Возникновение англиканской церкви. Тема: Иерархия англиканской церкви

Англиканская церковь

одна из протестантских церквей: её культ и организационные принципы ближе к католической церкви, чем у др. протестантских церквей. А. ц. является государственной церковью в Англии. Возникла в период Реформации (См. Реформация) 16 в. (разрыв английского короля Генриха VIII с папством, секуляризация монастырей и др.) как государственная национальная церковь, возглавленная королём («Акт о супрематии», 1534); её вероучение и организационные формы в своей основе оставались католическими. При Эдуарде VI Т. Кранмер ом была составлена «Книга общественного богослужения» («Common Prayer Book», 1549), сочетавшая в догматике и культе протестантские и католические элементы. При Елизавете Тюдор в «39 статьях» (1571) вероучение было несколько приближено к кальвинизму. А. ц., ставшая важной опорой абсолютизма, была упразднена Английской буржуазной революцией 17 в.; после реставрации Стюартов (1660) восстановлена.

Главой А. ц. является король; фактически он назначает епископов. Примас А. ц. - архиепископ кентерберийский, за ним в иерархии А. ц. следует архиепископ йоркский. Значительная часть епископов является членами палаты лордов. Все принципиальные церковные статуты подлежат утверждению парламента. Расходы по содержанию церкви в большой мере несёт государство. Высшая иерархия А. ц. тесно связана с финансовой олигархией и с земельной аристократией Англии.

В А. ц. существует 3 направления: высокая церковь (High Church), наиболее близкая католицизму; низкая церковь (Law Church), близкая к пуританизму и Пиетизм у; широкая церковь (Broad Church) стремится объединить все христианские течения (господствующее направление в А. ц.).

Кроме А. ц. Англии, имеются самостоятельные А. ц. в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии и некоторых др. странах. Общая численность англикан около 30 млн. Формально отдельные А. ц. не зависят одна от другой, но с 1867 раз в 10 лет англиканские епископы собираются на конференции в Лондоне (т. н. Ламбетские конференции, по названию дворца Lambeth - резиденции архиепископа кентерберийского), образуя Англиканский союз церквей. А. ц. участвует в экуменическом движении (См. Экуменическое движение).

Лит.: Робертсон А., Религия и атеизм в современной Англии, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 4, М.-Л., 1962; A history of the English church, ed. by W. R. W. Stephens and W. Hunt, v. 1-9, L., 1899 - 1910.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Англиканская церковь" в других словарях:

    - (от соб. им.). Государственная церковь в Великобритании и Ирландии, составляет отрасль реформатской церкви, от которой отличается тем, что сохраняет сан епископа, который управляет делами церкви и имеет свои права. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Англиканская церковь - (Anglican Church), церковь Англии. Основана в 16 в. во время протест. Реформа ции. Хотя уже Генрих VIII порвал с католич. церковью, а Эдуард VI сделал первые шаги к утверждению протест, доктрин и практики богослужения, оформление англиканских… … Всемирная история

    АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из протестантских церквей; государственная церковь в Англии. Возникла в период Реформации в 16 в. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король … Современная энциклопедия

    Протестантская церковь, возникшая в 16 в.; в Великобритании государственная. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам… … Большой Энциклопедический словарь

    Англиканская церковь - АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из протестантских церквей; государственная церковь в Англии. Возникла в период Реформации в 16 в. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Вальденсы · Лолларды · Гуситы Реформистские церкви Англиканство · Анабаптизм · … Википедия

    АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - [англ. Anglican Church, лат. Ecclesia Anglicana]: 1) общеупотребительное название Церкви Англии (The Church of England), офиц. протестант. Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле определение, применяемое ко всем Церквам, исторически… … Православная энциклопедия

    Протестантская церковь, возникшая в XVI в.; в Великобритании государственная. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным… … Энциклопедический словарь

    Англиканская церковь - Англика/нской це/ркви, только ед., Государственная церковь в Англии, одна из протестантских церквей, возникшая в XVI в. в период Реформации. Энциклопедический комментарий: По культу и организационным принципам Англиканская церковь стоит ближе к… … Популярный словарь русского языка

    Церковь Англии (Church of England) господствующая Церковь Соединенного Королевства Великобритании и Сев. Ирландии; учреждена в 1662 в правление короля Карла II. Формирование А.Ц. связано с проникновением идей Реформации в Англию (в связи с этим… … Католическая энциклопедия

    - (Reformed Church of England, Established Church, Anglican Church), епископальная церковь, гос. церковь в Англии, одна из протестантских церквей; ее культ и организац. принципы ближе к католич. церкви, чем у др. протестантских церквей.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • , Василий Михайловский , Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. В… Категория: Библиотековедение Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Англиканская церковь и ее отношение к православию , Василий Михайловский , Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии… Категория:

государственная церковь в Англии. Возникла в период Реформации в XVI в. По культу и организационным принципам ближе к католической, чем другие протестантские церкви. Сохраняется иерархия, напоминающая католическую. Главой А. Ц. является король, который назначает епископов. Примас (почетный титул главнейшего епископа) А. Ц. - архиепископ Кентерберийский. Значительная часть епископов являются членами палаты лордов. Существуют 3 церкви: высокая, наиболее близкая к католицизму, низкая - близкая к пуританизму, и широкая - которая является в А. Ц. господствующим направлением, стремящимся объединить всех христиан. Существуют также формально отделенные А. Ц. в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии - всего в 16 странах. Активно участвует в экуменическом движении, объединяющем сторонников объединения христианских конфессий. Одно из направлений в А. Ц. - англокатолицизм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Англиканская церковь

Церковь Англии

(Church of England) - господствующая Церковь Соединенного Королевства Великобритании и Сев. Ирландии; учреждена в 1662 в правление короля Карла II.

Формирование А.Ц. связано с проникновением идей Реформации в Англию (в связи с этим англиканство часто рассматривается в русле протестантизма), но в то же время сами англикане рассматривают А.Ц. как преемницу Ecclesia Anglicana, древнеангл. Церкви, основанной Августином Кентерберийским. Основные догм. тезисы А.Ц. впервые появились в Book of Common Prayer (Книге общих молитв), вышедшей в 1549 (пересматривалась и дополнялась в 1552, 1559, 1662, 1872, 1928).

В правление Елизаветы I (1558–1603) был выработан богосл. компромисс между католически и протестантски ориентированными течениями в А.Ц.: в 1571 Парламент принял 39 статей, представлявших собой своеобразный сплав идей лютеранства и кальвинизма с катол. догматикой, тогда же прекратилось уничтожение икон и скульптур в храмах.

Осн. течения внутри А.Ц. определились в кон. XVII в. Они получили названия: «Высокая Церковь» (High Church), «Низкая Церковь» (Low Church) и «Широкая Церковь» (Broad Church). «Высокая Церковь» была сформирована представителями англиканской церк. иерархии, отстаивавшими такие особенности А.Ц., как гос. характер, абсолютную супрематию короны, епископальную структуру, непосредственную преемственность от ср.-век. Церкви. В противоположность «Высокой Церкви», в нач. XVIII в. возник термин «Низкая Церковь» для обозначения течения, идейно близкого радикальному протестантизму; это название было связано с «незначительной» ролью, отводившейся катол. наследию в А.Ц.

«Широкая Церковь» восходит к течению в А.Ц. конца XVII в. под названием латитудинаризм (от лат. latitudo - широта). англ. латитудинарии признавали единство христ. Церкви, считая межконфессиональные различия несущественными. Они с безразличием относились к спорам по доктринальным вопросам, организации Церкви и литург. практике, занимая в сфере богословия нейтральную позицию. В англиканстве они желали примирения протест., катол. и собственно англиканских элементов, выступая за диалог с нонконформистами.

В 1830-х, в противоположность либеральному направлению, в А.Ц. образовалось прокатолическое Оксфордское движение (англокатолицизм), выступавшее за сближение с Католической Церковью. Результатом литург. реформы в А.Ц. в XX в. стало создание нового Служебника (Alternative Service Book), вышедшего в 1979 и одобренного Парламентом в 1980.

Осн. тезисы учения А.Ц. не претерпели существенных изменений. Они по-прежнему основаны на принципах 39 статей: признании учения о Троице, о Боговоплощении, о страдании, смерти, сошествии во ад и воскресении Иисуса Христа, о Его вознесении и Втором пришествии, о богодухновенности книг ВЗ и НЗ, о богоустановленности таинства крещения; отрицании чистилища и индульгенций; причащении мирян под двумя видами; отмене целибата, отрицании папской власти; признании учения об исхождении Св. Духа и от Бога Сына (Filioque), о достаточности Св. Писания для спасения, о первородном грехе, об оправдании верой в искупительную жертву Иисуса Христа, о значении добрых дел как «плодов веры», но не средств спасения, о небезошибочности Вселенских соборов (кроме первых четырех); отрицании почитания икон и мощей, молитвенного призывания святых, евхарист. пресуществления, жертвенного значения Евхаристии. Украшение алтарей и облачения священников в А.Ц. напоминают католические. Взгляд А.Ц. на священство ближе к католическому, чем к протестантскому.

Структурно А.Ц. состоит из двух провинций, во главе которых стоят 2 архиепископа: еп. Кентерберийский, примас Англии - для Юж. провинции и еп. Йоркский - для Северной. В состав двух провинций входят 44 епархии: 43 расположены в Англии, небольшой части Уэльса и на о-вах и состоят из 13 250 приходов, одна епархия на континенте включает в себя 260 общин, находящихся в различных странах мира. Главой А.Ц. является король (или королева) Великобритании, сохранивший ср.-век. звание «Защитника Веры» (Defensor Fidei), ему же принадлежит право назначения (по рекомендации премьер-министра) архиепископов, епископов и деканов кафедр. соборов. Епископы занимают высокое положение в англ. об-ве: архиеп. Кентерберийский является первым лордом Соединенного Королевства, 24 старших епископа заседают в Палате лордов англ. Парламента. Среди низшего духовенства сохраняются ср.-век. названия должностей: ректор, декан, викарий и др. С 1867 раз в 10 лет архиеп. Кентерберийский собирает в Ламбетском дворце всеангликанскую конференцию. Ламбетские конференции являются консультативным органом, решения которого не имеют обязательной силы до тех пор, пока Свящ. Синод А.Ц. не примет их законодательным путем. А.Ц. - одна из гос. Церквей Соединенного Королевства, наряду с Пресвитерианской Церковью Шотландии. А.Ц. принадлежат крупные землевладения, недвижимость, капитал, которыми распоряжается правительственная комиссия.

А.Ц. - член Англиканского сообщества (Anglican Communion), объединяющего 37 Церквей и 8 церк. общин из 161 страны: Церковь Англии, Церковь в Уэльсе, Епископальную Церковь Шотландии, Церковь Ирландии, Епископальную Церковь в США, Лузитанскую Церковь в Португалии, Реформированную епископальную Церковь Испании, а также Сирийскую Церковь апостола Фомы, Филиппинскую независимую Церковь и др. Единство Церквей, входящих в Англиканское сообщество, основывается на признании Св. Писания ВЗ и НЗ как Богооткровенного слова, Никейского символа веры как достаточного исповедания христ. веры, двух таинств - крещения и Евхаристии, епископального устройства Церкви, а также 4 пунктов т.н. Chicago-Lambeth Quadrilateral (Четырехстороннего чикагско-ламбетского соглашения).

А.Ц. принимает активное участие в экумен. движении, она внесла значительный вклад в организацию и деятельность Всемирного совета Церквей и др. экумен. организаций. Вплоть до кон. XIX в. отношения А.Ц. с Католической Церковью оставались достаточно напряженными. С 1889 президент Английского Церковного Союза виконт Галифакс совместно с катол. свящ. Ф. Порталем и Л. Дюшеном начал частные консультации по вопросу о признании действительности англиканского священства. В 1895 для рассмотрения этой проблемы Папа Лев XIII назначил особую комиссию, которая вынесла отрицательное решение. 13.09.1896 Папа Лев XIII опубликовал буллу Apostolicae curae, в которой признал все епископские поставления А.Ц. незаконными и не имеющими правовой силы. Это вызвало встречную полемику в англиканской среде и повлекло за собой новое обострение отношений. В 1921 виконт Галифакс при поддержке кард. Мерсье и свящ. Ф. Порталя возобновил попытки установления диалога с Католической Церковью. Англикано-католические встречи, не имевшие офиц. статуса и получившие название «Малинских бесед», были прекращены со смертью кард. Мерсье (1926). В 1932 было заключено соглашение о евхаристическом общении между старокатоликами и А.Ц., важном для англикан в силу полемики об апост. преемстве англ. епископата.

Диалог А.Ц. с Римом возобновился со встречи архиеп. Кентерберийского Г. Фишера и Папы Иоанна XXIII в Риме в 1960 и с последовавшим вслед за этим прибытием наблюдателей от А.Ц. на II Ватиканский собор. В марте 1966 архиеп. Кентерберийский М. Рамси встретился с Папой Павлом VI; это событие считается началом офиц. контактов. В 1968 был обнародован первый документ англикано-катол. диалога - Мальтийский доклад; в 1970 Консультативный комитет Англиканского сообщества и Папский секретариат по содействию единству христиан создали совместную организацию - Англикано-Римско-Католическую международную комиссию (Anglican-Roman-Catholic International Commission, ARCIC I), принявшую ряд документов. После встречи архиеп. Кентерберийского Р. Ранси с Папой Иоанном Павлом II в Кентербери (1982) начала работу вторая комиссия (ARCIC II), развивающая диалог под общим названием Возрастание в общении. В ходе рим. встречи 1992 архиеп. Кентерберийского Г.Л. Кэри с Папой Иоанном Павлом II была подписана общая Декларация единства; однако принятое в том же самом году решение Генерального синода А.Ц. о возможности женского священства и последовавшее рукоположение в свящ. 32 женщин в соборе Бристоля в 1994 создало новые препятствия в ходе двустороннего диалога.

В 1997 в составе Англиканского сообщества насчитывалось ок. 400 епископов, из которых 110 - на терр. Соединенного Королевства, 11 тыс. священнослужителей (в Великобритании), ок. 70 млн. верующих (ок. 26 млн. - в Великобритании).

Лит-ра: Anglicanism. L., 1935; The Oxford Dictionary of Christian Church. Ox., l977, p. 57–58, 290–293; Aveling J.C.H. et al. Rome and the Anglicans: Historical and Doctrinal Aspects of Anglican-Roman-Catholic Relations. B.–NY., 1982; The Study of Anglicanism. L.–Minneapolis, 1988; The Anglican Tradition. L., 1991; Church of England Year Book, 1999. L., 1999.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Перед тем как узнать об идеях англиканства и истории этого религиозного движения, необходимо понять, в каких условиях оно формировалось и с какими другими христианскими течениями конкурировало.

Протестантизм

Появлению протестантизма способствовала Реформация 16-17 вв. Данная духовно-политическая идеология была одной из определяющих как в жизни европейских государств, так и в жизни стран других континентов. Столетиями различные протестантские течения предлагали свои взгляды на решение религиозных вопросов и обеспечение духовных потребностей христиан.

Появление новых ответвлений протестантизма продолжается и по сей день. Наиболее массовыми протестантскими течениями являются лютеранство, кальвинизм, англиканство. Также существенную роль в становлении протестантизма играло цвинглианство, но более подробно о нём вы узнаете ниже.

Краткая характеристика

Изначально понятие "лютеранство" было синонимом протестантизма (на территории стран бывшей Российской империи эта формулировка была актуальна чуть ли не до начала революции). Сами же лютеране называли себя "евангелическими христианами".

Идеи кальвинизма имели широкое распространение по всему миру и повлияли на историю всего человечества. Кальвинисты сделали большой вклад в становление Соединённых Штатов Америки, а также стали одними из идеологов тенденции борьбы с тиранией 17-19 вв.

В отличие от кальвинизма и лютеранства англиканство появилось по воле властной верхушки Англии. Именно короля можно назвать отцом-основателем данного движения. После его создания церковный институт стал национальным оплотом королевской монархии, в котором верховенство власти англиканства стало принадлежать королю, а духовенство подчинялось ему как важная составляющая аппарата монархического абсолютизма.

Цвинглианство немного отличается от других протестантских движений. Если кальвинизм и англиканство хотя бы косвенно были связаны с лютеранством, то цвинглианство образовалось обособленно от этого движения. Широкое распространение оно имело на территории Южной Германии и Швейцарии в 16 столетии. К началу 17 столетия оно объединилось с кальвинизмом.

Протестантизм сегодня

На данный момент распространены в Соединённых Штатах Америки, странах Скандинавии, Англии, Канаде, Германии, Голландии и Швейцарии. Главным центром протестантизма заслуженно можно назвать Северную Америку, поскольку там находится самое большое количество штаб-квартир различных протестантских движений. Для протестантизма сегодняшнего типа характерно желание всеобщего объединения, проявившееся в создании Всемирного совета церквей 1948 года.

Лютеранство

Данное движение зародилось в Германии, сформировав базовые основы протестантизма как такового. У его истоков стояли Филипп Меланхтон, Мартин Лютер, а также их единомышленники, разделявшие идеи Реформации. Со временем лютеранство начало распространяться во Франции, Венгрии, Австрии, скандинавских странах и на территории Северной Америки. На данный момент на нашей планете насчитывают примерно 75 000 000 лютеран, 50 000 000 из которых являются членами Всемирного лютеранского союза, образованного в 1947 году.

У лютеран есть несколько духовных книг, но наиболее подробно суть их вероучения изложена в "Книге согласия". Приверженцы данного движения причисляют себя к теистам, поддерживающим идею триединого Бога и исповедующим Богочеловеческую сущность Иисуса Христа. Особое значение в их мировоззрении занимает концепция адамового греха, который можно преодолеть только через божью благодать. Для лютеран самым верным критерием правильности веры является Святое Писание. Особым авторитетом у них пользуются и другие священные источники, которые целиком и полностью соответствуют Библии и никак не наоборот (в качестве примера можно привести Святое Предание Отцов). Критической оценке поддаются и суждения церковников, которые имеют непосредственное отношение к истокам исповедания. К ним относят и работы самого Мартина Лютера, к которому члены данного движения относятся с уважением, но без фанатизма.

Лютеранами признаётся только два типа таинства: крещение и причастие. Через крещение человек принимает Христа. Через причастие происходит укрепление его веры. На фоне других конфессий лютеранство выделяется тем, что потиром могут причащаться не только обладатели священного сана, но и обычные христиане. По мнению лютеран, священник - это точно такой же человек, который ничем не отличается от обычных мирян и просто является более опытным участником религиозной общины.

Кальвинизм

Из святой протестантской троицы "Лютеранство, кальвинизм, англиканство" достаточно важную роль в реформационных процессах сыграло второе движение. Зародившись в Германии, пламя Реформации вскоре поглотило и Швейцарию, подарив миру новое протестантское движение под названием кальвинизм. Оно возникло практически в то же время, что и лютеранство, но развивалось во многом без влияния последнего. Из-за большого количества различий между двумя этими реформационными ветвями в 1859 году произошло их официальное разделение, закрепившее независимое существование движений протестантизма.

Кальвинизм отличался от лютеранства более радикальными идеями. Если лютеране требуют удалить из церкви то, что не соответствует библейскому учению, то кальвинисты хотят избавиться от того, что в этом самом учении не требуется. Базовые основы данного течения были изложены в работах Жене Кальвина, главной из которых является труд "Наставление в христианской вере".

Наиболее важные доктрины кальвинизма, отличающие его от прочих христианских течений:

  1. Признание святости только библейских текстов.
  2. Запрет на монашество. По мнению приверженцев кальвинизма, основная цель мужчины и женщины - это создание крепкой семьи.
  3. Отсутствие церковных обрядов, отрицание того, что человек может спастись только через духовенство.
  4. Утверждение доктрины предопределения, суть которой заключается в том, что предустановленность жизни человека и планеты происходит по воле Бога.

Согласно кальвинистскому учению, для вечной жизни необходима только вера в Христа и дела веры для этого не нужны. Благие дела веры необходимы только для того, чтобы показать искренность своей веры.

Цвинглианство

Когда речь заходит о христианских движениях, многие вспоминают православие, католичество, лютеранство, кальвинизм и англиканство, но при этом забывают про ещё одно достаточно важное течение под названием цвинглианство. Отцом-основателем данной ветви протестантизма был Ульрих Цвингли. Несмотря на практически полную независимость от идей Мартина Лютера, цвинглианство во многих аспектах схоже с лютеранством. Что Цвингли, что Лютер были приверженцами идеи детерминизма.

Если говорить о проверке церковных правил на их истинность, то Цвингли считал правильным только то, что напрямую подтверждается Библией. Все элементы, отвлекающие человека от углубления в самого себя и вызывающие у него яркие эмоции, необходимо было полностью убрать из церкви. Цвингли выступал за прекращение церковных таинств, а в церквях его единомышленников отменялось изобразительное искусство, музыка и католическая месса, которая была заменена на проповеди, посвящённые Святому Писанию. Здания бывших монастырей становились лечебницами и учебными заведениями, а монастырские вещи отдавались на благотворительность и для образования. В конце 16 - начале 17 столетия цвинглианство стало частью кальвинизма.

Англиканство - это что?

Вы уже знаете о том, что такое протестантизм и какие его направления считаются главными. Теперь мы можем перейти непосредственно к теме статьи, а конкретнее к особенностям англиканства и истории этого движения. Ниже вы сможете найти всю подробную информацию.

Зарождение

Как уже говорилось ранее, англиканство - течение, являющееся сугубо английским достоянием. На территории Британии основоположником Реформации был король Генрих VIII Тюдор. История англиканства сильно отличается от истории других протестантских движений. Если Лютер, Кальвин и Цвингли хотели кардинально изменить католическую церковную систему, которая на тот момент находилась в кризисном состоянии, то Генрих пошёл на это из-за более личных мотивов. Английский король хотел, чтобы папа Климент VII развёл его с женой но тот ни в какую не хотел этого делать, поскольку боялся гнева со стороны императора Германии Карла V. Ради достижения желаемой цели Генрих VIII в 1533 году издал приказ о независимости церковного института Англии от папского протектората, а уже в 1534 году он стал единоличным главой новоиспечённой церкви. Через некоторое время король издал основные постулаты англиканства, содержание которых во многом напоминало католические, но с примесью идей протестантизма.

Церковная реформа

Несмотря на то, что англиканство - это идея Генриха VIII, настоящими церковными реформами занялся его преемник Эдуард VI. Когда он только приступил к правлению, англиканские догматы были описаны в 42 статьях, носящих в себе характерные черты как католичества, так и протестантизма. Во время правления Елизаветы некоторые правила английского вероисповедания были переработаны, и в итоге осталось только 39 статей, которые действуют и по сей день. Новое вероисповедание, изложенное в этих статьях, является смесью из католичества, кальвинизма и лютеранства.

Особенности вероучения англиканства

Теперь рассмотрим основные догматы и правила почерпнутые из того или иного христианского движения.

Из лютеранства англиканство взяло следующее:

  1. Принятие Библии как главного и единственно верного источника веры.
  2. Утверждение только двух необходимых таинств: крещения и причастия.
  3. Отмена почитания святых, поклонения иконам и мощам, а также учения о чистилище.

Из кальвинизма:

  1. Идея о предопределении.
  2. Идея о достижении Царствия небесного через веру в Христа без совершения богоугодных дел.

От католиков англикане сохранили классическую церковную иерархию, но во главе её стоял не папа римский, а король Англии. Как и главные христианские конфессии, англиканство придерживается идеи о триедином Боге.

Особенности богослужения в англиканстве

Ранее уже упоминалось, что данное религиозное течение имеет свои правила и законы. Особенности богослужения и роль священника в англиканстве описаны в "Книге общих молитв". Данный труд был основан на римско-католическом богослужебном чине, который действовал на территории Британии до зарождения протестантских движений. Помимо англоязычного перевода старых идей религиозная реформа в Англии проявлялась в сокращении уже существующего чина (к примеру, в отмене большинства обрядов, традиций и служб) и в изменении молитв согласно новым правилам. Создатели "Книги общих молитв" хотели значительно увеличить роль Святого Писания в англиканском богослужении. Ветхозаветные тексты разделялись таким образом, чтобы каждый год их часть зачитывалась однажды. Евангелие, за исключением Откровения Иоанна Богослова, из которого были взяты лишь некоторые моменты, разделено так, чтобы в течение года оно зачитывалось три раза (при этом праздничные и воскресные прочтения Апостола и Нового Завета не считаются). Если говорить про книгу псалмов, то её необходимо было зачитывать каждый месяц.

Богослужебный строй англиканства - это скорее копия протестантского строя, нежели римско-католического или православного. Но несмотря на это, данное ответвление христианства сохранило некоторые элементы, которые в протестантизме были недопустимы. К ним можно отнести церковную одежду священников, которую те надевали при богослужении, отрицание дьявола и освящение воды во время крещения, использование обручального кольца при заключении брака и т. д.

Английское церковное управление разделено на две части: Кентерберийскую и Йоркскую. Каждой из них управляют архиепископы, но при этом глава Кентерберийского ответвления является главным церковным иерархом англиканской церкви, влияние которого распространяется и за пределы Англии.

В среде англиканцев давно были созданы три партии, которые существуют и по сей день: Низкая, Широкая и Высокая церкви. Первая партия представляет радикальные взгляды протестантизма и желает, чтобы англиканская церковь в своём учении больше опиралась именно на протестантизм. Вторая партия даже не является партией как таковой: к ней относятся обычные люди, коим, по сути, безразличны существующие обряды, а англиканство в том виде, в котором оно существует сейчас, их полностью удовлетворяет. Высокая церковь, в отличие от Низкой, наоборот, старается как можно дальше отойти от идей Реформации и сохранить характерные черты классической церкви, которые появились до зарождения протестантизма. Кроме того, представители этого движения хотят возродить те правила и традиции, которые были утеряны много веков назад, а также как можно больше приблизить англиканство к общей вселенской церкви. В среде высокоцерковников в 30-х годах 19-го века появилась "самая высокая" церковь. Основателем этой партии был оксфордский преподаватель Пьюзи, а её участники называли себя пьюзеистами. Из-за своего желания возродить старые церковные обряды они также получили наименование "ритуалисты". Данная партия во что бы то ни стало хотела доказать значимость англиканского вероисповедания и даже объединить его с Восточной церковью. Их взгляды очень схожи с идеями православия:

  1. В отличие от того же лютеранства, англиканство самого высокоцерковного образца в качестве авторитета признаёт не только Библию, но и Святое Предание.
  2. По их мнению, для обретения вечной жизни человеку нужно не только верить, но и совершать богоугодные дела.
  3. "Ритуалисты" выступают за почитание икон и святых мощей, а также не отвергают поклонение святым и мольбы за усопших.
  4. Не признают предопределение в кальвинистском смысле.
  5. Смотрят на причастие с точки зрения православия.

Теперь вы знаете определение англиканства, историю этого христианского течения, а также его характерные черты и особенности. Надеемся, данная статья оказалась для вас полезной!

Церковь Англии считает себя одновременно кафолической и реформированной :

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Англия и англичане: религиозность и количество церквей в Англии

    ✪ Священный капитал: Церковь Англии инвестирует в компании из панамского а...

    ✪ Англиканство

    Субтитры

История

Британская церковь была миссионерской, представлена такими фигурами как св. Иллтуд , св. Ниниан и св. Патрик , которые проповедовали Евангелие и евангелизировали население Уэльса , Шотландии и Ирландии , но вторжение языческих племен англов , саксов и ютов в V веке , казалось, уничтожило церковную организацию на большей части территории сегодняшней Англии, хотя названия мест в Ланкашире и в ряде других графств, таких как Екклестон (Eccleston) и Бишам (Bisham), дают нам возможность предположить, что древняя британская Церковь никогда не была полностью истреблена.

Английская церковь

Эти три направления слились в результате возросших разносторонних контактов и проведения ряда местных соборов , среди которых Собор в Уитби (The Synod of Whitby) в 664 году традиционно рассматривался как наиболее важный. Результатом стала Английская церковь, ведомая архиепископами Кентербери и Йорка, которая являлась частью западной христианской церкви (the Christian Church of the West). Это означало, что на неё оказывало влияние развитие западной христианской традиции в таких вопросах как теология , литургия , церковная архитектура и развитие монашества . На неё также влияла традиция церкви Нормандии после завоевания Англии норманнами в 1066 году, что, в частности, отразилось в сарумском обряде . До Реформации (the Reformation) в XVI веке Церковь Англии признавала власть Папы Римского .

Реформированная церковь

Отказ Папы аннулировать брак Генриха VIII и Екатерины Арагонской стал причиной реформации в Англии. Акт о супрематии 1534 года торжественно заявил, что земная власть над Английской церковью всегда принадлежала английским монархам . Во время правления Генриха теология и практика Церкви Англии оставались вполне католическими, но при его сыне, Эдуарде VI (Edward VI), Церковь Англии начала своё движение в более протестантском направлении.

Архитектором дальнейшей реформы был Архиепископ Кентерберийский, Томас Кранмер (Thomas Cranmer), тайно сожительствовавший с любовницей, вопреки канонам католической церкви. Движущей силой было распространявшееся мнение, что теология, развитая богословами, относящимися к главному течению протестантской Реформации, более соответствовала учению Библии и ранней церкви, нежели учение тех, кто продолжал поддерживать Папу Римского , что было на руку королю и аристократам, давно зарившимся на земли монастырей.

Урегулирование 1689 года стало с тех пор базисом для конституционного положения Церкви Англии, положения, при котором Церковь Англии осталась государственной церковью с рядом особых узаконенных привилегий и обязанностей, но при постоянно расширяющихся гражданских и религиозных правах, дарованных христианам прочих деноминаций, тем, кто принадлежат к другим вероисповеданиям или не исповедуют никакой веры.

В 1701 году Англиканской церковью было основано Объединённое общество распространения Евангелия .

Церковь Англии в начале 2000-х годов

В начале 2000-х годов Церковь Англии пользовалась огромным влиянием в обществе: двадцать шесть епископов являлись членами Палаты лордов, 27 тыс. священников, имевших право на пасторскую деятельность, осуществляли свои функции в храмах; 1100 капелланов несли свою службу в школах, колледжах, университетах, больницах, тюрьмах и воинских подразделениях . Церковь Англии оказывала поддержку более чем 4700 школам: каждая четвёртая начальная и каждая шестнадцатая средняя находились под её опекой (в этих школах обучалось около 1 млн детей) .

Организационная структура

Высший орган - Генеральный Собор (General Synod ), состоящий из Палаты Епископов (House of Bishops ), Палаты Клира (House of Clergy ) и Палаты Мирян (House of Laity ), высшие органы епархий - епархиальные соборы (Diocesan Synod ), каждый из которых также состоят из палаты епископов, палаты клира и палаты мирян, во главе епархий стоят епископы (bishops ), высшие органы благочиний - благочиннические соборы (deanery synod ), во главе с благочинными (dean ), приходов - приходские церковные советы (Parochial church council ), избираемые верующими, во главе приходов стоят настоятели (priest ). [39 Статей (the Reformed Second Helvetic Confession) 1566.

Канон С15 («Of the Declaration of Assent») содержит декларацию, которую произносят клирики и некоторые благословлённые светские служители Церкви Англии, когда они начинают своё служение или принимают новое назначение.

Этот Канон начинается со следующего Предисловия (Preface):

«Церковь Англии является частью Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, служащей одному истинному Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу. Она исповедует веру, уникально раскрытую в Святых Писаниях и установленную в кафолических Символах веры. Эту веру Церковь призвана провозглашать новой в каждом поколении (to proclaim afresh in each generation). Ведомая Святым Духом, она несет свидетельство Христианской истины через свои исторические документы, 39 статей вероисповедания (the Thirty-nine Articles of Religion), Книгу Общей Молитвы (The Book of Common Prayer) и Ординал (the Ordering of Bishops, Priests and Deacons). Этой декларацией, которую Ты собираешься произнести, подтверждаешь ли Ты твою приверженность этому наследию веры (inheritance of faith) в качестве твоего вдохновения и боговождения (inspiration and guidance under God) по несению благодати и истины Христа этому поколению и соделания Его известным тем, кто вверен Тебе?»

В ответ на это Предисловие, человек, произносящий Декларацию, отвечает:

«I, A.B.,do so affirm, and accordingly declare my belief in the faith which is revealed in the Holy Scriptures and set forth in the catholic creeds and to which the historic formularies of the Church of England bear witness; and in public prayer and administration of the sacraments, I will use only the forms of service which are authorized or allowed by Canon.»

Если брать эти два Канона вместе, то из них мы учим четыре вещи:

  1. Существует трехчастная иерархия доктринального авторитета:
  • Святые Писания (или Библия), в которой «уникально раскрыта» («uniquely revealed») Христианская вера, обладают первенством в доктринальном авторитете;
  • Учение ранних Отцов Церкви и постановления первых четырёх Вселенских Соборов вместе с «кафолическими Символами веры» («catholic creeds») следуют за Святыми Писаниями в доктринальном авторитете, так как они должны не противоречить последним;
  • Исторические документы («historic formularies»);
  1. Хотя исторические документы и занимают третью позицию в доктринальном авторитете, они, тем не менее, важны. Они являются средствами, при помощи которых Церковь Англии, ведомая Святым Духом , несет свидетельство веры, уникально раскрытой в Святых Писаниях и отражённой в учении ранней Церкви, суммарно изложенной в Символах веры ;
  2. Исторические документы не рассматриваются просто как исторические выражения доктрины. Наоборот, они рассматриваются динамически, в смысле, что они являются своеобразными каналами «вдохновения и вождения» по «несению благодати и истины Христа» современному миру;
  3. Церковь призвана провозглашать эту веру новой в каждом поколении. Тут стоит заметить, что содержание провозглашаемой веры остаётся неизменным в каждом поколении. Изменяется лишь путь и способы. Истина должна оставаться неизменной, а вот пути провозглашения должны меняться, чтобы создавать новые связи между каждым последующим поколением.

Текст подготовлен в рамках проекта «Динамика религиозной ситуации и конфессиональная идентичность в Московском регионе». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Англиканская церковь (англ. Anglican Church; от лат. Ecclesia Anglicana ) — общеупотребительное наименование Церкви Англии, «установленной Законом» (англ. «the Church of England as by Law established») христианской церкви на территории входящей в Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии Англии, главой которой является британский монарх (с 1952 г. – королева Елизавета II ), а предстоятелем – архиепископ Кентерберийский (с 2013 г. – его высокопреосвященство достопочтенный Джастин Уэлби ), носящий титул «Примас всей Англии».

В России под «англиканской церковью» обычно подразумевается Церковь Англии, так как англиканские общины (религиозные организации и группы), существующие на территории Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Владивосток), находятся в юрисдикции Восточного Архидиаконства (Диоцеза Гибралтара в Европе – сорок второго диоцеза Церкви Англии. Однако прихожанами англиканских общин, в том числе российских, могут быть не только верующие Церкви Англии, но и верующие из других Англиканских Церквей.

Англиканская церковь в России

Англиканство появляется на территории России во второй половине XVI в., когда при Иване IV Грозном начинается активное налаживание торговых и политических связей Московского государства с Английской короной. В частности, царь позволил английским подданным – купцам, морякам и служащим «Московской компании» (англ. Muscovy Company, также Muscovy Trading Company) – отправлять в России англиканские обряды, но только на территории их собственных домов. В Москве такими домами были так называемый «Старый» английский двор, пожалованный царём англичанам и располагавшийся недалеко от Кремля, и «Новый» английский двор в Белом городе близ Ильинских ворот.

1649 год стал для московских англикан роковым: «Старый» и «Новый» английские дворы были конфискованы в связи с проблемами в дипломатических отношениях Московского государства с Англией, а так же было принято Соборное уложение 1649 года, согласно которому «немецкие керки» не должны были больше находиться в черте города. В 1652 году по указу царя Алексея Михайловича англикане, как и другие неправославные иноземцы, переселяются за пределы Москвы – в Новую Немецкую слободу на правом берегу реки Яузы.

В начале XVIII в. англикане появляются и в новой столице. В середине века английские купцы и фабриканты выкупают особняк графов Шереметевых, ставший впоследствии Англиканской церковью Иисуса Христа.

Несмотря на то, что начало XIX века ознаменовалось печальными для Москвы событиями Отечественной войной 1812 года, отчасти именно они стали толчком к развитию жизни московской общины. В московском пожаре сгорела реформатская церковь в Немецкой слободе, и англикане подали прошение на разрежение постройки нового здания. В 1828 г. был приобретен каменный дом прапорщика П.А. Наумова на, как он тогда назывался, Большом Чернышевском переулке, который был переоборудован под часовню. В 1878 г. общиной было принято решение построить на этом месте полноценную церковь. Строительство велось по проекту английского архитектора Р.Н. Фримена под руководством русского зодчего Б.В.  Фрейденберга с 1882 по 1884 гг. Первое богослужение в новой церкви прошло 2 сентября 1884 г., а 13 января 1885 она была торжественно освящена в честь св. апостола Андрея. Церковь стала центром религиозной, культурной и светской жизни общины – в её здании находились комната для приходского собрания, библиотека, архив, в колокольне было оборудовано хранилище для ценностей прихожан, а в 1885 году в церкви был установлен орган. В 1894 г. в церковном дворе был построен двухэтажный дом для настоятеля.

События начала XX в. не обошли церковь св. Андрея стороной – во время Первой мировой войны англиканская община организовала в ней госпиталь и полевую кухню; а во время Октябрьской революции 1917 года большевики использовали колокольню как пулемётную вышку. В 1920 г. отправление служб и обрядов в церкви было прекращено (последняя запись в церковной книге – венчание 11 апреля 1920 г.), а здание конфисковано советским правительством. Капеллан (настоятель) Фрэнк Норт, который был сначала арестован, но затем выслан из страны, отправился в Финляндию, где продолжил своё служение – капелланство Хельсинки стало носить название «Хельсинского и Московского». Впоследствии отец Норт и его преемники регулярно предпринимали попытки приехать в Москву, а, когда им это удавалось, совершать богослужения в Британском посольстве. В советские годы церковь св. Андрея использовалась сначала как помещение для нужд посольства Финляндии, затем как склад и общежитие, а в 1960-е в нём расположилась студия звукозаписи всесоюзной фирмы грампластинок Министерства культуры СССР «Мелодия».

В 1991 г. капеллан «Хельсинский и Московский» преподобный Тайлер Стрэнд убедил студию «Мелодия» разрешить использовать церковь для воскресных богослужений, которые стали проводиться примерно раз в две недели. В 1992 г. московская англиканская община получила государственную регистрацию, а в 1993 г. в церковь св. Андрея был назначен её первый постоянный капеллан постсоветского периода – преподобный Чад Коуссмэйкер. 19 октября 1994 королева Великобритании Елизавета II посетила церковь св. Андрея в рамках своего официального визита в Россию, а в 1995 г. здание церкви было передано верующим для постоянного использования. В 1999 г. отца Коуссмэйкера сменил преподобный каноник Саймон Стивенс, возглавлявший приход в течение пятнадцати лет. При нём развернулась активная культурная и общественная деятельность, была проведена частичная реставрация здания церкви, а в 2003 г. община получила ныне действующую регистрацию и официальное название – «Англиканская церковь в Москве». Также при отце Стивенсе капеллан церкви св. Андрея стал апокрисарием (специальным представителем) архиепископа Кентерберийского перед Русской Православной Церковью, а так же получил должность почетного капеллана посла Великобритании в Российской Федерации. С 2015 по 2017 гг. капелланом был преподобный Клайв Фэйрклоу. С февраля 2017 г. община не имеет настоятеля, новый капеллан ожидается в августе 2017 г.

Численность

Согласно данным Церкви Англии за 2015 г., число членов Церкви (без учёта Диоцеза в Европе) составляет порядка 32,5 миллионов человек. Еженедельно службы посещают до 961,4 тысяч, 10,3 тысячи из которых – прихожане церквей Диоцеза в Европе.

Анализ записей церковных книг церкви св. Андрея за 2012-2017 гг. дал следующие результаты: на 2017 г. еженедельно службы в среднем посещает порядка пятидесяти шести верующих. Нблюдается тенденция к уменьшению численности: в 2012 г. – 72 человека, в 2013 г. – 66, в 2014 г. – 56, в 2015 г. – 53, в 2016 г. – 58. Национальный состав общины – англичане, канадцы и американцы, австралийцы и новозеландцы, выходцы из Африки (например, из Республики Кения) и Индии, несколько русских.

Вероучение и религиозные практики

Важно отметить, что в Церкви Англии не существует единого авторитетного источника вероучения. Согласно Канонам Церкви Англии, ее догматическое учение основывается на Священном Писании и вероучении древних Отцов и Соборов Церкви, соответствующих словам Писания. Оно рассредоточено по ряду источников:

-​ Книга общей молитвы (1662 г.);

-​ 39 статей англиканского вероисповедания (1571 г.);

— Ординал (1550/1662 гг.).

Эти документы не имеют равного с Писанием и Преданием авторитета.

«Тридцать девять статей», одобренные клиром и Парламентом Англии в 1571 г. при королеве Елизавете I, являлись одним из многочисленных сборников «вероучительных положений», которые были созданы в Церкви Англии с началом реформации в XVI веке. Являясь продуктом политической воли королевы, стремившейся к установлению религиозного единообразия, нежели актуальным изложением основ вероучения, «Тридцать девять статей» оказались скорее документом политическим. При этом «Тридцать девять статей» отражают особенности вероучительной позиции Церкви Англии, сочетающей в себе как положения общие для христианских церквей «латинской традиции» (например, вера в исхождение Святого Духа от Отца с Сыном (лат. Filioque ), так и являющихся образчиками английской реформированной богословской мысли и носящими яркий анти-римский характер (например, отвержение римского учения о жертвенном характере Святой Мессы).

«Книга общих молитв», богослужебная книга Англиканской Церкви, в своей первой редакции была составлена XVI в., впоследствии неоднократно редактировалась и в современном виде представляет собой редакцию 1662 г., принятую после Реставрации монархии. Она в немалой степени базируется на так называемом Сарумском обиходе, местном чине богослужения, сформировавшегося в Средние века в Солсберийском соборе, и бенедиктинской монашеской литургии часов. Однако она имеет ряд характерных отличий от указанных литургических текстов: измененная последовательность частей службы и добавление ряда молитв, заимствованных из литургии Иоанна Златоуста. «Книга» содержит в себе чины утреннего и вечернего богослужений, евхаристической литургии, различных треб (например, литании (молебна), ектеньи (молитвенного прошения), крещения и конфирмации (как взрослых, так и детей), бракосочетания, посещения и причащения болящих, погребения и др. ), а так же ряд богослужебных и богословских текстов – символ веры, Псалтирь, «Тридцать девять статей», Катехизис, календарные таблицы (литургический год у англикан, как и католиков, начинается с первого воскресения Адвента – периода предшествующего Рождеству (считается за четыре воскресенья до Рождества ) и некоторые другие. В Церкви Англии богослужения проводились в основном по тем правилам, которые предписывала «Книга общих молитв», вплоть до второй половины XX века. Однако с 2000 г. в Церкви Англии используется «Книга общественного богослужения», ставшая полноценной альтернативой «Книге общих молитв».

«Ординал», также составленный в XVI в. по образцу католического Понтификала, и содержит в себе чины рукоположения в диаконы, священники и епископы. В 1985 г. Церковь Англии приняла решение разрешить хиротонию женщина на уровне диаконис, в 1992 г. – на уровне священства, в 2014 г. – на уровне епископа, что, усложнило ведение экуменистического диалога Англиканского Сообщества с рядом других христианских Церквей. Первая женщина-епископ, Либби Лейн, была рукоположена в январе 2015 г.

Отметим также, что ни «Книга общей молитвы», ни тем более «Тридцать девять статей» не являлись и, на сегодняшний день, не являются литургическими или вероучительными стандартами для Англиканского Сообщества. Шотландская епископальная церковь и Епископальная церковь в США использовали собственные «книги общей молитвы» с XVII и XVIII вв., соответственно. Большинство современных англиканских церквей также использует собственные молитвенники. Аналогичная ситуация наблюдается и с «Тридцатью девятью статьями».

Общественная деятельность

Все здания архитектурного ансамбля церкви св. Андрея, находящиеся по адресу Вознесенский переулок, д. 8, стр. 1-4, являются региональными памятниками архитектуры и обладают охранным статусом «объект культурного наследия».

При приходе активно действует воскресная школа, ведется работа по организации семейных праздников (Зимний базар, ярмарки, пикники и др.), а в колокольне находится обширная библиотека, существующая в рамках совместной образовательной деятельности церкви св. Андрея с Библейско-богословским институтом св. апостола Андрея (ББИ).

Московская англиканская община занимает активную социальную позицию: она сотрудничает с Центром равных возможностей для детей-сирот «Вверх» (англ. STEP UP), выделяет помещение для собрания англоязычной группы анонимных алкоголиков, участвует в благотворительных и социальных акциях англоязычной протестантской общины «Moscow Protestant Chaplaincy», которой так же выделяет время для богослужения в церкви св. Андрея.

В рамках культурной деятельности в здании церкви регулярно проходят тематические музыкальные вечера, чаще всего – классической музыки. В вопросах организации концертов община сотрудничает с культурным благотворительным фондом «Небесный мост». Также в здании церкви репетирует и выступает Московский международный хор.

Церковь св. Андрея — Москва, Вознесенский пер., д. 8.

— официальный сайт (англ. St Andrews Anglican Church and Centre in Moscow): www.moscowanglican.org

-​ страница на Facebook:www.facebook.com/moscowanglican

Литература

1.​ Ерохин В.Н . Становление англиканской церкви в XVI – первые десятилетия XVII вв. в освещении современной британской историографии. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009.

2.​ Фадеев И.А . Церковь Англии: проблема конфессиональной самоидентификации в исторической перспективе. М.: ООО ИПЦ «Маска», 2015.

М. Киселев, И. Фадеев

1) Также под англиканской церковью может пониматься для обозначения церквей, являющихся членами Англиканского Сообщества (англ. The Anglican Communion) – международного объединения поместных (национальных или региональных) Церквей, исторически связанных с Церковью Англии, в целом разделяющих её теологическую доктрину и находящихся в евхаристическом общении с Кентерберийским престолом. Архиепископ Кентерберийский лишь духовный лидер Сообщества, т.к. все Церкви, входящие в него – независимы и автономны, у каждой из них свой примас и свои структуры управления. Однако архиепископу Кентерберийскому принадлежит право созывать Ламбетовскую конференцию – собрание епископов Церквей, членов Сообщества, проводимое раз в десять лет (первая – 1867 г., четырнадцатая – 2008 г.), решения которого носят необязательный, но рекомендательный характер. На данный момент в Англиканском Сообществе состоит сорок четыре Церкви: тридцать восемь поместных Церквей, так называемых Провинций (англ. Provinces), включая Церковь Англии, и шесть Экстра Провинций (англ. Extra Provincials), пять из которых находятся под юрисдикцией архиепископа Кентерберийского, а одна – Совета Епископов (англ. Metropolitan Council).

2) Здание сохранилось. Современный адрес – ул. Варварка, д. 4. Сейчас там располагается музей «Старый Английский двор», отделение музейного объединения «Музей Москвы» (официальный сайт: www .mosmuseum.ru).

3) В 1649 г. в Англии в ходе Английских гражданских войн (1642-1646; 1648-1649; 1649-1651 гг.) был казнён король Карла I, что послужило причиной временного разрыва дипломатических отношений между Московским государством и Англией, которые были вновь восстановлены после реставрации монархии в Англии (1660/1 г.) и Славной революции (1688/9 г.).

4) Раздел «Факты и статистика» официального сайта Церкви Англии (данные опубликованы в октябре 2016 г.). URL : https://www.churchofengland.org/media/3331683/2015statisticsformission.pdf