Троицкий александро невский женский монастырь. Акатовский троицкий александро-невский монастырь

Основан как женская община в 1889 году небогатым купцом крестьянского происхождения Фёдором Осиповичем Захаровым в его имении в память об отмене крепостного права и во имя святого-покровителя Александра I. Землю для устроения обители он приобрёл у местного помещика Г. Глебова-Стрешнева. В 1890 году община была официально зарегистрирована Святейшим Синодом. Управление общиной было поручено инокине Новоалексеевского монастыря Евтихии.

Первым строением на территории будущего стал деревянный Троицкий храм. После был выстроен жилой корпус.

В 1891 году ским иноком Аристоклием в храм были переданы иконы Божией Матери «Скоропослушница» и святого великомученика и целителя Пантелеимона, ставшие главными святынями общины. В 1894 году общине передали списки с чтимых икон Всемилостивого Спаса и Боголюбской Божией Матери.

В 1898 году община получила статус монастыря с общежительным уставом. В монастыре формируется несколько мастерских, в том числе золотошвейная и иконописная.

30 августа 1892 года в день памяти св. Александра Невского был заложен каменный Александро-Невский собор. Храм сооружался в псевдорусском стиле по проекту архитектора А. С. Каминского шесть лет.

В 1899-1900 годах, на средства купца П. П. Смирнова, вне монастырской ограды был выстроен деревянный храм Петра Апостола и Евгении Мученицы, в 1902-1905 годах (по проекту И. П. Машкова) - храм Николая Чудотворца: каменный, стилизованный под московское зодчество XVII века. В трапезной были приделы Иверской Богоматери и Тихона Калужского и Параскевы Пятницы (с 1915 года).

В начале XX века в обители было около семидесяти сестёр. После 1917 года насельницы были вынуждены объявить себя сельскохозяйственной коммуной (артелью), что позволило монастырю просуществовать до 1927 года. Известно, что в стенах монастыря некоторое время укрывался преследуемый отец Варлаам Дмитровский.

В 1927 году монастырь упразднён. В 1933 году уничтожен деревянный Свято-Троицкий храм. Службы в храме Александра Невского продолжалась до 1933 года. На территории бывшей обители располагались дом отдыха НКВД и склады этой организации, с 1960-х годов - пионерский лагерь «Факел», ради благоустройства которого был сильно перестроен храм Николая Чудотворца и разрушен храм Александра Невского. Монастырское кладбище было превращено в футбольное поле. Лагерь не функционирует с начала 1990-х годов.

С 1994 года в бывшем монастыре нерегулярно совершаются молебны. В 2007 году часть построек официально передана Русской православной церкви в качестве Патриаршего подворья; монастырский комплекс приписан к Москвы и при его активной помощи восстанавливается.

Троицкий Александро-Невский монастырь в Акатово (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Монастыри в России строили не только богачи и аристократы. Купец среднего достатка, недавний крестьянин, Федор Захаров в 1889 г. купил в селе Акатово участок земли и основал женскую общину в память об отмене крепостного права Александром I. Всего через 9 лет ее преобразовали в Троицкий Александро-Невский монастырь. После революции насельницы пошли на хитрость и объявили себя сельскохозяйственной коммуной. Это их не спасло, и в 1927 г. обитель закрыли. На ее территории сначала разместился дом отдыха НКВД, а потом пионерский лагерь. Монахини продолжали жить вместе, но их в покое не оставили. Три послушницы были арестованы по фальшивому обвинению и расстреляны. Ныне они причислены числу святых новомучеников Русской православной церкви.

Заброшенный лагерь вернули верующим с началом перестройки. Стены обезглавленного храма Александра Невского неплохо сохранились, потому что в нем организовали столовую и окружили ее стеклянными витражами на стальном каркасе.

Что посмотреть

Ныне собор полностью восстановлен и обрел прежнее великолепие. Он построен в начале прошлого века в псевдорусском стиле и стилизован под здания 17 века. Фасады украшают наличники, кокошники и колонки, повторяющие элементы древнерусского зодчества. Храм симметричен, с высоким двусветным помещением в середине. Кровлю обрамляют два ряда кокошников и декоративное пятиглавие. На окнах резные наличники, на фасадах карнизы и колонны с перехватами. От первоначального убранства интерьера ничего не сохранилось.

Главная святыня обители - икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная в Пантелеймоновском монастыре на горе Афон и в 1891 г. доставленная сюда. После революции образ был утерян, а через много лет найден в соседней деревне, где его использовали в качестве столешницы. Вернулась домой она только на исходе тысячелетия.

В ходе реставрации сестры возрожденной обители написали в соборе фрески, изображающие святых новомучениц Александру, Анастасию и Екатерину, казненных на Бутовском полигоне в 1938 г.

В храме идет полный круг служения и читают Неусыпаемую Псалтырь. Возобновили работу золотошвейная и иконописная мастерские. С 2014 г. при монастыре действует женская православная Александровская гимназия. Кроме обычных школьных предметов, ученицы занимаются рукоделием, хореографией, пением, рисованием и плаванием. Организован небольшой странноприимный дом для паломников с отдельной столовой.

Основан в конце 19 века клинским купцом Федором Захаровым (владельцем спичечных заведений в Спас-Нудольской волости) в память об отмене крепостного права. Поэтому обители было присвоено имя небесного покровителя Царя-Освободителя Александра 2 - святого благоверного князя Александра Невского. Для обители Захаров приобрел сельцо Акатово и пожертвовал 23 тыс. рублей, а также хозяйственные постройки. Община была образована в 1890 году. Её настоятельницей стала монахиня московского Алексеевского монастыря Евтихия (Анна Васильевна Миловидова), отличавшаяся благочестием и проведшая в иноческих подвигах 40 лет. При содействии архимандрита Иосифо-Волоцкого монастыря Сергия был сооружен небольшой деревянный храм Святой Троицы (заложен 30 августа 1890г.), в который в 1891 году были привезены из Афонского Пантелеимонова монастыря икона Божией Матери «Скоропослушница» и образ святого великомученика Пантелеимона, ставшие главными святынями обители. В 1898 году община получила статус монастыря. В 1902-1904 годы здесь был возведен 5-главый собор во имя святого благоверного князя Александра Невского, в художественном отношении наиболее значительное сооружение монастырского ансамбля. Архитектор Иван Павлович Машков (1867-1945). Немного позднее был сооружен северный придел. Своей архитектурой храм имитирует зодчество 17 века. В 1905 году выстроен каменный Никольский храм с приделом Иверской иконы Божией Матери.

К 1917 году при игум. Анатолии в монастыре подвизались около 150 сестер. У монастыря была каменная ограда с башнями (1893г.), два каменных двухэтажных жилых корпуса, святые ворота, службы, три деревянных гостиницы и деревянные кельи для сестер (разрушены), странноприимный дом и кирпичный завод. В 1925 году монастырь был закрыт, но игум. Олимпиаде (Ивановой) и сестрам удалось организовать сельскохозяйственную артель, закрытую властями в 1828 году. Службы в храме продолжались до 1933 года. В 1938 году пострадали за веру (расстреляны) послушницы обители: Екатерина Черкасова (1892-1938, прмц, память 5 февраля) и Анастасия Бобкова (1890-1938, прмц, память 5 апреля). В 1937 году было сфабриковано дело священников и монахинь бывшего Акатовского монастыря. Сестер О.П. и П.П. Сафоновых, А.П. Шишкову и ещё четырёх насельниц Троицкого Александро-Невского монастыря арестовали. Сестры Сафоновы и Шишкова были расстреляны в Бутово 19 и 21 сентября 1937 года, остальные были приговорены к 10 годам лагерей. В обители разместили дом отдыха и склады НКВД, с 1960-х гг. - пионерский лагерь. Сруб храма Святой Троицы был перевезен на территорию дома отдыха «Высокое», затем уничтожен. В обезображенном храме, который лишился глав и яруса закомар, а алтарь позднее обстроили верандой, устроили столовую и кухню. Сохранились также два жилых корпуса и передняя линия ограды с башнями, святыми воротами и примыкающими к ограде службами.

По материалам: Справочник-путеводитель по монастырям и святыням Подмосковья. Северное направление. 4 выпуск. Твердислов. Москва. 2005г. О. Пэнэжко. Город Клин и храмы Клинского района. Владимир. 2003г.



Троицкій Александро-Невскій нештатный общежительный женскій монастырь, близъ сельца Акатова, въ 25 в. отъ станціи Николаевской жел. дор.„Подсолнечная", въ 30 вер. отъ уезд. гор. Клина. Учрежденъ въ виде женской общины Клинскимъ купцомъ Феодоромъ Осиповичемъ Захаровымъ, пожертвовавшимъ 50,000 руб. и 268 десятинъ земли; открытъ въ 1890 г.; переименованъ въ монастырь въ 1898 г.

Храмовъ два: 1) деревянный во имя св. Троицы; 2) каменный во имя св. Александра-Невскаго (заложенъ въ 1894 г.).

Две гостинницы для богомольцевъ. Страннопріимный домъ. Mонастырь владеетъ 268 дес. земли. Игуменія. Монахинь и послушницъ 70.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, стр.526



Свято-Троицкий-Невский монастырь, общежительный, в Клинском уезде, при селе Акатове, в 25 верстах от железнодорожной станции Подсолнечной. Учрежден в 1899 году из женской общины, открытой в 1889 году. При нем странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Троицкий Александро-Невский женский монастырь расположен на правом берегу реки Нудоль в 26 км к юго-западу от райцентра (г. Клин) и в 76 км на северо-запад от Москвы. В 1917 году в монастыре находились два храма: Троицкая деревянная зимняя церковь построена в псевдорусском стиле в 1890 году. (Разобрана в 1930-х гг.) Никольская каменная церковь с приделами Иверской иконы Божией Матери, прп. Тихона Калужского и вмц. Параскевы построена по проекту арх. И. П. Машкова в 1902-1905 гг. (ныне собор Александра Невского). Кроме этого, в обители с 1892 года по проекту арх. А. С. Каминского велось строительство большого пятикупольного каменного собора св. блгв. кн. Александра Невского, в котором предполагались приделы иконы Божией Матери "Скоропослушница" и вмч. Пантелеимона. Но из-за недостатка средств храм не был достроен, а в сер. ХХ века - разобран. За стенами обители в 1899-1900 гг. была построена на средства куп. П. П. Смирнова по проекту арх. И. С. Кузнецова деревянное здание монастырской церковно-приходской школы, в которой была устроена церковь ап. Петра и прмц. Евгении. Школа с храмом разобрана в 1924 году.

(Россия, Московская область, Клинский район, Акатово)

Как добраться? С трассы [М9]поворот на кольцо [А108]в сторону Клина и пос. Новопетровский. Около населённого пункта Высокое поворот на «Дом отдыха Егорьевское» (Акатово и Поджигородово). Проезд общественным транспортом: от Клина автобусом на Нудоль до ост. Высокое — 28 км, далее пешком — 2 км.

Был образован в 1899 г. на основе женской общины, учреждённой на средства Ф.О. Захарова десятилетием ранее. Развитой монастырский комплекс конца XIX — начала XX вв. состоял из двух церквей и многочисленных келий. До наших дней дошли только каменные сооружения — собор, два жилых корпуса и передняя линия ограды с башнями, Святыми воротами и примыкающими к стене службами. Архитектура гражданских зданий снаружи малоинтересна и утилитарна. Композиционным и художественным центром ансамбля является собор Александра Невского, своей типологией, декоративной насыщенностью и системой убранства имитирующий образы XVII в.

Описание Троицкого Александро-Невского монастыря в Акатово

Собор возводился в 1902—1904 гг. по проекту И.П. Машкова. Здание имеет в принципе симметричную объёмно-пространственную композицию с двусветным храмом в центре. Бесстолпный четверик венчался двумя ярусами кокошников и компактным декоративным пятиглавием. Характер завершений храма повторялся на одноглавых приделах.
Вход в церковь находился вопреки традициям в южном торце западного придела и был отмечен высоким крыльцом на фигурных столбах с шатровым завершением.
После того, как в 1930 — м г. монастырь был приспособлен под пионерский лагерь архитектурный ансамбль в целом, и в наибольшей степени собор — претерпел кардинальные изменения. Храм был обезглавлен, окна растёсаны, в центре трёхчастной апсиды был устроен главный вход. И, пожалуй, самое шокирующее, — это заключение алтарной части в стеклянный «саркофаг». Большие витражи, охватившие церковь до венчающего карниза, были призваны скрыть культовую направленность здания. Здесь расположилась столовая для юных ленинцев.
Мы были в первый раз в монастыре осенью 2003 года. С тех пор многое изменилось, обитель вновь функционирует. Сюда вернулись верующие, храм восстановлен...





В галерее снимки Ольги Ткаченко и Натальи Бондаревой

План Троицкого Александро-Невского монастыря

Статья В.С. Юдина «Акатово»

В глухой стороне Клинского уезда, в живописных окрестностях реки Нудоль, клинским купцом Федором Захаровым в 1890 году была основана женская обитель. Затем в 1898 году она была преобразована в монастырь.
Еще сравнительно недавно Нудоль была рекой- труженицей. Запруженная плотинами, она вращала мельничные колеса, молола зерно, отбеливала холстину крестьянам. В ее водах в обилии водились рыба, раки. Берега утопали в травостое, а в лесных заводях водилась птица.
Монастырское строение возникло вдали от проезжих дорог в тиши леса. В его составе — два храма: один деревянный во имя Троицы, другой — каменный — во имя Александра Невского. Рядом выстроены две гостиницы для богомольцев, странноприимный дом. Монастырь в Акатове невелик. Но он чрезвычайно интересен своеобразием, художественно-архитектурным направлением, в котором завершается развитие и своеобразие русской архитектуры XVII века. Архитектурный комплекс монастыря и составляющие его отдельные здания до наших дней сохранились в несколько измененном виде.

Общая планировка монастырского подворья состоит как бы из двух частей — южной, парадной, и северной, на которой расположены хозяйственные постройки. Самую высокую точку монастырской площади занимает собор Александра Невского, вокруг которого группируются другие сооружения. Это здание выстроено из кирпича в эклектических формах, стилизирующих древнерусские мотивы.
Невдалеке от въездных ворот к востоку от Собора расположен жилой двухэтажный корпус постройки конца XIX века. Главным фасадом он обращен к Александро-Невскому собору. Здание кирпичное, не оштукатуренное. Во внешнем его оформлении использованы мотивы древнерусской и классической архитектуры. К юго-западу от Собора расположен второй жилой двухэтажный кирпичный корпус.
Кирпичные прясла ограды с воротами и угловыми башнями расположены со стороны восточного подъезда к обители.

Однопролетные святые ворота в линии ограды ориентированы на главный Александро-Невский собор. Башни ограды восьмигранные, раз¬делены деревянными перекрытиями, завершающимися деревянными обитыми железом шатрами. Южная башня — трехъярусная, северная — четырехъярусная. Верхний вытянутый и почти не декорированный ярус, вероятно, не был запроектирован и появился в процессе строительства. Вторые ярусы башен, равные по ширине нижним, завершены декоративными машикулями, образованными выпусками кирпичей. Третьи ярусы меньше по ширине, имеют полуциркульные проемы. Верхние ярусы завершены кирпичами с зубчиками. Входы в башни располагаются со стороны монастырской территории. К башням примыкают металлические лестницы для входа на верхние ярусы. Вероятно, они заменили деревянные. К северу от Царских ворот, по- видимому использовавшихся в качестве служебных, примыкают к стене монастыря три одноэтажных, кирпичных корпуса.
Долгое время в зданиях Акатовского монастыря находился пионерский лагерь «Факел» Московского машиностроительного завода «Союз».

Литература:
Юдин В.С. Край наш Клинский, Клин, 1999, с. 193-1957

Схема проезда

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!

56.109025 , 36.586447

Радостное и знаменательное событие для Клина православного - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал на клинской земле. 6 декабря, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, он совершил Божественную Литургию в Свято-Троицком Александро-Невском ставропигиальном женском монастырь в селе Акатово.

Слух о том, что в Акатово приедет Патриарх, быстро распространился по приходам, и потому с самого раннего утра 6 декабря многие устремились в обитель. Правда, попасть туда оказалось не так просто: дорогу перекрыли сотрудники ДПС, пропуская только машины со спецпропусками. Тем, у кого их не было, пришлось оставить личные машины у пансионата "Чайковский" и добираться до монастыря маршруткой, которая в этот день курсировала между пансионатом и обителью. Перед входом на территорию монастыря - досмотр сотрудниками полиции, но я, бы сказала, очень деликатный, если это слово вообще здесь уместно. И видеокамеру, и фотоаппарат нам оставили, узнав, что на видеосъемку получено благословение настоятельницы. Из наших попутчиков, кстати, никто не возмущался предпринятыми мерами безопасности, понимая, что статус ожидаемого гостя того требует.

Ранним утром на фоне еще темного сумеречного неба белый храм с изящной колокольней выглядел как-то по-домашнему уютно. Не было никакой суеты ни снаружи, ни внутри. Горели свечи, пели сестры обители, шел чин великого освящения храма. Восстановление храма и реставрационные работы завершились. Храм, в котором три придела: центральный престол освящен в честь святого князя Александра Невского, северный придел - в честь святителя Николая Чудотворца, южный придел - в честь святого великомученика Пантелеимона, встречал гостей во всей красе. Те, кто оказались здесь впервые, любовались иконостасами, росписями, паникадилом. Тот, кто был свидетелем запустения, когда-то царившем на этом святом месте, удивлялся: "Если бы кто-нибудь мне сказал, что здесь будет такая красота, я бы не поверила, - говорит Татьяна. - Я видела, какая разруха здесь была, когда закрыли пионерский лагерь, который здесь находился". А настоятельница матушка Антония вспоминала первую зиму в Акатово: маленькая община, десять сестер; трескучие морозы, никакого отопления; спали в одежде, укрывшись матрасами, но молитву не оставляли. И Господь помог. Сейчас в монастыре несут послушание около 30 насельниц.

История монастыря началась в 1889 году с женской общины, устроенной купцом крестьянского происхождения Фёдором Осиповичем Захаровым в его имении в память об отмене крепостного права и во имя святого покровителя царя Александра I, святого благоверного князя Александра Невского. В 1890 г. община была официально зарегистрирована Святейшим Синодом, а в 1899 преобразована в Свято-Троицкий Александро-Невский женский монастырь. В 1910-х гг. в монастыре насчитывалось 150 сестёр и 10 монахинь. После революции монастырь сначала был преобразован в сельскохозяйственную коммуну, а позже закрыт и разорен. Некоторые монахини были арестованы и расстреляны. В советские годы на территории монастыря находился санаторий НКВД, а потом пионерский лагерь. В 2000 году по указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монастырь стал подворьем Заиконоспасского монастыря. Началось его восстановление. В обитель была возвращена святыня - икона Божией Матери "Скоропослушница". 29 мая 2013 года Священный Синод постановил преобразовать подворье в ставропигиальный монастырь.

Позже, в своем первосвятительском слове, Патриарх скажет: "Может быть, по молитвам сестер, может быть, по молитвам монахинь, которых когда-то разогнали с этого места, а последнюю настоятельницу обители предали казни, насколько я помню, ее звали Олимпиада. Может быть, по молитвам тех, может быть, по молитвам нынешних, но Господь дал возможность процвести этому месту. Как слово, сказанное еще в Ветхом Завете: Процвела еси бесплодная языческая немощная церковь. Вот так процвело и это место бесплодное и немощное, разрушенное и поруганное. И разве тогда, когда разгоняли монахинь первой обители, они могли представить, что когда-то здесь снова будет монастырская жизнь, и будет слава Божия пребывать на этом месте?"

Большинство приехавших в этот день на службу мечтали увидеть Патриарха как говорится вживую, помолится вместе с ним, получить благословение. А потому его появления ждали с нетерпением и встретили с радостью. Лица сразу как-то просветлели. Патриаршее богослужение отличается особой торжественностью и красотой.

Но мне больше всего понравилось, что московские гости, отвечающие за организацию, постарались, чтобы всем было максимально удобно: многочисленным представителям прессы подсказали лучшие позиции для фото- и видеосъемок, а детям отвели лучшие места, где им никто не мешал с интересом наблюдать за происходящим.


Там же стояли и высокие гости: руководитель Администрации губернатора Московской области М. А. Чекунова, глава администрации Клинского муниципального района А. Н. Постригань, глава сельского поселения Нудольское Клинского района Н. В.Антонов, начальник Управления культуры Клинского района Е. Б. Уманская. Вообще, такого количества гостей в монастыре, наверно, не было никогда. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Дмитровский Феофилакт, епископ Солнечногорский Сергий, наместник Заиконоспасского ставропигиального монастыря архимандрит Петр (Афанасьев), священники Троице-Сергиевой лавры. За Литургией также молились настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского Акатова монастыря монахиня Антония (Минина), насельницы и прихожане обители. От некоторых клинских храмов приехали целые делегации.

Настоятель Успенского храма в Демьяново протоиерей Олег Денисюк участвовал в богослужении. Почти в полном составе были и прихожане храма в честь Архангела Михаила с. Поджигородово во главе со своим настоятелем священником Владимиром Калуцким. На вопрос, какое впечатление произвело на него патриаршее богослужение, он ответил: "Впечатление как когда-то у наших послов в Византии: мы не знаем, где были - на небе или на земле…"

Кстати, для матушки Антонии этот день стал значимым вдвойне: она была возведена в сан игумении и получила из рук Патриарха игуменский жезл.

Безусловно, одним из ярких моментов богослужения стала проповедь Патриарха. В этот раз она была посвящена святому благоверному князю Александру Невскому. Мы знаем, что личность этого святого очень близка Патриарху: еще будучи митрополитом, он представлял этого героя на проекте "Имя России" и считает, что его жизнь - пример того, как надо служить Богу.

В дар монастырю Патриарх вручил Казанскую икону Божией Матери,

а сестры подарили Первоиерарху икону святого Александра Невского со словами: "Ваше Святейшество, мы желаем Вам много сил духовных на Вашем очень трудном пути, который Господь Вам дал. Мы внимательно смотрим, следим, где Вы служите - то там, то здесь, во всех уголках страны: сегодня на севере, завтра на юге. Удивляемся, сопереживаем и молимся. Сестры сами писали икону Александра Невского, и они говорили, что молились ему, чтобы святой благоверный князь был молитвенником нашего Святейшего Патриарха. Многая Вам лета!"

Всем, кто участвовал в богослужении, на память об этом событии были подарены небольшие иконки Александра Невского.

Но на этом визит не закончился. После трапезы Святейшему Патриарху Кириллу показали будущие школьные классы, где скоро начнут учиться дети, и фотографии, запечатлевшие состояние разрухи, в котором это здание было передано обители. Сейчас ремонт почти закончен, осталось укомплектовать классы мебелью. Школа рассчитана на 160 человек. "Сегодня возвращение школе воспитательной функции - это государственная задача. Церковные школы должны дать пример, как это можно делать", - отметил Предстоятель Русской Церкви, и рассказал об опыте Смоленской епархии в сфере образования. Патриарха сопровождали игумения Антония (Минина), руководитель Администрации губернатора Московской области М.А.Чекунова и глава администрации Клинского района А.Н.Постригань, который пообещал выделить автобус, чтобы возить детей в школу.

***

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святого благоверного князя Александра Невского в Троицком Александро-Невском ставропигиальном монастыре в Акатово

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка Антония! Дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодня действительно особый день. Может быть, по молитвам тех монахинь, которых когда-то изгнали из этого места, а последнюю настоятельницу предали казни - насколько я помню, ее звали Олимпиада, - может быть, по их молитвам, а может, по молитвам нынешних насельниц Господь дал возможность процвести этому месту. Разве тогда, когда разгоняли монахинь первой обители, они могли себе представить, что когда-то здесь снова будет монастырская жизнь и слава Божия будет пребывать на этом месте? Все совершается по воле Божией - и скорби, и страдания, потому что наши скорби, наши страдания и даже наша смерть - всё это ничто пред лицом Божиим. Это всё временные человеческие немощи, потому что пред лицом Божиим - вечность, которая объемлет миры, нам неизвестные, которая объемлет всё, где и есть полнота жизни. А потому наши жизненные трудности, которые иногда отнимают столько сил, требуют большого напряжения, сопровождаются внутренними переживаниями - всё это лишь мгновения пред лицом Божиим. Но даже и к этим трудностям Господь снисходит. Мы просим Его помочь нам в наших трудностях - бытовых или связанных с нашим здоровьем, нашей работой, нашими семейными отношениями, - и Бог даже к этим нашим человеческим немощам и слабостям снисходит, чтобы наполнить нас силой. Какова же любовь Божия, каково же Его всемогущество, что, объемля всю вселенную видимую и невидимую, познаваемую человеческим разумом и не познаваемую, Он имеет отношение к каждому человеку, к каждой душе и слышит те сигналы бедствия, которые посылает Ему наша душа через молитву!

Иногда эти сигналы такие слабые, что заглушаются многими обстоятельствами нашей жизни. Каждый знает, что даже в храме мы не можем надолго оставаться в молитвенном напряжении, потому что не хватает сил, а ум уходит в сторону, далеко за пределы храма. Перед мысленным взором возникают образы из нашей жизни, наша память воскрешает проблемы, которые перед нами стоят, и мы нередко уходим мыслью далеко от Бога. Но в какой-то момент Господь дает нам силы сосредоточиться, сконцентрироваться, и когда мы просим Его, Он слышит и этот слабый сигнал. Поэтому нет ничего удивительного, что на этом месте процвела Церковь, наполненная силой благодати Святого Духа, - потому что молились сестры и, может быть, многие другие, и так оно и произошло.

Я хотел бы выразить особую благодарность отцу Петру, который положил много сил для того, чтобы здесь было создано вначале Патриаршее подворье, чтобы собрались сестры, чтобы началась работа по воссозданию монастырской жизни. Думаю, что сегодня праздник и для отца Петра с братией, и для матушки Антонии с сестрами.

Ну, а день сегодня особенный: исполняется 750 лет со дня блаженной кончины святого благоверного князя Александра Невского, которому посвящен главный храм нашего Свято-Троицкого Александро-Невского женского ставропигиального монастыря в Акатово в Клинском районе. Замечательная юбилейная дата - сожалеть только приходится, что в масштабах страны и государства она не празднуется. А почему так происходит? А потому что утеряна историческая память. Многого не помним, не знаем, хотя, конечно, большинство людей знают Александра Невского и, более того, почитают его подвиг - великий ратный подвиг, великий дипломатический подвиг, но, самое главное, подвиг его жизни, потому что и военные, и дипломатические задачи ему нужно было решать через самоуничижение. Надо было идти к хану получать ярлык, получать поддержку для того, чтобы остановить агрессию с Запада. Надо было заручаться поддержкой новгородцев, которые вначале критически относились к князю Александру, для того чтобы иметь возможность противостоять силе, которая шла с Запада. И во всем - смирение и самоуничижение. Для того чтобы остановить еще более страшную, чем с Запада, агрессию с Востока, нужно было доказать хану, что он ему не враг. И когда хан посылает в Новгород сборщиков податей и новгородцы их убивают, Александр понимает, что страна Русская на грани гибели, потому что нет сил остановить новое нашествие Орды, и нужно сделать все для того, чтобы этого нашествия не было. И он наказывает жестоко тех, кто убил сборщиков податей. Кто он в глазах новгородцев? Жалкий предатель. Наверное, многие говорили: "Ради своей выгоды, чтобы удержаться на княжеском престоле, он предает Родину, предает свой народ". Тяжелейшие испытания выпали на долю святого Александра Невского!

Кстати, в истории подобные испытания выдержали и другие. Это и царь-страстотерпец Николай II, и Святейший Патриарх Тихон, и особенно Святейший Патриарх Сергий, которого обвиняли в предательстве Церкви, но который делал все для того, чтобы Церковь сохранилась. Для него безразлично было, как о нем будут впоследствии вспоминать. Для него было главным сохранить Церковь от полного уничтожения, что и было сделано. И довел Святейший Патриарх Сергий корабль нашей Церкви до судьбоносного 1943 года, когда под тяжестью суровых обстоятельств войны, стремясь поднять патриотическое чувство, верховная власть страны приняла решение остановить гонения на Церковь. Что было бы с нами, если бы не этот подвиг святителя Сергия, Патриарха Московского и всея Руси? Наверное, ко временам свободы ничего бы не осталось от Русской Церкви, и на нашей земле сегодня процветали бы секты, еретические сообщества - кто бы только ни заполонил землю Русскую, не будь здесь на страже Русская Православная Церковь!

Мы неслучайно вспоминаем о тех, кто продолжил и кто повторил подвиг святого благоверного князя Александра, потому что подвиг его жизни открывает нам смысл того, что значит служить Богу. Служение Богу предполагает чистоту совести. Если человек живет по совести, по совести поступает, если молится Господу и призывает Его силу и Его помощь, то он, даже совершая дела непопулярные и непонятные для других, является на самом деле орудием Божиего промысла.

Вот таким был святой благоверный князь Александр Невский. И сразу после его смерти - такой ранней, такой странной (многие считают, что он был отравлен, когда в последний раз посетил Орду, потому что смерть наступила неожиданно) - народ прославил его имя. Все осознали великую роль благоверного князя не только в истории северо-запада страны нашей, но и в истории всей Святой Руси, и потому князь и был вскоре причислен к лику святых. Церковь же в лице тогдашнего митрополита всея Руси Кирилла, духовного наставника святого благоверного князя, всегда прозревала смысл его жертвенного подвижнического служения. Дивные слова святителя Кирилла в память о святом благоверном князе сохранили для нас летописи, и мы знаем, какова была признательность Церкви и всего народа святому благоверному князю за подвиг его жизни.

В сегодняшнем апостольском чтении (Гал. 5:22-6:2), посвященном его памяти, мы находим такие слова: "Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов" . Святой благоверный князь принял на себя тяготы других людей, принял в свое сердце тяготу всей Руси. Он поставил своей задачей освободить Русь от этой тяготы и выполнил ее настолько, насколько хватило ему жизни и сил. И потому в день 750-летия со дня его блаженной кончины мы прославляем его как великого Божиего угодника и молимся ему, чтобы он был нашим ходатаем и предстателем пред Богом за всю историческую Русь - а это значит за Россию, Украину, Беларусь и другие страны, которые связаны с нами великой силой Православия. Мы молимся ему также и о державе Российской, чтобы Господь защитил и оградил ее от врагов видимых и невидимых.

Сегодня особое торжество в Санкт-Петербурге - в Александро-Невской лавре, у его цельбоносных мощей, празднуется эта замечательная годовщина. И я обращаюсь сегодня и к петербуржцам, и ко всем тем, кто собрался в Петербурге, и ко всем тем, кто собрался здесь, в Акатово, в храме святого Александра Невского, с призывом помнить всегда великий подвиг благоверного князя и обращаться к нему с горячими молитвами, чтобы он был предстателем и молитвенником за землю нашу. Аминь.


Фото: Галина Акулова

Из истории святости: монастырский уклад на Руси. Часть 1

Отмечая юбилей Крещения Руси, мы обращаемся к тем особенным дарам духовной жизни, которые восприняли восточно-славянские народы в крещальной купели. Одним из таких небесных дарований стала подвижническая жизнь русских святых. В домонгольскую эпоху в чине святых были прославлены страстотерпцы, благоверные князья и княгини, священноиерархи, преподобные монахи. Именно их было наибольшее число среди древних русских святых. Поэтому сегодня мы расскажем об истории монашества на Руси.


Из истории святости: монастырский уклад на Руси. Часть 2
Автор: игумен Тихон (Полянский)
Обычно уже на стадии строительства монастырь огораживался стеной. Деревянная, а потом каменная ограда, отделявшая монастырь от мира, делала его похожим на особенный город или духовную крепость. Место, где располагался монастырь, выбиралось не случайно. В учет принимались соображения безопасности, поэтому традиционно монастырь строился на холме при устье ручья, впадающего в речку, либо в месте слияния двух рек, на островах или берегах озера.


Годы гонений на Клинской земле
Автор: Игумен Тихон (Полянский)
Сегодня становятся вновь известными имена и подвиги святых страдальцев. В лике новомучеников и исповедников прославлены пастыри, иноки и послушники, проходившие свое служение в обителях и храмах Клинского благочиния.
Подвиг мученичества и исповедничества, после девяти столетий истории Русской Церкви - случай скорее исключительный. Претерпеть мученичество и страдания, по масштабам не уступающие, если не превосходящие известные в римскую эпоху гонения на христиан, стало уделом большинства русских святых XX века. Сегодня наше общество только начинает осознавать величие Голгофы, на которую взошли те люди, которых П.Д. Корин назвал "Русью уходящей". Но эта Святая Русь не была "уходящей" в далекое прошлое, как того хотели ее гонители и палачи



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.