Какое животное видит во сне татьяна ларина. Сон Татьяны Лариной

Святочная неделя всегда была тем временем, когда девушкам, не обладающим сверхъестественными способностями, можно было узнать о своей судьбе и будущем. Несмотря на то, что официально христианство осуждало гадания, Святочные гадания ей искоренить не удалось. Многие девушки с удовольствием придавались гаданию и не видели в этой традиции, укоренившейся со времен язычества, ничего плохого.

Исключением не стала и Татьяна Ларина. Девушка перепробовала все возможные гадания, которые только можно было применить во время святочных гаданий, но ни одно из них не дало ей ответ на так волнующий вопрос о ее будущем и отношениях с Евгением Онегиным. Единственной возможностью приоткрыть завесу неизвестности оставался сон. На этот раз Татьяне удалось получить больше информации. Приоткрывшаяся возможная действительность была пугающей для девушки, будущее не сулило ей радостные дни:

И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой;
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток;
И пред шумящею пучиной,
Недоумения полна,
Остановилася она.

Как на досадную разлуку,
Татьяна ропщет на ручей;
Не видит никого, кто руку
С той стороны подал бы ей;
Но вдруг сугроб зашевелился.
И кто ж из-под него явился?
Большой, взъерошенный медведь;
Татьяна ах! а он реветь,
И лапу с острыми когтями
Ей протянул; она скрепясь
Дрожащей ручкой оперлась
И боязливыми шагами
Перебралась через ручей;
Пошла - и что ж? медведь за ней!

Она, взглянуть назад не смея,
Поспешный ускоряет шаг;
Но от косматого лакея
Не может убежать никак;
Кряхтя, валит медведь несносный;
Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных;
Дороги нет; кусты, стремнины
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены.

Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок;
Поднять ей некогда; боится,
Медведя слышит за собой,
И даже трепетной рукой
Одежды край поднять стыдится;
Она бежит, он все вослед,
И сил уже бежать ей нет.

Упала в снег; медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнет;
Он мчит ее лесной дорогой;
Вдруг меж дерев шалаш убогой;
Кругом все глушь; отвсюду он
Пустынным снегом занесен,
И ярко светится окошко,
И в шалаше и крик и шум;
Медведь промолвил: «Здесь мой кум:
Погрейся у него немножко!»
И в сени прямо он идет
И на порог ее кладет.

Опомнилась, глядит Татьяна:
Медведя нет; она в сенях;
За дверью крик и звон стакана,
Как на больших похоронах;
Не видя тут ни капли толку,
Глядит она тихонько в щелку,
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.

Еще страшней, еще чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет;
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
Но что подумала Татьяна,
Когда узнала меж гостей
Того, кто мил и страшен ей,
Героя нашего романа!
Онегин за столом сидит
И в дверь украдкою глядит.

Он знак подаст - и все хлопочут;
Он пьет - все пьют и все кричат;
Он засмеется - все хохочут;
Нахмурит брови - все молчат;
Он там хозяин, это ясно:
И Тане уж не так ужасно,
И, любопытная, теперь
Немного растворила дверь…
Вдруг ветер дунул, загашая
Огонь светильников ночных;
Смутилась шайка домовых;
Онегин, взорами сверкая,
Из-за стола, гремя, встает;
Все встали; он к дверям идет.

И страшно ей; и торопливо
Татьяна силится бежать:
Нельзя никак; нетерпеливо
Метаясь, хочет закричать:
Не может; дверь толкнул Евгений:
И взорам адских привидений
Явилась дева; ярый смех
Раздался дико; очи всех,
Копыты, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки,
Усы, кровавы языки,
Рога и пальцы костяные,
Всё указует на нее,
И все кричат: мое! мое!

Мое! - сказал Евгений грозно,
И шайка вся сокрылась вдруг;
Осталася во тьме морозной
Младая дева с ним сам-друг;
Онегин тихо увлекает
Татьяну в угол и слагает
Ее на шаткую скамью
И клонит голову свою
К ней на плечо; вдруг Ольга входит,
За нею Ленский; свет блеснул;
Онегин руку замахнул,
И дико он очами бродит,
И незваных гостей бранит;
Татьяна чуть жива лежит.

Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался… хижина шатнулась…
И Таня в ужасе проснулась…
Глядит, уж в комнате светло;
В окне сквозь мерзлое стекло
Зари багряный луч играет;
Дверь отворилась. Ольга к ней,
Авроры северной алей
И легче ласточки, влетает;
«Ну, говорит, скажи ж ты мне,
Кого ты видела во сне?»

Подведем итог: Сон Татьяны имеет значимое место в тексте. С одной стороны, этот сон является Святочным чудом, страшным предсказанием будущего, особенно сильное влияние в этой отрасли происходит после последующих событий, которые закончились гибелью Ленского, что фактически было в символической форме отображено во сне.
С другой стороны, сон Татьяны является аллюзией на сон Софьи Грибоедова и частично образ Светланы Жуковского. Такое положение вещей помогает лучше понять образ Татьяны, определить ее некоторые черты, ярко не описанные Пушкиным.

Татьяна, придававшая огромное значение снам, была в ужасе – конечно, девушке хотелось, чтобы вся ситуация с Онегиным закончилась благополучно и она в таком случае смогла бы быть счастливой, но сон не сулит ей ничего кроме переживаний и огорчений – ее возлюбленный оказался чудовищем, а не идеалом ее грез.

Сон Татьяны является симбиозом различных мотивов и эмоций. В нем выражено и надежды девушки в благополучное разрешение ее взаимоотношений с Онегиным, и страх, что сложившаяся ситуация будет развиваться не лучшим образом.

Так как Святочный сон Татьяны обличает ее самые глубокие чувства, то девушка не хочет делиться ни с кем рассказом о сути этого сна, хотя увиденное ее невероятно беспокоит и тревожит. Такое беспокойство Татьяны длится до тех пор, пока увиденное во сне не воплощается в жизни.

Разделы: Литература

(Композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.)

Цель урока: определить место и роль “сна Татьяны” в произведении, проследить его связь с другими сценами;

  • углубить знания учащихся о композиции художественного произведения, научить анализировать текст;
  • развить умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;
  • воспитать чувство гордости за русскую литературу.

Оборудование урока: репродукции картин К.И. Рудакова “Татьяна Ларина”,И.В. Волкова и К.А. Коровина “Сон Татьяны”; автопортрет А.С. Пушкина,CD с записью оперы П.И. Чайковского “Евгений Онегин”.

Эпиграф к уроку:

…неисчерпаем мир поэта:
В его глубинах – тайна света,
Который нам, как солнце, дан…

Ход урока.

I.Оргмомент.

Объявление темы урока, ознакомление учащихся с целями и задачами.

II.Вступительное слово учителя.

А.С.Пушкин… Русская радость и русская печаль… Благородное сердце и возвышенная душа…Такая в Вас сила и такая тайна, что мы и через два века всё вглядываемся в Вас, вслушиваемся в Вашу речь, обсуждаем с друзьями каждую Вашу мысль.

Ребята, изучая творчество А.С. Пушкина, мы с вами не раз убеждались в том, что за сочинениями поэта, как будто ясными по форме, предельно глубокими по содержанию и исчерпывающими по смыслу, остаётся нечто ещё большее, что пока не разгадано. “Мы видим море, но за ним предчувствуем океан”, - писал А.Платонов.

И сегодня мы постараемся разгадать ещё одну тайну поэта – тайну V главы; проследить, каким образом она связана с другими сценами и как помогает понять весь роман в целом.

III.Подготовка к восприятию темы урока.

а) Чтение учителем I-II строфы V главы романа.

Эта картина знакома нам с детства.

б) Беседа по тексту.

А чьими глазами мы видим этот зимний пейзаж?

(Картина зимы дана через восприятие Татьяны, это то, что она любит, что ей близко и дорого.)

Литература до Пушкина не признавала описания таких “низких” предметов, как “тулуп, дровни, лошадка, кибитка…” Поэта упрекали в том, что он вводит в поэзию уж очень прозаические слова и понятия. А он видел прекрасное в самой жизни и с мягким юмором поддразнивал своих литературных противников.

У Пушкина свой путь в литературе. И героиня у него своя, непохожая ни на одну из литературных героинь того времени именно потому, что она из жизни. Таких девушек, как Татьяна, Пушкин видел, знал и пытался понять их духовный мир.

-Так какая же она была, Татьяна Ларина?

(Любящая книги, природу…; занятая своими мыслями, чувствами, а не миром вокруг.)

Как складывался её характер?

(Книги, рассказы няни, одинокие прогулки – мечтательность; нянины сказки – суеверие, страх перед потусторонними силами.)

в) “Разукрашивание” иллюстрации К.И. Рудакова “Татьяна Ларина”.

Задание: цветом передать характер героини

(На иллюстрации Татьяна занята своими мыслями, чувствами, а не миром вокруг себя; в облике нежная печаль – голубовато-сиреневый тон портрета; её бледность – признак сильных чувств, страдания).

г). “Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость…” Сообщение учащегося о видах и способах гадания в старину.

“Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне...
И я - при мысли о Светлане
Мне стало страшно - так и быть...
С Татьяной нам не ворожить.”

О какой Светлане идёт речь? Какие ещё строки созвучны балладе Жуковского?

(…Скажи: которая Татьяна?
Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна) – III глава, V строфа.

Чем близки эти героини?

(Светлана, как и Татьяна, гадала ночью одна, и к ней также явился долгожданный жених.)

Обратим внимание на эпиграф, это строчки из баллады Жуковского “Светлана”. И это не случайно, потому что главное место в пятой главе занимает “Сон Татьяны”.

Сон пушкинской героини не просто проблемный центр V главы, это самый загадочный эпизод романа, а может быть, и всего творчества Пушкина.

IV. –Работа над новой темой “И снится чудный сон Татьяне…” (Запись на доске темы урока.)

1) Чтение учителем XI строфы романа.

Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

Как ведёт себя Татьяна в этом лесу?

(Ведёт себя естественно: она боится.)

2) Работа с иллюстрациями Волкова И.В. и Коровина К.А. к роману “Евгений Онегин”. (Анализ репродукций: сюжет, комментарий к выбору цвета.)

Волков И. В. “Сон Татьяны”

Коровин К.А. “Сон Татьяны”

1. Как вы думаете, какое значение имеет фон картины?

2. Почему героиня изображена в таком положении? Что хотел подчеркнуть художник?

3. Какими изобразительными средствами художник раскрывает внутренний мир человека, изображенного на полотне.

3) Выразительное чтение учащимися XVI - XVII строф.

В хижине, в которую попадает Татьяна, веселье (яркий свет, “крик и звон стакана”), но поэт говорит, что происходящее “ как на больших похоронах”. И это не предвещает ничего хорошего (XVI строфа).Пируют страшные чудовища. Но главное, кроме них, Татьяна видит того, кто “мил и страшен ей”, Евгения, причём, в роли “хозяина”, атамана шайки нечисти.

4) Толкование сновидений.

Мост – “трудная работа”; метель – “большие хлопоты”; мельница – “беспокойная жизнь”; медведь – “случай, неожиданность; богатый, сильный, но жестокий жених”; нож – “знак обмана и насилия”; огонь – “ гнев, опасность”; рак, паук – “раздор, печаль, досада; коварство”.

5) - Вспомните, сюжет какой баллады Пушкина близок сюжету “сна Татьяны”?

(Баллада “Жених”, написанная в то же время, что и V глава.)

Каков финал баллады Пушкина “Жених” и баллады Жуковского “Светлана”?

(Кошмарные сны не имеют своего продолжения и не оказывают никакого влияния на последующую жизнь героинь. Сновидение же Татьяны – вещее, и оно скоро начнёт сбываться.)

А ведь в творчестве Пушкина не раз встречались такие сны.

-Вспомните их.

(“Капитанская дочка”, “Руслан и Людмила”.)

6) “..И Таня в ужасе проснулась…”

Найдите в тексте описания с пробуждения Татьяны. Каким оно было?

(Татьяна видит Ольгу; она являет собой полный контраст и пробуждению сестры, и мрачному сну с убийством её (Ольги) суженого.)

Отразиться ли это предсказание на судьбе Ольги позже?

(После убийства Ленского Ольга быстро успокоится и выйдет замуж за улана.)

7) Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело, пародируя известную в его время оду Ломоносова “На день восшествия на престол Елизаветы Петровны”. В этом пародийном четверостишии слово “весёлый” звучит насмешливо, тем более мы знаем: Татьяне вовсе не весело; Онегин тоже, скрепя сердце, согласился поехать на праздник.

8) Выразительное чтение учащимися XXV строфы.

Прочтём внимательнее эти строки; что-то они нам напоминают.

Становится ясно, кто снился Татьяне. Соседи Лариных только внешне похожи на людей. Татьяна видела во сне не сказку, непросто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий ум не мог не оценить окружающих людей. А чудища из сна вот они, наяву. И неизвестно ещё, где они страшнее.

9) Прослушивание отрывка из оперы П.И. Чайковского “Евгений Онегин”.

Как перекликается этот отрывок с текстом романа?

(В опере также присутствует сатирическое изображение образов гостей Лариных.)

V. Обобщение.

Сон оказался пророческим: он предсказал и ближайшее будущее (дуэль), и гораздо более отдалённое.

Какова же композиционная роль сна Татьяны в романе?

(Связывает прошлое и будущее, объясняет поступки героев, определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывает будущее; жизнь героев не удалась, она похожа на дурной сон.)

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание:

дать характеристику гостям на именинах Лариных.

Резчикова И.В.

Сны, как особая форма выражения стихии бессознательного начала, издревле волновали человека. Особенный интерес вызывают символы, которые, создавая свою модель действительности, рассказывают сновидцу об истинном состоянии его души и тела не только в настоящем, но и в будущем. Большинство символов, которые рождаются в подсознании и навещают наши сны, корнями восходят к языческой символике народа и часто встречаются в произведениях УНТ.

Особенность сна литературного героя заключается в том, что читатель, имея возможность сравнить его содержание с последующими событиями в судьбе персонажа, может угадать логику автора и раскрыть значения символов.

Слово-символ в худ. произведении прежде всего многозначная структура, которая определяется единством и взаимозависимостью трех семантических измерений: а) русской языческой символикой; б) микро- и макроконтекстом произведения; в) функцией сна, во-первых, раскрывать душевное состояние сновидца (Татьяны) или его близких (положив под подушку зеркало, Татьяна гадала на суженого, т.е. на Онегина); и во-вторых, предсказывать будущее.

Символ, как писал А.Ф.Лосев, модель. То есть это такое соотношение первичного и производного значений слова, которое далее моделируется, копируется в семантической структуре слов, связанных с опорным символом общностью микроконтекста. В этом источник символизации не только основных, опорных, объектов сна, но и многочисленных деталей.

Рассмотрим семантическую структуру опорных слов-символов, и то, как они являются источником символизации целых эпизодов и деталей сна. К опорным словам-символам сна Татьяны можно отнести следующие: "зима", "мост через ручей", "лес", "медведь", "хижина", "домовые".

"Зима" и слова, которые можно объединить в тематическую группу с общей семой "холодный": "снег", "сугроб", "лед", "метель".

Согласно сюжету сна, Татьяна идет сначала по "снеговой поляне", затем по "жердочкам, склеённым льдиной", переходит протекающий в сугробах ручей, "не скованный зимой", и попадает в заснеженный лес, где "дороги нет; кусты стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены".

1. Зима - "смерть". В народных представлениях зима, несущая мрак и холод, - период смерти природы. И если солнечный свет, теп-ло, огонь ассоциировались с радостью и жизнью, то зима со всеми своими атрибутами - снегом, льдом, метелью - с печалью и смертью (Афанасьев: 1, 239). Так, в народных загадках: "Ни хилела, ни болела, а саван надела" (земля и снег). Или о снеге: "Увидел мать, умер опять" (Даль: 3, 644). Так, в описании смерти Ленского надвигающаяся кончина героя сравнивается с глыбой снега, которая катится с вершины горы: "Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая...Младой певец нашел безвременный конец"

Итак, "зима" и слова этой тематической группы: "снег", "сугроб", "лед", "метель" - имеют значение "печаль, смерть". Как модель символа, это семантическое отношение является источником символизации сюжетных перипетий и деталей сна.

Быть скованным льдом - значит "быть скреплённым смертью". По контексту сна, Татьяна остановилась перед потоком: "Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток...". Разгадка этого символа в описании могилы Ленского, где две сосны "скреплены смертью", т.е. под ними похоронен Ленский: "Две сосны корнями срослись; Под ними струйки извились Ручья соседственной долины". В связи с этим интересно обыгрывается эпитет "гибельный", то есть не просто опасный, но в прямом смысле предвещающий гибель Ленского.

Оказаться в заснеженном лесу - "попасть в царство смертит.е. в потусторонний мир, мир душ". Лес язычникам напоминал о блаженных райских садах, где должны водвориться после смерти души праведных. Отсюда лес часто символизировал это царство, где деревья - души усопших (вспомним традиционное сравнение человека с деревом в русских народных песнях, загадках мотив превращения в дерево в сказках и пр.). (Мифы народов мира: 2, 49; Афанасьев: 2, 320-325). Кроме того, идея смерти сближалась не только с холодом, но и с мраком, а значит и со сном (Афанасьев: 3, 36-42). В этом отношении можно вспомнить выражение "спать вечным сном" или старую пословицу "сон смерти брат". Поэтому не удивительно, что, уснув, Татьяна попала сразу в царство мертвых.

Если лес - царство душ, то хозяин леса - "хозяин царства душ". (Афанасьев: 2, 336; Лотман, 656; Мифы народов мира: 2, 128-129). Издревле хозяином леса считался медведь, которого называли и "лесником", и "лесным чертом", и "лешим", и "лесным архимандритом" (СД: 2, 311). Медведь - хозяин леса, а значит и проводник в царстве мертвых, в который попадает Татьяна. 2. Снег в значении "приносящий плодородие". Отсюда покрыть снегом - "покрыть свадебным покрывалом". Считалось, что снег, как и дождь, несли силу плодородия. Поэтому белый снежный покров нередко в древности сравнивали с белым покрывалом невесты. Например, в словах молодой девушки на Покров: "Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком (или женишком)". По всей видимости, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где её настигает и берет её на руки медведь, предвещает будущее замужество.

Тема брака, ожидающего Татьяну, продолжается и в следующих двух символах - мост через ручей и медведь. Согласно народной традиции, перейти девушке через ручей - значит "выйти замуж". Об этом древнем мотиве сна Татьяны писал А.А.Потебня. В этой статье упоминается древнее святочное гадание на жениха: "Делают из прутиков мостики и кладут его под подушку во время сна, загадывая: "Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост" (Потебня, 564). Показательно, что "мостком" к замужеству стала смерть Ленского ("две жердочки, склеенны льдиной"). Ведь именно после дуэли и отъезда Онегина ("как на досадную разлуку Татьяна ропщет на ручей") героиня поддалась уговорам матери и уехала в Москву на "ярманку невест", где и вышла замуж за генерала.

Медведь - один из главных действующих лиц сна Татьяны. Именно он переводит героиню через ручей, подав лапу, затем гонится за ней и, поймав, приносит её к хижине Онегина.

1.Медведь - "будущий жених Татьяны - генерал". Значение "медведь-жених" издревле связано с тем, что в сознании народа медвежья шкура символизировала богатство и плодородие, и А.С.Пушкин подчеркивет, что медведь был "косматый", "большой взъерошенный". Это значение символа отмечалось многими исследователями. Так, например, в записях, собранных А. Баловым в Ярославской губернии: "Медведя видеть во сне предвещает женитьбу или замужество" (Балов, 210; Афанасьев: 1, 464; Лотман, 655;Усенский, 101). В одной из подблюдных песен: "Медведь-пыхтун По реке плывет;Кому пыхнет во двор, Тому зять в терем".

Медведь приносит Татьяну к хижине Онегина со словами "Здесь мой кум". И действительно, в Москве, на приеме, генерал знакомит Онегина, "родню и друга своего", с Татьяной - своей женой. Возможно, Пушкин обыгрывает переносное значение слова "кумовство": "служебное покровительство своим друзьям, родственникам в ущерб делу (неодобр.)" (Ожегов, 322).

Итак, три символа не просто объединены общей семой брака, замужества, но определяют сюжет сновидения.

Согласно сюжету сна, обессиленную преследованием Татьяну медведь приносит к "шалашу": "Вдруг меж дерев шалаш убогой; Кругом всё глушь; отвсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко..." Из контекста мы узнаем, что "шалаш" - вполне благоустроенная "хижина", с сенями, столом и лавками, и что хозяин дома - Онегин - что-то празднует в компании страшных чудовищ, которых А.С.Пушкин называет "шайкой домовых". Хижина - один из главных символов Татьяниного сна. Хижина - "убогий домик, избушка, лачуга" Онегина. Слово произошло от древнерусского "хи(жа" (дом, жилье, по всей видимости, бедное, или хилое). Одно из значений слова "хижа" - шалаш. Вот почему в древнерусском языке и говорах (например, сибирских) слова "шалаш" и "хижина" могли называть один и тот же денотат (ЭСЧ: 338-339; СД: IV,547). Домовой - "дух хранитель и обидчик дома" (СД: I, 466). Слово употребляется именно в указанном значении, так как большинство выбранных Пушкиным животных для изображения демонов имеют определенное отношение к культу русского домового. Так, например, на месте закладки фундамента новой избы, закапывали голову петуха (ср.: "другой с петушьей головой"), чтобы задобрить домового. Кошка и коза ("ведьма с козьей бородой" и "полукот") - животные, которые имеют шерсть - символ достатка и плодородия. Именно поэтому они посвящены духу дома. Шерстью козла окуривали избу, если домовой "сердился", а без кошки не обходилось ни одно новоселье (Афанасьев: II, 105-119). Таково значение слов "хижина" и "домовой" в контексте сюжета сна Татьяны. Выявим основные уровни символизации этих слов. "Хижина" - "Онегин", "домовые" - "реалии его внутреннего мира". Дом в значении "человек" - древнейший языческий символ, возникший на основе другого символа: огонь (а значит и домашний очаг)- душа человека (Афанасьев: III, 197). То есть дом как оболочка для очага ассоциировался с телом человека как оболочкой души. Так, например, в детской загадке про дом: "Стоит Вахромей - Брови нахмурил". Если дом ассоциировался с человеком, то окна в доме - с глазами: "Стоит Фекла, Глаза мокры" (Детство. Отрочество, 408, 410).

В современном русском языке соотношение "дом-человек" отражено, напрмер, в в выражении "не все дома" (БАС: 3, 958).

Символ "дом - человек, его душа" легло в основу центрального образа стихотворения М. Ю. Лермонтова "Мой дом": "До самых звезд он кровлей досягает, И от одной стены к другой Далекий путь, который измеряет Жилец не взором, но душой". Это же значение у А.С.Пушкина в "Евгении Онегине" в описании тела застреленного Ленского: "Теперь, как в доме опустелом, Все в нем и тихо, и темно; Закрыты ставни, окна мелом Забелены. Хозяйки нет. А где, Бог весть. Пропал и след". Здесь "дом" - тело без "хозяйки", то есть души. Таким образом, Татьяна, попав в царство душ, находит самую главную для неё - душу Онегина. Ведь именно загадка характера этого человека заставила её гадать на святки.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин создал пленительный образ русской девушки, которую назвал своим «верным идеалом», Татьяна, по словам поэта, «русская душою». Само простонародное имя ее - Татьяна, введенное поэтом в русскую литературу, ассоциируется со «стариной», с народной жизнью. Она и выросла среди лесов и полей, в атмосфере русских народных сказок и преданий. Известно, что она была в стороне от шумных детских забав, а «страшные расскаы // Зимою в темноте ночей // Пленяли больше серде ей». Провинциальная барышня, она легко и естественно ощущала себя в мире русского фольклора.

Да, автор не раз говорит о том, что его героиня читала иностранные романы и верила в «обманы и Ричардсона, и Руссо». Более того, он отмечает, что Татьяна «по-русски плохо знала... и изьяснялася с трудом на языке своем родном». И даже письмо Онегину она пишет по-французски. Но в то же время поэт с помощью тонкого художественно-психологического штриха раскрывает «русскость» души героини: в роман введен ее сон. Включая его в повествование, автор помогает читателю понять образ Татьяны Лариной и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни. Татьяна читает иностранные романы (русских тогда еще не создали), но снятся ей русские сны.

Ее вещий сон, весь сотканный из фольклорных образов и символов, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Именно поэтому над ней витает Лель, славянский бог любви, чтобы предсказать девушке ее участь. Татьяна одержима мыслью об Онегине, она обеспокоена его равнодушием к ней, отсюда и тревожный, полный страшных предчувствий сон.

Уснув за гаданием в святочную ночь (как известно, на Руси считалось, что святки - лучшее время для того, чтобы узнать свою судьбу), Татьяна видит, будто бы она «идет по снеговой поляне, // Печальной мглой окружена...». Согласно сонникам, идти по снежной равнине ночью - значит встретиться с трудноразрешимыми проблемами, с бедой. Да и сама картина холодой, заснеженной местности символична: она явно указывает на интуитивное понимание Татьяной того, что ее возлюбленный не ответит ей взаимностью, что он холоден к ней и равнодушен. На пути Татьяне встречаются разнообразные препятствия: незамерзающий ручей, «кипучий, темный и седой...», с хлипким мостиком через него, «снег, рыхлый по колено ей», деревья, ветви которых цепляются за серьги. Все эти трудности ей помогает преодолеть не ее возлюбленный, а выступающий в роли суженого медведь - «лакей косматый». Именно он подает ей руку, переводит через ручей и несет ее в дом, И здесь сон также не отступает от русских фольклорных традиций. Медведь - характерный образ народных сказок. Татьяна замирает от ужаса, когда ее, упавшую в снег, подхватывает медведь, но сопротивляться своей судьбе она не может: «Она бесчувственно-покорна, // Не шевельнется, не дохнет».

Конечно же, сон в святочную ночь не мыслим без возлюбленного. И Татьяна видит его сидящим за столом. Сначала, заметив среди сказочных чудовищ Онегина, который выступает как «предводитель» и хозяин компании, Татьяна пытается успокоиться, но драматизм ситуации сохраняется.

За столом сидят страшные существа: «Один в рогах с собачьей мордой, // Другой с петушьей головой, // Здесь ведьма с козьей бородой…», «Там карла с хвостиком, а вот // Полужуравль и полукот». В описании чудовищ угадываются сказочные, фольклорные образы. Перед глазами героини смешались рога, костяные пальцы, копыта, хоботы, «кровавы языки». Наверное, эти образы Татьяна встречала в сказках няни. Однако, несмотря на то, что сказка должна заканчиваться благополучно, здесь все готовит героиню, а вслед за ней и читателя, к трагической развязке. Именно поэтому существа за столом сидят, «как на больших похоронах», и дико хохочут. И развязка незамедлительно наступает. Уже во сне случается та самая трагедия, которой суждено быть и наяву. Стоит только Татьяне остаться наедине с Онегиным, как появляются Ольга и Ленский. Онегин бранит незваных гостей, спорит с ними, а затем «хватает длинный нож» и убивает Ленского. Ольга также появляется неслучайно. Татьяна интуитивно чувствует, что ее сестра невольно сыграет трагическую роль в предстоящих событиях.

Неподдельный ужас охватывает Татьяну, и она просыпается. Но если Светлана (героиня одноименной баллады Жуковского), пробуждаясь, видит в окне солнечное морозное утро и поднимающегося по ступенькам крыльца жениха, то Татьяна встревожена после пробуждения не меньше, чем во время сна. Она старается осмыслить увиденное, так как верит в предзнаменование: «Татьяна верила преданьям // Простонародной старины, // И снам, и карточным гаданьям, // И предсказаниям луны». На уровне интуиции героиня догадывается, что тот, кого она считала своим суженым, никогда не будет с ней. Ее судьба иная.

Сон героини настраивает читателя на то, что предсказанные события свершатся, поэтому «странное» поведение Онегина в гостях у Лариных, его ухаживание за Ольгой - логическая цепь, за которой последует катастрофа - дуэль недавних приятелей. Сон, введенный в ткань романа, многое объясняет читателям, ждущим дальнейшего развития событий. И логичным предстает концовка произведения, когда вновь появляется Татьяна, уже светская замужняя дама, но таая же несчастная, как прежде. «...Вы должны, // Я вас прошу, меня оставить... Я вас люблю (к чему лукавить?), // Но я другому отдана; // Я буду век ему верна», - говорит она Онегину. Это ее судьба, против которой героиня не пойдет. Она останется верна долгу, в этом ее суть. В таком понимании русской женщиной ее судьбы в романе Пушкина угадываются и ассоциации с поэмами В. А. Жуковского «Людмила» и «Светлана». Тем более что образ Светланы считается первым достоверным образом русской девушки в отечественной литературе.

Итак, сон Татьяны занимает важное место в романе и имеет сразу несколько значений. Он предсказывает дальнейшее течение событий, с одной стороны, и помогает лучше узнать пушкинскую героиню, с другой, Сцена гадания и сам сон Татьяны, сопряженный с русским фольклором и литературной традицией в разработке русского национального женского характера, выявляет глубинную психологию русской женщины. Идея же суженого связана с представлениями о долге; будущий супруг мыслится как предначертанный судьбой. Татьяна неотделима от национальной народной стихии с ее поверьями, обрядами, гаданиями, ворожбой и вещими снами, Сон Татьяны лишний раз доказывает, насколько близко героине народное, фольклорное восприятие миа. Она думает и чувствует как русский человек.