Объективные методы исследования больных, план обследования больного пациента. Субъективный метод К субъективным методам не относится метод

Методологической основой объективных методов психологии является принцип единства сознания и деятельности. К этой группе относятся следующие методы:

Наблюдение (сплошное, выборочное);

Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);

Тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др.);

Анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);

Опрос (анкетирование, беседа, интервью);

Математическое моделирование и статистический анализ.

1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Представления о душе были как идеалистическими, так и материалистическими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит – частицей природы, атомом огня, то есть материальной. Далее в результате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии, а материализм был запрещен (вплоть до XVII в.). В этот период душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Двойственность души - дуализм (лат. dialia - двойственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).
2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.
3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция. В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:
- гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия);
- психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (предмет изучения - бессознательное);
- когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы);
- генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(предмет - развитие мышления).
Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии » - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Герасимович Ананьев (1829-1905).
4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения (предмет изучения - психика) - Павел Петрович Блонский (1884-1941), Константин Николаевич Корнилов (1879-1957). Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем – психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).
На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет – особенности личности). В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление- трансперсональная психология (Станислав Гроф), изучающая предельные возможности психики человека.
В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Единого представления о предмете психологии не существует.

Современная психологическая наука состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей, которые и образуют ее структуру (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Содержание отдельных психологических дисциплин

Название дисциплины Что изучает
Общая психология Теоретические основы психологии, определяет основные понятия данной науки (психология познавательных процессов и психология личности)
Психофизиология Наука, возникшая на стыке двух наук, - психологии и физиологии. Она исследует взаимосвязь между психическими явлениями и их телесными проявлениями
Возрастная психология Особенности изменения психики по мере развития и взросления человека
Педагогическая психология Закономерности обучения и воспитания
Медицинская психология Психику больного человека, а также особенности пограничных состояний между здоровьем и болезнью
Социальная психология изучает психологические механизмы воздействия социума (общностей) на поведение и сознание человека, исследует взаимодействие людей в группах, коллективах, позиции личности в них, проблемы лидерства и подчинения
Психодиагностика Разрабатывает методы, позволяющие изучать психику человека, причем делать это максимально обосновано и достоверно
Психотерапия Занимается поиском и совершенствованием методов лечения людей психологическими методами, без применения фармакологических препаратов

Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология, космическая психология и т. д.

Сравнительная психология изучает закономерности развития психики в филогенезе.

Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе, основные стадии его развития, критические и сенситивные периоды. В возрастной психологии выделяются: психология детства, психология подросткового периода, психология юности, психология взрослости (акмеология), психология старения и старости (геронтопсихология).

Дифференциальная психология исследует индивидуально-психологические различия между людьми. Это могут быть различия в темпераменте, характере, способностях, познавательных стилях, мотивации поведения и др. Основными задачами является выработка норм, стандартов в соответствии с возрастом, полом человека.

Педагогическая психология изучает психологические основы обучения и воспитания. Она тесно связана с возрастной и дифференциальной психологией, поскольку одной из важных ее задач является индивидуализация обучения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями обучаемых. Важнейшей задачей педагогической психологии является формирование гармоничной личности на основе сочетания умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания, формирования кругозора.

Инженерная психология разрабатывает принципы согласования технических устройств (машин, приборов и т. п.) с характеристиками психических процессов, функций и свойств человека, стремясь обеспечить максимальную надежность и эффективность систем контроля и управления и сократить затраты человеческого труда. Особенно остро вопрос встает, когда человеку приходится работать в условиях эмоционального напряжения, повышенной ответственности, дефицита времени или информации.

Психология труда изучает психологические основы и структуру трудовой деятельности, ее динамику и механизмы регуляции. Эта дисциплина исследует психологические факторы эффективности и качества труда. Психология труда выявляет профессионально важные качества личности по отношению к разным профессиям, решает проблемы профессионального отбора и профессионального обучения.

Социальная психология изучает психологические механизмы воздействия социума (общностей) на поведение и сознание человека, исследует взаимодействие людей в группах, коллективах, позиции личности в них, проблемы лидерства и подчинения. Важными проблемами социальной психологии является исследование психологических механизмов формирования общественного мнения, проблемы массовых коммуникаций. В последние годы в русле социально-психологических исследований стали активно разрабатываться проблемы этических общностей, национальных традиций и стереотипов поведения.

Юридическая психология - отрасль психологии, изучающая взаимоотношения человека и права. Основные ее проблемы - исследование личности преступника, формирование мотивации преступления, психологические основы перевоспитания правонарушителей. В юридической психологии изучают также психологию жертвы, психологию свидетельских показаний, психологические аспекты следствия.

Клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. (Подробнее см. раздел «Клиническая психология»).

Принцип детерминизма, причинной обусловленности психической деятельности.
В мире не существует беспричинных явлений. Это относится и к психике. Любой психический акт животного и человека имеет свою причину. Психическая деятельность людей детерминирована социальными условиями их жизни, особенностями их воспитания и деятельности. Научная психология не ограничивается простым описанием психических явлений, она обязательно ищет причины их возникновения. Метод самонаблюдения, который эмпирическая психология XIX в. считала основным, очень мало помог науке, так как он не позволял вскрыть объективные причины психической деятельности людей.

Принцип развития психики.
Психическая деятельность человека не может быть понятой до конца, если ее изучать статично, вне движения и развития. Так, нельзя понять поведение взрослого человека без учета истории его жизни. Невозможно объяснить и особенности психики людей, игнорируя предысторию человеческого сознания - психику животных. Научная психология понимает развитие не только в количественном, но и в качественном отношении. Так, психическая деятельность студента качественно отлична от психической деятельности ребенка дошкольного возраста. Студент не только больше знает и имеет больше умений и навыков, чем ребенок. Его знания, умения, переживания, действия, взаимоотношения с людьми иные, чем у дошкольника. Общая психология, изучая психику главным образом взрослых людей, использует для доказательства ряда положений данные, добытые детской психологией, например, данные о развитии у ребенка отдельных психических процессов - ощущений, восприятий и пр. Один из методов общей психологии - биографический - позволяет изучать личность человека в ее развитии.

Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики.
Психика человека, будучи субъективным отражением объективного мира, развивается в процессе активного взаимодействия человека с другими людьми, в различных видах его деятельности, начиная с простейших игр ребенка и кончая творческим трудом взрослого человека. Вне деятельности человека не может быть развития его психики - важнейшего компонента деятельности. Поэтому среди методов психологии должны быть такие методы, которые позволяют произвести всесторонний психологический анализ выполнения человеком разнообразных умственных и практических заданий, характерных для той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой, организаторской и т.п.).

Принцип единства психической деятельности человека.
Психика человека, его субъективный мир - это единое, нераздельное целое, продукт системной деятельности мозга, в котором психолог лишь с целью исследования в известной мере искусственно выделяет различные психические процессы, состояния и свойства. Изучая отдельные проявления психики, сознания, исследователь обязан помнить о целом, о личности, видеть взаимные связи и зависимости между восприятием, мышлением, памятью, чувствами, интересами, установками человека и специально изучать их. Принцип единства сознания особенно важно соблюдать в лабораторном эксперименте, когда в силу особенностей этого метода психолог отвлекается от многих сторон личности изучаемого им человека, кроме одной, которую он исследует.

Принцип объективности в изучении психики.
Важнейшее требование любой науки - объективность исследования, его точность. Это означает, что ученый не должен ничего привносить от себя в изучаемые явления, а исследовать их такими, какими они есть в действительности. Но можно ли объективно изучать субъективный мир человека? Можно ли узнать о мыслях, чувствах, желаниях других людей? Многие психологи считают субъективный мир человека непознаваемым или познаваемым лишь в той мере, в какой о нем может судить сам субъект. Научная психология считает, что психическая жизнь людей (и животных) так же познаваема, как и все явления действительности. О переживаниях человека, его мыслях и желаниях можно судить по его поступкам, содержанию и характеру его речи, результатам (продуктам) его деятельности, т.е. объективно. Отечественная психология пользуется несколькими методами объективного исследования психики человека; главными из них являются наблюдение и эксперимент.

Принцип конкретности исследования психики.
Человек живет и развивается в конкретных условиях семьи, школы, производства и т.д. У него устанавливаются совершенно определенные взаимоотношения с людьми, что существенно влияет на поведение и психическое развитие этого человека. Принцип конкретности требует от психолога выбора таких методов исследования, которые позволили бы ему изучать личность человека в конкретных, определенных условиях его жизни. Соблюдение этого принципа обязательно при изучении целостного поведения личности, например при соста

Психика и организм человека (и животных) неразрывно связаны, и это подтверждается тем, что без мозга она не может существовать, т.к. она – способность мозга получать разную информацию об окружении, она формирует реакцию на эти данные – наше поведение. Работа психики происходит только во время активной деятельности человека, в процессе которой она может корректироваться: совершенствоваться, усложняться. Она напрямую зависит от мозга: чем сложнее он устроен, тем выше психические способности. Именно поэтому между психикой животного и человека есть такая большая разница: многие ощущения, чувства, эмоции, доступные людям, для животных остаются недостижимыми.

Прямая связь психики и мозга позволяют нам определить, что психика и организм взаимозависимы: так, когда человек получает сигнал об угрозе (а уровень опасности и то, что нужно предпринять в этот момент, определяется с помощью психики и зависит от ее структуры), то уровень адреналина в крови повышается, учащается сердцебиение и человек готов к быстрой мобилизации. Т.е. здесь проявляется прямое влияние психики на процессы в организме человека. Но организм и его состояние также влияет на психику с помощью мозга: например, недостача витаминов группы В способна ввести человека в состояние депрессии, когда он будет давать негативные оценки окружающим его явлениям, которые на самом деле нейтральны.

ф-ция отражения, способствующая познанию окружающего мира;

ф-ция регуляторная, дающая возможность регулирования своих действий и поведения.

ф-ция сохранение целостности организма (Маклаков).

Функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Стадии развития психики: Леонтьев А.Н. – 3 стадии

Стадия элементарной чувствительной (сенсорной) психики – отражает одно свойство предмета или явления, непосредственно воздействующее на органы чувств (пчела летит на запах).

Стадия перцептивной психики – отражает предмет или явление в совокупности свойств в виде образа.

Стадия интеллектуального поведения (элементарного мышления) – животное мысленно устанавливает связи между предметами в данной ситуации, но не могут отразить ситуацию в понятиях.

Фабри, опустил 3-ю стадию и предложил на 1,2-ю ввести уровни (низший, высший, наивысший):

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем Виды живых существ, достигших этого уровня развития
I. Стадия элементарной сенсорной психики
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движения. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов Б. Четкие реакции на биологические нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные
II. Стадия перцептивной психики
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования – челюсти А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазание, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира» Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт) В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)

Психические процессы - это форма существования психики. Ведь психика не статична, как застывшая фотография. Она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, должна рассматриваться в динамике, в действии, в развитии. Психические процессы включены в более сложные виды психической деятельности.

Выделяют три класса психических процессов :
- познавательные, или когнитивные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мышление, воображение);
- эмоционально-волевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений);
- коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение).

Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. В структуре личности это более статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами.

Психические состояния различаются по ряду характеристик. В частности, по:
- уровню и форме эмоциональности (эмоциональные: стыд, печаль, агрессивность, радость и др.);
- уровню интенсивности (активационные);
- уровню психофизиологического ресурса (тонические);
- уровню психического напряжения (тензионные);
- продолжительности состояния (временные);
- знаку состояния (благоприятные, неблагоприятные).

Психические свойства личности - это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни.

Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь. Например, свойства темперамента или характера во многом предопределяют то или иное психическое состояние в конкретной ситуации. И вообще эта взаимосвязь значительно сложнее, чем мы представляем себе ее на данном этапе развития человечества. Здесь еще ждут своего открытия весьма важные, можно сказать, фантастические феномены и закономерности. А пока можно лишь говорить о том, что психика есть результат «неутомимого труда» до сих пор таинственного для человечества космоса. Она включена в единую цепь процессов макрокосмоса, Солнечной системы и планеты Земля. Психика подвержена влиянию, например, Солнечной системы с коварством ее «вспышек», сопровождающихся повышенной возбудимостью людей.

Все это говорит о том, что изучение психики нельзя отрывать от познания процессов в ближнем (непосредственном) и дальнем (мировом) пространстве. Актуальность этого положения возрастает в связи с тем, что человек все больше отгораживает себя от этого пространства созданием «второй» природы, оставляя «первую», естественную, лишь для целей отдыха.

Понятия сознания и деятельности - узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30-е годы (СЛ.Рубинштейн, А.НЛеонтьев, Б.ГАнаньев, Б.М.Теплов и др.).

СЛ.Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности, поведения. Он писал, что «деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство».

Хотя в то время этот принцип еще не соотносился с принципом развития, тем не менее он сразу приобрел важное методологическое значение. В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности- Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, ее продуктов - к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии.

Развитие психики в филогенезе - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой.
Взгляды философов на то, кому присуща психика:
- Пан-психизм (психика присуща всему)
- Антропопсихизм (психика только у человека) - Декарт
- Биопсихизм (психика у всего живого, в том числе у растений) - Вундт
- Нейропсихизм (психика только у тех, у кого есть нервная система) - Дарвин
- Мозгопсихизм (психика только у тех, у кого есть головной мозг) - К.К. Платонов
- Сенсопсихизм (психика есть только у тех, у кого есть сенсорная система – способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды) (Леонтьев)
При возникновении жизни на Земле появились большие молекулы, которые обладали признаком живого, то есть впитывали питательные вещества и избавлялись от продуктов распада. Это свойство получило название раздражимость – реакция организма на биологически значимые свойства среды, которые непосредственно участвуют в обменных процессах.
Раздражимость – не есть психическое, раздражимость – биологическая реакция.
Психика возникает тогда, когда появляется чувствительность – реакция организма на биологически не значимые (абиотические, биологически нейтральные) свойства среды.
С исчезновением непосредственного окружения питательными веществами у живого организма возникла потребность обнаруживать их на расстоянии, так возникли зачатки чувствительности, то есть психика как способность сигнализировать организму о позитивных и негативных реакциях.
Этапы становления психики:
1) Тропизмы (были у таксисов, т.е. у первых одноклеточных существ) – уровень раздражимости
фототропизмы (на свет)
термотропизмы (на температуру)
хемотропизмы (на физическую биологическую среду)
топотропизмы (на механические воздействия)
2) Рефлексы – точечные автоматические реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств.
3) Инстинкты – врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей одного типа.
4) Научение – приобретение прижизненного опыта путём проб и ошибок.
5) Интеллектуальное поведение – решение жизненных задач без предварительных проб и ошибок путём инсайта (озарения). (См. Келлер “Об опытах исследования человекообразных обезьян”)

Основные понятия функциональной асимметрии мозга

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга – это морфофизиологические особенности церебральных структур, которые определяют доминантность гемисферы при обработке информации определенного типа. Проявляется она отличием функциональных нагрузок, выполняемых симметричными отделами полушарий.

При этом установлено отсутствие стабильности в асимметрии полушарий головного мозга человека. При односторонних поражениях противоположная гемисфера, формируя новые связи между проекционными полями, способна взять на себя выполнение утраченных функций. Функциональную асимметрию рассматривают как способность церебральной адаптации человека к меняющимся условиям в норме и патологии.

Особенности асимметрии полушарий головного мозга

Распределение функциональных обязанностей между полушариями заложено генетически. Однако под воздействием социальных факторов изменениям подвергается, функциональная асимметрия мозга; кратко описывая работу полушарий относительно простых функций (работы органов чувств и исчерченной скелетной мускулатуры), ученые рассматривают ее как условно эквипотенциальную. Симметричные отделы гемисфер обеспечивают движения и специфическую чувствительность равнозначно. Однако такое усреднение не касается высших корковых функций, эмоций, процессов активации и адаптации. Нейрофизиологи классифицируют межполушарную асимметрию головного мозга на:

· анатомическую (выражается в морфологической неоднородности гемисфер);

· биохимическую (проявляется различиями в клеточных реакциях, содержании нейромедиаторов);

· психофизиологическую (моторной, сенсорной, когнитивно-эмоциональной).

Функциональная межполушарная асимметрия мозга обеспечивает ответственность левой гемисферы за анализ вербальной информации, правой за переработку пространственных и образных закономерностей. Доминантной считается та часть, которая обеспечивает функцию фазиса (речи), владения наиболее часто используемой рукой. Для большинства людей (правшей) доминантно левое полушарие. У левшей ведущим является правая гемисфера. Существует немногочисленная группа людей с одинаковой способностью ловко владеть правой, левой рукой. Такая особенность называется амбидекстрия. Она может быть как врожденной, так и приобретенной.

Люди с преобладающим влиянием правого полушария склонны к созерцательности, воспоминаниям и тонкой глубокой чувствительности. Мыслительные процессы правого полушария осуществляются первоначальным механизмом синтеза с последующим анализом. Правое полушарие преобладает при необходимости конкретно-образного мышления и исполнении эмоциональной деятельности. Правое полушарие обеспечивает: музыкальный слух, эмоциональную окраску речи; целостное восприятие образов; пространственно-интуитивную обработку информации. конкретное мышление, зрительное восприятие и узнавание.

Левое полушарие специализируется на механизмах индуктивной интеллектуальной деятельности (первоначален процесс анализа с последующим синтезом информации). Оно является доминантным для абстрактного, символического мышления. Левое полушарие обуславливает: оперирование логическими и абстрактными понятиями; последовательную мыслительную деятельность; локальное восприятие образов; вербально-символические функции; установление сходства и идентичности.

Объективное исследование может выявить структурные изменения (расширение сердца, увеличение печени, отеки и т. д.), а также функциональные нарушения (повышение артериального давления, температуры тела и т. д.).

Этапы обследования больного пациента

При обследовании пациента целесообразно придерживаться следующей схемы:

I этап - обследование с использованием основных методов:

  1. расспрос (субъективное исследование);
  2. объективное исследование (общий и местный осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);
  3. обоснование предварительного диагноза;

II этап - обследование с использованием дополнительных методов, необходимых для подтверждения диагноза и дифференциальной диагностики:

  1. составление плана лабораторных и инструментальных исследований, консультаций специалистов;
  2. обоснование и формулировка развернутого окончательного диагноза (основное заболевание, его осложнения и сопутствующие болезни).

Обследование больного с использованием основных методов проводится во всех случаях осмотра (первичного или повторного). Только после применения основных методов исследования врач решает вопрос о том, какие из дополнительных методов (лабораторных и инструментальных) необходимы для уточнения диагноза в данной клинической ситуации. В ряде случаев (посев крови на стерильность, данные биопсии и др.) дополнительные методы исследования имеют решающее значение для диагностики.

Основные методов исследования больного пациента

Расспрос

Расспрос (interrogate) - метод исследования, основанный на анализе и оценке переживаний и ощущений пациента, а также на его воспоминаниях о заболевании и жизни. Расспрос проводится по определенной схеме и правилам.

Общая схема расспроса включает:

  1. паспортные данные;
  2. анализ жалоб пациента;
  3. анамнез заболевания;
  4. анамнез жизни.

Анализ жалоб предусматривает выделение из них основных и дополнительных. Основные жалобы указывают на локализацию патологического процесса, а дополнительные - на его тяжесть.

Основное требование при сборе анамнеза заболевания - раскрыть динамику патологического процесса от начала заболевания до поступления пациента в клинику. Следовательно, анамнез заболевания включает три основных, хронологически связанных раздела:

  1. начало;
  2. результаты проведения лабораторно-инструмен-тальных исследований;
  3. предшествовавшее лечение.

Анамнез жизни включает пять разделов:

  1. физическое и интеллектуальное развитие пациента (с выделением вредных привычек и перенесенных заболеваний);
  2. материально-бытовые условия его жизни;
  3. экспертно-трудовой анамнез;
  4. аллергологический анамнез;
  5. наследственный анамнез.

Характерные симптомы (патогномоничные, решающие) свойственны только данному заболеванию и не встречаются при других формах. Так, например, пресистолический шум наблюдается только при митральном стенозе, нахождение плазмодиев малярии в крови и микобактерий туберкулеза в мокроте абсолютно патогномонично для этих заболеваний. Однако следует помнить, что изолированных характерных симптомов существует в патологии не так уж много; часто они выделяются не сразу, а лишь в определенной фазе заболевания. Поэтому диагноз, как правило, ставят на основании сопоставления всех симптомов.

Объективное обследование больного необходимо начинать с общего осмотра.

Затем переходят к исследованию внутренних органов.

Осмотр (inspectio)

При осмотре определяется общий вид больного и общее состояние - удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое и очень тяжелое.

Положение больного. Если больной находится в постели, но может самостоятельно повернуться, сесть, встать, - такое положение называется активным.

Очень слабые или находящиеся в бессознательном состоянии больные обычно неподвижно лежат в постели и без посторонней помощи не могут изменить своего положения; такое состояние называется пассивным положением. При некоторых заболеваниях больные чувствуют себя более или менее сносно только в определенном, вынужденном положении. Например, при тяжелом заболевании сердца больной вследствие одышки нередко вынужден принимать сидячее положение со свешенными с постели ногами (ортопноэ). При вы-потном перикардите больные сидят, наклонившись вперед; у некоторых лиц, страдающих язвенной болезнью желудка, боли облегчаются при коленно-локтевом положении тела.

Состояние сознания. Наблюдаются различные степени расстройства сознания.

Кома-полная потеря сознания, связанная с поражением жизненно важных центров головного мозга. При коме наблюдается расслабление мышц, утрата чувствительности и рефлексов, отсутствуют реакции на любые раздражители - болевые, световые, звуковые. Кома встречается при кровоизлияниях в мозг, сахарном диабете, тяжелых поражениях печени, хроническом нефрите, отравлениях.

Сопор - состояние спячки. Если больного громким окликом или тормошением вывести из этого состояния, он может отвечать на вопросы, а затем вновь впадает в глубокий сон.

Ступор - состояние оглушения, когда больной плохо ориентируется в окружающей обстановке, отвечает на вопросы вяло и с запозданием.

Наряду с угнетением наблюдаются расстройства сознания, в основе которых лежит возбуждение центральной нервной системы. К ним относятся бред, галлюцинации, встречающиеся при высокой температуре тела в случае инфекционных заболеваний, крупозной пневмонии, сыпного тифа и др.

Выражение лица. По выражению лица можно судить о внутреннем состоянии больного. Особое выражение лица наблюдается у лихорадящих больных (febris): покраснение щек, влажный блеск глаз, возбуждение. При тяжелых заболеваниях брюшной полости, сопровождающихся острым воспалением брюшины, при очень сильном поносе выражение лица у больного резко меняется: глаза западают, нос заостряется, кожа лица становится дряблой, бледной, с синеватым оттенком, покрывается холодным потом. Это выражение впервые было описано Гиппократом и называется (fades Hyppocratica).

Общее строение тела. Конституциональные тины (по М. В. Черноруцкому). По общему виду больного можно судить о строении тела и развитии скелета. Различают людей высоких, низких и среднего роста. В среднем рост мужчин колеблется от 160 до 180 см, женщин-от 150 до 160 см. Рост выше 190 см считается гигантским, ниже 140 см для мужчин и 130 см для женщин - карликовым.

По строению тела различают три основных конституциональных типа людей: астеников, гиперстеников и нормостеников. Нормостенический, средний, тип характеризуется пропорциональностью в строении тела. Это люди с умеренно развитой подкожно-жировой клетчаткой, крепкой мускулатурой, конусовидной грудной клеткой, прямым эпигастральным углом (угол схождения нижних краев ребер у мечевидного отростка). Длина рук, ног и шеи у нормостеников соответствует размерам туловища. Характерной чертой людей астенического типа является преобладание продольных размеров над поперечными. Подкожно-жировая клетчатка и мышечная система развиты слабо. Кожа тонкая, сухая и бледная. Грудная клетка узкая и плоская, ребра направлены косо, эпигастральный угол острый, лопатки отстают от грудной клетки. Шея, руки и ноги длинные.

У лиц гиперстенического типа, наоборот, подчеркнуты поперечные размеры. Они отличаются значительным развитием подкожно-жировой клетчатки и мощной мускулатурой. Грудная клетка короткая, широкая, направление ребер горизонтальное, эпигастральный угол тупой. Живот полный, шея, руки и ноги короткие.

Указанные конституциональные типы различаются по функциональным признакам. У гиперстеников замедлен обмен веществ, они склонны к отложению жировой ткани, к обменным нарушениям. У астеников активно протекают процессы обмена, они не накапливают даже нормальных количеств жировой ткани. Астеники чаще болеют туберкулезом. Были попытки по телосложению определить психические особенности человека (характер, темперамент) и даже предрасположение к определенным психическим заболеваниям (шизофрении, эпилепсии и др.). И. П. Павлов являлся противником подобных определений и убедительно показал, что главным критерием, определяющим физиологические свойства организма, является функциональное состояние центральной нервной системы и в первую очередь ее высшего отдела - коры головного мозга.

Состояние питания. Состояние питания определяется по развитию подкожно-жирового слоя и мускулатуры (у здоровых людей нормального питания толщина кожной складки на животе около 1 см).

При нормальном соотношении веса и роста вес в килограммах примерно равняется росту в сантиметрах минус 100 с поправкой на конституциональный тип (гиперстеники - плюс 10%, астеники - минус 10%).

Состояние пониженного питания, или истощение чаще всего бывает вызвано недостаточным введением пищи в организм (отсутствие аппетита, сужение пищевода, рвота), плохим усвоением пищи, например при воспалении тонкого кишечника; повышенным расходом энергии (усиленная функция щитовидной железы - гипертиреоз, лихорадка) или нарушением обмена веществ.

Кожа и видимые слизистые оболочки. Осмотр кожи и слизистых оболочек выявляет изменение окраски, пигментацию, сыпь, шелушение, кровоизлияния, рубцы, расчесы, пролежни и т. д. Бледность кожных покровов и слизистых оболочек может быть связана с кровопотерями острого и хронического характера (язвенная болезнь, маточное кровотечение). Бледность наблюдается также при анемии, обморочном состоянии. Временная бледность.кожи может возникнуть при спазме кожных сосудов во время озноба, при грудной жабе, охлаждении, испуге.

Ненормальная краснота кожи зависит главным образом от расширения и переполнения кровью мелких сосудов кожи. Это наблюдается при психическом возбуждении. У некоторых людей чувство стыда сопровождается появлением красных пятен на лице, шее и груди.

Узелок (papula), бугорок (tuberculum) представляют легко прощупываемое скопление клеток в коже. Эти образования встречаются иногда при ревматизме: на конечностях появляются слегка болезненные бугорки величиной с вишню, покрытые покрасневшей кожей (erytema по-dosym).

Кожные кровоизлияния встречаются при ушибах, инфекционных и токсических поражениях мелких сосудов, авитаминозе.

Влажность кожи. Влажность кожи зависит от отделения пота. Чрезмерная сухость кожи говорит об обеднении организма водой (например, при обильных поносах, сахарном и несахарном мочеизнурении), нарушении ее питания, общем истощении, микседеме.

Усиленное потоотделение и повышенная влажность кожи наблюдаются при ревматизме, туберкулезе, базедовой болезни, в случае приема жаропонижающих средств, например аспирина.

Тургор кожи. Под тургором кожи следует понимать ее напряжение. Это свойство кожи определяется в основном ощупыванием, для чего двумя пальцами следует взять кожу в складку и затем отпустить ее. Складка при нормальном тургоре быстро расправляется. Тургор кожи зависит от содержания в ней внутриклеточной жидкости, крови, лимфы и степени развития подкожножировой клетчатки.

Клиническое значение имеет пониженный тургор, который отмечается при резком похудании (кахексия), большой потере жидкости (понос, стеноз привратника или пищевода). При пониженном тургоре кожи складка, взятая на животе или тыльной поверхности кисти, долго не расправляется.

Состояние волос и ногтей. Отсутствие или скудность волосяного покрова на лобке и в подмышечных впадинах указывает на пониженную функцию половых желез. Чрезмерный рост волос и расположение их в областях, свободных от волосяного покрова, свидетельствует о некоторых эндокринных расстройствах. Выпадение волос и их ломкость отмечаются при базедовой болезни, гнездное выпадение волос на голове- при сифилисе. Раннее облысение может встречаться как семейная особенность и в таком случае диагностического значения не имеет.

Ломкость и расслаивание ногтей наблюдаются при нарушении витаминного обмена. Ногти при грибковых поражениях (эпидермофития, трихофития) становятся тусклыми, утолщенными и крошатся.

Исследование лимфатической, мышечной и костной систем. Степень увеличения, консистенцию, подвижность и болезненность лимфатических узлов определяют путем осмотра и пальпации. Увеличение лимфатических узлов может быть регионарным (местным) или носит системный характер. Реактивное увеличение лимфатических узлов развивается при наличии очага инфекции по ходу лимфооттока. Например, подчелюстные и шейные узлы увеличиваются при ангине, стоматитах. Множественное увеличение лимфатических узлов отмечается при лимфаденозе, лимфогранулематозе, туберкулезе. Плотные, бугристые, безболезненные, спаянные с кожей лимфатические узлы пальпируются при метастазах рака. Покраснение кожи в области лимфатических узлов, их флюктуация (зыбление) встречаются при воспалительных процессах в них, при их гнойном расплавлении. Пальпация таких узлов болезненна.

При осмотре мышц определяют степень их развития, а также параличи и атрофии, боли.

В организме здорового человека даже расслабленные мышцы всегда находятся в состоянии некоторого напряжения. Это состояние называется тонусом мышц. Снижение или усиление мышечного тонуса наблюдается при ряде заболеваний центральной нервной системы (параличи, невриты, полиомиелит).

При исследовании костей и суставов следует обратить внимание на такие симптомы, как боли, утолщения, узуры, деформации, припухлость суставов, а также на объем движений.

Методика объективного исследования органов и систем подробно описана в разделах частной патологии. Здесь же приводятся лишь общие сведения.

Ощупывание (пальпация)

Пальпация является одним из важных методов объективного обследования больного. Пальпация позволяет установить физические свойства обследуемой области тела, ее температуру, болезненность, эластичность, уплотнение тканей, границы органов и т. д. Очень ценные данные для диагноза можно получить при ощупывании области сердца, суставов, грудной клетки и особенно при обследовании органов брюшной полости. Методика пальпации различна в зависимости от исследуемой области, поэтому данные пальпации при заболеваниях различных органов изложены в соответствующих разделах. Пальпировать больного нужно чистыми и теплыми руками.

Выстукивание (перкуссия)

Перкуссия как метод исследования была введена в медицину в 1761 г. Ауэнбругером и широко используется в настоящее время. Перкуссия может осуществляться непосредственно мякотью указательного пальца по исследуемому участку, но лучше производить ее пальцем по пальцу.

Техника выстукивания:

  1. Плессиметр (палец левой руки) должен плотно прилежать к участку тела.
  2. Молоточек (средний палец правой руки) должен наносить удары, перпендикулярные к пальцу-плессиметру.
  3. Удары пальца-молоточка должны быть средней силы, отрывистые; они наносятся всей кистью, которая при этом должна быть расслабленной.

Над телом в норме выявляются три основных звука: ясный, тупой и тимпанический. Они в свою очередь характеризуются степенью громкости и продолжительности. Эти свойства звучания различных тканей зависят от нескольких причин: эластических свойств ткани, содержания воздуха в органах и однородности строения органа.

Ясный звук (громкий, низкий и продолжительный) выявляется над легкими, которые содержат эластическую ткань и воздух. Перкуторный звук над мышцами, наоборот, тихий, высокий и короткий - тупой (однородное строение ткани и отсутствие воздуха).

Над полыми органами с эластическими стенками (кишечник, желудок) в норме выявляется тимпанический звук. Он может иметь различную тональность, быть более высоким или глухим, что зависит от количества содержащегося воздуха и напряжения эластических стенок органа (например, при большом скоплении газов в кишечнике появляется громкий высокого тона тимпанический звук).

Аускультация (выслушивание)

Различают аускультацию посредственную, когда она производится с помощью какого-либо прибора, и непосредственную, когда врач или фельдшер выслушивает больного непосредственно ухом.

Техника аускультации:

  1. Узкий конец стетоскопа или головка фонендоскопа должны плотно прилегать к участку тела. Расширенный конец стетоскопа или резиновые трубки фонендоскопа также плотно соединяются с ушной раковиной исследующего.
  2. Если дыхание через нос свободное, больной должен дышать носом, если затруднено--ртом.
  3. Дыхание не должно быть очень частым и шумным.

В настоящее время применяется в основном аускультация с помощью стетоскопов или фонендоскопов различного устройства. Выслушивают гортань, легкие, аорту и другие крупные сосуды, сердце и область живота. Над этими органами в основном прослушиваются тихие звуки - шумы. В норме над легкими выслушиваются два основных шума: везикулярный, или легочный, и ларинго-трахеальный, или бронхиальный.

Везикулярный шум прослушивается на грудной клетке в месте проекции легочной ткани: в межлопаточном пространстве, над и под ключицами и ниже лопаток. Звук или шум этот проявляется на высоте вдоха и напоминает звук при произнесении буквы «ф». Он возникает при расправлении альвеол воздухом, проникающим в них из бронхиол.

Ларинго-трахеальный, или бронхиальный, шум прослушивается в норме над трахеей или у остистого отростка VII шейного позвонка. В патологических случаях бронхиальный шум может прослушиваться на месте, где обычно слышен везикулярный шум.

Возникает ларинго-трахеальный шум в области голосовой щели при прохождении воздуха во время выдоха. Это объясняется тем, что во время выдоха голосовая щель сужена. Чем больше сужена голосовая щель или бронх, тем шум длиннее и выше по тональности. Звук бронхиального дыхания обычно сравнивается с произнесением буквы «х», причем во время выдоха этот звук грубее и продолжительнее, чем во время вдоха.

Методологической основой объективных методов психологии является принцип единства сознания и деятельности. К этой группе относятся следующие методы:

Наблюдение (сплошное, выборочное);

Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);

Тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др.);

Анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);

Опрос (анкетирование, беседа, интервью);

Математическое моделирование и статистический анализ.

Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение должно быть избирательным, плановым и систематическим, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности, строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени.

Эксперимент – один из основных методов психологии. Статус самостоятельной науки психология приобрела благодаря появлению экспериментальных методов. С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента: 1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию; 2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попеременно исключить отдельные условия (переменные) с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.

Лабораторный эксперимент проводят в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов.

Идея проведения естественного эксперимента принадлежит отечественному психологу А. Ф. Лазурскому (1874–1917). Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Например, педагог имеет возможность варьировать содержание, формы, методы обучения в параллельных классах или студенческих группах и сравнить результаты.

Формирующий эксперимент – это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Его еще называют преобразующим, созидательным, обучающим методом или психолого-педагогическим методом активного формирования психики. На нем основан ряд педагогических методик, например погружение в проблему, тренинг в группе. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность или группу людей.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т. д. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Существует особая область психологии – тестология, представляющая собой теорию применения и создания тестов. Разработка в настоящее время научно обоснованного психологического теста – дело трудоемкое и длительное.

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Специфической формой метода анализа результатов деятельности является графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов, а затем на их основе определять психологические характеристики автора.

Опрос используют в психологии в форме анкетирования и беседы (или интервью). Источниками информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, вопросы в которых расположены в определенном порядке, сгруппированы в отдельные блоки и т. д. При анкетировании опрос проводится письменно с использованием анкеты. Преимущество этого метода состоит в том, что в таком опросе одновременно может участвовать группа лиц, а полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны и проанализированы. Во время беседы происходит непосредственное взаимодействие исследователя с респондентом (или опрашиваемым). Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении между ними контакта, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.

Математический метод используется в психологии не в качестве самостоятельного, а включается как вспомогательное средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов.

Субъективные методы психологии.

Субъективные методы:

Основные методы этой группы следующие:

Интроспекция;

Самоотчет;

Включенное наблюдение;

Эмпатическое слушание;

Идентификация и др.

Интроспекция (или самонаблюдение) исходит из фундаментальной особенности психики человека – ее рефлексивной природы. Интроспекция является «всматриванием» в свои внутренние переживания, в психическое состояние, мысли, образы, желания и т. п. Однако требуется определенная работа по их осмыслению, пониманию, классификации и истолкованию. Не все люди одинаково способны к такого рода работе и в этом отношении различаются по уровню самосознания и рефлексии.

Самоотчет представляет собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений, описаний человеком самого себя. Это могут быть письма, исповеди, автобиография, дневники.

Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму объективного наблюдения, в отличие от которого исследователь не просто отстраненно наблюдает за фрагментами поведения человека, а реально участвует в эксперименте, дискуссии и т. п. Наблюдатель выступает как равноправный участник совместного с испытуемым действия. При таком наблюдении исследуемая человеческая проблема изучается целостно.

Эмпатическое слушание – это переживание исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. Метод основан на способности человека сопереживать собеседнику и понять его через это сопереживание. Использование данного метода, по К. Роджерсу, «…требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира…»

При идентификации исследователь воображает себя на месте другого человека, как бы мысленно воплощается в нем. В отличие от эмпатии идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т. п.

Этапы развития психологии.

I этап - психология как наука о душе . Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании . Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении . Возникает в XX веке: Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Объективные методы, или методы, позволяющие получать результаты, которые не зависят (или зависят в малой степени) от личности исследователя. К ним относят: наблюдение, эксперимент, тестирование, методы опроса.

1. Разновидность наблюдения - внешнее наблюдение - это подчиненное исследовательской программе целенаправленное и систематическое восприятие поведения объекта(ов) с целью его последующего анализа и объяснения.

В таблице 1 представлены виды наблюдения, которые необходимо учитывать при планировании его программы.

Таблица 1. Виды наблюдения и их характеристики

Рассмотрим пример, на котором продемонстрируем некоторые виды наблюдения. Исследователями было проведено скрытое наблюдение, где измерялось расстояние между людьми в процессе общения. В центре комнаты стоял мужчина среднего роста. К нему подходили разные люди и спрашивали о чем-либо, при этом мужчины более высокого роста останавливались ближе, чем мужчины меньшего роста. У женщин, подходящих к наблюдаемому, была обратная тенденция: высокие женщины предпочитали держать большую дистанцию.

Итак, в данном случае характеристика наблюдения следующая: по контакту -непосредственное (экспериментатор исследует), по условиям деятельности - лабораторное (созданы экспериментальные условия), по характеру взаимодействия с объектом - скрытое (люди, подходившие к мужчине, не знали, что за ними наблюдают) и невключенное (сам экспериментатор не участвовал в процессе), по времени - кратковременное (небольшой промежуток времени), по фиксации результатов - констатирующее (фиксировалось расстояние между двумя малознакомыми собеседниками).

2. Эксперимент - метод получения информации о количественном и качественном изменениях показателей деятельности и поведения наблюдаемого объекта или наблюдаемых объектов в результате воздействия на него (них) контролируемых исследователем факторов.

В качестве объекта исследования в психологии может выступать животное и группы животных, человек и группы людей. Эксперимент основан на манипуляции независимыми переменными, влияющими на зависимую переменную. Независимая переменная - это условие, которое изменяет экспериментатор (например, количество людей на космической станции), а зависимая переменная - изменение в деятельности и поведении наблюдаемых объектов, возникающее при изменении независимой переменной (например, психическое состояние космонавтов).

Виды экспериментального исследования достаточно разнообразны (табл. 2).

В зависимости от характера экспериментальной ситуации выделяют лабораторный (проходит в специально созданных условиях) и естественный (среда остается обычной для исследуемого) эксперименты.

Таблица 2. Виды эксперимента

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в изучаемый объект(ы) эксперимент делят на констатирующий и формирующий. При формирующем эксперименте ставится цель не только установить закономерности изучаемого психического феномена, как при констатирующем эксперименте, но и использовать эти закономерности для достижения необходимых исследователю результатов. Чаще всего формирующий эксперимент применяется в педагогике.

В зависимости от специфики поставленных задач выделяют научно-исследовательский эксперимент и эксперимент, ориентированный на решение практической задачи.

Проверка гипотез может осуществляться в пилотажном эксперименте, когда изучаемая область неизвестна, система гипотез отсутствует. В решающем эксперименте есть две конкурирующие между собой гипотезы, необходимо доказать, какая из них является верной. Контрольный эксперимент проводится с целью проверки зависимостей. В ходе обучающего эксперимента происходит формирование психологических процессов, например, таких как память, внимание, мышление.

В зависимости от логической структуры доказательства гипотезы эксперимент делят на последовательный (или линейный), параллельный и перекрестный. При параллельном эксперименте существует экспериментальная группа и контрольная, в которой независимые переменные не изменяются. Доказательство же опирается на сравнение состояния экспериментальной и контрольной групп. В последовательном эксперименте изучается только один объект и доказательство основано на сравнении состояния этого объекта до начала воздействия и после него. При перекрестном эксперименте экспериментальная и контрольная группы меняются местами.

В общей психологии используются следующие экспериментальные методы:

  • структурно-аналитический метод используется в лабораторных условиях, например, в психофизике, в исследованиях памяти, внимания, мышления;
  • экспериментально-генетический метод применяется в возрастной и педагогической психологии. Например, с его помощью экспериментатор может исследовать происхождение и развитие у ребенка тех или иных функций;
  • лонгитюдное исследование - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека;
  • экспериментально-патологический метод (метод синдромного анализа) - с его помощью исследуют изменения, которые появляются в случае мозговых травм, патологии мозга и т. д. Данный метод важен для нейро- и патопсихологии.
  • 3. Тестирование - метод изучения психологических свойств и состояний личности с помощью тестов. Тесты - это стандартизированные задания, требующие решения, ответа или описания.

Стандартизированные задания позволяют подвергнуть полученные ответы математико-статистической обработке и выявить характеристики, отличающие одного человека от другого или от других людей. Данные исследования могут сравниваться с результатами-нормами, которые получены при обследовании статистически значимой группы определенного возраста, пола, национальности, профессии и т. д.

Тестирование используется при:

  • профессиональной ориентации и профессиональном отборе;
  • изучении уровня усвоения знаний;
  • оказании психологической помощи;
  • изучении уровня индивидуального развития.

Количество и разнообразие различного рода тестов, опросников, шкал огромно. Одни из первых тестовых разработок принадлежат Ф. Гальтону, который применил их для измерения психических свойств и разработал метод математической статистики для анализа результатов исследования. Д. Кеттел создал «умственные тесты», Г. Эббингауз измерял память у школьников.

Основные виды тестов:

Тесты достижений показывают степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками.

Тесты интеллекта выявляют умственный потенциал. Критерием является набор понятий, терминов и логических отношений между ними.

Тесты креативности оценивают творческие способности личности.

Тесты личностные позволяют выявить различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные, межличностные свойства, типичные формы поведения.

Тесты проективные позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке.

4. Метод опроса применяется для получения от испытуемых необходимой информации на заранее подготовленные вопросы.

В зависимости от формы контакта исследователя и испытуемых опросы проводятся в виде беседы (интервью) или анкетирования.

Анкетирование - метод сбора исследуемых данных на основе опроса с помощью анкет. Анкета - объединенная единым замыслом (целью) система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа.

Вопросы анкеты должны:

  • 1. Отвечать исследовательской задаче.
  • 2. Иметь ясную, конкретную и тактичную формулировку.
  • 3. Одинаково пониматься всеми отвечающими.

Беседа - метод сбора фактов о психологических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Беседа может быть:

  • а) стандартизированная (точно сформулированные вопросы задаются всем опрашиваемым);
  • б) нестандартизированная (вопросы задаются в свободной форме).

Успешность беседы зависит от:

  • а) степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных и индивидуальных особенностей и условий ее проведения).
  • б) искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследователя, правильности постановки вопросов).

Беседа может быть индивидуальной и групповой, а анкетирование - очным и заочным.

В зависимости от носителя информации опрос может быть экспертным или массовым. При первом опрашиваются только эксперты. В зависимости от широты охвата возможен выборочный или сплошной опрос. Во втором случае он проводится со всеми представителями исследуемой группы или сообщества.

5. Анализ результатов деятельности как метод психологического исследования представляет собой целенаправленное исследование продуктов деятельности человека, позволяющее определить индивидуальные психологические особенности субъекта(ов) деятельности. Этот метод основан на теоретической установке о взаимосвязи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности.

Объектами анализа могут быть сочинения на заданную тему, рисунки, результаты конструирования, поведение в заданной ситуации, практическая, теоретическая и литературная деятельность.

Анализируются временные, количественные и качественные показатели деятельности. К качественным показателям относят эффективность деятельности, надежность, безошибочность, разносторонность, своевременность, гибкость.

Разновидностями метода анализа результатов деятельности являются контент-анализ и графология.

Контент-анализ применяется для определения психологических особенностей автора текста по наиболее часто используемым им смысловым выражениям.

Графология как метод психологического исследования заключается в выявлении особенностей характера человека по его почерку.

Результаты, полученные с помощью объективных методов, как правило, обрабатываются математико-статистическими методами.

Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований –это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею мето­ды совершенны, насколько они надежны и валидны. Все это справедливо и по от­ношению к психологии.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настоль­ко трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологи­ческой науки ее успехи непосредственно зависели от степени совершенства при­меняемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную на­уку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других, более «старых» наук - философии, математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Кроме этого психология использует методы современных наук, таких как информатика и кибернетика.

Следует подчеркнуть, что любая самостоятельная наука имеет только ей при­сущие методы. Такие методы есть и у психологии.

Основные методы: наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование, моделирование. Вспомогательные: все остальные, например, контент-анализ, биографический метод, изучение продуктов деятельности, графический метод, анализ независимых характеристик и т.д.

Как правило, все методы классифицируются по тому или иному признаку.

В настоящее время можно встретить большое количество всевозможных классификаций методов психологии. Все эти классификации по-своему хороши. Но мы остановимся на характеристике лишь некоторых, наиболее полных.

Все методы психологии можно разделить на: организационные, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные методы, методы воздействия или коррекции.


Методы могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные (рис.).

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испы­туемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. С выделением психологии в самостоятельную на­уку субъективные методы получили первоочередное развитие и продолжают со­вершенствоваться в настоящее время. Самыми первыми методами изучения пси­хологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Он основывается на планомерном наблюдении за дея­тельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без како­го-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а так­же их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель пси­хологического наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психоло­гическое содержание.

Наблюдение - это метод, которым пользуются все люди. Однако научное на­блюдение и наблюдение, которым пользуется большинство людей в повседнев­ной жизни, имеют ряд существенных различий. Научное наблюдение характери­зуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует специальной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.

Наблюдение может проводиться в разнообразных вариантах. Например, до­статочно широко применяется метод включенного наблюдения . Данный метод ис­пользуется в тех случаях, когда психолог сам является непосредственным участ­ником событий. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, что позволяет более объективно судить о происходя­щих событиях. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к другому методу - самонаблюдению.

Самонаблюдение , т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Следует отметить, что данный метод помимо преимуществ обладает целым рядом недостатков. Во-первых, наблюдать свои переживания очень трудно. Они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюде­нии очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происхо­дящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно вы­разить некоторые оттенки наших переживаний.

Тем не менее метод самонаблюдения очень важен для психолога. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, психолог стремится понять его психоло­гическое содержание. При этом в большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу своих переживаний. Поэтому, для того чтобы успешно работать, психолог должен научиться объективно оценивать свое состоя­ние и свои переживания.

Самонаблюдение часто применяется в условиях эксперимента. В этом случае оно приобретает наиболее точный характер и его принято называть эксперимен­тальным самонаблюдением. Характерной чертой его является то, что опрос чело­века проводится при точно учитываемых условиях опыта, в те моменты, которые наиболее интересуют исследователя. В данном случае метод самонаблюдения очень часто используется совместно с методом опроса.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой ин­формации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Есть несколько вари­антов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Устный опрос , как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо ве­сти наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позво­ляет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку во­просы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследо­вания в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности от­ветов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого иссле­дователя.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравни­тельно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса - анкета. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуе­мых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.

Свободный опрос - разновидность письменного или устного опроса, при кото­ром перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. При опросе данного типа можно достаточно гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном испытуемом может быть сопоставлена с информацией о другом человеке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.

Широкое внедрение математики в психологию определило необходимость разработки методов, позволяющих многократно проводить однотипные исследо­вания, т. е. потребовало решить проблему стандартизации процедур и методик.

Основной смысл стандартизации заключается в том, что для обеспечения наи­меньшей вероятности ошибки при сравнении между собой результатов психоло­гических обследований двух людей или нескольких групп необходимо прежде все­го обеспечить использование одинаковых методов, стабильно, т. е. независимо от внешних условий, измеряющих одну и ту же психологическую характеристику.

К числу таких психологических методов относятся тесты . Данный метод ис­пользуется чаще всего. Его популярность обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также воз­можностью сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необхо­димо для решения практических задач. От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также психологической интерпретацией полученных результатов.

Принято выделять несколько вариантов тестов: тесты-опросники, тесты-зада­ния, проективные тесты.

Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней. Тест-задание предпо­лагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах это­го типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определенного психологическо­го качества. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.

Одну из самых первых попыток разработать тесты сделал Ф. Гальтон (1822-1911). На Международной выставке в Лондоне в 1884 г. Гальтон организовал ан­тропометрическую лабораторию (в дальнейшем переведенную в Южно-Кенсингтонский музей в Лондоне). Через нее прошло свыше девяти тысяч испытуемых, у которых измерялись наряду с ростом, весом и т. д. различные виды чувствитель­ности, время реакции и другие сенсомоторные качества. Тесты и статистические методы, предложенные Гальтоном, в дальнейшем получили широкое применение для решения практических вопросов жизни. Это было началом создания приклад­ной психологии, получившей название «психотехника».

В 1905 г. французский психолог А. Бине создал один из первых психологиче­ских тестов - тест для оценки интеллекта. В начале XX в. французское прави­тельство поручило Бине составить шкалу интеллектуальных способностей для школьников, с тем чтобы использовать ее для правильного распределения школь­ников по ступеням обучения. Впоследствии различными учеными создаются це­лые серии тестов. Их направленность на оперативное решение практических за­дач обусловила быстрое и широкое распространение психологических тестов. Например, Г. Мюнстерберг (1863-1916) предложил тесты для профессионально­го отбора, которые создавались следующим образом: первоначально они проверя­лись на группе рабочих, достигших лучших результатов, а затем им подвергались вновь принимаемые на работу. Очевидно, что предпосылкой этой процедуры слу­жила идея взаимозависимости между психическими структурами, необходимыми для успешного выполнения деятельности, и теми структурами, благодаря кото­рым испытуемый справляется с тестами.

В период Первой мировой войны использование психологических тестов при­обрело массовый характер. В это время США активно готовились к вступлению в войну. Однако они не имели такого военного потенциала, как прочие воюющие стороны. Поэтому еще до вступления в войну (1917 г.) военные власти обрати­лись к крупнейшим психологам страны Э. Торндайку (1874-1949), Р. Йерксу (1876-1956) с предложением возглавить решение про­блемы применения психологии в военном деле. Американская психологическая ассоциация и университеты быстро развернули работу в этом направлении. Под руководством Йеркса были созданы первые групповые тесты для массовой оцен­ки пригодности (в основном по интеллекту) призывников к службе в различных родах войск: армейский тест «альфа» для грамотных и армейский тест «бета» для неграмотных. Первый тест был похож на вербальные тесты А. Бине для детей. Второй тест состоял из невербальных заданий. Были обследованы 1 700 000 сол­дат и около 40 000 офицеров. Распределение показателей делилось на семь частей. В соответствии с этим по степени пригодности испытуемые делились на семь групп. В первые две группы входили лица с самыми высокими способностями к ис­полнению обязанностей офицеров и подлежащие направлению в соответствую­щие военные учебные заведения. Три последующие группы имели среднестати­стические показатели способностей исследуемой совокупности лиц.

В это же время разработка тестов как психологического метода осуществля­лась и в России. Развитие данного направления в отечественной психологии того времени связано с именами А. Ф. Лазурского (1874-1917), Г. И. Россолимо (1860-1928), В. М. Бехтерева (1857-1927) и П. Ф. Лесгафта (1837-1909).

Особо заметный вклад в разработку тестовых методов внес Г. И. Россолимо, который был известен не только как врач-невролог, но и как психолог. Для диаг­ностики индивидуальных психических свойств он разработал методику их коли­чественной оценки, дающую целостное представление о личности.

Сегодня тесты - это наиболее широко используемый метод психологического исследования. Все же необходимо отметить тот факт, что тесты занимают проме­жуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловлено большим разнообразием тестовых методик. Существуют тесты, ос­нованные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники. При выполне­нии данных тестов испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. Но существуют и более объективные тесты. К их числу прежде всего необходимо отнести проективные тесты . Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпо­чтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемому предъявляют картин­ки с изображением неопределенной ситуации, после чего психолог предлагает описать события, отраженные на картинке, и на основе анализа интерпретации испытуемым изображенной ситуации делается вывод об особенностях его психики. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уров­ню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а так­же требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого.

Объективные данные можно получить с помощью эксперимента - метода, ос­нованного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство вы­деляется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством экспе­римента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с други­ми феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Име­ются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента.

Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный экс­перимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспе­риментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. Одним из первых метод естественного эксперимента стал исполь­зовать русский ученый А. Ф. Лазурский. Данные, получаемые в естественном экс­перименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей. Однако следует иметь в виду, что результаты естественного эксперимента не все­гда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С этой точки зрения лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степе­ни соответствия жизненной ситуации.

Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования . Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяют­ся, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как пра­вило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, киберне­тическими и т. д. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отноше­ния между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлени­ях. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетиче­ское моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирова­ние основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Помимо указанных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа - вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом является метод изучения документов , или анализ деятельности человека . Следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.