Методы получения информации в журналистике расследования. Сбор внешней информации Методы отбора информации для журналистского произведения

Наблюдение как метод сбора информации и его виды: открытое и скрытое, включенное и невключенное. Внешнее изучение и видение изнутри при методе наблюдения. Изучение документов и источников как метод сбора информации. Письма читателей как источника информации и работа с ними в редакциях газет. Интервью как метод сбора информации. Типы интервью. Интервью. Правила интервью

(Т к было уже установлено, журналистика - это прежде всего сбора информации. Только на основании собранной внешней информации возможно изготовление внутренней информации, то есть создание собственной концепции событий. В подавляющем же большинстве случаев журналистика занимается поиском новостей в информационных источников и обнародованием, публикацией (т.е. донесением к публике) сообщений о них. Методам сбора внешней информации и посвящен этот раздел.

Всю жизнь, особенно в начале карьеры, журналисту приходится выполнять роль репортера - почетное амплуа в области массово-информационной деятельности. "Журналиста ноги кормят", - недаром существует такая профессиональная поговорка. Разумеется, в данном случае речь идет о сборе внешней информации, накопления фактов, а не о выработке внутренней информации, содержание которой заключается в обобщении и объяснении фактов.

Вряд ли справедливо, однако, утверждать. Что журналист, достигнув статуса очеркиста, обозревателя или фельетониста освобождается от тяжелой профессии сбора информации и переходит только к ее обобщения, получая ее в готовом виде из других источников. Опыт ведущих журналистов, пример, того же А. Аграновского, а еще К. Симонова, С. Алексиевич и многих других свидетельствует о том, что журналист никогда не прекращает сбор информации; могут изменяться только его индивидуальные подходы в зависимости от персональных задач, жанра, характера материала.

Работа журналиста может быть сравнима с айсбергом. Только 1/9 его выглядывает над поверхностью океана. Это видимая для сприймачив часть массово-информационной деятельности - написан или устный текст. Но 8/9 массы ледяной горы скрывается под водой. Это огромная подготовительная работа журналиста по сбору информации, и ложится в основу материала. Как правило, слабые журналистские произведения получаются не в результате плохого умение работать со словом, обрабатывать вербально уже собранный материал, а в результате поверхностного представления о самой проблеме, что выбранная за предмет статьи или очерка, недостаточной деятельности в деле сбора информации, образование ситуации информационной недостаточности, немедленно сказывается на качестве конечного результата журналистского труда - тесте.

Профессиональный журналист не спешит завершить процесс сбора информации, понимая, что это решающая часть его работы. Например, Анатолий Аграновский в письме к коллеге В. К. Четкарьова от 1 июля 1980 рассказал: "Некоторые статьи я готовлю полгода, а одну (о офтальмолога Федорова)" собирал "пять лет. Но это вовсе не означает, что ничем другим журналист в это время не занят. Пишутся другие статьи, а "заветная" вынашивается ".

Необходимость накопления большого объема информации, разного рода данных и точек зрения по проблеме как основа массово-информационной деятельности касается стратегических жанров журналистики, в частности основы художественно-публицистического творчества - очерка. "Хорошие вещи - свидетельствует выдающийся публицист Юрий Черниченко, - они, к сожалению, делаются медленно, тем более если делает признанный мастер, который несет ответственность за все, в чем стоит его имя. Очерк Ф. Абрамова и А. Чистякова в восьмом числе "Москвы" за 1978 год - названный "Нива живая и мертвая" - делался девять лет. Так, во всяком случае, следует с самого очерка ". Понятно же, под авторским термином "делался" следует понимать не время написания текста, а при сборе материала для очерка.

Учитывая оперативность как весомую принцип информационной журналистики, стоит учесть и принцип, провозглашенный по очерка Ю. Черниченко: "Медленно делается - долго живет". В качестве примера для него правила творчество выдающегося прозаика, мастера "деревенской прозы" Федора Абрамова (19201983). "Для меня, например, - писал Ю. Черниченко, - абра-мовський очерк" Вокруг да около "жив до сих пор. С того очерка, думается мне, и Абрамовский" Дом "возник, и - в большой степени - вся северная история Пряслиных ". Здесь идет речь о художественно-публицистическую повесть "Вокруг да около" (1963), которая была посвящена проблемам российского северного села, и следующую романическую творчество Ф. Абрамова: трилогию "Пряслины", состоявшая из романов "Братья и сестры" (1958) , "Две зимы и три лета" (1968), "Дороги-перепутья" (1971) и была отмечена Государственной премией СССР в 1975 году, и присоединен к ней роман "Дом" (1978). В данном случае Ю. Черниченко заострил внимание на том, что писатель овладел сначала тему как очеркист, публицист, а уже потом как художник.

Классический образец в украинской культуре: написание Афанасием Мирным сначала путевого очерка "От Полтавы до Гадяч" (1872, опубликован 1874 году в журнале "Правда"), а затем создание на его тематической основании и по его мотивам романа "Разве ревут волы, когда ясли полны? " (1872-1875, в соавторстве с Иваном Билыком, опубликованный 1880).

Приведенные исторические примеры свидетельствуют тесная связь журналистики и художественной литературы, между которыми постоянно перетекает творческая энергия. Литература и журналистика напоминают сообщающиеся сосуды: уровень одного вида творчества немедленно сказывается на втором. А потому не только для журналистики, но и даже для художественной литературы актуализируется проблема сбора информации, изучение жизни. Напомним: с этого этапа зависит общий успех журналистского и литературного произведения.

Существует только три метода сбора внешней информации:

Наблюдение,

Изучение документов и источников,

Интервью.

И. Наблюдение - пассивный метод сбора информации. Сущность его заключается в том, чтобы, глядя, замечать кого или что-нибудь, обращать внимание на кого-то.

Каждый журналист должен быть бдительным, внимательным к деталям наблюдателем. Во многих случаях наблюдения начальный этап подготовки материала, является толчком, рождает затем обширный замысел статьи или очерка, приводит к журналистского расследования. Но, как правило, всегда в значительном журналистском материале присутствуют элементы, источником каков метод наблюдения. Это все то, что увиденное собственными глазами журналиста: портреты, интерьеры, пейзажи и тому подобное. Следовательно, наблюдение, играя будто второстепенную роль в сборе информации, занимает значительное место в журналистском творчестве, имеющееся в каждом обширном материале.

Журналист - это ежедневный, вечный Наблюдатель. Он никогда не пройдет мимо интересное событие, свидетелем которой стал невольно, случайно. Он никогда не упустит случая познакомиться с интересным человеком. Он наблюдает по дороге на работу и по дороге домой, в будни, в праздник и в выходной день. Все наблюдаемое он собирает в копилку своего журналистского опыта, если не для немедленного, то для будущего использования.

Журналистика знает такие типы наблюдений, как открытое и скрытое, включенное и невключенное. Сущность их заключается в том, что журналист (а часто к такому прибегают и писатели) становится на время членом какого-либо коллектива, организации, учреждения, учреждения, чтобы в совершенстве, вплотную, с близкого расстояния изучить их деятельность, настроения людей, условия труда, механизмы осуществления финансовых или бартерных операций. Открытое наблюдение предполагает осведомленность окружающих с тем, что их изучают, скрытое - отсутствие такой осведомленности. Скрытое наблюдение дает автору будущего журналистского произведения больше возможностей для ознакомления с действительным положением дел, гарантирует беспристрастное отношение к нему членов коллектива. Включенное наблюдение предусматривает зачисление журналиста на штатную должность и выполнения им самим определенных служебных обязанностей. Невключенное дает возможность изучения ситуации извне, но обеспечивает более широкое ознакомление журналиста с объектом изучения, возможность побывать в разных структурных подразделениях крупной фирмы или учреждения.

Каждый тип наблюдения имеет свои преимущества в определенных условиях. Для изучения труда большого предприятия или учебного заведения более удобным будет открыто невключенное наблюдения, которое даст возможность журналисту составить стереоскопическую картину деятельности учреждения. Если же идет речь об изучении скрытых механизмов движения товаров или капитала, выяснение того, что является тайной и скрывается учреждением, лучше всего использовать метод скрытого, включенного наблюдения.

Методом включенного наблюдения (другие названия: "метод маски", "метод переодевания", "метод смены профессии") широко пользовалась советская журналистика. Автор будущего очерка по направлению редакции или Союза писателей (журналистов) отправлялся в творческую командировку на предприятие изучать рабочий класс и писать очерки о Героях Социалистического

Труда. Часто инициатива таких акций исходила от обкомов. В конце 1970-х годов только в Харькове появился коллективный сборник очерков "Утренние встречи" (1976), документальные повести Бориса Силаева "Круг света" (1976) и Радия Полонского "Крылья моего города" (1977). Откровенная идеологическая заданность труда писателей в роли журналистов в этом и во многих других случаях скомпрометировала метод включенного наблюдения. Некоторым авторам казалось, что метод игры и "маски" почти был искусственно изобретенный для обслуживания сомнительных идеологических зав дань власти. Но это далеко не так.

Метод маски возник стихийно, в глубинах журналистского ремесла. Как указывает журналист и ученый Людмила Васильева, которая посвятила этому методу немало интересных сторонок своей книги "Делаем новости!", Первооткрывателем метода маски в российской журналистике был легендарный Владимир Гиляровский. Этот метод возродил Михаил Кольцов в 1930-е годы, а в 1960-е -репортер "Экономической газеты" Анатолий Гудимов, что написал целую книгу очерков "Тайна чужой профессии. Семь дней в такси. Лицом к лицу" (1965). Сама Людмила Васильева в приложениях к названной книги вместила свои очерки 1990-х - начале 2000-х годов, первоначально печатались в газете "Комсомольская правда" (Дальневосточное представительство). Информация для них собрана методом маски, включенного наблюдения.

Совсем недавно Галина Сапожникова напомнила (примечательно, что тоже с целью освещения журналистского расследования), что немецкий журналист Гюнтер Вальраф в середине 1970-х годов использовал метод включенного наблюдения, притворился турком-гастарбайтером и в серии очерков рассказал обо всех "красоты" эмигрантской жизни, ткнув носом немцев в их же ксенофобию.

Поэтому невозможно связывать этот метод с тоталитарной манипулятивной журналистикой, он имманентное для журналистского творчества в целом, служит для поиска истины, раскрытия правды.

Молодому журналисту все же следует иметь в виду следующее: сегодня, когда журналистика руководствуется не партийной, а общечеловеческой моралью, а организации массовой информации, предприятия, учреждения принадлежат различным частным владельцам, и "скрытое наблюдение" оказалось вне этическими нормами журналистики. В учебнике по журналистской этике (а это обязательный курс, без знания которого невозможно сегодня входить в профессию) будущий специалист прочитает, что этической нормой сегодня "сообщать о своей принадлежности к определенному масс-медиа". Согласно этическими кодексами ведущих информационных корпораций журналистам запрещено "скрывать свое имя, когда представляются», «фиксировать разговоры на диктофон без разрешения собеседника", "умышленно вводить собеседника в заблуждение". Безоговорочное преимущество отдается честным методам сбора информации. "Скрытое наблюдение", разумеется, к таковым не относится, предусматривает преднамеренный обман, а не сочетаемых с этическими стандартами современной журналистики.

В наших университетах преподается учебная дисциплина под названием "Журналистское расследование". Есть уже ряд учебников под таким названием. Но это дисциплина, так сказать, "на вырост", на будущее, для обеспечения всесторонности академической подготовки журналиста. На самом деле ни один педагог не пошлет студента на практике делать настоящее журналистское расследование. Это неоправданный риск. К журналистского расследования автор должен дорасти, принять самостоятельное решение о работе в этом жанре. Из него не стоит начинать свой путь в журналистику, так же, как в соревновании тяжеловесов не стоит начинать поднимать больший вес без разминки, предварительной подготовки.

Если же вам пришлось все же делать журналистское расследование, учтите некоторые правила безопасности:

1) старайтесь освоить новую профессию можно быстрее и лучше и выполнять свои обязанности безупречно;

2) не ставьте много вопросов, все, что нужно сумейте увидеть, а не услышать;

3) не торопитесь: часто то, о чем с риском пытаешься узнать сегодня, достаточно легко обнаруживается завтра,

4) не пытайтесь узнать больше, чем положено; ваша осведомленность в любом случае имеет свои пределы, перешагнуты через которые нельзя, не меняя своего положения в учреждении;

5) не стремитесь быть особенно "интересным": старайтесь свести дружеские беседы на текущие проблемы, планы, случаи из жизни и т. П. Своих собеседников, а не собственные;

6) не обдумывает на досуге будущую публикацию до окончания сбора информации: времени взглянуть на общую картину глазами журналиста еще будет достаточно.

Кроме правил безопасности при сборе информации, есть такие правила и для создания текста. Итак, как рассказать о виденном, чтобы избежать подозрений? Придерживайтесь следующих рекомендаций:

1) избегайте описания тех деталей, штрихов и мелочей, которые имеют ярко выраженный индивидуальный характер, а также точных цифр, заменяя их на приблизительные;

2) изменять, по возможности, те детали, которые, не имея принципиального значения, могут указать именно на вас

3) избегайте даже приблизительной сходства построения фразы в вашем устной речи и на бумаге, не говоря уже об использовании выражений, оборотов, словечек и т. П., Которые часто используются вами в ежедневных разговорах;

4) ваш псевдоним не должен содержать никаких биографических указаний, под которыми понимаются место или месяц рождения, девичья фамилия матери и т.д., тем более не перекликаться каким образом с настоящим именем;

5) и, разумеется, круг лиц, знающих о вашем задании, должно быть сокращено до минимума, независимо от степени доверия и родства (последнее особенно важно -не создавайте своим близким и родным лишнего повода для тревог).

Вполне очевидно, что построить журналистское произведение только на наблюдении почти невозможно. Чаще всего ему соседствуют другие способы сбора информации, среди которых второе место занимает изучение документов и источников.

II в. Изучение документов и источников - важный этап работы журналиста над сложно, репортерскими, а аналитическими материалами. Как известно, одним из важнейших признаков журналистики как массово-информационной деятельности является документализм. Если наблюдения (так же, как и интервью) поставляет журналисту субъективные знания, то документы, наоборот, дают точную, объективную информацию. За исключением, конечно же, тех случаев, когда это псевдодокумен-ти, то есть специально, на организационном уровне, созданы для дезинформации.

Под документом сегодня понимается всякий материальный носитель, созданный человеком для закрепления любым способом социальной информации с целью передачи ее в пространстве и времени.

Материальными носителями информации сегодня является бумага, магнитофонная лента, кинопленка, фотография, электронный накопитель информации и тому подобное. С этой точки зрения источники - это разновидности документов, а именно: письменные тексты, рукописные или печатные, аудио- и видеозаписи разговоров и событий, фотографии, дискеты с цифровыми, текстовыми материалами, на основе которых создаются журналистские (а также научные) произведения. С. Г. Кор-коносенко в своем учебнике "Основы журналистики" сослался на высказывания бывшего собкора "Комсомольской правды", который, остановившись на сборе информации, писал: "Интересны книги учета и другие документы... до журнала телефонограмм".

Прежде всего следует сказать, что, работая в пределах определенной темы, журналист должен все время ее изучать, углублять свои знания в определенной области жизни, знакомиться с новинками литературы и периодики, бывать в библиотеках, знать правила библиографического поиска, обращаться к необходимым источников в случае необходимости. Без работы с книгой, журналом, газетой немыслим современный журналист. Книга, газета, журнал - вот важнейшие источники оперативной и фундаментальной информации. С ними в первую очередь должен работать сотрудник СМИ.

Главная основа при работе журналиста с документами и источниками - беспристрастность. Он не должен искать в них подтверждение заранее придуманной концепции, а, наоборот, концепцию строить на документально подтвержденных фактах. Бывают случаи, когда после завершения формирования концепции обнаруживается новый факт, что эту концепцию разрушает; тогда подлежит не отвержению новый неудобный факт, а просмотровые и уточнению сама уже готова концепция.

В специальном исследовании сформулированы следующие правила работы с документами:

Убедитесь в том, что

документ создан компетентной (по служебным положением) или специально уполномоченным для этой цели лицом;

обстановка, в которой создавался документ, не повлияла на его содержание;

в нем не искажены фамилии должностных лиц; содержание документа соответствует отпечатков печати и углового штампа;

документ подписан уполномоченным для этой цели лицом.

Мастерство журналиста измеряется, кроме других факторов, еще и тем, насколько глубоко он может осмыслить родниковую базу будущего произведения, воспользоваться ею, дать в самом тексте необходимые ссылки на документы, которые станут весомым аргументом и убедят читателя в правильности позиции автора.

Наконец, есть такие сферы журналистики, где знания документов и источников является обязательным, доминирует в материале. Таковы, например, выступления на исторические темы, криминальная хроника т. Д.

Начиная работу над любым материалом для ОМИ, журналист обязан поинтересоваться, есть ли по данной теме какие-то документы и источники. Во многих случаях знакомство с ними составляет начальный этап осмысления темы. Так бывает, когда речь идет об изучении определенного промышленного объекта, строительства, рассмотрение жалобы.

Важным источником тем и проблем для журналиста является письма читателей. Традиционной является мнение, что в современном мире произошло ощутимое обеднения эпистолярного творчества в целом. Эта форма индивидуальной, межличностной коммуникации, которая на протяжении длительного времени истории оставалась единственным средством связи между людьми в пространстве, мол, сегодня вытеснена телефону, электронными средствами связи. В "старые добрые времена" Николай Гоголь писал Александру Пушкину на другой конец С.-Петербурга: "Если бы вы знали, как я жалел, что застал вместо вас одну записку вашу на моем столе. Минутой бы мне вернуться раньше, и я бы увидел вас еще в себя ". Теперь такое письмо просто невозможно - все это лицо скажет другой по телефону, а друг не станет наносить визит, не убедившись с помощью все того же телефона, хозяин дома. Однажды Павел Загребельный сказал: "Девятнадцатый век - в письмах, как двадцатое - в телефонах". Итак, для сокращения количества писем в редакции существуют объективные причины.

Несмотря на это, периодические издания продолжают получать письма. Главный редактор "Комсомольской правды" В. Н. Сунгоркин отметил в специальном интервью: "У нас большая почта. У 30000 писем каждую неделю, до ста тысяч ежемесячно, и это не считая отзывов на публикации на нашем сайте в Интернете". Сама Людмила Васильева, из предисловия к книге которой взято приведенное высказывание, так же отмечает огромную важность редакционного эпистолярия: "Но письма, - восклицает она, - это увлекательный информационный Клондайк!" . Далее, однако, она сводит все многообразие писем к другу их жанра: "крика о помощи". И даже предлагает резюме: "Если письмо в редакцию написали, значит, автора" достали "".

Вряд ли ситуация с письмами в современной журналистике может быть так просто объяснена. Тридцать тысяч писем каждую неделю не могут быть столь однообразными. Думается, источник листов при веских причинах их устранения из информационного поля в другом. В современном мире идет отчуждение человека от своей сущности. Современный человек одинок и часто растерянная перед миром абсурда. Она ищет тепла и соучастия, часто просто единомышленников, тех, кто думает и чувствует так, как она, и такая же одинокая, как и она. Вот главная причина, почему редакционная почта не иссякнет никогда. В молодежной газете "Артмозаика" (Харьков) с еженедельным тиражом 334 000 экземпляров много лет упорно продолжает существовать рубрика "вечное перо". В каждом номере газеты подается две страницы писем. Проблематика их разнообразная, такая, что не поддается обобщению. Но вот мотивы - выразить себя, рассказать о своем жизненном опыте и его уроки, доверить бумажные то, что не расскажешь публично устно - это отслеживается четко. Поэтому логично предположить, что в основе эпистолярного творчества лежат причины психологические, и редакционная почта будет существовать всегда. Итак, с ней следует уметь работать.

Через письма в редакцию поступает важная информация об общественных противоречия, назревание конфликтных ситуаций, движение общественного мнения в том или ином направлении. Люди обращаются в газету, как правило, в сложных случаях своей жизни, ища поддержки, социальной справедливости, защиты от произвола чиновников. В советское время в редакциях практически всех (включая районные) газет были отделы писем, в обязанности которых входило только работать с почтой, систематизировать и обобщать эпистолярное информацию, проверять жалобы, готовить к публикации письма или отрывки из них. В газетах существовали рубрики "Хотя письмо и не напечатано", где редакция сообщала читателям о принятых мерах по поводу обращений граждан и о действиях правительственных органов в деле решения поставленных в письмах проблем.

Молодому журналисту следует знать, что письма читателей могут служить источник лишь предварительной информации, еще требует тщательной проверки. Работа с письмами строится на следующих принципах:

1. Тщательный учет всех писем, предоставление каждому своего номера или шифра, группирование писем по темам или проблемами.

2. При определении решения о публикации нуждается в проверке авторство письма. Сотрудник редакции должен обязательно связаться с автором письма и от него лично получить подтверждение его авторства. Если такого подтверждения добиться не удается, письмо считается анонимным и не рассматривается. Особенно необходимым такая проверка является в случаях, когда речь идет о компрометирующие факты, обнародование которых может так или иначе повлиять на судьбы людей.

3. При желании опубликовать письмо требуют проверки приведенные в нем факты. Это также составляет обязанность сотрудников редакции. Для этого в письма следует поинтересоваться источниками его информации и самому журналисту пройти этим путем, сопоставить различные точки зрения на событие или явление и т.

Во многих редакциях старых газет существует традиция, согласно которой всю почту, поступающую на общий адрес издания, читает сначала главный редактор, он же накладывает нужны резолюции и передает письма в отделы для дальнейшего использования или принятия мер.

Письма служат канал обратной коммуникационной связи редакции с читателями, дают журналистам почувствовать пульс общественного мнения, а вместе с тем эффективность собственного труда.

Через обнищание значительной части населения Украины, что стало следствием экономического кризиса во всем постсоветском пространстве, поток писем в редакции газет значительно сократился. Но правильно сделали те редакции, не захотели терять связей с аудиторией. Они предложили читателям звонить в редакцию, опубликовали номер телефона и выделили специального сотрудника для приема таких сообщений.

В результате связь "газета - читатель - газета» не был разрушен окончательно, издание сохраняло важную возможность вести диалог с читателями, знать об их оценки собственного труда. Был от этого коммуникативного канала и еще важнее следствие: ничто так не повышает престиж издания и его тираж, как эффективность публикаций, действенная помощь конкретным гражданам в решении их конкретных проблем, связанных с различными сферами жизни: бытом, коммунальными службами, выплатой задолженности по зарплате и пенсиям и тому подобное.

Многолетний журналистский опыт подсказывает, что работа по налаживанию диалога с читателями (письменно, телефонного) должна войти в круг ежедневных забот каждой редакции, а его активность является мерилом авторитета издания, его популярности.

III. Интервью. Это главный метод сбора информации в журналистике, сущность которого заключается в получении новостей и сообщений путем устного общения субъекта (журналиста) с обьектомньюзмейкером (политическим деятелем, ученым, художником или просто интересным собеседником). Считается, что этот метод дает от 80 до 90 процентов нужной журналисту информации. Понятно, что метод интервью следует отличать от журналистского жанра под таким же названием, сущность которого заключается в драматургической (диалогической) построении материала по форме: вопрос - ответ. Жанр интервью не играет такой весомой роли в журналистике, как метод, хотя его удельный вес на страницах современных газет растет.

С определенной метафоричностью, можно сказать, что работа журналиста - это вечное интервью, а сам журналист должен быть хорошим коммуникатором. Его деятельность состоит из разговоров с людьми и описания услышанного. Причем к проблемам творчества и мастерства журналиста входит не только непосредственное создание текста, но (и прежде всего) искусство собирать материал для него. Журналистика - это искусство общения, а с развитием аудиовизуальных медиа - также и искусство публичного общения перед микрофоном или телекамерой.

Современная журналистика по типу общения знает такие типы интервью:

Интервью на рабочем месте. Считается таким, что оказывает особенно плодотворные возможности для журналиста. Встретившись с объектом на его рабочем месте, он может не только задать намеченные для интервью, но и подключить другие методы сбора информации: наблюдение и изучение документов и источников, а в будущем материале описать обстановку рабочего места, атмосферу учреждения, привести какие красноречивые детали, характеризующие собеседника, кроме того, во время беседы журналист может потребовать от объекта документально засвидетельствовать те или иные факты, о которых прозвучала устная информация. Журналист должен всегда добиваться проведения интервью в удобных для себя условиях, а таковыми являются беседы на рабочих местах объектов.

Интервью дома у объекта. Особенно выигрышное тогда, когда журналист встречается с частным человеком. Тогда не рабочая обстановка в должности, а быт, домашнее окружение могут сыграть ведущую роль и дать преимущества такие же, как и встреча с служащим на его рабочем месте, и гарантировать использование как дополнительных методов наблюдения и изучения документов и источников.

Признаком демократического общества является проведение дней открытых дверей дома в значительных политиков. Несколько таких дней были проведены в 2005 году сразу после Оранжевой революции для демонстрации журналистам открытости и прозрачности новой власти.

Интервью в редакции. На него следует соглашаться в крайнем случае, когда объект отказывается от всего остального. Вы принимаете собеседника на своем рабочем месте, и уже не вы наблюдаете за ним, а он за вами. Вы лишены возможности наблюдать, потребовать документального подтверждения его слов, вам остается только спрашивать и записывать ответы.

Интервью по телефону. К нему следует прибегать с целью добиться особой оперативности, проверить отдельные детали в уже существующей в редакции информации. Полноценное интервью по телефону невозможно, но для справки, уточнения определенных фактов, консультации по отдельным вопросам оно может быть продуктивно использовано. Большего эффекта достигает журналист, когда звонит знакомому чиновнику или деятелю, которому уже встречался ранее. Тогда легче, напомнив о себе и объяснив трудные обстоятельства, вызывающие пользоваться телефоном, а не просить о личной встрече, добиться нужного результата - получить нужную информацию.

Впрочем, в современной жизни, у нового поколения журналистов, телефон, в том числе и мобильный, становится предметом все более широкого потребления. В прессе уже давно появляются полноценные интервью, взятые по телефону, так же на радио или в телепрограммах с целью достичь максимальной оперативности звучат передаваемые в эфир с подключенных к студии телефонов сообщение корреспондентов, свидетельство ньоюзмейкерив, комментарии независимых экспертов и тому подобное.

Интервью в интер-ситуациях. Поясним предложенный нами срок. Слово "Интер" (inter) в переводе с латинского языка означает "между, между" и употребляется в качестве префикса в сложных словах для обозначения промежуточной ситуации, пребывание между чем-то. В современном напряженном мире, где расписание дня известных людей расписан не по часам, а по минутам, журналисту часто отказывают в интервью не потому, что изначально не желают встречаться с представителем прессы, а потому что на самом деле не имеют для этого свободного времени. Тогда журналист предлагает встретиться в какой-либо интер-ситуации: за обедом или ужином в ресторане, в парикмахерской, прямо на улице и пешком провести человека домой, совместив прогулку с беседой.

Трудно представить украинского журналиста за взятием интервью в ресторане, но на Западе это распространенный метод устного сбора информации, а значит, хотелось бы, чтобы о нем знали и наши будущие журналисты. В крупных газетах Запада интервью в ресторане оплачивается редакции, так высоко там ценят свежую, конкурентоспособную информацию, поднимает престиж издания.

Тем более, что интервью в интер-ситуациях все шире входит в практику современного украинского журналиста. Так, в газете "Украина молодая" 16 июня 2000 было опубликовано интервью журналистки Майи Орел с известной телеведущей Ольгой Герасимьюк под названием "Женщина, которая выигрывает в мужском мире". Этот журналистский произведение является типичным образцом интервью в интер-ситуации. "Ольга Герасимьюк предложила мне встретиться в салоне-парикмахерской, - так начинает Майя Орел знакомить читателей с ситуацией разговора. - Куафер колдовать над ее прической, а я буду у нее интервью".

Беседа, проводимая в такой обстановке, оказалась полноценной по информационному стороны, даже по-своему глубокой, ничем не уступала по содержанию высокоэффективным типам интервью, каким является, например, интервью на рабочем месте. А сама экзотичность ситуации, что на ней время от времени подчеркивала Майя Орел, присутствие молчаливого, но с загадочной улыбкой, куафер, представляющий в загаданной для беседы проблеме ("тендерные особенности достижения успеха»), мужской мир, добавляет интервью особой свежести и прелести, работает на воплощение главной идеи журналистского произведения.

Интервью не для записи. Часто используется тогда, когда журналист имеет дело с криминогенными кругами. Объект не против, чтобы журналист рассказал о нем, но боится, что записанные материалы могут быть каким-то образом использованы против него. Поэтому он дает согласие на интервью, но без записи. Такое интервью следует немедленно записать после встречи, пока впечатления свежи, или же немедленно создать материал в другом, планируемом вами жанре. Главное заключается в том, что информация, полученная на помощью интервью не для записи, все же может быть использована в будущем материале.

Интервью не для записи и использования. На него следует соглашаться в крайнем случае, так как информацию, полученную таким путем, вы не сможете использовать в своем журналистском произведении. Но вы можете воспользоваться ею с внутренней целью. Существуют два аспекта ее возможного использования:

а) самому разобраться в вопросе, что вас беспокоит, понять действие скрытых механизмов;

б) выйти на другие источники информации, которыми вы сможете воспользоваться легально, публично, со ссылками на них.

На этот тип интервью следует соглашаться тогда, когда в процессе журналистского расследования исчерпаны открыты, легитимные пути поиска информации. Главным правилом поведения журналиста в условиях этого интервью является неукоснительное соблюдение им всех требований объекта. Следует отчетливо понять, что ему согласились выдать опасную информацию, от публикации которой зависят судьбы людей.

Интервью включает в себя такие составляющие:

Общая подготовка. Продолжается все профессиональную жизнь журналиста и заключается в создании собственной личности, приобретении общей эрудиции, необходимой для общения с людьми высокого интеллектуального уровня, усвоении основных правил искусства общения и технологии приемов "решать языки" Ч

Конкретная подготовка. Заключается в изучении вопрос комплекса проблем, которые вы хотите выяснить путем интервью. Предусматривает изучение специальной литературы, новых подходов и взглядов на проблему, ознакомление с возможными документами и источниками, лицом объекта; короче - в приобретении специальных знаний, которые затем будут использованы вами непосредственно в этом интервью.

Знание предмета предстоящего разговора и предварительная ориентация в проблеме - не только обязательное условие, но и гарантия успешной работы журналиста. В современных условиях на рынке труда и мастерства журналистов лидерство захватывает тот, кто проявляет в разговоре с объектом интервью наибольшую компетентность в своей области, глубокое понимание явлений. В таком случае сам журналист становится интересным собеседником для объекта, ему с ним интересно общаться, он начинает относиться к нему как к своему коллеге, который работает в журналистике и может принести своими публикациями много пользы общему делу.

Проведем умственное эксперимент. В областное управление Министерства внутренних дел назначен новый начальник. Понятно, что даже после пресс-конференции (она может рассматриваться как тип коллективного интервью) появляется много работников масс-медиа, стремящихся опубликовать эксклюзивные материалы о новом начальнике.

Генерал - демократ по мировоззрению, с уважением относится к прессе. Он принимает первого журналиста... Но разочарован разговором с ним, она не вышла за круг общих тем и сводилась к вопросам: "Что бы вы хотели рассказать нашим читателям? Что вы пожелаете читателям нашей газеты?" Потратив 2:00 рабочего времени, генерал на следующий день уже с меньшей охотой согласился на встречу с другим корреспондентом. Он также оказался некомпетентным в проблемах УМВД области и для него рассказ пришлось начать с нуля, долго вводить его самого в курс дел. Начальник сделал вывод, что журналисты только мешают ему работать, выполнять непосредственные служебные обязанности.

Вполне уже случайно редактору наиболее авторитетного в городе издания удалось уговорить генерала принять еще корреспондента его газеты. Это была совсем другая встреча. Журналист сразу обнаружил компетентность по делам УМВД, целый пласт наименее важной проблематики отклонил, вопросы задавал только о самом главном: о работе Управления по борьбе с организованной преступностью, коррупции внутри аппарата милиции, что, собственно, и повлекло изменение руководства УМВД области. Журналист поинтересовался, как продвигается следствие по "громких" делах, о которых писали газеты ранее; как защищаются права человека при проведении следствия.

Генерал сразу почувствовал высокий профессиональный уровень данного журналиста, выделил его среди других, охотно беседовал с ним 3:00, приказал адъютанту всегда соединять этого корреспондента с собой в случае телефонных звонков, а когда ему было нужно дать для прессы лично эксклюзивную информацию, то он приглашал именно этого автора как наиболее компетентного и знающего по делам отрасли.

Бесспорно, цель интервью - "раскрутить", разговорить собеседника, а не наговориться самому. Но успешное выполнение этой задачи возможно лишь при условии адекватности собеседников. Это сложно и нелегко - каждый раз входить в круг новых проблем, но профессиональная деятельность журналиста невозможна без данного этапа его работы. Сегодня чиновники все чаще интересуются у журналистов, о чем хотят они побеседовать, и, услышав общий ответ: "Ну, там... о новинках в вашей отрасли", категорически отказываются встречаться с такими авторами.

Следовательно конкретная подготовка приобретает все большую значимость при применении метода интервью в массово-информационной деятельности.

Психологическая подготовка. Заключается в вашей внутренней настроенности на разговор, предназначенные для нее удобного времени и места, выборе одежды и создании определенного имиджа журналиста, должно обеспечить для объекта лучшие условия для самораскрытия. Журналист должен быть профессиональным коммуникатором, владеть в этой области необходимыми знаниями и навыками.

Следует с самого начала изначально понимать, что в основном люди внутренне устроены чрезвычайно хаотично. Для успешного получения от них необходимой для вас информации вы должны мобилизовать все свои внешние и внутренние ресурсы. Здесь нет мелочей, начиная от деталей одежды и заканчивая выбранным вами тембром голоса, разновидностями которого, безусловно, тоже следует обладать.

Идя на завод разговаривать с рабочими, следует одеться как рабочий. Идя на интервью к директору банка, необходимо иметь и соответствующий внешний вид, чтобы вас не выставили без разговора с порога, не заглянув в журналистское удостоверение.

Журналисту следует всегда быть настроенным на гибкость и поведения, а также обладать сенсорным опытом, чтобы уяснить для себя, какая модель поведения дает наиболее ощутимый результат при коммуникации. Готовясь к интервью, следует определиться с моделью поведения, выбрать одну как главную, но обязательно иметь еще два-три запасные варианты на тот случай, когда первая модель не сработает. Ведя интервью, следует быстро настраиваться на коммуникационную волну объекта и гибко реагировать на его поведение, ища наибольшей открытости.

Журналист - это одновременно актер и режиссер, а каждое его интервью - это маленькая одноактная представление, которое он разыгрывает наедине с объектом.

В самом общем виде правила интервью могут быть сформулированы так:

Прежде всего, следует знать, о чем вы хотите узнать; выделить для себя главное или группу главных вопросов, осуществить четкое цилепокладення и неуклонно двигаться к нему в процессе разговора.

Журналист должен исходить из представления о самодостаточной ценность своей профессии. Он охотник за информацией. Он охотится за ней. Она, как дичь, скрывается от него. Журналист должен знать, что информацию от него могут скрывать умышленно, но могут и просто не понимать содержания поставленных вопросов; наконец, некоторые объекты могут оказаться просто недостаточно информированы и сами для исчерпывающего разъяснения ситуации или проблемы. Следовательно глубокое осознание своих задач, выяснения для себя того, о чем он должен узнать, является обязательным условием массово-информационной деятельности.

Будьте скрупулезные в использовании вами языка. Знайте, что только она обеспечит вам получение того результата, который вы хотите достичь. Запомните правило: если вы точны в формулировке вопросов, то вы получите и точную информацию.

Братья комментарий по проблеме вашего будущего материала следует только в первой по компетенции лица в данной отрасли. Представим себе конференцию, на которой присутствовали 200 ученых. Журналист, пишущий статью или даже дает информационное сообщение о ней, должен обратиться с просьбой об интервью не до молодых аспирантов, присутствующих на ней, не до доцентов или профессоров, а к академику Х., выступил организатором конференции, произнес на пленарном заседании при ее открытии программную доклад. Только такой комментарий первой на этом событии лица будет наиболее продуктивным из информационного стороны, глубокое раскроет событие, вызовет интерес читателей.

Возьмите за правило пользоваться лозунгом, что дошло до нас еще от древних римлян: "Audiator et altera pars!" ("Выслушайте и противоположную сторону!"). Его применение является обязательным в ситуациях журналистского расследования, изучения конфликтной ситуации, в которой стороны будут обвинять перед журналистом друг друга и пытаться склонить его на свою сторону. Какой бы на первый взгляд не казалась вам убедительной позиция первой стороны, возьмите за правило обязательно изучать аргументы оппонентов. Только такое всестороннее изучение может считаться достаточным для составления собственной концепции событий.

Не стесняйтесь своего незнания. Лучше быть профаном в разговоре и искренне признаться объекту в своем непонимании тех или иных проблем, чем оказаться профаном в публичном выступлении, допустить досадные неточности, за которые потом будет стыдно и журналисту, и самому изданию.

Подготовившись к интервью в библиотеке, прочитав имеющиеся по данной проблеме источника, исчерпав Интернет-ресурсы, журналист должен, однако, дать понять объекту свой уровень компетентности. Следует понимать, что чем выше уровень компетентности работника СМИ, тем большее доверие он вызывает у объекта интервью, порождает желание осветить проблему глубоко и всесторонне. Вполне запрещено идти на интервью без предварительной подготовки, не изучив подробно проблемы. Запрещено во время интервью употреблять вербальные формулы типа: "Я, конечно, в этом ничего не понимаю, но вы мне расскажите..."

Однако, встретившись с малоизвестным или и непонятным материалом, не надо стесняться своего незнания или непонимания его, а последовательно и настойчиво добиваться разъяснений и комментариев.

Спорьте с объектом, будьте актером, заставляйте его выкладывать новые и новые аргументы в свою пользу.

Если объект уходит от ответа на вопрос, что кажутся вам существенными, повторите их несколько раз в иной формулировке и он обязательно где-то раскроется. Если приводятся сенсационные данные, обязательно спрашивайте: "Откуда это вам известно?" Так вы выйдете на новые источники информации и сможете проверить показания объекта.

Ставьте только по одному вопросу, соблюдая правила: один вопрос - один ответ. Когда вы ставите несколько вопросов сразу, объект начинает отвечать на последнее и, заканчивая ответ, уже не помнит других вопросов, испытывает психологический дискомфорт от необходимости тратить силы на их припоминания. Все вопросы, кроме последнего, все равно придется еще раз повторить. Поэтому не торопитесь.

Используйте те же слова, выражения и интонации, и ваш объект интервью. Этим вы вызовете его доверие и засвидетельствуете перед ним, что вы хорошо понимаете его. С другой стороны, и ему будет легче разговаривать с вами. Не пользуйтесь малопонятными терминами, старайтесь свести к минимуму использование иностранных слов. Говорите просто, короткими предложениями. В осуществлении этого правила заключается соблюдения важной психологической основы присоединения к собеседнику во время беседы, вхождение в его модели мира.

Если вы собираете материал для статьи или очерка, старайтесь использовать и другие методы сбора информации, совместить интервью с репортажем, взять интервью на месте происшествия, походить по нему вместе с объектом, попросив показать расположение предметов и персонажей события. Это даст возможность получить не просто сумму фактов, а построить сюжет.

Слушайте молча, не перебивайте собеседника. Помните: вы встретились для того, чтобы выслушать, а не для того, чтобы самому наговориться. Люди, как правило, даже не знают, как много они знают, вы должны провести их тропой их памяти. Подходите к собеседнику, как к Жбана, полного информации, и старайтесь опорожнить его.

Не бойтесь острых вопросов. Нет вопросов, которые смущают, есть только ответы, смущают. Перечитывайте свои записи, быстро ориентируйтесь в прогалинах, что остаются и в случае необходимости добивайтесь повторного интервью.

В конце интервью обязательно спросите, что интересного мог бы собеседник еще сообщить читателям вне темы, очерченной вашими вопросами. Часто у людей бывает немало историй, достойных газетной публикации. Так вы нащупаете не одну тему для будущего творчества.

Обращайтесь с достоинством, чувствуйте себя официальным представителем своего ОМИ. Возьмите за правило не только благодарить за интервью, но и приносить объекту газету с материалом, который появился с его участием или помощью. Люди ценят хорошее отношение к ним, запомнят вас и будут и в дальнейшем охотно соглашаться на беседы.

Написанный вследствие интервью текст следует перед опубликованием показать объекту, попросить его внимательно прочитать, исправить возможные ошибки в цифрах, фамилиях, фактах, если таковые были допущены. Попросите объект завизировать ваш материал. В современных редакциях вызванные осуществляется путем подписания объектом на обороте каждого листа текста интервью.

Однако во взглядах на это правило существуют различия между отечественными и зарубежными источниками. А. С. Москаленко к "поступков, ограничивающие право граждан на свободу выражения мнений" относил такую ситуацию: "если журналист вопреки просьбе автора материала или человека, в которой принимал интервью, не согласовывает с ней подготовлен к публикации окончательный текст, или же допускает в тексте существенные изменения без согласия и публикует его "Следовательно, уже даже в отечественной журналистике это правило не действует категорически, а допускает избирательность в применении. Оно применяется по требованию объекта.

Западные же методики вообще не требуют от журналиста согласования с объектом текста его материала. "Интервью имеет своей задачей получить больше информации, чем хочет предоставить собеседник, - говорится в составленном по французской методике подготовки работников для СМИ пособии" Гид журналиста ". - Лучше избегать согласований текста интервью с тем, кто его давал. Интервью должно быть построенным в четкой согласии с его основным сообщением и ключом подачи ".

Как понимать это противоречие? Ее истоки в разном статусе журналистики у нас дома и в демократических странах Запада. Наше законодательство в информационной сфере настолько несовершенно, что журналист всегда стоит перед угрозой судебного иска даже в случае безвинной ошибки, не говоря уже о острый критический материал, направленный против правительства или учреждения. В таком случае, разумеется, лучше заранее согласовать публикацию с источником информации. Нечего и говорить, что в таком случае практически будут устранены все критические оценки и даже не останется места для конструктивных предложений. Ведь авторитет газеты напрямую зависит от того, насколько последовательно она находится в оппозиции к власти, насколько критике бездействие или неправильные действия чиновников или государственных структур. Западная журналистика уже прошла сложный путь борьбы за свободу слова, завоевала себе право в условиях ответственности безоглядно критиковать органы власти и чиновников, вплоть до президентов включительно. Поэтому в западных методиках встречаются требования, которые в наших условиях кажутся неконструктивными. На самом деле они не лишены смысла, и наша журналистика будет со временем приближаться и до их введения в практику.

Современная техника ставит журналиста перед выбором записывать интервью в блокнот или фиксировать его на диктофон. Здесь нельзя дать каких однозначных рекомендаций, тем более удержать украинского журналиста от соблазна попользоваться техническим средством. Но при этом следует иметь в виду следующее:

во-первых, расшифровка интервью, записанного на диктофон, занимает гораздо больше времени, чем записанного в блокнот. Диктофон дает лишь последовательное воспроизведение разговора, тогда как записи в блокноте охватываются зрением одновременно, это создает хорошие возможности для композиционных перестановок, группирование материала по рубрикам;

во-вторых, диктофон предусматривает многократное использование магнитофонной пленки. Как правило, записанные на диктофон интервью стираются вскоре после публикации журналистского произведения. Это делает невозможным возврат к ранее опубликованного материала, повторное его использование. Но каждый опытный журналист знает, что далеко не весь объем информации, полученный из интервью, затем используется в журналистском произведению. Просматривая старые записи, можно найти не одну тему для нового выступления. Работая с диктофоном, журналист начинает каждый раз будто с нуля и не оставляет ничего в своем архиве от своего труда.

В пользу записанного на магнитофонную ленту интервью говорит то, что объекту будет невозможно отказаться от своих слов, даже если он захочет это сделать впоследствии; пленка править за документ в случае жалобы на неточность публикации.

Лучшим вариантом технического обеспечения интервью является сочетание записей в блокноте главных тезисов и положений с записью полного текста разговора на диктофон. Это позволит совместить преимущества каждого метода и устранить некоторые их недостатки.

Пусть эти соображения будут учтены молодыми журналистами в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Санкт-Петербургский государственный инженерно- экономический университет

Доклад по теории и практике связей с общественностью:

«Методы сбора информации в журналистике

и PR -коммуникациях»

Студентки I курса гуманитарного ф-та

Группы 6031

Лавровой Марии

Преподаватель: Евсеев А.Ю.

2004 г.

Вообще с получением, поиском, сбором информации имеет дело не только журналистика и PR-коммуникации, но и множество других профессий - ученого, следователя, разведчика, психолога, врача и т.д. По сути дела любая область деятельности, где ключевое значение имеет обстоятельство – точна ли информация относительно объекта, процесса или явления, сталкивается с проблемой как эту информацию получить и оценить, с комплексом методов реализации этой задачи.

Основой любого журналистского произведения (текста) является информация, т. е. сведения о реально происходивших процессах и явлениях. Суждение, не основанное на информации, может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до полного отторжения или противоположной ожидаемой реакции. Поэтому поиск, структурирование и правильная оценка информации является ключевым этапом построения любого журналистского и PR- материала. Чем больше уверенности в точности полученных сведений, тем с большой вероятностью журналист или PR-man добивается поставленной цели. Отбор фактов требует тщательного исследования разнородных сведений, их сравнения и оценки, структурирования по степени релевантности, по степени влияния социальной или иной значимости. При этом следует избегать чрезмерно избыточной информации, так и недостатка ее.

Науки гуманитарного цикла, а журналистика и PR относятся к таковым, во многом исходят из предположительной информации, которую трудно, а порой и невозможно интерпретировать однозначно или подтвердить. Поэтому здесь имеют место, как точные данные, так и гипотезы, носящие характер наиболее вероятного предположения.

В журналистике и PR методологическая основа процесса сбора и информации творчески компилирует в себе все многообразие методов разнообразных дисциплин. Журналист или работник PR в этом контексте сводит воедино столь разнородные факторы как собственный опыт, личные качества, присущие ему в силу особенностей личности, стандартные технологии информационной деятельности и общепринятые принципы и профессиональные нормы.

При этом сбор информации для профессионала не носит формального характера, а превращается в элемент первичной творческой деятельности, которая во многом определяет все последующие стадии его работы. Роль интуиции, подсказывающей, какой именно факт должен быть найден и зафиксирован, как на этот факт выйти и где его использование в дальнейшем принесет максимальную, пользу не менее важна, нежели комплекс профессиональных навыков по ее получению.

Чем точнее журналист или PR работник представляет себе, какие именно факты необходимы для его материала, чем в большей степени готов он к предварительному сбору информации - тем эффективнее этот процесс.

Совершенно очевидно, что начальной стадией поиска информации по определенному заданию является первичное и максимально полное в данных условиях предварительное ознакомление с проблемой. Опытные журналисты не только не пренебрегают возможностью понять суть проблемы, ознакомиться со всеми ее аспектами до того, как приступают к практической работе - будь то написание короткой заметки или подготовка серьезного аналитического материала, но напротив, изыскивают для этого любую возможность.

Во время изучения литературы, я обнаружила, что методы сбора информации столь разнообразны и инвариантны, в такой степени зависят от контекста, что даже приблизительное, беглое их описание заняло бы огромный объем текста. Для журналистики и PR существуют свои определенные профессиональные особенности методологии, однако в общем смысле, группируя их по ключевым признакам - хотя такая классификация в известной степени условна - их можно разделить на три группы:


Коммуникативные методы.


Некоммуникативные (документальные и физические).


Аналитические.


Коммуникативные методы


К коммуникативным методам получения информации относятся все виды межличностной и технической коммуникации, которые доступны в работе журналиста или PR-mena.. Разумеется это, в первую очередь, беседа, интервью и опрос.

К коммуникативным методам в определенной степени относится и переписка по почтовым информационным каналам, и специфические методики компьютерных коммуникаций, такие как телеконференции, электронная переписка и т.п.

Беседа, как правило, является подготовительной стадией перед использованием других более точных коммуникативных методов, необходимой для того, чтобы понять эмоциональный фон ситуации, разобраться в особенностях личности оппонента, понять ситуацию в целом.

Основным коммуникативным средством получения информации в практической журналистике является интервью (очное или заочное интервью), в результате которого журналист реализует определенные цели по получению определенной информации. Оно в свою очередь делится на формализованное и неформализованное . Формализованное интервьюирование характеризуется достаточно большим количеством времени или периодом между сбором информации и его публикации. В результате этого происходит множество катаклизмов: выбор слов или фраз из контекста, монтаж материала, заказной материал. А неформализованное интервьюирование характеризуется отсутствием времени между сбором и публикацией. Данный метод характерен прямому эфиру, в результате данного варианта мы получаем паблисити, т. к. этот процесс непредсказуем и неконтролируем. Как правило этот метод свойственен радио и телевидению.

В опросах также выделяют фокус-группы - метод сбора информации, который позволяет оценить эффективность коммуникации на любом этапе, от возникновения идеи до конкретного PR- продукта. На практике этот метод заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии в ходе которой собирается субъективная информация от участников по обозначению проблем.

Некоммуникативные методы (документальные и физические)

Крайне важно в работе журналиста использовать все доступные информационные массивы для получения информации. Здесь следует отметить, что знакомство с печатной и иной прессой, первичными документами, связанными с событием (книгами, дневниками, письмами, записками, деловой перепиской, приказами и распоряжениями, иного рода документами и т.д.) дает журналисту огромный информационный массив, на который он может опираться в своей работе над материалом. Другим весьма эффективным методом являются способы получения информации в результате использования различных инструментальных средств наблюдения. Впрочем наблюдение(мониторинг), как некоммуникативный метод, даже без использования специальных приборов дает зачастую неоценимую информацию, так как в этом случае журналист сам может стать очевидцем события, наблюдать обстановку и т.д. Для PR мониторинг это проведение анализа СМИ, стиль письма, манера изложения материала. Важно достаточно представлять картины работы СМИ, его сферу деятельности, точку зрения главного редактора, кто стоит за газетой, т.е. её учредителей. Также важным является выявление рейтинга СМИ, в результате определяем на какую целевую аудиторию рассчитана информация.

Технические средства также крайне разнообразны - их арсенал постоянно пополняется по мере развития технологии. К ним можно отнести оптические приборы, приборы фиксации аудио-видеоинформации, различного рода регистраторы и т.д.

Большую пользу может принести и эксперимент, моделирующий или воспроизводящий определенные события, однако степень его применимости не слишком высока, чтобы останавливаться на нем подробнее. Достаточно сказать, что в силу быстротечности и уникальности некоторых событий, сделать их зримыми можно зачастую только с помощью эксперимента-реконструкции. Именно такой принцип лежит в основе жанра риэлти, являющегося крайне популярным в наши дни жанром художественной публицистики ("Телефон спасения 911", "Первая городская клиника" и т.д.). В передаче "Городок", многих газетах журналисты используют эксперимент- розыгрыш, чтобы с его помощью получить информацию о реакции человека в определенных заданных условиях. Для PR этот метод удобен, т. к. он минимизирует затраты и возможно узнать о реакции аудитории или целевой аудитории.


Аналитические методы

В первую очередь характерные для науки аналитические методы получения информации крайне эффективны в тех обстоятельствах, в которых по разным причинам трудно или невозможно получить исчерпывающих данных другими, рассмотренными нами методами. Журналисту приходится сталкиваться с ситуациями, когда событие не имеет очевидцев, способных восстановить его обстоятельства, когда объект или предмет носит специфический характер и не может быть определен однозначно, когда относительно события слишком много разноречивых мнений. Таковы большинство катастроф, аномальных явлений, событий в мире науки, преступления, чрезвычайные происшествия и исторические события в силу тех или иных причин становящиеся социально значимыми и актуальными. В этих случаях получение информации напрямую маловероятно, затруднено различными обстоятельствами а, порой, попросту невозможно. Напротив косвенных, неподтвержденных данных, догадок и домыслов - слишком много. Аналитические методы науки крайне разнообразны, и перечислять их все достаточно затруднительно. Приведем лишь краткую классификацию:


Системный анализ (то есть построение системы с определенной взаимосвязью элементов, их иерархией, определение основных функций, системообразующих, системоразрушающих и системо-нейтральных факторов и т.д.). Здесь речь идет по преимуществу о точной систематизации данных по различным признакам (хронологии, тематике, значимости и т.д.)


Сравнительный анализ (компаративные методики), при котором событие, явление или объект сравнивается с аналогичным (достаточно вспомнить, как "обставляют" телевизионные новости различного рода катастрофы и кризисы, рассказывая об аналогичных явлениях, проводя вольные или невольные параллели).


Дедуктивный и индуктивный методы, то есть построение суждений в первом случает от общей картины к частной детали, во втором - напротив, от частному к более общему.


Моделирование (компьютерное, логическое, математическое и т.д.) при котором некоторые свойства объекта переносятся на модель, подвергающуюся исследованию.


В PR особенно можно выделить анализ документов, в том числе с помощью средств массовой информации и Интернета. Для удобства изучения используются следующие формы: клиппинг, мониторинг, транскрипирование электронных СМИ. Для определения качества текстовой информации используется метод контент-анализа- перевода массовой текстовой информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой.

В любом случае выбор конкретной методики (методик) получения информации во многом зависит от индивидуальных особенностей журналиста или PR-работника, его опыта, интуиции и профессионализма.


Теги: Методы сбора информации в журналистике и PR-коммуникациях Другое Финансы, деньги, кредит

1. Наблюдение. Основан на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Н.- довольно сложное действие, предопределяемое как особенностями наблюдаемого объекта, так и личными качествами, профессиональными навыками, опытом наблюдающего. Несколько видов журналистского наблюдения:

1.B зависимости от степени непосредственного контакта наблюдателя с наблюдаемым объектом - прямое (явный контакт) или косвенное (опосредованный контакт, с использованием косвенных данных). 2. По временному признаку, по количеству затраченного времени на кратковременные и длительные. 3. По основанию заявленности или незаявленности наблюдателя своей роли - открытые и скрытые. 4. По степени участия наблюдателя в событии на включенные (наблюдатель внедряется в организацию и видит все происходящее изнутри) и невключенные (изучение со стороны).

2. Интервью и беседа - самые распространенные методы сбора информация. Различаются 3 вида контактов: письменный (резюме, проект), устный (разговор по телефону) и аудиовизуальный (личная встреча, непосредственны» контакт, обмен визитными карточками).

3. Проработка документов. Документ – это чаще всего письменное свидетельство о ч.-л.. Но выделяются несколько типов документов по разным основаниям: 1. По типу фиксации информации (рукописные, печатные, фото-, кино, и магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д.). 2. По типу авторства - официальные и личные. З.По близости к объекту отображения -первоначальные и производные. 4. По подлинности – оригиналы и копии. 5. По предназначенности для печати - преднамеренно и непреднамеренно созданные.

Другая типология документов: госуд-администр., производ.-администр., обществ.- полит., научн., нормативно-тех., справочно-инф., худ., бытовые документы: личные пиьсма, записки, кино- и фотосъемки, дневники и пр.

При анализе документов необходимо: 1.Различать описания событий и их интерпретацию (факты и мнения). 2.Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной. 3.Выявяять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь. 4.Сравнить при возможности содержание исследуемых документов с информацией, полученной по расследуемому вопросу из других источников. 5.Использовать хронологически принцип рассмотрения фактов.

Отбор получаемой информации. Значимость информации определяется фактологической насыщенностью, а также достоверностью ее содержание. Oшибки: 1. Безоглядное доверие документам, в опубликовании которых некто бывал очень заинтересован, доверие к документам, не имеющим точного авторства или выходных данных. 2. 0бычно такие материалы содержат компрометирующие сведения против тех или иных учреждений, отдельных деятелей.

4. Эксперимент или провокация. Наблюдатель создает не существовавшую до него, а искусственную ситуацию и уже затем изучает ее, применяя метод наблюдения. То есть способ выявления состояния объекта действительности путем его реакции на экспериментальный фактор (экономический, правовой, психологический, лабораторный)

5. Криминолого-следственные методы. Использование технических средств.

Ни один из методов не является исчерпывающим, необходимо их комбинирование (т.н. «принцип дополнительности»)

1. Наблюдение. Основан на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Н.- довольно сложное действие, предопределяемое как особенностями наблюдаемого объекта, так и личными качествами, профессиональными навыками, опытом наблюдающего. Несколько видов журналистского наблюдения:

1.B зависимости от степени непосредственного контакта наблюдателя с наблюдаемым объектом - прямое (явный контакт) или косвенное (опосредованный контакт, с использованием косвенных данных). 2. По временному признаку, по количеству затраченного времени на кратковременные и длительные. 3. По основанию заявленности или незаявленности наблюдателя своей роли - открытые и скрытые. 4. По степени участия наблюдателя в событии на включенные (наблюдатель внедряется в организацию и видит все происходящее изнутри) и невключенные (изучение со стороны).

2. Интервью и беседа - самые распространенные методы сбора информация. Различаются 3 вида контактов: письменный (резюме, проект), устный (разговор по телефону) и аудиовизуальный (личная встреча, непосредственны» контакт, обмен визитными карточками).

3. Проработка документов. Документ – это чаще всего письменное свидетельство о ч.-л.. Но выделяются несколько типов документов по разным основаниям: 1. По типу фиксации информации (рукописные, печатные, фото-, кино, и магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д.). 2. По типу авторства - официальные и личные. З.По близости к объекту отображения -первоначальные и производные. 4. По подлинности – оригиналы и копии. 5. По предназначенности для печати - преднамеренно и непреднамеренно созданные.

Другая типология документов: госуд-администр., производ.-администр., обществ.- полит., научн., нормативно-тех., справочно-инф., худ., бытовые документы: личные пиьсма, записки, кино- и фотосъемки, дневники и пр.

При анализе документов необходимо: 1.Различать описания событий и их интерпретацию (факты и мнения). 2.Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной. 3.Выявяять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь. 4.Сравнить при возможности содержание исследуемых документов с информацией, полученной по расследуемому вопросу из других источников. 5.Использовать хронологически принцип рассмотрения фактов.

Отбор получаемой информации. Значимость информации определяется фактологической насыщенностью, а также достоверностью ее содержание. Oшибки: 1. Безоглядное доверие документам, в опубликовании которых некто бывал очень заинтересован, доверие к документам, не имеющим точного авторства или выходных данных. 2. 0бычно такие материалы содержат компрометирующие сведения против тех или иных учреждений, отдельных деятелей.

4. Эксперимент или провокация. Наблюдатель создает не существовавшую до него, а искусственную ситуацию и уже затем изучает ее, применяя метод наблюдения. То есть способ выявления состояния объекта действительности путем его реакции на экспериментальный фактор (экономический, правовой, психологический, лабораторный)

Когда журналист уже выбрал тему для материала и готовится его создавать, то он практически сразу сталкивается с проблемой выбора самого надежного источника информации. Наиболее распространёнными в 21 веке методами сбора информации являются наблюдение, интервью и изучение документов. Наиболее объективным способом является последний, но редко кто прибегает к нему – слишком много времени это занимает, а быстрота и оперативность сейчас ценятся больше степени правдивости и независимости мнения.

Интервью

Этот способ строится на основе беседы и предполагает достаточно обширную подготовку со стороны журналиста. Для того, чтобы взять хорошее интервью, необходимо максимально изучить всю доступную информацию об интервьюируемом и его деятельности. Людям гораздо проще и приятнее общаться с информированным человеком. Обязательным условием является также подготовка вопросов или хотя бы плана беседы. Это поможет не забыть ничего важного в процессе разговора и выстроить его наиболее логичным образом. До интервью стоит изучить материалы из прессы. В процессе разговора стоит обращать внимание на ремарки и эмоциональный окрас реплик, это поможет составить наиболее правильное впечатление об отношении интервьюируемого к беседе. Помните – доброжелательное отношение и осведомленность помогут вам сделать качественное интервью с практически любым человеком.

Наблюдение

Наблюдение является одновременно популярным и скандальным способом получения информации. Это самый доступный метод, поскольку для него не требуется особых умений – необходимо просто быть свидетелем события, записывая впечатления от увиденного на камеру или на диктофон. Но многие идут гораздо дальше и моделируют события (например, врываясь на автомобиле на закрытую территорию и снимая на видеокамеру всё, что происходит), либо погружаясь на день в другую сферу деятельности, что грозит проблемами с полицией в силу нарушения законов при этом процессе. В целом, для наблюдения не требуется сверхъестественных навыков, достаточно просто достоверно описывать события.

Работа с документами

Самый объективный способ сбора информации, он имеет свои тонкости. Перед работой с ним надо убедиться, что документ подлинный, узнать название и дату ценной бумаги. При этом именно документ может стать тем самым доказательством и подтверждающим фактором, благодаря которому решаются многие важные вопросы, в том числе и в суде. При работе с ним надо зафиксировать название, дату документа, четко указать цитаты и страницы, с которых они взяты.

Кроме основных методов сбора информации в журналистике существуют также социологические способы. Это анкетирование, контент-анализ текста, журналистский эксперимент и прочие методы, позаимствованные из социологии. Каждый из них по-своему важен и интересен, но применяться может лишь в ряде ситуаций. Как видим, способов сбора информации достаточно, но каждый из них надо применять, используя тот багаж знаний, который у вас уже есть. Если «влезть» в ситуацию не с тем способом, то ваш материал будет никуда не годен, а это не то, чего бы вы хотели.