Управление поведением персонала в организации тест. Введение

Эффективная команда менеджера

РОСТОВ-НА-ДОНУ

«ФЕНИКС»

ББК 65.290.2 К 90

Куликов В.Г., Резник С.Д.

К 90 Эффективная команда менеджера / Серия «Бизнес-класс». - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 288 с.

Для того чтобы создать успешную команду, необходи­мо обладать соответствующими знаниями и навыками по организации эффективного сотрудничества.

Основное внимание в книге уделено проблемам, воз­никающие в процессе формирования и функционирова­ния команды, с которыми авторы сталкивались в своей деятельности, а также возможным способам разрешения этих проблем.

Книга предназначена для руководителей, специалистов по формированию команд и тех, кто заинтересован в со­здании эффективной группы, опирающейся на принци­пы сотрудничества.

ISBN 5-222-05804-2

© Куликов ВТ., Резник С.Д., 2005 © Оформление: издательство «Феникс», 2005

ВВЕДЕНИЕ.........................................................5

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ МЕНЕДЖЕРА.......20

1.1. Основа команды - общая цель

и совместная деятельность........................20

1.2. Эффективная команда -

это продуктивная команда..........................39

1.3. Цели формирования команды..................50

1.4. Стадии становления команды...................58

ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ.......74

2.1. Подберите нужный состав команды.....78

2.2. Проясните обязанности

и роль каждого члена команды................... 98

2.3. Используйте ситуационное руководство и «распределенное» . лидерство................................................. 126

2.4. Организуйте процесс выработки коллективных решений............................. 137

2.5. Сделайте обмен информацией

в команде не трудоемким......................... 163

2.6. Управляйте конфликтами................... 175

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ......................... 192

3.1. Добейтесь взаимопонимания

в общении с участниками команды.......... 192

3.2. Постройте плодотворные отношения

с руководителем.......................................205

3.3. Применяйте делегирование как один из наиболее эффективных методов организации сотрудничества....................228

3.4. Используйте внутренние резервы управления командой...............................236

ОТВЕТЫ НА УПРАЖНЕНИЯ И ТЕСТЫ............. 267

Глава 1......................................................267

Глава 2......................................................271

ЛИТЕРАТУРА.................................................. 272

ВВЕДЕНИЕ

О командах и их создании специалисты в обла­сти управления, организационного развития и со­циальной психологии заговорили относительно недавно. Первые исследования командной деятель­ности были опубликованы в начале 60-х годов .

Модель управления, основанная на командо-образовании, зародилась в Японии. В 50-е годы основной производственной целью японских фирм стало повышение качества, определяющего кон­курентоспособность товаров на рынке одновремен­но со снижением себестоимости. При организа­ции производства японские менеджеры пришли к пониманию того, что качество конечного про­дукта и общий результат деятельности фирмы во многом зависит от деятельности рабочих групп, т. е. объединенных в группу людей, работающих на одном участке (например в одном цеху). Рабо­чая группа - самая мелкая организационная еди­ница, в которую входят от 5 до 10 исполнителей. Поэтому необходимо было добиться такой орга­низации, при которой рабочая группа хорошо понимала бы производственные задачи и методы их выполнения, сознательно и творчески относи­лась к своей работе, облегчала взаимодействия, повышала индивидуальную активность и работос­пособность своих членов и действовала как еди­ное целое.

В 1962 г. профессор Каору Исикава, счита­ющийся основателем управления качеством в Япо­нии, сформулировал положения концепции круж­ков качества.

Основные из них заключаются в следующем :

□ Члены кружка действуют на сходных рабочих местах и имеют одинаковое положение. Они сами выбирают проблемы, над которыми ра­ботают, сами собирают информацию и выяс­няют пути разрешения обсуждаемых проблем. Они работают с проблемами, которые касают­ся непосредственно их и о которых они имеют соответствующую информацию.

D Члены кружка встречаются регулярно. Ча­стота заседаний кружков варьируется, но они должны проводиться достаточно часто, чтобы позволить его членам почувствовать себя частью одной команды.

□ Членам кружка предоставляется возмож­ность получить определенную подготовку по способам решения проблем. Это позволяет им не только приобрести необходимый ин­струментарий для повышения эффективно­сти своего труда, но и повысить уверенность в себе, а также демонстрирует привержен­ность руководства данному подходу. Наи­более часто используемые способы:

♦ мозговой штурм для выявления проблемы;

♦ контрольные списки для отслеживания те­кущих проблем;

♦ принцип Паретто для выявления наибо- | лее серьезных проблем; I

♦ диаграмма причин и следствий, для того чтобы выявить причины проблем;

♦ полосовые диаграммы, для того чтобы по­казать частоту и размах проблемы;

♦ диаграмма разброса для определения ос­новных дефектов;

♦ карты контроля качества и методы выбо­ра контрольных образцов.

В мае 1963 г. в г. Сэндай состоялся первый съезд кружков качества, в котором участвовало 149 че­ловек и было заслушано 22 доклада. На четвер­том съезде, проходившем в 1964 г. в г. Нагоя, было уже 563 участника и 92 доклада. В 1966 г. японс­кие кружки качества заявили о себе в Стокголь­ме на десятом конгрессе Европейской организа­ции контроля качества .

В результате исследований были установлены основные причины, по которым организации ис­пользуют в практике своей деятельности круж­ки качества :

1) повышение удовлетворенности сотрудников 20%;

2) улучшение качества продукции 18%;

3) улучшение коммуникаций 17,4%;

4) развитие сотрудников 16,9%;

5) сокращение затрат 11%;

6) улучшение конкуренто­способности 10%.

Японские кружки качества сыграли важную роль в достижении высокого качества японской продукции и явились прототипом современных команд.

Американские компании переняли данную спе­цифическую форму организации деятельности рабочих групп, когда японские компании стали составлять им сильную конкуренцию и во мно­гом их превосходить.

Для американского бизнеса применение команд­ных методов работы характерно, начиная с середи­ны 1960-х. Пионерами использования команд были такие всемирно известные сейчас компании, как Procter & Gamble Company, Xerox Corporation, General Electric Company, IBM Corporation, Colgate-Palmolive Company. К середине 1980-х данная прак­тика была принята многими американскими орга­низациями. Осенью 1990 г. компания Texas Instruments и Университет Северного Техаса (University of North Texas) объявили первую меж­дународную конференцию по командам. Ожидалось, что в ней примут участие от силы 90 человек. Ког­да число желающих перевалило за 350 человек, организаторы конференции были вынуждены пре­кратить регистрацию. Проведенные в 1997 г. ис­следования показали, что почти четверть всех орга­низаций Северной Америки уже внедрили или вне­дряют командные методы работы .

В Европе одной из первых компаний, применив­ших в практике своей деятельности командные

Введение

методы работы, стала Volvo Corporation. В 1978 г. на автомобильном заводе Volvo Corporation в Швеции была внедрена новая технология сбор­ки специальными командами рабочих, ответ­ственных за соединение отдельных узлов. Ко­мандный подход, согласно оценкам специалис­тов, позволил корпорации сократить затраты на 25% в сравнении с традиционными, а также по­высил трудовой энтузиазм и значительно улуч­шил психологический климат в рабочей среде. Данный опыт был положен в основу дальнейше­го развития Volvo Corporation .

Начиная с 1975 г., построение команд было включено приблизительно в 40% всех программ по организационному развитию за рубежом .

Возникновение интереса к командному подхо­ду связано с тенденциями в области развития орга­низаций и высокоэффективного менеджмента.

Во-первых, современные организации облада­ют ярко выраженными тенденциями к усложне­нию и увеличению своего структурного и функ­ционального состава, что требует внедрения бо­лее эффективных организационных форм и ме­тодов коллективного управления, позволяющих улучшить координацию деятельности сотрудни­ков организации .

Во-вторых, в условиях возросшей нестабиль­ности современной деловой среды высокая кон­курентоспособность фирм и корпораций во мно­гом обеспечивается за счет формирования орга-

низационных структур, обладающих повышенной подвижностью и быстро реагирующих на изме­нения внешней среды. Структуры подобного типа в своей деятельности руководствуются принци­пом: «Если вы столкнулись с важной проблемой, соберите нужных людей вместе и ждите, пока они ее решат» - что, по сути, является проявлением командного подхода.

Здесь же следует отметить, что, по мнению специалистов в области управления (например М. Вудкок, Д. Френсис и др.), современные орга­низации наделяют руководителей различных уровней ответственностью за более широкий круг задач, чем тот, с которым они могли бы спра­виться лично . Для того, чтобы они могли нести эту ответственность, и создаются раз­личные формы коллективного управления, как, например, команды.

В-третьих, из современных представлений о производительности менеджера следует, что хотя собственная работа менеджера является весьма важной, сама по себе она не создает продукции. Производительность менеджера является резуль­татом, полученным определенной группой, нахо­дящейся либо в его подчинении, либо под его влиянием . Таким образом, повышение производительности управленческого труда в ча­стности и всей организации в целом зависит от осознания того, что менеджер любого уровня свя­зан с созданием продукта коллективного труда.

К настоящему моменту уже можно говорить о существовании теории команд, правда в большей степени это относится к зарубежной теории и практике управления. Ключевые моменты по­строения команды описаны и проанализированы в работах зарубежных авторов:

□ сущность организации трудового процесса в форме командной работы (Гиг Дж., Де-минг Э., Кунц Г., Максвелл Дж., О"Дон-нел С, О"Шонесси Дж., Стотт К., Уолкер А., Хаммер М., Чампи Дж. и др.);

□ культура и социально-психологические аспек­ты совместного труда (Бодди Д., Пейтон Р., Джонс Т., Хоманс Дж. и ДР-)">

D ролевые функции в команде, типичные чер­ты, положительные качества и допустимые недостатки ролей в команде (Белбин М.);

D характеристики высокоэффективных команд (Питере Т., Уотермен Р. и др.);

□ принципы формирования команд, роль ли­дера в формировании команды, стадии развития команды, препятствия эффективного совместного труда членов команды, пути их преодоления (Вудкок М., Френсис Д., Дир В.

Немовым Р.С, Петровским А.В., Уманским Л.И., Филоновичем СР. и др.

Однако существующая к данному моменту те­ория команд недостаточно разработана и нужда­ется в развитии . В основном, в даль­нейшем развитии нуждаются подходы к повы­шению эффективности совместного труда членов команды. Практика показывает, что команды, со­зданные для решения проблем, порождают соб­ственные проблемы, ограничивающие эффектив­ность их деятельности.

Работая над написанием этой книги, авторы не ставили себе цель указать на единственно вер­ный способ формирования команды. Скорее, ос­новным стремлением было показать проблемы, которые могут возникнуть в процессе формиро­вания и функционирования команды, с которы­ми могут столкнуться члены команды, и предло­жить возможные способы разрешения этих про­блем.

В работе рассматривается опыт, накопленный авторами с момента начала изучения командных методов управления в 1997 г.

Данный опыт формировался двумя путями:

1. Систематизация имеющегося научно-прак­тического опыта в сфере командообразования на основе изучения различных информационных источников (научные публикации, периодические источники, Internet), участия в научных конфе­ренциях, семинарах и тренингах, личного обще-

Введение

2. Проведение собственных исследований. Мы изучали различные аспекты формирования команды на примере 59 организаций. При этом оговоримся, что исследованию подвергались только команды высшего звена управления (уп­равленческие команды), в состав которых вхо­дят генеральный директор предприятия и на­прямую подчиненные ему топ-менеджеры, на­пример заместитель генерального директора, директор по инвестициям, начальник отдела продаж, начальник юридического отдела, на­чальник хозяйственного отдела, главный бух­галтер, финансовый директор, начальник отде­ла кадров и т. д. Однако сделанные в данной работе выводы и рекомендации относятся не только к управленческой команде. Более того, определенные аспекты формирования команды преднамеренно и осознанно рассматривались нами в общем, без учета специфики различных типов команд.

Основные результаты, в которых проявился опыт, накопленный авторами к данному момен­ту, заключаются в следующем:

3. Защищенная в 2002 г. В.Г. Куликовым дис­сертация «Команда менеджера - эффективная форма управления персоналом на предприятии» на соискание ученой степени кандидата эконо­мических наук.

Книга включает в себя три главы. В первой главе «Предназначение эффективной команды менеджера» рассматриваются вопросы, способствующие формированию у читателя пред­ставления об эффективной команде.

Обосновывается, что ключевой для команды является не структурная, а качественная харак­теристика - особая модель поведения людей, - которая достигается на основе двух условий: □ Общая цель. Это образ будущего, который находится за пределами группы (является целью дела), известен всем членам коман­ды, одинаково понимается и принят всеми ими. Предполагается, что деятельность всех членов команды направлена на достижение одного общего результата.

О Совместная деятельность. Трудовой процесс организован таким образом, что члены ко­манды выполняют работу вместе: взаимодо­полняют друг друга, не соревнуются на пе­регонки, компенсируют недостатки друг

Подчеркивается, что формирование команды все­гда является целенаправленным процессом: команда создается для достижения заранее намеченного ре-

Введение

зультата. Рассматриваются возможные цели, для достижения которых создается команда.

Оговариваются шесть характеристик эффектив­ной команды:

D предназначение и ценности;

□ результативность;

П оценка и признание; П дееспособность;

□ удовлетворение; О коллективизм;

О творческий подход.

Однако очевидно, что для достижения соот­ветствующего состояния установленных характе­ристик требуется определенный временной пери­од, в течение которого команда проходит несколь­ко последовательных стадий. В главе дается опи­сание стадий развития команды и их анализ.

Во второй главе «Формирование команды и организация совместной работы» выделяются шесть факторов, которые, с точки зрения авто­ров, оказывают основное влияние на формирова­ние и функционирование команды: состав коман­ды, распределение работы, стиль руководства, процесс выработки коллективных решений, об­мен информацией, управление конфликтами.

Очередность, в которой осуществляется ана­лиз факторов, соответствует последовательности действий по формированию команды.

Теоретические положения, необходимые для описания и анализа выделенных факторов, под-

крепляются реальными данными, накопленными авторами в ходе исследования.

Устанавливаются основные проблемы, возни­кающие при формировании и функционировании команды, предлагаются действия, направленные на их разрешение и устранение.

В третьей главе «Управление командой» рас­смотрены вопросы, которые в предыдущих гла­вах либо были затронуты вскользь, либо не были затронуты вообще, но которые являются важны­ми для жизнедеятельности команды и ее эффек­тивного функционирования:

□ построение отношений между руководите­лем (лидером) команды и ее «рядовыми» участниками;

□ организация сотрудничества при помощи де­легирования полномочий.

Также в данной главе приводится разработан­ная авторами технология определения и реали­зации резервов развития команды. Она включает в себя три этапа: сбор данных и анализ команд­ных проблем, извлечение решений и развитие плана действий, выполнение плана действий и оценка их эффективности. Для каждого из эта­пов определены промежуточные задачи и ожида­емые результаты, методы выполнения соответ­ствующих действий.

В каждой главе дается практикум (упражне­ния, тесты, задачи), позволяющий апробировать приведенный материал.

Первая часть целевой аудитории - это те, кто осуществляет командообразование на практике и, соответственно, часто сталкивается с подобными проблемами в своей повседневной деятельности. То есть предприниматели, руководители различ­ных уровней организационной иерархии, стремя­щиеся достигнуть не только высокого уровня ис­полнительности в среде своих подчиненных, но и улучшить взаимодействие, создать атмосферу сотрудничества, способствующую повышению результатов труда. Для этой целевой аудитории интересными, на наш взгляд, могут оказаться следующие положения книги:

Вторая часть целевой аудитории - это те, кто изучает вопросы командообразования (например студенты и т. п.), и те, кто просто интересуется подобными вопросами.

Для этой целевой аудитории интересными в книге могут оказаться, например, следующие положения:

О представление о команде и основные усло­вия формирования команды, синтезирован­ные авторами;

□ анализ влияния стадий развития команды на различные аспекты ее жизнедеятельно­сти (например стиль руководства командой);

Следует отметить, что полученные в ходе иссле­дования материалы в течение ряда лет применяют­ся в учебном процессе Института экономики и ме­неджмента Пензенского государственного универ­ситета архитектуры и строительства при изучении дисциплин «Управление персоналом», «Организа­ционное поведение», «Теория организации».

В целом, новизна работы заключается в том, что: П уточнены основные условия - общая цель и совместная деятельность, - соблюдение которых является необходимым для орга­низации команды; О выделены факторы, оказывающие влияние

на совместный труд членов команды; П проведен анализ деятельности управленче­ских команд и установлены основные резер­вы повышения эффективности совместного труда их членов;

Введение

□ разработана технология, содержащая алго­ритм и методы осуществления мероприятий по установлению и реализации резервов для повышения эффективности команды. Изучая данную проблематику с 1997 г., мы не разочаровались в выбранной теме исследования. Поскольку любой человек в своей жизнедеятель­ности постоянно осуществляет взаимодействие с кем-либо, то вопрос о том, как лучше организо­вать это сотрудничество, будет всегда оставаться для него значимым.

Кроме того, очевидно, что хорошо организован­ное объединение людей может достигнуть резуль­тата, существенно превышающего простую ариф­метическую сумму тех результатов, которые учас­тники объединения получили бы по отдельности. Однако снова встает вопрос, как организовать людей, чтобы подобный эффект стал реальным.


Похожая информация.


Вариант 1

1. Продолжите утверждение «Формальные организации это…»

2) организации, которые официально зарегистрированы и действуют на основании существующего законодательства и установленных регламентов;

3) организации, которые действуют вне рамок законодательства, при этом группы возникают спонтанно, но люди взаимодействуют друг с другом достаточно регулярно

2. К факторам внешней среды организации относят…

1) конкурирующие организации;

2) кадры организации;

3) материальные ресурсы;

4) правительственные акты;

5) технологические ресурсы

3. Определить к какому типу организационных структур относится данная структура

1) линейная;

2) функциональная;

3) линейно-функциональная;

4) матричная;

5) дивизиональная.

4. Продолжите утверждение «Горизонтальное разделение труда это…»

1) разделение на параллельно функционирующие подразделения внутри организации;

2) координация работы составных частей организации: отделов, служб, подразделений;

3) специализация работников по видам деятельности

5. Регламентирование деятельности по управлению персоналом коллективным договором относится к…

1) федеральному уровню;

2) региональному уровню;

3) локальному уровню

6. Коллективный договор – это


1) договор администрации предприятия и рабочим коллективом в лице профсоюза;

2) договор профсоюза и рабочего коллектива;

3) соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами о труде;

7. Информационная подсистема управления персоналом включает:

1) сведенья о прохождении курсов повышения квалификации;

2) обучение персонала;

3) дополнительные выплаты

4) сведенья, относительно мотивации сотрудников

8. Методы управления персоналом, при которых осуществляются приемы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов

1) административно – правовые;

2) социально – психологические;

3) экономические

1) теория А. Маслоу;

2) теория ожидания Врума;

3) теория Ф. Герцберга;

4) теория справедливости С. Адамса

10. Теория какого ученого предполагает движение по иерархии потребностей как снизу вверх, так и сверху вниз?

1) теория А. Маслоу;

2) теория Врума;

3) теория Ф. Герцберга;

4) теория Д. Мак-Клеланда;

5) теория К. Альдерфера

11. Этап кадровой политики нормирование и программирование предполагает…

1) согласование принципов и целей работы с персоналом с принципами и целями организации, разработка программ и путей достижения целей кадровой политики;

2) разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации;

3) определение выбора основных форм и методов управления персоналом;

12. Вид кадровой политики, характеризуемый отсутствием у руководства организации выраженной программы действий в отношении персонала.

1) пассивная кадровая политика;

2) реактивная кадровая политика;

3) превентивная кадровая политика;

4) активная кадровая политика

13. К какой из предложенных категорий персонала относятся секретари

5) промышленно – производственный персонал;

6) инженерно – технический персонал;

7) рабочие;

14. Рассчитать коэффициент постоянства кадров, если известно, что количество работников, состоящих в списочном составе весь календарный год составило 53 человека, среднесписочная численность за рассматриваемый период 212 чел.

15. На основе данных таблицы определить темп роста численности предприятия, долю женщин, долю мужчин в общей численности персонала

16. Токарю согласно выданному заданию следует изготовить изделий А – 70 шт, изделий Б – 40 штук. Фактически им было изготовлено изделий А – 85 шт, изделий Б – 40 шт. Расценка по изделию А: в пределах задания – 30 руб., сверх задания – 35 руб. Расценка по изделию Б: в пределах задания – 38 руб., сверх задания – 40руб. Определить заработную плату токаря.


17. Открытая кадровая политика это…

1) политика, которая характеризуется прозрачностью организации для потенциальных сотрудников на любом уровне иерархии управления;

2) политика, которая характеризуется включением нового персонала только с низшего должностного уровня;

3) политика, которая характеризуется наличием у руководства не только обоснованных прогнозов развития ситуации, но и средств воздействия на нее

18. Вид резюме, отличительной чертой которого является описание ожиданий от компании

1) хронологическое резюме;

2) функциональное резюме;

3) комбинированное резюме

19. При составлении резюме в разделе «дополнительная информация» указывается:

2) контактные телефоны и адрес электронной почты;

3) личностные качества;

4) образование

20. Перечислить основные правила составления резюме

1) договор, заключаемый на определенный срок не более 2 лет;

2) договор, заключаемый на определенный срок не более 3 лет;

3) договор, заключаемый на определенный срок не более 5 лет;

4) договор, заключаемый на неопределенный срок

22. Перечислить основные этапы процесса набора персонала в организацию.

23. Указать запретные темы при прохождении собеседования:

1) политические взгляды;

2) режим работы;

3) длительность испытательного срока;

4) материальные трудности;

5) недостатки прежних работодателей

1) исходя из квалификации работника;

2) исходя из квалификации работника и количества отработанного времени

3) исходя из количества выпущенной продукции

1) одного месяца;

2) двух месяцев;

3) трех месяцев

26. На время выполнения сезонных работ испытательный срок…

1) не устанавливается;

2) не должен превышать более двух недель;

3) не должен превышать двух месяцев

1) одной недели;

2) двух недель;

3) одного месяца

28. Определить заработную плату слесаря 3 – го разряда, если количество рабочих дней в месяце – 20. Продолжительность смены – 8 часов, премия – 1500 руб.

29. Раздел трудового договора «дополнительные условия» содержит:

1) условия оплаты труда;

3) условия об испытательном сроке;

4) компенсации за вредные условия труда

30. Сдельная расценка это…

1) величина оплаты за единицу качественной продукции;

2) показатель, характеризующий затраты рабочего времени на производство определённой потребительной стоимости;

3) показатель, характеризующий количество произведенной продукции, приходящиеся на единицу времени (час, смена, квартал, год) или одного среднесписочного работника.

Итоговый тест по дисциплине «Управление персоналом»

Вариант 2

1. Продолжите утверждение «Неформальные организации это…»

1) группа людей, деятельность которых координируется для достижения поставленных общих целей;

2) организации, которые действуют вне рамок законодательства, при этом группы возникают спонтанно, но люди взаимодействуют друг с другом достаточно регулярно;

3) организации, которые официально зарегистрированы и действуют на основании существующего законодательства и установленных регламентов;

2. К факторам внутренней среды организации относят:

1) капитал организации;

2) экономические условия в стране;

3) конкурирующие организации;

4) материальные ресурсы;

5) технологические ресурсы

3. Определите к какому типу организационных структур относится данная структура

1) линейная;

2) функциональная;

3) линейно-функциональная;

4) матричная;

5) дивизиональная.

4. Продолжите утверждение «Вертикальное разделение труда это…»

1) закрепление определенной работы за специалистами, то есть за теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого;

2) разделение на параллельно функционирующие подразделения внутри организации;

3) координация работы составных частей организации: отделов, служб, подразделений;

1. Сущность технико-технологического аспекта управления персоналом заключается в следующем:
а) включает вопросы соблюдения трудового законодательства в кадровой работе;


г) отражает уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологии, производственные условия и др.

2. Сущность социально-психологического аспекта управления персоналом заключается в следующем:
а) отражает уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологии, производственные условия и др.;
б) отражает вопросы социально-психологического обеспечения управления персоналом, внедрения различных социологических и психологических процедур в практику кадровой работы;
в) содержит вопросы, связанные с планированием численности и состава персонала, их материальным стимулированием, использованием рабочего времени, организацию делопроизводства;
г) включает вопросы соблюдения трудового законодательства в кадровой работе.

3. Сущность организационно-экономического аспекта управления персоналом заключается в следующем:
а) содержит вопросы, связанные с планированием численности и состава персонала, их материальным стимулированием, использованием рабочего времени, организацию делопроизводства;
б) предусматривает решение вопросов, связанных с воспитанием кадров, наставничеством;
в) включает вопросы соблюдения трудового законодательства в кадровой работе;
г) отражает уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологии, производственные условия и др.

4. Физически развитая часть населения, обладающий умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве — это:
а) рабочая сила;
б) трудовые ресурсы;
в) трудовой потенциал;
г) персонал.

5. Способность человека к труду, совокупность его физических, интеллектуальных способностей, приобретенных знаний и опыта, которые используются в процессе производства товаров и предоставления услуг — это:
а) рабочая сила;
б) трудовые ресурсы;
в) трудовой потенциал;
г) трудовой коллектив.

6. Работники предприятия, работающие по найму и имеющие трудовые отношения с работодателем — это:
а) трудовые ресурсы;
б) человеческие ресурсы;
в) персонал;
г) трудовой потенциал.

7. При участии в процессе производства и управления персонал делится на:
а) руководителей и специалистов;
б) основной и обслуживающий персонал;
в) основной, вспомогательный и обслуживающий персонал;
г) производственный и управленческий персонал.

8. Основными функциями процесса управления персоналом являются:
а) анализ, планирование, мотивация, контроль;
б) учет, аудит, планирование, прогнозирование, контроль;
в) планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование;
г) планирование, прогнозирование, организация, мониторинг, контроль.

9. По содержанию осуществления воздействия на исполнителей методы управления персоналом подразделяются на следующие группы:
а) организационные, экономические, психологические;
б) экономические, распорядительные, социальные;
в) административные, организационные, социально-психологические;
г) административные, экономические, социально-психологические.

10. В общих принципов управления персоналом относят:
а) научность, непрерывность, нормативность, экономичность;
б) комплексность, плановость, заинтересованность, ответственность;
в) научность, системность, непрерывность, нормативность;
г) все выше перечисленные.

11. Стиль управления персоналом, который имеет такие характеристики: «единоличное выявления воли при наличии управленческих функций руководителя; формирование руководителем строгого морально-психологического климата в коллективе», носит название:
а) авторитарный;
б) автономный;
в) співпричетний;
г) консультативный

12. В историческом развитии в управлении персоналом можно выделить последовательную смену следующих современных концепций и подходов:
а) управление трудовыми ресурсами, управление персоналом, управление человеческими ресурсами, управление трудовым потенциалом, управление человеческим капиталом.
б) управление персоналом, управление кадрами, управление человеком.
в) менеджмент персонала, управление трудовыми ресурсами, управление человеческими ресурсами, управление человеком.
г) управление кадрами, управление персоналом.

13. Процесс совершенствования моральных, психологических, социальных, профессиональных и физических качеств личности в их единстве — это:
а) духовное развитие личности;
б) нравственное развитие личности;
в) гармоничное развитие личности;
г) профессиональное развитие личности.

14. Группа качеств работника в которую входят: честность, образованность, ответственность, порядочность, уважение к людям — это:
а) личностная;
б) социальная;
в) адаптационная;
г) культурная.

15. Группа качеств работника в которую входят: лояльность, бесконфликтность, способность к компромиссам, склонность к интригам, стремление к лидерству — это:
а) личностная;
б) социальная;
в) адаптационная;
г) культурная.

16. Группа качеств работника, в которую входят: сообразительность, способность к быстрой адаптации, стрессоустойчивость, способность к обучению — это:
а) личностная;
б) социальная;
в) адаптационная;
г) культурная.

17. Факторами формирования организационного поведения личности, которые определяют поведение в зависимости от взаимоотношений индивидов, являются:
а) культурологические;
б) социально-психологические;
в) біопсихологічні;
г) демографические.

18. Социальная структура персонала — это:
а) совокупность групп, классифицированных по уровню образования, стажу работы, полу, возрасту, национальности, семейному состоянию, направлением мотивации и т.п.;
б) количественно-профессиональный состав персонала, размеры оплаты труда и фонд заработной платы работников;
в) состав и распределение творческих, коммуникативных и поведенческих ролей между отдельными работниками;

19. Штатная структура персонала — это:
а) состав и распределение творческих, коммуникативных и поведенческих ролей между отдельными работниками;
б) совокупность групп, классифицированных по уровню образования, стажу работы, полу, возрасту, национальности, семейному состоянию, направлением мотивации и т.п.;
в) количественно-профессиональный состав персонала, размеры оплаты труда и фонд заработной платы работников;
г) классификация работников в зависимости от выполняемых функций.
20. Группа работников, которая направляет, координирует и стимулирует деятельность предприятия, распоряжается его ресурсами, несет полную ответственность за достижение целей предприятия — это:
а) линейные руководители;
б) функциональные руководители;
в) специалисты;
г) производственный персонал.

1 На низшем уровне управления (производственны й участок, функциональное подразделение) происходит …

a. разрабатываются стратегия менеджмента персонала

b. непосредственное руководство исполнителями ***

c. планирование производства

d. определяются объемы инвестирования в развитие персонала

2 Продукт (результат) менеджмента персонала имеет следующие измерения:

a. экономическое и социальное ***

b. плановый и фактический

c. психологический и энергетический

d. централизованный и децентрализованн ый

3 Совокупность средств, направляемых на финансирование деятельности в области менеджмента персонала это:

a. финансовое обеспечение менеджмента персонала ***

b. техническое обеспечение менеджмента персонала

c. правовое обеспечение менеджмента персонала

d. информационное обеспечение менеджмента персонала

4 Учет кадров должен обеспечивать сведения о:

a. деятельности организации в целом

b. распределения объема нагрузки на каждого работника

c. количество, изменение и состав персонала организации ***

d. расходов на персонал

5 Управление на верхнем уровне предусматривает:

a. управления исполнителями

b. планирование производства

c. организацию деятельности

d. формирование политики управления персоналом ***

6 Организация учета персонала непосредственно возлагается на:

a. службу безопасности

b. отдел кадров ***

c. отдел маркетинга

d. главного бухгалтера

7 Методы управления, с помощью которых создаются необходимые условия работы персонала, разрабатывается структура управления:

a. экономические

b. психологические

c. организационные ***

d. административные

8 Совокупность документов организационно-м етодического, нормативно-техни ческого и технико-экономич еского характера, которые определяют нормы, правила, требования, характеристики и другие данные, используемые для решения задач организации труда и управления персоналом — это:

a. нормативно-право вое обеспечение менеджмента персонала

b. информационное обеспечение менеджмента персонала

c. научно-методичес кое обеспечение управления персоналом ***

d. кадровое обеспечение менеджмента персонала

9 Свойство человека беспристрастно оценивать других людей, события, явления, характеризующиес я противоречивыми чертами; способность с уважением относиться к мнению и убеждениям других людей, — это:

a. либеральность

b. толерантность ***

c. тактичность

d. объективность

10 Уровень профессиональной готовности работника к определенному виду работы — это:

a. квалификация ***

b. компетентность работника

c. профессиональная пригодность

d. структура персонала

11 Способность привлекать к себе людей благодаря формированию у них в процессе общения положительных эмоций — это

a. эмпатия

c. толерантность

d. аттракция ***

12 Безработица, вызванная спадом производства, — это:

a. циклическая ***

b. фрикционная

c. структурная

d. временная

13 Структура, численность работников и Положение об отделе кадров утверждаются:

a. начальником службы безопасности

b. главным бухгалтером

c. высшим руководством предприятия ***

d. общим собранием руководителей подразделений

14 Соглашение между работником и собственником организации, согласно которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации, должности, подчиняясь внутреннему трудовому порядке, а владелец предприятия — выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать необходимые для выполнения работы условия труда. Это …

a. трудовой договор ***

b. личная карточка

c. трудовая книжка

d. личное дело

15 Психологический механизм регуляции социально-психол огического климата, который способствует превращению группы в сплоченный, саморегулируемый социальный организм, в котором усилия всего персонала направлены на достижение целей организации.

A. коммуникация

b. адаптация

c. идентификация

d. интеграция ***

16 Ощущение неудовлетворенно сти от реального или воображаемого контакта с другим человеком:

a. симпатия

b. притяжение

c. отторжение

d. антипатия ***

17 Субъектами управления персоналом в организации являются:

a. работники производственных и функциональных подразделений

b. линейные и функциональные руководители всех уровней управления, работники производственных и функциональных подразделений, которые обеспечивают руководителей необходимой для управления персоналом информацией или выполняют обслуживающие функции ***

c. только линейные

d. только функциональные руководители всех уровней управления

18 Основной рабочий документ отдела кадров, который отражает состояние укомплектования персонала предприятия, — это …

a. алфавитная книга

b. личное дело

c. штатно-должностн ая книга ***

d. личная карточка

19 Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации — это:

a. мотивация ***

b. побуждение

c. поощрение

d. стимулирование

20 Отдел организации труда и заработной платы:

a. устанавливает нормы труда, определяет плановую численность персонала по категориям, разрабатывает условия оплаты труда, планирует фонд заработной платы, ведет учет трудоемкости продукции ***

b. контролирует условия труда, соблюдение работниками правил техники безопасности, ведет учет травматизма, профзаболеваний и связанных с этим расходов c. разрабатывает планы производства, от которых зависит численность и профессионально- квалификационная структура персонала

d. организует аренду, перемещения и увольнения работников

21 Штатно-должностн ая книга отражает:

a. организационную структуру предприятия

b. состояние укомплектования персонала ***

c. информацию о деятельности отдела кадров

d. сведения о руководящем составе

22 Функция руководителя, при которой он использует свои полномочия для обеспечения функционирования организации, разрабатывая и реализуя кадровую политику комплектования штатов, подбор, обучение, расстановку и перемещение кадров — это функция:

a. организатора

b. воспитателя

c. администратора ***

Информационного центра

23 Стадия конфликта, на которой растет социальное напряжение, активизируются действия сторон:

a. расцвет

b. развертывание ***

c. затухания

d. зарождения

24 На низшем уровне управления происходит:

a. формулируется политика менеджмента персонала (кадровая политика), определяются объемы инвестирования в развитие персонала

b. разрабатывается стратегия менеджмента персонала, принимается решение о замещении ключевых постов

c. решение вопроса планирования производства, нормирования труда, организации деятельности, оплаты труда, замещение вакантных должностей

d. непосредственное руководство исполнителями ***

25 Социальная эффективность менеджмента персонала характеризуется следующими показателями качества трудовой жизни персонала (определите наиболее полный ответ):

a. динамика реальной заработной платы, содержание и условия труда, текучесть кадров, социально — психологический климат в трудовом коллективе ***

b. текучесть персонала, социально — психологический климат в трудовом коллективе

c. динамика реальной заработной платы, содержание и условия труда

d. прибыль, рентабельность, производительнос ть, материальность, энергоемкость продукции

26 Соответствующая подготовка, знания, опыт и навыки работника для выполнения конкретных работ — это:

a. профессиональная пригодность

b. квалификация

c. компетентность работника ***

d. структура персонала

27 Совокупность данных, которые используют субъекты менеджмента персонала для решения таких задач, как планирование численности персонала, профессиональный подбор персонала, производственная и социальная адаптация новых сотрудников, регламентация должностных обязанностей, развитие персонала, охрана труда — это:

a. правовое обеспечение менеджмента персонала

b. информационное обеспечение менеджмента персонала ***

c. техническое обеспечение менеджмента персонала

d. финансовое обеспечение менеджмента персонала

28 Систематизирован ный по видам экономической деятельности сборник описаний профессий, которые приведены в классификаторе профессий, — это:

a. межотраслевые нормы и нормативы образовательных характеристик профессий работников

b. справочник квалификационных характеристик профессий работников ***

c. справочник образовательных характеристик профессий работников

d. межотраслевые нормы и нормативы

29 Методы воздействия на организационные трудовые конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, недостатки в организации труда, системах стимулирования:

a. агрессивные ответные действия

b. межличностные

c. внутриличностные

d. структурные ***

30 Важными составляющими политики управления персоналом являются:

a. социальная политика организации

b. политика занятости

c. все ответы верны ***

d. политика трудовых доходов

Федеральное агентство связи

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

__________________________________________________________________________

Кафедра _____________Э и ОП_____________________

(наименование кафедры)

СБОРНИК ТЕСТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

________МЕНЕДЖМЕНТ ________

(наименование учебной дисциплины)

по специальности (направлению подготовки):

___________________________________________________

наименование специальности (направления подготовки)

Менеджмент. Сборник тестов. – Самара.: ПГУТИ, 2011. – с.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

Тема 1. Природа управления и исторические тенденции его развития

Тема 2. Общая характеристика менеджмента

Тема 4. Функции менеджмента

Тема 5. Социально-психологические основы менеджмента

Тема 6. Организационное проектирование в менеджменте

Тема 7. Функциональные области менеджмента

Тема 1. Природа управления и исторические тенденции его развития.

1. Возникновение раннего менеджмента связано с:

Началом ведения племенами людей оседлого образа жизни

Проведением управленческих экспериментов в Хоторне

Разработкой Ф. Тейлором концепции научного управления

-переходом от мануфактур к машинному производству

2. В теории управления эволюцию концепций менеджмента представляют такие управленческие школы как:

Комплексного и маркетингового управления

-научного управления и административная (классическая)

Социально-этического управления

-человеческих отношений и поведенческих наук

3. Глобализация как фактор развития менеджмента характеризуется:

Появлением и развитием массового машинного производства

Возникновением международных рынков

Снижением объемов иностранного инвестирования в экономику страны

-значительным увеличением темпов роста прямых иностранных инвестиций

4. К внутренним факторам, обусловливающим необходимость и возможность интеграции в организации, относится:

Коммуникации, необходимые для реализации целей управления

Повышение качества различной силы на рынке труда

Международные рынки

Появление новых технологий выполнения деятельности на рынке

5. К основным положениям административной школы управления, сформулированным в виде правил, можно отнести:

Изучение поведения человека в организации

-централизацию организации

-корпоративный дух в организации

6. К основным положениям школы научного управления можно отнести:

Нормирование труда

Научный подход к подбору и обучению персонала

Усиление разработки социальных аспектов трудовых ресурсов

Единство распорядительства

7. К основным положениям школы человеческих отношений в менеджменте можно отнести:

Использование групповой самоорганизации

Участие работников в управлении

Беспристрастность

Применение экономико-математических моделей в управлении

8. К особенностям американского стиля управления организацией можно отнести:

Преобладание использованиягрупповых форм контроля

Отказ от использования формального описания полномочий исполнителям в пользу неформального регулирования

-личную ответственность каждого руководителя за выполнение директивно установленных показателей

Четко определенную ответственность каждого работника

9. К особенностям российской модели менеджмента относится:

Всеобщее участие в конечных результатах

-ограниченная роль трудового коллектива в управлении

Ориентация на производство

Гарантия занятости и создание обстановки доверительности

10. Основателем бюрократической доктрины в теории менеджмента был:

Ф. Тейлор

А. Файоль

-М. Вебер

11. Процесс и состояние объединения усилий всех подразделений(подсистем, функций) организации для достижения ее целей и задач в менеджменте называется:

Интеграцией

Дифференциацией

Централизацией

Децентрализацией

12. Развитие менеджмента связывают с использованием автоматизированных систем управления (АСУ), которые представляют собой:

Программное обеспечение для технических средств

Комплекс организационно-технического оборудования

-совокупность экономико-математических методов, технических средств и организацонных компонентов

Совокупность экономико-математических методов

13. Свои исследования в рамках развития количественной школы управления вели такие исследователи как:

А. Фойоль

- Н. Винер

Д. Мак-Грегор

14. Свои исследования в рамках развития моделей человеческих отношений вели такие исследователи как:

Ф. Тейлор

-А. Маслоу

Д. Мак-Грегор

15. Ситуационный менеджмент позволяет выявить взаимозависимости между:

Организационными подсистемами

Организационными системами в целом и средой

Процессным и рациональным подходами к управлению

Различными школами управления

16. Согласно теории управления, административной школе управления соответствуют такие принципы управления как:

Разделение труда

Гибкость управления

-централизация

Снижение рисков

17. Составным элементом предложенной Ф. Тейлором научной системы знаний о законах рациональной организации труда является:

Изучение мотиваторов трудовой деятельности

Корпоративный дух

-дифференцированная оплата труда

Хронометраж

18. Тенденция к делению работ в организации между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данных подразделениях, в менеджменте получила название:

Интеграция

Централизация

Децентрализация

-дифференциация

19. Установите соответствие между преобладающим типом мотивации и стилем менеджмента страны, где он используется в управленческой практике

1.Мотивация работы на фирму, формирование корпоративного сознания.

2.Мотивация конкретных работников на основе экономических и нематериальных стимулов.

3.Мотивация конкретных работников материальными стимулами на основе субъективного мнения руководителя.

Менеджмент в Китае

Менеджмент в США 2

Менеджмент в России 3

Менеджмент в Японии 1

20. Установите соответствие между преобладающим типом управленческих решений и стилем менеджмента страны, где он используется в управленческой практике

1.Менеджмент в Японии.

2.Менеджмент в России.

3.Менеджмент в США.

Единоличный

Единолично-консультативный или компромисс 3

Сугубо единоличный, реже единолично-консультативный 2

Консенсус или компромисс 1

21. Установите соответствие между традиционной структурой подготовки управленческих решений и стилем менеджмента страны, где она используется в управленческой практики.

1.Менеджмент в Японии.

2.Менеджмент в США.

3.Менеджмент в России.

Короткая фаза подготовки, длинная фаза исполнения 2

Длинная фаза подготовки, короткая фаза исполнения 1

Отказ от фазы подготовки в пользу удлинения фазы исполнения

Очень короткая фаза подготовки, очень длинная фаза исполнения 3

22. Учение об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах получило название:

Менеджмент

Семантика

-кибернетика

23. Эмерджентность как свойство современных управленческих систем означает:

Качество, свойство системы, которое не присуще ее элементам в отдельности, а возникает благодаря объединению этих элементов в единую целостную систему

Свойство системы как особой формы с целями и ценностями разработавших ее авторов

Наличие у системы окружения не являющегося частью системы, но оказывающего на нее влияния

Возможность отличать свойство системы от других

24. Японскую модель менеджмента характеризуют такие принципы управления как:

Строгая формализация структуры управления

Ориентация на индивидуальные навыки и инициативу

-гарантия занятости и создание обстановки доверительности

Управление ориентированное на качество

Тема 2. Общая характеристика менеджмента

1. В теории и практике менеджмента к объектам управления на производстве можно отнести:

Работников цеха

Специалистов банка-кредитора

-качество продукции

2. В теории и практике менеджмента к факторам внешней среды прямого воздействия организации относятся…

Конкуренты

Поставщики

Социо-культурные факторы

Информационные процессы в экономике

3. В теории менеджмента к факторам внешней среды прямого воздействия на организацию относятся…

Персонал организации

-потребители

Цели и структура организации

-поставщики

4. В теории менеджмента основными факторами внешней среды косвенного воздействия являются …

Деятельность организаций-поставщиков

-социально-политическая ситуация в мире

Общая экономическая ситуация в стране

Поведение потребителей

5. Для организации характерно такое свойство системы, как…

Цикличность

-единство главной цели для всех элементов

Децентрализация

6. К задачам маркетинговой концепции организации относятся:

Оценка уровня развития организационной культуры;

Предоставление информации необходимой для эффективных коммуникаций;

-изучение рынка;

7. К общим закономерностям управления можно отнести…

Приоритетность организационно-распорядительных (административных) методов управления

-преимущественную эффективность сознательного планомерного управления

Соотносительность субъекта и объекта управления

Применение экономико-математических методов управления

8.Комплекс организационно-технических средств, предоставляющих необходимую информацию для эффективных коммуникаций и управления организацией формирует ________ подсистему организации

Маркетинговую

Производственно-технологическую

-информационную

Социальную

9. К педагогическим качествам, которыми должен обладать руководитель, относятся:

Умение анализировать собственную деятельность;

Способность к изучению иностранных языков;

Способность принимать интуитивные решения;

-умение выделять достоинства и недостатки собственной деятельности.

10. К целям анализа внутренней среды организации в менеджменте относятся:

Сравнительный анализ конкурентных преимуществ организации;

-оценка уровня развития организационной культуры;

Установление эффективности организационной структуры;

Оценка вероятности изменения потребительского поведения.

11. Менеджмент как управление в условиях рыночной экономики означает…

Независимость организации от факторов внешней среды

Использование линейно-функциональных структур управления

-постоянное стремление к повышению эффективности деятельности

Ориентацию организации на спрос и потребности рынка

12. Менеджмент рассматривается в управленческой литературе как…

Производственная деятельность организации

-самостоятельный вид профессиональной деятельности

Рациональное использование ресурсов для достижения целей

Деятельность, имеющая целью продвижение продукции на новый рынок

13. Обратная связь как элемент системы управления представляет собой информацию которая…

Поступает от субъекта управления к объекту управления

-поступает от объекта управления к субъекту управления

Содержит управленческую команду

-содержит сведения об исполнении команд и состоянии объекта управления

14. Организации пришлось снизить цену на свой продукт и перейти в другой сегмент рынка после того, как на рынок вышли конкуренты с технологически новой моделью продукта. В этой ситуации на деятельность нашей организации повлияли такие факторы внешней среды как:

Поведение конкурентов

Маркетинговые стратегии нашей организации

Цена на продукт

-изменение технологии

15. Основными признаками организации в теории менеджмента является:

Корпоративный дух

-саморегулирование

Наличие цели

Децентрализация

16. Представление организации как открытой системы означает что организация:

Находится в динамическом взаимодействии с внешней средой

Независима от окружения

-подвергается влиянию внешней среды

Не получает ресурсы из внешней среды

17. Система представляет собой некую целостность, состоящую из _______ каждая(ый) из которых вносит свой вклад в характеристики целого

Соразмерных частей

Отдельных групп методов

-взаимозависимых частей

Независимых элементов

18. Согласно теории менеджмента, обратная связь внутри системы управления несет информацию о(об):

Состоянии объекта управления

Состоянии субъекта управления

Состоянии внешней среды

-исполнении управленческих команд

Теория и практика управления техническими системами

Методология сбора и обработки информации

-коллектив менеджеров, организованный в виде структуры управления

Часть науки об управлении в сложных организационно-экономических системах

20. Управленческий персонал выполняет в организации такие задачи как:

Выполнение текущих производственных операций

-обеспечение реализации интересов собственников

Ответственность за процесс и результаты деятельности

-разработка и реализация стратегии поведения организации

21. Установите соответствие между наименованием роли менеджера в организации и её характеристикой:

1. Роль лидера.

2. Роль связующего звена

3. Роль приемника информации

Постоянно собирает разнообразные сведения специализировано для своей работы характера, поступающие как из внешней среды так и изнутри организации 3

Передает информацию для внешних контактов организации по проблемам данной отрасли относительно планов и политики действий, а так же результатов работы организации

Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации 2

1

22. Установите соответствие между наименованием роли менеджера в организации и ее характеристикой

1. Предприниматель

2. Устранитель нарушений

3. Ведущий переговоры

Отвечает за представительство организации на всех значимых переговорах 3

Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью серьезных изменений вследствие нарушений выполнения стратегических и текущих программ действий 2

Отвечает за мотивацию подчиненных и набор, подготовку кадров и сопутствующие этим задачам вопросы

Изыскивает возможности улучшения, совершенствования деятельности как внутри самой организации, так и за ее пределами и контролирует разработку определенных проектов 1

23. Установите соответствие между наименованием типа поведения менеджера и его характерными чертами

1. Менеджер-патерналист

2. Менеджер-дипломат

3. Менеджер-инноватор

Играет роль «главы семьи», по-отечески относится к работникам 1

Делает все возможное, чтобы смягчить недовольство работников в условиях кризисных ситуаций, пытается «протолкнуть» невостребованную продукцию организации

Активно занимается внедрением инноваций в деятельность организации, считая их более эффективными, чем простую корректировку деятельности 3

Посвящает большую часть времени углублению деловых связей, заключению сделок, разрешению споров, улаживанию отношений

с властями 2

24. Характерными особенностями управленческого труда является:

Жесткая формализация

-невозможность полного нормирования

Творческий, вероятностный характер

Узкий диапазон функций

Тема 3. Методологические основы менеджмента.

1. Административные методы менеджмента включают две группы методов: _______________ и _______________ воздействия.

Экономического

Распорядительного

Организационного

Психологического

2.В менеджменте в соответствии с принципом ____________________ реализуется выработка коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.
-сочетания прав, обязанностей и ответственности

Единоначалия

-коллегиальности

Системности

3. В менеджменте выделяют следующие группы методов управления:

Организационно-экономические

Социально-экономические

-административные (организационно-распорядительные)

Экономические

Социально-психологические

4. В 1912 году впервые принципы менеджмента сформулировал…

Г. Саймон

А. Файоль

-Г. Эмерсон

5. Если годовые постоянные издержки на производство продукции составили 3000 тыс. руб., удельные переменные издержки на единицу продукции равны 200 руб., а цена единицы продукции составила 500 руб., то точка безубыточности в шт. будет равна …

6. Если по итогам года чистая прибыль предприятия составила 1200 тыс. руб., затраты на управление составили 2000 тыс. руб., а выручка от реализации продукции составила 45000 тыс. руб., то коэффициент экономической эффективности аппарата управления будет равен …
-0,027

7. Если по итогам отчетного года чистая прибыль предприятия составила 18000 тыс. руб., стоимость выпущенной продукции составила 143500 тыс. руб., а численность работников, занятых на предприятии, составила 120 чел., то показатель производительности труда в тыс. руб./чел. будет равен …

8. Если работник составляет материальный баланс сборочного цеха, он реализует ______________________ метод управления.
-воспитательный

Административный

-экономический

распорядительный

9. Задача регулирования межличностных отношений отводится группе ____________________________ методов управления.
-административных

Экономических

Воспитательных

-социально-психологических

10. Издание приказа о премировании работников руководством организации относится к методам ___________________ воздействия в менеджменте.

Экономического

Организационного

-распорядительного

Психологического

11. Коммерческий расчет как экономический метод в менеджменте применяется на уровне…

Отдельного работника

Государства

-предприятия

Национальной экономики

12. К методам управления, базирующимся на материальных интересах людей, относятся ___________________ методы.

Экономические

Социально-психологические

Социально-экономические

Административные

13.К социально-психологическим методам управления относятся методы …

Исследований, используемые для решения экстренных проблем

Организационного стимулирования

-кадрового менеджмента

Активного обучения

Поощрения и наказания

14. К формам проявления административных (организационно-распорядительных) методов менеджмента относятся …
-опрос

-приказ

-предложение

Консультация

15. К экономическим методам управления на макроуровне относятся:

Внутрифирменный прогноз

-прогнозы социально-экономического развития отрасли

Коммерческий расчет

-национальные государственные программы

16. К экономическим методам управления на уровне организации относятся …
-внутрифирменный расчет

Социальное проектирование

Оперативно-календарное нормирование

-формирование плана финансовых результатов предприятия

17. К экономическим способам воздействия относятся …

Кредитование

Ценообразование

Координация работ

Нормирование труда

-финансирование

18. Методы менеджмента представляют собой совокупность________________ и __________________воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей

Принципов

Стилей

Способов

19. Начальник отдела провел инструктаж работников о ходе проведения работ на предстоящую декаду. В данном случае использован метод группы _____________________ методов управления.

Воспитательных

Экономических

Социально-психологических

Административных

20. Основным средством воздействия на человека в социально-психологических методах управления в менеджменте является…
-дисциплинарная ответственность

-убеждение

Премиальная выплата

Заработная плата

21. Оценка эффективности определяет оптимальный вариант проекта, реализуемого менеджером и обеспечивающего получение:

Минимум эффекта при максимальных затратах

-максимум эффекта при минимальных затратах

Минимум эффекта при минимальных затратах

Максимум эффекта при максимальных затратах

22. Приведение разновременных затрат и результатов к одному моменту времени – расчетному году – в расчетах эффективности называется…

Дисконтированием

Дисконтом

Окупаемостью

Инвестированием

23. Принципы менеджмента делятся на две группы:

Основные и вспомогательные

Главные и второстепенные

Основные и дополнительные

-общие и частные

24. Социально-психологические методы управления используются для решения задач …
-четкого распределения прав и обязанностей в аппарате управления

Регулирования межличностных отношений в коллективе

оптимального подбора и расстановки кадров

Повышения эффективности организации управления

-повышения эффективности воспитательной работы в коллективе

25. С позиций менеджмента методы управления внутри организации применяются по отношению к…
-поставщикам сырья

Трудовым коллективам

Отдельным работникам

Покупателям продукции

26. Точка безубыточности как один из показателей оценки эффективности позволяет определить такой объем продаж, при котором…
-затраты на производство равны выручке от реализации продукции

Организация несет минимальные убытки

Темпы роста прибыли превышают запланированные

Организация получает максимальную прибыль

27. Установите соответствие между группой методов менеджмента и видом мотивации, являющейся для них основой.
1. Экономические методы
2. Административные (организационно-распорядительные)
3. Социально-психологические
-политическая мотивация

Властная мотивация 2

Материальная мотивация 1

Моральная мотивация 3

28. Установите соответствие между методом управления и группой, к которой он относится.
1. Планирование
2. Регламентирование

3. Анкетирование

Социально-экономические методы

Социально-психологические методы 3

Экономические методы 1

Административные (организационно-распорядительные) методы 2

29. Установите соответствие между понятием и его определением.
1. Методы менеджмента, основанные на совокупности способов воздействия путем создания экономических условий для достижения поставленных целей
2. Методы менеджмента, основанные на способах воздействия на организационные отношения посредством прямых директивных указаний
3. Методы менеджмента, основанные на способах активного воздействия на сознание работников и осуществляющие моральное стимулирование трудовой деятельности

Социально-экономические

Экономические 1

- административные (организационно-распорядительные)2

Социально-психологические 3

30. Установите соответствие между принципами менеджмента и их сущностью.
1. Единоначалие и коллегиальность в управлении
2. Научная обоснованность
3. Плановость
4. Демократизация управления
-деятельность организации должна планироваться 3

В управлении организацией должны участвовать все сотрудники 4

Создается многоступенчатая структура управления, используется вертикальное разделение управленческого труда

Управление должно осуществляться на научной основе 2

Каждый работник отвечает за свой участок работы и за принятие на своем уровне решения 1

31. Установите соответствие между принципами менеджмента и их сущностью.
1. Полномочия и ответственность
2. Подчиненность личных интересов общим
3. Вознаграждение персонала

Преимущество интересов организации перед интересами индивидуумов 2
-
получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд 3

Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ

Соответствие права на принятие решения и ответственности за него 1

32. Установите соответствие между принципами менеджмента, сформулированными А.Файолем, и их определениями.
1. Разделение труда
2. Дисциплина
3. Единоначалие

Получение работником приказов только от одного непосредственного начальника 3

Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы 1

Подчинение условиям соглашения между работником и руководством предприятия 2

Объединение в группы и осуществление по единому плану всех действий, имеющих одинаковую цель

33. Формами проявления социально-психологических методов управления является:

-беседа

Консультация

34. Формой проявления социально-психологических методов управления в кадровом менеджменте является…

Разъяснение

-беседа

Консультация

35. Характеристикой административных (организационно-распорядительных) методов является:

Принуждение и жесткая дисциплина

Ориентация на объективные потребности и интересы работника

-обязательность выполнения распоряжений

Четкая адресность директив

Моральное стимулирование труда

Тема 4. Функции менеджмента

1. Внутрифирменная система информации выполняет функции…

Определения потребности каждого конкретного руководителя в характере и содержании необходимой ему информации для целей оперативного управления производственно-сбытовой деятельностью организации

Проверки соответствия персонала, владеющего навыками использования программных средств, занимаемой должности в организации

Определения номенклатуры должностей, владеющих нужной для руководителя информацией

Определения потребности в технических средствах организации в целом и каждого управляющего для обеспечения всей необходимой информацией

2. В практике менеджмента корректирующие действия по результатам контроля могут быть направлены на …
-изменение стандартов, модификацию целей, пересмотр планов, перераспределение заданий

Измерение достигнутых показателей работы

Установление стандартов, норм и планов

Устранение или нейтрализацию причин, порождающих отклонения

3. В производственно-хозяйственном подразделении фирмы обеспечивается обобщение информации ______________, а также конкретизация информации ______________.
-
«по диагонали»

-«снизу вверх»

-«по горизонтали»

-«сверху вниз»

4. В системе управления контроль выполняет функции …

Административную

-диагностическую

Корректирующую

Финансовую

5. В теории менеджмента к функциям менеджмента по А. Файолю относятся …
-организация

Формулировка целей

Управленческие коммуникации

-планирование

6. Для принятия обоснованных управленческих решений необходимо информационное обеспечение менеджмента, состоящее из …

Определения новых возможностей организации

Формулирования основных задач

-сбора информации

Переработки информации

7. К общим функциям менеджмента, характеризующим содержание управленческого труда, относятся …

Планирование, контроль

Планирование, организация производства, реализация товаров

Подготовка производства, оперативное управление, координация

-распорядительство, организация, координация

8. К основным видам контроля по стадиям осуществления относятся…

Предварительный

Финансовый

Фактический

9. К информации предъявляются требования…

Автоматизации

-удовлетворения потребностей конкретных управляющих

Специализации

-точности и достоверности

10. Координация как функция менеджмента предполагает …

Взаимодействие уровней управления и исполнителей по вертикали и горизонтали

Соблюдение этических норм коммуникаций

Сохранение конфиденциальности

-согласование деятельности функциональных подразделений

11. Круг проблем решаемых совокупностью взаимосвязанных функций управления сводится к…

Организации производства, реализации товаров

-определению конкретных целей развития

Выявлению приоритетности, очередности и последовательности достижения целей

Подготовке производства, организации производства, управлению персоналом

12. Организация управления электронным бизнесом имеет следующие преимущества:
-
обеспечивает конфиденциальность продавца

-позволяет добиться стратегического превосходства над конкурентами

Позволяет снижать издержки и оптимизировать использование трудовых ресурсов

Предполагает хорошее знание постоянного потребителя, так как бизнес ориентирован на нишу рынка

13. Особенностями информации как ресурса являются …

Возможность параллельного использования и легкость передачи

Конкретность и закрытость

-неисчерпаемость, сохраняемость и накапливаемость

Своевременность и избыточность

14. Согласно теории менеджмента, функции управления предназначены для:

Рациональной организации процесса управления путем последовательного выделения относительно самостоятельных видов работ

Формирования организационных структур управления

Определения целей и показателей эффективности деятельности организации

Согласования направлений деятельности подразделений организации

15. Соотнесите организационно-правовые формы хозяйствования и их содержание.
1. Общество с ограниченной ответственностью
2. Полное товарищество
3. Коммандитное товарищество
-
организация, участники которой несут ответственность за ее деятельность всем своим имуществом 2

Организация, в которой наряду с одним или несколькими участниками, отвечающими перед кредиторами всем своим имуществом, имеются участники, ответственность которых ограничивается их вкладами 3

Организация, участники которой несут ответственность за ее деятельность в пределах своей доли в уставном капитале 1

Организация, участники которой кроме ответственности в пределах своей доли несут дополнительную ответственность за ее деятельность своим имуществом в размерах, кратных величине взноса в уставный капитал

16. Соотнесите теорию мотивации и ее содержание.
1. Теория справедливости Дж. Адамса
2. Теория ожиданий В. Врума
3. ERG-теория К. Альдерфера

Концепция мотивации, согласно которой люди определяют соотношение вознаграждения и затраченных усилий 2

Концепция мотивации, построенная на базе таких групп потребностей, как существование, родственность и рост, расположение которых носит иерархический характер 3

Концепция мотивации, построенная на базе таких групп потребностей, как физиологические, потребности в безопасности, отношения принадлежности, потребность в самоуважении, потребность в самовыражении, расположение которых носит иерархический характер

Концепция мотивации, построенная на осознанных потребностях и надежде на справедливое вознаграждение усилий работника 1

17. Соотнесите термин и его определение.
1. Мотивация
2. Мотив
3. Потребности

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей

Психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей к активным действиям, направленным на удовлетворение потребности 2

Динамическая система взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотиваторов), вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека 1

Внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает ощущение дискомфорта 3

18. Соотнесите термин и его определение.
1. Делегирование.
2. Ответственность.
3. Организационные полномочия.
-
передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение 1

Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач 3

Процесс создания структуры организации, которая даст возможность людям эффективно работать вместе для достижения ее целей

Обязательство выполнить имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение 2

19. Соотнесите тип организации и его характеристику

1. Корпоративная организация

2. Индивидуалистическая организация

3. Частное предприятие

Предприятие, имеющее в одном лице учредителя и руководителя 3

Открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность 2

Организация основанная на коллективной собственности и личном труде, где людские и материальные ресурсы соединены в одном лице «собственник-работник»

Особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности, отличающаяся максимальной централизацией и авторитарностью руководства 1

20. Соотнесите тип организации по признаку «деятельность в информационной среде» и его преимущество.
1. Эдхократическая организация
2. Многомерная организация
3. Партисипативная организация
4. Организация, ориентированная на рынок
-рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют несколько функций (маркетинг, разработка, ресурсное обеспечение, производство, сбыт), отличаются друг от друга и территориально разбросаны 2

Отдельные части организации группируются вокруг рынков: обязанностью руководства является максимально возможное делегирование прав и ответственности тем работникам, кто непосредственно делает бизнес

Работники обладают высокой степенью свободы в действиях, компетентны, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы и выбирать средства достижения сложных целей 1

Все части организации группируются вокруг рынков, то есть система управления становится главным ресурсом предприятия: связи в организации формируются под влиянием отношений с потребителями, а не отношений между функциями 4

Членам организации предоставлено право участвовать в принятии решений, касающихся их работы; решение принимается с учетом мнения (вклада) руководителя и вклада работников, что обеспечивает мотивированность их труда и обострение чувства собственника 3

21. Соотнесите элементы прямой экономической мотивации человека и их характеристики.
1. Заработная плата
2. Бонусы
3. Участие в акционерном капитале
4. Участие в прибылях предприятия
-оплата труда наемного работника 1

Установление доли прибыли, из которой формируется поощрительный фонд 4

Получение дивидендов от акций организации 3

Разовые выплаты из прибыли организации 2

Скользящий или гибкий график, делающий режим работы более удобным для человека, что позволяет ему заниматься другими делами

22. Сущность контроля как функции менеджмента является…

Постоянный процесс согласования направлений деятельности подразделений организации

-учет, количественная и качественная оценка результатов работы

Постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения проблем во внутренней и внешней среде

Определение целей и показателей эффективности деятельности

23. Установите правильную последовательность основных задач бизнес-плана как основы стратегического планирования организации.
-оценить затраты на реализацию проекта и его эффективность 2

Изложить в сжатом виде основной замысел проекта, провести предварительную оценку конкурентоспособности проекта, емкости рынка 1

Прогнозировать риск на всех этапах выполнения проекта и попытаться определить пути выхода из возникших проблемных ситуаций 3

Убедить инвестора в целесообразности финансовых вложений в предлагаемый проект 4

24.Установите правильную последовательность разработки оперативных (календарных) планов организации.
-выполнение календарно-плановых расчетов и разработка нормативов организации процессов, рабочих, потребности в материальных ресурсах 3

Изучение документации, условий производства, структуры и квалификации персонала 2

Анализ бизнес-плана организации на будущий год на предмет его полноты, достоверности, обоснованности и эффективности выполнения 1

Оперативное управление выполнением календарных планов (учет, контроль, анализ, стимулирование, регулирование) 5

Разработка календарных планов выпуска продукции подразделениями организации, составление сменно-суточных заданий, их оформление и утверждение 4

25. Установите правильную последовательность элементов алгоритма процесса внутрифирменного планирования.

Формулирование задач, решение которых необходимо для достижения целей 2

Выбор средств и способов их решения 3

Определение требуемых ресурсов, их источников и способа распределения 4

Определение конечных и промежуточных целей 1

26. Установите правильную последовательность элементов стратегического планирования фирмы.
-выбор стратегии и определение приоритетов по конкретным видам деятельности 3

Анализ позиций в конкурентной борьбе во всех видах деятельности 2

Анализ направлений диверсификации видов деятельности и определение

ожидаемых результатов 4

Анализ перспектив развития фирмы 1

27. Установите правильную последовательность этапов составления прогнозов или прогнозирования

Уточнение характеристик объекта прогнозирования 2

Формулирование и оценка вариантов прогноза, разработка рекомендаций по принятию решений 5

Формирование информационной базы 3

Выбор моделей и методов прогноза 4

Определение потребностей в прогнозе, его цели 1

28. Установите правильную последовательность этапов составления прогнозного сценария.
-структуризация информации 1

Формулировка вариантов достижения показателей, сопоставление вариантов и их корректировка с учетом непредвиденных событий 4

Описание показателей желаемого состояния объекта прогнозирования 3

Выбор окончательного варианта достижения намеченных показателей 5

Определение критических точек среды бизнеса 2

29. Установите соответствие между потребностями по А. Маслоу и возможностями их удовлетворения в процессе труда.
1. Потребности в безопасности
2. Потребности в отношениях принадлежности
3. Потребности в самоуважении
4. Потребности в самовыражении