Растворы презентация. Растворы вокруг нас

Г. П. Яценко

Слайд 2

Растворы – это гомогенные (однородные) системы, состоящие из двух и более компонентов и продуктов их взаимодействия. Точное определение раствора (1887 год Д.И.Менделеев):

Раствор – гомогенная (однородная) система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

Слайд 3

Типы растворов

Растворы подразделяются:

  • Молекулярные – водные растворы неэлектролитов (спиртовой раствор иода, раствор глюкозы).
  • Молекулярно-ионные – растворы слабых электролитов (азотистая и угольная кислоты, аммиачная вода).
  • Ионные растворы – растворы электролитов.
  • Слайд 4

    Растворение – физико – химический процесс, в котором наряду с образованием обычной механической смеси веществ идет процесс взаимодействия частиц растворенного вещества с растворителем.

    Слайд 5

    Растворимость

    Растворимость – свойство вещества растворяться в воде или другом растворе.

    Коэффициент растворимости (S) – максимальное число г вещества, которое может раствориться в 100г растворителя при данной температуре.

    Вещества:

    • Хорошо растворимые S > 1г
    • Мало растворимые S =0,01 – 1 г
    • Нерастворимые S< 0,01 г
  • Слайд 6

    Влияние различных факторов на растворимость

    • Температура
    • Давление
    • Природа растворенных веществ
    • Природа растворителя
  • Слайд 7

    Концентрация раствора

    Концентрация раствора – это содержание вещества в определенной массе или объеме раствора.

    Слайд 8

    Выражение концентраций растворов.

    Массовая доля растворенного вещества в растворе – отношение массы растворенного вещества к массе раствора. (доли единицы/ проценты)

    Слайд 9

    Молярность - число молей растворенного вещества в 1 л раствора.

    • ʋ - количество вещества (моль);
    • V – объем раствора (л);
  • Слайд 10

    Выражение концентраций растворов

    Эквивалентная концентрация (нормальность) – число эквивалентов растворенного вещества в 1л раствора.

    • v экв. - количество эквивалентов;
    • V – объём раствора, л.
  • Слайд 11

    Моляльная концентрация (моляльность) – число молей растворенного вещества на 1000 г растворителя.

    Слайд 12

    Природные растворы

    • Минеральная вода.
    • Кровь животных.
    • Морская вода.
  • Слайд 13

    Практическое применение растворов

    • Продукты питания.
    • Лекарственные препараты.
    • Минеральные столовые воды.
    • Сырье промышленности.
    • Биологическое значение растворов.
  • Слайд 14

    Материалы, используемые для оформления

  • Слайд 15

    Информация для педагога

    Ресурс предназначен для учащихся 11 класса. Является иллюстрацией при освоении темы «Растворы. Количественные характеристики растворов».

    В презентации рассматриваются основные понятия темы, формулы количественных выражений концентраций растворов.

    Материал может быть фрагментарно использован на уроках химии в 8 – 9 классах.

    Ресурс рассчитан на использование УМК О.С.Габриеляна.

    Посмотреть все слайды

    1 слайд

    2 слайд

    Растворы (дисперсные системы) Растворы – это физико-химические дисперсные системы состоящие из двух или более компонентов.

    3 слайд

    Дисперсная система, фаза, среда В растворах частицы одного вещества равномерно распределены в другом веществе, возникает дисперсная система. Растворенное вещество называется дисперсной фазой, а веще ство, в котором распределена дисперсная фаза, - дисперсионной средой(растворитель).

    4 слайд

    По величине частиц дисперсной фазы растворы разделяют на: Грубодисперсные системы(взвеси) – это гетерогенные системы (неоднородные). Размеры частиц этой фазы от 10⁻⁵ до 10⁻⁷м. Не устойчивы и видны невооруженным глазом (суспензии, эмульсии, пены, порошки).

    5 слайд

    По величине частиц дисперсной фазы растворы разделяют на: Коллоидные растворы(тонкодисперсные системы или золи) – это микрогетерогенные системы. Размер частиц от 10⁻⁷ до 10⁻⁹м. Частицы уже не видны невооруженным глазом, но система не устойчивая. В зависимости от природы дисперсионной среды золи называют гидрозолями – дисперсионная среда – жидкость, аэрозолями – дисперсионная среда воздух.

    6 слайд

    По величине частиц дисперсной фазы растворы разделяют на: Истинные растворы (молекулярнодисперсные и ионнодисперсные системы). Они не видны невооруженным глазом. Размеры частиц составляют 10ˉ8 см, т.е. равны размерам молекул и ионов. В таких системах гетерогенность исчезает - системы становятся гомогенными и устойчивыми, образуются истинные растворы. К ним относятся растворы сахара, спирта, неэлектролитов, электролитов и слабых электролитов.

    7 слайд

    Растворимость Растворимость – способность данного вещества растворятся в данном растворителе и при данных условиях. Растворимость зависит от нескольких факторов: от природы растворителя и растворенного вещества; от температуры; от давления. Если молекулы растворителя неполярны или малополярны, то этот растворитель будет хорошо растворять вещества с неполярными молекулами. Хуже будет растворять с большей полярностью. И практически не будет с ионным типом связи.

    8 слайд

    Растворимость К полярным растворителям относят воду и глицерин. К малополярным спирт и ацетон. К неполярным хлороформ, эфир, жиры, масла.

    9 слайд

    Растворимость газов Растворимость газов в жидкостях увеличивается с повышением давления и понижением температуры. При нагревании растворимость газов уменьшается, а кипячением можно полностью добиться освобождения раствора от газа. Газы лучше растворимы в неполярных растворителях.

    10 слайд

    Растворимость жидкости Растворимость жидкости в жидкости увеличивается с повышением температуры и практически не зависти от давления. В системах жидкость-жидкость, когда имеет место ограниченную растворимость 1 жидкости во 2 и 2 в 1, наблюдается расслаивание. При повышении температуры растворимость возрастает и при некоторых температурах происходит полное взаимное растворение этих жидкостей. Эта температура называется критичной температурой растворения и выше нее расслаивание не наблюдается.

    11 слайд

    Растворимость твердых веществ Растворимость твердых веществ в жидкостях мало зависит от температуры и не зависти от давления. Жидкость является растворителем, может растворять вещества до тех пор пока не достигается определенная концентрация, которая не может быть увеличена, как бы долго не происходил контакт между растворителем и растворенным веществом. Достижение таким образом равновесия, раствор называется насыщенным.

    12 слайд

    Раствор, в котором концентрация растворенного вещества меньше, чем в насыщенном растворе, и в котором при данных условиях можно растворить еще некоторое его количество, называется ненасыщенным раствором. Раствор, содержащий при данных условиях больше растворённого вещества, чем в насыщенном растворе, избыток вещества легко выпадает в осадок, называется пересыщенным раствором.

    13 слайд

    Гидратная теория Менделеева К концу 19 века сформировались 2 противоположные точки зрения на природу раствора: физическая и химическая Физическая теория рассматривала растворы, как смеси образовавшиеся в результате дробления растворимого вещества в среде растворителя без химического воздействия между ними. Химическая теория рассматривала процесс образования растворов, как химическое взаимодействие молекул растворяемого вещества и молекул растворителя.

    14 слайд

    Гидратная теория Менделеева Молекулы жидкого растворителя вступают в сольватацию взаимодействия с молекулами растворенного вещества имеющего кристаллическую решетку. Сольватация – процесс взаимодействия молекул растворителя и растворяемого вещества. Сольватация в водных растворах называется гидратацией. Образующиеся в результате сольватации молекулярные агрегаты называются сольватами (в случае воды гидратами). В отличие от сольвиоза объединение однородных частиц в растворе называют ассоциацией.

    В презентации «Вода. Растворы» представлен в полном объеме весь программный и дополнительный материал по теме «Вода. Растворы» в виде текстов, химических уравнений, схем, таблиц, рисунков, фото.

    Наглядность, научность, системность, доступность в изложении материала в презентации дает возможность быстро и легко понять и усвоить содержание темы, систематизировать знания.

    Презентация «Вода. Растворы» может быть использована на уроках химии при объяснении нового и повторении пройденного материала; при проверке знаний, умений и навыков у учащихся по теме «Вода. Растворы».

    Презентация может быть использована учителем так же, как учебное электронное тематическое пособие, и во внеурочной работе - на занятиях дополнительного образования, спецкурсах и кружках, индивидуальных занятиях с учащимися; учащимися – при дистанционном обучении химии, при выполнении домашних заданий, самопроверке своих знаний по теме «Вода. Растворы», при подготовке к контрольным и практическим работам, а также - к ОГЭ и ЕГЭ.

    Презентация «Вода. Растворы» предоставляет учителю возможность активизировать процесс обучения учащихся; дает большую возможность самостоятельного получения учащимися как программного, так и дополнительного объема знаний по теме, способствуя тем самым развитию их познавательных и аналитических способностей.

    Тему «Вода. Растворы» учитель с учащимися может изучить на 4-5 уроках-семинарах с проведением лабораторных опытов, практической работы, показом видеофрагментов и (или) демонстрационных опытов, эффективно используя при этом материалы презентации.

    С этой целью учитель предлагает учащимся самостоятельно, используя материалы презентации и других информационных источников, изучить дома конкретный материал по выбранному вопросу (вопросам), и обсудить его (их) совместно с классом и учителем на семинаре.

    Вопросы к урокам-семинарам:

    • Качественный и количественный состав воды (Слайды 15, 16)
    • Решение расчетных задач по теме «Вода» (17, 18)
    • Особенности строения воды (19, 24)
    • Вода в природе. Физические ее свойства. Разновидности воды и льда (9-14, 28, 44, 45, 30)
    • Уникальные свойства воды. Причины особых свойств воды (46-57)
    • Химические свойства воды (57- 67)
    • Экология воды. Возможные пути решения экологических проблем (93-109)
    • Проблемы пресной воды. Перспективы их разрешения (110 -114)
    • Роль воды в возникновении жизни на Земле. Биологическое значение воды для всего живого на Земле (83-92; 71-73)
    • Планетарное значение Мирового океана (69)
    • Использование воды в практической деятельности человека (78-80)
    • Понятие о растворах. Классификация растворов по растворимости веществ в воде, степени их насыщенности и концентрации веществ в растворах (115)
    • Растворимость веществ. Кривые растворимости. Способы выражения концентрации веществ (массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация) (120-129)
    • Решение расчетных задач по темам:
      а) «Растворимость веществ»;
      б) «Массовая доля растворенного вещества»;
      в) «Молярная концентрация» (130-135)
    • Использование растворов в практической деятельности человека (117-119)
    • Подготовка к ПР (практической работе) «Вода. Растворы» (136-145)

    В соответствии с предложенными темами класс разбивается на группы, каждая из которых готовит вопросы и материал к изложению или обсуждению на уроке. Учитель предлагает учащимся для подготовки к семинару использовать соответствующие разделы учебника, презентацию «Вода. Растворы», Интернет-сеть.

    Наиболее сложные, интересные и проблемные вопросы обсуждаются всем классом: процесс обучения вследствие чего активизируется.

    На семинарах под руководством учителя необходимо рассмотреть наиболее значимые и трудные вопросы - № 2, 3 4, 5, 6,7, 8, 10,11, 12, 14.

    При этом важно или необходимо:

    • Установить причинно-следственную связь между строением воды и ее особыми свойствами
    • Рассмотреть химические свойства воды
    • Особо отметить биологическое значение воды и планетарное значение Мирового океана
    • Обозначить экологические проблемы воды и возможности их разрешения
    • Рассмотреть вопрос классификации растворов
    • Рассмотреть из предложенных автором презентации образцов решения расчетных задач по теме «Вода. Растворы» (на вычисления по химическим формулам и уравнениям; на растворимость веществ, молярную концентрацию растворов, массовую долю растворенного вещества) наиболее сложные для учащихся
    • Подготовить учащихся к выполнению практической работы «Вода. Растворы» (необходимо обсудить ход ее работы, ознакомить учащихся с методикой выполнения практической части работы, изучить вопросы техники безопасности в работе, познакомить учащихся с требованиями по оформлению практической работы)

    На уроках-семинарах учитель в целом корректирует работу учеников, показывает демонстрационные опыты, видеофрагменты, знакомит учащихся с приемами правильного и безопасного обращении с лабораторным оборудованием и посудой с целью подготовки учащихся к выполнению практической работы.

    Для проверки или самопроверки знаний по теме учитель или учащиеся могут использовать материалы «Вопросника» в «Приложении» презентации «Вода. Растворы».

    Наличие такого электронного учебного пособия, как презентация «Вода. Растворы» дает возможность ученикам повысить заинтересованность учащихся в изучаемом материале, добиваться более высоких результатов в обучении по данной теме; сократить время учителя на подготовку к урокам.

    Презентация имеет наглядное оформление; в ней используются эффекты анимации.

    Разработанные автором данной статьи практические задания к практической работе, также, как и расчетные задачи к теме «Вода. Растворы», вопросы к урокам-семинарам и «Вопросник» для проверки и самопроверки знаний у учащихся по теме «Вода. Растворы» были апробированы учителем на практике с положительными результатами.

    Презентация «Вода. Растворы» апробирована учителем и учениками не только на уроках химии, но и на занятиях дополнительного образования: с ее помощью были достигнуты более высокие результаты по качеству знаний у учащихся при изучении темы «Вода. Растворы».

    «Вопросник» в «Приложении» презентации «Вода. Растворы» (с гиперссылками на слайды)

    1. Как экспериментально можно подтвердить качественный и количественный состав воды? 15, 16

    2. Какие особенности в строении молекулы воды вы знаете? 19, 20

    3. Какие особенности строения воды как вещества вы можете отметить? 21 – 24

    4. Какие уникальные свойства воды вам известны? 46 – 57

    5. Почему лед легче воды? 48, 22, 27

    6. Почему зимой водоемы не промерзают до дна? 48

    7. За счет чего вода поддерживает определенный климат на Земле, в частности, его температурный режим? 49

    8. Почему вода стала определяющим фактором в выработке теплокровности в мире живой природы в ходе биологической эволюции на Земле? 50

    9. Почему на морозе стеклянная тара, наполненная водой, растрескивается? 28

    10. Какие разновидности молекул воды вам известны? 30; 31–43 (фото)

    11. Какую воду называют тяжелой? 44–45

    12. Какую воду называют серебряной? Какими примечательными свойствами она обладает? 56

    13. Перечислите с какими веществами может реагировать вода? 57–65

    14. С какими металлами вода реагирует при обычных условиях? Приведите примеры 57

    15. С какими металлами вода реагирует только при нагревании? Приведите примеры 57

    16. С какими металлами вода не реагирует даже при нагревании? Приведите примеры 57

    17. Известны ли вам реакции воды с неметаллами. Приведите примеры 58

    18. Каково отношение воды к оксидам металлов? Приведите примеры 59

    19. Каково отношение воды к оксидам неметаллов? Приведите примеры 60

    20. Почему вода бесценна для всего живого на Земле? 69–72

    21. Каково планетарное значение воды? (Возникновение жизни на Земле, фотосинтез, круговорот веществ в природе, поддержание определенного климата на Земле) 67–68

    22. Какое значение имеет вода в практической деятельности человека? 76–79

    23. В чем заключаются мировые экологические проблемы, связанные с водой? Можете ли вы обозначить пути их разрешения? 91 – 97

    24. Почему воду надо экономить? Почему потребление пресной воды постепенно становится уже глобальной проблемой человечества? Имеет ли эта проблема возможности к разрешению ее? 107–108

    25. Что вы понимаете под растворами? 112

    26. Какой информацией вы располагаете о классификации растворов? 112

    28. Какие способы выражения концентрации веществ в растворах вам известны? Какова суть каждого способа? 128–129; 133

    29. Какие природные растворы наиболее значимы для человека? 113

    30. Какое значение имеют растворы в практической деятельности человека? 114–116

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Тема: ВОДА – растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества. . Познание мира

    Задачи: 1. совершенствовать знания о воде, о ее значении; 2. показать на опытах, какие вещества растворяются и не растворяются; 3. подвести к выводу о значении воды для живой природы; 4. совершенствовать навыки анализа и обобщения учащимися полученных знаний; 5. воспитание бережного отношения к воде. 6. Умение работать в сотрудничестве; Цель: Познакомить со свойством воды – растворимость;

    Отгадай загадку ВОДА Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! ВОДА

    Свойства воды 1. Прозрачна 2. Бесцветна 3. Без запаха 4. Вода течёт. (свойство – текучесть) 5 . Без формы

    Вода в природе может находиться в трёх состояниях Жидкое Твёрдое Газообразное вода рек, океанов, морей дождь роса град лёд снег иней пар

    Песок Сахар Глина Соль

    Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею я вам доложить, Без нее нам не прожить. Роль воды в природе

    Люди, берегите воду!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.

    Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...

    В презентации сделано введение в тему урока, собран интересный дополнительный материал по теме, тест по изученному материалу....

    Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода..."

    Цель мероприятия: повысить уровень информированности учащихся 8-ых классов в вопросе защиты воды как важнейшего природного источника жизнеобеспечения человека. Информация о значении воды, содержании е...