Как в романе Тургенева «Отцы и дети» раскрывается тема любви? Любовные линии романа Отцы и дети безответная любовь.

Разделы: Литература

Любовь… сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И.Тургенев)

Чувство любви может быть истинно хорошо
Только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно
Составляет начало и залог того общественного благоденствия, которое обещается нам в будущем развитии человечества
Водворением братства и личной равноправности между людьми.

(Н. Добролюбов)

Эпиграфы записаны на доске без указания имен авторов.

ХОД УРОКА

Учитель . Обратите внимание на то, что главные герои романа “проходят испытание” любовью. Все они влюблены, и у каждого свое отношение к любви. В романе четыре сложившиеся пары, при этом нетрудно заметить, что в жизни каждого из них присутствует (или присутствовала) еще одна женщина.

Запись на доске:

  • Николай Петрович и Мария, Фенечка;
  • Павел Петрович и княгиня Р., Фенечка;
  • Аркадий и Одинцова, Катя;
  • Базаров и Фенечка, Одинцова.

Первая учебная ситуация

Запись на доске:

  • Любовь – стихия, которая сильнее смерти;
  • Любовь – предвести счастливого будущего.

Что такое любовь, по вашему мнению? Каково ее место в жизни человека? Как вы думаете, какая жизненная ценность стояла бы на первом месте у Тургенева?

Выстройте данные ниже жизненные ценности по степени убывания:

  • Свобода;
  • богатство;
  • любимая работа;
  • слава;
  • любовь;
  • дети;
  • вера;
  • семья;
  • уважение людей;
  • власть;
  • здоровье.

Обсуждение результатов. Вывод делает учитель:

Каждый человек имеет право на жизненные ценности. Очевидно, Тургенев поставил бы на первое место любовь. Слова, использованные в первом эпиграфе, принадлежат ему. Автор второго высказывания, мечтающий об общественном благоденствии, Добролюбов.

Как вы думаете, нашла ли свое отражение в романе точка зрения Тургенева на роль любви в жизни человека, высказанная им позднее, в прозе “Воробей” в 1878 году?

Мы ответим на этот вопрос в конце урока.

Вторая учебная ситуация.

Герои романа, как ни увлечены они идейными спорами, постоянно говорят о любви. Эта тема им интересна и важна. Каковы же убеждения, декларируемые героями? Проверяем записи, которые вы сделали дома, объясняющие отношение героев к любви и ее месту в жизни человека. У нас получаются своего рода цитатные характеристики.

Что для каждого из героев – любовь? Реальное чувство или мечта?

Примерные записи, сделанные учениками.

Аркадий: я нахожу, что он (отец) должен бы жениться на ней”. “…я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…”

Базаров: “Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал”. “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все чепуха, романтизм, гниль, художество. Пойдем лучше жука смотреть”. “Свободно мыслят между женщинами только уроды”. “Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Торенбурга со всеми минезингерами и трубадурами? “Нравится тебе женщина, - говаривал он,- старайся добиться толку; а нельзя – ну, и не надо, отвернись – земля не клином сошлась”. “…что за охота говорить и думать о будущем, которое большей частью от нас не зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать – прекрасно, а не выйдет, - по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал”. “…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца”. “Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка”. “…да при том любовь… ведь это чувство напускное”. “Сам себя не сломал, так и бабенка тебя не сломает”.

Павел Петрович: “Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!” “Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она – мать твоего сына”. “…станем исполнять свой долг; и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу”.

Николай Петрович: “Но…те сладостные, первые мгновенья, отчего бы не жить им вечною, неумирающей жизнью?” “Ты это говоришь, Павел, ты, которого я считал самым непреклонным противником подобных браков!”

Одинцова: “По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и возврата. А то лучше и не надо”. “Скажите, отчего даже мы наслаждаемся, скажем, музыкой, хорошим вечером, разговором с симпатичными людьми, отчего все это кажется скорее намеком на какое-то безмерное, где-то существующее счастие, чем действительным счастьем, то есть таким, коим мы сами обладаем?” “Нет…бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”.

Катя: “О нет! К чему это? (властвовать) Напротив, я готова покоряться – это я понимаю; это счастье; но подчиненное существование…Нет, довольно и так.”.

Фенечка: “Мне Николая Петровича не любить – да после этого сне и жить не надо!”№

Княгиня Р.: “Крест – вот разгадка”.

Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон, воспоминания о Марии, о молодости и красоте. Настоящее же – как бы примирение с жизнью. Для Павла Петровича – это загадка, поиск разгадки сфинкса, это страсть и страдание , ломающее жизнь. Для Аркадия любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, уважение друг к другу, общие интересы. Базаров считает, что любовь – это пустяки, романтизм. Оказывается, что она – сила, природная и естественная, способная сломать любого человека. Для Фенечки любовь – это служение “благодетелю” Николаю Петровичу. Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она так боится и не решается познать . Для Кати – семья и равенство в браке. Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти.

Третья учебная ситуация

Вы видите, что декларации о любви и истинное значение ее в жизни героя не всегда совпадают. Давайте сравним их. Заполните таблицу, используя знания текста романа и ответьте на вопрос.

Работа в группах.

Как характеризуют истории любви и выбор женщин каждого из героев-мужчин?

Каждый герой на отдельном листе.

Женщины, которых любят герои. Истории любви (Приложение 1 )

Сколько бы мы ни анализировали условия жизни, характеры, пристрастия главных и второстепенных героев, идеи, ими декламируемые, мы неизбежно придем к одному выводу: главное место в жизни героев занимают их чувства, их привязанности, их личная судьба. Безусловная и неоспоримая ценность для Тургенева – семья. Даже непримиримый Базаров с уважением относится к своим родителям, к их семейному согласию, к семейным устоям, к дому, как месту отдохновения, где живут истинно родные люди, хотя и неблизкие по духу. Их близость нечто большее, чем близость идейная. При этом, для себя и для новых людей, к которым Базаров себя причисляет, он не мыслит семейного поприща: их судьба иная, смысл их жизни в другом, они созданы для великих дел.

Какую же судьбу для себя уготовляет каждый из героев?

Четвертая учебная ситуация

Проанализируйте содержание романа, заполнив таблицу.

Каким видят свое будущее герои Тургенева и соответствует ли это их реальной судьбе? Почему самый деятельный и уверенный в своем праве, самый интересный герой Тургенева умирает, а самый незаметный, неуверенный, “размазня” становится активным и полезным членом общества? В чем же счастье “по Тургеневу”?

Мечты о будущем

Реальное будущее

Николай Петрович

Мечтает о жизни вместе с сыном и Фенечкой. О дружбе с Аркадием, о том, что Аркадий займется хозяйством и они вместе будут проводить вечера, читать, слушать музыку, спорить. Еще лучше, чем он себе представлял: женился на Фенечке, живут вместе с семьей сына, обожает невестку, да еще попал в мировые посредники – чувствует свою нужность людям.

Павел Петрович

Хочет закончить свою жизнь в семье брата, живя воспоминаниями, как писал о себе Тургенев в одном из писем, “на краю чужого гнезда” и радуясь счастью брата. Уехал в Дрезден, где придерживается прежних взглядов, “все делает добро, сколько может… все еще шумит понемножку”. Его уважают “туземцы”.
Мечтает заниматься хозяйством в семье отца и смутно представляет себе свою жизнь под влиянием нигилистических идей Сделался рьяным хозяином, и “ферма уже приносит значительный доход”.
Мечтает о великом поприще, чувствует в себе силы необъятные, но при этом говорит Одинцовой о том, что вскоре будет уездным лекарем, не желая “напрасно болтать” о будущем, которое “не от нас зависит”. Умер, заразившись от больного тифом.

Базаров был прав, говоря о том, что будущее “большей частью не от нас зависит”. Но помимо логики героя существует еще и логика художественного произведения, а она не всегда совпадает даже с замыслами автора: в настоящем произведении искусства герои живут своей жизнью, подчиняясь логике истории, характеров.

Как ни полюбил Тургенев Базарова, как ни старался в последствии его оправдать, как ни ругал старшее поколение, он не мог не чувствовать, что Россия переломного периода нуждается в конструктивном решении своих проблем, что разрушение – а именно эту перспективу готовит нигилист Базаров – губительно для нее и не поможет в разрешении тех проблем, которые стояли перед страной накануне реформ. Тургеневские размышления, которые он приписывает Аркадию в начале роман, чрезвычайно важны для понимания этого героя и его места: “Нет… небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?” В конце же романа, без всякой иронии, автор пишет о том, что усилия героя дали хороший результат.

Так чью же судьбу мы можем назвать счастливой, и что такое счастье, по мысли автора?

Тургенев дает нам пять примеров мужских судеб. Они различны, и это нормально: каждый проживает свою жизнь, непохожую на жизнь другого. Для счастья же человеку необходимо слишком много и слишком мало: любовь, семья, дети, материальное благополучие, осознание своей нужности людям. Почему несчастлив Базаров? Не потому ли, что в расцвете своей жизни, когда он наконец выстроил себя в соответствии с собственными представлениями и ни перед кем в жизни не спасовал – ведь для него нет авторитетов, ни научных, ни идейных, нравственных, - тем более, что не было ни одного человека, который не спасовал бы перед ним, - именно в этот момент он встречает женщину, не уродливую, свободно мыслящую, которая не только не пасует перед ним, но и обретает над ним власть, от которой он не может освободиться. И тогда происходит переоценка ценностей, в том числе и самого себя: он оказался слабее женщины (мы помним его неуважительные, истинно “материалистические” отзывы о женщинах!). Его вера – нигилизм не оправдала себя. Как ни отрицай любовь (читай – природу, естество человека), она сильнее, она тебя настигнет и сломает. “Скука да злость” Базарова сменяются “глухим беспокойством”, почти депрессией. Последнее открытие Базарова печально: “Да, пойди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!” Так может ли быть счастлив человек, которого отвергли: сначала возлюбленная, а затем сама жизнь, как бы желая отомстить за его отрицание. Так, складывается впечатление, что Базаров умирает от любви, без любви, от одиночества, потому что любовь – стихия, которой не может управлять ни один человек на свете, даже если он нигилист, даже если он такой сильный и волевой, как Базаров.

Он умирает от неверия: вера – это тоже любовь. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убеждений. Последнее, что “мгновенно отразилось на помертвелом лице” Базарова в момент соборования, “когда святое миро коснулось его груди”, - было что-то похожее на содрогание ужаса”. Почему? Осознание своей греховности и неправоты? Осознание правоты религии и веры, которые он отрицал и которыми был побежден?

Четвертая учебная ситуация.

Анализ последнего абзаца романа – описание сельского кладбища.

Примерный ответ:

Открывается описание печальной картиной сельского кладбища. Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот (“вид печальный”, “деревянные кресты поникли и гниют”, “каменные плиты…сдвинуты”, “два-три ощипанных деревца”, “скудную тень”, “овцы… бродят по могилам”) автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса; это создается и синтаксическими средствами (однородные придаточные; короткие, четкие бессоюзные предложения), и лексическими (“не касается человек”, “не топчет животное”, но “одни птицы садятся” у могилы Базарова). Затем снова скорбная картина описания страданий одиноких старичков. Она подробна, эпична и завершается риторическими вопросами: “Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь невсесильна?”, ведущими нас к философскому выводу о вечной жизни природы, “о вечном спокойствии”, “о великом спокойствии “равнодушной” природы”, “о вечном примирении”, “о жизни бесконечной”.

Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, переходящих споров и ссор к вечной правоте природы, красоты, любви. Он как бы говорит нам: мгновенна жизнь человека, смешны его “идейные битвы”, но вечна жизнь и вечна любовь, благодаря которой “держится и движется жизнь”. И только она права. И в этом смысле роман Тургенева – о любви. Которая сильнее смерти, ибо она вечна.

Чтение работ несколькими учащимися, остальные сдаются на проверку.

Учитель. Помните, на первом уроке, посвященном творчеству Тургенева, мы ставили основной вопрос к нашей теме?

Почему Мережковский назвал Тургенева “гением меры” и “гением культуры”?

Почти полвека, прошедшие между появлением романа “Отцы и дети” и биографическим очерком Мережковского, позволили ему, отстранившись от политики, от суетных споров демократов с аристократами увидеть главную особенность таланта Тургенева: его философичность, умение видеть и создавать произведения, живущие вне времени, способные пережить конкретные политические баталии и объяснить читателям, в чем же состоят главные ценности человека: не в спорах, но в любви, согласии и взаимопонимании.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое счастье, по мнению И.С.Тургенева.

А что такое счастье, по вашему мнению. Это и будет вашим домашним письменным заданием.

Проблема любви в романе «Отцы и дети»

тургенев роман нигилизм базаров кирсанова

“Только любовью держится и движется жизнь”.

И.С. Тургенев

И.С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?

Я думаю, потому что любовь - это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть - это великий уравнитель, к ней как к неизбежному, нужно быть готовым и уметь умереть достойно.

В этой работе я хочу показать, выдержал ли Евгений Базаров, главный герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”, первую проверку - проверку любовью.

В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм - это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом, “...отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытается быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т.п.

Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И.С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, - он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился, как мальчишка, в женщину, которую высоко ценил. “В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе”. Герой переживает сильный душевный разлад. “...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.

А Павел Петрович, тоже сильно любивший, не смог уйти с достоинством, когда убедился в равнодушии женщины к нему: “.. года четыре провел он в чужих краях, то, гоняясь за нею, то с намерением терял ее из виду... и уже не мог попасть в нужную колею”. И вообще тот факт, что он серьезно влюбился в легкомысленную и пустую светскую даму, о многом говорит.

Базаров - сильная натура, это новый человек в русском обществе. И писатель внимательно рассматривает этот тип характера. Последнее испытание, которое он предлагает своему герою - смерть.

Каждый может притвориться тем, кем хочет. Некоторые люди всю жизнь так и делают. Но в любом случае перед смертью человек становится тем, что есть на самом деле. Все напускное исчезает, и настает время задуматься, может быть, в первый и последний раз, о смысле жизни, о том, что хорошего сделал, будут ли помнить или забудут, как только похоронят. И это естественно, потому что перед лицом неизвестности человеку открывается то, что он, возможно, и не видел при жизни.

В романе “Отцы и дети” И.С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

Проблемы, сформулированные Тургеневым в романе, актуальны в наши дни.

Известно, что И.С. Тургенев посвятил роман Белинскому и утверждал: "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, я виноват, что не достиг своей цели. Базаров - мое любимое детище".

Тургенев написал роман “Отцы и дети” в прошлом веке, но проблемы, затронутые в нем, актуальны и в наше время. Что выбрать: созерцание или действие? Как относиться к искусству, к любви? Право ли поколение отцов? Эти вопросы приходится решать каждому новому поколению. И, может быть, именно невозможность решить их раз и навсегда и движет жизнь.

Но вспомним, что самый главный закон - рождения и смерти всего живого - дан природе самым главным Отцом - Богом. В свете православной традиции смысл названия романа обогащается.

Проблема "отцов" и "детей", так ясно и смело обозначенная писателем в названии романа, есть проблема на все времена - потому что, прежде всего, она связана с важнейшим вопросом всего земного бытия: с вопросом о смысле жизни человека. Это проблема переосмысления жизненных ценностей поколения предшествующего поколением, приходящим ему на смену, проблема ломки устоявшихся понятий и стереотипов. Не всякая смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой. Но стоит возникнуть сомнению в некоторых глубинных принципиальных основах - и проблема "отцов" и "детей" предстает перед обществом, принимая, то более, то менее серьезный облик, иной раз, оборачиваясь и трагической своей стороной, приводя к противостоянию поколений.

Идейный конфликт, возникающий в те редкие моменты, когда "дети" вырабатывают для себя четкую сознательную программу, намечают определенную серьезную цель на жизненном пути, такой конфликт, такое столкновение поколений примирением разрешиться не может. Идейное противостояние ведет к полному разрыву, к нарушению связи времен. Трагическую природу такого конфликта раскрыл Тургенев в своем романе и отразил в его названии.

Такой конфликт всегда трагичен, ибо, прежде всего, в нем явно или неявно происходит отвержение отечества.

В сознании русского человека понятия "Отечество", "отец", "сын" теснейшим образом связаны с основами христианского вероучения. Отсюда следует, что проблема взаимоотношения поколений, обозначенная в названии романа, нуждается в религиозном осмыслении.

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева поднимает множество идей и проблем своего времени, а именно 60-х гг. 19 века. Одной из важнейших тем произведения является тема любви.

Любовь – это испытание героев, показывая их истинную суть. Для автора любовь – смысл жизни, способность чувствовать любовь – основное в человеке.

Любовь Базарова


Главная любовная линия связна с образом главного героя Евгения Васильевича Базарова и дворянки Анны Сергеевны Одинцовой. Начать следует с того, что Базаров изначально отрицал любовь как таковую, считал ее фантазией, привычкой, сексуальным влечение – чем угодно, только не романтическим бредом. Жизнь главного героя протекала по зову рассудка. Но после встречи с Одинцовой его душа словно перевернулась. Он искренне и глубоко полюбил девушку, не в силах сдерживать все неистовство своей страсти.

Чувства Евгения противоречивы. Он сердится на себя за испытываемые эмоции, но ничего не может с ними поделать. Любовь не покинет его до самого последнего вздоха, перед смертью ему захочется в последний раз увидеть возлюбленную. Анна Сергеевна при последней встрече осторожна, боится заразиться, с неохотой подходит к его смертному ложу. Эта сильная натура не смогла полюбить Евгения. Поначалу он вызывал в ней живой интерес как человек необыкновенный, но, когда чувства Базарова воспылали страстью, ею овладел страх. Она не захотела променять свой покой и уют на любовь этого странного человека. И это ее выбор.

Любовь противников Базарова

Противник Базарова также неудачен в любви. Всю свою жизнь он любил одну женщину, безответная любовь погубила его, вытянула из него все жизненные силы.

Молодой Кирсанов и Катя представляют другую сторону любви. Они счастливы, они способны вместе мечтать, понимают друг друга и видят истинное счастье в семейном уюте.

Счастлив в семье и Николай Петрович – отец Аркадия. Полюбив Фенечку, крестьянскую девушку, и женившись на ней, он счастлив. Тургенев этими двумя примерами показывает, что такое всеобъемлющее чувство как любовь способно преодолеть предрассудки, теории и отрицания.

Тема любви

Тема любви – главная в романе Тургенева. Все герои проходят испытание любовью, любят так, как умеют. Любовь – величина измерения человеческой сущности, придающая смысл существованию или обрекающая на гибель.

Тема любви в романе
«Отцы и дети»

Тема любви пронизывает все творчество Ивана Сергеевича Тургенева. Пишет ли он о революционере Инсарове, нигилисте Базарове, реформаторе Литвинове, любовь настигает каждого из них, порой буквально переворачивая их жизнь. В самом известном произведении писателя – романе «Отцы и дети» рассказано сразу четыре истории любви.

А.С. Одинцова и Е.В. Базаров

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мир.
Потерпев поражение в любви, Базаров не сломлен. Может даже показаться, что он забыл Одинцову. Но, находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной Сергеевной. Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства. «Великодушная!.. и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!» - так говорит Базаров о любимой женщине.

Другие любовные истории в романе

Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям… В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.

Тем не менее в любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Недаром, пережив драму отвергнутой любви, они оба тянутся к простой девушке Фенечке. Но внимание Павла Петровича, увидевшего в ее облике сходство с княгиней Р., лишь пугает Фенечку, а бесцеремонность Базарова оскорбляет ее.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они заканчиваются картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.