Тамара Петкевич« Жизнь-сапожок непарный. Памяти тамары владимировны (владиславовны) петкевич Награды и звания

Мне всегда чудилось в ней что-то инопланетное. В каких-то суждениях и советах (хотя бы по поводу, например, моей жизни) она как будто поднималась «над» и смотрела на ситуацию откуда-то сверху… Я это чувствовала, поражаясь ее жесткой мудрости. «Деточка, это не ваше, — медленно говорила она. — Я тоже долго думала, что мое предназначение любить, — и страдала. Но потом поняла — я тут для другого. Меня для другого сюда послали».

Теперь она уже там, откуда нам ее послали 97 лет назад…

Еще недавно никому не надо было объяснять, кто такая Тамара Владимировна (когда реабилитировали отца и она стала Владиславовной, я так и не приучилась ее называть по–новому) Петкевич. Но информационный поток велик, память коротка, вырастают новые поколения, не читавшие «Жизнь — сапожок непарный», сравнимый разве что с «Крутым маршрутом».

Поэтому повторю.

Репрессирован отец-поляк. Дочь (старшая из трех, Тамара) не подписывает отречение от отца и пока не знает, что за ней следят, что на нее доносят товарищи и что в 23 года она тоже будет арестована (допросы влюбленного следователя составят сюжет через полвека!). Она пройдет десять лет лагерей и ссылок, родит в заключении сына, потом на много лет потеряет его, уже на свободе будет пытаться вернуть, но не вернет. К ней вернутся только внуки… Она случайно станет в лагере актрисой и вынесет эту профессию из-за колючей проволоки на свободу, в театры Чебоксар и Кишинева. А через много лет сменит профессию, окончит театроведческий и посвятит жизнь тем, кто в 60−70-е годы тоже был в социальном изгнании, — в любительском, самодеятельном театре. Будет работать вдали от официальных магистралей, в богом забытых ДК и клубах, например, в ДК Общества слепых — самых беспомощных. Тогда это не было в тренде и не называлось социальным проектом, просто люди тихо спасали других людей.

На 95-летии в Доме актера. Поздравляет Э. С. Кочергин. В центре ведущая вечера С. Крючкова
Фото — архив автора.

Лагерная любовь. Но ее срок уже кончается, она живет теперь в поселке, а он, смертельно больной, доживает последние дни в больнице. И постоянно она приходит к лагерю, чтобы он мог увидеть ее в окно, хотя рискует при этом получить пулю охранника. Начлаг — зверь. Но когда после смерти любимого человека она решается переступить лагерную границу, чтобы попросить разрешения похоронить тело в отдельной могиле, начлаг сам говорит ей: «Приходи ночью, я дам тебе подводу». И дает, и она везет тело на погост. Сама. Эта могила актера Николая Теслика существует в Княж-Погосте поныне, пока были силы, она ездила туда. А того начальника с его загадкой Т. В. найти не удалось.

На самом деле загадка была в ней, в ее «инопланетности». «Когда мы встретились на одной из колонн, ей было 25, и смотреть на нее невооруженным глазом было практически невозможно», — признавался еще на 70-летии Петкевич «японский шпион» и, как следствие, директор гулагского театра ТЭКО Соломон Ерухимович. Но и в 90, в марте 2010 года, и в 95, в марте 2015-го, Тамара Влад. будет так же нереально красива. И то, что в 80 она ездила по всему миру (по случаю переводов уже легендарной книги «Жизнь — сапожок непарный»), а почти в 90 написала и издала вторую часть мемуаров «Под небом звезд и страха», свидетельствует об абсолютной ее «инопланетности».

М. Дмитревсквя, С. Крючкова, Т. Петкевич на 95-летнем юбилее Т. В. Петкевич.
Фото — архив автора.

Об этой, второй, книге: «Бывший зэк, красивая женщина Тамара Петкевич входит в театр, где Шекспир, Островский… Она входит туда очень деликатно, с большим тактом, но поражает несоответствие той, лагерной ее жизни и этой, театральной… Как после лагерей можно войти в Островского?! Как после той жизни можно произносить реплики из Шиллера?! Как она может даже не играть, но хотя бы смотреть Гольдони?! Это непонятное чудо превращения написано очень сдержанно, взвешенно. Я помню старые весы в аптеках, Петкевич словно на этих весах…

Замирает сердце в той сцене, когда женщина, вернувшаяся из ада, хочет превратить убогое жилье в комнату… Потом смотришь на ее фотографию в какой-нибудь роли и думаешь: откуда у нее эта помада? Откуда эти молекулы пудры? Как они умудрялись выглядеть так красиво и так по-шиллеровски?»

Тамара Владимировна/Владиславовна прошла ад. Ее ненавидели за красоту в мире насилия, лесбиянства, уголовщины, ее боготворили за красоту, в нее влюблялись, в конце концов, именно красота стала поводом к ее первому актерскому выступлению. Это было уже в лагере, в Коми, после двух лет изнуряющего солнца Джангиджирского женского лагеря в Киргизии, на «мокрой трепке» кенафа, где болотные черви изъязвляли тела полумертвых-полуживых истощенных женщин, истыканных мельчайшими иголками конопли (не терновый венец — терновый мешок…), где раз в два месяца женщинам давали два литра воды и где однажды она спросила охранника: «А скольких вы убили?» и услышала: «Ты будешь седьмая».

Но неправильно будет сказать, что при жизни ей чего-то не успели сказать. Успели. Рукопись «Сапожка», хранившуюся в 70-е под половицами паркета, издали — и к Тамаре Влад. пришла не только слава — пришло множество людей, не только ее читателей, но обретших в этой книге свои судьбы бывших лагерников. Вот эту миссию — соединять людей, оставлять их в истории — она и считала главным своим предназначением. Для этого ее сюда послали.

Она выполняла эту миссию долго. Выполнила до конца. И ушла, если пользоваться названием ее второй книги, к звездам. Туда, где уже нет страха. Впрочем, она была образцом бесстрашия и мужества. Другой такой не знаю.

ФОТОКАРТОТЕКА

ОТ РОДНЫХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1920, 29 марта. — Родилась на Украине. Отец - комиссар Владислав Иосифович Петкевич (1890 - 10 февраля 1942). Мать -Ефросинья Фёдоровна Мочаловская.

Переезд в Петроград.

1927. — Поступление в ленинградскую школу № 182. Рождение сестры Валентины.

1930. — Рождение сестры Ренаты.

1930-е гг. — Арест отца по подозрению в принадлежности к царской армии. Пребывание в тюрьме на Шпалерной. Освобождение. Отправка отца «на раскулачивание» в Сибирь. Работа на торфоразработках.

1937, 22 ноября. — Арест отца - начальника транспортного цеха Назиевстроя. Переезд семьи в Ленинград. Исключение из ВЛКСМ. Поиски отца по тюрьмам. Организация передач в тюрьму на Шпалерную. Знакомство с Эриком и Барбарой Ионовной П. Отправка отца в этап. Приговор: 10 лет без права переписки в Магадан. Нелегальное письмо отца с Охотского моря.

1938-1940. — Подработка росписью по ткани (батиком). Окончание учебы в школе и поступление в 1-й Государственный институт иностранных языков. Друзья. Вызовы друзей в НКВД. Знакомство с В.Н. Яхонтовым и театральным миром. Болезнь. Получение предложения от Эрика выйти за него замуж. Отъезд во Фрунзе.

1941, июнь - 1942. — Начало Великой Отечественной войны. Смерть матери в блокадном Ленинграде. Смерть сестры Ренаты. Судьба средней сестры Валентины.

1942, осень. — Поступление во Фрунзенский медицинский институт.

1943, 30 января. — Арест. Препровождение в НКВД. Обвинение в контрреволюционной деятельности. Карцер. Допросы. Следствие.

1943, 4 мая. — Суд. Приговор: 7 лет лишения свободы, 3 года лишения гражданских прав, конфискация имущества (ст. 58-10/2). Перевод в городскую тюрьму.

1943. — Этап в Джангиджирский женский лагерь. Сельскохозяйственные работы. Переписка с мужем. Назначение бригадиром полевой бригады. Работа на строительстве овощехранилища. Этап на Новотроицкую колонну. Пять этапов по совхозам Киргизии. Беловодский лагерь. Издевательства уголовниц. Голод. Направление нормировщицей на завод. Бригадир Г. Батурин.
Первое выступление на сцене с очерком Е. Кононенко «Жена».

1943-1945. — Этап в Северно-железнодорожный лагерь в Коми АССР. Лагерная колонна «Светик». Работа на лесоповале. Организация концерта. Выступление Т.В. Петкевич. Перевод в огородную бригаду. Пожарные дежурства. Комиссовка по инвалидности. Отправка в лазарет при Урдомской колонне. Работа в хирургическом отделении лазарета. Доктор Ф.Я. Бахарев. Участие Т.В. Петкевич в концерте. Приезд агитбригады Театрально-эстрадного коллектива (ТЭК). Назначение Петкевич через политотдел в ТЭК. Этап в Княж-Погост.
Встреча с режиссёром Александром Осиповичем Гавронским. Его судьба.
Взаимоотношения с Ф.Я. Бахаревым. Отправка в штрафную колонну за самовольное нахождение на Урдомской колонне. Землекопные работы. Отправка в Межог. Беременность. Перевод в Княж-Погост на Центральный отдельный лагерный пункт. Репетиции с Гавронским пьесы Чехова «Юбилей».

1945, май - 1946. — Окончание Великой Отечественной войны. Жизнь и работа в ТЭК. Судьба Т.Г. Цулукидзе. Мастерица кукол Х. Фришер. Актрисы: Х. Волович, М. Гальперн. Начальник СЖДЛ Семён Иванович Шемина.
Рождение сына Юрия (12 декабря). Начальница сангородка А.П. Малиновская. Работа на оздоровительном пункте.

1947-1948, лето. — Передача сына на воспитание отцу Ф.Я. Бахареву. Работа манипуляционной сестрой для вольнонаёмных. Приезд в Межог артистов. Встреча с друзьями. Знакомство с Н.Д. Тесликом. Перевод в ТЭК. Участие в концертах и театральных постановках. Поездка ТЭК на лагпункт Ракпас. Встреча и А.О. Гавронским и друзьями.

1948-1949. — Краткие встречи с сыном. Получение пропуска для вольного хождения. Прощание с друзьями.

1950, 30 января - 27 июня. — Освобождение. Поиски работы. Болезнь Н.Д. Теслика. Поездка в Ленинград. Встреча с сестрой. Начало повторных арестов. Устройство на работу санитаркой при железнодорожной больнице станции Микунь. Получение разрешений на посещение больного Н.Д. Теслика. Его смерть.

1950-1953. — Получение комнаты совместно с Х. Фришер. Борьба за возвращение сына. Встречи с друзьями. Поездки в Ленинград. Вызовы в РО МГБ. Бегство с Севера. Поездка в Москву к Евдокии Васильевне, жене Ярослава Смелякова, в Череповец к А.Е. Бородиной, в Одессу к Ольге Петровне, жене А.О. Гавронского. Поездка в Москву в приемную прокуратуры на Кузнецком мосту. Освобождение Гавронского. Встречи в Одесской области.

1953-1960. — Работа в театре за Уральским хребтом. Приезд и совместная жизнь с Д. Фемистоклевичем. Переезд и работа в театре одного из приволжских городов. Полная реабилитация Т.В. Петкевич и её отца (сентябрь1957). Переезд в Кишинёв.
Смерть А.О. Гавронского (1958).

1960. — Возвращение в Ленинград.

1962-1967. — Учёба на театроведческом факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).

? — Работа заведующей репертуаром в методическом центре Ленинградского Дома художественной самодеятельности (ЛДХС).

1993. — Издание воспоминаний "Жизнь - сапожок непарный".

1996. — Вступление в Союз писателей.

Тамара Владимировна (Владиславовна) Петкевич родилась в Петрограде в семье Владислава Иосифовича Петкевича (1890-1938), члена ВКП(б) c 1918 года, арестованного и репрессированного в 1937 г.. Поступила в школу в 1927 г.. В 1938 г. закончила десятилетку и поступила в институт иностранных языков на английский факультет. В 1940 г. вышла замуж и уехала к мужу в ссылку в город Фрунзе. Там поступила в медицинский институт, но в январе месяце 1943 г. одновременно с мужем была арестована и осуждена по ст. 58-10 (часть II-ая) на семь лет лишения свободы, три года поражения в правах и конфискацию имущества. Срок отбывала в лагерях Киргизии, затем в республике Коми в СЖДЛ (Северо-железнодорожный лагерь). Мать и младшая сестра погибли в Ленинграде в годы блокады. В заключении родила ребёнка, с которым была впоследствии разлучена. Во время пребывания в лагерях, работала медицинской сестрой, участвовала в театрально-эстрадном коллективе, состоящем из заключённых. Играла в спектаклях, поставленных режиссёром Александром Осиповичем Гавронским.

Освобождена в 1950 году. Из-за административной 39-й статьи, вписанной в паспорт, вернуться в Ленинград не могла. В качестве актрисы работала в театрах Шадринска, Чебоксар, Кишинёва.

В 1957 году реабилитирована. В Ленинград возвратилась в 1959 г. В 1962 поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на театроведческий факультет. Закончила ЛГИТМиК в 1967году, работала в Ленинградском Доме художественной самодеятельности заведующей репертуарным отделом.

В 1993 г. опубликовала книгу мемуарной прозы о жизни в сталинских лагерях «Жизнь - сапожок непарный», выдержавшую ряд переизданий. Книгу высоко оценил, в частности, Эльдар Рязанов, по ней был снят одноименный документальный фильм Мариной Разбежкиной (2001). В Петербурге был поставлен спектакль по книге. В Германии книгу издали несколько раз. Александр Квасневский наградил автора Кавалерским крестом Ордена за заслуги перед республикой Польша.

В 1996 году Тамара Владимировна Петкевич была принята в Союз писателей Санкт-Петербурга.

По мнению писательницы Татьяны Бек, Тамаре Петкевич выпал такой жребий, будто вся апокалиптичность ХХ века сгустилась в одной частной судьбе.

Вторая книга - «На фоне звезд и страха» - продолжение первой. В ней Тамара Петкевич рассказывает о своей жизни после освобождения из лагеря. Прочитав её, Татьяна Гердт сказала: «Я человек очень счастливый, мне Господь посылал всё время замечательных людей. Но потрясений человеческих у меня было в жизни два: Твардовский и Тамара Петкевич. Это не лагерная литература. Это литература русская. Это то, что даёт силы жить».

«Наверное, людям надо знать, как обходиться с трудностями. И, может, это самое важное, что я должна была сделать в жизни», - говорит сама Тамара Петкевич.

Библиография

  • «Жизнь - сапожок непарный» - СПб.: «Астра-Люкс», АТОКСО, 1993.
  • «Нечаянная профессия» в сб. «Театр ГУЛАГа» - Издательство «Мемориал», 1995.
  • «Жизнь - сапожок непарный» в одноим. сб. - М.: Независимое издательство «Пик», 2001.
  • «Die Liebe gab mir Hoffnung» - Берлин: Издательство «Verlag Volk&Welt», 2001.
  • «Die Liebe gab mir Hoffnung» - Берлин: Издательство «Bastei Lubbe», 2003.
  • «Жизнь - сапожок непарный» - М.: «Вагриус», 2004.
  • «На фоне звезд и страха» - СПб.: Балтийские сезоны 2008.
  • «Жизнь - сапожок непарный» (комплект из 2-х книг) - СПб.: Балтийские сезоны 2010.
  • "Memoir of a Gulag actress" - by Northen Illinois University, 2010 (англ.)

Награды и звания

  • Член Союза писателей Санкт-Петербурга с 1996 года
  • Кавалерский крест Ордена Заслуг перед Республикой Польша 1998г.
  • Лауреат литературной премии Гоголя на фестивале "Невский проспект" 2009г.
  • Лауреат литературной премии "Крутая лестница" 2009 г.
  • Художественная премия "Петрополь" за уникальную эпопею в 2-х книгах 2010г.
  • Диплом Лауреата премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры 2010 г.

18 октября на 98-м году жизни скончалась российская актриса, театровед и писательница-мемуарист Тамара Петкевич. Она родилась 29 марта 1920 года в Петрограде в семье Владислава Иосифовича Петкевича (1890—1938), члена ВКП(б) c 1918 года, арестованного и репрессированного в 1937 г. Поступила в школу № 182 в 1927 г. В 1937 году исключена из ВЛКСМ из-за ареста отца. В 1938 г. закончила десятилетку и поступила в 1-й Государственный институт иностранных языков на английский факультет.

26 декабря 1940 г. вышла замуж и уехала к мужу в ссылку в город Фрунзе. Работала театральным художником во Фрунзе. Там в 1942 году поступила в медицинский институт, но в январе месяце 1943 г. одновременно с мужем была арестована и 4 мая 1943 года осуждена по ст. 58-10 (часть II-ая) на семь лет лишения свободы, три года поражения в правах и конфискацию имущества. Срок отбывала в лагерях Киргизии, затем в Коми АССР в СЖДЛ (Северо-железнодорожный лагерь). Мать и младшая сестра погибли в Ленинграде в годы блокады. В заключении родила ребёнка, с которым была впоследствии разлучена. Во время пребывания в лагерях, работала медицинской сестрой, участвовала в театрально-эстрадном коллективе, состоящем из заключённых. Играла в спектаклях, поставленных режиссёром Александром Осиповичем Гавронским (с чего началась её театральная карьера).

Освобождена в 1950 году. Из-за административной 39-й статьи, вписанной в паспорт, вернуться в Ленинград не могла. В качестве актрисы работала в театрах Шадринска (Шадринский государственный драматический театр), Чебоксар, Кишинёва. В 1957 году реабилитирована. В Ленинград возвратилась в 1959 г. В 1962 поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на театроведческий факультет. Закончила ЛГИТМиК в 1967году, работала в Ленинградском Доме художественной самодеятельности заведующей репертуарным отделом.

В 1993 г. опубликовала книгу мемуарной прозы о жизни в сталинских лагерях «Жизнь — сапожок непарный», выдержавшую ряд переизданий. Книгу высоко оценил, в частности, Эльдар Рязанов, по ней был снят одноимённый документальный фильм Мариной Разбежкиной (2001). В Петербурге был поставлен спектакль по книге. В Германии книгу издали несколько раз. Александр Квасневский наградил автора Кавалерским крестом Ордена Заслуг перед Республикой Польша. В 1996 году Тамара Петкевич была принята в Союз писателей Санкт-Петербурга. По мнению писательницы Татьяны Бек, Тамаре Петкевич выпал такой жребий, будто вся апокалиптичность ХХ века сгустилась в одной частной судьбе.

Вторая книга — «На фоне звезд и страха» — продолжение первой. В ней Тамара Петкевич рассказывает о своей жизни после освобождения из лагеря. Прочитав её, Татьяна Гердт сказала: «Я человек очень счастливый, мне Господь посылал всё время замечательных людей. Но потрясений человеческих у меня было в жизни два: Твардовский и Тамара Петкевич. Это не лагерная литература. Этолитература русская. Это то, что даёт силы жить».

Из интервью Тамары Петкевич Радио Свобода в 2016 году

-​ Если сейчас зайти в крупный книжный магазин и посмотреть раздел истории или мемуаров, мы вряд ли увидим ваши книги, а большая часть будет посвящена величию Сталина, рассказам о том, как Сталина убили враги, как он выиграл войну, как он поднял хозяйство, провел индустриализацию, какой это великий вождь и человек.

Вы говорите серьезно?

- Да, абсолютно.

Я думаю, что это потребность в конкретном имени, которое вбирает в себя авторитет силы.

- Вероятно, большинство людей в 30-50-е годы искренне думали примерно то же самое.

Я не из тех. Я и тогда была исполнена протеста, потому что мне размололи жизнь под эгидой этого имени. Так что я никогда не была его поклонницей. Людям нужен, наверное, пример реальный, имя силы, что тут поделать. Люди всегда нуждались в этом, придумывали, возвеличивали и поддерживали. Никогда этого не понимала, не понимала ни Ленина, ни Сталина. Но примеров жизнь имеет достаточно: и Гитлер, и Муссолини, кого только ни возвеличивали, тех, кто по сути ничто.

Как человек в тоталитарном обществе, когда у него мало информации, вдруг чувствует, что не согласен с большинством? Когда вы это почувствовали?

Я давно чувствовала, изначально как-то. Не было на моем веку авторитета. Сталин для меня был развенчан. Я не понимала, за что его любят. Он приносил моей семье только беду. Понимаете, навык думать самостоятельно не воспитывается, потому что много лжи, правда не в чести, правда гораздо труднее, чем ложь. И человечество выбирает себе такой отсек, когда какие-то иллюзии дают свободу, безответственность перед самим собой. Это не делает честь человеку. Современная жизнь тоже не хочет утруждать себя - так лучше, так легче, легкомысленные. Потребность раздумывать, искать истину не воспитывается. Грустное свидетельство человеческой жизни, не делает ей чести, совсем не делает.

- Тамара Владиславовна, вы помните март 1953 года, когда Сталин умер?

Я танцевала по комнате невольно, совершенно на бессознательном уровне. Я это имя не могла ни слышать, ни сносить. Я просто по комнате делала какие-то бессмысленные па. Не присуще, не свойственно это мне, мне нужно было сделать какие-то движения, как будто я сбрасывала что-то, хотела сбросить, радовалась. И мне казалось, все то же делают. Когда я убедилась, что отнюдь нет (я жила в театральном общежитии), я увидела, что люди плачут, я была озадачена очень. Я поняла, что как-то не понимаю окружающую жизнь. Нужен людям культ силы, они хотят быть защищенными. Нужна сила, защита силы, не важно, какого она качества, какого нравственного порядка, - нужна сила, вот и все. И тут сбиваются с ног, что делать.

Я не делала вид, что я горюю. Я видела, что делается, это было сложное очень чувство удивления, я не могла поверить в то, что страна в таком горе, как будто рядом не творилось несчастий, арестов, всех прочих прелестей. Я с удивлением смотрела на окружающее, на эти слезы, горе. Боже, какое горе было! Это было странно, я оглядывалась. Я познавала мир, познавала его бездны, его глубины.

Петкевич Тамара Владиславовна - известная и талантливая актриса, театровед и прозаик. Ее судьба трагична и сложна, но она все-таки смогла выстоять и не сломаться.

Биография

Петкевич Тамара родилась 29 марта 1920 года в российском Петрограде. Данных о матери девушки нет никаких. Отец будущей писательницы-мемуаристки был долгое время членом ВКП, но даже несмотря на то, что он прослужил 19 лет честно и правдиво партии, уже в 1937 году Владислав Иосифович был арестован.

Первые детские воспоминания девочки о квартире, где она жила со своими родителями: она была большой, много комнат, в которых всегда царил порядок и тишина. Но однажды среди ночи ее разбудил какой-то шум, и ей сообщили, что ее отца арестовали. В этом же 1937 году Петкевича Владислава Иосифовича расстреляли.

К этому времени Тамара уже ходила в школу № 182. Но все вокруг резко изменилось. Ее из-за ареста отца исключили из комсомола. Но Тамара пыталась выдержать это испытание. Она успешно окончила школу и в 1938 году поступает в институт иностранных языков, выбрав факультет английского языка. Но многие студенты, зная о том, что она дочь врага народа, относились к ней настороженно и даже враждебно.

Личная жизнь

В декабре 1940 года Петкевич Тамара выходит замуж. Со своим мужем Эриком она знакома уже давно. Их знакомство произошло в «Крестах», куда она носила посылки своему отцу. Туда же приезжал и Эрик со своей матерью. Его отец тоже был «врагом народа». После этого следует длительная переписка. Понимая, что это ее единственный близкий человек, она сближается с Эриком. Чувства переполняют девушку.

В это же время следует и первая ссылка, которая заставляет уехать ее из родного города во Фрунзе, где в то время жил ее муж. Но свекровь и все родственники встретили ее враждебно. Позднее девушка узнает, что у мужа была все это время еще и любовница. Позже, уже в лагерях, она будет читать его показания, когда он будет сообщать о том, что она вела антисоветские разговоры. А потом она еще узнает, что ее муж, который тоже был арестован, предал ее и второй раз, женившись на начальнице санитарной части, он смог устроиться работать врачом.

Во Фрунзе она устроилась работать в театр художником, а затем в 1942 году, решив продолжить свое образование, поступает в медицинский институт. Она старалась работать, чтобы ее семья ни в чем не нуждалась, но счастье оказалось шатким. Окончить его она так и не смогла.

Арест

В январе 1943 года Петкевич Тамара Владиславовна вместе со своим мужем была арестована. Ее осудили по за контрреволюционную деятельность. На тот момент будущей писательнице было всего лишь двадцать два года.

Суд приговорил Петкевич Тамару к семи годам заключения, конфискации имущества и трем годам отказа в гражданских правах человека. Свекровь, которая носит передачи своему сыну, о девушке даже не вспоминала. Многие друзья предали или отказались от нее. Девушка с трудом переносит весь ужас допросов, но еще страшнее для нее одиночество. Она уже знает, что мама и сестры, которые остались в блокадном Ленинграде, погибли. Теперь у нее никого не осталось.

Лагеря

Отбывать наказание она должна была в Киргизии. Как вспоминает сама Петкевич Тамара, ее пешим этапом отправляют в Джангиджирский женский лагерь. Пришлось идти шестьдесят километров. А затем последовал вшивый барак и работа до упаду. Жила в лагере впроголодь, даже бурда в цинковом баке не могла утолить голод. Молодая и красивая девушка постепенно превращалась в живой скелет.

После этого последовали и другие лагеря. Например, в Коми в Северо-железнодорожном лагере. Вскоре ее перевели в лагерь «Светик», который находился недалеко от Урдома. С утра до вечера женщины в этом лагере валили лес, поэтому смертность была высока. Каким-то чудом Тамара Петкевич, биография которой трагична и сложна, выжила.

Ее вскоре взяли в лазарет медсестрой. А узнав, что она играла в театре, взяли в агитбригаду. Это и спасло ей жизнь. Она вместе с другими заключенными, также участниками театральной агитбригады, ездила по всей республике. Встретила она здесь и свою настоящую любовь - Николая. Он тоже входил в этот театральный коллектив.

Все вокруг переменилось, приобретало для девушки иной смысл и значение. Но и Николай умер, а маленькой и худенькой Тамаре удалось добиться, чтобы его не похоронили в «Свальной яме для заключенных», а была отдельная могила, куда можно было бы прийти. И лишь только 30 января 1950 года закончился и ее лагерный срок.

Сын

Петкевич Тамара, фото которой есть в данной статье, находясь в заключении, родила сына. Но его тут же забрали. Она потом вспоминала, что в 1945 году в Межоге, где она находилась во время родов, в детском приемнике ее пускали к сыну, чтобы покормить его. Но чтобы продлить минуты нахождения с ним, девушка каждый раз пыталась найти какие-нибудь способы, даже порой приходилось унижаться. И все лишь только ради того, чтобы на несколько минут дольше подержать его на руках.

Но едва ребенку исполнился год, как его увезли на волю. Известно, что Юра, сын Тамары Петкевич, был усыновлен. Как только ее срок заключения был окончен, она сразу же едет в Вельск, где тогда находился ее сын. Но ребенка вернуть невозможно. Даже суд признает, что мальчик находится в нормальной семье, а у Тамары Владимировны нет ни прописки, ни заработка.

Годы проходят, пока она старается устроиться на работу. Никто не желает брать бывшую заключенную. А в это время приемная семья уезжает из Вельска. И начинаются поиски. Когда она нашла мальчика, то тому уже шел одиннадцатый год. И долгожданная встреча состоялась: мальчика подвели к матери, которую представили как тетю Тамару, но Юра не желал идти к чужой тете. Так произошла еще одна потеря в жизни известной писательницы.

Творчество

Еще в лагере Петкевич Тамара начала играть в спектаклях, которые ставил режиссер Александр Гавронский. Так началась ее театральная карьера. После освобождения Тамара Владимировна не могла вернуться в родной город из-за 39-й статьи, которая была вписана в ее паспорт. Поэтому она устроилась в драматический театр Щадринска.

После реабилитации она в 1959 году вернулась в Ленинград, где ее никто не ждал. Но Тамара Владимировна поступила в институт театра, музыки и кинематографа, выбрав театральный факультет. Окончив его в 1967 году, поступила на работу в Дом художественной самодеятельности.

В 1993 году она смогла опубликовать свою первую книгу о жизни заключенных. Эта книга была высоко оценена. По ее сюжету был снят документальный фильм. Вскоре после этого ее не только приняли в Союз писателей, но и была издана вторая книга, в которой она рассказала о своей жизни в лагере.