Закат Римской империи. Закат Римской империи Политические причины кризиса

Гипермаркет знаний >>История >>История 10 класс >>История: Закат Римской империи

Закат Римской империи

Потрясения, охватившие Азию, не обошли стороной и Европу. Величайшая империя мира, Римская, память о которой веками влияла на жизнь европейских народов, от cвoero расцвета быстро склонилась к упадку. Он ознаменовал наступление новой исторической эпохи - Средних веков.


Золотой век Рима

В начале ll века достигла вершины свoeгo могyщества. При императоре Трояне (правил в 98-117) власть империи признали Дакия, Аравия, Армения, Месопотамия, При Адриане (правил в 117 - 138) особое внимание уделял ось укреплению гpаниц империи, совершенствованию управления ее обширными владениями. Значительное развитие получили правовые нормы: римское право впоследствии стало образцом для подражания в средневековой Европе.

Быстрыми темпами внутри империи развивалось разделение труда между провинциями. Североафриканские земли были ее житницами. В галлии расцветали ремесла. Она поставляла на рынки империи керамику, стекло, металлические изделия, полотна, сукно, Италия и Испания производил и вина, масло, металлы. В Дакии добывалось золото. Восточные провинции стали перевалочным пунктом торговли со странами Азии, в том числе и с Китаем. Сложился Великий шелковый путь, по которому товары из Китая через Памир, Ферганскую долину, Парфию и Армению доставлялись в Рим . Возникали новые центры ремесла и торговли.

Богатства, стекающиеся в Рим, позволили императорам превратить жизнь римского плебса в сплошное увеселение. Почти половина дней в году считались праздничными. В "Вечном гopoдe" постоянно шли театральные представления, бои гладиаторов, схватки с дикими зверями. Увеселения организовывались и для жителей провинций.

Императоры опирались на местную знать, которая получила доступ в сенат. В галлии, Испании, многих других провинциях открылись школы, гдe преподавали латынь, греческий, дaвали уроки риторики. Приобрели популярность латинские имена, высшие слои населения отличало знание римских поэтов (Овuдuя, 43 до н.э. - 18н.э., Вергилия, 70-19 до н.э.; Гopaция, 65 до н.э. - 8 н.э.), сатирических произведений Ювенала (60-127), Лукuана (90-120), высмеивавших невежество и тщеславие.

Римлянам были хорошо известны идеи греческих философов. Однако наибольшей популярностью у них пользовались воззрения стоиков, связывавших спокойствие духа с соблюдением этических норм, служением общественным интересам. В Риме сторонниками стоицизма были Сенека (4 до н.э. - 65 н.э.). Эпuктет (5-140), автор многих философских трудов, последний император золотого века Марк Аврелий (правил в 1бl-180).

Кризис Римской империи

К концу II века из-за изменений климата условия земледелия в Римской империи начали ухудшаться. Наступление пустынь подрывало хозяйства Северной Африки. Участившиеся похолодания стали причиной падения урожайности в Италии , Галлии, Испании. Начался голод, во многих провинциях вспыхнула чума. Восстания крестьян, к которым присоединялись рабы, вызвали упадок хозяйства и тоpговли. Сократились поступления от налогов, стало затруднительным набирать войска и платить им жалованье.

Недовольство в армии привело к целой серии военных переворотов. Империя погpузилась в пучину гpажданской войны (193- 197). Политический кризис продолжался почти столетие. У власти чередовались так называемые «солдатские- императоры, выходцы из apмейской среды. Ни один из них не контролировал полностью все римские владения.

Стремясь обеспечить себе поддержку в армии, "солдатские" императоры наделяли ветеранов- легионеров землей, в том числе и за счет конфискации пришедших в упадок хозяйств крупных землевладельцев (сальтусов). В условиях изменения климата, подрыва торговыx связей они утратили эффективность, их продукция не нaходила сбыта, не окупал ось даже содержание рабов. Земельные собственники сочли самым выгодным для себя выделять рабам нeбольшие наделы земли (пекулии). За пользование ими раб должен был отдавать владельцу земли часть урожая (около трети) и отpaбатывать на нeгo до двух недель в год. Часть земли сдавалась в аренду свободным гoрожанам (колонам) на таких же условиях. С течением времени положение рабов и колонов перестало существен но различаться.

Избытки продуктов, оставшиеся после расчета с собственником земли и не использованные для личного потребления, рабы и колоны не продавали, а меняли на изделия ремесленников , товapно-денежные отношения постепенно вытеснялись натуральным обменом.

Рабы и колоны не платили налогов, все расчеты с властями брал на себя владелец земли. Мелкие же землевладельцы, вынужденные самостоятельно платить налоги, беззащитные перед произволом чиновников, быстро разорялись. Таким образом, целые поселения принимали покровительство крупных землевладельцев, их жители добровольно переходили на положение колонов.

Торгoвые города пустели и приходили в упадок Основной хозяйственной единицей стали oгpoмныe имения, при которых возникали небольшие центры ремесла и торговли, обслуживающие окрестные села и поселения колонов.

Изменения в экономической жизни Римской империи способствовали стабилизации политического положения. Колоны стали источником пополнения армии - основной опоры императорской власти. При Диоклетиане (правил в 284- 305), который был сыном раба-вольноотпущенника из Далмации и отличился при подавлении восстаний в Африке и Галлии, власть империи над ее владениями была полностью восстановлена. Все население Римской империи, кроме рабов, получило права ее гpаждан. Тем самым привилегированное положение жителей Италии оказалось отменено, власть ceнaгa была подорвана. Административная реформа разделила империю на четыре части -Галлию, Италию, Иллирию и Восток.

Диоклетиан взял себе в управление Восток, где хозяйственная жизнь, торговля, крупные города не пришли в такой упадок, как в запIадных провинциях. Резиденцией императора стал город Никомедия в Малой Азии. При преемнике Диоклетиана, Константине l (правил в 306-337), в столицу империи превратился гpеческий гoрод Византий, переименованный в Константинополь.


Христианство в Римской империи

Римские власти проявляли терпимость в вопросах веры. Сами римляне верили в существование богов, олицетворяющих силы природы и покровительствующих определенным видам деятельности. Cтapшим из богов считался Юпитер, богом морей - Нептун, войны - Марс, торговли - Меркурий и т.д.

В покоренных странах римляне обычно не принуждали местное население к принятию своей веры, мирились с тем, что оно придерживается собственных религиозных воззрений. Однако в отношении христианства делалось исключение. Eгo рассматривали как враждебную Риму религию. Мнoгие римские императоры преследовали первых христиан, их травили львами на аренах колизеев для увеселения плебса, гонения продолжались на протяжении двух с половиной веков.

Причины такой нетерпимости состояли в том, что христиане, которые исповедовали веру в единого Бога, отвергали как языческие все остальные религиозные воззрения. Рост числа христиан вел к yтрате влияния и доходов жрецов многочисленных храмов Римской империи и ее владений. Христиане не признавали божественности императоров, которых жрецы провозглашали подобными богам. Многие из христиан, проповедуя ненасилие, отказывались служить в армии. Их идеи о равенстве всех людей перед Богом воспринимались как вызов порядкам рабовладельческой империи, где рабы считались низшими существами.

Несмотря на гонения, число христиан, особенно в условиях кризиса, охватившего Римскую империю во ll веке, увеличивалось. Преследования заставили христиан создать сильную, хорошо организованную, сплоченную церковь, способную противостоять властям. Распространение христианских идей смирения и ненасилия стало рассматриваться в среде знати как средство удержания в повиновении рабов и колонов. В новых условиях приверженцами христианства становились многие богатые римляне.

В 313 г. между императором Константином и христианами был дoстигнут компромисс. Они признали божественность императорской империи власти (но не личности императора), согласились не уклоняться от воинской службы. Константин предоставил им свободу вероисповедания, освободил от обязанности совершения языческого обряда поклонения императору как живому богy. Христианская церковь получила право принимать наследства и дарения, была освобождена от налогов. Церковный суд уравняли в правах с государственным. Император стал щедро одаривать христиан и к концу жизни сам крестился.

Этот шаг обеспечил Константину поддержку христиан и их цepкви, которая быстро превращалась во влиятельную политическую и экономическую силу. Меньше чем за столетие к ней перешло около 1/10 всех земель империи.

Изменение положения христианской церкви сопровождалось возникновением соперничества между ее иерархами за господствующее положение. Широкое распространение получили толкования христианства, отличающиеся от общепринятых. Так, александрийский пресвитер Арий считал, что Христос, сотворенный Богом-Отцом, не равен и не единосущен Ему, как считало большинство епископов.

В 325 г. в Никее был собран Вселенский собор (собрание всегo христианского духовенства). На нем был принят Символ веры - краткое изложение сути христианского учения, устaновлены единые правила совершения обрядов. Уклонения от утвержденных канонов, в первую очередь арианство, были осуждены как ереси, несовместимые с принадлежностью к христианской церкви.

Последняя попытка наступления на христианство была предпринята при императоре Юлиане (правил в 361-363), который, полагая, что внутренние распри ослабили христиан, попытался возродить старые верования, восстановить пришедшие в запустение языческие храмы. Эта попытка не увенчалась успехом. После гибели Юлиана в войне с персами императоры решительно подцерживали христианство.

При императоре Феодосии (правил в 379- 395) были запрещены все религии, кроме христианства. Преследованию стали подвергаться также сторонники различных еретических (не утвержденных Coборами) eгo направлений. Земли, остававшиеся у языческих храмов, были конфискованы, большинство из них

Падение Западной Римской империи

В IV веке усилился натиск племенных союзов Северной, Цeнтральной и Восточной Европы на владения Западной Римской империи.

Из-за изменений климата ранее занимавшиеся ими земли уже не могли прокормить возросшее население. Целые племена двигались на юг, оседая в сельской местности римских провинций, в частности в Галлии.

Другой причиной вторжений народов на территорию империи было наступление гyннов, которые, продвигаясь с востока, к cepeдине IV века достигли Ceверноoгo Причерноморья. Они теснили племена сарматов и ютов, жившие между Днестром и Дунаем. С ceвера на готов наступали славянские племена. Готы, в свою очередь, направлялись в Центральную Европу и на юг, на территорию Римской империи.

Власти империи, особенно в периоды междуцарствий, обострения борьбы за власть, не препятствовали освоению "варварами" римских владений, тем более что они уже не были чуждыми империи. Многие германские племена приняли христианство, их дружины состояли на службе у римских военачальников.

Becтготам (западным готам, спасающимся от гyннов, разрешалось селиться южнее Дуная. Пополнение населения империи порождало надежды на увеличение размера собираемых податей, новые наборы в армию.

Римские власти, однако, не учли, что привыкшие самостоятельно решать свои проблемы"варвары" не будут покорно сносить поборы чиновников. Becтгoты восстали, к ним примкнули рабы и колоны. И В 378 г, они разгромили римскую армию у Адрианополя. С большим трудом войскам Феодосия удалось на время усмирить Becтготов.

После смерти Феодосия в 395 г. Римская империя развалилась. Военачальники западной части империи отказались признавать власть Константинополя, который превратился в столицу Восточной Римской империи (Византии). Вновь подняли мятеж вecтготы. Опустошив Грецию и Иллирию, они начали совершать набеги на Италию. В 410г. король вестготов Аларux (З70-410) захватил и разгpабил Рим. Столицу Западной Римской империи перенесли в Paвенну, на север Италии.

Одновременно германские племена вандалов, аланов и свевов ворвались в галлию и Испанию. В 429 г. , завладев флотом, вторглись в Северную Африку, гдe основали свое государство.

Сильнейший удар по империи нанесли гунны, земли которых простирались от Кавказа до современной Beнгрии. Их предводитель Аттила (4З4-45З) в 436 г. начал наступление на Европу. Войска гyннов вторглись на Балканский полуостров, разорили более 70 гoродов, заставили Восточную Римскую империю платить дань. Пройдя германские земли, гунны начали опустошать Галлию. Это вынудило вecтгoтoв, франков, бургyндов на время объединиться с римлянами и выступить против Атгилы, который был разбит в 451 г.в Галлии, Отступая, гyнны разгpабили Северную Италию. После смерти Аттилы союз гyннских племен распался, и под натиском гoтов они откочевали в Северное Причерномuрье.

В Западнuй Римскuй империи вновь началась борьба за власть: за 21 год сменилось девять императоров. В ходе междоусобиц Рим был взят и разгpаблен войсками вандалов. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр (4З1-49З) свepг последнегo императора Ромула Aвгycтa и с одобрения сената был провозглашен конунгом (королем) Италии.


Восточная Римская империя признала законность власти Одоакра, которому был присвоен титул патриция.

С падением Западной Римской империи переселения народов не завершились, они продолжались до VIII века. На территории бывшей империи возникли десятки королевств, однако ореол ее величия еще долго влиял на их политику. Многие королевские династии Европы вели отсчет своей истории со времен империи, считая себя законными преемниками ее власти.

Вопросы и задания

1. Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могyщество империи?
2. Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Какие изменения произошли в хозяйственном укладе Рима? Перечислите черты колоната и укажите eгo отличия от рабовладения.
3. Подумайте. какие цели преследовал и административные peформы Диоклетиана и Константина.
4. Заполните таблицу:

Причины упадка Рима
Внутренние
Внешние

Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?
5. В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?
6. Составьте развернутый план по теме «Падение Западной Римской империи».

nstarikov — 18.10.2014 Проблемы государства всегда начинаются там, где элита становится гнилой. Яркий тому пример – Закат Римской империи. Гнилая элита, гнилые императоры. «Говорящее имя» - император Гонорий, отказывается платить жалование варварам-союзникам. Итог – готы берут и частично разрушают Рим. Гонорий убивает лучшего военачальника своей империи Стилихона. Его дочь Гонория (римляне давали имя дочери по родовому имени отца) - пишет письмо Аттиле, в котором предлагает свою руку, а в качестве преданного, половину Западной империи. Итог – нашествие Аттилы. Война, опустошение. Вандалов, которые разрушат Рим окончательно, тоже «пригласят» в рамках дележа престола и наследства. О закате западной империи римлян – статья блогера Андрея Мичурина.

Источник: http://sheshbesh144.blogspot.ru/2014/10/zakat-rimskoy-imperii.html

"Не знать истории - значит всегда быть ребенком ". /Цицерон.


"Год 395 от Рождества Христова. Из-за болезни умирает император Феодосий I. Это последний император, правивший объединенной Римской империей. До него она неоднократно делилась на части и снова объединялась, но после его смерти, уже никогда не станет единым государством. А как известно из истории, разделенное государство - это слабое государство.

Перед своей смертью, Феодосий завещает империю сразу двум сыновьям. Западную часть империи, со столицей в Медиолане (современный Милан) - сыну Гонорию, а восточную часть (позднее ее назовут Византийской империей), со столицей в Константинополе - сыну Аркадию. Это было начало конца.

Великое переселение народов.

Во второй половине IV века, в Европу из Азии приходят гунны - загадочный кочевой народ, живший за счет постоянных набегов на своих соседей.

Существует версия, что именно для защиты от предков гуннов была построена Великая Китайская стена. И если это действительно так, то это могло быть одной из причин, по которой гунны были вынуждены начать свое переселение на запад.


"Они (гунны - прим. авт.) имеют зверские нравы и отвратительную наружность; в детстве надрезывают себе подбородок, лицо и щеки, чтобы не могли расти волосы. При величайшем безобразии лица, кости у них крепкие, плечи широкие, и притом они так нескладны и нестройны, что кажутся как бы двуногими скотами.

Для изготовления пищи не имеют надобности ни в огне, ни в пряностях; питаются дикими кореньями и сырым мясом, которое кладут вместо седла на лошадь и распаривают скорою ездою; земледелие им чуждо; постоянных жилищ они не знают, с детства скитаются по горам и лесам и привыкают переносить стужу и голод. Одежда их полотняная или сшитая из кож лесных мышей; они переменяют ее только тогда, когда она лоскутьями свалится с тела.

Они неразлучны со своими малыми, но крепкими лошадьми, на которых едят, пьют, спят и отправляют все дела; даже на общественных совещаниях все сидят верхом. Грязных жен и детей своих возят за собою в телегах. Стыда и пристойности не знают и не имеют никакой религии; непомерная алчность к золоту побуждает их к набегам. Оружие их – копья и стрелы с заостренными на конце костями; они умеют искусно бросать арканы на неприятелей.
В движениях своих чрезвычайно быстры, внезапно налетают на вражеский строй со всех сторон, задирают, рассеивают, убегают и потом опять неожиданно нападают… У них больше всего хвастаются убийством врагов, а вместо того, чтобы снимать оружие, они снимают с них головы, сдирают кожу и с волосами вешают на груди коней".
/Аммиан Марцеллин, римский историк.


Гунны осаждают Великую Китайскую стену. Картина из музея Стамбула.


Ища для себя новые земли, гунны, как смерть косой, сметали все на своем пути, даже пословица сложилась: " Где гуннский конь ступнул, там и трава не растет". Именно их приход послужил причиной Великого переселения народов, и во многом повлиял на крах Западной Римской империи.

Идя с востока, гунны начали теснить готов - древнегерманские племена земледельцев. Еще в середине III века готы разделились на две ветви: вестготов и остготов, то бишь западных и восточных. Гонимые гуннами, вестготы бежали в Восточную Римскую империю, прося защиты у императора Валентайна. Большая же часть остготов осталась на своих местах и присягнула гуннам на верность, сражаясь в последствии на их стороне, что весьма усилит гуннское войско, так как гунны совершенно не имели навыков пешего боя.

В поисках дома. Переселение вестготов.

Под предводительством своего вождя Фритигерна, готы идут под защиту Рима (имеется ввиду империя). По договору, Рим должен был выделить готам новые земли и обеспечить их едой, взамен готы обязывались защищать северные территории (те, что ниже Дуная) Восточной империи. Такого рода договоры были частым явлением.

Но Рим не сдержал своих обещаний. Готы голодали, их нещадно эксплуатировали. Положенный им провиант, местные чиновники продавали им втридорога, при том, что денег у готов практически не было; стало доходить до того, что еду выменивали на собственных детей. Тут и там стали вспыхивать голодные бунты и в один момент, готов охватила волна всеобщего гнева.

Восстание возглавил Фритигерн. Собирая под своим командованием вооруженные войска, он пошлел по стране, разграбляя ее и принимая в свои ряды все большее количество бунтовщиков.

Император Валент выставил против Фритигерна свои войска.

Две армии сошлись в страшной рубке под Адрианополем в 378 году. Готы начисто разбили, славящуюся своим военным искусством, римскую армию, убив 2/3 ее личного состава вместе с самим императором.

Исход сражения сильно шокировал обе Римские империи. И благодаря этому, готы были уравнены в правах с остальными жителями империи. Но уравнены они были лишь на словах, а потому мир продлился не долго.

Готы были введены в состав римской армии, их стали использовать в постоянных войнах с гуннами и с Западной Римской империей. Тут надо подчеркнуть слово использовать, так как готам была выделена роль "пушечного мяса" - римские полководцы бросали их в самый пыл, прикрывая ими свои регулярные части.

И новая волне гнева не заставила себя ждать.

Новое восстание будет связано с именем Алариха I - именем наводившим ужас на сердца римлян, первого короля вестготов.

Воспользовавшись смертью императора Феодосия в 395 году, Аларих поднимает восстание и начинает грабить Грецию.

Немного о Западной империи и полководце Стилихоне.

После того, как Феодосий I умер, императором Западной Римской империи стал Гонорий, но стал он им лишь формально. Фактически же страной управлял Стилихон - главнокомандующий западными римскими войсками, все более набиравший силу и высказывавший притязания на Восточную часть империи.

В ответ Константинополь подговаривает Алариха напасть на Италию, лишь бы их самих он оставил в покое, что Аларих охотно и делает. В 401 году, он вторгается на север Италии, заставив в ужасе бежать императора Гонория из Медиолана (Милана) в Равенну, туда же была перенесена и столица империи.

Нападение Алариха заставило людей искать себе укрытия: часть поселилась на венецианских островах, провинции Венетия, где до того было лишь небольшое количество рыбацких хижин, а часть двинулась в сторону Рима.

Стилихону удается отбить нападение вестготов, он заключает с ними мирный договор, желая объединиться для совместного выступления против Восточной империи, но планам его не суждено было сбыться. Император Гонорий, обеспокоенный вышеуказанным договором с готами, а также растущим влиянием своего полководца, приказывает своим придворным убить Стилихона, похоже последнего человека, желавшего объединения империи.

Аларих берет Рим.

Как будет видно позже, ничего хорошего из этого убийства не вышло. Стилихон был лучшим полководцем Западной империи и единственным, кто мог противостоять Алариху.

Воспользовавшись казнью Стилихона, вестготы просят у императора расселения в паннонии и денежных выплат, на что Гонорий отвечает категорическим отказом.
Неудовлетворенный отказом, Аларих снова идет войной на Италию, а все что может сделать император Гонорий, так это запереться в своем Раввенском дворце и не казать оттуда свой нос.


Аларих входит в Рим.


В 410 году, войска Алариха практически не встречая сопротивления, всего за месяц доходят до Рима. Рим был взят. Империя была повергнута в ужас, ведь Рим был символом величия империи, символом ее мощи и непобедимости, а тут какие-то дикие и неотесанные варвары с легкостью взяли ее и разорили.

В Риме Аларих был всего 3 дня, после чего планировал пойти через всю Италию в сторону Сицилии. Там он хотел переправиться в Карфаген, дабы найти наконец-то для своего народа плодородные земли, где они могли бы остаться жить. Но к концу 410 года, дойдя до юга Италии, "Могущественный король" (так дословно переводится его имя с готского) умирает.

После смерти Алариха вестготы все же находят пристанище. Они оседают в Галлии.

Аттила завоеватель. Легендарный вождь гуннов.


Аттила. Фреска Делакруа, 1840.


"Он (Аттила - прим. авт.) был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесённое своё могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силён здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутый сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом [кожи], он являл все признаки своего происхождения".
Иордан, готский историк VI века.

Начиная с первой половины V века, предводителем гуннов являлся выдающийся царь Руа (или Ругила), который совершал постоянные набеги на Восточную Римскую империю, требуя с них дань. От погибшего брата, у Руа осталось два племянника - Бледа и Аттила, которых он стал воспитывать самолично.

Со временем, когда племянники подросли, Аттила начал приобретать военную славу, участвуя в многочисленных сражениях. К этому моменту, гунны являются союзниками Западной Римской империи и периодически выступают на их стороне в войнах против готов.

Аттила берет власть.
"Аттила это человек, который рожден потрясти Мир". /Приск Панийский, византийский историк V века.

Со смертью царя Руа, в 434 году, власть переходит сразу к обоим братьям - Бледе и Аттиле. Но Аттила с самого детства был крайне амбициозен, его мечтой было объединение всех гуннов и покорение мира.
В итоге, Аттила убивает своего родного брата Бледу, дабы сосредоточить всю полноту власти в своих руках.

"Аттила, царь гуннов, Бледу, брата своего и соратника по царству, убил и его народы вынудил себе повиноваться".
/Проспер Аквитанский, римский историк V века.

Он начинает объединять сначала разрозненные племена гуннов, а после и все другие народы под своим началом, строя империю от Черного моря до берегов Рейна.


Империя Аттилы.


Размах его империи действительно впечатляет.

Объединив многочисленные племена и народы, он направил свой взор на богатую и ослабевшую, в военном плане, империю - Римскую империю.

"В страшной войне, намного более тяжёлой, чем первая [в 441-442 гг.], Аттила почти всю Европу стёр в пыль".Марцеллин Комит, византийский историк VI века.

Начиная с 441 года и по 448, Аттила совершает два военных похода на Восточную империю, захватив огромное количество городов. Когда его войска подошли под стены самого Константинополя, был подписан мирный договор, по которому Византия выплатила огромную дань.

Аттила обескровил Византию, из-за чего та еще долго не представляла из себя угрозы.

Аттила идет в Галлию.
"Цивилизация! Что это такое? Подкуп, интриги, рабство, империя немощных людей, и император, который красится!"
Из к/ф. Аттила завоеватель. 1954г.

В Западной Римской империи, в это время, у власти стоял молодой и легкомысленный император Валентиниан III, совершенно не думающий о нуждах империи и заботящийся только о своих развлечениях. За него фактически правила его мать - Галла Плацидия, заручившаяся поддержкой полководца и главнокомандующего римскими войсками Флавия Аэция (ведь по римским законам женщина не могла управлять государством), который к слову также вел свою игру за власть.

Флавий Аэций заслуживает отдельного внимания. Лучший из полководцев Западной империи, того времени, он еще в детстве был отдан в политический плен к гуннам, где провел три года, а потому не понаслышке знал об их нравах, образе жизни и военной тактике. Это придавало Аэцию большую цену.

Западная империя была крайне ослаблена и все более представляла из себя аппетитный кусок для завоевателей.
Еще в 439 году, король вандалов (союза восточногерманских племен) Гейзерих захватывает Карфаген и север Африки, создавая угрозу с юга. Противопоставить же ему Рим ничего не может, так как войск едва хватает на охрану всех границ.

И тут у Аттилы появляется предлог для вторжения.

Примерно в 450 году, сестра императора Валентиниана - Гонория, сосланная в Константинополь, как считается, из-за любовной связи с чиновником Евгением, пишет письмо Аттиле, в котором предлагает свою руку, а в качестве преданного, половину Западной империи.

"Гонория, сестра императора Валентиниана, растленная своим прокуратором Евгением, зачала [ребёнка], и, отправленная из Италии к принцепсу Феодосию, побудила Аттилу к [выступлению] против западного государства".
Марцеллин Комит, византийский историк VI века.

Долго ждать не пришлось, в 451 году Аттила объявляет войну Западной Римской империи - он идет на Галлию, которая к тому моменту была раздираема многочисленными раздорами.


Битва на Каталаунских полях. Гравюра XIV века.


"Господь твёрдо решил, что гунны должны прийти в Галлию и, подобно великой буре, опустошить её".
Григорий Турский, франкский историк VI века.

Им были взяты города: Кёльн, Реймс, Труа, Мец, Трир, Тонгерен, но время осады Орлеана, Аттила получает отпор. Флавий Аэций выставляет против него свои силы, объединенные с силами короля вестготов Теодориха I, ранее против которого Аэций воевал вместе с гуннами.
Главное сражение состоялось на Каталаунских полях. Со стороны Аттилы, по некоторым сведениям, выступило более 500.000 воинов. Такой рубки свет не видел давно.

"Хотя в этом столкновении никто из [соперников] не уступил, произошли не поддающиеся подсчёту истребления погибавших и с той и с другой стороны, однако гуннов сочли побеждёнными потому, что те, кто выжил, потеряв надежду на [успех в] сражении, вернулись восвояси".

Согласно историку Иордану, в бою с обеих сторон погибло 180.000 человек. Там же сложил свою голову и готский король Теодорих. Аттила отступил, это было его первое военное поражение.

Аттила идет на Рим.

"Они были гневом Господним. Так часто, как его возмущение вырастает против верующих, он наказывает их Гуннами, чтобы, очистившись в страданиях, верующие отвергли соблазны мира и его грехи и вошли в небесное королевство".
Исидор Севильский, архиепископ Севильи VII века.


Коул Томас. "Путь Империи. Крушение."


Летом 452 года, Аттила атакует север Италии. Первым он захватывает город Аквилею, один из крупнейших городов Италии того времени. Часть спасающихся бегством людей селится на Венецианских островах, которые с момента вторжения Алариха I, уже были частично обжиты. Оставшиеся на островах беженцы, основывают, в последствии, город Венецию, который станет независимым государством и ее не постигнет общая участь Западной Римской империи.

"После того как Аттила справился с потерями, понесёнными в Галлии, он решился атаковать Италию через Паннонию. Наш генерал [Аэций] не предпринял никаких мер, которые он осуществил в первой войне, даже не защитил проходы в Альпах, где враг мог быть остановлен. Пожалуй, он был занят только одной надеждой - бежать из Италии вместе с императором. Но поскольку это казалось настолько постыдным и опасным, то чувство чести преодолело страх".
Проспер Аквитанский, римский историк V века.

Но дойти до Рима Аттиле было не суждено. Как считается, "Бог отвел его руку", на этот мотив Рафаэль даже нарисовал фреску в Ватикане, в 1514 году.

Среди гуннов разразилась страшная эпидемия, что кстати говоря, не удивительно ведь они годами не мылись, а в туалет ходили зачастую под себя не слезая с коня.

От всех планов похода на Рим пришлось отказаться, Аттила отступил.

Смерть Аттилы - "бича Божия". Конец истории гуннов.


Смерть Аттилы.


Еще какое-то время Аттила - "бич Божий", как его прозвал папа римский, досаждал своими набегами Галлии. Но уже в 453 году, в день своей свадьбы, он был отравлен и умер в собственной постели.


Так закончилась жизнь могучего и страшного человека, приход которого был задолго предсказан пророками.

У Аттилы было множество сыновей от множества жен. И после его смерти они унаследовали империю, каждый ухватил по кусочку. Гуннские племена снова разделились и из захлестнула волна междоусобиц. Империя гуннов просуществовала по инерции еще какое-то время и вскоре исчезла. Гунны, в последствии, растворились среди других народов.

Народ наводивший ужас на всю Европу исчез так же внезапно, как и появился...

Последний вздох империи.

"Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод". /Цицерон.

Кошмарный сон Рима окончился, как казалось многим. Теперь империя должна была вздохнуть полной грудью, если бы не одно но...

В 454 году, император Валентиниан III вызвав Аэция к себе на аудиенцию, собственноручно закалывает его своим мечом. Император боялся заговора, ведь Аэций приобрел огромную власть, да и более, как он считал, был ему уже не нужен, так как Аттила был мертв.
Но желаемых плодов это не принесло. Ровно через год после смерти Аэция, в результате государственного переворота убивают императора Валентиниана, а немногим более чем через 20 лет, перестанет существовать и сама Римская империя.

Воспользовавшись удачным моментом, король вандалов Гейзерих, в 455 году, переправляется из захваченного им Карфагена в Италию, и так же, как ранее Аларих, захватывает Рим.


Гейзерих грабит Рим.


Вандалы разграбили город дочиста. Что не могли увезти с собой, уничтожали на месте. Именно отсюда берет свое начало понятие - "вандализм".

Каждому известно, что Средние века проросли сквозь руины Древнего Рима. Упадок Римской империи предшествовал и, в определенной степени, подготовил почву для возвышения королевств и культур, составлявших средневековую систему. Однако, несмотря на эти очевидные факты, мы очень мало знаем о жизни людей и идеях, господствовавших в те годы, когда Европа уже теряла свои римские черты, но не приобрела еще средневековых. Мы не знаем, каково это было - наблюдать закат империи, мы даже не знаем, понимали ли люди той эпохи, что живут в период ее упадка. Однако мы уверены, что никто из них не мог ни предсказать, ни предвидеть, каким через несколько веков станет мир.

Тем не менее люди хорошо понимали, что Рим переживает трагические времена, и главные противодействующие силы были у всех на виду. Люди понимали, что Римская империя IV и V веков была уже совсем не той империей, в которой жили великий Антоний и Августин, что она лишилась многих своих владений, а экономические связи между различными провинциями оказались прерванными. Империи угрожали варвары, которые в конце концов и погубили ее. Территория Римской империи времени расцвета простиралась от берегов Северного моря до северных окраин Сахары и от атлантического побережья Европы до центральноазиатских степей. В нее входила большая часть владений бывших эллинской, иранской и финикийских империй, и она управляла или держала под контролем огромные массы людей и многие государства за пределами ее галльских и североафриканских границ. В IV же веке территория Рима сократилась и продолжала неуклонно сокращаться.

В предыдущие века в пределах римских границ, вдоль путей, которые соединяли друг с другом римские провинции, текли мощные межрегиональные торговые потоки. Однако приблизительно с III века экономическое единство империи начало разрушаться, и к V веку большая часть потоков этой межрегиональной торговли прекратила свое существование - провинции и области оказались предоставленными самим себе и должны были полагаться лишь на собственные ресурсы. А с обеднением провинций и сокращением торговли численность населения, богатство и политическая власть крупных городов в них уменьшились.

Однако империя до самых последних дней своего существования пыталась защитить свои границы от вторжения варваров. Варварские завоевания, подобно всем другим завоеваниям, грозили империи не только гибелью и разрушением, самый образ жизни варваров отрицал римскую цивилизацию - какой она была раньше и какой - увы! - постепенно переставала быть.

Современники наблюдали или должны были наблюдать острейший конфликт между римскими и варварскими ценностями совсем не в материальной сфере. Римская цивилизация была в первую очередь цивилизацией разума. Она опиралась на многовековую традицию мысли и интеллектуальных достижений, составлявших наследие Греции, в которое она, в свою очередь, внесла большой вклад. Римский мир был миром школ и библиотек, писателей и строителей. Варварский же мир был миром, в котором разум пребывал в младенческом состоянии, и это состояние затянулось на многие века. Германские саги, воспевавшие битвы, существовали и дошли до нас лишь в форме легенд, созданных в более позднее время. Имелось несколько грубых законов, которые регулировали личные взаимоотношения людей, - вряд ли все это можно назвать цивилизацией в том смысле, в каком понимали ее римляне. Король Хильперик пытался сочинять стихи в стиле Седулия, но не имел никакого понятия о длинной и короткой стопах, и они у него хромали, а сам Карл Великий, ложась спать, клал под подушку грифельную доску, чтобы ночью поупражняться в искусстве письма, которое он так и не освоил. Что общего было у них с Юлием Цезарем, Марком Аврелием и тем великим Юлианом, которого назвали Отступником? Уже по одним этим примерам можно понять, какая непроходимая пропасть разделяла Германию и Рим. Таким образом, римляне и варвары были не только военными противниками, но и вели совершенно различный образ жизни - цивилизованный и варварский. Мы не имеем здесь возможности подробно обсудить вопрос, почему в процессе их столкновения цивилизация погибла, а варварство победило. Однако очень важно помнить, что, пока империя пыталась защитить свои границы от варварских орд, она постепенно открывала их для варваров-поселенцев.

Мирное проникновение варваров, которое изменило весь характер завоеванного ими общества, было бы невозможно, если бы общество не было поражено болезнью. Эту болезнь можно хорошо было разглядеть уже к III веку. Она проявлялась в тех бесконечных гражданских войнах, которые вели между собой различные провинции и армии. Она проявилась в великом инфляционном кризисе, начавшемся около 268 года, и в непомерных налогах, которые разорили мелких собственников, оставив состояние богачей нетронутым. Она проявилась в постепенном сокращении торговли, основанной на свободном обмене, и замене ее более примитивным бартером, поскольку каждая провинция стремилась стать самодостаточной. Она проявилась в упадке земледелия, при котором безработное население городов умиротворялось раздачей хлеба и зрелищами. Жизнь бедняков очень сильно, очень резко отличалась от жизни надменных сенаторских семей и крупных земледельцев, обитавших в роскошных виллах и городских домах. Она проявилась в появлении мистических верований, возникших на руинах философии, и суеверий (в особенности астрологии), возникших на руинах разума. Особенно возвысилась одна религия, которая в своих священных книгах обращалась к жертвам социальной несправедливости со словами утешения, но, хотя она и могла дать надежду отдельному человеку, вдохнуть новую силу в разбитую в бою цивилизацию или вдохновить ее на борьбу она была не способна (да и не стремилась к этому). По самому своему характеру эта религия отличалась беспристрастностью и годилась для всех - будь то варвар, бедный римлянин или богатый римлянин, будь то человек, стоявший у власти, или человек, находившийся за чертой бедности.

Самым ярким проявлением упадка римского общества было уменьшение числа римских граждан. Империя оскудела людьми еще задолго до того, как завершился период мира и процветания, который продолжался со времен Августа до Марка Аврелия. Разве Август не пригласил в Рим бедняка из Фьезоле, имевшего восемь детей, тридцать шесть внуков и восемнадцать правнуков, чтобы устроить в его честь праздник в Капитолии, о котором узнали все граждане Рима? Разве Тацит, известный своим вниманием к человеческой природе, описывая благородных дикарей (но имея при этом в виду своих сограждан), не отмечал, что среди германцев считается позором ограничивать число детей в семье? Долгая жизнь закона Августа, направленного на повышение рождаемости, - очень важный факт. Этот закон не привел к ее повышению, но сам факт, что он был включен в свод законов и в течение трех веков систематически пересматривался и дополнялся, показывает, что его считали совершенно необходимым. Конечно, смертность в те дни была гораздо выше, чем в наше время, а смертность от эпидемий и гражданских войн начиная со времен Марка Аврелия была исключительно высокой. И так же хорошо известно, что в Римской империи было очень много одиноких людей, а число детей в семьях неуклонно уменьшалось. Авторы той поры сокрушаются о том, что многие супруги вообще не хотят заводить детей, а те, что заводят, ограничиваются одним-двумя. Силий восклицал: «Человеческий урожай оказался очень бедным». Он был бедным во всех классах общества, но сильнее всего это проявилось среди высших слоев общества - самых образованных, самых цивилизованных, чьи дети, вырастая, становились лидерами государства. Римская империя могла бы повторить сказанные гораздо позднее ужасные слова Свифта, которые он произнес, понимая, что сходит с ума: «Я засохну, как дерево, - с верхушки до корней».

Напрашивается вопрос - почему же цивилизация потеряла свою репродуктивную способность? Потому ли, как полагал Полибий, что люди предпочитали развлекаться, а не воспитывать детей, или желали растить их в комфорте? Однако падение рождаемости наблюдалось в первую очередь среди богатых, а не бедных слоев населения, а ведь богатые могли дать своим детям все самое лучшее. А может быть, людей обуял страх и они потеряли веру в будущее и цивилизацию и не хотели, чтобы их дети приходили в этот темный мир, сотрясаемый постоянными войнами? Этого мы не знаем. Но мы хорошо видим связь между падением численности населения и другими бедами империи - высокой стоимостью содержания чиновничьего аппарата (причем чем меньше была плотность населения, тем больше приходилось людям платить налогов на содержание чиновников), заброшенными полями, уменьшающимся числом легионов, которых не хватало даже для охраны границ.

Чтобы компенсировать недостаток населения, римские правители не нашли ничего лучшего, как влить в него свежую кровь варваров. Началось все с небольших инъекций, а закончилось тем, что кровь, которая текла в жилах жителей империи, стала не римской, а варварской. Германцы селились на землях Рима, чтобы охранять его границы и сеять пшеницу. Сначала они входили в состав вспомогательных войск, но вскоре уже целые легионы стали состоять из германцев. Постепенно варвары заняли все руководящие посты в государстве. Армия практически полностью стала варварской. Римский автор Мосс приводит в своем труде удивительный документ - жалобу одной египетской матери, которая требует, чтобы сына вернули домой, поскольку он, по ее заявлению, ушел с варварами, иными словами, стал солдатом римского легиона! Легионы стали варварским, и они, в свою очередь, сделали варварами своих императоров. Для них император уже не был олицетворением божественной власти, а являлся лишь простым предводителем, фюрером, и они поднимали его на щит. Вместе с варваризацией армии шла и варваризация гражданского образа жизни. В 397 году Гонорий вынужден был издать указ, согласно которому в пределах Римской империи запрещалось носить германскую одежду. В конце концов, императоры, сами ставшие наполовину варварами, могли рассчитывать на то, что только варвары сумеют защитить их от натиска других варваров!

Такова была картина общего упадка цивилизации периода, в котором жили римляне в IV, V и VI веках. Каково же было жить в эпоху гибели цивилизации под натиском варварства? Понимали ли люди, что происходит? Неужели Темные века отбросили свою тень на Европу еще до своего наступления? Так получилось, что мы можем ответить на эти вопросы довольно подробно, сосредоточив свой взгляд на одной части империи - знаменитой, высокоцивилизованной провинции Галлия. Мы сможем выявить признаки упадка по трем направлениям, поскольку галло-романские писатели, жившие в IV, V и VI веках, оставили нам описание жизни и нравов своей эпохи. О IV веке мы знаем из трудов Аусония, о пятом - из трудов Сидония Аполлинария и о шестом - из трудов Григория Турского и Фортуната, итальянца, жившего в Пуатье. Они описывают жизнь в Оверни и Бордле в сгущавшихся сумерках. Итак, IV, V и VI века - уходим, уходим, ушли!

1. Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могущество империи?

Золотой век Римской империи связывают с правлением пяти хороших императоров из династии Антонинов, правивших с 96 по 180 гг. Они последовательно сменяли друг друга без династических кризисов, при этом все пять активно участвовали в управлении империей лично решая возникавшие проблемы. Имеются в виду:

Марк Кокцей Нерва (96-98 гг.):

Марк Ульпий Траян (98-117 гг.):

Публий Элий Адриан (117-138 гг.):

Антонин Пий (138-161 гг.):

Марк Аврелий (161-180 гг.).

2. Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Как менялись хозяйственный уклад и социальная структура римского общества и права его граждан?

Причины кризиса Римской империи.

Падение среднегодовых температур привело к кризису в сельском хозяйстве.

Император Септимий Север изменил систему управления армией. До него командирами (легатами) легионов были политики, для которых эта должность была всего лишь кратким эпизодом в карьере. Солдаты не считали их своими. Север ввёл практику назначения легатов легионов из командиров низшего звена. Вскоре появились люди, всю жизнь проведшие в армии, которым доверяли солдаты и которые стали получать высшие командные должности, то есть политический вес. Именно такие люди становились так называемыми солдатскими императорами, гражданские войны между которыми несколько десятков лет терзали Римскую империю.

После хороших императоров настало правление нескольких плохих на рубеже II-III веков. Некоторые из сменявших тогда друг друга императоров совсем не занимались управлением империей, а только удивляли народ своими чудачествами и жестокостями.

Длившиеся несколько десятков лет гражданские войны нарушили экономические связи между провинциями, сделав нерентабельными товарные хозяйства, процветавшие до этого крупные латифундии, большинство хозяйств становилось натуральными, экономически единая империя при натуральном хозяйстве уже не была нужна.

Легионы несколько десятков лет занимались войной друг с другом, а не с внешними врагами. За это время дикие племена на границах империи привыкли к успешным походам в империю, которые приносили богатую добычу, разведали маршруты таких походов и не собирались отказывались.

– Во время гражданских войн все стороны привыкли использовать варваров в качестве наёмников, после окончания гражданских войн эта практика была продолжена. В результате римская армия состояла уже преимущественно не из римлян, а из варваров, причём на всех уровнях, включая высшие командные должности.

Казавшаяся людям нескончаемой полоса бедствий привела к духовному кризису в империи в результате которого популярность набрали новые культы, главными из которых оказались митраизм и христианство.

В результате гражданских войн, как было сказано выше, в Римской империи возобладало натуральное хозяйство. При натуральном хозяйстве, в отличии от товарного, использование рабов перестало быть эффективным, их доля в обществе сокращалась. Вместо них увеличивалось число колонов – зависимых людей, работавших на земле хозяина за часть урожая (из этого института позже развилось сословие крепостных). В ходе кризиса римскими гражданами стали все жители империи. Из-за этого гражданство перестало быть привилегией, как раньше, оно перестало нести дополнительные права, остались только обязанности в виде налогов. А после обожествления правителя граждане окончательно превратились в подданных.

3. Подумайте: какие цели преследовали административные реформы Диоклетиана и Константина?

Диоклетиан и Константин обожествили власть императоров, надеясь этим предотвратить дальнейшие выступления военно начальников (добиться этой цели они не смогли). Кроме того, новое административное деление империи на более мелкие по размеру провинции и перевод многих чиновников с денежного на натуральное довольствие (которое проще было доставлять в центры более мелких провинций) отвечала изменившимся экономическим условиям, фактическому переходу империи к натуральному хозяйству.

4. Заполните таблицу. Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?

Как видно из таблицы, внутренних причин падения Западной Римской империи было больше, они играли большую роль. Рим времён хороших императоров, возможно, смог бы выдержать натиск Великого переселения народов, ослабленное кризисом государство с этой задачей не справилось. С другой стороны, именно варварский натиск привёл к усугублению кризиса и не дал времени на его преодоление. Потому по-настоящему нельзя разделять внутренние и внешние причины, к падению Западной Римской империи привело их сочетание.

5. В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?

Духовный кризис выразился в росте популярности многочисленных нетрадиционных для римского общества культов. И речь не только о христианстве и митраизме, восточные культы самого разного толка расцветали в большом количестве.

В условиях долгого кризиса уверенности в завтрашнем дне не было у всех слоёв общества. Христианство давала эту уверенность относительно пусть не этого мира, но будущего. Из-за этого христианами становились и многие представители привилегированных слоёв общества. Они привносили в христианскую церковь многие элементы римского гражданского устройства, что делало церковную жизнь более упорядоченной, придавала ей структуру. Начавшиеся гонения на христиан активизировали эту структуру и сплотили христианскую церковь, пытавшуюся противостоять гонениям. Учитывая, что эта церковь объединяла многих людей из высших слоёв общества, она располагала их капиталами и политическим влиянием, становясь мощной силой в государстве.

6. Составьте развернутый план ответа по теме «Падение Западной Римской империи».

1. Усиление натиска народов из потока Великого переселения на границы Римской империи.

2. Разрешение вестготам селиться на римской территории.

3. Восстание вестготов в 378 г. и их успешные действия против римских войск.

4. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную после смерти Феодосия Великого в 395 г.

5. Поселение новых варварских племён на римской территории и их восстания.

6. Периодические восстания римских полководцев (со временем всё чаще из числа варваров), их попытки узурпировать престол.

7. Борьба против вторжения гуннов.

8. Правление в Западной Римской империи часто сменявшихся слабых, нередко малолетних императоров.

9. Переворот Одоакра, конец Западной Римской империи.

Двенадцать лет продолжалось злополучное правление Комода, сына Марка Аврелия. Казалось, новым император собрал в себе все пороки самых незадачливых римских правителей – Калигулы, Нерона, Домициана. И конец Коммоду был уготован такой же бесславный, как у этих его предшественников: 31 декабря 192 года тиран был убит заговорщиками.

В Риме жили великие правоведы, и римское право является, возможно, главной данью римлян цивилизации.

С 192 по 197 год длился период анархии. Затем сенат назначил императором одного из самых влиятельных своих членов, храброго полководца Гельвия Пертинака, но едва он попытался навести при дворе мало-мальский порядок, преторианцы убрали его с дороги; император был убит 28 марта 193 года.

После смерти Пертинака преторианцы предложили римский престол Дидию Юлиану, что вызвало мятеж в армии: легионы, расположенные в различных областях империи, провозгласили по крайней мере трех императоров одновременно. Септимий Север, родом из Панинонии, первым прибыл в Рим, убил Дидия Юлиана, разогнал преторианскую гвардию и после длительных гражданский войн остался в 197 году единственным императором. После смерти Септимия Севера на власть претендовали два его сына: Каракалла и Гета. Убива брата, Каракалла провозгласил себя императором. Через шесть лет во время военного похода против парфян Каракалла стал жертвой заговора, организованного Макрином, который, в свою очередь, был императором Рима всего несколько месяцев.

С этого времени на римском престоле вновь воцаряется династия Северов; Гелиогабал правил четыре года, до 222 года, а Александр Север – тринадцать лет, до 235 года. Против власти последнего восстала армия, подстрекаемая полководцем Максимианом, после чего начался период военной анархии, продлившийся несколько десятилетий. В середине века на римском престоле с головокружительной быстротой сменили друг друга 18 императоров, деяния которых, не составили славу Риму.

Упадок военного могущества римлян был обусловлен тем, что римское войско состояло в основном из наемников, которых интересовали лишь деньги и трофеи.

Одно было очевидно – огромная Римская империя переживала тяжелый кризис; на границах все более дерзко заявляли о себе варвары, а в самом Риме не было против них ни надежных защитников, ни организованной, хорошо управляемой армии. Максимиан, убийством последнего Севера ввергнувший империю в политический, военный и социальный хаос, через три года бесславно завершил свое императорское правление: в 238 году он был убит своими же солдатами в собственном доме недалеко от Аквилея.

Единственными правителями, заслуживающими упоминания среди так называемых солдатских императоров, являются Клавдий II и Аврелиан. Оба способные и влиятельные полководцы, они поддерживали друг друга и правили в общей сложности в течение семи лет. Первый из них разбил войско готов на Дунае вблизи Наисса, а Аврелиан, прозванный “восстановителям империи”, вновь завоевал несколько отделившихся провинций Галлии, но не смог удержать в границах империи Дакию, которую захватили готы.

Во время затянувшейся анархии многие римские провинции, оставшиеся без зашиты и помощи, были завоеваны захватчиками. Например, на востоке империи образовалось независимое государство Пальмира, которым правила новая Клеопатра – Зенобия. Аврелиан начал военный поход на Малую Азию, который он сам и возглавил в 272 году. После нескольких кровопролитных боев войско Зенобии и ее союзников укрылось за крепостной стеной Пальмиры, города, расположенного в самом центре пустыни между Евфратом и Целесирией. Только поздней осенью 272 года Пальмира пала, и Аврелиан мог вернуться в Рим, забрав с собой пленницу Зенобию.

Диоклетиан в поисках средств спасения Римской империи разделил ее на четыре части, с четырьмя столицами и четырьмя императорами.

Тяжелый кризис третьего столетия был преодолен в 284 году с приходом к власти Диоклетиана. Казалось, удалось избежать неминуемой катастрофы, однако к тому времени империя пришла в такой упадок, что вряд ли можно было надеяться на ее спасение.

Диоклетиан, по происхождению иллириец, хорошо разбирался во внешней политике, был энергичным и решительным полководцем, понятие “граждан” для него не существовало, для него все были подданными. Он совершенно изменил структуру империи, породив тетрархию, которая предполагала разделение всего государства на четыре части, каждая из которых управлялась августом, которому, в свою очередь, помогал цезарь. По смерти августа цезарь становился его наследником. Диоклетиан полагал, что такого рода система должна была гарантировать большое спокойствие и надежность при назначении высших руководителей государства.

За двадцать лет правления императору не раз доводилось удостовериться в недостатках своей реформы.

Зависть, соперничество, амбиции, различные трудности в управлении такой огромной империей привели к тому, что Диоклетиан, разочаровавшись в своих возможностях, вынужден был в 305 году удалиться в свое имение на севере Спалата.

Это был последний отблеск славы, последний отсвет древнего величия. Империя медленно умирала. Последний удар был нанесен эрулами Одоакра, свергнувшими в 476 году последнего римского императора Ромула, по прозвищу Августул.