Структурное сознание. Сознание: понятие, компоненты, сферы и функции

Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, па мять). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и.направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично показать в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (рис. 18.1).

Рис. 18.1. Структура сознания: 7 — блок познавательных процессов; 2 — блок различения субъекта и объекта; 3 — блок эмоций и чувств; 4 — креативный блок; 5 — блок формирования временной картины мира; 6 — блок целеполагания

Помимо изложенной выше, можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека.

Например, в основу структуризации сознания можно положить:

Масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание);

Компоненты сознания (познание, переживание, отношение);

Типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства);

Его свойства (константность, целостность, активность) и т. д.

Однако с нашей точки зрения рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (рис. 18.2).

Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны па рис. 18.3.

С точки зрения материалистической науки между сознанием чело века и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (рис, 18.4).


Первый и второй тин взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им,

Рис. 18.2. Уровни общественного сознания

Рис. 18.3. Основные формы общественного сознания по затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану.

Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся — четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания — самосознание,

Рис. 18.4. Схема взаимодействия сознания с материальным миром

Функции сознания человека

Исходя из структуры сознания, изображенной на рис. 18.1, мы можем вывести основные его функции (рис. 18,5).

Рис. 18.5. Основные функции сознания человека

Кратко охарактеризуем каждую из них:

- Отражательная. Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует па мять.

- Оценочная. Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

- Креативная. Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

- Рефлексивная . Разновидностью сознания является самосознание - процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания чело века сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

- Преобразующая. Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

- Времяобразующая. Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Свойства сознания человека

Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер. Эти свойства отражены в табл. 18.1.

Таблица 18.1. Свойства сознания человека

Свойство Описание свойства
Активность Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающей мир
Избирательный характер Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями)
Обобщенность и отвлеченность Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутом конкретных объектов действительности
Целостность Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения)
Свойство Описание свойства
Константность Относительная устойчивость, не изменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности
Динамичность Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и вновых свойствах личности
Искаженность Сознание всегда отражает действительность в иска женном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия, и установками личности)
Индивидуальный характер Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания:, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
Способность к рефлексии Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди

В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие, как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С нашей точки зрения эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии - науки, тяготеющей к опытному знанию. Тем не менее, попытаемся определить эти «эмпирические» характеристики (рис. 18.6).

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

Структура сознания хорошо представлена А. В. Ивановым в виде круга, состоящего из четырех частей – каждая из которых является отдельной сферой сознания.

- сфера телесно-перцептивных способностей - к этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

- логико-понятийные компоненты сознания - с помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.

- эмоциональная компонента сознания - это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Сюда относятся: 1) инстинктивно-эффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.). Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия».

- ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонента сознания . Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами.

Указанные компоненты сознания дополняются уровнями сознания , которых в современной философии и психологии принято выделять три – бессознательное, осознаваемое и сверхсознательное.

В бессознательное традиционно включают совокупность телесных ощущений и влечений, а также инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы, которые находятся вне поля осознания и контроля со стороны нашего «Я». При этом бессознательное может быть как индивидуальным, так и коллективным. Важный вклад в разработку последнего внес швейцарский психолог К.Г. Юнг в своей концепции архетипов коллективного бессознательного, т.е. относительно устойчивых образно-символических структур, определяющих и канализирующих протекание наших бессознательных процессов.

Сфера осознаваемого представляет собой динамичное единство некоторых телесно-перцептивных способностей, а также логико-понятийные средства осмысления действительности. Это определенный набор знаний и оценок, реализуемых в поступках, подконтрольных нашему «Я».

К феномену сверхсознательного принято относить объективные и сверхвременные процессы и акты сознания, такие как категории, обеспечивающие возможность порождения и понимания любых смыслов (пространство, время, движение, качество, количество), устойчивый каркас знания как такового (напр. математические истины, логические правила, законы природы, всеобщие нравственные, эстетические и социальные ценности), творческие озарения. В сфере сверхсознательного проявляется свойство сознания восходить от индивидуальных форм к формам коллективным, т.е. не зависеть от предпочтений и пристрастий отдельных людей.

Сознание как внутренний мир человека имеет свою структуру. Чтобы ее рассмотреть, следует прежде всего обратить внимание на следующее обстоятельство. Нередко понятие «сознание» отождествляется с понятием «психика человека». Это ошибка. Психика - более сложное образование (схема 6.6), включающее две сферы отражения - сознание и бессознательное.

Схема 6.6. Структура психики человека

Концепцию бессознательного впервые сформировал немецкий философ XVII-XVIII вв. Г. Лейбниц. В работе «Монадология» он характеризовал бессознательное как низшую форму духовной деятельности. Позже английский мыслитель XVIII в. Д. Гартли связал бессознательное с деятельностью нервной системы человека. С позиции иррационализма пытался объяснить бессознательное А. Шопенгауэр. Но особое внимание этой проблеме уделил 3. Фрейд. Он считал, что бессознательное - совокупность психических явлений, состояний и действий, которые находятся вне сферы разума. К бессознательному относят в первую очередь инстинкты - совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются вследствие продолжительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа.

К структуре бессознательного причисляют также интуицию и автоматизмы , которые могут зарождаться в сфере сознания и со временем проникать в сферу бессознательного. Интуиция - знание, которое возникает без осознания путей и условий его получения через непосредственное чувственное созерцание или умозрение. Автоматизмы - сложные действия человека, которые, первично появляясь под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают характер бессознательных. Бессознательными также являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п. Благодаря подключению бессознательного к психической деятельности нагрузки на сознание уменьшаются, а это, в свою очередь, расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Подсознательное - особый пласт, или уровень, бессознательного. К нему относят психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часто возникают противоречия, иногда конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достичь гармоничного единства. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, особенности творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В них значительной или даже определяющей силой человеческого поведения считаются разные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и др. Известными представителями иррационализма являются Артур Шопенгауэр (Германия), Сёрен Кьеркегор (Дания), Фридрих Ницше (Германия), Эдуард Гартман (Германия), Анри Бергсон (Франция), Зигмунд Фрейд (Австрия), Мартин Хайдеггер (Германия). 3. Фрейд, в частности, строил свою модель поведения человека на представлении о господстве в человеческой психике половых влечений, которые вступают в конфликт с сознанием и в результате этого подчиняют его себе. Однако большинство философских школ занимают другую позицию. Они считают, что ведущим началом в человеческой психике является сознание, которое «питая» и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека.

Структура сознания. Какую же структуру имеет само сознание? Структура сознания в значительной мере весьма условна. Дело в том, что элементы сознания тесно взаимосвязаны. Однако при всей условности в сознании можно выделить следующие элементы.

Первым элементом является знание. Это главный компонент, ядро сознания, средство его существования. Знание - понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может «охватить», осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания. Знание предопределяет такие свойства сознания, как возможность предметной деятельностью целеустремленно «создавать мир», предусматривать ход событий, проявлять творческую активность. Иными словами, сознание - отношение к действительности в форме знаний с учетом потребностей человека.

Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции. Человек познает окружающий мир не с холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствия, увлеченности или негодования. Он переживает то, что отражает. Эмоции или стимулируют, или тормозят осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, более легко запоминается. Но иногда «радужное» восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые особенно отрицательные эмоции негативно сказываются на ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком происходящего. Высшим уровнем эмоций являются духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются вследствие осознания связей личности с наиболее существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувства характеризуются предметным содержанием, постоянностью, независимостью от реальной ситуации. Эмоциональная сфера существенно влияет на все проявления сознания человека, выполняет функцию основы его деятельности.

Третьим структурным элементом сознания является воля - осознанное, целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направить свои психические и физические силы на решение задач, которые возникают в его деятельности и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком - первая и наиболее важная школа формирования воли.

Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь цели; без целесообразной деятельности нет воли. Воля - осознанное стремление и побуждение к действию. Однако для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то стремится, а куда и зачем - сам не знает. Такая подсознательная регуляция осталась у человека от животных.

В структуре сознания следует упомянуть и такой элемент, как мышление. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т.п. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается путем прикосновения и что нельзя почувствовать. Мышление дает нам знание о существенных свойствах, связях и отношениях. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов.

К структуре сознания относятся также внимание и память. Внимание - форма психической деятельности человека, которая проявляется в направленности и сосредоточенности на определенных объектах. Память - психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозге индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Физиологической основой запоминания являются образование и закрепление временных нервных связей в коре главного мозга. Последующее оживление нервных связей дает воспроизведение запомненного материала, а торможение этих связей ведет к забыванию.

В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание. Самосознание - осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иными словами, это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий и т.п.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет свою самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек - самооценивающее существо, которое без этого характерного действия не смогло бы определиться и найти свое место в жизни.

Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира началось от Сократа , с его максимы «Познай самого себя». В процессе становления философии как специфического знания о мире и человеке сложился взгляд на деятельный, неспокойный характер души, диалогичность и критичность разума относительно самого себя. По Платону, деятельность души - внутренняя работа, которая имеет характер беседы с самим собой. Размышляя, душа постоянно разговариваете собой, спрашивает, отвечает, утверждает и возражает.

Таким образом, самосознание - важное условие постоянного самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить следующие элементы: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание в целом тесно связано с рефлексией. В философской литературе под рефлексией понимается обращение сознания (мышления) человека на самого себя, его размышление над своим психическим состоянием, полное сомнений и противоречий. Вот почему, на наш взгляд, рефлексию можно рассматривать как деятельность самосознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Понимание человеком своего внутреннего состояния, способность к самоконтролю приходят не сразу. Самосознание наряду с такими духовными элементами личности, как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результаты. Уровень сознания в значительной мере зависит от того, какие требования ставятся перед личностью и какие социальные ценности культивируются в данной среде. Основным требованием здесь выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их последствия.

Функции сознания. Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают сознанию ряд жизненно важных для человека функций (схема 6.7).

Главной функцией сознания является познавательная, или отражательная, т.е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Как познавательная деятельность, сознание начинается с чувственного, образного познания и восходит к абстрактному мышлению. На этапе чувственного (эмпирического) познания накапливается разнообразный фактический материал, который потом обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая таким образом в сущность наиболее сложных явлений и устанавливая объективные закономерности, которым они подчинены. Эта функция является всеохватывающей, а из нее происходят все другие. Познавательная функция имеет не пассивный, а активный, эвристический характер, т.е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности.

Схема 6.7. Функции сознания

Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Ее сущность заключается в том, что в памяти человека накапливаются знания, получаемые не только из непосредственного, личного опыта, но и полученные современниками или предшествующими поколениями людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воссоздаются и служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем легче ему принять оптимальное решение.

Еще одной функцией является аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с одной стороны, выступает формой объективного отражения, формой познания действительности, независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью сознания как познавательной деятельности является получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает проявление субъективного отношения к действительности, ее оценку, осознание своего знания и себя. Результат и цель ценностного отношения к миру - постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требуют в основном только ясного выражения знания, соблюдения логических схем оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требуют личных усилий, собственных раздумий и переживания истины.

Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели). Целеустремленность - сугубо человеческая способность, которая выступает кардинальной характеристикой сознания. Цель - идеализированная потребность человека, нашедшего свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельности человека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества и восходят к высшим формам проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность объясняется неудовлетворенностью человека миром и потребностью изменить его, придать ему такую форму, которая необходима человеку, обществу.

Высшие возможности сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной) функции. Целеустремленность, т.е. осознание того «для чего» и «ради чего» человек осуществляет свои действия, - необходимое условие любого сознательного поступка. Реализация цели предусматривает применение определенных средств, т.е. того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, чего природа до него не порождала. Он создает принципиально новое, строит новый мир. Поэт Николай Заболоцкий по этому поводу сказал так:

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.

Масштабы, формы и свойства преобразованных и созданных людьми вещей продиктованы потребностями людей, их целями; в них воплощены человеческие замыслы, идеи.

Очень важной функцией является коммуникативная (функция связи). Она обусловлена тем, что люди участвуют в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация). Следует иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах и т.п.) изложены не знание, а лишь информация. Чтобы информация стала знанием, она должна быть субъективирована. Вот почему распространение печатного слова является условием, но не гарантией того, что изложенная информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знание, - субъективное достояние.

Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основании оценки факторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит в порядок действия человека, а затем и действия коллективов. Регулятивная функция сознания зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных мотивов поведения и деятельности людей имеет важное значение. По мере того, как идеи приобретают побудительную силу, человек совершает поступки сознательно, целеустремленно, по своему убеждению. Исполнительная регуляция приводит деятельность людей в соответствие с их потребностями, обеспечивает соразмерность цели и реальных средств ее регуляции.

Таковы главные функции сознания. Только гармоничное их развитие дает в конечном результате поистине целостную в интеллектуальном и духовном планах личность.

К началу XXI в. ученые много сделали для того, чтобы переложить отдельные функции интеллекта на информационные машины. Уже сегодня компьютеры выполняют сложные работы: переводят с одного языка на другой, управляют самолетами, ведут поезда, играют в шахматы, даже осуществляют некоторые логические операции, присущие человеческому мозгу. Возникает вопрос: нельзя ли создать такую машину, которая была бы способна заменить человеческий разум?

С точки зрения технических возможностей, действительно, не следует устанавливать пределы усовершенствования информационных машин. Тем не менее аналогия между операциями, которые осуществляют машины, и теми, что происходят в мозгу человека, не дает оснований считать машины способными к мышлению. По существу машина воссоздает лишь один аспект нашего мышления - формально-логический, в то время как реальное мышление человека - это воля, эмоции, интуиция, мечта, фантазия и другие составные. Богатство внутреннего мира человека - следствие богатства и разносторонности его общественных связей. Поэтому, чтобы полностью смоделировать сознание человека, его структуру и все функции, недостаточно воспроизвести только структуру мозга. Для этого нужно было бы воссоздать весь исторический путь развития человека, обеспечить его всеми потребностями, в том числе потребностями политическими, моральными, эстетическими. Все это свидетельствует об ограниченных возможностях современных кибернетических устройств в решении сложных познавательных задач. Они являются не более чем средствами механизации и автоматизации тех сторон интеллектуальной деятельности, которые связаны с четкими правилами переработки информации. Но в этом и состоит их огромное значение.

Сознание является высшей функцией психики , которая присуща только человеку.

С его помощью индивид планирует свою жизнь, оценивает окружающую действительность, получает знания. Сознание имеет определенную структуру и .

Определение понятия

Психологи и философы выделяют два аспекта психики, которые делают человека человеком.

Это сознание и самосознание. Под сознанием понимают высшую степень отражения действительности и управления жизнедеятельностью.

При помощи сознания человек контролирует свои психические функции, формирует модель внешнего мира, познает и оценивает все, происходящее с ним и вокруг него.

Важнейшим элементом сознания является самосознание . Под ним подразумевается понимание индивидом самого себя как объекта мира, формирование образа своего «Я», представлений о себе.

Наиболее быстро и бурно развитие сознания и самосознания проходит в подростковом возрасте , когда человек активно ищет себя, свой стиль, определяет свое место в жизни. В этот же период формируются и нравственные принципы.

Таким образом, в сознании выделяют следующие формы:

  • самосознание;
  • разумность — соотношение себя и своих понятий с миром;
  • рассудок — мыслящее сознание;
  • духовность — высшая степень сознания.

Существует множество теорий о сознании . Например, Фрейд считал, что каждое событие и переживание человека определяется сознательным и бессознательным.

В области бессознательного находится сексуальная и агрессивная стороны личности, а также те события, которые индивид намеренно вытеснил из своей памяти и разума. Когда бессознательное пытается «прорваться» в сознание, у человека возникает .

С точки зрения идеализма, сознание всегда первично. Мир не может существовать вне его восприятия человеком.

Материализм считает сознание свойством высокоорганизованной материи. Оно не просто отражает существующую действительность, но и управляет ей.

Функционализм определяет сознание как функцию, то есть человек, пребывая в сознательном состоянии, выполняет определенные функции. На этом построен искусственный интеллект .

Структура

Что входит в структуру сознания? В психологии выделяют важные структурные компоненты сознания:

  • бытие;
  • рефлексия;
  • самосознание.

Оно выполняет следующие функции :

  1. Отражение . Сюда относятся способность индивида познавать, воспринимать, запоминать и хранить информацию.
  2. Рефлексия . Это возможность осознавать себя как объекта мира, понимать свое «Я».
  3. Преобразование . Человек способен ставить перед собой цели и достигать их.
  4. Креатив . При помощи разума личность проявляет воображение и творческий потенциал.
  5. Оценка . Сюда относятся .
  6. Коммуникация . Личность передает свои знания при помощи определенных знаков. То есть сознание не может существовать без общения.
  7. Времяобразование . Это целостная картина мира, содержащая в себе воспоминания о прошлом, понимание настоящего и будущего.

    Именно это свойство является главным .

Согласно современной психологии, в структуре сознания содержатся следующие компоненты:

С точки зрения масштаба, сознание бывает личным и общественным. В личное входят все описанные выше структурные компоненты.

Исходя из этого, можно выделить следующие формы общественного :

  • религиозная;
  • морально-этическая;
  • правовая;
  • политическая;
  • экономическая.

Таким образом, на общественное сознание оказывают влияние религия, законы, экономика, политический строй и нормы морали, принятые конкретным обществом.

Стадии и функции самосознания

Самосознание — это восприятие личностью себя, понимание своего отличия от других, осознание своих потребностей, эмоций, чувств, переживаний.

Самосознание выполняет следующие функции:

В своем развитии самосознание проходит следующие ступени :

  1. Природная . Ребенок учится различать и воспринимать ощущения и воздействия на него внешних факторов при помощи сенсомоторного интеллекта.
  2. Социальная . Человек воспринимает себя, оценивает и сравнивает с другими.

    На этой ступени появляется самоуважение и воля.

  3. Личностная . Индивид понимает причины своих поступков, оценивает возможности дальнейшего развития.

Таким образом, психологическая структура самосознания состоит из следующих компонентов :

  • самопознания;
  • самоконтроля и саморегулирования;
  • самооценки;
  • самопринятия;
  • самоуважения.

Стадии развития :

Теория Фрейда кратко

Зигмунд Фрейд стал основоположником теории о . Согласно его утверждению, сознательна лишь очень маленькая часть психики человека, остальная остается за пределами сознания .

К бессознательному относится сексуальная сфера, агрессивная сторона личности, чувство голода. На них человек никак не может повлиять.

Хотя грань между осознанным и бессознательным весьма условна. Некоторые моменты могут уходить в бессознательное и возвращаться при определенных обстоятельствах.

Бессознательное формируется в подкорковом слое, а осознанное — это результат деятельности коры головного мозга. Бессознательное также способно воспринимать и перерабатывать информацию , но человек не осознает этих процессов.

Таким образом снимается нагрузка с интеллекта, индивид имеет возможности для занятия творческой и умственной деятельностью.

В сферу бессознательного попадают переживания, психотравмирующие события, запретные желания, постыдные поступки, то есть все то, от чего человек пытается избавиться.

Но «спрятанные» моменты все же влияют на поступки, эмоции, переживания индивида.

Они могут под воздействием внешних факторов прорываться обратно в сознание , образуя чувство тревоги.

По утверждению Фрейда, человеком движет его сексуальный инстинкт. Социальные нормы и общественная мораль формируют «сверх Я» человека.

С их помощью запретные желания преобразуются в те поступки, которые допустимы в данном обществе. Однако, в человеке всегда будет происходить борьба сознательного и бессознательного.

В неофрейдизме понятие бессознательного углубляется, появляется термин «коллективное бессознательное».

В отличие от личностного, коллективное присуще для всех людей, относящихся к определенному обществу. Оно формируется опытом, накопленным поколениями.

Личностное выходит из коллективного, обеспечивая полноценное существование психики человека.

Концепция Леонтьева

Теорию структуры человеческого сознания представил советский психолог А.Н. Леонтьев.

Он создал теорию деятельности , работал над вопросами эволюционного развития памяти, внимания, мышления.

По Леонтьеву, сначала сознание представляет собой психический образ, который открывает перед человеком мир вокруг него. Затем в предмет сознания включается и деятельность индивида.

Он осознает действия окружающих, а через них и свои собственные. Люди взаимодействуют с помощью слов, жестов. После этого человек способен формировать образы в уме .

Таким образом сознание начинает существовать отдельно от чувств и управлять ими.

По теории Леонтьева сознание состоит из:

  1. Чувственной ткани. У личности создается конкретный образ реальности. Она может быть воображаемой или всплывающей в памяти. Эти образы становятся означимыми, что свойственно только человеку.
  2. Значения . Это те способы, при помощи которых человек познает мир. Значение может быть объективным и субъективным, то есть принимающим личностный смысл.
  3. Личностного смысла. Это то, что конкретный предмет или явления значат для самого индивида. Таким образом смысл делает сознание пристрастным.

Сознание — эта форма, отражающая действительность на высшем уровне, а не на уровне инстинктов. Оно свойственно только человеку и помогает ему оценивать окружающую действительность, формировать поведение, нравственные нормы и принципы.

О структуре сознания в этом видео:

Анализ сознания предполагает выделение основных компонентов, которые входят в его структуру. Еще Платон, анализируя душу, раскрыл ее внутреннюю структуру, вычленив тройственный состав души: высшая часть – разумное начало, средняя – волевое начало, низшая часть души – чувственное начало. Учение Платона о трехчастном составе души прочно вошло в европейскую традицию.

В структуре сознания на основе психологических исследований можно выделить такие основные компоненты, как рационально-мыслительную, эмоционально-чувственную и волевую сферы .

К. Маркс назвал знание способом существования сознания. Процесс получения знания, познание, обеспечивается мышлением во всех его формах. Но сознание представляет собой не только знание, а единство знания и его переживания, представленное в эмоциях и чувствах. Эмоции и чувства как компонент сознания характеризуются тем, что выражают состояние человека и его отношение к себе, к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает, а также его отношение к миру. В структуру сознания входит воля как универсальный регулятор сознательной деятельности человека, универсальная побудительная способность и мотивация деятельности.

В структуре сознания могут быть выделены и другие компоненты в зависимости от уровня их осознаваемости.

Уровень бессознательного. Бессознательное и подсознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но актуально человеком не осознаются.

Бессознательное начало так или иначе представлено во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека: ощущениях, восприятии, памяти, мотивации, речи и т.д. Бессознательное находится в постоянном взаимодействии с сознанием.

Уровень сознания представляет вся совокупность психических процессов, в отношении которых осуществляется субъективный контроль, все, что становится для индивида объектом осознания. Можно сказать и так: сознание – это уровень психики человека, на котором он отдает себе отчет о происходящих с ним и вокруг него процессах.

Уровень сверхсознания . К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий на основе определенных психотехник. На уровне сверхсознания человек способен управлять физиологическими реакциями тела, изменять состояния сознания. Иногда этот уровень называют расширенным сознанием.

Заметим, что выделение различных компонентов в сознании человека обусловлено его сложностью. В сознании нет жестких границ между его уровнями и компонентами. Сознание функционирует как единое целое.

Сознание, являясь собственно человеческой формой психического начала бытия, выполняет ряд важнейших функций.

Первейшей функцией сознания является познание как процесс получения знания о внешнем и внутреннем мире, без которого немыслимо бытие человека. Сознание включено во все познавательные процессы – восприятия, представления, мышления, памяти – и организует их.

Сознание выполняет функцию регулирования поведения и деятельности человека, что предполагает формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов.

В сознание человека также включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. К. Маркс писал: "Мое отношение к моей среде есть мое сознание". Отношение человека к знаниям о мире и к самому миру выражается в оценивании их, что составляет аксиологическую функцию сознания.

Без сознания невозможно творчество. Креативная функция сознания заключается в мыслительном конструировании принципиально нового. Творчество представлено в разных видах: изобретательство, художественное творчество, научное творчество и т.д. Сознание может предвосхитить будущее, при этом создается то, что не имело аналога в действительности.

Таковы важнейшие функции сознания. Все они взаимосвязаны и в своей совокупности создают внутренние предпосылки социальной активности сознания и самого человека.