Что такое публицистический стиль речи — это особенный способ выражения мыслей. Публицистический стиль (характеристика одного из жанров, языка одного из печатных средств массовой информации) Примеры газетных статей в публицистическом стиле

Российская академия народного хозяйства и государственной службы ПРИ Президенте РФ

Кафедра политологии и политического управления


Публицистический стиль (характеристика одного из жанров, языка одного из печатных СМИ)



Введение

Характеристика публицистического стиля

Жанровая дифференциация публицистического стиля

1 Группы жанров

2 Публицистическая статья

Языковые средства публицистического стиля

2 Публицистическая лексика

4 Синтаксис публицистического стиля

Языковые средства статьи

Заголовки в журналах

Заключение

Список литературы


Введение


Когда преподаватель читает лекцию, учёный выступает с докладом на научной конференции, дипломаты участвуют в переговорах, студенты сдают экзамены или школьник отвечает урок, то их речь отличается от той, которая используется в неофициальной, повседневной обстановке: за праздничным столом, дружеской беседе, в кругу семьи. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка- функциональные стили. Функциональный стиль подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той роли, которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Научные труды, учебники, доклады пишутся научным стилем; докладные, финансовые отчёты, приказы, распоряжения составляются в официально-деловом стиле; статьи в газетах, журналах, выступления по радио и телевидению основаны на публицистическом стиле; когда обсуждают разнообразные бытовые проблемы, используется разговорный стиль.

В рамках публицистического стиля наибольшее распространение получила газетная разновидность, поэтому в лингвистической литературе этот стиль называется газетно-публицистическим. Этот стиль используется и в журналах. Газетно-публицистическая речь призвана прежде всего воздействовать на массы, поэтому она максимальна учитывает интересы читателей. Важной особенностью языка газеты или журнала является его общедоступность, коммуникативная значимость. И задача моей работы- разобраться, действительно ли, с помощью языковых особенностей публицистического стиля можно агитировать, убеждать, пропагандировать. Целью моей работы является изучение функциональных особенностей языковых средств и жанровой дифференциации публицистического стиля в аналитическом журнале-еженедельнике "Коммерсантъ Власть". Актуальность данной работы определяется тем, что изучается язык в его функционировании, и, кроме того, публицистика играет большую роль в коммуникационном процессе (оказывает воздействие на сознание и речь людей). Материалом моего исследования являются слова, словосочетания, фрагменты текстов журналов "Коммерсантъ Власть" №13, 14, 15 за 2013 год.


1. Характеристика публицистического стиля


1 Определение публицистического стиля


Публицистический стиль- это исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных, повседневного быта и прочего. Этот стиль употребляется в агитационно-массовой работе. Используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио-и телепередачах, документальном кино, некоторых видах ораторской речи (на собраниях и митингах). Цель публицистического стиля- воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно-политических идей.


2 История публицистического стиля


Публицистика как вид литературы появилась на Руси уже в XI веке. Это, например, "Слово о Законе и Благодати" первого русского митрополита Иллариона. Публицистический стиль присутствовал в различных произведениях XV-XVII веков. Дальнейшее его развитие в XVIII веке было связано с выходом первой русской печатной газеты "Ведомости" и созданием ряда журналов. Окончательно публицистический стиль сложился в конце XVIII-начале XIX веков в текстах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского и др. В XX веке яркими публицистами были А.М. Горький, А.Н. Толстой, К.М. Симонов.


2. Жанровая дифференциация публицистического стиля


1 Группы жанров


Публицистический стиль употребляется во многих жанрах. Выделяют три группы жанров: информационная (интервью, репортаж, заметка, хроника), аналитическая (статья, корреспонденция) и художественно-публицистическая (очерк, фельетон, памфлет, эссе).

Для современной газетной и журнальной речи в целом менее свойственна открытая призывность, лозунговость, риторичность, неаргументированная директивность. Для неё более характерны аналитичность, доказательность изложения. Ведь форма сдержанного, спокойного доказательства способна быть выразительной, то есть экспрессивной и оказываться воплощением воздействующей функции публицистического стиля.

В современных газетах и журналах значительное место занимают диалоговые формы изложения (интервью, беседы, противопоставление двух точек зрения и др.), а также информационно-аналитические (статья, комментарий и т.д.), а, например, очерки и репортажи становятся редким явлением. Ещё появляются новые жанры: "прямая линия", "круглый стол". Жаль, что в моих исследуемых журналах нет пока этих новых жанров.

А есть простые интервью, информационные заметки (например о культурных мероприятиях на текущую неделю), опросы, статистика. Из художественно-публицистической группы есть очерки и эссе. Но больше всего, конечно, в журналах статей. Вот о статье-то мы и поговорим.


2 Публицистическая статья


Публицистическая статья- это аналитический жанр, в котором глубоко и обстоятельно рассматриваются проблемы социальной действительности. Главным стилистическим признаком статьи считается логизированность: формулировка проблемы, её оценка- анализ проблемы, причины её возникновения- программа действий по решению этой проблемы. Например, в статье "Поживём поделим" рассматривается проблема раздела "Газпрома". Причина возникновения раздела- совершенно новая ситуация на газовом рынке Европы: цены на газ снижаются благодаря потоку дешёвого восточного сжиженного природного газа. Для разрешения этой проблемы наше руководство, в связи с принятием третьего энергопакета в 2009 году ("свод правил, запрещающий работать на рынке ЕС компаниям, которые одновременно добывают, транспортируют, и распределяют газ"), задумалось о разделе "Газпрома" на несколько компаний: добывающую, транспортную и распределяющую. Ещё появление новых крупных компаний, добывающих газ, "Роснефти" и НОВАТЭКа должно снизить газовую монополию на рынке не только в России, но и в странах ЕС.

Публицистическая статья предполагает включение различных вставок (яркое описание эпизодов, мини-интервью, иллюстрации) для оживления рассуждения. В данной статье это, например, врезки, что по словам кремлёвских чиновников, "консультации по "Газпрому" пока что носят исключительно неформальный характер" и что "ситуация на газовом рынке всё больше будет напоминать нефтяную отрасль, где есть несколько крупных производителей и одна инфраструктурная монополия". Также в статье есть обращающее на себя внимание мини-интервью с пресс-секретарём Путина Дмитрием Песковым о возможностях исполнения третьего энергопакета. Для воздействующего эффекта в статью ещё включены фотоиллюстрации руководства России и главы "Газпрома" Алексея Миллера, обсуждающих проект трубы Nord Stream, который может оказаться невостребованным в условиях "сланцевой революции". Что такое "сланцевая революция", можно узнать из подзаголовка статьи: это "достигнутый в США процесс технологии, позволяющий начать в промышленных масштабах эксплуатацию залегающих в сланцевых пластах запасов природного газа", что может значительно подорвать авторитет "Газпрома".

Прежде, чем отобразить языковые особенности статьи, я хотел бы рассказать вообще об особенностях языковых средств в публицистическом стиле в исследуемых журналах.


3. Языковые средства публицистического стиля


1 Функции публицистического стиля


Обычная форма реализации публицистического стиля- монолог. И главным принципом публицистической речи, основой и особенностью её организации выступает её "открытость", прямое, непосредственное выражение авторского "я", потому что автор публицистического текста обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В публицистике все оценки принадлежат автору и неважно, выступает ли он от имени определённой общественной группы, союза, партии, класса, или от своего имени. Поэтому речевой строй публицистики почти всегда носит эмоционально-личностный характер. Публицистическому стилю свойственно много функций. Я бы хотел остановиться на двух основных: информативной (сообщение, передача новой информации) и воздействующей (воздействие на разум и чувства читателя). У журналов нередко выделяют несколько функций: информационную, просветительскую, воспитательную, организационную, аналитико-критическую, развлекательную. Однако основной функцией, вбирающей все вышеуказанные и наиболее непосредственно выражающейся в стилистике речи, является воздействующе-информационная, с акцентом на аспекте воздействия. Эти две функции определяют состав и организацию языковых средств публицистического стиля. Информативная функция стиля требует использования общеупотребительной лексики, стандартов, штампов, потому что нейтральная лексика облегчает восприятие новой информации, облегчает процесс коммуникации Стандарт- исключительное и характерное свойство журналов. Подавляющее большинство журнальных речевых стереотипов имеют позитивный или негативный характер.. Воздействующая функция стиля способствует формированию оценочной лексики, так как задача публициста не только сообщить о событиях, явлениях, фактах, но и объяснить их, дать им социальную оценку, подвести читателя к "нужным" выводам. Газетно-публицистическая речь лишена условности и, как я уже говорил, в публицистике авторское "я" выступает открыто, и мы имеем один стилистический слой- речь автора. Однако одноплановость публицистической речи не признак бедности последней. Напротив, именно в этом свойстве заключается её выразительность и сила. О чём бы мы ни говорил публицист, в структуре прямо выражается его "голос", оценка эмоции, ход мыслей, увлеченность, взволнованность темой. Активность авторской позиции делает публицистику мощным средством воздействия. Использование языковых средств определяется во многом их социально-оценочными качествами и возможностями с точки зрения эффективного и целеустремленного воздействия на массовую аудиторию.

Для публицистического стиля характерны чередования стандарта и экспрессии, логического и образного, оценочного и доказательного, экономия языковых средств, доходчивость, лаконичность, последовательность изложения при информативной насыщенности. Отсюда характерные для публицистического стиля оценочность, призывность, полемичность. Публицистическая речь призвана прежде всего воздействовать на массы, поэтому она максимально учитывает интересы читателей. Важной особенностью языка журналов является его общедоступность, коммуникативная значимость.


2 Публицистическая лексика


Свойство соединения противоположного ярче всего проявляется в лексике публицистического стиля:

это употребление стандартных, штампованных слов и фраз: сыграла ключевую роль, человеческий фактор, пути решения, экономическое содержание, достичь поставленных целей, сталкиваться с проблемами, экспортировать;

Использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств: олицетворений (земля уходит из-под ног, провалы проглатывают автобусы, оживлённый перекрёсток ), метонимий (правая рука президента, карманные структуры ), метафор (гора книг, сланцевая революция, соль статьи, теплый прием ). Публицистика эмоциональна, действенна, выразительна, но публицист не рисует действительность, а прямо и открыто агитирует, убеждает, пропагандирует. Здесь "убеждение- первично, оно выражается в слове, его значении, эмоциональных оттенках". Журналы остро нуждаются в экспрессивных средствах, но эта экспрессия носит социальный характер, она целенаправлена, оценочна. Метафоры здесь используются не столько для образности, сколько для создания оценочного эффекта, положительного или отрицательного. Обычно метафоризации подвергаются понятия, важные в идеологическом, экономическом отношении: электрические реки, хлеб промышленности;

Совмещение слов, относимых и к книжной и к разговорной лексике: отчизна-беспредел; помыслы-разборка; социализация-бедолага;

употребление общественно-политических слов: власть, депутатский мандат, конституционное усиление, кремлёвские чиновники; заимствованных слов: президент, пресс-служба, интервью, куратор, консалтинг, мониторинг ; различных экономических, политических, философских терминов, которые переосмысливаются и получают публицистическую окраску: стратегическое направление, глава государства, оплот стабильности, понижающий дифференциал. Ведь в отличие от других стилей литературного языка в публицистическом убеждение выступает как главная функция языка, причём оно имеет агитационный характер. Это проявляется прежде всего в выборе языковых средств. А так как вопросы, трактуемые публицистикой, имеют политическое содержание, политическую окраску, то и выбор языковых средств носит осознанный, целеустремлённый характер. Употребление слов, которые связаны с выражением идеологических понятий, не может не испытывать на себе влияние социальных групп, классов, вкладывающих различное содержание, различные оценки в одни и те же слова;

Употребление так называемых газетизмов, профессиональной журналистской лексики, неологизмов: медведевская четырёхлетка, аппарат президента, Путин 3.0., арбитрабельный, дефолт, дежавю, думец ;

Для журналов не характерны, хотя и возможны, узкоспециальные слова и выражения, диалектизмы, арготизмы, поэтизмы, варваризмы, индивидуальные неологизмы, то есть исключается всё, что может вызвать затруднения в понимании сообщения.


3 Морфологические средства публицистического стиля


Своеобразием отличаются морфологические средства публицистических текстов:

активно употребляются существительные с суффиксами- ость, -ств, -ние, -ие (должность, самостоятельность, новшество, сотрудничество, исполнение, объединение ), с интернациональными суффиксами и префиксами -изм, -ист, -ация, анти-, контр-, де- (бюрократизм, администрация, антикоррупция, контрмеры, оптимист ); прилагательные с префиксами меж-, все-, обще-, сверх- (всеобъемлющий, общепризнанный, межведомственный );

часто используются формы страдательных причастий прошедшего времени (осуществлен, ознакомлен, успешен ); прилагательные в превосходной степени (самый важный, ярчайший, самый лучший );

употребительны слова, образованные сложением (общественно-политический, бизнес-ассоциации, торгово-промышленные палаты);

Распространённой является форма глагола 1-го лица, так как повествование обычно ведется от лица автора.


3.4 Синтаксис публицистического стиля


Свои особенности имеет и синтаксис текстов публицистического стиля. Для него характерны:

эллиптические конструкции, т.е. фразы с пропущенным элементом высказывания, отличающиеся краткостью, динамичностью, повышенной энергией: третейское разбирательство-дело добровольное, по итогам каждой-экзамен;

Назывные предложения, особенно в заголовках: "король, дама, балет", Государственная Дума;

Вопросительные предложения (Чем Тетчер войдет в историю? А в чём смысл жизни?);

вводные слова (в первую очередь, во-первых, действительно, кроме того ).


4. Языковые средства статьи


Теперь вернёмся конкретно к нашей статье "Поживём поделим". Наряду со стандартными общественно-политическими фразами (коррупция, инфраструктура, оплот стабильности, государство, национальное достояние, министерство, реформа, нефтяная промышленность) , употребляются узкоспециальные термины: "сланцевая революция", сланцевый газ, лонг-лист кандидатов, газовый рынок, газовый бизнес, газовая монополия, министерство энергетики, менеджмент, власти ЕС, лоббировал строительство, газопровод Nabucco, энергопакет, спотовый рынок . К основным языковым особенностям статьи относятся также средства языковой выразительности: олицетворения (взвесить все аргументы, Евросоюз огрызался, монополия превратилась в инструмент ), метафоры (не доходили руки, краеугольный камень, одним махом решить нельзя) , эпитеты (посягательства "Газпрома" ), аллитерация (поживём поделим ), фразеологизм (предоставлять скидки задним числом ). В статье присутствует обилие средств, выражающих логические связи высказываний: союзы (сочинительные однако, и, а, но, либо , подчинительные если…то, пока, так что, что, как, чтобы, на котором ), вводные слова (скорее всего, наконец, во-первых, во-вторых, правда, впрочем, значит, в частности, по данным "Власти" ).жанровый публицистический стиль статья

Проникнуться или нет проблемой, рассмотренной в статье, согласиться или нет с выводами и мнениями журналистов, дело каждого читателя. Вот так, на примере анализа одной статьи из журнала "Коммерсант Власть" №15, 2013, мы рассмотрели языковые особенности аналитического жанра публицистического стиля. Конечно, каждому жанру свойственны свои особенности, но в целом все они выполняют информативную и воздействующую функции публицистического стиля.

Из всего вышесказанного мы видим, что экспрессивно значимыми оказываются все языковые средства, поскольку они воплощают публицистическую идею. Вот почему в публицистике столь важна проблема выбора точного, яркого, действенного, выразительного слова.


5. Заголовки в журналах


Отдельно хочется рассказать о заголовках в журналах. Ведь именно название рубрик, заголовки статей, заметок, подзаголовки, врезки являются своеобразными путеводителями для читателей журналов. Они привлекают внимание читателя, информируют его о теме публикаций. В журналах выработалась чёткая система рубрикации материалов, сложились модели заголовочных конструкций, их размещение. Для лучшей ориентации публикации группируются в тематические подборки. Журнал имеет свои постоянные рубрики, которые должны привлекать внимание читателей, они не должны иметь нечётких формулировок. В исследуемых журналах есть такие рубрики, как "Вертикаль", "Отставки и назначения", "Они о нас", "Неделя", "Вопрос недели", "Политэкономия". Кратко и понятно. И если рубрика сигнализирует об общем направлении помещённых под ней публикаций, то заголовок называет тему конкретного материала, а с помощью подзаголовков можно подчеркнуть наиболее важные моменты. Например, заголовок "Спору нет" - подзаголовок "Громкие дела третейских судов России" или заголовок "Поживём поделим" - подзаголовок "Что такое сланцевая революция".

Заголовок должен не просто назвать тему, он должен сообщить о факте, событии, формулировать отношение к нему, передавать авторскую позицию. Данные журналы располагают большим количеством структурных моделей заголовков и приёмами их лексико-фразеологического выражения. Среди них явно преобладают безглагольные конструкции: "Командатский час, "Король, дама, балет", "История"; двухсловные предложения: "Держать марки", "Пустить в расход". Такие названия кратки, выразительны, легко воспринимаются читателями. Также для журналов характерны двухсловные конструкции, соединённые союзом, которые могут дать читателю больше информации. Например, "Бур и лёд", "Быль и прибыль". Стилистически значимы вопросительные предложения: "А вы когда каяться будете?", "За что вы не любите американцев?" Для читателя важны, естественно, не только структура названия, но и его содержание. И экспрессивные элементы не должны противоречить содержанию материала, его жанру. Но нередко в журналах встречаются "ляпы", когда заголовок противоречит содержанию или звучит бессмысленно ("Тетчер раздора"), или встречаются орфографические и синтаксические ошибки, или в содержании приводится недостоверная информация, особенно в прошлогодних выпусках, когда статьи регулярно печатал студент исторического факультета МГУ Евгений Понасенков, искажая исторические факты. Например, в своей статье "Коммерсантъ Власть" № 35,2002, с.77-78 он писал: "И тут завистник Наполеона Александр I был вынужден пойти на Тильзитский мир". На самом деле факты зависти Александра I Наполеону ничем не подтверждаются. Это, наоборот, Наполеон всегда завидовал Александру и другим наследственным монархам крупных государств и заискивал перед ними, чтобы они признали его равным себе. Можно даже вспомнить про страстное желание Наполеона породниться с каким-либо монархическим домом Европы.

Таким образом, в журналах должны преобладать заголовки, привлекающие внимание читателей информативностью и точностью содержания. Ведь они помогают читателю выбирать материалы, наиболее заслуживающие его внимания. И они должны быть настоящими ориентирами, своеобразными сигналами на страницах журнала.


Заключение


В заключение хотелось бы сказать, что на основании анализа аналитических журналов "Коммерсантъ Власть" мне удалось ознакомиться с функциональными особенностями языковых средств публицистического стиля и понять все его стилевые черты, а именно логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Исследуемые журналы в основном состоят из статей, которые относятся к аналитическому жанру и характеризуются наличием как стандартных фраз, так и узкоспециальных общественно-политических терминов, а также обогащены средствами художественной выразительности и различными синтаксическими конструкциями, которые в свою очередь выполняют наряду с информативной функцией самую главную функцию публицистического стиля- воздействующую. Информация в журналах предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства читателя, чтобы у него сформировалось определённое отношение к общественным делам, и не важно, позитивное оно будет или негативное. Ведь для современного публициста главное- донести информацию до читателя так, чтобы он её осмыслил, сделал нужные для себя выводы. И если раньше общественно-политический журнал представлял собой партийный, общественный, профсоюзный или государственный орган и направлен был на убеждении читателя в правоте авторской позиции, то сейчас, в эпоху гласности, демократии и свободы слова, читатель сам формирует своё мировоззрение, соглашаясь или нет с авторской позицией. Да, исследуемые журналы просвещают, информируют, агитируют, читаются легко, заголовки чётки и понятны, в них много экспрессии, они призывают и заставляют задуматься о социальных, политических и экономических проблемах, несмотря на то, что речевой публицистических строй носит эмоционально- личностный характер. То есть публицистический язык прекрасно выполняет свою коммуникативную функцию. Но, я думаю, оценку, эмоциональную, эстетическую или логическую, ставит сам читатель.

И как бы высокопарно ни звучало, что миром сегодня правят новости, донести эти новости до читателя и слушателя- очень сложная задача публициста и журналиста.


Список литературы


1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. "Русский язык и культура речи", 2005.

Бушко О.М. "Школьный словарь литературоведческих терминов", 2005.

Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. "Русский язык", 1984.

Кожина М.Н. "Стилистика русского языка", М., 1993.

Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. "Стилистика русского языка", М., 2008.

Майданова Л.М. "Практикум по современному русскому языку", Екатеринбург, 1993.

Караулов Ю.Н. Энциклопедия "Русский язык", 1997.

Кожин А.Н., Крылова О.А, Одинцов В.В. "Функциональные типы русской речи", М., Высшая школа, 1982.

Журналы "Коммерсант Власть" №13, 14, 15 за 2013 и №35 за 2002.


Теги: Публицистический стиль (характеристика одного из жанров, языка одного из печатных средств массовой информации) с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Публицистический стиль - один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

Задача этого стиля - воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

языковых средств :

на уровне лексики :

· широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

· использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно ), часто в сочетании с разговорной;

· использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

· частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

на уровне морфологии и синтаксиса :

· активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;

· неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;

· употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;

· использование обращений;

· частые лексические и синтаксические повторы

Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

В качестве примера речевого произведения публицистического стиля приведём отрывок из статьи А. Архангельского, опубликованной в газете «Известия» 6 апреля 2002 г.:

Культур и Мультур

Всю минувшую неделю кипели думские страсти, газеты и телевидение бурно обсуждали, кому какой комитет достанется и что в конце концов будет с коммунистами. Между тем в этом обсуждении начисто отсутствовал один мотив, который в известной мере можно считать ключевым. А именно: какие два комитета были предложены товарищам большевикам в качестве утешительного приза по причине из политической незначимости? На какие кабинеты никто из нового большинства так и не позарился - не безликие ЕДИОТы, ни блескучие правые?



Правильно, дети. Садитесь, пять. Это были комитеты по культуре и религиозным объединениям...

Боюсь, народные избранники в очередной раз совершают очень серьёзную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую. Потому что политик не политолог. Он не обязан быть слишком умным. Зато он должен иметь хороший нюх. И всегда держать нос по ветру: куда дует ветер эпохи? Что же до ветра эпохи, то он дует в сторону от непосредственной (точнее, вполне посредственной) политики.

В этом отрывке нашли отражение следующие черты публицистического стиля:

Политическая лексика: комитеты, кабинеты (министров), думский, большевики, коммунисты, правые, политик, политолог ;

Разговорная и просторечная лексика, в том числе фразеологизмы: начисто, позариться, нюх, блескучий, держать нос по ветру ;

Языковая игра: вторичная игра в заголовке (Культур и Мультур - перифраз известного повтора-отзвучия культур-мультур ), непосредственный как антоним к слову посредственный , ЕДИОТы - блок «Единство и Отечество», псевдосложносокращенное слово, графически и фонетически созвучное слову идиоты ;

Отсутствие деепричастий, незначительное число причастий;

Вопросительные предложения;

- «простой» синтаксис;

Выразительный приём обращения к читателям: ...какие два комитета были предложены товарищам большевикам...? Правильно, дети. Садитесь, пять;

Парцелляция: совершают очень серьёзную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую.

Художественный стиль

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.

Задача - нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность - единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.

Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:

· тропы - обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;

· фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;

· ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.

Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.

В качестве примера приведём отрывок из поэтического текста - стихотворения А. Блока:

Осень поздняя. Небо открытое,

И леса сквозят тишиной.

Прилегла на берег размытый

Голова русалки больной.

Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:

Ритм, рифма;

Инверсия - прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная ;

Тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег ;

Синтаксический параллелизм в первой строке;

Назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.

Разговорный стиль

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринуждённых беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования - устная, но может быть осуществлён и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).

Задача речи - общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринуждённость, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств :

на фонетическом уровне:

· б́ольшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте [(з)др́ас’т’и]);

· разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;

· на уровне лексики и словообразования :

· использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить );

· преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;

· экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный );

· частое использование фразеологизмов;

на уровне морфологии :

· наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;

· преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;

· редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

· несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;

· употребление частиц, междометий;

· частое переносное использование морфологических средств (например, использование времён и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);

на синтаксическом уровне:

· употребление односоставных и неполных предложений;

· отсутствие сложных синтаксических конструкций;

· бессоюзие сложного предложения;

· частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

· употребление обращений.

В качестве примера приведём высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:

- Отворите же, чёрт возьми! Долго ли ещё мне придётся коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:

Вопросительные и восклицательные предложения,

Междометие разговорного стиля чёрт возьми ,

Личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

Ещё один пример - отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:

Стыдно, жёнка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущён, что не знал, что и подумать. Письмо твоё успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актёров, скверно играющих старую, скверную оперу? <...> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.

В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля:

Использование разговорной и просторечной лексики: жёнка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота , союз да в значении «но», частицы уж и вовсе не , вводное слово видно ,

Слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко ,

Инверсионный порядок слов в некоторых предложениях,

Лексический повтор слова скверный ,

Обращение,

Наличие вопросительного предложения,

Употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа,

Употребление глаголов в настоящем времени,

Употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать ) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.

Типы речи

Типы речи - разграничение речи по обобщённому (типовому) значению на повествование, описание и рассуждение.

Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временн́ой последовательности.

Повествовательные тексты включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия). При этом в повествовании может нарушаться последовательность этих компонентов, что часто бывает представлено в художественных произведениях (например, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

«Новым» в предложениях повествовательного текста является сообщение о сменяющих друг друга событиях.

Повествование может быть изобразительное и информативное. В повествовательном тексте часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность действий (потом, тогда, через некоторое время ), глаголы обычно употребляются в прошедшем времени.

В качестве примера приведём отрывок из рассказа А. П. Чехова «Живой товар»:

Наполнив карманы и бумажник, Бугров спрятал бланки в стол и, выпив полграфина воды, выскочил на улицу.

Ночью, в половине двенадцатого, он подкатил к подъезду гостиницы «Париж». С шумом вошёл он вверх по лестнице и постучался в номер, в котором жил Грохольский. Его впустили. Грохольский укладывал свои вещи в чемоданы. Лиза сидела за столом и примеряла браслеты. Оба они испугались, когда вошёл к ним Бугров.

Описание изображает какое-либо явление через перечисление и раскрытие его признаков. Текст такого рода может описывать внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды. В «данном» называется предмет или его части, в «новом» сообщаются признаки предмета.

Для описательного текста характерно использование прилагательных, глаголов в настоящем времени.

Описание используется в разных стилях речи, но чаще в научном и в художественном.

В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными, например: Жираф (жирафа), жвачное млекопитающее. Длина тела 3-4 метра (1/3 составляет шея), высота до темени 4,5-5,8 м, длина хвоста около 1 м, масса 550-750 кг. Обитает в саваннах Африки. Из-за охоты (ради мяса и шкуры) численность невелика. Хорошо размножаются в неволе. Живут до 20-30 лет.

В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами. В качестве примера приведём начало рассказа А. П. Чехова «Барон»:

Барон - маленький, худенький старикашка лет шестидесяти. Его шея даёт с позвоночником тупой угол, который скоро станет прямым. У него большая угловатая голова, кислые глаза, нос шишкой и лиловатый подбородок.

Рассуждение описывает причины свойств и явлений. Может быть доказательством, объяснением, размышлением (разница - в степени категоричности суждений). В рассуждении обычно присутствуют тезис (то, что нужно доказать), аргументы и вывод. Приведём два примера рассуждений, используемых в разных стилях речи:

1. На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.

2. Исходя из необходимости мобилизации и размещения людских ресурсов, перед разворачиванием строительства инженерных сооружений следует предусмотреть возведение благоустроенного временного жилого городка, в том числе систем энергоснабжения, связи, водоподготовки, канализации, рекреационных и спортивных сооружений.

Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. В качестве примера приведём отрывок из повести К. Паустовского «Золотая роза»:

Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.

Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озёр.

На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.

Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы - двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы - столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.

Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью лёгкую печаль, как всё прекрасное, когда оно обречено жить недолго.

В представленном отрывке последовательно сменяют друг друга все типы речи - повествование, описание и рассуждение.

Проблемами речи и текста занимается стилистика - раздел языкознания, изучающий использование языка в разных условиях речевого общения.

Часть 4. Морфология

Морфология - раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Речи - функциональная разновидность языка литературы, широко применяемая в самых разных сферах жизни общества. Это журналы, газеты, радио, телевидение, документальное кино, политическая литература, публичные политические выступления, деятельность различных партий и всевозможных общественных объединений.

Терминология

Учебники часто трактуют публицистический стиль речи как газетно-публицистический, просто газетный или общественно-политический. Название чаще всего определяет узкую сферу функционирования данного стиля.

Газетный - происходит из истории становления речевых особенностей политического общения, поскольку именно периодические издания, прежде всего газеты, оформили основные черты публицистического стиля речи. И сегодня можно наблюдать его вполне сложившееся функционирование и в печатных, и в электронных вариантах средств массовой информации.

Другая разновидность - общественно-политический стиль - показывает на связи его с общественной политической жизнью и, помимо политики - спортом, культурой, экологией, деятельностью правозащитных организаций и так далее.

Если иметь в виду понятие литературы, а не лингвистики, то есть содержательные характеристики произведений, то можно все эти ответвления связывать воедино, поскольку публицистический стиль речи имеет все те же особенности.

Что такое публицистика

Этот род журналистики и литературы рассматривает самые актуальные экономические, политические, правовые, а также философские и литературные проблемы, волнующие современную жизнь. Публицистический стиль речи способен повлиять на мнение любых существующих произвести перемены или изменения в их работе в угоду классовым интересам, нравственным или социальным идеалам.

Публицистика исследует всю современную жизнь во всех её проявлениях - в большом и малом, в частном и общественном, отражая своё видение в документах, искусстве, прессе. В литературе и журналистике нет средства, лучше развивающего русский язык. Публицистический стиль речи первым свидетельствует об изменениях в стилистике, демонстрирует создание неологизмов и внедряет новые формулы фразеологизмов.

Актуальные проблемы в текущей общественной жизни - главная тематика, которой и служит публицистика, являясь механизмом влияния на идеологическую, политическую стороны деятельности социальных институтов, средством агитации, пропаганды, общественного воспитания. Главная роль в передаче социальной информации принадлежит публицистике.

Жанры публицистического стиля речи

Словесная и письменная речь, формы изобразительной графики (карикатура, плакат), фотографии и кинематографии (телевидение, документальное кино), драматургии, театра, а также словесно-музыкальных композиций, художественная и научно-популярная литература - всё это сферы, где царствует публицистика.

Публицистическая направленность свойственна любым жанрам, но тут главное - не путать понятия: род литературы - это публицистика, а стиль - это определённая функция языка. Тематика здесь может быть необыкновенно широкой, главное, чтобы проблематика не уходила из центра внимания общества. В зависимости от темы, признаки публицистического стиля речи могут включать в себя специальную лексику, требующую не только пояснений, но и объёмных комментариев.

Множество тем никогда не уходит из общественных обсуждений, и потому словарь языка уже сформировал определённый круг словесных единиц и целых фразеологизмов, присущих только данному стилю. Здесь и политика, информационные мероприятия из сферы деятельности парламента, правительства, материалы о выборах, партийных событиях и так далее.

Стилистический словарь

Регулярно встречаются такие готовые языковые шаблоны (газетизмы): коалиция, фракция, лидер, кандидат, демократия, законопроект, оппозиция, консерватизм, федерализм, радикалы, парламентские слушания, предвыборная кампания, второй тур, оживлённая дискуссия, рейтинг, избирательный штаб, нижняя палата, депутатский запрос, доверие избирателей, общественное согласие, парламентское расследование.

Экономисты не могут обойтись своих текстах без таких слов, как инвестиции, бюджет, аукцион, инфляция, аудит, арбитраж, лицензирование, сырьё, банкротство, акционерное общество, монополия, рынок труда, курс акций, таможенные пошлины и многих других.

Материалы на темы здравоохранения, образования, социальной защиты, журналист не может построить без таких оборотов, как: государственная поддержка, вариативность образования, зарплата учителей, обмен студентами, дистанционное образование, научное сотрудничество, разгрузка школьной программы, медицинское страхование, льготы на лекарства, прожиточный минимум, потребительская корзина, детские пособия, уровень жизни и так далее.

Информирование населения на тему состояния общественного порядка требует собственной терминологии и имеет свои устоявшиеся словосочетания: охрана прав граждан, борьба с преступностью, место происшествия, судебное разбирательство, прокурорская проверка, подписка о невыезде и другие.

Межстилевые связи

Для создания реальной картины событий и передачи читателю или зрителю всех впечатлений журналиста используется художественно-публицистический стиль речи. Одни и те же словосочетания звучат иначе в полицейском протоколе, научной монографии или телевизионном репортаже. Многие слова из данных примеров употребляются и в научном, и в официально-деловом стилях.

Происшествия, стихийные бедствия, аварии освещаются с применением таких слов и готовых клише: тайфун, ураган, наводнение, землетрясение, теракт, захват заложников, столкновение автомобилей, спасательная операция, экологическая катастрофа.

У военных корреспондентов свой словарь: взрывчатка, боевик, минирование, фугас, столкновение, снайпер, бомбардировка, обстрел, тяжёлое ранение, боевой вылет, мирное население, жертвы, разрушения и так далее.

Международная тематика легко отличима от любой другой по использованию таких слов и сочетаний: переговоры, мирное урегулирование, официальный визит, мировое сообщество, многосторонние консультации, напряжённая обстановка, европейская интеграция, стратегическое партнёрство, миротворческие силы, глобальные проблемы, территориальная целостность и тому подобное.

Неограниченность тематики публицистического стиля определяет и разнообразие лексики, поэтому публицистика и является в этом смысле богатейшей из разновидностей литературы.

Определение стиля речи

Научно-публицистический стиль речи ограничивает значение слов понятием - чётко очерченным, стабильным, подчёркнуто безэмоциональным. Разговорная речь подвижна, расплывчата. Художественность обнажает внутреннее значение слова, его образность.

Публицистика же помимо эмоциональной составляющей придаёт слову оценочный характер, формирует отношение к рассматриваемому событию, поскольку этот род литературы занимается сугубо общественно-политическими вопросами современности.

Сам предмет обсуждения - политика, жизнь общества, экономика - всегда касается интересов практически каждого человека. Значит, публицистический стиль речи не может быть безразличным и индифферентным. Примеры публикаций о ценах, инфляции, об этнических конфликтах - им не присущи обтекаемые формулировки и вялые выражения.

Задачи публициста

Социальные и политические явления, их процессы и тенденции требуют постоянной оценки. Публицистика всегда активно вмешивается в жизнь и формирует общественное мнение. Здесь важно не просто пассивно регистрировать события, но участвовать в них, отстаивать свои идеи открыто и страстно, давать оценку фактам. Газетная речь для достижения экспрессии пользуется целым рядом специфических средств и способов.

Форма экспрессии может быть различной - от подчёркнутой интеллектуальности изложения до прямой агитационности. Также действенен способ сдержанного, спокойного и доказательного изложения сути явления или процесса. Выбор средства зависит от стилистического мастерства журналиста, от того, насколько одарил его богатством русский язык. Публицистический стиль речи обладает двойственными признаками в связи с различными функциями издания, - информационной и чисто воздействующей, - которые весьма неравномерно распределяются по жанрам.

Распределение по жанрам

Относительно устойчивые по тематике, композиции и стилистике типы произведений делятся приблизительно на три группы.

  • Информационные жанры: отчёт, интервью, репортаж, заметка.
  • Аналитические жанры: обозрение, обзор, рецензия, корреспонденция, статья, беседа.
  • Художественно-публицистические жанры: памфлет, фельетон, очерк, эссе.

Начнём с конца. Художественно-публицистический стиль речи характеризуется наибольшей экспрессией. Информационный жанр сух. Аналитический жанр - тоже, но только поверхностному взгляду.

Аналитический обзор

Текст публицистического стиля речи бывает противоречив и неоднозначен. Одна из главных его функций - "промывка мозгов" читателя с помощью СМИ. Автор использует крайнюю доступность изложения и, безусловно, субъективную оценку ситуации, которая, впрочем, безусловно, украшает публицистический стиль речи. Примеры аналитического жанра:

  • Дано: село Эксперименталовка. Местный житель испытал определённый химический препарат на своей курице, в итоге чего она снесла золотое яйцо.
  • Первый вариант: Открытие века! В страшном захолустье, при почти полном отсутствии самой элементарной цивилизации житель села Эксперименталовки придумал препарат, с помощью которого можно заставить кур нестись золотыми яйцами! Наши кулибины могут всё, даже самые величайшие алхимики всех времён и народов не сумели изобрести способ лучше! Экспериментатор от комментариев пока отказывается, поскольку от радости открытия внезапно запил. Однако можно с уверенностью сказать, что именно на таких героях держится земля наша! Впереди стабилизация экономики, более того - лидерство в добыче золота и производстве изделий из него!
  • Второй вариант: Апокалипсис! Мир потрясён открытием запойного живодёра из Эксперименталовки! Корыстные цели привели этого маньяка к бесчеловечной жестокости по отношению к бедным, беззащитным созданиям! Житель захолустного села напичкал своих куриц неизвестным химическим раствором, пытаясь заполучить философский камень. Золото куры снесли, но этим не кончились куриные мучения. Аморальный экспериментатор ничем не помог жертвам своих опытов, уйдя в запой. Такое открытие чревато многими событиями, которых избежать уже не удастся. Судя по характеру поступков новоиспечённого "учёного", он попытается захватить мир.

Прочие аналитические жанры

Статья, рецензия и другие аналитические жанры отличаются не только образностью и эмоциональностью, но и логикой, и оценочностью. Не чужда им и экспрессия призыва. Языковые средства должны соответствовать поставленной жанром задаче: общественно-политическая лексика, синтаксические конструкции разнообразных видов, публицистический стиль речи.

Характеристика эта подходит и к научному рассуждению: ставится глубокая общественная проблема, проводится её анализ и оцениваются пути решения, выводы обобщаются. Материал строится последовательно, по строгой логической схеме, используется особая общенаучная терминология. Итак, публицистический стиль речи.

Примеры текстов

Информационный жанр:

  • В селе Эксперименталовка Недоопытного района Испытательной области произошло чрезвычайное происшествие. Курица местного жителя снесла золотое яйцо. Возможно, курица была не одна, данные проверяются. Есть информация, что на курах был испробован неизвестного состава химический раствор. Комментариев от сельского экспериментатора пока не поступало.

Художественно-публицистический жанр:

  • Если вы переутомились, вкушая сухой научный стиль, запивая двуличностью публицистического, когда хочется насытиться пищей лёгкой и насыщенной и утолить жажду коктейлем из ярких образов и эмоциональных оттенков, вам просто необходим художественно-публицистический стиль речи.

Первые три текста вытекли из одного не слишком жизненного случая. Тем не менее публицистический стиль речи примеры текстов, приведенные выше, помогут опознать, несмотря на разнообразие жанров.

Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, культурным, бытовым, философским и т.д. Газетно-публицистический (публицистический) стиль речи представлен на страницах газет и журналов, в материалах радио- и тележурналистики, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др.

Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языкового оформления. С одной стороны, один и тот же жанр, например, жанр репортажа, будет существенно различным в газете, на радио и на телевидении. Но, с другой стороны, газетный репортаж существенно отличается от других газетных жанров - информации, очерка, фельетона и др.

Однако все жанры публицистики имеют много общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. И эти общие черты обусловлены наличием у них общей функции. Тексты публицистического стиля всегда адресованы массам и всегда выполняют - наряду с информационной - воздействующую функцию. Характер воздействия может быть прямым и открытым. Например, на митинге ораторы открыто призывают массы поддержать или отвергнуть то или иное решение правительства, того или иного оратора, политика и т.п.

Характер воздействия может быть и иным, как бы скрытым за внешне объективной подачей фактов (ср. информационные программы радио, телевидения). Однако сам отбор фактов, их более или менее подробное рассмотрение, характер подачи материала тоже предусматривают определённое воздействие на массы. По самой своей природе публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.

Характерная особенность публицистики состоит также в том, что она воздействует не на одного человека, а именно на массы, на общество в целом и на его отдельные социальные группы. В публицистическом стиле значительно сильнее, чем в научном, официально-деловом стилях, проявляется авторская индивидуальность. Однако в данном случае автор проявляет себя не только как конкретная личность (со своими неповторимыми особенностями), но и как представитель общества, выразитель определённых социальных идей, интересов и т.д.

Поэтому основным признаком, доминантой публицистического стиля является социальная оценочность , что и проявляется как в самом отборе фактов, степени внимания к ним, так и в использовании экспрессивных языковых средств.

В целом публицистическому стилю присуще постоянное чередование экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрессивных средств в стандарт и поиск новых экспрессивных средств выражения.

Например, метафоры холодная война, железный занавес, перестройка, застой, оттепель почти сразу превратились в общественно-политические, стандартно употребляемые термины.

Такое противоборство и взаимодействие экспрессии и стандарта вполне закономерно. Воздействующая функция обусловливает постоянное стремление публицистики к экспрессии, но потребность в выразительных и изобразительных средствах вступает в противоречие с необходимостью оперативно откликаться на все события современности. Стандарты, являясь готовыми речевыми формами, соотнесены с определёнными общественно-политическими и другими ситуациями. И текст, построенный в привычной, стандартной форме, легче пишется и легче усваивается. Не случайно такие стереотипы наиболее часто встречаются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы и которые оперативно связаны с самим событием: официальное сообщение, информация, обзор печати, отчёт о работе парламента, правительства и т.д. В других жанрах (очерк, фельетон и др.) речевых стандартов меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразительные приёмы, речь индивидуализирована.

К стандартно-информативным средствам, используемым в публицистическом стиле, можно отнести следующие:

Языковые средства Примеры
Общественно-политическая лексика. Общество, гражданин, патриотизм, реформа, демократия, парламент, дебаты.
Терминология науки, производства и других социальных средств. Как говорят специалисты Института земного магнетизма Российской академии, основной поток солнечного вещества прошёл в стороне от Земли... На начало века пришёлся пик одиннадцатилетнего цикла солнечной активности . За 6 дней вдвое возросло число обращений за врачебной помощью страдающих болезнями сердечно-сосудистой системы .
Книжная лексика абстрактного значения. Интенсифицировать, конструктивный, приоритет.
Собственные имена. Следующую встречу большой восьмерки было решено провести в Канаде . После разговоров о возможной отставке итальянский тренер «Спартака» выдал со своим клубом лучший матч в сезоне. Президент В.В. Путин выступил с обращением к участникам форума.
Аббревиатуры, то есть сложносокращённые слова. ЮНЕСКО, СНГ, ООН.
Газетные клише, то есть устойчивые словосочетания и целые предложения. Сложная политическая обстановка; резервы повышения эффективности; выйти на проектную мощность.
Многочленные словосочетания. Вместе с делегацией в КНДР направилась рабочая группа по подготовке предложений по вопросам модернизации корейских дорог .
Полные предложения с прямым порядком слов. Вчера министр путей сообщения Н. Аксёненко во главе делегации МПС РФ вылетел в Пхеньян.
Сложные и осложнённые предложения с причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями и т.п. Ожидается, что в ходе встречи министров будет решён ряд вопросов, связанных с соединением Транскорейской магистрали с Транссибом.

Среди экспрессивно-воздействующих средств необходимо выделить следующие:

Языковые средства Примеры
Уровень языка: Лексика и фразеология
Лексика различной стилистической окрашенности. Прокол неискушённого в интригах политика; в один из райотделов милиции Хабаровска мужик притаранил пушку; Пентагон с бессильным отчаянием наблюдает, как китайские эксперты потрошат сверхсекретный самолёт; раскочегарить государственную машину - дело не для слабых .
Газетизмы, то есть единицы, широкоупотребительные именно в этой сфере и почти неупотребительные в других сферах. Свершения, неуклонный, почин, происки, обуздание, злодеяния, военщина, бесчинства, единодушно, сплочённость.
Тропы , то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности.
а) Метафора , то есть употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Предвыборный марафон; политический фарс; заповедник расизма; политический пасьянс.
б) Метонимия , то есть употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи (смежности) между этими предметами или явлениями. Золото (в значении «золотые медали») досталось нашим спортсменам. Лондон (в значении «правительство, правящие круги Великобритании») дал согласие участвовать в военной операции совместно с Вашингтоном (в значении «правительство, правящие круги США»).
в) Синекдоха , то есть разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет, и наоборот - название целого употребляется вместо названия части. При этом часто единственное число употребляется вместо множественного числа и наоборот. На презентации преобладали малиновые пиджаки (вместо - состоятельные люди, условно называемые сейчас новыми русскими). Защита (вместо - защитник) требует полного оправдания вдовы Рохлина. Даже самый взыскательный покупатель найдёт здесь товар по душе.
г) Эпитет , то есть художественное, образное определение. Грязная война; бандитские цены; варварские методы.
д) Сравнение , то есть троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака. Снежная пыль столбом стояла в воздухе. Было заметно, что «лучший учитель России», выходя на сцену, волновался как первоклассник .
е) Перифраза , то есть троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Туманный Альбион (Англия); царь зверей (лев); творец Макбета (Шекспир); певец Гяура и Жуана (Байрон).
ж) Аллегория , то есть иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Такое качество человека, как хитрость, показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т.п.
з) Гипербола , то есть образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения предмета, явления. Широкая, как море , магистраль; бедных арендаторов чиновники обобрали до нитки ; готов задушить в объятьях .
и) Литота , то есть образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Такие вливания в нашу экономику - капля в море .
к) Олицетворение , то есть наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ледовая дорожка ждёт будущих чемпионов. Ужасающая бедность крепко вцепилась в африканскую страну. Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку .
Клише экспрессивно-воздействующего характера. Люди доброй воли; с чувством законной гордости; с глубоким удовлетворением; приумножать боевые традиции; политика агрессии и провокации; пиратский курс, роль мирового жандарма.
Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова, в том числе измененные. Вашингтон по-прежнему демонстрирует привычку загребать жар чужими руками . Этой фракции не привыкать петь с чужого голоса . Восстановление Ленска доказало, что мы ещё не разучились работать с огоньком . Леннон жил, Леннон жив, Леннон будет жить!
Уровень языка: Морфология
Подчёркнутая роль собирательности (использование единственного числа в значении множественного, местоимений всякий, каждый, наречий всегда, никогда, всюду и др.). Как помочь фермеру ? Эта земля обильно полита кровью наших отцов и дедов . Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над этим вопросом. Никогда ещё мир не казался таким маленьким и хрупким.
Формы превосходной степени как выражение экспрессии, высшей оценки. Самые решительные меры, наивысшие достижения, строжайший запрет.
Императивные (побудительные) формы как выражение агитационности и лозунговости (повелительное наклонение, инфинитив и др.). Призвать клеветников к ответу! Будьте достойны памяти павших! Все - на борьбу с наводнением!
Экспрессивное использование форм настоящего времени при описании событий прошлого: автор стремится представить себя и читателя как бы участниками этих событий. Сейчас я часто спрашиваю себя, что меня в жизни сделало? И отвечаю - Дальний Восток. Тут обо всём свои понятия, между людьми свои отношения. Вот, например, во Владивосток приходит китобойная флотилия «Слава». Весь город гудит . Собирает начальство всех моряков и говорит: «Если ты, подлец, завтра придёшь и скажешь, что тебя ограбили, то лучше не приходи». Утром кто-то является , конечно, ограбленный, и винится ...
Уровень языка: Экспрессивный синтаксис и риторические фигуры *
Антитеза , то есть резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Градация , то есть такое построение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающееся (или уменьшающееся) смысловое или эмоциональноэкспрессивное значение. Наши чиновники давно забыли, что обязаны беречь народное добро, сохранять, приумножать, драться за каждую копейку !
Инверсия , то есть расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов. С радостью было воспринято это сообщение. Не уйти террористам от возмездия.
Параллелизм , то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи, включая такие разновидности параллелизма, как анафора , то есть повтор одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда, и эпифора , то есть повтор последних элементов в конце каждого ряда. Каждый день пенсионер приходил в администрацию района. Каждый день пенсионера не принимали. В понедельник завод не работал - делили полученные на новый заказ деньги . Во вторник тоже не работал - делили деньги . И сейчас, через месяц, тоже не до работы - делят ещё не заработанные деньги!
Смешение синтаксических конструкций (незавершенность фразы, конец предложения даётся в ином синтаксическом плане, чем начало, и др.). Наш эксперимент показал, что российские «дикие гуси» готовы воевать хоть за американцев, хоть за талибов. Лишь бы платили... У задержанного в Казани гражданина изъяли купюру, которая «фонила» в 83 раза больше нормы. Неужели у террористов появилось и такое «оружие массового поражения»?
Присоединительные конструкции , то есть такие, в которых фразы не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют цепь присоединения. Я признаю роль личности в истории. Особенно если это президент. Тем более Президент России. Всё делали сами. И чего только не придумали! Хуже, когда за одеждой не замечают человека. Хуже, когда обижают. Обижают незаслуженно.
Риторический вопрос , то есть утверждение или отрицание чего-либо в форме вопроса, риторическое восклицание, риторическое обращение, а также вопросоответное изложение материала как имитация диалога; введение в текст прямой речи. Так мы не услышим правды от наших доблестных флотоводцев? Получи, инспектор, синий прикид! Вчера министр внутренних дел подписал рапорт ГУ ГИБДД о введении в России новой формы для её сотрудников. Стену по экватору? Запросто!
Именительный представления , то есть изолированный именительный падеж, называющий тему последующей фразы и призванный вызвать особый интерес к предмету высказывания. 11 сентября 2001 года. Этот день стал чёрным днем в жизни всей планеты.
Эллипсис , то есть намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. В ваших письмах - правда жизни. Россия - в финале чемпионата мира 2002 года!
Многосоюзие или, напротив, бессоюзие в сложных и осложнённых предложениях. Команду перетряхивали не один раз. И тренера меняли. И центрового перебросили на правый фланг. И защиту разогнали. Волков бояться - в лес не ходить.

Безусловно, использование стандартных и экспрессивных средств языка в публицистическом стиле во многом зависит от жанра, от чувства меры, вкуса и таланта публициста.

Следует сразу же начать с главного. В публицистической статье, в отличие от эссе, главная проблема должна быть высказана в первых двух строчках. Организуйте свои аргументы по пунктам, заставьте читателя заинтересоваться вашей темой, затем подведите итог тому, что, как вам кажется, можно сделать для решения этой проблемы. Попробуйте что-то такое:

  • «Как-то в детстве зимой, когда дни были очень короткими, и для прогулки нужно было закутываться в кучу одежек, мы с сестрой отправились в библиотеку. Мы проводили дни на художественных занятиях среди книжных полок этого исторического здания. К сожалению, в следующем месяце эту библиотеку может постичь та же участь, что и многие другие (уже закрытые) общественные заведения нашего района. Я считаю, что это уже последняя капля».

Используйте в повествовании красочные детали и примеры, чтобы привлечь внимание читателя. Обычно читателю запоминаются интересные детали, а не сухие факты. Конечно, в статье должны присутствовать достоверные факты, но обязательно включите в статью несколько ярких и увлекательных деталей, чтобы они остались в памяти читателя. Постарайтесь привести реальные примеры, чтобы читатель увидел, что это именно та тема, о которой стоит прочитать и задуматься.

  • В примере про библиотеку можно написать, что она была основана каким-то известным политиком/писателем/артистом, потому что он чувствовал, что жителям нужно место для чтения и обсуждения. Можно привести историю о библиотекаре, который проработал в этом месте 60 лет и прочитал каждую книгу из художественной литературы в этой библиотеке.
  • Дайте читателю стимул, почему его должен волновать этот вопрос. Если читатель понимает, что тема, на которую вы пишете, на самом деле не влияет на него, вряд ли он внимательно прочитает ваши аргументы и комментарии по этому поводу. Сделайте так, чтобы тема лично коснулась каждого читателя. Объясните, почему эта тема, а также ваши рекомендации, комментарии и идеи повлияют на жизнь ваших читателей. Например:

    • Если эту библиотеку закроют, то более 130 000 книг и фильмов переместят в другую библиотеку, что вынудит людей ехать в другой город, преодолевая большой путь (к примеру, 70 км). У детей не будет доступа к половине книг, поскольку школа всегда отправляет детей в библиотеку, чтобы они взяли там учебники на год. И так далее.
  • Сделайте эту статью личным обращением. Это значит, что в статью нужно включить не голые факты, а именно ваше личное обращение и просьбу. Приведите личные примеры и аргументы, которые помогут отстоять свою позицию. Проявите в статье всю свою человечность, чтобы читатели поддержали вас и вдохновились вашими идеями. Покажите им, что вы настоящий человек, который действительно хорошо разбирается в этой теме.

    • Опять же, возьмем пример с библиотекой. Можно рассказать историю о том, как в этой библиотеке вы прочитали свою первую книгу, как развили хорошие дружеские отношения с милой женщиной, которая выдавала читательские билеты, как библиотека стала вашим убежищем в разных сложных жизненных ситуациях.
  • В своей статье используйте действительный залог и избегайте жаргонизмов. Ваша цель - мотивировать читателя узнать об этой теме и сделать что-то, а не просто подумать об этом и забыть. Поэтому нужно использовать действительный залог. Но, имейте в виду, что слишком технический жаргон отпугнет читателя, потому что статья может показаться ему вычурной, а он сам может просто запутаться.

    • Пример страдательного залога: «Есть надежда, что районными властями будут пересмотрены планы по закрытию библиотеки».
    • Пример действительного залога: «Я надеюсь, что власти поймут, что представляет собой эта замечательная библиотека для нашего района и его жителей, и пересмотрят свое страшное решение закрыть этот центр обучения, развития и досуга».
  • Планируйте все заранее и узнайте у директора библиотеки, можно ли организовать встречу в библиотеке. Выберите дату и время, распечатайте листовки с приглашением, чтобы обсудить с другими людьми будущее библиотеки. Кроме того, можно даже пригласить репортера для записи мнений людей, для фотографий, которые привлекут внимание.

  • Важно признать, что есть люди, у которых будет другое мнение. Это сделает вас более привлекательным и заслуживающим уважения в глазах окружающих (даже если вы чувствуете, что на другой стороне просто дураки). Подумайте, какие способы оппозиции будут наиболее корректными. For example:

    • Безусловно, те, кто хочет закрыть библиотеку, правы в том, что борются за подъем нашей экономики. Повсюду закрываются предприятия, потому что люди просто не покупают товары. Но думать, что закрытие библиотеки решит проблему экономики, несомненно, ошибочно.
  • Организуйте решение проблемы. Оппозиция, которая лишь разглагольствует, но не предлагает никаких решений (по крайней мере шагов к решению), вряд ли будет услышана и поддержана (в отличие от обращения оппозиции, в котором предложены пути решения проблемы). Будьте готовы обсудить возможные решения проблемы и компромисс, на который, по вашему мнению, могут пойти обе стороны для достижения лучшего результата.

    • Например: «Если мы является членами общества, у нас есть возможность сохранить нашу библиотеку. Благодаря сбору средств и прошениям, я думаю, что местным властям станет ясно, что необходимо пересмотреть закрытие этого исторического места. Если бы власти выделили часть средств, которые планируют тратить на новый мега-центр, и вложили бы их в развитие библиотеки, эту прекрасную достопримечательность не пришлось бы закрывать».