запрещает Леонардо да Винчи закончить хотя бы одно из его произведений, вопреки фактам, которые во времена Вазари были еще более очевидны, нежели нынче».


Считается, что в этом доме XV века в деревне Анкиано Леонардо родился и провел детские годы. На самом деле семья да Винчи купила здание через 30 лет после появления художника на свет

Великий живописец был бастардом

Да . Леонардо, родившийся 15 апреля 1452 года, - побочный сын нотариуса из тосканского городка Винчи. Мать звали Катериной, это известно из записей, оставленных дедом будущего художника. Она, скорее всего, была крестьянкой.


Комментарии зеркальным письмом к рисунку устройства для дыхания под водой

Леонардо да Винчи делал заметки зеркальным письмом

Да . Сохранились многочисленные записи художника, которые легко читаются только в зеркале. Леонардо вообще любил экспериментировать с письмом, в том числе пиктографическим.


. Фрагмент
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие. Милан, Италия

На фреске «Тайная вечеря» рядом с Христом Леонардо изобразил женщину

Нет . Версия, упомянутая в популярном романе Дэна Брауна «Код да Винчи», будто по правую руку от Иисуса сидит не апостол Иоанн, а Мария Магдалина, безосновательна. Иоанн, младший из 12 учеников Христа, традиционно изображался юным красавцем с мягкими, женственными, точнее ангельскими, чертами лица: так подчеркивали чистоту души апостола. Леонардо написал в виде ангелоподобных юношей и других святых, например апостола Филиппа на той же фреске и Иоанна Крестителя.


«Мона Лиза (Джоконда)». Фрагмент
Музей Лувр. Париж, Франция

Мона Лиза с картины Леонардо существовала в реальности

Да . Есть много версий: будто этот портрет Леонардо писал с себя, с ученика, запечатлел образ матери, сохранившийся в памяти… Но источники подтверждают: мона (т. е. «госпожа», не имя, а уважительное обращение к женщине) Лиза, жена торговца шелком Франческо Джокондо, жила в начале XVI века во Флоренции. Вазари писал, что Леонардо, работая над ее портретом, приглашал музыкантов и шутов развлекать даму, чтобы ее улыбка оставалась естественной, несмотря на усталость от сидения в одной позе. Леонардо нередко обыгрывал на портретах имена и фамилии. Возможно, и эту женщину он хотел изобразить улыбающейся, поскольку giocondo в переводе с итальянского означает «веселый».


Чертеж воздушного винта, нарисованный Леонардо

Леонардо изобрел вертолет

Нет . В его тетрадях есть чертеж машины, которую поднимает над землей винт из натянутой на каркас парусины. Вращать винт должны были люди вручную, и на деле такая машина вряд ли взлетела бы. Британский историк авиации Чарлз Гиббс-Смит считал, что принцип использования вращающегося винта для полета художник не придумал, а подсмотрел: так работали детские вертушки, известные по меньшей мере с XIV столетия. Однако в XX веке отец вертолетостроения Игорь Сикорский говорил, что на изобретения его вдохновил чертеж Леонардо.


Туринская плащаница. Фрагмент

Леонардо подделал Туринскую плащаницу

Нет . Писатели-конспирологи Линн Пикнетт и Клайв Принс посвятили целую книгу версии, что таинственная пелена, на которой якобы отпечатались лик и тело Христа, на самом деле первая в истории фотография, сделанная Леонардо в ходе его экспериментов с камерой-обскурой. Упоминания о Туринской плащанице в источниках относятся еще к XIV веку, однако писатели полагают, что тосканский гений усовершенствовал неубедительную подделку, написанную красками. Правда, сами они сумели получить похожее изображение с помощью камеры-обскуры, только применив вещества, открытые в конце XVIII века. И пропечататься на тыльной стороне пелены, как в случае с Туринской плащаницей, «фотография» не могла бы.


В музее Леонардо в городе Винчи воссоздали велосипед по чертежу

Леонардо изобрел велосипед

Нет . В 1974 году историк литературы Аугусто Маринони, читая лекцию на родине Леонардо, в Винчи, продемонстрировал изумленной публике рисунок велосипеда, обнаруженный в сборнике рукописей гения, известном как Codex Atlanticus . «Изобретение» растиражировали в книгах по искусству и даже сделали по рисунку модель. Однако эксперты считают, что набросок сделан не рукой Леонардо. Историк искусства Карло Педретти свидетельствовал, что видел эту страницу в 1961 году, и там были две окружности, нарисованные рядом, которые, очевидно, некто впоследствии превратил в изображение велосипеда.


В честь Леонардо да Винчи назвали моль

Да . Обитающая в Судане моль из семейства травяных огневок носит гордое имя Leonardo davincii . Первооткрыватель этого вида, польский энтомолог Станислав Блешинский, весьма почитал Леонардо.


Смерть Леонардо да Винчи на руках у Франциска I. Жан Огюст Доминик Энгр. 1818 год

Леонардо умер на руках у короля Франции

Вряд ли . Франциск I пригласил Леонардо к себе на службу, и последние три года жизни тот провел во Франции, в замке Кло-Люсе, где и скончался. Историю о том, что король был у постели Леонардо в его смертный час, рассказал Вазари. Другой биограф гения, однако, упоминал, что Франциску о кончине Леонардо сообщил ученик живописца. Современный исследователь Чарлз Николл сомневается в правдивости рассказа Вазари, поскольку на следующий день после смерти Леонардо Франциск выпустил королевский эдикт в Сен-Жермен-ан-Ле, притом что путь верхом до этого замка от Кло-Люсе в те времена занимал около двух суток.

Фото: Alamy / Legion-media (x5), Diomedia, SPL / Legion-media

Полный список из 155 чудес, которые нужно увидеть своими глазами, вы найдете в юбилейном декабрьском номере журнала «Вокруг света».


Может ли технический прогресс привести к негативным последствиям для общества? Именно над этим проблемным вопросом задумывается русский поэт и прозаик И. Г. Эренбург.

Автор пишет о том, что прогресс носит очень противоречивый характер: «Машина может быть добром и злом». Для аргументации своей позиции Эренбург обращается, прежде всего, к историческим фактам и сведениям. Например, он пишет о создании чертежей летательных аппаратов известным изобретателем Леонардо да Винчи, об испытании первых самолетов и их дальнейшем усовершенствовании. Люди всегда мечтали о том, что благодаря причудливым приспособлениям человек будет «летать, как птица» и «глядеть на небо с гордостью». Но к чему это в итоге привело? Изобретения были использованы не в благих целях, а как средство уничтожения людей. При этом Эренбург обращает внимание на то, что техническая оснащенность страны – еще не показатель ее могущества и силы.

Куда более важное значение для любого государства играют не наука и техника, а люди, внутренняя сила которых порой бывает сильнее любого оружия.

Позиция автора состоит в том, что у технического прогресса есть две стороны – позитивная и негативная. С одной стороны, изобретения могут улучшить и упростить жизнь человечества. Но с другой, они могут быть использованы в корыстных целях, например, в войнах и кофликтах между людьми.

Я согласен с писателем в том, что ни в коем случае нельзя абсолютизировать роль науки и техники в жизни общества. Безусловно, они имеют огромное значение для всех нас, но при этом нельзя забывать о влиянии прогресса на природу и человека.

В качестве аргумента приведу пример из произведения М.

А. Булгакова «Роковые яйца». В нем повествуется о зоологе Персикове, который совершает грандиозное открытие в области генетики: организмы, облученные специальным лучом, начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем обычные особи. Профессор Рокк узнаёт об эксперименте Персикова и тоже начинает выращивать огромных животных. Организмы оказываются опасными для всего общества: они убивают Маню, жену Рокка, и многих других людей.

Писатель Замятин также поднимал в своих произведениях проблему противоречивости научного прогресса. В своем романе «Мы» он пишет о неком Д-503, который рассказывает нам о своей жизни в «Едином государстве» с тоталитарным режимом. Общество в этой стране построено на математике, науке и техническом прогрессе. Однако автор уверен, что такое устройство жизни негативно влияет на нравственность и чувства людей, ведь они не поддаются анализу.

Таким образом, наука и прогресс должны улучшать жизнь людей, способствовать не разрушению мира, а его развитию и процветанию.

Вариант 2

Во все времена человечество стремилось к развитию своей цивилизации, благодаря чему современное поколение людей живет в информационную эпоху. Её движущей силой является научно-технический прогресс, который порой проявляет свою отрицательную сторону. Именно проблему неоднозначности прогресса поднимает И. Г. Эренбург в своем тексте.

Автор предлагает к анализу пример использования достижений техники в период самой жестокой, масштабной и кровопролитной Второй мировой войны. Созданные в мирных целях машины обратились в "орудие уничтожения". Миллионы людей погибли под бомбардировками, обстрелами, танковыми залпами, но героизм и отвага, честь и доблесть патриотов нашей Родины позволили одержать великую победу. Это и был "реванш человека".

Я солидарна с мнением автора по обсуждаемой проблеме. На сегодняшний день она особо актуальна, так как из-за высоких темпов развития люди порой не успевают задуматься о том, к чему могут привести их действия. Человек стремится к удовлетворению своих потребностей, а прогресс способствует их увеличению. Для обоснования своей позиции приведу следующие аргументы.

Американский писатель-фантаст Айзек Азимов в своей знаменитой антиутопии "Я, робот" показывает возможный сценарий будущего, в котором человечество не может представить свое существование без робототехники. Киборги стали неотъемлемой частью быта людей и помощниками во всех сферах жизни. Постепенно они начали осознавать свое превосходство над людьми и подняли восстание.

Таким же наглядным примером является поступок известного советского академика Сахарова, участвовавшего в создании водородной бомбы. Увидев на испытаниях катастрофические последствия от ее взрыва, ученый выступил против дальнейших разработок водородного и ядерного оружия. На сегодняшний день ряд стран имеет ядерное вооружение. Остается надеяться, что оно не будет использовано по своему прямому назначению.

Подводя итоги, хочется лишь сказать, что нельзя повторять ошибок прошлого. Нужно научиться созидать, а не разрушать.

Вариант 3

Отвага, честь, мужество – без этих нравственных категорий невозможно представить духовную жизнь человека. Однако дать им определение довольно сложно.

И.Г.Эренбург поднимает философскую проблему роли человеческой отваги. Прозаик рассуждает о важности подвигов в военные годы. Публицист пишет о том, что победа над мощными механизированными дивизиями была бы невозможна без «могучего, полного отваги сердце воина». Сильнее любой, даже самой могущественной, военной технике является человеческий дух.

С восторгом и восхищением русский прозаик и поэт пишет о том, как отвага простых солдат разгромила всемогущее механизированное войско Гитлера. У автора вызывают уважение люди, которые смогли доказать превосходство человеческого духа. И.Г.Эренбург подчёркивает, что машинами невозможно сломить воли человека.

Так, в романе Б.Васильева «В списках не значился» поднимается данная проблема. Главный герой Коля Плужников до последнего остаётся воевать в Брестской крепости. Его не останавливает небольшое количество провизии и оружия, он готов до конца воевать против врага. У него есть самое главное, чего нет у его противника, это его могучая и героическая отвага.

Также в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» поднимается проблема роли человеческой отваги. Главный герой старшина Васков и пять молодых девчат – зенитчиц защищают железную дорогу от фашистов. Их не останавливает в разы крупнейшее немецкое войско. Они готовы до последнего защищать свою Родину. Им удаётся не подпустить врага к железной дороге, но это достигается слишком огромной ценой – жизнями всех молодых девчат. Они доказывают, что человеческие отвага и героизм сильнее, чем многочисленное войско со страшным оружием.

Прочитанный текст помог мне утвердиться в мнение о том, что героизму, мужеству, доблести и отваге по силе сломить мощную вражескую технику.

Вариант 4

И.Г. Эренбург - один из замечательных мастеров художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к войне.

Автор повествует об исколесивших всю Европу немцах и двинувшихся на Россию. Но они не смогли «сломить волю» русского человека. Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что что наша страна сыграла большую роль в войне, так как она смогла противостоять фашистам и одолеть их. И все должны быть благодарны за эту победу, за этот мир на земле, ведь он не так просто достался нам.

Так, у Шолохова в рассказе «Судьба человека» повествуется о храбром и отважном солдате-Андрее Соколове, который всеми силами защищал Родину. И когда возвратился домой, то узнал, что его дом разрушен, а жена с детьми мертвы. Но он смог найти в себе силы жить дальше, а помог ему в этом усыновленный им мальчик.

Следующим примером является повесть Васильева «А зори здесь тихие», где повествуется о пяти девушках и старшине, которые смогли задержать врага. В живых только остался старшина, который и поведал эту историю.

Итак, я считаю, что нам нужно помнить о войне, о тех тяжелых временах, о погибших людях, ведь это наша история и мы должны гордиться ею.

Вариант 5

Какую роль играет сила воли солдата на поле боя? Можно ли подменить мужественное сердца простого человека мощными оружиями? Илья Григорьевич Эренбург, задумываясь над данными вопросами, поднимает проблему силы духа человека.

Автор раскрывает данный вопрос на примере событий Великой Отечественной войны. Он вспоминает о том, что армия Гитлера, несмотря на наличие мощного оружия и качественных танков, все же проиграла войну, поскольку не учла высокий патриотизм и силу воли обычного солдата. Эренбург приводит в пример подвиг: батареи старшего лейтенанта Быкова, «десяти краснофлотцев», моряка Тимохина.

Я полностью согласна с мнением И.Г. Эренбурга. Ведь действительно, русский солдат настолько силен духовно, что ни один самый сильный танк не способен победить и сломить его. Найдем подтверждение данной мысли в художественной литературе.

В качестве первого аргумента приведу повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой». Автор описывает подвиг Алексея, кремлевского курсанта. Так, герой, не испугавшись, кинул простую бутылку с бензином в вражеский танк и тем самым подбил его. Как и автор текста, Воробьев пишет о силе духа русского солдата, восхищается его смелостью и отвагой.

В качестве второго аргумента приведу повесть Василия Быкова «Журавлиный крик», которая повествует о великом подвиге молодого бойца- Василия Глейчик. Единственный выживший, герой осмелился вступить в борьбу с отрядом немцев. Важно заметить, что враг тщательно готовился к бою, собирал свои мощные танки и оружия. Однако это не сломило силу воли героя, не уничтожило его честь и мужество.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

Пояснение.

Основные проблемы:

1. Проблема значимости человеческого духа в войне эпохи технического прогресса. (Что сильнее: боевая машина или воинский дух? Может ли героизм воина, сила человеческого духа оказаться решающим фактором победы?)

2. Проблема роли нашей страны в Великой Отечественной войне. (Какую роль сыграла наша страна во Второй мировой войне?)

3. Проблема негативных последствий технического прогресса. (Может ли технический прогресс привести к негативным последствиям? Всегда ли новые изобретения в области техники приносят человечеству благо?)

4. Проблема осмысления уроков войны. (В чём заключается урок войны?)

1. Внутренняя сила человека, его отвага, стремление защитить свою Родину сильнее любого оружия. Победу нашей страны в Великой Отечественной войне принесли не столько отличное оружие и техника, сколько отвага бойцов.

2. Наша страна смогла остановить врага, перед технической мощью которого цепенела вся Европа. Она доказала торжество человеческого духа, дала великий урок мировой истории.

3. К сожалению, у технического прогресса, целью которого изначально является улучшение жизни людей, есть негативная сторона: изобретения могут быть использованы как средство уничтожения людей.

Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется.

Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект. Один ученый даже обнаружил у Моны Лизы симптомы идиотизма, мотивируя их непропорциональностью пальцев и отсутствием гибкости в руке. Зато, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете передано умиротворенное состояние беременной женщины.

Есть и версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо да Винчи оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Говорят… …что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.

6) Создавая фреску «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи очень долго искал идеальные модели. Иисус должен воплощать Добро, а Иуда, решивший предать его на этой трапезе, - Зло.

Леонардо да Винчи много раз прерывал работу, отправляясь на поиски натурщиков. Однажды, слушая церковный хор, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил художника, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не было, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Человек толком не понимал, что происходит, и где он находится, а Леонардо да Винчи запечатлевал на холсте лицо человека, погрязшего в грехах. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного пришел в себя, подошел к полотну и закричал:

– Я уже видел эту картину раньше!

– Когда? - удивился Леонардо. – Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа…

7) Леонардо обладал даром предвидения. В 1494-м году он сделал серию записей, которые рисуют картины грядущего мира, многие из них уже сбылись, а другие сбываются сейчас.

"Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" – речь здесь, несомненно, идет о телефоне.

"Люди будут ходить, и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом.

8) Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, которые ставят исследователей в тупик. Может, вам удастся их разгадать?

"Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни".

"Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники".

Хотите узнать еще больше о Да Винчи и воплотить его задумки в жизнь?