Практическая эмоциональная направленность. Исследование эмоциональной сферы личности современной молодёжи

МЕТОДИКА Б.И. ДОДОНОВА

«Определение общей эмоциональной направленности личности»

Инструкция: Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности. Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:

«Безусловно, да» – а

«Пожалуй, да» – б

«Пожалуй, нет» – в

«Безусловно, нет» – г

Занесите Ваш выбор в бланк ответов.

Текст опросника

1. Я часто беспокоюсь за близких, друзей.

2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

3. Мне приятно, когда на меня обращают внимание.

4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

5. Я люблю острые ощущения.

6. Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизвестном месте.

7. Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.

8. Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.

9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).

10. Люблю заниматься коллекционированием.

11. Хочу приносить людям радость и счастье.

12. Для меня важно одобрение окружающих.

13. Приятно испытывать чувство превосходства над противником.

14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.

15. Охотно иду на риск.

16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

17. Люблю разбираться в причинах явлений, событий.

18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.

19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.

21. Я всегда жалею неудачников.

22. Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.

23. Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.

24. Приятно чувствовать, что день прошел не даром.

25. Я человек решительный.

26. Люблю все таинственное и необычное.

27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.

28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.

29. Люблю приятное, бездумное времяпрепровождение, например, вечеринки.

30. Люблю делать покупки.

31. Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.

32. Среди моих родственников, знакомых есть люди, которых я обожаю.

33. Я самолюбив (а).

34. Я чувствую радость, душевный подъем, когда работа идет хорошо.

35. Я люблю преодолевать опасности.

36. Иногда меня тянет странствовать.

38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

39. Я склонен (склонна) к лени.

40. Люблю рассматривать свои коллекции.

41. Я стараюсь помогать людям.

42. Я чувствую большую благодарность людям, которые делают мне добро.

43. Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.


44. Мое настроение поднимается от осознания того, что работа выполнена добросовестно.

45. Азарт, спортивная злость обычно улучшают результаты моей деятельности.

46. Я люблю помечтать.

47. Самое приятное для меня переживание – радость открытия истины, чувство близости решения.

48. Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.

49. Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.

50. Я неохотно расстаюсь со своими вещами.


Дает возможность выделить типы общей эмоциональной направленности: альтруис- тической, практической, гностической, эстетической.

Инструкция испытуемому: Внимательно прочесть перечень приятных переживаний (класс "А") и выписать на отдельный лист под соответствующим номером класса "А" номера тех из них, которые Вам прияты или более свойственны, типичны, т.е. с дав­них пор чаще других у Вас возникают.

"Номер наиболее приятного из уже выделенных подчеркнуть, а под номеромнаиболее часто испытываемого поставить заметную точку.

Эту же процедуру проделать с перечнем неприятных переживаний.

Эту же процедуру повторить с классом "В".

Класс "А" -

Приятные переживания.

1. А Радость, удовлетворение, восхищение благородным поступком другого человека.

2. П Жажда деятельности.

3. Э Радость, предвкушение чего г то приятного.

4. Г Веселье, беззаботность, хорошее самочувствие.

5. ГЦ Горячий интерес к познанию чего - то нового.

6. П Радость плодотворного труда.

7. ГН Жажда открытий. . . .

8. А Радость, удовлетворение, переполнившего душу, когда удастся сделать хорошее людям.

9. Э Сладкое, томительное чувство при восприятии чего - либо прекрасного (хорошей музыки), природы и т.д.).

10. ГН Ликование, когда удастся решить трудную или интересную задачу, вопрос.

11. Г Наслаждение приятным физическим ощущением от тепла, солнца, вкусной пищи.

12. Г Любовь к комфорту, роскоши.

13. П Радость в предвкушении труда.

14. Г Наслаждение безмятежностью существования.

15. Г Чувство неги (сладкая жизнь).

Неприятные переживания.

1. Л Сострадание, жалость к людям.

2. П Раздражение от бездеятельности.

3. П Раздражение при необходимости заниматься скучной работой.

5. Э Чувство неудовлетворенности, когда не находишь красоты вокруг.

6. ГН Подавленность, страдание из-за неудовлетворенности в сфере познания.

6. А Обида на неблагодарность.

7. П Раздражение из - за того, что попусту потрачено время.

8. П Раздражение при виде беспорядка в вещах, обстановке, организации дела.



9. А Возмущение нравственно - недостойным поведением.

10. ГН Отвращение к косности (в суждении людей, в книгах, лекциях)

11. А Отчаяние, когда человек, к которому ты расположен, не понимает тебя.

12. Г Страх перед пустой жизнью, одиночеством.

13. Г Подавленность, когда остаешься один

14. А Раздражение, когда видишь проявление героизма, нежелание считаться с другим человеком-

Приятные переживания.

1. А Радость от сознания личной полезности окружающим.

2. 2. П Жажда удач и успехов в игре, делах, выполнении личных планов.

3. Э Удовлетворение, когда способен видеть, воспринимать, чувствовать прекрасное.

4. ГН Удовлетворение от постоянного обогащения знаниями.

5. Э Радостное внутреннее возбуждение, когда удается самому создать что - то прекра­сное.

6. А Сострадание, сочувствие, жалость к себе.

7. Э Восторг, радость при виде красивого человека или пейзажа.

8. Э Благоговение при виде шедевра искусства.

9. Э Удовлетворение, если окружающая обстановка соответствует твоим эстетическим вкусам.

10. ГН Удовлетворение при решении трудной задачи.

11. П Радость, чувство удовлетворения, когда перся тобой открывается возможность полезной деятельности.

12. Э Острое.ощущение единств себя с природой, красоты н радости бытия.

13. П Удовлетворение, когда намеченные дела выполняются, ты справляешься с ними хорошо.

Неприятные переживания.

1. Э Переживание того, что вокруг тебя люди грубые, вульгарные, некрасивые.

2. ГН Удовлетворенность своими знаниями.

3. Г Чувство раздражения и неприязни к окружающим, когда у тебя плохое настрое­ние.

4. Э Болезненное восприятие нарушения гармонии, красоты вокружающем мире.

5. А Острое переживание, когда ты обидел человека.

6. Э Страдание из-за того, что сам не способен создать что - либо прекрасное.

7. Г Беспричинная тоска.

8. П Неудовлетворенность, раздражение, когда необходимые дела не делаются, не справляешься с ними.

9. Г Внутренняя опустошенность, эмоциональное равнодушие.

10. ГН Неудовлетворенность своими способностями.

11. А Страдание, неудовлетворенность при виде возможности быть полезным людям.

12. ГН Чувство горечи при сознании невозможности постигнуть весь опыт, накопленный человечеством.

13. Г Раздражение при виде своего бессилия и невозможности изменить создавшееся положение.

14. Г Переживание недостаточности своей воли.

15. П Неудовлетворение, когда не хватает времени и ты не успеваешь делать важные дела.

Процедура исследования.

Опрашиваемым раздаются вопросники, содержащие формулы типичных переживаний. В опроснике содержится 55 текст - вопросов типич­ных переживаний. Он разделен на класс "А" (переживания, выражающие отношение к объективным ситуациям) и класс "В" (переживания, выражающие отношение к себе). В каждом классе - подклассы приятных и неприятных переживаний. Данный опросник позволяет определить процентное содержание каждого типа общей эмоциональной направленности (ОЭН): альтруистический, практический, гностический, эстетический, гедонический.

Обработка материалов. Подсчитать общее количество ответов по всем классам и подклассам и принять его за 100%. Затем подсчитать количеств ответов, соответствующих каждому типу ОЭН и определить процентное содержание каждого типа ОЭН для испы­туемого.

Например, испытуемый из 55 вопросом выбрал 26 их них по каждому типу:

Тип Класс. Подкласс

ОЭН АП АН ВП ВН Всего

Направленность личности находит свое выражение в сфере переживаний в форме различной притягательности одних и тех же эмоций и эмоциональных состояний для различных лиц. Если, например, люди с альтруистической направленностью предпочи­тают испытывать чувства любви и участия, возникающие у них, когда они чем -то служат другим, то "практические" более тяготеют к трудовому азарту. Определенная нап­равленность личности выражается не только в типичном эмоциональном отношении к типичным объективным ситуациям, но и в типичном избирательном отношении к самим эмоциям.

Эмоциональная направленность человека проявляется. с одной стороны в особой притягательности для него определенных эмоций, н понижению порога, с другой сторо­ны, чувствительности противоположным. Эмоциональная направленность характеризуе­тся основной плоскостью, в котором количество эмоциональное самочувствие личности: у гумманиста - любви-обиды, у практика - энтузиазма-досады, у гедониста - веселья-тоски. Типы ОЭН выделяют в зависимости от переживаний, к которым человек более чувствителен.

Япарова О.Г.

Кандидат психологических наук, ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ФАКТОР СПЛОЧЕННОСТИ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

Аннотация

В статье приведено описание и анализ исследований, посвященных взаимосвязи эмоциональной направленности личности и сплоченности приемной семьи. Обращается внимание на то, что эмоциональная направленность личности на определенные переживания отражает ее социальные потребности и мотивы. Указывается, что для разных людей существуют разные категории наиболее желанных переживаний. В статье описываются десять таких комплексов. Описываются уровни семейной сплоченности. Указывается, что разделенный и связанный уровень характеризуют успешность функционирования семейной системы, а разобщенный и сцепленный уровни трактуются как проблематичные. В работе ставилась цель выявить особенности эмоциональной направленности и уровни сплоченности в семьях, а также взаимосвязь между данными параметрами. Объектом исследования стала эмоциональная направленность как индивидуальная склонность к определенному типу переживания. Предмет исследования – эмоциональная направленность и сплоченность в приемных семьях. В результате проведенного исследования было выявлено, что для приемных семей характерен разобщенный уровень сплоченности, который говорит об экстремально низкой успешности функционирования семьи, в то время как в кровных семьях выявлен разделенный и связанный уровень сплоченности, который является сбалансированным в межличностном взаимодействии. Разобщенный уровень сплоченности приемных семей имеет прямую связь с типами эмоциональной направленности личности по шкалам «глорический», «праксический», «пугнический», «гедонистический», «акизитивный».

Ключевые слова: направленность, эмоциональная направленность, сплоченность, приемная семья, кровная семья.

Yaparova O.G.

PhD in Psychology, Katanov Khakass State University

PERSON’S EMOTIONAL ORIENTATION AS A PROGNOSTIC FACTOR OF THE FOSTER FAMILIES SOLIDARITY

Abstract

The article describes and analyzes studies devoted to the correlation between emotional orientation of a person and solidarity in a foster family. Attention is drawn to the fact that emotional orientation of an individual concerning certain experiences reflects the person’s social needs and motives. It is pointed out that there are different categories of the most desired experiences for different people. Ten such complexes are described in the article. The levels of family solidarity are described as well. It is indicated that the divided and bound levels characterize the success of the family system, while the disunited and concatenated levels are treated as problematic. The aim of the work is to identify emotional orientation and levels of solidarity in families, as well as correlation between these two parameters. The object of the research is emotional orientation as an individual inclination to a certain type of experience. The subject of the study is emotional orientation and solidarity in foster families. As a result of the study, it was established that foster families are characterized by a disunited level of solidarity, which indicates extremely low success, while in blood families there are divided and related levels of solidarity which is balanced for interpersonal interaction. The disunited level of solidarity in foster families has a direct correlation with the person’s emotional orientation types on the following scales: “glorious,” “praxic,” “pogynic,” “hedonistic,” “accisitive.”

Keywords: orientation, emotional orientation, solidarity, foster family, blood family.

В настоящее время в рамках исследования проблем сиротства большое значение придается семейному жизнеустройству детей-сирот , , изучению социально-психологических характеристик приемных детей и родителей , , описываются особенности адаптации приемных детей в семье, рассматриваются проблемы диагностики кандидатов в замещающие родители , . Рядом авторов раскрываются индивидуальные и семейные ресурсы у кандидатов в замещающие родители , связанные с коммуникацией в семье, семейными правилами и ролями, общей жизнестойкостью членов семьи . Однако рост отказов от детей приемными родителями заставляет искать прогностические факторы, препятствующие этому явлению.

При отборе и оценке замещающих родителей особое внимание уделяется выяснению мотивов принятия детей в семью, но при этом не обращается должного внимания изучению такой важной характеристики личности как направленность, которая связана со всей системой своеобразия личности, побуждающей ее к самореализации , . Направленность определяет выбор приемов и способов общения с окружающими людьми. Успешность функционирования приемной семьи во многом определяется способностью ее членов к эмоциональному переживанию своих отношений к тем или иным событиям, людям, делам. У каждого человека складывается свой индивидуальный тип привычных переживаний. Выделяют десять таких комплексов: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, эстетические, гедонистические и акизитивные чувства .

В цели нашего исследования входило установить, являются ли типы эмоциональной направленности прогностическими факторами сплоченности в приемных семьях. Мы предположили, что описываемые характеристики тесным образом связаны между собой и влияют на эффективность в приемных семьях.

Исследование проводилось на базе муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений сельских средних общеобразовательных школ. В исследовании приняли участие 90 человек – дети и родители из кровных и приемных семей. Возраст приемных и кровных подростков составил 13 – 15 лет. По возрасту и образованию кровные и приемные родители не показали значимых различий. Стаж пребывания подростков в приемных семьях не превышал трех лет. Приемные родители испытывали трудности в воспитании приемных детей, об этом свидетельстуют частые обращения в службы опеки и попечительства и учебные заведения, где учатся подростки.

Для определения типов эмоциональной направленности мы использовали тест-анкету «Эмоциональная направленность» Б.И.Додонова. Для проверки различий между двумя выборками испытуемых был применен метод статистической обработки U-критерий Манна-Уитни.

Результаты, полученные по выше названной методике, показали, что из десяти типов эмоциональной направленности значимые различия между приемными и кровными семьями выявлены в пугнической (p≤0,05) и альтруистической (p≤0,05) направленности.

Члены приемных семей в отличие от кровных статистически достоверно переживают пугническую направленность. Люди с данным типом направленности склонны переживать чувство опасности. Такая склонность подтверждается решительными намерениями приемных подростков и родителей участвовать в рискованных и азартных мероприятиях. Мы полагаем, что именно склонность переживать удовольствие от риска объясняет намерение замещающих родителей принимать в семью подростков, априори сложных детей, взаимодействие с которыми предполагает ежедневные трудности и даже драматизм в семейных отношениях.

Альтруистическая направленность проявляется в стремлении человека к эмоциональным переживаниям, связанным с потребностью делать добро, оказывать поддержку бескорыстно, иногда в ущерб себе. Было обнаружено, что члены приемной семьи более альтруистичны. Ответы испытуемых из приемных семей говорят о том, что у них ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Однако, с нашей точки зрения, такие результаты могут свидетельствовать о том, что члены приемных семей в условиях тестирования могли давать социально одобряемые ответы.

Для выявления семейной сплоченности был использован опросник Д. Х. Олсона, Дж. Портнера, И. Лави FАСЕS – 3. При анализе полученных данных было установлено, что из шести параметров семейной сплоченности значимые различия в кровных и приемных семьях выявлены только по параметру «эмоциональная связь» (p≤0,05). Это значит, что кровные семьи достоверно чаще по сравнению с приемными чувствуют единство и близость семьи, помогают друг другу.

Уровень сплоченности является важным показателем семейной ситуации. В предложенной методике рассматриваются четыре уровня: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Авторы шкалы считают, что разделенный и связанный уровень способствуют близости членов семьи, а разобщенный и сцепленный рассматриваются как проблематичные и ведут к неблагополучию взаимоотношений .

Полученные результаты не выявили «сцепленный» уровень сплоченности в приемных и кровных семьях. Однако эти же результаты с высоким уровнем значимости (p=0,002) показали наличие разобщенного уровня сплоченности в приемных семьях и отсутствие такового в кровных. Разобщенный уровень характеризуется чрезмерно высокой эмоциональной отчужденностью. Слабая привязанность, несогласованность действий, неспособность поддерживать друг друга создают опасные условия для прекращения отношений и отказов от детей. Такие случаи выводят из состояния душевного равновесия всех членов семьи и порождают массу тревожных переживаний. Для диагностики семейных и детско-родительских проблем этот показатель является весьма существенным, поскольку неспособность приемных родителей демонстрировать уважение и близость в отношениях не только не дает шансов приемным подросткам обучаться тесному взаимодействию, но и снижает воспитательный потенциал приемных родителей. Таким образом, разобщенный уровень сплоченности может рассматриваться как один из факторов отказа от приемных детей.

Также было обнаружено, что в кровных семьях по сравнению с приемными значимо доминирует связанный уровень сплоченности (p≤0,05), который рассматривается как сбалансированный. Это значит, что кровные семьи способны к согласованным действиям, к совместному обсуждению проблем и принятию совместных решений. В таких семьях существует высокая степень эмоциональной близости членов семьи, уважение, симпатия, удовлетворенность взаимодействием, определенная взаимозависимость членов семьи.

Таким образом, результаты нашего исследования еще раз подтвердили, что приемные семьи с подростками входят в группу риска. Низкий уровень сплоченности в этих семьях создает много конфликтных ситуаций, мешая родителям и детям адаптироваться к требованиям и потребностям друг друга.

Мы полагаем, что склонность переживать определенные эмоции по отношению к окружающей действительности тесно связаны со сплоченностью в приемных семьях. Анализ, проведенный с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, выявил связь между склонностью к определенным переживаниям и сплоченностью семьи. Несмотря на то, что в приемных семьях выявилась альтруистическая направленность переживания отношений с внешним миром, ее связи с уровнем сплоченности обнаружено не было.

Однако существует умеренная отрицательная связь между коммуникативными эмоциями личности и разобщенным уровнем сплоченности (p≤0,05), то есть, чем выше коммуникативная направленность членов семьи, тем ниже уровень разобщенности в семье. Нарушение коммуникации между взрослыми и подростками неизбежно приводит к отчуждению и неспособности находить пути взаимопонимания.

Достоверные прямые связи были выявлены между разобщенным уровнем семейной сплоченностии и стремлением к переживанию славы, успеха, самоутверждения, в «пожинании лавров» («глорическая направленность» p≤0,05). В семьях, где есть априори трудные подростки, вряд ли родители будут часто переживать воспитательный успех. Очевидно, что такая выраженная потребность членов приемной семьи не будет способствовать успешности функционирования семьи.

Выявлена взаимосвязь между разобщенным уровнем семейной сплоченности и переживаниями, вызванными успешностью или неуспешностью какой-либо деятельности, трудностями в ее осуществлении и завершении («праксическая направленность» p≤0,01). По-видимому, часто переживаемые трудности в приемных семьях, связанные с воспитанием детей и совместной деятельностью, будут способствовать отдалению и отчуждению членов семьи.

Выявлена взаимосвязь между разобщенным уровнем семейной сплоченностии и переживаниями, связанными с потребностью в преодолении опасности («пугническая направленность» (p≤0,01), на основе которой возникает интерес и склонность к суровым испытаниям и борьбе. Вполне вероятно, что стремление переживать такого рода чувства заставляет людей брать на воспитание подростков. Корреляционный анализ выявил умеренную отрицательную связь высокой степени значимости (p≤0,01) между разделенным уровнем сплоченности и пугническими эмоциями личности. Очевидно, семья, где ее члены не склонны к «перетягиванию одеяла на себя», будет успешнее справляться с возникающими трудностями и разрешать их.

Выявлена взаимосвязь между разобщенным уровнем семейной сплоченностии и «гедонистической направленностью» (p≤0,01), то есть стремлением к удовлетворению потребности в телесном и душевном комфорте. Связь гедонистических чувств и разобщенной сплоченности тоже ожидаема, поскольку переживаемое напряжение в процессе воспитания приемного подростка не способствует удовлетворению этой потребности и ведет к нарушению эмоциональной связи между членами семьи.

Выявлена взаимосвязь между разобщенным уровнем семейной сплоченностии и «акизитивной направленностью» (p≤0,01), то есть интересом к накопительству и переживанию радости от обладания материальными благами. Если для семьи материальные ценности важны больше, чем духовная составляющая, то неизбежно наступает дистанцирование между членами семьи.

Таким образом, проведенное исследование определило типы эмоциональной направленности и уровни сплоченности в приемных семьях. Взаимосвязь этих характеристик является прогностическим фактором успешности приемных семей. Выявилось, что склонность к переживанию определенных эмоций определяет общую направленность и отношение членов семьи к действительности и друг к другу и влияет на психологический климат в семье. Мы установили, что «глорические», «праксические», «пугнические», «гедонистические», «акизитивные» переживания членов приемной семьи играют определяющую роль в разобщении семьи. Разобщенный уровень сплоченности приемных семей имеет прямую умеренную связь с низкими показателями типов эмоциональной направленности личности по этим шкалам.

Проведенное нами исследование вносит определенный вклад в объяснение причин возникающих проблем в приемных семьях и выявляет возможные риски отказов от приемных детей, и прежде всего, подростков.

Список литературы / References

  1. Додонов Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. – – № 6. – С. 21-33.
  2. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
  3. Зарецкий В.К. Пути решения проблемы сиротства в России / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская, В.Н. Ослон и др. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. – 208 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).
  4. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 668 с. (Психология социальных явлений).
  5. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство / А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 219 с.
  6. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Социально-психологическая характеристика семей, берущих на воспитание приемных детей / Е.И. Николаева, О.Г. Япарова // Ученые записки СПГМУ им. акад. И.П. Павлова. – 2007. – Т. 14. – №3. – С. 10–15.
  7. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях / Е.И. Николаева, О.Г. Япарова // Вопросы психологии. – 2007. – №6. – С. 37-43.
  8. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006. – 368 с.
  9. Петровский А.В. Психология: учебник для студ.высш.учеб.заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с. (Серия «Мастера психологии»).
  11. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер Э.Г., И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2005. – 336 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Dodonov B. I. Klassifikatsiya emotsiy pri issledovanii emotsionalnoy napravlennosti lichnosti / B.I. Dodonov // Voprosy psikhologii . – 1975. – № 6. – P. 21-33.
  2. Dodonov B.I. Emotsiya kak tsennost / B.I. Dodonov. – Moscow: Politizdat, 1978. – 272 P.
  3. Zaretsky V.K. Puti resheniya problemy sirotstva v Rossii / V.K. Zaretsky, M.O. Dubrovskaya, V.N. Oslon, et al. – Moscow: OOO “Questions of Psychology”. – 2002. – 208 P. (Journal library”Questions of Psychology”).
  4. Makhnach A.V., Prikhozhan A.M., Tolstykh N.N. Problema sirotstva v sovremennoy Rossii: psikhologicheskiy aspekt / А.В. Makhnach, A.M. Prikhozhan, N.N. Tolstykh. – Moscow: Publishing house “Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences”, 2015. – 668 P. (Psychology of social phenomena).
  5. Makhnach A.V., Prikhozhan A.M., Tolstykh N.N. Psikhologicheskaya diagnostika kandidatov v zameshchayushchiye roditeli: Prakticheskoye rukovodstvo / А.В. Makhnach, A.M. Prikhozhan, N.N. Tolstykh. – Moscow: Publishing house “Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences”, 2013. – 219 P.
  6. Nikolaeva E.I, Yaparova O.G. Sotsialno-psikhologicheskaya kharakteristika semey, berushchikh na vospitaniye priyemnykh detey / E.I. Nikolaeva, O.G. Yaparova // Uchenye zapiski SPGMU im. Acad. I.P. Pavlova. – 2007. V. 14. – № 3. – P. 10-15.
  7. Nikolaeva EI, Yaparova O.G. Osobennosti lichnostnykh kharakteristik detey i roditeley v effektivnykh i neeffektivnykh priyemnykh semyakh / E.I. Nikolaeva, O.G. Yaparova // Questions of psychology. – 2007. – № 6. – P. 37-43.
  8. Oslon V.N. Zhizneustroystvo detey-sirot: professionalnaya zameshchayushchaya semya / V.N. Oslon. – Moscow: Genesis, 2006. 368 P.
  9. Petrovsky A.V. Psikhologiya: uchebnik dlya stud.vyssh.ucheb.zavedeniy / A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky – 6 th ed., Sr. – Moscow: Publishing Center “Academy”, 2006. – 512 P.
  10. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchey psikhologii / S.L. Rubinstein – St. Petersburg: Peter Kom, 1998. – 688 P. (Series of “Masters of Psychology”).
  11. Eidemiller E.G., Dobryakov I.V., Nikolskaya I.M. Semeynyy diagnoz i semeynaya psikhoterapiya. Uchebnoye posobiye dlya vrachey i psikhologov / E.G. Eidemiller, I.V. Dobryakov, I.M. Nikolskaya – St. Petersburg: Speech, 2005. – 336 P.

Диагностика эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонов)

Назначение и содержание: эмоции играют важную роль в процессах сознания, это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Все что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, и любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. Под эмоциональной направленностью личности здесь подразумевается совокупность сфер, в которых человек испытывает наиболее сильные положительные эмоции, к которым он проявляет интерес и склонен проявлять систематическую активность. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать каковы установки и в какой области деятельности можно получить положительные эмоции. В данной методике принимало участие 16 учащихся, студентов 3го курса, в возрасте от 21го до 24х лет. Методика содержит 50 вопросов, на каждые из которых предлагается один из 4х вариантов ответа: «безусловно да» (2 балла) «пожалуй да» (1 балл) «пожалуй нет» (0 баллов) и «безусловно нет» (-2 балла)

Таблица 2.3 - первичные результаты диагностики эмоциональной направленности личности:

№ респон-дента

Направленности:

альтруистическая

коммуникативная

глористическая

праксическая

пугническая

романтическая

гностическая

эстетическая

гедонистическая

акизитивная

1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят в том, что у испытуемого ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать. Результаты близкие к 0 говорят о том, что у респондента нет ярко выраженной потребности, и та, и другая потребность выражены в равной степени, нет жесткой установки. Результаты меньше нуля говорят о полной противоположности данной направленности.

2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении.

3. Глорические эмоции (от лат, gloria -- слава). Высокие результаты говорят о том, что испытуемый имеет ярко выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным.

4. Праксические эмоции. Высокий результат говорит о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда -- в ярко выраженной потребности в расслаблении.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna -- борьба). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких -- ярко выражена потребность в безопасности и формирующаяся на основе этой потребности осторожность.

6. Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких -- наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм, как черта характера.

7. Гностические эмоции (от грен, gnosis -- знание) -- эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита.

8. Эстетические эмоции. При высоких баллах -- потребность в восприятии прекрасного выражается ярко. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах -- эта потребность не развита.

9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена ярко. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition приобретение) -- это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. Пои высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких - такая потребность не проявляется.

Таблица 2.4 -сводные результаты диагностики эмоциональной направленности личности.

1. Альтруистическая направленность:

очень низкий

(0 меньше нуля)

ниже среднего

выше среднего

2. Коммуникативная:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

3. Глористическая:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

4. Праксическая:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

5. Пугническая:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

6. Романтическая:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

9. Гедонистическая:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

10. Акизитивная:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

7. Гностическая:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

8. Эстетическая:

очень низкий

ниже среднего

выше среднего

Анализ, представленный в таблице 2.4 позволяет увидеть, что большинство опрошенных имеют среднюю склонность к переживанию праксических и альтруистических эмоций и среднюю потребность в общении. Потребность в самоутверждении у большинства ниже среднего или низкое. В основном средние значения имеют также показатели потребности в защите/риске. Ярко выражена у большинства склонность переживать романтические эмоции. Гедонистические эмоции в основном больше средних значений, примерно поровну показатели эстетической и гностической направленности. Самый низкий показатель имеют акизитивные эмоции, связанные с эмоциями коллекционирования и накопления.

Параметров 10: Альтруистическая, Коммуникативная. Глорическая. Праксическая. Пугническая. Романтическая. Гностическая. Эстетическая. Гедонистическая. Акизитивная Вопросов 50

Методика «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б.И. Додонов)

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание:

Методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать каковы установки и в какой области деятельности можно получить положительные эмоции.

Потребности личности тесно связаны с эмоциями. При удовлетворении или возможности удовлетворения потребности возникают положительные эмоции. Если имеющаяся потребность не удовлетворяется или не может быть удовлетворена, человек переживает отрицательные эмоции. В норме люди любят положительные эмоции, поэтому стремятся удовлетворить свои потребности. Стремление к определенным типам переживаний, к удовлетворению определенных потребностей Б.И. Додонов назвал общей эмоциональной направленностью и разработал методику для изучения этой особенности личности.

Инструкция:

Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности.

Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой:

· «Безусловно, да» +2б;

· «Пожалуй, да» +1;

· «Пожалуй, нет» - 1;

· «Безусловно, нет» - 2.

Тестовое задание:

1. Я часто беспокоюсь о близких, друзьях.

2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.

3. Мне очень приятно, когда на меня обращают внимание.

4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.

5. Я люблю острые ощущения.

6. Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизведанном месте.

7. Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.

8. Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.

9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).

10. Люблю заниматься коллекционированием.

11. Хочу приносить людям радость и счастье.

12. Для меня важно одобрение окружающих.

13. Приятно испытывать чувство превосходства над противником.

14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.

15. Охотно иду на риск.

16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.

17. Люблю разбираться в причинах явлений, событий.

18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.

19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.

20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.



21. Я всегда жалею неудачников.

22. Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.

23. Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.

24. Приятно чувствовать, что день прошел недаром.

25. Я человек решительный.

26. Люблю все таинственное и необычное.

27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.

28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.

29. Люблю приятное, бездумное времяпровождение, например, вечеринки.

30. Люблю делать покупки.

31. Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.

32. Среди моих родственников, знакомых, есть люди, которых я обожаю.

33. Я самолюбив(а).

34. Я чувствую радостное возбуждение, душевный подъем, когда работа идет хорошо.

35. Я люблю преодолевать опасности.

36. Иногда меня тянет странствовать.

38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.

39. Я склонен (склонна) к лени.

40. Люблю рассматривать свои коллекции.

41. Я стараюсь помогать людям.

42. Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне добро.

43. Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.

44. Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.

45. Азарт, спортивная злость, обычно улучшает результаты моей деятельности.

46. Я люблю помечтать.

47. Самое приятное для меня переживание - радость открытия истины, чувство близости решения.

48. Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.

49. Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.

50. Я неохотно расстаюсь со своими вещами.

Обработка данных:

Подсчитайте общую сумму баллов по каждой из 10 строчек, учитывая, что а-2, в=1, с(-1), d=(-2) баллам.

Сумма баллов по ответам:

1. 1, 11, 21, 31, 41.

2. 2, 12, 22, 32, 42.

3. 3, 13, 23, 33, 43.

4. 4, 14, 24, 34, 44.

5. 5, 15, 26, 35, 45.

6. 6, 16, 26, 36, 46.

7. 7, 17, 27, 37, 47.

8. 8, 18, 28, 38. 48.

9. 9, 19, 29, 39, 49.

10. 10, 20, 30, 40, 50.

Направленность:



1. Альтруистическая.

2. Коммуникативная.

3. Глорическая.

4. Праксическая.

5. Пугническая.

6. Романтическая.

7. Гностическая.

8. Эстетическая.

9. Гедонистическая.

10. Акизитивная.

Интерпретация полученных результатов:

Подсчитав количество баллов в каждой строке и проранжировав результаты, выделите преобладающие эмоции Вашей личности - Вашу эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное -10 баллов.

10 ______0 ______ +10

1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят в том, что у испытуемого ярко выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать, (Высокие результаты - больше 5, низкие - меньше -5). Результаты близкие к 0 говорят о том, что у респондента нет ярко выраженной потребности. И та, и другая потребность выражены в равной степени, нет жесткой установки.

2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении.

3. Глорические эмоции (от лат, gloria - слава). Высокие результаты говорят о том, что испытуемый имеет ярко выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным.

4. Праксические эмоции. Высокий результат говорит о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда - в ярко выраженной потребности в расслаблении.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких - ярко выражена потребность в безопасности и формирующаяся на основе этой потребности осторожность.

6. Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких - наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм, как черта характера.

7. Гностические эмоции (от грен, gnosis - знание) - эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита.

8. Эстетические эмоции. При высоких баллах - потребность в восприятии прекрасного выражается ярко. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах - эта потребность не развита.

9. Гедонистические эмоции - эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена ярко. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности.

10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition приобретение) - это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. Пои высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких - такая потребность не проявляется.

Пензина Валерия Ориентировочная анкета Басса