Растворы презентация. Растворы вокруг нас
Г. П. Яценко
Слайд 2
Растворы – это гомогенные (однородные) системы, состоящие из двух и более компонентов и продуктов их взаимодействия. Точное определение раствора (1887 год Д.И.Менделеев):
Раствор – гомогенная (однородная) система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
Слайд 3
Типы растворов
Растворы подразделяются:
- Молекулярные – водные растворы неэлектролитов (спиртовой раствор иода, раствор глюкозы).
- Молекулярно-ионные – растворы слабых электролитов (азотистая и угольная кислоты, аммиачная вода).
- Ионные растворы – растворы электролитов.
Слайд 4
Растворение – физико – химический процесс, в котором наряду с образованием обычной механической смеси веществ идет процесс взаимодействия частиц растворенного вещества с растворителем.
Слайд 5
Растворимость
Растворимость – свойство вещества растворяться в воде или другом растворе.
Коэффициент растворимости (S) – максимальное число г вещества, которое может раствориться в 100г растворителя при данной температуре.
Вещества:
- Хорошо растворимые S > 1г
- Мало растворимые S =0,01 – 1 г
- Нерастворимые S< 0,01 г
Слайд 6
Влияние различных факторов на растворимость
- Температура
- Давление
- Природа растворенных веществ
- Природа растворителя
Слайд 7
Концентрация раствора
Концентрация раствора – это содержание вещества в определенной массе или объеме раствора.
Слайд 8
Выражение концентраций растворов.
Массовая доля растворенного вещества в растворе – отношение массы растворенного вещества к массе раствора. (доли единицы/ проценты)
Слайд 9
Молярность - число молей растворенного вещества в 1 л раствора.
- ʋ - количество вещества (моль);
- V – объем раствора (л);
Слайд 10
Выражение концентраций растворов
Эквивалентная концентрация (нормальность) – число эквивалентов растворенного вещества в 1л раствора.
- v экв. - количество эквивалентов;
- V – объём раствора, л.
Слайд 11
Моляльная концентрация (моляльность) – число молей растворенного вещества на 1000 г растворителя.
Слайд 12
Природные растворы
- Минеральная вода.
- Кровь животных.
- Морская вода.
Слайд 13
Практическое применение растворов
- Продукты питания.
- Лекарственные препараты.
- Минеральные столовые воды.
- Сырье промышленности.
- Биологическое значение растворов.
Слайд 14
Материалы, используемые для оформления
Слайд 15
Информация для педагога
Ресурс предназначен для учащихся 11 класса. Является иллюстрацией при освоении темы «Растворы. Количественные характеристики растворов».
В презентации рассматриваются основные понятия темы, формулы количественных выражений концентраций растворов.
Материал может быть фрагментарно использован на уроках химии в 8 – 9 классах.
Ресурс рассчитан на использование УМК О.С.Габриеляна.
Посмотреть все слайды
1 слайд
2 слайд
Растворы (дисперсные системы) Растворы – это физико-химические дисперсные системы состоящие из двух или более компонентов.
3 слайд
Дисперсная система, фаза, среда В растворах частицы одного вещества равномерно распределены в другом веществе, возникает дисперсная система. Растворенное вещество называется дисперсной фазой, а веще ство, в котором распределена дисперсная фаза, - дисперсионной средой(растворитель).
4 слайд
По величине частиц дисперсной фазы растворы разделяют на: Грубодисперсные системы(взвеси) – это гетерогенные системы (неоднородные). Размеры частиц этой фазы от 10⁻⁵ до 10⁻⁷м. Не устойчивы и видны невооруженным глазом (суспензии, эмульсии, пены, порошки).
5 слайд
По величине частиц дисперсной фазы растворы разделяют на: Коллоидные растворы(тонкодисперсные системы или золи) – это микрогетерогенные системы. Размер частиц от 10⁻⁷ до 10⁻⁹м. Частицы уже не видны невооруженным глазом, но система не устойчивая. В зависимости от природы дисперсионной среды золи называют гидрозолями – дисперсионная среда – жидкость, аэрозолями – дисперсионная среда воздух.
6 слайд
По величине частиц дисперсной фазы растворы разделяют на: Истинные растворы (молекулярнодисперсные и ионнодисперсные системы). Они не видны невооруженным глазом. Размеры частиц составляют 10ˉ8 см, т.е. равны размерам молекул и ионов. В таких системах гетерогенность исчезает - системы становятся гомогенными и устойчивыми, образуются истинные растворы. К ним относятся растворы сахара, спирта, неэлектролитов, электролитов и слабых электролитов.
7 слайд
Растворимость Растворимость – способность данного вещества растворятся в данном растворителе и при данных условиях. Растворимость зависит от нескольких факторов: от природы растворителя и растворенного вещества; от температуры; от давления. Если молекулы растворителя неполярны или малополярны, то этот растворитель будет хорошо растворять вещества с неполярными молекулами. Хуже будет растворять с большей полярностью. И практически не будет с ионным типом связи.
8 слайд
Растворимость К полярным растворителям относят воду и глицерин. К малополярным спирт и ацетон. К неполярным хлороформ, эфир, жиры, масла.
9 слайд
Растворимость газов Растворимость газов в жидкостях увеличивается с повышением давления и понижением температуры. При нагревании растворимость газов уменьшается, а кипячением можно полностью добиться освобождения раствора от газа. Газы лучше растворимы в неполярных растворителях.
10 слайд
Растворимость жидкости Растворимость жидкости в жидкости увеличивается с повышением температуры и практически не зависти от давления. В системах жидкость-жидкость, когда имеет место ограниченную растворимость 1 жидкости во 2 и 2 в 1, наблюдается расслаивание. При повышении температуры растворимость возрастает и при некоторых температурах происходит полное взаимное растворение этих жидкостей. Эта температура называется критичной температурой растворения и выше нее расслаивание не наблюдается.
11 слайд
Растворимость твердых веществ Растворимость твердых веществ в жидкостях мало зависит от температуры и не зависти от давления. Жидкость является растворителем, может растворять вещества до тех пор пока не достигается определенная концентрация, которая не может быть увеличена, как бы долго не происходил контакт между растворителем и растворенным веществом. Достижение таким образом равновесия, раствор называется насыщенным.
12 слайд
Раствор, в котором концентрация растворенного вещества меньше, чем в насыщенном растворе, и в котором при данных условиях можно растворить еще некоторое его количество, называется ненасыщенным раствором. Раствор, содержащий при данных условиях больше растворённого вещества, чем в насыщенном растворе, избыток вещества легко выпадает в осадок, называется пересыщенным раствором.
13 слайд
Гидратная теория Менделеева К концу 19 века сформировались 2 противоположные точки зрения на природу раствора: физическая и химическая Физическая теория рассматривала растворы, как смеси образовавшиеся в результате дробления растворимого вещества в среде растворителя без химического воздействия между ними. Химическая теория рассматривала процесс образования растворов, как химическое взаимодействие молекул растворяемого вещества и молекул растворителя.
14 слайд
Гидратная теория Менделеева Молекулы жидкого растворителя вступают в сольватацию взаимодействия с молекулами растворенного вещества имеющего кристаллическую решетку. Сольватация – процесс взаимодействия молекул растворителя и растворяемого вещества. Сольватация в водных растворах называется гидратацией. Образующиеся в результате сольватации молекулярные агрегаты называются сольватами (в случае воды гидратами). В отличие от сольвиоза объединение однородных частиц в растворе называют ассоциацией.
В презентации «Вода. Растворы» представлен в полном объеме весь программный и дополнительный материал по теме «Вода. Растворы» в виде текстов, химических уравнений, схем, таблиц, рисунков, фото.
Наглядность, научность, системность, доступность в изложении материала в презентации дает возможность быстро и легко понять и усвоить содержание темы, систематизировать знания.
Презентация «Вода. Растворы» может быть использована на уроках химии при объяснении нового и повторении пройденного материала; при проверке знаний, умений и навыков у учащихся по теме «Вода. Растворы».
Презентация может быть использована учителем так же, как учебное электронное тематическое пособие, и во внеурочной работе - на занятиях дополнительного образования, спецкурсах и кружках, индивидуальных занятиях с учащимися; учащимися – при дистанционном обучении химии, при выполнении домашних заданий, самопроверке своих знаний по теме «Вода. Растворы», при подготовке к контрольным и практическим работам, а также - к ОГЭ и ЕГЭ.
Презентация «Вода. Растворы» предоставляет учителю возможность активизировать процесс обучения учащихся; дает большую возможность самостоятельного получения учащимися как программного, так и дополнительного объема знаний по теме, способствуя тем самым развитию их познавательных и аналитических способностей.
Тему «Вода. Растворы» учитель с учащимися может изучить на 4-5 уроках-семинарах с проведением лабораторных опытов, практической работы, показом видеофрагментов и (или) демонстрационных опытов, эффективно используя при этом материалы презентации.
С этой целью учитель предлагает учащимся самостоятельно, используя материалы презентации и других информационных источников, изучить дома конкретный материал по выбранному вопросу (вопросам), и обсудить его (их) совместно с классом и учителем на семинаре.
Вопросы к урокам-семинарам:
- Качественный и количественный состав воды (Слайды 15, 16)
- Решение расчетных задач по теме «Вода» (17, 18)
- Особенности строения воды (19, 24)
- Вода в природе. Физические ее свойства. Разновидности воды и льда (9-14, 28, 44, 45, 30)
- Уникальные свойства воды. Причины особых свойств воды (46-57)
- Химические свойства воды (57- 67)
- Экология воды. Возможные пути решения экологических проблем (93-109)
- Проблемы пресной воды. Перспективы их разрешения (110 -114)
- Роль воды в возникновении жизни на Земле. Биологическое значение воды для всего живого на Земле (83-92; 71-73)
- Планетарное значение Мирового океана (69)
- Использование воды в практической деятельности человека (78-80)
- Понятие о растворах. Классификация растворов по растворимости веществ в воде, степени их насыщенности и концентрации веществ в растворах (115)
- Растворимость веществ. Кривые растворимости. Способы выражения концентрации веществ (массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация) (120-129)
- Решение расчетных задач по темам:
а) «Растворимость веществ»;
б) «Массовая доля растворенного вещества»;
в) «Молярная концентрация» (130-135) - Использование растворов в практической деятельности человека (117-119)
- Подготовка к ПР (практической работе) «Вода. Растворы» (136-145)
В соответствии с предложенными темами класс разбивается на группы, каждая из которых готовит вопросы и материал к изложению или обсуждению на уроке. Учитель предлагает учащимся для подготовки к семинару использовать соответствующие разделы учебника, презентацию «Вода. Растворы», Интернет-сеть.
Наиболее сложные, интересные и проблемные вопросы обсуждаются всем классом: процесс обучения вследствие чего активизируется.
На семинарах под руководством учителя необходимо рассмотреть наиболее значимые и трудные вопросы - № 2, 3 4, 5, 6,7, 8, 10,11, 12, 14.
При этом важно или необходимо:
- Установить причинно-следственную связь между строением воды и ее особыми свойствами
- Рассмотреть химические свойства воды
- Особо отметить биологическое значение воды и планетарное значение Мирового океана
- Обозначить экологические проблемы воды и возможности их разрешения
- Рассмотреть вопрос классификации растворов
- Рассмотреть из предложенных автором презентации образцов решения расчетных задач по теме «Вода. Растворы» (на вычисления по химическим формулам и уравнениям; на растворимость веществ, молярную концентрацию растворов, массовую долю растворенного вещества) наиболее сложные для учащихся
- Подготовить учащихся к выполнению практической работы «Вода. Растворы» (необходимо обсудить ход ее работы, ознакомить учащихся с методикой выполнения практической части работы, изучить вопросы техники безопасности в работе, познакомить учащихся с требованиями по оформлению практической работы)
На уроках-семинарах учитель в целом корректирует работу учеников, показывает демонстрационные опыты, видеофрагменты, знакомит учащихся с приемами правильного и безопасного обращении с лабораторным оборудованием и посудой с целью подготовки учащихся к выполнению практической работы.
Для проверки или самопроверки знаний по теме учитель или учащиеся могут использовать материалы «Вопросника» в «Приложении» презентации «Вода. Растворы».
Наличие такого электронного учебного пособия, как презентация «Вода. Растворы» дает возможность ученикам повысить заинтересованность учащихся в изучаемом материале, добиваться более высоких результатов в обучении по данной теме; сократить время учителя на подготовку к урокам.
Презентация имеет наглядное оформление; в ней используются эффекты анимации.
Разработанные автором данной статьи практические задания к практической работе, также, как и расчетные задачи к теме «Вода. Растворы», вопросы к урокам-семинарам и «Вопросник» для проверки и самопроверки знаний у учащихся по теме «Вода. Растворы» были апробированы учителем на практике с положительными результатами.
Презентация «Вода. Растворы» апробирована учителем и учениками не только на уроках химии, но и на занятиях дополнительного образования: с ее помощью были достигнуты более высокие результаты по качеству знаний у учащихся при изучении темы «Вода. Растворы».
«Вопросник» в «Приложении» презентации «Вода. Растворы» (с гиперссылками на слайды)
1. Как экспериментально можно подтвердить качественный и количественный состав воды? 15, 16
2. Какие особенности в строении молекулы воды вы знаете? 19, 20
3. Какие особенности строения воды как вещества вы можете отметить? 21 – 24
4. Какие уникальные свойства воды вам известны? 46 – 57
5. Почему лед легче воды? 48, 22, 27
6. Почему зимой водоемы не промерзают до дна? 48
7. За счет чего вода поддерживает определенный климат на Земле, в частности, его температурный режим? 49
8. Почему вода стала определяющим фактором в выработке теплокровности в мире живой природы в ходе биологической эволюции на Земле? 50
9. Почему на морозе стеклянная тара, наполненная водой, растрескивается? 28
10. Какие разновидности молекул воды вам известны? 30; 31–43 (фото)
11. Какую воду называют тяжелой? 44–45
12. Какую воду называют серебряной? Какими примечательными свойствами она обладает? 56
13. Перечислите с какими веществами может реагировать вода? 57–65
14. С какими металлами вода реагирует при обычных условиях? Приведите примеры 57
15. С какими металлами вода реагирует только при нагревании? Приведите примеры 57
16. С какими металлами вода не реагирует даже при нагревании? Приведите примеры 57
17. Известны ли вам реакции воды с неметаллами. Приведите примеры 58
18. Каково отношение воды к оксидам металлов? Приведите примеры 59
19. Каково отношение воды к оксидам неметаллов? Приведите примеры 60
20. Почему вода бесценна для всего живого на Земле? 69–72
21. Каково планетарное значение воды? (Возникновение жизни на Земле, фотосинтез, круговорот веществ в природе, поддержание определенного климата на Земле) 67–68
22. Какое значение имеет вода в практической деятельности человека? 76–79
23. В чем заключаются мировые экологические проблемы, связанные с водой? Можете ли вы обозначить пути их разрешения? 91 – 97
24. Почему воду надо экономить? Почему потребление пресной воды постепенно становится уже глобальной проблемой человечества? Имеет ли эта проблема возможности к разрешению ее? 107–108
25. Что вы понимаете под растворами? 112
26. Какой информацией вы располагаете о классификации растворов? 112
28. Какие способы выражения концентрации веществ в растворах вам известны? Какова суть каждого способа? 128–129; 133
29. Какие природные растворы наиболее значимы для человека? 113
30. Какое значение имеют растворы в практической деятельности человека? 114–116
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Тема: ВОДА – растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества. . Познание мира
Задачи: 1. совершенствовать знания о воде, о ее значении; 2. показать на опытах, какие вещества растворяются и не растворяются; 3. подвести к выводу о значении воды для живой природы; 4. совершенствовать навыки анализа и обобщения учащимися полученных знаний; 5. воспитание бережного отношения к воде. 6. Умение работать в сотрудничестве; Цель: Познакомить со свойством воды – растворимость;
Отгадай загадку ВОДА Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! ВОДА
Свойства воды 1. Прозрачна 2. Бесцветна 3. Без запаха 4. Вода течёт. (свойство – текучесть) 5 . Без формы
Вода в природе может находиться в трёх состояниях Жидкое Твёрдое Газообразное вода рек, океанов, морей дождь роса град лёд снег иней пар
Песок Сахар Глина Соль
Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею я вам доложить, Без нее нам не прожить. Роль воды в природе
Люди, берегите воду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.
Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...
В презентации сделано введение в тему урока, собран интересный дополнительный материал по теме, тест по изученному материалу....
Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода..."
Цель мероприятия: повысить уровень информированности учащихся 8-ых классов в вопросе защиты воды как важнейшего природного источника жизнеобеспечения человека. Информация о значении воды, содержании е...