Презентация на тему помощники логопеда. Зачем нам нужен логопед? презентация на тему

Кто такой логопед?

МБОУ «Тасеевская СОШ №1»

Подготовила учитель – логопед Тугова И.Н.

Логопед коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, общей и мелкой моторики. В задачи логопеда входят: Логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, общей и мелкой моторики. В задачи логопеда входят:

Направления деятельности учителя – логопеда

Развитие общей речевой активности,

  • развитие общей речевой активности,
  • Расширение и обогащение словарного запаса детей,
  • развитие физического и речевого слуха,
  • развитие грамматической стороны речи,
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения,
  • развитие артикуляционной моторики,
  • развитие связной речи и, наконец,
  • коррекция произношения
Основные направления работы логопеда в школе – это коррекция звукопроизношения, нарушений чтения и письма, а также предупреждение этих нарушений, которые являются самыми Основные направления работы логопеда в школе – это коррекция звукопроизношения, нарушений чтения и письма, а также предупреждение этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии. Нарушения, с которыми занимается логопед: нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия);
  • нарушения ритма и темпа речи (заикание);
  • ОНР обусловленное им нарушение чтения и письма. (дислексия, дисграфия)
  • Учащиеся с фонетико-фонематическим нарушением, обусловленное им нарушение чтения и письма.
  • Учащиеся с фонетическим нарушением.
  • недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия).
Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. Какие ошибки должны насторожить родителей. 1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у, и т.д. 1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у, и т.д. 2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка - шапка, теловек - человек, вопата - лопата. 3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит). 4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов. 4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов. 5. При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым (под неблм голубым). 6. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт (везёт). 7. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: В саду у вы росли чудесные розы (в саду выросли чудесные розы). Речевая готовность детей к школе Звук. Фонематический слух и звукопроизношение. - Различает на слух и далёкие и близкие пары фонем. (Звонкие – глухие: п - б, к - г, з – с и др. Свистящие- шипящие с -ш, з -ж, аффрикаты ц -ч, соноры л -р, твёрдые и мягкие т-тۥ, р -рۥ и др.) - Проговаривает изолированно все звуки родного языка и не смешивает их в речи. - Проговаривает слова любой слоговой структуры (балерина, термометр, аквалангист и др.) Предложение .
  • Пользуется разными видами простых
  • и сложных предложений, адекватно использует предлоги.
  • Отсутствует аграмматизм в речи.
  • Связная речь.
  • Может составить рассказ по картинке,
  • серии сюжетных картинок. - Ребёнок располагает определённым запасом представлений и понятий об окружающем мире, его осведомлённость о явлениях природы, о животном и растительном мире, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ Вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвращая трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

Известно, что детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка - это не только средство коммуникации, но и важнейший показатель интеллектуального и психического развития. Следует помнить, что для успешного усвоения школьной программы необходима полноценная и грамотная речь. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будут откорректированы звукопроизносительная, лексико- грамматическая и связная стороны речи в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период.


Функции учителя-логопеда: - проводит углублённое логопедическое обследование для определения структуры и степени выраженности имеющихся нарушений; - планирует направления и содержание индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы; - осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи и психических процессов.


Что развивает и корректирует логопед? - понимание речи; - звукопроизношение; - лексико-грамматический строй речи; - связную речь; - активизацию речевой деятельности; - психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие); - мелкую и общую моторику (подготовка руки к письму).


Чем пользуется логопед? современными методическими и дидактическими пособиями; картинным материалом; дидактическими играми по постановке, автоматизации и дифференциации звуков; лексико-грамматическими упражнениями; игрушками; массажными техниками; компьютерными технологиями.


Кто в группе риска? Внутренние (эндогенные) причины: дети рожденные от неблагоприятной беременности: отягощенная наследственность, болезни, вредные привычки, токсикозы, психические и социальные нагрузки матери, гипоксия плода; неблагоприятное течение и исход родов: затяжные/стремительные, ягодичное предлежание, обвитие пуповиной, родовая травма.


Внешние (экзогенные) причины: отрицательное эмоциональное окружение; психические травмы (психотравмирующая ситуация); нервно-психические расстройства; недоношенность; физическая ослабленность организма; частые заболевания; негативное речевое окружение в семье.


Этапы коррекционной работы: диагностический: определяется состояние звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи, особенности развития психических процессов; подготовительный: формирование артикуляторной базы, развитие фонематических и психических процессов; коррекционный: постановка, автоматизация и введение звуков в самостоятельную речь, усвоение и совершенствование лексико- грамматических категорий, привитие навыков коммуникации.

Лариса Старосельцева
Творческая презентация учителя-логопеда

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«РОДНИЧОК» КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

На свете много профессий разных

И в каждой есть прелесть своя,

Но нет благородней, нужней и чудесней,

Чем та кем работаю я.

Я учитель - логопед и очень этим горжусь. Моя профессия-это мой духовный путь, мое служение, это мой выбор.

«Мой ребенок не говорит! Что делать? Почему?» - вот мольба родителей, которые приходят ко мне.

Что делать? Любить, помогать, принимать, развивать и много другое! Конечно, это не просто, но у нас все получится .

Поэтому мой девиз :

«Терпение и творчество ,

Упорство и победа –

Вот главные этапы

В работе логопеда

Все Нади, Вани, Вити

Должны заговорить,

И от меня зависит –

Какой их речи быть…»

В своей работе я использую разные методы и приемы. Но более подробно хотела бы рассказать о проектной деятельности в логопедической практике с детьми старшего дошкольного возраста.

Почему именно проектная деятельность?- спросите вы.

Да, это мой выбор! И не потому, что это дань моде или желание быть в тренде.

Это осознанный выбор, к которому меня привела практика.

Потому что, проект это :

1. Цель принятая и освоенная детьми.

2. Конкретное творческое дело .

3. Поэтапное движение к цели.

4. Звено в системе воспитания.

Девиз проектного метода :

«Скажи мне - и я забуду,

покажи мне - и я запомню,

вовлеки меня - и я научусь»

С этими словами я совершенно согласна. Только непосредственно принимая участие в деятельности, ребенок быстрее и качественнее усвоит определенные знания.

Всю свою работу рассматриваю как реализацию одного долгосрочного проекта.

Проблема, с которой я столкнулась - большое количество детей с тяжелыми нарушениями речи и не всегда родители понимают важность логопедической работы.

Это очень актуально не только в нашем детском саду, но и в других дошкольных учреждений.

Я предположила, что использование проектного метода позволит воспитанникам быстрее овладеть правильной речью.

Моя цель - выстроить логопедическую деятельность в тесной взаимосвязи с проектной деятельностью.

Задачи, которые ставлю :

1. Вовлечь детей в реализацию тематических проектов.

2. Вовлечь всех взрослых вокруг ребенка.

Ожидаю, что количество детей, выпускающихся из детского сада с нарушениями речи, сократится вдвое по сравнению с прошлым годом.

У вас, наверное, возник вопрос : «Какую же конкретную работу я провожу для достижения результата?»

Опираясь на методические разработки Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» , я разработала цикл речевых проектов «Логопедические тропинки» . Это различные направления в коррекционной работе с ребенком.

Проект «Логопедические тропинки «состоит из мини- проектов, которые взаимопроникают друг в друга : «Послушный ветерок» , «Сказка о Веселом Язычке» , «Умные пальчики» , «Рифмушки» , «Трудные звуки» , «Все по порядку»

Мини- проект «Послушный ветерок» направлен на развитие правильного речевого дыхания.

Мини- проект «Сказка о Веселом Язычке» направлен на развитие артикуляционной моторики.

Мини- проекта «Умные пальчики» развивает мелкую моторику рук детей.

На развитию фонематических процессов направлен мини-проект «Рифмушки» .

Мини-проект «Трудные звуки» помогает усвоению правильного звукопроизношения, а развитию лексико-грамматической стороны речи и составлению связного высказывания - мини -проект «Все по порядку» .

У вас может создаться впечатление, что мои проекты ограничиваются только коррекцией нарушений речи.

- А я вам отвечу : «Нет» . Наряду с этим, я стремлюсь развивать мыслительные процессы, прививать общечеловеческие ценности.

Одно из направлений работы нашего детского сада это нравственно-патриотическое воспитание детей. Я не могла остаться в стороне. Разработала и реализовала проект «Этот день Победы» .

Вы знаете, как интересно было детям принимать участие в торжественном марше, в посадке «Сирени Победы» , в акции «Письмо ветерану» . Одновременно я работа и над развитием речи, обогащением словарного запаса.

Хочется познакомить вас с познавательно-речевым проектом «Добро начинается с малого. Покормите птиц зимой» , в ходе, которого шла работа не только по развитию речевых и познавательных процессов, но и использовались элементы исследовательской деятельности. Дети наблюдали за птицами на кормушках, рассказывали, делали выводы.

Проект «Добро начинается с малого…» стал победителем районного массового мероприятия – операции «Покормите птиц зимой» …» среди образовательных учреждений Курского района.

Применение проектной деятельности в логопедической практике показало хорошие результаты.

Чтобы доказать свои слова, я провела мониторинг. Если внимательно посмотреть на диаграммы, мы заметим, что применение проектного метода улучшило речь детей за 2015-2016 год на 55%.

Это еще раз подтверждает, что я на правильном пути.

Работа над проектами детям очень понравилась, принесла много радости, дала новые знания и поэтому она будет продолжена. Проекты это здорово!

Более подробно с моими работами можно ознакомиться в сети «Интернет» , адрес : http://www.сайт/users/417137

На сайте представлены не просто разработки, а руководства к действию, которыми я с удовольствием поделюсь с теми, кого заинтересовала моя работа.

Я выбор сделала сознательно и твёрдо!

Хочу своим трудом добро творить !

Чтоб дети шли по жизни гордо,

Умея думать, говорить, любить!

Пусть мир идёт дорогой созиданья!

На том пути я свой оставлю след!

Я знаю, что с начала мирозданья

Профессии моей важнее нет!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Речь ребёнка 3-4 лет. В звуковом отношении речь трёхлетнего ребёнка далека от совершенства. Он может неправильно произносить шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч), сонорные (Р,РЬ,Л,ЛЬ) звуки. Речь звучит смягчённо («зюби» - «зубы», «толь» - «стол»). Слоговой состав слова в этом возрасте тоже нарушен – часто из слова выпадают неударные слоги, слоги пропускаются, переставляются, особенно в длинных словах («поподой» - «помидор», «мицинел» - «милиционер»). Но в целом речь трёхлетнего ребёнка понятна окружающим.

4 слайд

Описание слайда:

Речь ребёнка 4-5 лет. К пяти годам дети должны научиться правильно выговаривать все звуки родного языка. Но на пятом году ещё допускаются ошибки в произношении шипящих (Ш,Ж,Ч,Щ) и сонорных (Р,РЬ,Л,ЛЬ) звуков. Слоговой состав слов не должен быть нарушен. Активный словарь пятилетнего ребёнка составляет 2500 – 3000 слов. В этот период происходит становление монологической речи. Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию, способны пересказать сказку, короткий рассказ. На пятом году жизни совершенствуются средства выразительности высказывания: темп, высота и сила голоса.

5 слайд

Описание слайда:

Речь ребёнка 5-6 лет. Дети этого возраста должны уметь правильно произносить самые трудные звуки: свистящие (С,СЬ,З,ЗЬ,Ц). шипящие (Ш,Ж,Щ,Ч) и сонорные (Р,РЬ,Л,ЛЬ). На шестом году жизни в речи ребёнка присутствуют все части речи. Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Шестилетний ребёнок способен составить рассказ по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Кроме того, он может вообразить события, предшествующие изображённым на картине, и последующие. Дети шести лет способны анализировать звуковой состав слова (определять количество звуков в словах из 4-5 звуков),

6 слайд

Описание слайда:

Речь ребёнка 6-7 лет. Ребёнок 6 лет должен правильно выговаривать все звуки родного языка и различать эти звуки (выделять, слышать) в речи окружающих. Дети шести лет употребляют все части речи, в том числе причастия (игравший) и деепричастия (вставая). У ребёнка седьмого года жизни хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подаёт реплики, задаёт вопросы. Свободно пользуется интонациями. Способен построить краткое монологическое высказывание. Рассказывает грамматически правильно, последовательно и связно.

7 слайд

Описание слайда:

Когда же стоит обратиться к логопеду? Речь - одна из важнейших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Поэтому не стоит откладывать визит к специалисту, тем самым упуская сензитивные периоды в развитии головного мозга ребенка. 1. Родителям стоит задуматься, если ребенок в 2.5-3 года не говорит или мало говорит. 2. Если речь ребенка 3-6 (7) лет мало понятна окружающим. 3. Искажена слоговая структура слова: пропуски, перестановки слогов, замена другими звуками. 4. Количество слов в активном словаре не соответствует возрастной норме ребенка. Низкий темп наращивания активного словарного запаса (то, что ребенок самостоятельно называет). В речи ребенка мало прилагательных, глаголов, наречий, числительных.

8 слайд

Описание слайда:

5. Слова в самостоятельной речи ребенка не связаны грамматически между собой. Например: «Много коробков стит на полу» и т.п. 6. Ребенок плохо запоминает стихотворения, названия цвета, геометрических фигур, названия различных предметов, что ухудшает состояние словарного запаса ребенка. 7. При прочтении рассказа, сказки, стихотворения не может установить (понять) основную мысль прочитанного, а также ответить на вопросы содержательного характера. 8. В старшем возрасте - трудности с определением последовательности слогов, звуков в слове, запоминанием букв, в результате чего ребенок испытывает трудности при обучении грамоте. Итак, самое главное - вовремя обратиться на прием к логопеду, чтобы выяснить основные направления по развитию и коррекции речевого развития ребенка. В настоящее время логопед начинает заниматься с детьми 2-3х лет.

9 слайд

Описание слайда:

Советы логопеда Логопедическая группа Да или нет? Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение. При подозрении на отставание в речевом развитии ребенка именно родители должны начать бить тревогу и обратиться за помощью к специалистам и сами активно включиться в коррекционную работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет оптимального подхода к ребенку и никто так остро не заинтересован в конечном результате.

10 слайд

Описание слайда:

Чем занимается логопед? Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, развития памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок, развитие речевого дыхания и много другое. Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи, нейропсихологии.

11 слайд

Описание слайда:

Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе? Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Это бывает, но этого не надо бояться и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.

12 слайд

Описание слайда:

Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников? Да можно, но для этого надо,чтобы сверстники не имели речевых проблем, обычно это происходит у детей с небольшими речевыми проблемами. Но если Ваш ребенок не говорит или он имеет сильные речевые проблемы необходимо обратиться к логопеду и посещать логопедическую группу.

13 слайд

Описание слайда:

Не помешает ли обучение в логопедической группе в будущем поступить в престижную школу, не будет ли на моем ребенке клеймо «отстающий ребенок» ? Факт посещения ребенком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.

Зачем ребёнку логопед?

Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка.

    Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь, хотя бы на этапе обучения.

    Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе.

    Речь является элементом социальной адаптации.

    Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.

    Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не всегда так.

    У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.

    Если не исправить произношение до школы, потом это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку.

    Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет также, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.

Когда ребенку нужна помощь логопеда?

Как это ни грустно, сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Трехлетний малыш отказывается говорить словами – изъясняется жестами, капризничает, когда его не понимают. «Без пяти минут первоклассник» никак не освоит коварный звук «р», а то и вообще не способен связно излагать мысли. А бывает, что ребенок вроде бы прекрасно говорит, но, пойдя в школу, испытывает трудности с чтением и письмом. Откуда «берутся» логопедические проблемы? Что стоит помнить родителю, чтобы их минимизировать? Когда и о чем именно стоит начинать беспокоиться, а что «само пройдет»?

«Каша во рту»: из чего она сварена?

Когда-то считалось, что проблемы с речью «живут» исключительно во рту. Ну, и немного ниже. Вроде, логично: человек говорит языком, губами, голосовыми связками, ну, легкими, отвечающими за дыхание… Лишь во второй половине ХХ века, когда наука продвинулась в изучении высшей нервной деятельности, выяснилось не столь очевидное: инициатором речи является человеческий мозг. Именно от дает команду всем остальным органам, порождающим членораздельные звуки, складывающиеся в слова и фразы

Истоки речевых проблем часто бывают «заложены» в период беременности , когда формируются и развиваются основные зоны мозга. Интоксикации, прием некоторых лекарств, инфекционные болезни, травмы, нездоровый образ жизни будущей мамы – все это может иметь отдаленные последствия, как и общий психологический фон беременности.

Еще большее влияние на то, как дитя будет впоследствии говорить, оказывает момент рождения. Существует масса исследований, доказывающих прямую связь между родовыми травмами, асфиксией и другими осложнениями в родах – и речевыми проблемами в будущем. Но даже просто быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, обычный роддомовский стресс, который испытывает новорожденный, а тем более неоправданные медицинские вмешательства в ход родов – все это может повлиять на то, когда и как ребенок заговорит.

Отсюда вывод: чем естественнее прошли беременность и роды, чем более здоровый образ жизни ведет семья, тем больше шансов, что на развитии речи не скажутся хотя бы «перинатальные факторы». Но, увы, даже это не гарантирует, что логопедических проблем у ребенка не будет! Ведь дитя приходит в современный мир со всем его отнюдь не благоприятным для психического развития «наполнением».

Среда, в которой растет малыш, сегодня часто наполнена «лишним» и лишена необходимого. И это, увы, встречается и в семьях, исповедующих идею сознательного родительства. Просто многих факторов этой среды мы, взрослые, уже не замечаем – привыкли к ним, как к данности.

Будьте внимательны к своему малышу, старайтесь заметить первые речевые трудности, а справиться с ними Вам поможет учитель-логопед!

Учитель-логопед Барышева О.В.