Статистика инвалидности населения трудоспособного возраста. Статистика инвалидности в россии

По состоянию на 1 ноября 2017 года в Российской Федерации насчитывается 12,12 млн инвалидов, в том числе 643,1 тыс. детей-инвалидов.

Федеральный реестр инвалидов

С 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система – федеральный реестр инвалидов.

В реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.

Реестр позволяет исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг, более полно информировать инвалидов об их правах и возможностях, а также обеспечивает создание базы данных, учитывающей потребности инвалидов, их демографический состав и социально-экономическое положение.

Полученные данные используются для выработки государственной политики в отношении инвалидов и разработки документов стратегического планирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

В рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы при государственной поддержке с активным участием общественных организаций инвалидов обеспечивается приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности – здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная инфраструктура, образование.

Реализуемые мероприятия по созданию условий доступности позволяют обеспечить комплексный подход.

За время реализации государственной программы были отработаны методики и подходы к выявлению и устранению барьеров, которые мешают инвалидам в разных жизненных ситуациях, а также механизмы привлечения инвалидов не только на этапе реализации мероприятий, но и к принятию деятельного участия на этапе разработки мероприятий.

Так, в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры планируется достичь показателя дооборудованного для инвалидов наземного транспорта 11,1 % к концу 2017 года. На начало реализации госпрограммы он составлял 8,3 %.

В сфере информации и связи реализуется мероприятие по субтитрированию телевизионных каналов. Эта работа финансируется за счет средств госпрограммы, и к концу 2017 года количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов составит 15000 часов (на начало реализации Госпрограммы было лишь 3000 часов).

В сфере здравоохранения к концу 2017 года доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, составит 50,9 %, в сфере культуры – 41,4 %, в сфере спорта – 54,4 %.

В сфере образования приспособленными являются 21,5 % школ, при этом на начало реализации госпрограммы таких школ было немногим более 2 %.

С 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы госпрограммы, которая направлена на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Планируется, что итогом будет создание современной системы комплексной реабилитации.

Актуальность реализации этой подпрограммы заключается в том, что сейчас в стране нет единых методических и нормативных документов по организации реабилитационного процесса инвалидов, отсутствуют единые методики оценки эффективности проведенных реабилитационных мероприятий.

В связи с этим на первом этапе, в течение 2016 года, осуществлялась разработка таких документов, а в 2017-2018 годах проводится пилотный проект по формированию системы комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. С начала 2017 года пилотный проект реализуется в Свердловской области и Пермском крае. На реализацию пилотного проекта в федеральном бюджете предусмотрено около 300 млн рублей ежегодно. Результаты реализации пилотного проекта будут положены в основу законопроекта, который позволит организовать эффективный реабилитационный процесс за пределами действия госпрограммы.

По решению Президента России Владимира Путина Государственная программа «Доступная среда» должна быть продлена до 2025 года . Это позволит и далее консолидировать усилия федерального центра и регионов в вопросе интеграции инвалидов в общество.

При разработке госпрограммы «Доступная среда» до 2025 года предлагается выделить три основных направления:

  • повышение уровня доступности наиболее значимых для инвалидов объектов и услуг, включая создание условий для посещения таких объектов;
  • формирование современной системы комплексной реабилитации инвалидов, включая развитие технологий сопровождения инвалидов в различных жизненных ситуациях, а также развитие «ранней помощи» детям - инвалидам;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы.

Законопроект о сопровождаемой занятости инвалидов

21 ноября 2017 года Госдума России одобрила в третьем чтении проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Законопроект направлен на приведение действующего закона о занятости в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов, которая ратифицирована Россией в 2012 году.

Его разработка связана с недостаточной эффективностью работы по трудоустройству инвалидов трудоспособного возраста. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране составляет порядка 31,8 % (около 1,1 млн человек) от общего числа инвалидов трудоспособного возраста (около 3,7 млн человек). Из них стабильно работающих только 25%, в европейских странах этот показатель достигает 40 %.

Органы службы занятости работают с инвалидами, не учитывая наличие у них значительных ограничений жизнедеятельности.

В проекте федерального закона определяется механизм взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы и органов службы занятости при содействии в трудоустройстве инвалида.

Учреждения медико-социальной экспертизы в выписках из индивидуальных программ реабилитации инвалидов, направляемых в службу занятости, уже с июня 2017 года указывают информацию о согласии инвалида на инициативное обращение специалистов службы занятости к нему напрямую.

А на органы службы занятости планируется возложить следующие функции:

  • проведение первичной консультации с инвалидом;
  • анализ базы вакансий;
  • организацию взаимодействия инвалида с работодателем;
  • оказание консультативно-методической помощи работодателю;
  • определение необходимости в сопровождении при содействии занятости инвалида.

Под сопровождением при содействии занятости инвалидов понимается оказание индивидуальной помощи тем инвалидам, которые в силу ограниченных возможностей здоровья испытывают затруднения и самостоятельно не могут трудоустроиться или вернуться в трудовой процесс.

Совершенствование медико-социальной экспертизы

В мае 2017 года утверждена «дорожная карта» по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы. В ней зафиксированы ключевые направления действий на период до 2020 года.

Первое направление предполагает совершенствование научно-методического и правового обеспечения медико-социальной экспертизы. Разработаны и прошли апробации отдельные классификации и критерии установления инвалидности детям; разрабатываются новые критерии для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве.

Второе направление – повышение доступности и качества предоставления услуги по медико-социальной экспертизе. Оно включает мероприятия по обучению специалистов учреждений МСЭ, оснащению учреждений МСЭ специальным диагностическим оборудованием, формированию общественных советов при главных бюро МСЭ, проведению независимой оценки качества условий предоставления услуги по МСЭ.

Закон об осуществлении контроля за доступностью среды для инвалидов

С 1 января 2018 года вступит в силу закон о предоставлении органам власти права осуществлять контроль за доступностью среды для инвалидов.

В соответствии с законом на уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти будут возложены отдельные функции по осуществлению контроля за обеспечением условий доступности.

Принятие закона регулирует вопрос о полномочиях органов, которые должны осуществлять государственный контроль и надзор за выполнением обязательных условий доступности. Это позволяет решать проблемы, связанные с доступностью среды, в рамках досудебных процедур, в том числе с использованием механизмов административной ответственности.

Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор;
  • правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор.

В частности, на федеральном уровне:

  • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте;
  • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации;
  • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения;
  • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты.

На региональном уровне аналогичным образом определены органы, осуществляющие контроль за доступностью услуг и объектов в тех сферах, где он в общем плане законодательно уже установлен.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

В 2017 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) выделено 32,84 млрд рублей, что на 3,54 млрд рублей больше чем в 2016 г. (29,3 млрд рублей). Эта мера позволяет обеспечить необходимыми ТСР порядка 1,6 млн человек.

В 2018 году предусмотрено, 30,5 млрд рублей.

Учитывая, что обеспечение ТСР и услугами осуществляется в заявительном порядке и требует обязательного наличия соответствующих рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации, вопрос выделения дополнительного финансирования будет решаться в 2018 году по мере освоения средств с учетом поступающих заявок.

Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников

В 2017 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличился на 5,39 % по сравнению с 2016 годом и составил 22 959,7 рубля.

В 2018 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников подлежит индексации с 1 февраля исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.

Министерство труда РФ оценивает целевую группу социальной политики в отношении инвалидов как 40 млн человек, относя к ним все маломобильные группы граждан нашей страны. От региона к региону люди отмечают невозможность просто выйти из дома, настоящая мобильность им только снится. Директор благотворительного фонда «Православие и мир» Евгений Глаголев – об одном интересном исследовании.

Евгений Глаголев

В этом году вышло исследование Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) под названием «Инвалидность и социальное положение инвалидов в России », и это событие прошло незамеченным. Кажется, только в одном СМИ было упоминание, и наткнулся на него я случайно. Между тем, на 256 страницах этого трехлетнего труда сотрудников академии находится очень важная информация, которую полезно было бы узнать широкому кругу людей, а не только специалистам.

Знать об инвалидности – почему это важно для здоровых

Авторов интересовали конкретные данные о реальном социально-экономическом положении инвалидов в России, проблемы сбора и анализа информации и эффективность работы государства в этой области. Основная часть работы построена на глубоких социологических опросах, проведенных Институтом социального прогнозирования и анализа РАНХиГС в течение трех лет: с 2014 по 2016 год, причем в опросе участвовали сами инвалиды и их родственники. На выходе были получены данные, которые крайне важны для всех нас, ведь исследование вскрывает существенные проблемы в социальной политике государства, основанные на конкретных цифрах.

В 2006 году Россия подписала, а в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной ассамблеей ООН. На сегодняшний день этот документ подписан и ратифицирован подавляющим большинством стран в мире. Ратификация подразумевает, что наше государство должно привести внутреннюю социальную политику в отношении инвалидов в соответствие с международными нормами.

С 2011 года в нашей стране наметились большие сдвиги: изменение законодательства, принятие новых норм, реализация проекта «Доступная среда». В том числе создан специальный сайт с открытой информацией о количестве инвалидов в России: если на момент исследования в стране было 12,5 млн инвалидов, то по информации из «Федерального реестра инвалидов» на момент написания этой статьи их насчитывается значительно меньше – 11,5 млн человек. Казалось бы, мы видим существенное снижение количества инвалидов и это должно вселять в нас уверенность, что у нас в стране все хорошо с профилактикой инвалидности, но давайте внимательно посмотрим на цифры и то, что за ними стоит.

Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья (МКФ) легла в основу определения инвалидности в мировом сообществе. Функционирование – ключевое понятие классификации и рассматривается на трех уровнях: организм (функции и структуры организма) – человек (активность, выполнение задач и действий) – общество (инклюзия и вовлечение в жизнь).

Инвалидность в соответствии с МКФ – нарушение или ограничение функционирования на одном и более из этих трех уровней.

В 2012 году в России поменяли критерии определения инвалидности, но так и не привели их к рекомендуемым ООН нормам.

Кроме того, исследователи выявили глубочайшие проблемы в сборе информации об инвалидах и их положении в нашей стране и пришли к выводу, что в целом федеральное статистическое наблюдение не дает возможности решить ни одну из задач сбора данных об инвалидности, включая главную из них – оценку благополучия и равенства возможностей инвалидов.

Например, в таких странах, как Англия или Германия, есть понятие «зарегистрированной инвалидности», когда человек обращается за получением официального статуса инвалида, но при этом проводятся постоянные опросы и выявляются люди, имеющие функциональные ограничения здоровья, и в общие статистические данные о количестве и положении инвалидов в этих странах попадают не только зарегистрированные инвалиды, но и те, кто имеет ограничения здоровья, но не имеет официального статуса.

Понимать это важно и для того, чтобы определять качество и уровень здравоохранения в стране, нагрузки на работу социальных служб, но в первую очередь для того, чтобы адекватно оценивать количество инвалидов России, особенно когда Министерство труда заявляет о том, что снижение количества инвалидов в стране не связано с работой медико-социальной экспертизы. При этом авторы говорят о том, что Министерство труда РФ оценивает целевую группу социальной политики в отношении инвалидов как 40 млн человек, относя к ним все маломобильные группы граждан нашей страны.

Что же выходит? Почти 12 млн инвалидов в России – это 8% от всего населения, при этом это на 20% больше, чем в Германии, если считать приведенный коэффициент, но Германия при определении количества инвалидов учитывает не только официально обратившихся за таким статусом, но и всех людей с функциональным ограничением, а мы – нет! Выходит, государству выгодно не применять международные нормы, отчитываясь о снижении количества инвалидов, иначе с социальной политикой оно не справится совсем.

Доступная среда – это не только пандусы

Кстати, в выдаче статуса инвалида в нашей стране авторы выявили некоторую «региональную особенность». Например, в ряде республик России удовлетворяется практически 100% обращений на установление инвалидности, тогда как в других – эта цифра меньше. Авторы предполагают, что это может быть связано с социокультурными особенностями получения дополнительного дохода жителями этих республик – и рекомендуют обратить внимание на такие явные расхождения.

Что касается трудовой занятости инвалидов, то мы видим, что только 16% от их общего числа работают. Еще 16% хотели бы, а все остальные такую возможность даже не рассматривают. Этот момент указывает на несколько проблем.

Первая – отсутствие действительно оборудованных рабочих мест для труда людей с ограниченными возможностями здоровья, и вторая – это неверие, что при наличии инвалидности можно работать и получать доход. Зная уровень зарплат в регионах, можно предположить, что гораздо проще получать пенсию по инвалидности, чем работать там, где нет условий и платят не сильно больше самой пенсии.

И, конечно, не будем забывать о том, что наше общество все еще не готово принимать инвалидов как свою полноценную часть. Сказывается это на всем: на том, как общаются с инвалидами в государственных и муниципальных органах (а люди жалуются на плохое отношение к ним со стороны чиновников) и как мы с вами, здоровые люди, воспринимаем доступную среду.

Ведь что такое «доступная среда»? Это не только пандусы, о которых люди на колясках говорят, что пользоваться ими невозможно. Это еще и отношение общества к людям с различными ограничениями.

Мы часто не допускаем мысль, что человек с ментальными или физическими ограничениями может быть не просто примером героического преодоления трудных жизненных ситуаций, но и быть в наших глазах равноценным членом общества, который способен работать.

Здорово, что авторы работы узнали реальные проблемы и ожидания инвалидов по всей стране. От региона к региону люди отмечают невозможность просто выйти из дома, не говоря об отсутствии центров для досуга, приспособленных для их нужд.

Что настоящей инклюзии нет и пока это только лозунги. Что профильные медицинские центры далеки, часто предлагают не то, что нужно конкретному человеку, а то, что есть – совсем низкого качества, как и лекарства, которых постоянно не хватает или на которых экономят. Что настоящая мобильность им только снится.

Посмотрите сами, судя по цифрам, каждый из нас столкнется с болезнью родственника или своей собственной болезнью, так или иначе ограничивающей наши физические возможности. Посмотрите на основные причины инвалидизации населения – это именно болезни: рак, сердечно-сосудистые заболевания, болезни костно-мышечной системы.

Всем хочется быть просто людьми, а не героями

Совсем недавно в наш фонд за помощью обратился Дмитрий. Он написал, что занимается паралимпийским видом спорта – регби на колясках. У его команды большое желание поехать на соревнование в Польшу, но финансирования не хватает, поэтому Дима решил обратиться к нам.

Дмитрий Хамов

Мы недавно открыли программу «Не инвалид», одной из целей которой является помощь людям с ограниченными возможностями здоровья: когда уже ясно, что вылечить нельзя, но можно помочь встроиться в общество. Программа родилась как естественное продолжение нашей адресной помощи в реабилитации – огромное количество людей попадают в ДТП, десятки тысяч гибнут и получают травмы. Кто-то нуждается в дорогостоящей реабилитации, и мы помогаем в этом, но часть людей теряют возможность ходить и нуждаются уже совсем в другой помощи. Поэтому мы откликнулись, и я решил встретиться с Димой лично.

10 лет назад автомобиль Дмитрия занесло в повороте и вынесло в стоящее рядом с дорогой дерево. Тяжелая травма головы, длительная реабилитация, Дима так и не смог ходить. Мы не говорили о тяжелых переживаниях парня, который в 21 год теряет многое, важно то, что есть сейчас. В 2012 году он приходит в регби на колясках – новый паралимпийский вид спорта для России – и занимается регби до сих пор.

Чтобы расти в спорте, нужно иметь постоянную практику соревнований с равными и более сильными соперниками. Однако сборная России по регби на колясках на 80% состоит из сборной Москвы – у нас в стране конкуренции практически нет. Государство дает деньги на рейтинговые соревнования, например, на чемпионат Европы. Но чтобы побеждать в этом турнире, нужно вырасти, а с кем бороться у нас, чтобы стать сильнее? Вот и ездят ребята за свой счет на другие турниры, где встречаются команды высокого уровня, но денег не хватает.

Тренировка

После встречи с Димой я попал на тренировку сборной. Капитан – Валерий Кривов. В 2003 году, когда ему было всего 14 лет, он получил травму «ныряльщика» – как все ребята, Валера ходил купаться и прыгать в воду, и однажды случилось страшное – он сломал шею. Дальше – другая жизнь, от которой осталось всего 2 друга, остальные отвернулись, ушли. На домашнем обучении он окончил школу и поступил в техникум. Валерий женился и переехал в Москву уже после травмы, пришел в спорт и стал неоднократным чемпионом России по паралимпийской легкой атлетике, а потом его пригласили в регби, где он и остался.

Сергей Глушаков

Старший тренер сборной Сергей Глушаков – по совместительству и президент Федерации регби на колясках г. Москвы. До ДТП в 2003 году работал в строительстве, занимался реконструкцией аэропортов. Потом та же история: реабилитация, знакомство с другими ребятами, приход в спорт, из которого уходить уже не хочется – все говорят о том, что спорт меняет сознание инвалида, что он вырастает над собой, своим состоянием и проблемами, которые, тем не менее, остаются.

У Дмитрия нет возможности проживать в московской квартире – в подъезде ступеньки и нет подъемника, потому что по нормам установить его невозможно. Сам Дима считает, что поставить можно, он видел уже подъемники в таких же подъездах, но, по его мнению, в комиссии сидят люди, далекие от нужд инвалидов, и вопросы рассматривают формально. Поэтому сейчас Дима живет в Домодедово у своих родителей – ведь сам по ступенькам он подняться не сможет. Власти установили пандус, но съезжать и заезжать без посторонней помощи по нему тоже невозможно.

Активные коляски, на которых люди, не способные ходить, могут передвигаться сами, стоят дорого. По статистике, которая мне известна, среди всех инвалидов на колясках так передвигается ничтожный процент людей. Остальные пользуются тем, что дает государство. Пример: стоимость обычной коляски – 13 000 рублей. При активном использовании уже в течение первого года она начинает разваливаться и требует постоянного ремонта. Хорошая немецкая стоит 80 000 рублей, а активного типа – от 150 000. Государство компенсирует только 54 000, то есть ты должен купить коляску сам, а потом тебе вернут часть денег.

Я смотрю на них и не могу отделаться от мысли, что вижу героев. Не люблю это слово, но иначе как героическим преодолением обстоятельств это не назовешь. Мне очень хочется помочь им поехать на соревнования в Польшу, где встретятся команды из разных стран, включая те, с которыми им придется сразиться на Европейском турнире.

Цель – попасть на Паралимпиаду в 2020 году, для этого нужно повышать свой игровой уровень. Я верю, что смогут. Несмотря на все цифры статистики, реальное положение дел и вынужденный героизм. Ведь всем хочется быть просто людьми, а не героями. Играть в регби на колясках не вопреки, а благодаря.

И мне очень хочется, чтобы люди могли выбирать, что им делать, даже если нет возможности ходить. Чтобы из дома мог выйти каждый, чтобы инклюзия была настоящей и пандусы делались не для нас – здоровых, которые, глядя на эти часто бесполезные сооружения, считали бы, что для инвалидов что-то делается, а чтобы по ним действительно можно было съезжать и заезжать. Чтобы очереди на установку подъемника в подъездах не растягивались на 5 лет, – не должно быть так, что человек не может выйти из дома в течение 5 лет. И чтобы государство смотрело на проблемы и пробелы в работе с инвалидами как на факты, цели и задачи для решения, а не стыдливо прятало реальные цифры за красивой отчетностью.

А пока приходится собирать деньги - вот так, через фонды, чтобы помочь тем, кто уже встал на свой трудный путь, пройти его до конца. Надо только помочь.

По сравнению с другими областями статистики, такими как рабочая сила, образование, женщины, пожилые люди, статистика инвалидности была недостаточно хорошо разработана и использована. Только совсем недавно страны начали признавать актуальность и значимость такой статистики для разработки более эффективной политики и программ.

И глобальные, и региональные правовые акты по инвалидности подчеркивают важность надлежащего сбора данных. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982г.), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993г.) и краеугольное соглашение по правам человека в области инвалидности - Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней, принятые в 2006 году - говорят о необходимости надлежащего сбора информации, который бы позволил защищать, поощрять и реализовывать права инвалидов. Бивакоская основа для действий на пороге тысячелетия в интересах построения открытого, доступного и равноправного общества для людей с инвалидностью в Азиатско-тихоокеанском регионе (BMF) - региональное руководство по политике для Второй Азиатско-тихоокеанской декады лиц с ограниченными возможностями - и «Бивако плюс пять», приложение к BMF, подчеркивают необходимость разработки достоверной, надежной и международно сопоставимой статистики инвалидности для создания эффективной политики и проектов по инвалидности.

Изначально статистика инвалидности задумывалась как подсчет людей, которые делятся на определенные группы - «слепые», «глухие», «колясочники» - с целью определения лиц, имеющих право на пособия. Имея очень ограниченную цель, этот категорический подход дает фрагментарную и искаженную картину инвалидности, так как он предполагает, что лица с ограниченными возможностями однозначно подпадают под несколько четко разграниченных категорий.

Однако статистика инвалидности может дать большое количество информации о жизненном опыте инвалидов, начиная с нарушений, трудностей при осуществлении и участии в деятельности, и барьеров, с которыми они сталкиваются в своей жизни. Информация об одном лице может быть экстраполирована на все население - например, для определения распространенности областей инвалидности - и далее быть разработана путем добавления демографических или иных характеристик населения, например, возраста, пола, расы и социально-экономического статуса.

При более широком понимании инвалидности статистика инвалидности может играть важную роль во всех областях политики и на всех стадиях с момента разработки и реализации, мониторинга и оценки эффективности, до анализа экономической эффективности. Политика без достоверных и надежных данных это работа вслепую, потенциально дорогостоящая и бесполезная; это политика без доказательной и научной базы. Недостоверные или неполные данные об инвалидности, которые часто встречаются в развивающемся мире, могут быть еще хуже, чем их полное отсутствие.

Ниже приводятся некоторые конкретные причины, почему национальная статистика инвалидности и базы достоверных данных об инвалидности важны для национальной политики:

Устремления Конвенции ООН о правах инвалидов, Стандартных Правил и BMF, «Бивако плюс пять» по защите и содействию реализации прав и обеспечению достоинства инвалидов без достоверных данных для мониторинга и оценки прогресса на пути к этим целям это просто красивые слова.

Информация о функциональном статусе необходима для определения потребностей, так как два человека с одними и теми же нарушениями могут сталкиваться с разными трудностями при выполнении определенных действий и следовательно иметь разные потребности, требующие разных видов вмешательства.

Данные о функциональном статусе важны для определения более широких социальных потребностей инвалидов, например, предоставление ассистивных технологий для использования на рабочем месте или при обучении или при разработке общей политики и законов.

Данные об инвалидности населения важны для мониторинга качества и результатов реализуемой политики для людей с инвалидностью. В частности, эти данные помогают идентифицировать результаты реализуемой политики, которые делают участие людей с инвалидностью во всех сферах социальной жизни от транспорта и общения до участия в религиозной и общественной жизни максимально возможным.

Наконец, при наличии достоверной и полной статистики инвалидности, государственные органы будут иметь в своем арсенале инструменты для оценки экономической эффективности политики для людей с инвалидностью, которые в свою очередь могут обеспечить доказательства, чтобы убедить правительство в их конечной пользе для всех граждан.

На международном и региональном уровнях определены четкие цели, к которым мы можем обратиться.

· Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982)

· Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)

· Конвенция о правах инвалидов и Факультативный Протокол к ней (2006).

В 2001 году в ответ на предложение, выдвинутое во время Международного семинара ООН по измерению показателей инвалидности, была сформирована Вашингтонская Группа по статистике инвалидности. С тех пор эта Группа свела представителей разных странах в работе над важными методологическими вопросами для улучшения данных об инвалидности и, в частности, облегчения сопоставимости данных по всему миру. Первичная задача Группы состоит в формулировании общих вопросов об инвалидности, которые могут использоваться в переписях населения и национальных обследованиях. Попутно, Группа предлагает руководство в части целей, которые она приняла в качестве наиважнейших целей статистики инвалидности:

· содействие в разработке и оценке программ и политики по оказанию услуг;

· мониторинг уровня функционирования среди населения; и

· оценка уровня обеспечения равных возможностей.

В региональном масштабе, важные цели статистики инвалидности были изложены в BMF (2002). BMF выделила следующие семь приоритетных направлений для правительств в Азиатско-Tихоокеанском регионе:

· организации самопомощи людей с инвалидностью и связанные с ними ассоциации семей и родителей;

· женщины с инвалидностью;

· своевременное выявление, своевременное вмешательство и образование;

· подготовка кадров и занятость, включая само занятость;

· доступность застроенной окружающей среды и общественного транспорта;

· доступ к информации, средствам связи, включая информационно-

· коммуникационные и ассистивные технологии;

борьба с бедностью на основе программ по наращиванию потенциала, развитию системы социального страхования и устойчивого обеспечения средств к существованию.

Каждое из этих направлений было частично упущено из-за отсутствия достаточных сведений о лицах с инвалидностью.

Государственная статистическая отчетность сегодня не позволяет оценить структуру инвалидов по полу, возрасту и тяжести заболевания и однозначно определить их численность. В ней, например, приводится численность пенсионеров, получателей пенсии по инвалидности; численность лиц, впервые признанных инвалидами; численность получателей ежемесячных выплат в системе социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др. показатели, которые предназначены для оценки состояния того или иного вопроса, связанного с инвалидами, но не позволяют составить цельную, ясную и согласованную картину инвалидизации населения страны.

На Рис. 6 приведены результаты расчета численности инвалидов в населении дифференцированно по возрасту и тяжести инвалидности, как в абсолютном, так и относительном исчислении.

Рис. 6.

Видно, что численность инвалидов имеет значительные возрастные колебания, вызванные демографическими волнами. При этом доля инвалидов в населении монотонно возрастает приблизительно по экспоненциальному закону, а отклонение от этой тенденции после 80 лет, по-видимому, связано с малым объемом наблюдений в этих возрастах. Если обратиться к структуре инвалидов по тяжести заболевания, то легко заметить, что во всех возрастах преобладают инвалиды второй группы, а соотношение численности инвалидов первой и третьей групп зависит от возраста. Так, до пенсионного возраста больше инвалидов третьей группы, а после пенсионного возраста -инвалидов первой группы. Оценка в 9.233 млн чел. на 16% меньше оценки Минздрава, в соответствии с которой численность инвалидов в России составляет около 11 млн чел. В этой связи следует отметить, что оценки численности инвалидов в населении, полученные по разным методикам, варьируются очень значительно, кроме того, различные источники информации оперируют разными определениями инвалидности, что также объясняет возникающие рас-хождения.

Таким образом, сегодня в России уже около 7% населения является инвалидами разной степени тяжести. Масштабы инвалидизации страны становятся более наглядными, если обратиться к приведенной на Рис. 7 динамике уровня первичной инвалидности, т.е. численности граждан, впервые признанных инвалидами. Видно, что в период с 1975 по 2010 гг. наблюдается устойчивый рост численности первичных инвалидов - ежегодно в России инвалидами становятся свыше миллиона человек.

Указанная тенденция приводит к повышению доли инвалидов в населении, однако темпы роста численности инвалидов сдерживаются за счет действия ряда факторов, среди которых особое место занимает более высокий уровень смертности инвалидов по сравнению со смертностью не инвалидов, т.е. сверх смертность инвалидов.


Рис. 7.

Вклад сверх смертности инвалидов в этот процесс иллюстрирует Рис.8, на котором приведена относительная численность инвалидов (в долях от их фактической численности в населении соответствующего возраста), рассчитанная в предположении, что смертность инвалидов и не инвалидов одинакова и равна популяционной.


Рис.8.

Расчеты проводились с использованием демографических таблиц числа лиц, впервые признанных инвалидами, в расчете на 10000 человек населения Российской Федерации, разработанных Независимым актуарным информационно-аналитическим центром на основе данных Госкомстата России о первичной инвалидности.

С возрастом разница между расчетной и фактической численностью инвалидов постоянно возрастает, и к 50 годам расчетная численность превышает фактическую более чем в два раза, приблизительно сохраняясь на указанном уровне и в старших возрастах. Заметим, что если провести аналогичные расчеты, но при этом использовать более высокую смертность у инвалидов (в зависимости от возраста сверх смертность инвалидов изменяется в пределах на 0.06 ... 0.09), то можно достигнуть равенства расчетной и фактической численности инвалидов, а соответственно получить некую оценку уровня их сверх смертности. Однако эта оценка будет приближенной, т.к. кроме смертности на численность инвалидов в населении влияет ряд дополнительных факторов, которые не были учтены в указанном расчете.

Построение точных таблиц смертности инвалидов, пригодных для проведения актуарных расчетов в области пенсионного страхования по случаю инвалидности, требует сбора специальной статистической информации и разработки специальных методов ее анализа.

Центр изучения пенсионной реформы (ЦИПР) подготовил рейтинг регионов России с повышенной социальной нагрузкой (по численности людей с ограниченными возможностями). Согласно данным, наибольший процент инвалидов – 16,2% от общего числа населения – приходится на Белгородскую область. Самое большое количество людей с ограниченными возможностями (1 592 000 человек) проживает в Москве.

По данным Росстата за 2015 год в России насчитывается 12,924 млн инвалидов. Информация по актуальной численности людей с ограниченными возможностями будет известна в январе 2017 года, когда заработает Федеральный реестр инвалидов, оператором которого выступает ПФР. В единую базу войдут данные Минтруда, Минздрава, ПФР и других ведомств. Персонифицированный учет будет вестись на базе СНИЛС.

При составлении рейтинга за основу подсчетов взяты статистические данные Росстата за 2015 год. Учитывалось количество инвалидов от общей численности населения региона. В рейтинг вошел 51 регион России, где проживает свыше 1 млн человек. Таблица условно разбита на три зоны: красную, где зарегистрировано самое большое число инвалидов (свыше 10%); оранжевую – зону средних значений (7-10%) и зеленую, где проживает менее 7% инвалидов. Почти 9% жителей страны имеют инвалидность.

В первую пятерку, где зарегистрировано наибольшее число инвалидов, вошли Белгородская область (16,2% от общего числа населения), Санкт-Петербург (15,9%), Рязанская область (13,5%), Москва (12,9%) и Чеченская Республика (12,8%). В Москве проживает наибольшее количество инвалидов, свидетельствую данные. В столице зарегистрировано 1,592 млн человек.

Самый низкий процент инвалидности зафиксирован в Ханты-Мансийском автономном округе – 3,5%. Из 1,625 млн населения инвалиды составляют 57 тыс. человек. По 5% и 5,4% имеют Тюменская и Астраханская области соответственно. По 5,9% инвалидов проживает в республике Крым и Томской области. Также «ниже среднего» — уровень инвалидности в Саратовской, Челябинской областях, Приморском, Хабаровском и Красноярском крае.

Регион

Численность инвалидов

Численность населения

% инвалидности

Белгородская область

Санкт-Петербург

Рязанская область

Чеченская Республика

Тамбовская область

Липецкая область

Курская область

Оренбургская область

Кировская область

Тульская область

Владимирская область

Ярославская область

Воронежская область

Нижегородская область

Вологодская область

Ульяновская область

Иркутская область

Брянская область

Республика Дагестан

Кемеровская область

Пермский край

Тверская область

Ивановская область

Забайкальский край

Ростовская область

Архангельская область

Калужская область

Алтайский край

Ставропольский край

Республика Татарстан

Пензенская область

Волгоградская область

Краснодарский край

Самарская область

Республика Башкортостан

Удмуртская Республика

Свердловская область

Омская область

Новосибирская область

Чувашская Республика

Красноярский край

Челябинская область

Хабаровский край

Приморский край

Саратовская область

Томская область

Республика Крым

Астраханская область

Тюменская область

Ханты-Мансийский АО — Югра