Что развивают компьютерные игры. Дети и компьютерные игры: вред и польза


Брайан Гласс и его коллеги из Техасского университета в Остине (США) и Университетского колледжа Лондона (Великобритания) поставили следующий эксперимент: попросили несколько десятков добровольцев сыграть в Starcraft или в The Sims . При этом у подопытных оценивалась пластичность мышления (способность переключаться между задачами, держать в уме сразу несколько заданий и т.п.).

Стратегия в реальном времени Starcraft — это игра, в которой, чтобы выиграть, нужно управлять армией, оценивать ресурсы, баланс сил, в общем — стратегически мыслить. Две группы пользователей играли в две версии Starcraft, а третья развлекала себя The Sims, которая, как вы помните, имитирует повседневную жизнь, а потому не нуждается в сложносочиненных тактиках и стратегиях. Игрища продолжались от 6 до 8 недель, при этом каждый участник потратил на них 40 часов.

Важно: играли только женщины, так как, по словам авторов работы, им нужны были люди, которые "по жизни" не очень-то увлекаются компьютерными и видеоиграми, а среди мужчин найти достаточное число тех, кто тратит на игры меньше двух часов в неделю, очень, очень нелегко.

В общем, оказалось, что Starcraft стимулирует когнитивную пластичность: Starcraft-игроки выполняли тесты быстрее и точнее своих коллег, забавлявшихся с "Симами". Что, наверное, не должно удивлять, если сравнить обе игры между собой. (Впрочем, если учесть некоторое предубеждение против любых компьютерных игр, все еще существующее в сознании людей, подобные результаты еще долго будут изумлять почтенную публику.)



Влияние компьютерных игр на психологию интересует науку давно, и такие эксперименты время от времени ставятся: например, опыты с играми в жанре action показали, что они "раскачивают" способность быстро принимать решения. Стратегии же, в чем нас уверяет вышеописанный эксперимент, развивают умение учиться на ошибках и перестраивать мышление по ходу выполнения задачи. Теперь исследователи намерены выяснить, как долго длится сей когнитивный эффект от игр.

Психологи давно отказались от представления о когнитивных способностях как о чем-то неизменном и неподвижном: в зависимости от обстоятельств наше мышление может делаться более или менее пластичным. Менее пластичным оно становится с возрастом, и было бы, конечно, любопытно узнать, помогут ли компьютерные игры пожилым людям сохранить подвижность ума.

Не стоит также забывать, что стимуляция когнитивных способностей происходила и у тех, кто вообще не слишком увлечен играми, так что игровой стаж, получается, не нужен. Компьютерную стратегию можно уподобить лекарству, которое принимают, когда в нем появляется необходимость, и перестают, когда эта необходимость исчезает.

Игра – один из важнейших видов развивающей деятельности человека, применяемый с детства, поскольку с момента рождения ребенок лучше усваивает информацию, получаемую в ходе различных игр. Способности, приобретенные и совершенствуемые в игровом процессе, помогают лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, легче и быстрее находить верные решения и адаптироваться к окружающим изменениям.

Какие качества развивают игры в детях:

  • Физические – совокупность социально обусловленных психических и биологических свойств человека, определяющих уровень физической подготовки, необходимой для осуществления активной и целесообразной двигательной деятельности;
  • Интеллектуальные – специфические свойства работы интеллекта по усвоению и переработке информационного потока с последующим анализом;
  • Социальные – способности, характеризующие действия человека в социальной среде, его поведение среди окружающих и относительно них.

Физические качества, которые развивают игры

В процессе развития физических качеств совершенствуется работа организма в целом. Осваиваются и улучшаются определенные двигательные умения, активизируется работа внутренних систем и органов, за счет улучшения периферийного кровоснабжения улучшается работа мозга.

Основные физические качества, которые развивают игры:

  • Сила – степень развития мышц, позволяющая человеку противодействовать внешним силам или воздействовать на них при помощи мышечного напряжения;
  • Ловкость – быстрое и правильное овладение новыми движениями, рациональное перестроение двигательной деятельности в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
  • Гибкость – морфофункциональная особенность опорно-двигательной системы человека, определяющая степень подвижности отдельных частей тела, способствующая выполнению движений с максимальной амплитудой;
  • Быстрота – перемещение человека или движение отдельных частей тела с максимальной скоростью за минимально короткий промежуток времени;
  • Выносливость – умение противодействовать утомлению при выполнении любых действий, длительное время выдерживать мышечную нагрузку без значительной потери мощности.

Интеллектуальные качества, которые развивают игры

Лучший способ развития мышления – регулярная тренировка умственной деятельности путем решения комплексных задач. Идеально обеспечивают такую нагрузку интеллектуальные игры.

Какие качества развивают игры и в чем их польза:

  • Аналитическое мышление – умение анализировать поступившую информацию, разделяя ее на логические и смысловые блоки, сравнивая и сопоставляя между собой отдельные фрагменты, определяя их взаимосвязи;
  • Логику – способность мыслить, рассуждать и анализировать в рамках формальной логики, делая верные и последовательные выводы;
  • Дедукцию – способность извлекать из объемных информационных массивов центральную идею, умение верно ее сформулировать, объединять разрозненные информационные блоки по общим признакам, умение обобщать и выделять закономерности;
  • Важное качество, которое развивает игра – это критическое мышление. Это умение противодействовать внушению и влиянию, исключая ошибочные идеи и ложные выводы путем критического анализа и оценки информации;
  • Прогнозирование – формирование на основе имеющейся информации моделей будущего развития событий с учетом возможных альтернативных вариантов, позволяющее планировать дальнейшие действия;
  • Абстрактное мышление – способность удерживать в памяти сложные системы, концепции и комбинации в виде соответствующих символов, манипуляция этими символами до нахождения верного решения с умением применить его на практике;
  • Образное мышление – умение сопоставлять различные объекты и понятия, находя условный общий знаменатель, формулировать метафоры и сравнения, упрощая восприятие сложных идей, хорошо воспринимать художественные образы;
  • Концентрацию – способность продолжительное время удерживать внимание на решении конкретных задач, повышая эффективность умственной деятельности.

Социальные качества, которые развивают игры

Социальные качества представляют собой концентрацию человеческого опыта как результата индивидуальной и групповой деятельности в различных комбинациях. Формируя способности, потребности, знания, умения, образ поведения и взаимодействие в обществе, социальные качества личности являются одновременно основой и следствием социальных процессов.

Социальные качества, которые развивают игры, необходимо воспитывать в человеке с момента рождения, именно поэтому важна социализация детей в игре. Первые навыки социального поведения ребенок получает в общении и играх с родителями. По мере взросления и вхождения в социум, участвуя в играх вместе с другими детьми, малыш учится работе в команде, коммуникабельности и терпимости к ошибкам других, решению общих задач и проблем, распределению обязанностей и разделению ответственности. Игровые задачи, поставленные пред группой, способствуют лучшей социализации детей. В игре, благодаря возникающей необходимости идти на компромиссы, уступать, прислушиваясь к мнению других участников и учитывая его, формируются основы правильного социального поведения. Именно в дошкольном воспитании следует научить детей обуздывать собственные эмоции, практически мыслить в предметном и образном направлении, контролировать свое поведение и действия в рамках социума, четко осознавать свое место и значение в обществе. Лучше всего такое обучение проходит в игровой форме.

Основные социальные качества, которые развивают игры у детей:

Благодаря социализации детей в играх, они принимают активное участие в жизни семьи, группы детского сада, в обществе друзей, с готовность приходят на помощь, с удовольствием занимаются и играют, участвуют в обсуждениях и спорах, делая правильные выводы и уместные замечания. Это свидетельствует о том, что дети на должном уровне разбираются в устройстве окружающего их мира.

По сути, игры отображают реальную жизнь в воображаемой условной обстановке, и то, какие качества развивают игры, зависит от их вида. Активные, интеллектуальные, логические, компьютерные, ролевые – разные игры важны на различных этапах роста как обязательный элемент развития качеств, необходимых для жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:


Сегодня родители и медики бьют тревогу по поводу того, что молодёжь злоупотребляет компьютерными играми. В то же время учёные доказали, что от компьютерных игр есть польза. Во всяком случае, когда речь идёт о повседневных и жизненно необходимых навыках. Безусловно, это вовсе не значит, что нужно просиживать за компьютером дни напролёт. Но знать о пользе таких игр весьма полезно.

1. Концентрация и контроль


«Call of Duty»
Всем известно, что лучшие игры - это сложные. Победа над кажущимся «невозможным» боссом или получение «сверхмудреного» достижения приносят удовольствие. Этот прилив дофамина действительно учит людей упорству и личной ответственности.

«Награда», которую получает мозг, обучает человека концентрации при выполнении чего-либо и помогает ему контролировать ситуацию вокруг себя. Эти навыки легко применяются в реальном мире.

2. Терапия


«SPARX»
В 2012 году исследовательская группа в Новой Зеландии использовала игру под названием «SPARX» для лечения депрессивных подростков. Стоит отметить, что данная игра была специально разработана для обеспечения терапии детям. В исследовании участвовали 168 подростков со средним возрастом 15 лет, которые страдали от депрессии.

Половина из них использовалась в качестве контрольной группы и регулярно проходила собеседования с психологами, а другая играла в «SPARX». Группа пользователей «SPARX» продемонстрировала обнадеживающие результаты: 44% игроков полностью оправились от депрессии, по сравнению с 26% в контрольной группе.

3. Брак


«Pokemon-Go»
Игры, которые имеют большой следующий или социальный аспект, действительно могут помочь завести новых друзей. Некоторые игры даже требуют от человека больше прогуливаться на свежем воздухе (к примеру, «Pokemon-Go»). Реальная выгода в данном случае заключается в сообществе, которое образуется для совместного опыта.

Игровые соглашения, онлайн-многопользовательские сессии и соревнования помогают игрокам встречаться с новыми людьми и заводить дружбу по интересам. Более того, некоторые счастливые супружеские пары познакомились в онлайн-играх.

4. Повседневные навыки чтения


«Rayman Raving Rabbids»
В феврале 2013 года итальянские исследователи представили доказательства того, что компьютерные игры могут помочь повседневным навыкам, таким как чтение. Были взяты две группы детей в возрасте от 7 до 13 лет.

Одна группа играла в «Rayman Raving Rabbids», а другая в более медленную игру. Когда через некоторое время были протестированы навыки чтения двух групп, обнаружилось, что те, кто играл в экшн-игру, могут читать быстрее и точнее.

5. Многозадачность


«Call of Duty»
Интенсивная ситуационная осведомленность и управление, необходимые при игре в «стрелялки», такие как «Call of Duty», как представляется, улучшают способность геймеров одновременно заниматься визуальными и слуховыми задачами.

Это может показаться очевидным, но подобное действительно помогает в реальной жизни. Разработка многозадачности - это прекрасный навык, который стоит освоить для повседневной жизни. Это помогает производительности в целом.

6. Память, моторика, навигация


«Super Mario 64»
В 2013 году немецкие исследователи изучали, как старые компьютерные игры, такие как «Super Mario 64», влияли на мозг игроков. Они попросили 23 взрослых в возрасте 25 лет играть в «Super Mario 64» 30 минут в день в течение двух месяцев. У исследователей также была контрольная группа, которая вообще не играла в игры.

Итоги были просто потрясающими. После сканирования мозгов игроков и контрольной группы с использованием МРТ-машины, обнаружилось, что у геймеров наблюдается заметное увеличение серого вещества в правом гиппокампе, правой префронтальной коре и мозжечке. Это области, ответственные за память, стратегию, тонкие моторные навыки и пространственную навигацию.

7. Улучшение зрения


series «Wolfenstein»
Исследование, проведенное в 2009 году в Рочестерском университете, показало, что стрельба по «плохим парням» может улучшить зрение. Игроки, которым нравилось «отстреливать» пиксельных врагов в таких играх, как «Unreal Tournament 2004» или «Call of Duty», способствовало усилению функции контрастной чувствительности.

Это способность различать тонкие изменения яркости изображения. Более того, это один из первых визуальных навыков, появляющихся у детей, который со временем ослабевает. Исследователи также считают, что компьютерные игры могут использоваться в будущем для коррекции плохого зрения.

8. Уровень интеллекта


«Call of Duty»
Пока неясно, улучшают ли компьютерные игры общий уровень интеллекта, похоже, что они помогают научить человека новым навыкам и укрепить их. Это не обязательно означает, что человек станет умнее.

Есть несколько игр, которые были разработаны для улучшения способности разрешения проблем, критического мышления и понимания прочитанного. Конечно, есть также большое количество учебных приложений и игр для детей всех возрастов.

9. Общее качество жизни


«Unreal Tournament»
Независимо от того, является ли человек хардкорным геймером или нет, компьютерная игра может улучшить его общее качество жизни. Она может, например, улучшить его физическую форму или помочь достичь своей цели. Если подумать о себе как о персонаже 1-го уровня, можно определить области, нуждающиеся в улучшении.

После этого нужно работать над этими способностями и следить за своим прогрессом. Так можно «проработать» практически все аспекты жизни. Можно использовать стратегии, которые были разработаны в играх, и применять их в реальной жизни, чтобы достичь своих целей.

БОНУС


Тем, кто совсем против компьютерных игр стоит узнать про .

Копий на эту тему сломано уже достаточно много. Есть родители, считающие что игры развивают, есть и те, кто непримиримо борется с компьютерными игрушками. Как же все-таки обстоит дело?

Что развивают компьютерные игры?
Жанров игр существует великое множество. Самые популярные игры для мальчиков — это боевики: стрелялки, бои, уничтожение монстров. Такие игры могут развивать скорость реакции, внимание. Симуляторы, которые позволяют почувствовать себя в кресле пилота или за рулем гоночного автомобиля, так же развивают эти психофизические параметры. Стратегии учат мыслить, ролевые многопользовательские игры — взаимодействовать с людьми. Многие специалисты в вопросах воспитания предупреждают, что развитие должно касаться не только физических качеств ребенка, но и внутренних. К примеру душевную зрелость, целеполагание не помогут развить компьютерные игры.

Опасность для жизни?
Можно сказать и так, что в некоторых случаях компьютерные игры могут быть смертельно опасными. В 2005 году после многочасовой беспрерывной игры в «World of Warcraft» умерла китайская девочка, и это — не единственный случай, хотя все же, к счастью, они единичны. Американские специалисты, которые наблюдали за тремя тысячами детей, увлеченный компьютерными играми, утверждают: у ребят повышается уровень беспокойства, депрессии, социофобии, снижается уровень успеваемости. Психологи утверждают, что игромания сравнима с наркоманией и алкоголизмом, человек не замечает своего пагубного пристрастия, все больше и больше времени отдавая игре. Игры с жестоким сюжетом, где показываются сцены насилия, наносят непоправимый эмоциональный вред, очень негативно сказываются на неокрепшей психике ребенка или подростка.

Что делать?
Ругать ребенка за его увлечение бесполезно. К тому же, если подумать, то в большинстве случаев именно родители виноваты в том, что эта зависимость сформировалась. Многие родители не видят ничего дурного в том, чтобы дать совсем маленькому ребенку планшет с игрой, так его можно занять на длительное время, он не будет отвлекать маму. То есть, сами приучают ребенка играть с младых ногтей.
Если вы задались целью отучить ребенка от игр, помните, резко отобрать игру нельзя, нужно постепенно ограничивать время, сводя его к оптимальному. 6-7-летние дети не должны играть в компьютерные игры более 10 минут в день, дети 8-11 лет могут посвятить игре 15-20 минут в день, старшеклассники — до получаса.
Постарайтесь занять ребенка, увлечь его спортом, интересным хобби, чтобы у него просто не оставалось времени на игру. И помните, что самый лучший метод воспитания — это личный пример. Заставить сына или дочь заниматься спортом сидя на диване нельзя, отучить от компьютера, глядя в телевизор тоже не получится.

Давно известно, что дошкольная подготовка детей играет немаловажную роль. Все малыши обладают подвижным характером, повышенным чувством любопытства и низким осознанием ответственности. И ребенку, до школы посвященному только играм и развлечениям, очень трудно будет перестроиться и привыкнуть к новой для него роли - ученика , который должен прилежно и спокойно вести себя на уроках, слушать учителя, запоминать новый материал и регулярно готовить домашние задания.

Поэтому такое внимание уделяется подготовке ребенка к школе. Но за это время нужно не просто привить ребенку дисциплинированность, объяснить ему новые правила и обязанности, и научить хотя бы элементарному счету и чтению. Нужно развить его моторные навыки, память, воображение, реакции и логику. И лучшим помощником в этом могут стать специализированные компьютерные игры .

И не спеши презрительно кривиться и возмущенно фыркать!
Эти занятия совершенно не будут походить на развлечение и пустую трату времени. В разработке этих программ принимали участие детские психологи, и создавались они именно для того, чтобы помочь тебе правильно и успешно подготовить малыша к школе , исправить упущения или ошибки, допущенные при его развитии. А красочность и наглядность превратят настоящий урок в подобие игры и облегчат ребенку восприятие нового материала. Присмотрись, ведь для того, чтобы перейти на следующий уровень, нужно сложить из кубиков имя принцессы, чтобы добыть меч - расставить правильно фигуры, а чтобы найти подсказку - разгадать головоломку.

И не волнуйся - современная компьютерная техника совершенно безопасна для твоего малыша и не принесет ему никакого вреда, если ты будешь соблюдать некоторые правила и объяснишь их важность своему ребенку. Во-первых, конечно же, малышу не следует проводить за компьютером слишком много времени. Для детей от 3 до 5 лет будет достаточно двадцати минут в день, а ребятам постарше, 6-10 лет, можно заниматься от получаса до сорока пяти минут.

Объясни ребенку, что он должен:
- не трогать провода и части машины, не относящиеся к уроку;
- не трогать розетки;
- аккуратно обращаться с клавиатурой и мышью ;
- не сидеть слишком близко к экрану монитора - он должен находиться от глаз ребенка не ближе вытянутой руки;
- при неисправности компьютера или сбоях в работе программы позвать родителей и ничего не трогать самому.

Какие же существуют компьютерные игры и как они могут помочь твоему ребенку подготовиться к школе?
Специалисты разделяют их не несколько типов, согласно их предназначению:
- развивающие логическое мышление и память ребенка;
- улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук);
- развивающие навыки счета и чтения;
- развивающие фантазию и объемное восприятие;
- развивающие художественный вкус и музыкальный слух ребенка.

Рассмотрим, например, развитие памяти.
Психологи утверждают, что проблема детишек в том, что они не умеют запоминать вещи и события по необходимости. Память малышей работает самопроизвольно, запоминая только наиболее яркие и эмоционально сильные впечатления, которые не могут не "врезаться в память". А, идя в школу, первокласснику просто необходимо уметь запоминать новые знания "по необходимости", а не спонтанно.
Как действует игра? Она просто ставит малыша перед необходимостью запомнить что-либо, чтобы использовать это в процессе игры , а красочность и необычность впечатлений облегчают этот процесс, способствуют запоминанию.
Наиболее популярными из игр этого класса являются, например, игры, где необходимо собрать картинку из маленьких кусочков, для чего вся картинка демонстрируется в течение какого-то времени. Или найти и убрать все парные картинки из группы, при этом все картинки закрыты, и можно открыть одновременно не более двух. Или запомнить месторасположение группы предметов, а затем, когда их перемешают, расположить их по своим местам или указать отсутствующие.

Весьма полезны игры, развивающие мышление ребенка . Не замечала ли ты, как трудно малышу перестроиться на счет "в уме", без использования собственных пальчиков, или научиться читать "про себя", а не вслух? Это происходит потому, что ребенку необходима опора на какие-то внешние средства, которые являются для него символами (пальцы при счете). Игры помогают малышу постепенно абстрагироваться от реально существующих в мире вещей. Так, начиная с объектов хорошо знакомых ребенку, например яблок или кукол, давая ребенку понять, что это всего лишь знаки, а не реальные вещи, программа постепенно меняет их, преобразуя в объекты ирреальные, которых нет в реальности, таким образом развивая знаковую функцию сознания, то есть понимание того, что существует несколько уровней реальности окружающего нас мира - это и реальные предметы, и картинки с их изображением, и слова, и наши мысли… Так ребенок учится оперировать не только реальными вещами, которые он может потрогать, но и образами. Здесь хороши игры на нахождение логической пары или распределение предметов по какому-то принципу.

Также существуют программы, способствующие формированию у ребенка, так называемых, сенсорных эталонов, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование важных психических качеств. В таких программах, эталоны цвета или размера часто прячутся в каком-то предмете, и задачей ребенка является найти нужный эталон.

Ну, а о важности развития моторных реакций ребенка и говорить не приходится! Ведь даже в начальной школе у некоторых детей возникают затруднения с понятиями "право" и "лево", трудности с записью "на слух" - психологи называют это координацией совместной деятельности зрительного (или слухового) и моторного анализаторов). Компьютерная игра же легко может помочь в преодолении этих проблем. Ведь в любой игре ребенок должен одновременно нажимать на определенные клавиши (что развивает мелкую мускулатуру рук и готовит ребенка к письму) и следить за тем, что происходит на экране. А от того, как быстро ребенок сможет нажатием нужной клавиши изменить положение героя игры, зависит ее финал.

Важную роль играет и подбор программы, подходящей твоему малышу по возрасту. Конечно, если ты посадишь пятилетнего малыша его за красочный и несложный квест, пользы будет маловато.

Для самых маленьких детишек рекомендуются игры на развитие восприятия. Например, собрать картинку из нескольких частей, разложить по местам фигурки, например, собрать сумку доктора или расселить животных по местам их обитания. Так же, подойдут игры, где нужно найти "спрятавшуюся" фигурку или предмет, или сравнить два рисунка.

Для детей 5-7 лет будут хороши игры, требующие от ребенка применения его творческих качеств. Например, создать персонажа (если все сделано правильно, он оживает), нарисовать картинку определенного содержания. При этом, дополнительно, рекомендуется еще попросить ребенка придумать герою имя, рассказать, кто он, сочинить какую-то историю с его участием, которую, к тому же, можно проиллюстрировать на компьютере . Здесь будет незаменима твоя помощь - если твой ребенок испытывает какие-то затруднения, начни историю сама и пусть он продолжит ее.

С 8 лет будут полезны, так называемые, конструкторские игры, в которых необходимо собрать определенную геометрическую фигуру из нескольких данных, или, наоборот, разбить ее на заданные части. Подойдут и игры с лабиринтами или несложные и красочные квесты-бродилки с логическими загадками и заданиями на сообразительность и реакцию.

Но не нужно думать, что компьютер - это волшебник, который легко подготовит твоего малыша к школе, выработает у него необходимые способности и навыки. Очень многое будет зависеть и от тебя самой. Заинтересовать ребенка, поддержать эту заинтересованность, ненавязчиво подсказать, подтолкнуть к правильному решению.

И, конечно же, очень важна твоя похвала и улыбка! Не забывай, что ваши занятия - это все-таки учеба. И именно ты - учитель, а компьютер со всеми своими возможностями - не более, чем инструмент, призванный помочь тебе справиться с ответственной и нелегкой задачей дошкольной подготовки ребенка.