Тексты для сжатого изложения. Сжатое изложение Кто из людей не испытывал наслаждения сжатое

Приложение

ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ «ПОАБЗАЦНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТА»

1.1 . Люди разные. Одни видят в природе нашу колыбель и обитель, другие все пытаются захватить, переиначить, не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, присваивая это право исключительно только себе…

Нами погублено множество ни в чем не повинных существ. Возьмите самый наглядный пример - стеллерова корова. Питалась водорослями. А вес достигал трех с половиной тонн! А где она, эта корова, сейчас? Нету! Ни одного экземпляра! Но это не все. Увлекаясь достижением исключительно материальной пользы, мы можем лишать себя пищи не менее важной. Ведь жизнь человеческая заключается не только в том, чтобы есть, одеваться. Еще несколько десятилетий назад мало кому приходило в голову, что многие из нас будут стремиться выехать на как можно более дикую природу, чтобы насладиться ее красотой…

Еще в период завоевания Америки пришельцами из Европы возникло два противоположных подхода к природе. Европейцы полагали, что с природой необходимо бороться и безжалостно истреблять в ней все бесполезное людям. Индейцы же считали, что великий дух не создал в природе ничего лишнего и каждое существо должно брать лишь то, что нужно для ежедневного пропитания. Эти два мнения бытуют среди людей и сейчас. А состояние природы сейчас таково, что все больше ученых склоняется к тому, что правы все-таки индейцы(По Ю.Аракчееву).

1.2. Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.

Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки ионизированного воздуха

В лесах вы дышите воздухом, который в 200 раз чище и здоровее воздуха города. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчетной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов. (По К.Паустовскому)

1.3 . Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц – никогда. Птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.

Самая богатая музыка – музыка природы. Один канадский композитор ввел специальное понятие –«звуковой ландшафт». По его мнении., для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в елках- они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои «голоса», разные днем и ночью.

Природа не производит шума. Рев бури, шелестящий лист, скороговорка дождя – во всем этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рев водопада – вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность. (По В.Борейко)

1.4. Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далеким предкам дерево напоминало человека. его ствол казался туловищем, корни –ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нем шло движение живительных соков – точно так же, как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твердость.

Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же ее страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, человек может избрать в своей жизни как путь добра. так и путь зла. Об этом и думает верующий человек. когда видит изображение дерева на иконах.

Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские поэты и художники оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом. (По А.Камкину).

2.1. Трудно найти человека, который не любил бы зверей. Птиц, рыб. Но вот в чем проблема: любить мы предпочитаем издалека, заочно. И в то же время чуть ли не на каждом шагу вносим свой вклад в уничтожение дикой природы. Простой пример: многие предпочитают провести выходной день с удочкой на реке. Что делаете вы, когда на крючок попадается слишком маленькая рыбка? Отпускаете в воду. Предварительно разорвав ей рот при извлечении крючка. И не видите, как она всплывает вверх брюхом дальше по течению. А опытный рыбак изначально подбирает такие крючки, чтобы мелочь не могла их проглотить.

Другой пример: вы завели другую живность поэкзотичней – скажем, ежа. Но вот выясняется, что новый член семьи ведет ночной образ жизни и топает по квартире. Нарушая сладкий сон хозяев. Что происходит после этого «открытия»? немного повздыхав, вы относите животное в близлежащий парк и выпускаете его. Но еж не может там жить: слишком много людей гуляет среди деревьев, нет грибов, ягод, выгребается палая листва. В результате «игрушка» погибает через несколько дней.

Таких примеров можно привести множество. И все это происходит лишь потому, что нарушается простой жизненный принцип: если можешь, не причиняй беспокойства другим. Великий французский писатель Экзюпери вложил в уста одного из своих героев мудрые слова: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Гордясь своим разумом и силой. не следует забывать о том, что человек, в сущности, лишь недавно перешагнул тонкую грань, отделяющую его от животных. И не абсолютный разум у нас, а только первые проблески его.

Чтобы лучше осознать необходимость защиты природы, мы должны определить, чем же мы обязаны животному миру, кроме того, что сами являемся его представителями.(По А.Агееву)

2.2. Много во Вселенной удивительных планет, но одна совершенно сказочная. Когда на верхней ее половине лето, на нижней – зима. Если справа день, то слева – ночь. Сверху и снизу венчают планету два пятна: куда ни посмотри с одного-все будет юг, а с другого – все север. И есть океан. Где встречаются восток и запад. И в какую бы сторону ни пошел, всегда вернешься назад. А если на планету взглянуть со стороны – удивительной красоты перламутровый шар сияет над бездной.

Ученые сейчас упорно копаются в лунной пыли, пытаясь найти в ней хоть признаки жизни. Если бы так же трепетно относились мы к жизни на нашей Земле! Зачем человеку тигр? На что надеется цветок? О чем свистят дикие крылья?

Все мы на иждивении у природы – и телом, и духом. Спешим в лес непременно за чем-то: за грибами, за ягодами, подышать. Встретиться с тайной и красотой. И природа нам верно служит. Служила питекантропу, служит и современному человеку. И вместо благодарности мы пытаемся скрутить ее в бараний рог. А зачем? Только потому что она безропотная и поддается.!

Природа много значит в нашей жизни: она нас поит, кормит, одевает и радует. Человек будущего – конечно же – станет беречь каждое живое существо. Хотя бы потому, что радости духа станет ставить выше радостей живота. Для живота мы вывели молочных коров, мясных свиней, яйценоских кур. А в диком лебеде, журавле, олене, тигре, соколе, в тысяча других удивительных и прекрасных существ проявилась творческая линия дикой природы.

Мы все создаем для чего-нибудь. Стоит взглянуть на дело человеческих рук – и сразу понятно, это затем-то и для того-то. Нами движет необходимость. А что движет природой? Какая цель и какой смысл в ее созданиях. Зачем птица? Для чего дерево? Звери, насекомые, рыбы. Сами по себе…(По Н.Сладкову.)

2.3. Родину, как и родителей, не выбирают. Она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, провинцией в этом случае может оказаться и большой город, но цент по-прежнему там, на нашей «малой » родине. Ее сменить нельзя.

«Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправит ошибки родительного воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле. О красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь потом соотносим с этими изначальными образами и понятиями.

Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я верю, что в моем писательском деле Ангара сыграла не последнюю роль: когда-то я вышел к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины. Художником человек становится лишь тогда, когда свои собственные чувства соединяет с общим природным и народным чувством, в которые я верю не меньше, чем в совесть и истину, и в которых они, быть может, и проживают. Я это еще и к тому говорю, что разрушенная отнюдь не сыновьим хозяйничанием родина приводит и к духовному, и к физическому разрушению человека. Это вещи одного порядка.

Конечно, «малой» родиной может быть и большой город, вернее, какой-то милый сердцу район города. У Булата Окуджавы - это старый Арбат, у Юрия Нагибина – Армянский переулок. Черты «малой» родины и дух ее в творчестве писателя заметны всегда. Поэтому «малая» родина – это не только природа в деревне и история в городе, но еще и взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определенные склонности, вынесенные из самой земли ее вместе с ее солью. Это «родимые» пятна каждого человека, и в писателе они видны в особенности… (По В.Распутину)

2.4. В жизни каждого человека обязательно должна быть одна собака. Собака, которая спасла его от опасности, собака, которая скрасила одиночество или просто пробудила к жизни скрытые силы. Нежные и трепетные, необходимые, как воздух, насущные, как хлеб,- силы любви ко всему живому Может быть в жизни человека собака побитая, обиженная…

В моей жизни собака – это новый, с ее помощью открытый горизонт жизни. Новая запевшая струна. Новая возникшая краска. Это самоуглубление. Новые переживания, новые страдания и радости. Собака должна сослужить еще одну службу человеку – она должна пробудить в сердце ребенка доброе чувство. Это не мое открытие. Это дивное открытие народа, многих народов. Я открыл открытое. Открыл для себя заново, и эта новизна как бы вдохнула новые силы, омолодила.

Пробуждение доброго. Это процесс тонкий, требующий большого участия всех общественных сил. Ведь доброе может так и не пробудиться. Может, пробудившись, погибнуть. На первых порах это чувство слабое, хрупкое. Но если помочь ему взойти, дать ему окрепнуть, оно станет великой силой.

Тот, кто любит собак, тот сильнее любит людей. В человеке не может быть две жестокости. Жестокость одна. Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Добро, как и зло, неделимо. Оно едино даже в самых своих сложных проявлениях.

Академик Павлов поставил памятник собаке за то, что она помогла ему сделать величайшее открытие. Может быть, со временем у нас появятся еще памятники и другим собакам. Например, памятник собакам, охраняющим границу, или собакам- минерам, санитарам, связным и тем, кто шли со взрывчаткой на спине навстречу фашистским танкам. А может быть, один из памятников будет воздвигнут нашему четвероногому другу за то, что он помог разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому. (По Б.Емельянову)

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ

1.Прочитай текст внимательном. 2.Прочитай первый абзац вслух своему партнеру. 3.Попытайтесь вместе ответить на вопрос: о чем говорится в абзаце? Найдите ключевые слова, озаглавьте абзац. 4.Запиши заголовок первого абзаца в тетрадь. 5.Поменяйтесь ролями и приступайте к работе со 2 текстом в той же последовательности. 6.После окончания работы с абзацем 2 текста, найди второго партнера, перескажи ему содержание первого абзаца своего текста, проработай второй абзац в том же порядке, что и первый. 7.Текст второго партнера изучайте по схеме, изложенной в пунктах 3-6. 8. После окончания работы над темой подготовься, используя план, к выступлению в малой группе или перед классом.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ПО ТЕКСТАМ:

В итоге у учащихся в тетрадях появятся примерные планы по тексту №1:1)Люди бывают разные. 2)Погублено множество ни в чем не повинных существ. 3)Два противоположных подхода к природе Домашнее задание может быть следующим: по этим текстам написать или сжатое изложение, или сочинение-рассуждение по исходному тексту с использованием аргументов из остальных текстов.

Нужно сжатое изложение. Кто из людей не испытывал наслаждения, внимания вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц-никогда. птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты. Самая богатая музыка-музыка природы. Один канадский композитор ввёл специальное понятие -"звуковой ландшафт". По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках-они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои "голоса", разные днём и ночью. Природа не производит шум. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя- во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада-вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность .

От свободы и инерции людей

Все пороки имеют свой естественный предел, который они не могут пересечь: два человека, может быть, даже десять, могут бояться одного; но если тысяча, если миллион, если тысяча городов не справится с одной, то это не трусость; она не заходит так далеко; так же, как храбрость пока не распространяется, что один человек штурмует крепость, атакует армию, покоряет королевство. Итак, какое чудовище порока состоит в том, что это даже не заслуживает названия трусости? что не находит имени, потому что природа не сделала такой противный, потому что язык отказывается произносить его?

Ответ оставил Гость

Кто из людей не испытывал наслаждения, внимания вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи?Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.Один канадский композитор ввёл специальное понятие-"звуковой ландшафт". По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках-они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя- во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада-вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность.(не сильно сократила...ну так думаю сойдет...

Поставить пятьдесят тысяч вооруженных людей с одной стороны и столько же - с другой; устроить их для битвы; они станут обычными: одни будут свободными людьми, борющимися за свою свободу, другие выйдут, чтобы ограбить их от них: кому из них, по-видимому, будет обещана победа? Что, как думаешь, будет мужественно сражаться? Те, кто взамен за свои труды, надеются сохранить свою свободу, или те, кто не может ожидать какой-либо другой цены за трюки, которые они налагают или получают, чем рабство других?

У некоторых всегда есть счастье в их прошлых жизнях, ожидании подобного процветания в будущем; им не имеет большого значения для них, что они переживают в короткий промежуток битвы, как то, что они, их дети и все их потомки должны терпеть навсегда. У других есть только небольшая желательность, чтобы обманывать себя, что ослепляет себя от опасности, которая, однако, не может быть столь пылкой, но должна выходить с самой маленькой каплей крови, которая течет из их ран. Подумайте о знаменитых сражениях Мильтиада, Леонида, Фемистокла, которые были побеждены две тысячи лет назад и до сих пор живут так недавно в памяти книг и людей, как будто они сделали свой след в Греции для спасения греческого народа и всего мира имело место; Что, как считается, не давало власти столь маленькой группы, как греки, но мужество, чтобы противостоять натиску стольких кораблей, которые изменило ими лицо моря; преодолеть так много народов, которые поднялись в таких огромных массах, что отряд греков не мог даже поставить капитанов в вражеские армии?

МБОУ Алексеевская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области

учитель русского языка и литературы высшей категории

Почему мы ничего не знаем о своем тонком теле?

По правде говоря, совершенно бессмысленно спорить о том, является ли свобода естественной, поскольку нельзя держаться в рабстве, не делая его неправым, и поскольку ничто в мире не противоречит природе, как несправедливость. Поэтому остается сказать, что свобода естественна, и, на мой взгляд, мы рождаемся не только во владении нашей свободой, но и в стремлении ее защитить. Если мы можем сомневаться в этом, и если мы настолько выродимся, что мы, кажется, не признаем наши качества и наши первоначальные импульсы, тогда мне необходимо сделать вам честь, которая приходит к вам, и поставить диких зверей на сцену, так сказать научить вас своей природе и конституции.

Обучающиеся должны знать, что средства связи делятся на три группы. (Приложение №1). Лексические средства связи - это повтор, синонимическая замена, отношения род -вид, использование антонимов, слов одной семантической группы . Грамматические средства связи - это местоименная замена, именные части речи и глаголы одного вида и времени, использование союзов, частиц. наречий со значением времени и пространства. Синтаксические средства связи - это использование вводных слов , односоставных и неполных предложений , различные предложения по цели высказывания, предложения-скрепы. В процессе учебной деятельности учащиеся уже с 5 классов понимают, что композиционное построение текста имеет свои структурные особенности . В тексте должен быть зачин. Это может быть ключевая мысль высказывания или цитирование как особый зачин. В средней части сопоставляются понятия, приводятся аргументы, доказывающие верность вашей точки зрения. А в заключении - вывод, он может быть в виде риторического вопроса , в виде призывной конструкции или цитаты обобщающего характера.

При работе с текстами хорошо бы учителю владеть методикой КСО или для начала ознакомиться с этой методикой и постепенно вводить ее на уроках, включать в традиционную систему обучения элементы методик технологии КСО. Многие учителя уже используют не только фронтальные и индивидуальные формы работы на уроке, но и парные, групповые, коллективные. Это позволяет изменить и содержание деятельности учителя в учебном процессе , и систему взаимоотношений учителя с учащимися, организацию взаимодействия между учащимися, направленную на формирование коммуникации и регулярной рефлексии.

На своих уроках и при изучении нового материала, и при повторении и закреплении я чаще использую работу в парах постоянного состава, иногда - сменного состава, а также работаем по группам, особенно при составлении таблиц обобщающего характера. В конце успехи каждого оцениваются с разных позиций : и как он сам усвоил материал, и как помог товарищу, и как справилась с заданием вся группа.

Умения коммуникации занимают особое место в процессе обучения: взаимодействие учеников с учителем, учащихся между собой, общение с разными типами текстов при использовании методики «Поабзацное изучение текста». Одна из методик технологии «Коллективный способ обучения» по В.К.Дьяченко - это методика поабзацного изучения текста в парах сменного состава. Она направлена на формирование коммуникативных умений: умение слушать, вникать в суть прочитанного и услышанного, договариваться с товарищем о совместной деятельности , формулировать вопросы по тексту, восстанавливать прочитанный текст, озаглавливать его, выделять в нем главную мысль , определять тему.

Одновременно на уроке изучаются четыре текста, раскрывающие близкие по содержанию проблемы. Каждый имеет свой текст, который прорабатывает по очереди с другими. В группе 4 учащихся и 4 разных текста (Приложение № 2). Рекомендации по организации работы по методике «Поабзацное изучение текста» можно найти в учебно-методическом пособии Г.М.Вялковой (рецензент А.Г.Котова,к.ф.н.). а также в «Сборнике текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 кл. учебное пособие под редакцией Л.М.Рыбченковой». Работая по методикам Ривина и Дьяченко, обучающиеся учатся договариваться, понимать точку зрения собеседника, аргументировано излагать свою точку зрения.

С самого начала перед каждым учащимся ставится конкретная цель : в совершенстве овладеть материалом так, чтобы рассказать его в развернутом или свернутом виде. Каждый абзац текста ученик обсуждает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, более тщательно и детально разобраться в теме. И в результате у каждого учащегося в тетради будет записан план, соответствующий количеству абзацев в тексте. А на последнем этапе урока рекомендуется посадить вместе учащихся, работающих над одной и той же темой. Задача на данном этапе урока - обсудить составленные планы и предложить одному участнику выступить перед классом. Далее можно, используя различные приемы компрессии, сжать текст и сформулировать основную проблему текста. Домашнее задание может быть вариативным: или написать сжатое изложение, или написать сочинение по одной из проблем исходного текста.

Очень интересен в работе прием диалога с текстом, который развивает внимание к слову. Можно находить ключевые слова в тексте, помогающие понять мысль автора, незнакомые слова , значение которых уточнить в толковых словарях . Необходимо найти слово-образ, сравнение с авторской оценкой или скрытые вопросы, попытаться дать на них ответ. И на уроках русского языка, и на уроках литературы при анализе текстов обязательно определяем выразительные средства языка, учащиеся находят те или иные тропы, характеризуют их основные особенности. Все это способствует в итоге лучшему освоению приемов оптимального построения различных текстов , а также помогает учащимся подготовиться к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Приложение №1.

Основные средства связи между предложениями в тексте

Название средства

Пример

Слова-заместители: местоимения, наречия, синонимы и т.д.

Береза- она, в лесу - там, быстро- стремительно, деревья- береза

Лексические повторы

Золотая полка-это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом- завести золотую полку

Соответствие видовременных глагольных форм

Человек берет книгу, проверяет свои слова и поступки, формирует себя как личность

Предлоги


1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Изд-во «Феникс», 2005. – 284 с.
2. Головин Б.Н. Культура речи. М.: Просвещение, 1988. – 231 с.
3. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: М.: Проспект, 2007. – 440 с.
4. Космарская И.В. Русский язык: тесты и задания по культуре речи. М.: Аквариум, 2001. – 204 с.
5. Никитина Е.И. Уроки развития речи. М.: Дрофа, 2006. – 192 с.
6. Пустовалов П.С. Пособие по развитию речи. М., 1987. – 287 с.
7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: уч. пособие. М.: Русское слово , 2004. – 336 с.

Рецензии:

31.03.2014, 19:28 Середа Евгения Витальевна
Рецензия : Работа З.С. Антамошкиной представляет несомненный интерес для теории и практики обучения русскому языку. Организация работы обучающихся среднего образовательного концентра с текстом является одним из важнейших приемов формирования коммуникативных ключевых компетенций и способствует формированию речевой грамотности наших детей. Предложенная для рецензирования статья написана грамотно, в последовательно выдержанном научном стиле , логична и аргументирована. Особую значимость имеют Приложения к статье, в которых содержатся практические разработки по предложенной теме. Работа выполнена на высоком научно-методическом уровне и может быть опубликована без каких-либо изменений. С уважением, к.ф.н. Середа Е.В.

От Гость >>

ПОМОГИТЕ СЖАААТЬ!Кто из людей не испытывал наслаждения, внимания вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц-никогда. птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты. Самая богатая музыка-музыка природы. Один канадский композитор ввёл специальное понятие-"звуковой ландшафт". По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках-они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои "голоса", разные днём и ночью. Природа не производит шум. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя- во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада-вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность.

Ответ оставил Гость

Кто из людей не испытывал наслаждения, внимания вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи?Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.Один канадский композитор ввёл специальное понятие-"звуковой ландшафт". По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках-они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Рёв бури, шелестящий лист, скороговорка дождя- во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада-вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность.(не сильно сократила...ну так думаю сойдет...если нужно еще сократить пиши)

Оцени ответ

Самые новые вопросы

Биология , опубликовано 21.01.2020

У человека аутосомный признак сумеречное зрение (куриная слепота) (А) полностью доминирует над признаком нормальное зрение (а). У матери куриная слепота (гетерозигота), а у отца норма. В этой семье...


Тексты для сжатого изложения

Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст 1

Исходный текст

Кто из людей не испытывал наслаждения, внимая вздохам летнего дождика, шуршанью осенней листвы, волнам, плещущимся вдоль берегов озера, журчащей воде, голубям, воркующим туманным утром? Что может сравниться с пением птиц, особенно таких выдающихся музыкантов, как соловьи? Пение людей может надоедать, пение птиц - никогда. Птицы создают звуковую окраску ландшафта. Дикая природа обладает не только зрительной, но и звуковой красотой. Различные виды насекомых, зверей, птиц дополняют друг друга в суточных и сезонных ритмах звучания, исполненных подлинной красоты.

Самая богатая музыка - музыка природы. Один канадский композитор ввел специальное понятие "звуковой ландшафт". По его мнению, для жителей лесов каждый вид дерева имеет свой голос. Когда ветерок пролетает в ёлках, они всхлипывают и стонут, ясень шипит, березы шелестят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои голоса, разные днём и ночью.

Природа не производит шума. Рев бури, шелестящий лист, скороговорка дождя - во всём этом есть изначальная и неизведанная гармония. Пение птиц, кваканье лягушек, шелест трав, шум прибоя, рёв водопада - вся эта симфония звуков дикой природы есть огромная и недосягаемая идеальная ценность.

(По В. Е. Борейко)

Музыка природы_Борейко В.Е.

Оразец сжатого изложения

Образец сжатого изложения к тексту 1

Текст 2

Исходный текст

Я давно мечтаю об этом: завести золотую полку. Это та полка, на которую ста-вятся только любимые книги. Почему я ограничиваюсь только мечтой? Может быть, это происходит потому, что не так легко золотой полке стать реальностью. Все же это золотая полка, которых не так уж много на свете. Может быть, я не завожу этой полки из-за отсутствия в продаже золотой бумаги? Верно: теперь её не продают. Помню эти золотые, с тисненым рисунком листы, которые так украшали детство. Кажется, они применялись при изготовлении елочных игрушек. На них был тиснён рисунок, нечто вроде замерзших цветов на окне, только цветы были золотые.

Парадоксально, но наиболее замечательные книги, которые мы в течение посто-янно перечитываем, не удерживаются в памяти. Казалось бы, должно быть наоборот: книга, произведшая на нас впечатление, должна была бы запомниться во всех подроб-ностях. Нет, этого не происходит. Разумеется, мы знаем, о чем в основном идёт в этой книге речь. Но как раз подробности для нас неожиданны, новы.

Безусловно, так: замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново. И в этом удивительная судьба авторов замечательных книг: они не ушли, они - вне времени.

(По Ю.К.Олеше )

Золотая полка по Ю.К.Олеше

Образец сжатого изложения

Образец сжатого изложения ко второму тексту

Текст 3

Исходный текст

Не помню где, в воспоминаниях какого-нибудь революционера, я вычитал трогательную историю о травинке. Арестанту, заключенному в одиночке, принесли из большого мира стопу книг. Он стал читать книги и вдруг увидел, что к книжной стра-нице прилипло крохотное семечко. Непонятное волнение охватило его. В безжизненном каменном мешке арестант посмотрел на семечко другими глазами. Он понял, что перед ним на листе бумаги лежит величайшее чудо из всех возможных чудес, и оно помещается в крохотной, едва различимой соринке.

У арестанта появилась банка с землей. Дрожащими руками человек опустил семечко в землю. Семечко в конце концов проросло, и это очень обрадовало человека. Да и как могло не обрадовать! Чудо, к которому мы так привыкли только потому, что оно происходит вокруг нас всегда в миллионно-миллиардном повторении, начало происходить и развертываться на глазах у потрясенного узника. Кустик был красив, а вернее сказать - прекрасен. Он радовал глаз законченностью, стройностью и той ра-зумностью, которая не поддается анализу и объяснению, но которая воспринимается человеком, может быть, потому, что и сам он является ее частицей.

Арестант в воспоминаниях утверждал, что у него в жизни не было радости более полной и острой, нежели та, которую подарила ему земляника, выросшая в разбитой плошке. А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смяг-чать его нрав, приносить успокоение и отдых - вот одно из побочных назначений всякого растения и в особенности цветка.

(По В.А. Солоухину)

О травинке по В_А_Солоухину

Образец сжатого изложения

Образец сжатого изложения к тексту 3

Текст №4

Исходный текст

Истинная Любовь и истинная Дружба приходят сами, не как простое увлечение, а как высшее состояние. Как и любая Мечта, Любовь или Дружба сбываются не сразу, а после долгих сражений, неудачных попыток, страданий, преодоления корыстных побуждений. Она приходит только к тому человеку, который никогда не прекращает мечтать о ней как о высшем принципе жизни.

Любые попытки искусственно вызвать любовь, форсировать подлинные взаимоотношения, навязывать себя, требовать любви, планировать и подстраивать ситуации для её осуществления рано или поздно заканчиваются провалом. Эта тонкая и хрупкая «птица счастья» чувствует угрозу и, не желая стать рабой каких бы то ни было формальных ситуаций, улетает из приготовленной для неё золотой клетки, чтобы потом избегать всех приманок, с помощью которых мы тщетно будем пытаться вернуть её обратно.

Любовь требует полной отдачи и бескорыстия, ставит себя на первый план, в центр внимания, заставляя всех плясать вокруг нас, наших проблем и интересов, постоянно требовать доказательств любви, делать добро и любить только для того, что-бы нам ответили тем же. Всё это убивает истинную Любовь и истинную Дружбу.

(По Е. Сикирич)

Образец сжатого изложения

Образец сжатого изложения к 4 тексту

Варианты аудио для сжатого изложения из открытого банка заданий ОГЭ ФИПИ 2016 год

Ссылка на аудио Текстовой вариант

Текст №5

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты - подлинной теплоты сердца - невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен - и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать - это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых - это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

(По В.А. Сухомлинскому)

Текст №6

В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребёнок - существо, инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он всё равно радуется и постоянно находит для этого все новые и новые поводы. Возможно, потому, что ему пока не с чем сравнить свою жизнь, он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе. Но, скорее всего, всё-таки потому, что детская душа еще не успела покрыться защитным панцирем и более открыта добру и надеждам, чем душа взрослого человека.

А с возрастом всё словно бы выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась наша жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней, и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на неё друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы…

Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет чтобы жить в своё удовольствие и наслаждаться каждой минутой».

(По тексту О.Роя)

Текст № 7

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни - самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Понятно, что такой выбор - дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

(По А.Н. Москвину)

Текст 8

В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать совершенно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов, кроме наших собственных? И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично, дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы.

Понимаете, насколько это глубже, чем кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.

И что же больше отвечает нашим общим интересам - взаимовыручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгод, тогда и тебе в ответ помогут, обязательно.

(По материалам сети Интернет)

О дружбе. mp3

Текст №9

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня - изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время - цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся ред-кими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,