Мифы народов алтая. Бальзам Эвалар успокаивающий Сказания Алтая - «Сказания Алтая для крепкого, здорового сна и хорошего настроения! Спасибо за прочтение моего отзыва

Про Алтай существует огромное количество легенд. С древности в этом месте жили, или бывали здесь представители абсолютно разных народов, но все они отмечали удивительную красоту и магическую силу местной природы.
Несколько старинных легенд про самые известные места на Алтае не будут лишними в багаже у любознательного туриста. Тем более что места они не занимают.


Легенда о появлении Алтая
Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край - обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю. Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край, название которого – Алтай.

Примечательно, что происхождение слова Алтай точно неизвестно. Одни исследователи считают, что оно восходит к монгольскому – "altan", которое в переводе действительно означает – золото. Другие полагают, что оно тюркского происхождения "al-tai" - высокие или скалистые горы.

Легенда об озере Ая
"Ая" в переводе с алтайского означает – луна. Это очень популярное у туристов озеро действительно имеет форму полумесяца и тому есть объяснение, которое отражено в местной легенде.
В алтайской мифологии фигурирует злой персонаж по имени – Дельбегень. Часто это злой дух, иногда чудовище или даже великан-людоед. Вся цель его существования – приносить людям разные несчастья.

И вот однажды, даже луна на небе не смогла терпеть издевательства Дельбегеня над родом человеческим, спустилась с небес, придавила великана своей тяжестью, а потом подняла в небо и сбросила в Катунь. На том месте, где ночное светило коснулась земли, осталась вмятина формой, как луна. Вмятина заполнилась водой, и сделалось лунное озеро – Ая.

Легенда о Телецком озере
Название – Телецкое озеро, придумали русские. Вернее они просто записали его по имени одного из племён здесь проживавших – телесы, а озеро, соответственно, Телесское. Сами же алтайцы зовут его Алтын-Кёль, то есть – Золотое озеро.
Говорят, когда-то давно, один охотник нашёл в тайге золотой самородок размером с лошадиную голову. Он очень радовался своему неожиданному богатству, но когда вдруг случился засушливый год, хлеб не уродился, скот погиб от бескормицы, а дичь ушла в другие леса, золото оказалось никому не нужным. Никто не захотел продать за огромный самородок даже чашку пшена.

С досады охотник бросил бесполезную драгоценность в глубины озера, которое и стало с тех пор назваться золотым.

Легенда о Бии и Катуни
Давным-давно на Алтае жили в одном селении бедный парень Бий и девушка Катунь - дочь богатого бая Ба-бырхана. Полюбили молодые люди друг друга, но не захотел злой Ба-быр отдать дочь бедняку. И решили тогда влюбленные убежать. Дождались ночи и пустились в путь разными дорогами, чтобы сбить преследователей с пути, а о месте встречи договорились заранее.

Но спохватился Бабырхан, бросился в погоню, догнал молодых и велел дочери возвращаться. Заупрямилась Катунь, не захотела бросить любимого. Разозлился Бабырхан и превратил влюбленных в реки. Думал, что теперь-то уж не быть им вместе.
Но любовь оказалась сильнее: слились вместе Бий и Катунь, и потекла дальше великая река Обь.

Легенды о горе Белуха
Местные народы издревле предавали самой высокой горе Сибири священное, мистическое значение. Считается, что когда на земле наступят времена глобальных войн, наводнений и землетрясений из горы выйдет женщина, которая прекратит все эти бедствия. И в то же время, конец света наступит тогда, когда вершины Белухи будут разрушены и упадут на землю.
Не зря первые попытки покорить эту не самую сложную с технической точки зрения вершину в начале 20 века, оказались неудачными. У алтайцев существовал запрет подниматься на Белуху, и они просто не могли показать исследователям удобные маршруты.

В рецептуру Сказания Алтая бальзам для укрепления иммунитета включены лекарственные растения, зарекомендовавшие себя в традиционной и народной медицине в качестве эффективных общеукрепляющих и адаптогенных средств при повышенных умственных и физических нагрузках, при воздействии неблагоприятных факторов окружающей среды.

Элеутерококк колючий (Eleutherococcus senticosus Maxim .)– кустарник высотой от 2-2,5 до 4-5 м с многочисленными (более 25) стволиками. В качестве лекарственного растительного сырья используются корневища с корнями.
В корнях и корневищах элеутерококка колючего обнаружено 7 гликозидов, названных элеутерозидами. Кроме того, корни содержат пектиновые вещества, смолы, камеди, антоцианы и эфирное масло.

Оказывает общетонизирующее и адаптогенное действие, повышает неспецифическую резистентность организма. Обладает стимулирующим действием на ЦНС, устраняет переутомление, раздражительность, восстанавливает и повышает физическую и умственную работоспособность, защищает от неблагоприятных факторов внешней среды. Применяется при астении, неврастении, реконвалесценции (после соматических и инфекционных заболеваний), артериальной гипотензии, умственном и физическом переутомлении.

Боярышник кроваво-красный (Crataegus sanguinea Pall .) – кустарник или деревце до пяти метров высотой. С лекарственной целью используют плоды, цветки и листья.
В плодах содержится большое количество флавоноидов: кверцетин, кемпферол, апигенин и др., органические кислоты, каротиноиды, стероиды, витамин С. Цветки и листья также содержат флавоноиды, а также небольшое количество эфирного масла и тритерпеновых соединений.
Растение обладает кардиостимулирующим, лёгким гипотензивным, мочегонным и седативным действием. Улучшает кровообращение в сосудах сердца и мозга, устраняет аритмию и тахикардию, нормализует сон и общее состояние организма.

Эхинацея пурпурная (Echinacea purpurea Moench. ) – многолетнее растение. С лечебной целью применяют траву эхинацеи, собранную в фазе цветения.
Основными биологически активными веществами травы эхинацеи являются полисахариды (гетероксиланы, арабинорамногалактаны), эфирные масла, флавоноиды, оксикоричные (цикориевая, феруловая, кумаровая, кофейная) кислоты, дубильные вещества, сапонины, полиамины, эхинацин, эхинолон, эхинакозид, фитостерины.
Все части пурпурной эхинацеи содержат ферменты, макро- (калий, кальций) и микроэлементы (селен, кобальт, серебро, молибден, цинк, марганец и др.).
Растение проявляет иммуностимулирующую активность, повышает резистентность организма к болезнетворным факторам, способствует снятию воспаления, обладает антибактериальным и противовирусным действием. Экспериментально установлено, что препараты эхинацеи нетоксичны.

Шиповник майский (Rosamajalis Herrm .) - кустарник семейства розоцветных. Лекарственным сырьем служат плоды, собирают их до заморозков при полной спелости.
Препараты шиповника обладают противовоспалительным, желчегонным, мочегонным, кровоостанавливающим действием, улучшают окислительно-восстановительные процессы в организме, усиливают синтез гормонов, активность ферментов, обновление тканей, повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Натуральный пчелиный мед содержит ценные для организма минеральные вещества, микроэлементы, витамины, ферменты, биологически активные соединения, обладающие бактерицидными свойствами, каротин, витамины В-группы, витамин С, РР, эфирные масла, органические кислоты, сахара. Мед обладает противогрибковыми, антивирусными и антибактериальными свойствами; кардинально улучшает качество крови, уменьшает количество свободных радикалов; естественным образом снимает воспаление тканей и способствует удержанию в организме кальция; обладает иммуностимулирующим эффектом.

Лимонная кислота – естественный регулятор кислотности, антиоксидант. Способствует очищению организма от вредных веществ, шлаков, положительно влияет на работу системы пищеварения, проявляет противоопухолевые свойства, повышает иммунитет.

Состав

сахар, водный экстракт цветков и листьев боярышника , плодов боярышника, травы эхинацеи , водный раствор экстрактов шиповника и элеутерококка , , лимонная кислота (регулятор кислотности), лимонный сок порошкообразный, сорбат калия (консервант).

Пищевая ценность : 100 г продукта содержат белков - 0 г, жиров - 0 г, углеводов - 62 г.

Энергетическая ценность (калорийность): 250 ккал (1050 кДж)/100 г

Рекомендации по применению

Взрослым по 2 чайные ложки (10 мл) в день во время еды. Допускается предварительно растворить в жидкости (вода, чай, сок и т.п.). Перед употреблением взболтать. Продолжительность приема – 25 дней. При необходимости прием можно продолжить.

Противопоказания

Индивидуальная непереносимость компонентов, беременность, кормление грудью.

Свидетельство о государственной регистрации (СоГР)

№ KZ 16.01.79.001. Е.000141.01.14 от 31.01.2014 г.

Форма выпуска Бальзам
Объем 250 мл
Срок годности 3 года
Условия хранения Хранить при температуре не выше 25°С. После вскрытия хранить в холодильнике.

Товар доступен в зависимости от законодательства страны и доступности товара у дистрибьютора.

Всем привет!

Завидую своему собственному былому спокойствию, но стечение обстоятельств сильно изменило ситуацию, я не хочу пребегать к помощи сильнодействующих препаратов, а предпочитаю различные способы релакса и легкие препараты, такие как вкусный успокаивающий бальзам "Сказания Алтая" от компании Эвалар

Упаковка:

Изначально бальзам упакован в красивую, сразу привлекающую внимание картонную коробочку

цвета морской волны, на которой производителем указана вся необходимая информация о препарате:

Внутри коробки - бутылочка с бальзамом.

Бутылка красивой прямоугольной, плоской формы, изготовлена из толстого, темного стекла.



Объем бальзама составляет 250 мл.

Информация от производителя:

В рецептуру Сказания Алтая бальзам успокаивающий включены лекарственные растения, зарекомендовавшие себя в традиционной и народной медицине в качестве эффективных успокаивающих и нормализующих сон средств при повышенных нервных нагрузках, для снижения риска возникновения заболеваний нервной системы, таких как неврозы и нарушения сна.


Также вся необходимая информация продублирована на этикетке с оборотной стороны бутылки:


Бутылка имеет винтовую крышку, горлышко обычного для подобных бутылочек размера.

Изначально винтовая крышка была герметично закрыта.




Бальзам представляет собой сироп, красивого карамельного оттенка, имеет сладкий запах вперемешку с нотками трав


Состав:


Пустырник обладает выраженным седативным, гипотензивным, мочегонным и кардиотоническим действием.

Настой цветочных корзинок ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, антисептическое, слабое вяжущее, болеутоляющее, седативное, противосудорожное, потогонное, желчегонное действие. Применяется при неврозах, истерии, облегчает головную боль, снимает спазмы сосудов.

Вытяжки из травы мяты перечной обладают успокаивающими, спазмолитическими, желчегонными, антисептическими и болеутоляющими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие.

Мелисса обладает гипотензивным и седативным свойствами, а также спазмолитическим, болеутоляющим. Оказывает благоприятное влияние на сердце, головной мозг, желудок, особенно при нервных спазмах, головокружении и шуме в ушах.

Календулу применяют при нарушениях сна, повышенном артериальном давлении и кардионеврозах. Она поможет справиться с тревожностью, беспокойством и повышенной нервной возбудимостью.


Применение, впечатления, результаты:

Из-за сильного стресса, я стала раздражительной и наблюдается нарушение сна - плохо засыпаю и сон очень прерывистый, в результате не высыпаюсь, что приводит еще к большей раздражительности.

Успокаивающий бальзам "Сказания Алтая" я стала принимать вечером, примерно за 1,5 часа перед сном, именно с целью лучшего засыпания.

Во-первых хочу сказать, что бальзам очень приятный на вкус - напоминает сироп шиповника и это очень здорово, потому что сам прием препарата улучшает настроение, в отличии от горьких таблеток.

Я принимаю по 2 чайные ложки и запиваю водой, также можно бальзам растворять в воде - получается очень вкусный напиток.

Состав бальзама говорит сам за себя, в нем собраны самые эффективные травы, оказывающие седативное действие.

Прием бальзама способствует хорошему засыпанию, сон стал более крепким, по носам практически не просыпаюсь и в целом наблюдаю улучшение в плане меньшей нервозности и повышенной возбудимости.

Цена: 280 рублей

Приобрести можно в розничных аптечных сетях и интернет-аптеках

Срок годности: 3 года

Страна-производитель: Россия

Спасибо за прочтение моего отзыва!

Желаю Вам крепкого здоровья и отличного настроения!

ДУХИ АЛТАЯ

На Алтае существуют древние поверья о «духах-хозяевах», согласно которым у каждого явления окружающей природы, будь то гора или река, дерево или камень, птица или зверь, гром или дождь и т.д., имеется свой хозяин, который является самостоятельным существом, как бы слившимся со своей стихией. Этот хозяин не только обладает разумом, как у человека, но и выделяется своим обликом. Чаще всего Хозяева похожи на зверей.
Жители Алтая очень почтительно относятся к различным божествам и духам, во
владении которых находится как судьба отдельного человека, так и всего рода в
целом. Существует множество правил, соблюдение которых является обязательным. Во время пребывания в горной тайге на промысле зверя запрещается истреблять случайных животных - считается наказуемым хозяином тайги, если охотник начинает шуметь, кричать и ругаться. Некоторые алтайцы говорят о недопустимости вырывать траву с корнем, мотивируя запрет таким образом: трава - волосы земли, и хозяин местности гневался за боль, причиняемую земле, он наказывал провинившихся так же, как и за рубку молодых деревьев без крайней необходимости. В случае нарушения этих правил,алтайцы для почитания и дабы умилостивить божеств и духов проводят различные
камлания с жертвоприношениями и мольбами. Любое несчастье: болезнь, пожар,
засуха, неудача на охоте, смерть рассматриваются как наказание за нарушение
человеком какого-либо правила поведения. А для искупления требуется жертва,
способная «покрыть» нарушения и умилостивить духов.

«У двух валухов шкуры равны » - так формулируется равновеликость Неба и Земли. В легендах Алтая часто упоминаются «дно Неба», «дно Земли», «основание Неба и Земли», «граница мира».По мнению алтайцев небес много, а ближайшее из них - видимое небо, за которым следует ряд других - невидимых, - имеет вид опрокинутой чашки и опирается краями на землю; Так Земля имеет форму чаши, а небо форму купола - Вместе они образуют сферу, заключающую в себе реальный мир человека.
Кроме нашего солнечно-лунного мира есть еще 99 миров, имеющих свое небо, свою землю и свой ад. В каждом мире свои управители и на каждой земле созданы люди: наш мир самый меньший и самый низкий, „кара-тенгере“ (черное небо): наше небо имеет 33 круга или слоя, один выше другого» - так описывали алтайские шаманы устройство мира.
Землю, на которой мы живем, алтайцы называют - действительная земля. Под этой последней есть другая земля, где царствует вечный мрак. Это нижний мир или дальняя земля. Действительная земля, в настоящее время, переживает второй период своего существования. Начало второго периода относят к потопу, о котором рассказывают так.

Вестником наступления потопа был синий козел с железными рогами.Семь дней бегал козел вокруг земли и неистово блеял.
Семь дней было землетрясение.
Семь дней горели горы.
Семь дней шел дождь.
Семь дней шел с бурею град.
Семь дней шел снег.
После этого наступили морозы.

О наступлении потопа знали братья-праведники. Из них старший был Эрлик, а другой Ульгень. Ульгень одарен был божескими способностями и назывался -
книжник. Братья построили корабль, на который взяли с собой животных, птиц и
пресмыкающихся по одной паре. Когда кончился потоп, братья сошли с корабля.
Ульгень силой книги мудрости стал творить человека. Положил синий
цветок-ветренник в золотую чашку. Старший брат Эрлик похитил у него часть цветка
и сотворил тоже человека. Разгневался Ульгень на брата и проклял его творение,
сказав: «Пусть будет сотворенный тобой народ черный и опоясан черным ремнем.
Мой народ будет белым и пойдет на восход, а твой черный на запад». Черный народ
покрыл бубен кожей и первым стал камлать на земле. (Думаю, здесь речь идет о шаманах и прочих людей с экстрасенсорными способностями)

Ульгень и Эрлик - два наиболее популярных алтайских божества. Ульгень выступает то, как демиург, то, как небесное божество, живущее на том или ином слое небес, со своей семьей, среди которой упоминается мать, жена, большое, но различное число сыновей и дочерей.
Ульгень является воплощением небесного начала, но не следует рассматривать его
как божество бесконечно «доброе» по отношению к человеку. Для Алтайцев не характерно яркое проявление противопоставление
двух начал: доброго Улгеня и злого Эрлика: Алтайцы остро ощущают близость земли и отдаленность неба, а потому Эрлику - носителю темного начала уделяется
большее внимания, чем Ульгеню, удалившемуся от земных дел на небо. Эрлик -
глава и властелин подземного мира. Но его царство не аналог ада, а Эрлик – не дьявол. Он воплощение живого, земного начала. Эрлик равновелик Ульгеню, более того, он издревле воспринимался людьми как отец, научивший своих детей музыке, сексу и
шаманизму. Ульгень и Эрлик - два начала мироздания, две противоположности,
порождающие жизнь на Алтае. Ульгень и Эрлик - две противоположности,
необходимые друг другу. Их противодействие есть та самая пружина, что приводит
мир в движение: Полностью властью над миром не обладает ни один из них. Лишь
вместе они способны творить. Здесь нет места абсолютному злу или добру,
заблуждению или истине. Сознание Алтайцев противится тому, чтобы расчленять цельный мир на непримиримые противоположности.

ДУХИ ГОР

Алтайцы всегда выделяли духов гор в совершенно самостоятельную категорию; духи эти не имеют никакого отношения ни к Ульгеню, ни к Эрлику. Духи гор живут не в небесном пространстве, не в нижнем мире, а в той сфере, в которой живет сам человек. Сами горы не только живые существа, но и божества, которым алтайцы молятся, как существам, способным проявлять свой гнев, посылать милость и отвечать на молитвы человека.Каждая гора имеет своего особого духа- хозяина. Если человек взошел на гору, он не должен громко кричать, ругаться с кем-нибудь или шуметь. Раньше на
перевале люди набрасывали кучу камней «обоо», проезжая через перевал охотник
или путник оставлял камень или пулю, поклонясь местному духу - хозяину. На
избранное дерево, соседствующее с «обоо», вешали ленты. Под такими деревьями и
на «обоо» бросали монеты, совершали кропление аракой (молочной водкой) или
чаем.

Один охотник промышлять отправился. В тайгу придя, шалаш сделал. Ходил и промышлял, а ночевать к шалашу возвращался.
Разложив огонь, котел повесил, постель себе приготовил, лег и уснул. Ночью он проснулся. Проснувшись,видит: рыжая девица - хозяйка горы с сережкой в носу стоит. Как только ее увидел, охотник громко захохотал.Хозяйка горы - рыжая девица сказала:«Ты что увидел, что смеешься?» Охотник ответил: «Увидел сережку у тебя в носу и рассмеялся» Хозяйка горы - рыжая девица разумом охотника овладела. Рыжая девица охотника в свое жилище увела, в гору они вошли.
Три ночи переночевали, она сказала:«Наружу не выходи» Охотник подумал: «Почему это я не должен наружу выйти?» Рыжая девица горных зверей - маралов,коз, оленей, к двери приведя, доила. Охотник, дверь приоткрыв, взглянул.
Смотря, как хозяйка горы горных зверей доит, он стоял и размышлял: «Если я
молоко этих маралов и коз выпью, то уже не смогу домой возвратиться!» Он вдруг
сразу дверь распахнул и наружу вышел. Звери прочь разбежались. Хозяйка горы - рыжая девица сказала:«Я вместе с тобой жить хотела. Если бы ты со мной жил, ты бы большим богачом стал. Зачем дверь открыл?! Если хочешь домой вернуться, этой дорогой иди.
Больше я тебе зверя не дам!». И не дала

ДУХИ ВОДЫ

Текущих вод хозяин!
На берестяных лодках войско твое,
Хозяин синего моря!
Бурное синее море,
Серая лошадь - жертва тебе!
Не остывшей аракой угощаем!
Не опускай нас в воду,
Не бросай нас в море,
Как Катунь, смеешься ты!
Река Бия - сосцы твои!..

Дух воды - творец и хозяин всехводных пространств Алтая. Как и прочие могущественные духи, дух воды не считается однозначно добрым или злым. Все зависит от человека…Наряду с духом всех алтайских водпочитают и хозяев каждого водоема. Запрещается загрязнять «текущую воду», ручьи и источники мусором, так как этого не терпит «хозяин воды» и рано или поздно наказывает нарушителей болезнями.Особым почитанием пользуются вытекающие из земли источники - аржан суу, считающиеся лечебными. На
кустарниках или ветвях деревьев, росших рядом, привязывают ленты, в аржан бросали монеты, около него нельзя копать землю, ломать кустарники, ветки деревьев, рубить деревья, кричать и ругаться: Хозяина воды описывают то, как огромного зверя, что своими рогами и зубами взламывает весною лед на реках и кричит как бык, то, как молодую девушку…

Давным-давно было. Нынешнего прежде,прежнего после. Один юноша увидел весною, в то время когда вскрывается река,
как на льдине, девица, сидя, рыжие волосы расчесывала. После тот юноша: «Что
будет, то будет!» говоря, ружье взял, прицелился и выстрелил, сваливая девицу
со льда. Та девица со льда упала. Под воду свалясь, с досады закричала:
«Когда-нибудь придет время - я такого, как ты, грубого юношу под воду утяну
хотя бы и в мелкую речонку!»После, когда услышал сказанное хозяйкой воды, тот юноша очень испугался… Спустя некоторое время тот юноша
позабыл злобу хозяйки воды, на лошади переправлялся через реку и хозяйка воды
его затянула, ничего не забыв…

Помимо хозяев в воде могут проживать всевозможные духи и существа. Алтайские шаманы призывают для борьбы со злыми духами водяных чудовищ - Абру и Ютпу, живущих где-то в реках Алтая и напоминающих своим внешним видом змей с четырьмя ногами. По представлениям алтайцев, злые духи не могут двигаться по реке против течения. У них есть только один путь: вниз, туда, где река впадает в мифический океан, таящийся где-то глубоко под землей или на ее краю…

ДУХ ОГНЯ

Одним из древнейших культов является культ огня. Огонь почитается как божество От-Эне (мать-огонь), олицетворяющее жар домашнего очага. Перед хорошим хозяином мать-огонь предстает в облике полной и доброй старушки, а перед плохим - худой и злой. Кроме того, облик ее меняется в соответствии со временем суток и даже месяцем.При новолунии она бывает прекрасной девой, при ущербном месяце превращается в глубокую старуху. Вечером она - красная дева, носящая шелковые одежды, ранним утром - старая женщина в грубых одеждах. В древности если женщины дома шили платье, то лоскутки материи непременно бросали в горящий очаг для одежды богини огня. Если доводилось
увидеть во сне старуху в красном наряде, это означало, что явилась сама хозяйка
огня, которую днем надо обязательно покормить.Мать-огонь дает тепло и свет,постоянно охраняет домашний очаг и семью от злых сил, приносит удачу и богатство хозяину, живет заботами дома. Считается совершенно недопустимым осквернять огонь, т.е. бросать в него какой-то мусор или нечистоты, перешагивать через очаг.Молодожены в день свадьбы выливают вогонь своего будущего дома жир. Первую щепотку от нового кирпичного чая бросают в огонь. Первые капли выкуриваемой араки посвящаются огню. При забое домашних животных в огонь перед началом еды бросали кусочки кровяной колбасы или мяса. В сумерки, ночью, при рождении ребенка по истечении сорока дней из дома выносить огонь не разрешается.В случае болезни человек обкуриваетсебя зажженным можжевельником, водя дымящейся веточкой вокруг лица. Огонь также
служит посредником между человеком и божествами, передавая жертвы духам...

Собрал Афанасьев Владимир Михайлович.

В красивых горных отрогах, окружающих Айское озеро, в бурных зеленых волнах Катуни, в древних складках гор, на таежных туристских тропинках притаились алтайские легенды. Они ждут, когда их кто-нибудь, когда-нибудь обязательно найдет…

Все легенды Алтая

Сказочная, неповторимая по красоте картина алтайских пейзажей невольно рождает легенды. Но, отражая чарующие душу картины природы, легенды, прежде всего, – это носители традиций и культуры живущего в Горном Алтае народа. Но давайте спросим себя: а много ли мы знаем об этом народе, об этих местах, визитная карточка которых уже давно гуляет в Интернете?

А ведь именно легенды несут колоссальную информацию об этом. Легенды и жизнь. Кажется, что два этих слова ничего общего не имеют, больше того, даже исключают друг друга. Ведь в жизни сплошь и рядом происходят факты достоверные, а легенды - это нечто противоестественное с точки зрения нормального человеческого восприятия. Но если внимательно читаешь легенду, легко убеждаешься в том, что, жизнь тесно связана, переплетена с легендами, а найти черту их разделяющую часто бывает не так-то просто. В легенде автор никогда не называет своего имени, но рассказывает о своем народе, о его правителях, мудрецах, о бедствиях, испытаниях.

В давних алтайских легендах, конечно наиболее ценных для этнографов и фольклористов, авторам абсолютно чужда нормальная логика. В таких легендах герои без тени смущения повествуют о поединках людей с чудовищами, злыми духами. На сцене, как правило, в противовес им присутствуют и добрые духи, карающие провинившихся за нечестивые поступки.

Самые юные, современные легенды, над которыми поработали фольклористы, неугомонные туристы, бесстрашные альпинисты, читаются иначе и воспринимаются логическим, красивым и законченным текстом. Они несут общечеловеческие ценности: нравственность, духовность, мужество, любовь.

Я не ставил цели, собирая легенды, восстановить в них, к примеру, первоначальный смысл. Этим когда-нибудь, уверен, займутся профессионалы. Моя цель – это попытка собрать воедино все, что смог за много лет услышать и записать в Алтайском районе и в районах Горного Алтая за долгие годы работы на турбазе «Селена». Легенды – это история жившего и живущего в нашем крае и в Горном Алтае народа.

Выражаю искреннюю благодарность руководителю краеведческого кружка Сарасинской средней школы Медведевой Л.Д. и ее ребятам – членам кружка за помощь в поиске народных преданий об Алтае.

Надеюсь, что те, кто побывает у нас в гостях, вместе с памятью о первозданных красотах, ярких впечатлениях, фотографиях на память с новыми друзьями, увезут с собой и наши алтайские легенды. Они напомнят потом, чем богат и щедр наш Алтай. И встреча с ним запомнится надолго.