Женская рифма. «Секреты стихов

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы ), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, рифма бывает: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная.

Мужская рифма

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

И море, и буря качали наш челн ;

Я, сонный, был предан всей прихоти волн .

Две беспредельности были во мне ,

И мной своевольно играли оне .

Женская рифма

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним летом ,

Как на небе звезды рдеют ,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют .

Дактилическая рифма

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

Девочка во поле с дудочкой ивовой ,

Зачем ты поранила веточку вешнюю ?

Плачет у губ она утренней иволгой ,

плачет все горше и все безутешнее .

Гипердактилическая рифма

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:

Леший бороду почесывает ,

Палку сумрачно обтесывает .

В зависимости от совпадения звуков различают рифмы точные и неточные .

Познакомить с понятием женская и мужская рифма;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Секреты стихов. Рифма мужская и женская».

(по шуточному стихотворению Ю.П. Мориц)

ЦЕЛЬ УРОКА:

Освоение элементов художественной формы.

ЗАДАЧИ:

Познакомить с понятием женская и мужская рифма;

Продолжить формировать умение находить в художественном произведении изобразительные средства;

Развивать умение анализировать шуточное стихотворение, понимать замысел поэта;

Развивать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение;

Воспитывать в маленьком школьнике большого читателя художественной литературы.

ХОД УРОКА

  1. Мотивация к учебной деятельности.

1. Вводное слово учителя.

Ну что ж, друзья, начнем урок.

Хотите я вас удивлю (да)

(Показываю фокус. Достаю платочки с названием темы урока «Секреты стихов»).

Как вы думаете, какие секреты могут быть у стихов? (Они строятся по особенному, в них есть эпитеты, сравнения, олицетворение, звукопись...)

А знаете ли вы, что можно делать стихами? (С помощью стихов можно учить как себя вести…)

Неужели вы думаете, что с помощью стихов можно учить и поучать?

Скажите, какое главное орудие имеет поэт? (слово)

II. Актуализация знаний.

1. Вопросы на понимание значения слова в поэзии.

А зачем вообще нужны слова? (Чтобы общаться, высказывать свои мысли).

А вы умеете пользоваться словом? (да).

Давайте попробуем.

(Показываю чайник).

Докажите, что умеете пользоваться словом. Расскажите об этом предмете. (…)

Посмотрите, что у вас получилось! Всего 4 прилагательных, 2 глагола. И в основном, вы рассказали, какой он.

А теперь послушайте, как о чайнике рассказала поэтесса Ю. Мориц.

2. Чтение стихотворения учителем

ПУЗАТЫЙ ЧАЙНИК

Пузатый чайник я люблю!

Он жарким делом занят,

Свистит он песенку свою

И крышкой барабанит!

Пых-пых, веселый вкусный пар

Из чайника летит, как шар,

А иногда из носа

Торчит, как знак вопроса.

Пузатый чайник знаменит

В любое время года,

Особенно когда стоит

Неважная погода.

Я улыбаюсь до ушей,

А чайник мой грохочет,

Хохочет,

Словно муравей

До слез его щекочет!

И пляшет чайник на столе,

Пируя вместе с нами,

А я пою в его тепле

Про чайник песню маме.

Мини-итог: Зачем же, написала стихотворение «Пузатый чайник» Ю. Мориц? (создать настроение, чтобы мы порадовались, рассмешить нас).

Я видела вашу восторженность, удивление в ваших глазах. Что вас удивило? (Чайник как будто живой).

А есть ли строки, которые вы хотите, чтобы я перечитала еще раз? (…)

Почему именно эти? (…)

3. Чтение стихотворения детьми.

Теперь прикоснитесь к этим удивительным строкам. Прочитайте про себя.

4. Анализ содержания стихотворения.

Каким показала чайник Ю. Мориц? (…).

Как ей это удалось? (Использовала изобразительные средства литературы).

Какие? (эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись).

5. Вторичное чтение стихотворения детьми с целью нахождения изобразительных средств.

Я предлагаю, найти их в тексте.

(Работа в парах).

Мини-итог: А теперь подумайте и ответьте, что смогла сделать Ю. Мориц, используя эти художественные средства?

III. Проблемный диалог.

- Посмотрите, что я сделала.

Располневший чайник я люблю!

Он своим делом занят

Он свистит и крышка у него подпрыгивает.

Вам нравится? (нет)

Почему? (нет яркости, нет образа, обыденно, просто, нет рифмы).

Мини-итог: Стихи – это дружная компания слов, которые подходят друг к другу, как хор, или оркестр. Они подпевают друг другу. Одно слово поет тоже, что и другое. Что получается? (Рифма).

IV. Физкультминутка.

Давайте поиграем в рифму! Я вам мяч и слово, вы мне – рифму и мяч.

V. Знакомство с новыми понятиями.

Благодарю вас, рифмовать вы умеете. А сумеете ли вы найти рифму в стихотворении «Пузатый чайник»? Ищите!

Вот первое четверостишье. Где рифмованные строки? Какие слова рифмуются? (люблю – свою, занят - барабанит).

(Дети читают. После прочтения рифмованные строчки перебегают друг к другу).

Чем отличаются эти пары слов? (Ударением. В первой паре – ударение падает на последний слог, во второй – не предпоследний).

Я открою вам секрет.

Оказывается, по этим ударениям определяют женскую и мужскую рифму. Если ударение падает на последний слог рифмованного слова – это мужская рифма, а если на предпоследний – это женская.

А мужская? (более звонко, резво, смело).

2. Чтение произведения с целью определения женской и мужской рифмы.

Я предлагаю поработать с текстом стихотворения и найти мужскую и женскую рифму, обозначив их буквами «М» и «Ж».

VI. Применение нового знания.

1. Выразительное чтение произведения с опорой на новое знание.

Давайте прочитаем это произведение еще раз, обращая внимание на рифму. Помните, как надо читать женскую рифму? (…). А мужскую? (…)

Молодцы! Просто великолепно!

VII. Проба поэтического пера.

Хотите сами побывать в роли поэтов? Игра «Я начну, а ты продолжи». Эту игру будем проводить в группах. Организуйте их. Вот вам первые строки. Сочините к ним рифмованные, но они были должны рассказать о вашем чайнике.

Время. Что получилось? (…)

Спасибо ребята! Это было необыкновенно. Вы доставили удовольствие.

Оказывается, наши прабабушки и прадедушки очень часто играли в такую игру. Называется она «Буриме». Это слово в переводе означает «плести стихи, или заниматься стихоплетством». Нужно сочинять так, чтобы было интересно, складно и смешно.

VIII. Итог.

Получилось у вас создать яркий образ? (да)

Вы очень хорошо поработали на уроке. А что нового вы для себя узнали? (Рифма – женская и мужская. Познакомились с игрой «Буриме»).

Зачем мы сегодня провели такой урок?

Секреты стихов.

Как вы думаете, это последний секрет стихов? (Нет).

Конечно, существует еще очень много секретов. С ними вы познакомитесь на следующих уроках? И чем больше вы их узнаете, тем легче вам будет самим писать стихи. Секрет фокуса – это работа рук. Секрет поэзии – это работа души.

Если вы заинтересовались написанием стихов, я хочу предложить вам прочитать эту книгу «Страна фантазий и проказ», в которой вы увидите, что стихи могут иметь форму, познакомитесь с акростихом, и еще с очень многими секретами. Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать.


Мужская рифма

МУЖСКА´ Я РИ´ ФМА - связанные рифмой слова, оканчивающиеся ударным слогом. Различаются открытая М. р. с гласным звуком на конце (душа - дыша, окно - давно) и закрытая М. р., оканчивающаяся согласным звуком (волк - умолк, дверь - зверь). Обычно в стихотворениях М. р. чередуются с женскими или дактилическими рифмами. Но иногда поэты пишут стихотворения или даже поэмы, выдержанные только в М. р. Такова поэма М. Лермонтова «Мцыри», где сплошная М. р. придает произведению характер энергии и мужественности; вот начало «Мцыри»:

Не много лет тому назад

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод...

Некоторые главы поэмы А. Твардовского «Страна Муравия» выдержаны в М. р., например начало поэмы:

С утра на полдень едет он,

Дорога далека.

Свет белый с четырех сторон,

А сверху - облака.

Тоскуя о родном тепле,

Цепочкою вдали

Летят, а что тут на земле, -

Не знают журавли.


Поэтический словарь. - М.: Советская Энциклопедия . Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская . 1966 .

Смотреть что такое "мужская рифма" в других словарях:

    Мужская рифма - см. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    Мужская рифма - Основная статья: Рифма Мужская рифма разновидность рифмы, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов. Хлеб на полях не созрел, а пропал, Сделался голод, народ умирал… Василий Жуковский (перевод из Роберта Саути) В… … Википедия

    мужская рифма - рифма с ударением на последнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: женская рифма Род: рифма Пример: огонь ладонь добра ребра Поэма Лермонтова Мцыри написана четырехстопным ямбом, с нормальными для этого размера… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    мужская рифма - рифма с ударением на последнем слоге, например: И он к устам моим приник И вырвал грешный мой язык. А.С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов

    мужская рифма - Рифма с ударением на последнем слоге … Словарь многих выражений

    РИФМА - (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    РИФМА - РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова

Женская рифма

Женская рифма - разновидность рифмы , при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов.

Это самое простое определение, но более точно следует сказать так: женским окончанием называют концовку стиха , состоящую из предпоследнего сильного и последнего слабого слога. В квантитативном стихосложении женское окончание - это сочетание длинного и краткого, а в тоническом и силлабо-тоническом - ударного и безударного слогов.

Происхождение термина

Термин «женская рифма» уходит корнями в классическую французскую поэзию. В старофранцузском языке большинство прилагательных (и некоторые существительные) женского рода заканчивались безударным звуком e . В средние века появилась традиция чередовать стихи с рифмующимися словами женского и мужского рода и стали различать «женскую» и «мужскую» рифмы. Впоследствии эта традиция и терминология перешла в европейскую поэзию, а затем и в русскую. Термины «женская рифма» и «мужская рифма» по сути являются вторыми названиями двухсложной и односложной рифмы, соответственно.

Примеры

В приведенном стихотворении Пушкина вторая и четвертая строки объединены женской рифмой:

Он, поравнявшись, поглядел,
Наташа поглядела ,
Он вихрем мимо пролетел,
Наташа помертвела .

А. С. Пушкин , «Жених»

В примере ниже в каждой строке присутствуют только женские рифмы:

Есть речи значенье,
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно,
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.

М. Ю. Лермонтов , «Есть речи значенье…»

Стихи с женскими окончаниями в строфе могут контрастировать с мужскими стихами (оканчивающимися на сильный слог). Например, у Пушкина в онегинской строфе:

"Мой дядя самых честных пра́вил, (женское окончание)
Когда не в шутку занемо́г, (мужское)
Он уважать себя заста́вил (женское)
И лучше выдумать не мо́г. (мужское)
Его пример другим нау́ка; (женское)
Но, Боже мой, какая ску́ка (женское)
С больным сидеть и день, и но́чь, (мужское)
Не отходя ни шагу про́чь! (мужское)
Какое низкое кова́рство (женское)
Полуживого забавля́ть, (мужское)
Ему подушки поправля́ть, (мужское)
Печально подносить лека́рство, (женское)
Вздыхать и думать про себя́: (мужское)
«Когда же черт возьмёт тебя́!» (мужское)

А. С. Пушкин , «Евгений Онегин»

Иногда женским окончанием называют окончание любого стиха, заканчивающегося на слабый слог.

Как на пример исключительного использования одного женского окончания можно указать на Сказку об Илье-богатыре Карамзина , многие песни Кольцова и т. п.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Женская рифма" в других словарях:

    См. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    женская рифма - рифма с ударением на предпоследнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: мужская рифма Род: рифма Пример: мельник бездельник волны полный Строфическое или нестрофическое построение стиха, стихотворный размер и… …

    женская рифма - рифма с ударением на предпоследнем слоге, например: Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга... А.С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов

    женская рифма - Рифма с ударением на предпоследнем слоге … Словарь многих выражений

    женская рифма - ЖЕ´НСКАЯ РИ´ФМА рифма с ударением на предпоследнем от конца слоге. Вот начало хореического стихотворения, построенное целиком на Ж. р.: Засверкал огонь зарни´цы, На гнезде умолкли пти´цы. Тишина леса объе´млет, Не качаясь, колос дре´млет; День… … Поэтический словарь

    - (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова

    рифма - (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия

    рифма женская - см. женская рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Цели:

  • дать понятие: рифма мужская, женская дактилическая;
  • развивать умение определять и находить в поэтическом тексте указанные рифмы, использовать в своих стихотворениях;
  • воспитывать гуманистические качества.

Оборудование: мультимедиа, сборники стихов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Языковая разминка: разомнём язычок.

1. Работа над артикуляционным аппаратом.

Скороговорка: На дороге – короб, в коробе – кобра.

  • прочитать медленно, вдумываясь в содержание предложения;
  • прочитать быстрее; прочитать «птичьим базаром».

Проводим конкурс «Кто быстрее и лучше?»

2. проверка домашнего задания: придумать рифмы к словам; зарифмовать строчку.

Учащиеся по очереди читают свои варианты.

Проводим конкурс: «У кого больше и лучше?»

Сравниваем свои ответы:

Слайд 1

Тетрадь – кровать – спать – вспять – взять…
Задача – удача – дача – сдача – иначе…
Судьба – борьба – молотьба – гурьба – косьба…
Прибой – с тобой – свой – сбой – вой – отбой…
Годы – заводы – взводы – воды – из моды – лодырь…

Зарифмованная строка для домашнего задания:

Слайд 2

Пролетела стрекоза –
Удивлённые глаза…

Варианты детей:

Пролетела стрекоза,
Начинается гроза.

Пролетела стрекоза,
Небо – словно бирюза.

(Другие варианты).

Закрепления предыдущего материала:

  • что такое ритм?
  • что такое рифма?
  • рифма точная и неточная?
  • рифма простая и составная?

III. Переход к новой теме.

Слово учителя.

– Как правило, в стихотворении любого автора используются строки, оканчивающиеся то на ударный слог, то на безударный. Но бывает, что во всех строках ударение в формирующихся словах – на последнем слоге или: в одних – на последнем, в других – на предпоследнем.

Слайд 3.

Забыв и рощу, и свободу,
Невольный чижик надо мной
Зерно клюёт, и брызжет воду,
И песнью тешится живой.
(А.С. Пушкин)

– В каких строках ударение падает на последние слоги?

– В каких строках – на предпоследние?

Вывод: В этом четверостишии в первой и третьей строках ударение – на предпоследнем слоге, а во второй и четвёртой – на последнем.

Учитель: в зависимости от места ударения различают рифму мужскую и женскую.

(Иногда дети ошибочно считают, что мужская рифма – это когда рифмуются слова мужского рода, и наоборот.

Пояснения учителя: вода – слюда – существительные женского рода, а рифма – мужская, потому, что ударение падает на последний слог; мальчик – пальчик – существительные мужского рода, а рифма – женская, так как ударение падает на предпоследний слог).

– Какая же рифма называется дактилической?

Часто в стихотворении встречается длинное слово, которое при ритмической разбивке может иметь несколько ударных и безударных слогов:

Слайд 4.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю. Лермонтов)

На какие слоги падает ударение в этом четверостишии?

Ответы учащихся: не на предпоследний и не на последний слоги.

Вывод: Если ударение падает не на предпоследний слог и не на последний, то такая рифма называется дактилической.

IV. Закрепление. Работа в группах постоянного состава.

  1. Работа с поэтическими текстами. Задание: прочитать несколько строк (строфу) из стихотворения любого поэта и определить, какая в данном случае использована рифма; найти в тексте мужскую, женскую, дактилическую рифму.
  2. Работа над созданием собственных стихотворных текстов с применением мужской, женской, дактилической рифмы.

V. Рефлексия.

VI. Итог урока.

– Чему учились?

– Какие трудности были?

– Что было интересного на уроке?

VII. Задание на дом.

подобрать примеры с использованием разных видов рифм. (учащиеся могут читать и собственные стихи, обращая внимание на то, какая именно рифма выбрана ими.)