План сообщения на тему аристотель великий естествоиспытатель. Краткая биография аристотеля Сообщение на тему аристотель естествоиспытатель

5. Аристотель (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, учился у Платона в Афинах, был воспитателем Александра Македонского. В 355 основал школу с натуралистическим уклоном. Автор многих работ по физике и литературе, политике и логике, философии и биологии, в том числе «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных». Основатель зоологии, разработал первую классификацию животных, высказал мысль об общности строения животных и о коррелятивной связи органов, заложил основы морфологии, эмбриологии и др. Аристотель пытался разместить все тела природы в определенном порядке от простых к сложным и разработал представление о иерархии форм, о градации. Весь животный мир он разделил на животных с кровью (позвоночных) и животных без крови (беспозвоночных). Эти группы затем с учетом родства были разбиты на ряд более мелких подразделений. Он исследовал строение, функцию многих животных и их органов, развитие животных; допускал возможность образования новых форм животных путем гибридизации; близкие виды объединял в роды; указывал на зависимость животных от условий среды обитания.

7 Идеи о самозарождении жизни.

Сущность гипотезы самозарождения заключается в том, что живые предметы непрерывно и самопроизвольно возникают из неживой материи, скажем из грязи, росы или гниющего органического вещества. Она же рассматривает случаи, когда одна форма жизни трансформируется непосредственно в другую, например зерно превращается в мышь. Эта теория господствовала со времен Аристотеля (384–322 г. до н. э.) и до середины XVII в., самозарождение растений и животных обычно принималось как реальность.

На XVI в., эпоху господства религиозных суеверий, приходится расцвет классического учения о самозарождении. Его очень активно развивал в это время врач и естествоиспытатель Парацельс (1493–1541) и его последователь Ян Баптист ван Гельмонт (1579–1644). Последний предложил "метод производства" мышей из пшеничных зерен, помещенных в кувшин вместе с грязным бельем, на который многократно ссылались в дальнейшем.

Грек Флорентинус утверждал, что если пожевать базилик, а затем положить его на солнце, то из него появятся змеи. А Плиний при этом добавлял, что если базилик потереть и положить под камень, то он превратится в скорпиона, а если пожевать и положить на солнце то в червяка.

Рыбы, бабочки-нимфалины, мидии, гребешки, морские улитки, другие брюхоногие моллюски и ракообразные рождаются из грязи, поскольку они не способны спариваться и по своему образу жизни напоминают растения.

Классическое учение о самозарождении вместе со многими другими освященными веками фантастическими представлениями было похоронено в эпоху Возрождения. Его ниспровергателем стал Франческо Реди (1626–1697), физик-экспериментатор, известный поэт и один из первых ученых-биологов современной формации, он был фигурой, типичной для эпохи позднего Возрождения. Книгу Реди "Опыты по самозарождению насекомых" (1668) отличают здоровый скептицизм, тонкая наблюдательность, прекрасная манера изложения результатов. Реди не только не подтвердил распространенное тогда мнение о самозарождении перечисленных животных, а, напротив, в большинстве случаев продемонстрировал, что на самом деле они рождаются из оплодотворенных яиц. Таким образом, результаты его тщательно проведенных опытов опровергли представления, сформировавшиеся в течение 20 столетий.

Сообщение о Аристотеле, древнегреческом философе и естествоиспытателе изложено в этой статье.

Сообщение на тему: Аристотель

Краткая информация

Будущий философ появился на свет около 384-332 годов до нашей эры в Стагире на побережье Эгейского моря в семье врачей. Врачевателями были оба родителя естествоиспытателя, поэтому они дали ему прекрасное образование. В возрасте 17-ти лет Аристотель обладал просто-таки энциклопедическими знаниями и поступил в платоновскую Академию в Афинах. Здесь он проучился 20 лет. После Академии стал служить личным наставником Македонского четыре года, до того периода пока тот не взошел на трон. В Афинах он открыл свою школу философии под названием Ликей. Умер Аристотель в 322 году от болезни желудка.

Сообщение про Аристотеля, как о естествоиспытателе

Всегда жаждал познать мир, в котором он жил, и передать свои добытые знания будущим поколением. Он был первым, кто создал физику, как систему природы и определил ее основной термин — движение. Ученый занимался раскрытием анатомической сути животных, а также описывал механизмы движения четвероногих и изучал моллюсков, рыб.

Самый большой его вклад в естествознание в том, что он предложил обществу свою систему мира. Аристотель полагал, что в центре Вселенной расположилась неподвижная Земля, а вокруг нее движущиеся небесные сферы с закрепленными звездами и планетами. Великий мудрец владел знаниями геологии и метафизики. Его идеи и познания воплотились в трудах «О возникновении и уничтожении», «О небе», «Метеорология».

Увлекался Аристотель и философией, которую поделил на несколько видов: практическую, поэтическую и теоретическую. Он определил 4 причины всего сущего на планете. Это материя, форма, производящая причина и цель.

Великий естествоиспытатель открыл законы логики и создал классификацию свойств бытия, основанную на определенных признаках и философских категориях. Также он создал учение о душе, которая была связана с духовной и материальной составляющими.

Он был женат. Его супруга – Пифиада, племянница правителя Ассоса Гермия. У супругов была дочь. Кроме того, у Аристотеля был внебрачный ребенок от служанки Герппелиды, сын Никомах.

Биографы естествоиспытателя утверждают, что Аристотель внешне был некрасив, но любил носить роскошную одежду.

Имел дефект речи.

Мало спал. Во сне всегда держал бронзовый шар в руке, который при падении в таз, будил его.

Аристотель, будучи на службе в Александра Македонского, привил ему любовь к сочинениям Гомера.

Надеемся, что доклад про Аристотеля помог Вам в подготовке к занятиям. А свое сообщение на тему: «Аристотель — великий естествоиспытатель», Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Аристотель (г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343 до н. э. воспитатель Александра Македонского.


Аристотель В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Аристотель разработал все отрасли знания того времени, выдвинул значение наблюдения и опыта, являлся сторонником умеренной демократии. Дошедшие до нас сочинения по содержанию делятся на несколько групп: логические, физические, биологические трактаты, сочинения о «первой философии», этические, социально-политические и исторические сочинения, работы об искусстве, поэзии и риторике.


Теория познания и логика Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном. Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения. Аристотель является и основоположником логики. Задача понятия состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.


Теория познания и логика В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого «мнение», получаемое из опыта, второго достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.


Теория познания и логика Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы категорическим силлогизмом. Исследование категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Эти три термина понимались Аристотелем как отражение связи между следствием, причиной и носителем причины. Система научных знаний не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды, а именно категории, к которым сводятся остальные роды сущего.


Теория познания и логика Размышляя над категориями и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума и его логику, и, в том числе, логику высказываний. Разрабатывал Аристотель и проблемы диалога, углубившие идеи Сократа. Он сформулировал логические законы: закон тождества понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений; закон противоречия «не противоречь сам себе»; закон исключенного третьего «А или не-А истинно, третьего не дано». Аристотель разрабатывал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.



(384-322 гг. до н.э.). Древнегреческий философ.

Родина Аристотеля -полис Стагира на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец был придворным врачом царя Аминта II, деда Александра Македонского. Это позволило будущему философу получить хорошее образование.

Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины и стал слушателем Академии Платона, оставаясь в ней до самой смерти . Это был единственный ученик, осмелившийся спорить с Платоном. Тот однажды в шутку заметил, что Аристотель лягает его, как маленький жеребенок свою мать. Философ высоко ценил Платана, но видел уязвимые места в его учении о мире идей и вещей. Широко известно такое высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

Покинув Афины, он отправился в малоазийскую Грецию. Его пригласил македонский царь Филипп II воспитывать своего сына Александра. Философ переехал в столицу Македонии Пеллу. В роли воспитателя он оставался в течение четырех лет. Аристотель не пытался сделать из Александра философа, их не были особенно теплыми. Существует такое высказывание Александра о своем учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Однако, как только Александр взошел на трон, он постарался избавиться от Аристотеля, не одобрявшего его намерений завоевать Грецию и весь мир.

Философ вернулся в Стагиру, где провел около трех лет. Возвратившись в Афины, он открыл философскую школу Ликей. Она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского -отсюда и ее название. В словесных стычках Аристотелю не было равных Скоропостижная ученика и покровителя Аристотеля Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание, а самого философа обвинили в богохульстве. Не дожидаясь суда, он покинул Афины. Вскоре после этого Аристотель умер на острове

Наиболее известны следующие сочинения философа: «Метафизика», «Протрептик», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании». В этих трактатах изложена наука о мышлении и его законах.

Он считал, что мир следует познавать от частного к общему, а не наоборот - от общего к частному, как утверждал Платон. Позднее эти сочинения были объединены под общим названием «Органон».

Основы физики нашли воплощение в таких произведениях, как «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология» и др. В «Метафизике» Аристотель выстроил своеобразную «лестницу познания», первой ступенькой которой является чувственное восприятие (слух, зрение, обоняние, вкус). Вторая ступень - представление - возникает на основе чувственного восприятия. Затем следует опыт на основании памяти, свойственной только человеку. Опыт, говорил Аристотель, есть знание о единичном, тогда как наука - знание об общем. Наука является высшей ступенью познания: она исследует первоначала и первопричины. Аристотелю принадлежит первый психологический трактат «О душе», где ученый подразделил души на следующие виды: вегетативные (растения), чувственные (животные) и разумные (человек).

Разумная душа человека, в отличие от остальных, после смерти непременно соединяется с Космическим Разумом. Биология также ведет свое начало с работ Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О происхождении животных». До нас дошли три этических сочинения мыслителя: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».

В политико-экономических сочинениях «Политика» и «Экономика» Аристотель разделил типы государственного устройства на естественные и неестественные. искусствоведения рассмотрены им в его «Поэтике» и «Риторике». Философия Аристотеля делится на теоретическую, практическую и творческую.

Именно Аристотелю принадлежит знаменитая фраза о том, что корень учения горек, а плоды его сладки. Когда ученого спросили, какую пользу он извлек из философии, ответ был таков: «Я стал добровольно делать то, что другие делают лишь из страха перед законом».

Аристотель, величайший греческий философ и естествоиспытатель, имевший громадное влияние на все последующее развитие философской мысли. Род. 384 до Р. Хр. в Стагире в Македонии (отсюда стагирит); с 17 лет ученик Платона; 343, по желанию Филиппа Макед., воспитатель его сына Александра; 331 А. вернулся в Афины и основал в лицее философскую школу, прозванную перипатетической, благодаря привычке А. учить расхаживая. А. умер 322 в Халкиде, на Евбее, куда бежал, будучи обвинен в атеизме. А., всеобъемлющий ум древнего мира, систематически разработал все отрасли знания того времени, выдвинул значение наблюдения и опыта и тем положил основание естественноисторическому исследованию природы, из его многочисленных трудов до нас дошла лишь небольшая часть: его сочинения по логике и риторике, по естествознанию, «Метафизика», «Этика», «Политика» и «Поэтика». Задачи науки, по А., состоят в познании бытия; содержанием же этого познания является общее (понятие), а потому определение отношения частного к общему - основная задача ар. философии. Принцип этот является предметом созданной А. науки логики, которую, как общую теорию научных приемов. он предпослал фактическим исследованиям. В метафизике А. отступил от учения Платона об идеях; А. под идеями или формами понимает не существующие сами по себе отдельно от вещей сущности, а внутреннюю сущность самих единичных вещей, которым и принадлежит действительность или реальность. В каждой единич. вещи неразрывно связаны форма и материя; форма есть осуществление (энтелехия) того, что материя содержит в себе, как возможность. К этим двум началам (форма и материя) А. сводит 4 начала греч. философии: форму, материю, причину и цель. Все вещи представляют нечто в роде лестницы, и каждая вещь, будучи формой для низшей вещи, является материей по отношению к высшей. Заканчивается этот ряд чистой формой, исключающей все материальное, божеством. Переход из состояния возможности в осуществление есть движение; божество же, как чистая форма, неподвижно, но как объект стремления (все вещи стремятся осуществит вечно реализованную в них форму) оно - первый двигатель.

Как естествоиспытатель, А. известен своей классификацией животных и исследованиями по органологии; но вопросам систематики, морфологии, биологии он оставался руководителем в течение многих столетий. Душа по уч. А. энтелехия тела; существует три рода души растительная, животная и - у человека - еще разум. являющийся формою души; основная деятельность разума мышление; он нематериален и бессмертен. Этика А. эвдемонистического характера: высшее благо заключается в блаженстве; совершеннейшее блаженство доставляется человеку способностью к научной деятельности, кот. А. наз. дианоэтической добродетелью. Человек, как существо уже от природы предназначенное к социальной жизни, может развивать свою совершенную деятельность только в общежитии; высшая форма общежития - государство. Обозрению форм государственного устройства посвящена «Политика». После А. в его школе с одной стороны начинает преобладать эмпирический интерес, и обнаруживается наклонность специализации; с другой - сочинения его комментируются в сильно платоновском духе. В VIII в. они переводятся на арабский яз.; арабские и еврейские ученые изучают их и снабжают комментариями. В таком виде распространяются они в XIII в. между схоластиками Зап. Европы; в XIII и XIV вв. влияние А. становится преобладающим, и он объявляется «верховным учителем в делах человеческих». - Собрание сочинений А. было изд. в Венеции в латинском переводе с коммент. Аверроэса (1489) и в оригин. (1495).

Цитируется обыкновенно изд. берлинской академии (1831-70), Didot, П. 1848-74. На рус. языке «Категории» (Касторский , 1889); «Об истолковании» и «Этика» (Э. Л. Радлов, 1891 и 1894); «Метафизика», перв. две книги (В. Розанов и В. Первов, «Журнал Министерства Народного Просвещения» 1890); «Риторика» (Н. Н. Платонов, 1894); «О душе» (В. Снегирев, 1885); «Политика» (Н. Скворцов, 1865); «Поэтика» (Ордынский, Захаров, 1885); «Афинская Полития», недавно (1890) найденный в Британ. музее отрывок, впервые давший точное представление об истории афинского госуд. строя (переводы Шубина, 1893, и Ловягина, 1895). - См. Zeller, «Gesch. d. Philos.», и Зибек, «А.» (1903).