Ответственный учитель. «Наставник, незабвенный руководитель и Учитель

Юридическая ответственность педагогических работников является одним из основных и важнейших элементов системы юридических гарантий осуществления ими своих обязанностей и, тем самым, элементом их правового статуса. В самом деле, знание педагогами как своих обязанностей, так и той ответственности, которую они могут понести за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных, служебных (функциональных) обязанностей и, соответственно, правильная, адекватная реакция, есть важнейшая гарантия того, что педагогический работник сможет и дальше осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность, профессионально расти и рассчитывать на эффективное гарантирование своих гражданских и профессиональных прав и законных интересов.

Как ранее уже отмечалось, правовая ответственность применительно к субъектам образовательных правоотношений может быть условно подразделена на образовательно-правовую ответственность (предусмотренную образовательным законодательством) и ответственность «обычную», т.е. предусмотренную нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным. Эта относительность и отражает, следует сказать, специфику образовательных отношений, проявляющуюся в том, что нормы, прежде всего, трудового и гражданского права, регулирующие эти отношения, приобретают «образовательно-правовой оттенок», т.е., как отмечалось в главе 2, представляют собой «особенную» часть нормы образовательного права.

Так, образовательно-дисциплинарная ответственность педагогических работников в общем плане предусмотрена Законом РФ «Об образовании», причем эта ответственность во многом близка с ответственностью по трудовом праву. Это с одной стороны. С другой стороны, сама эта ответственность не содержит законодательный перечень оснований и мер ответственности, формулировка их носит, как правило, опосредованный характер. К примеру, в п.1 ст.13 закона законодатель обязывает образовательное учреждение указывать в своем Уставе права и обязанности участников образовательного процесса. Путем расширительного толкования становится понятным, что в этой норме опосредовано речь идет и об ответственности педагогических работников, которую должен содержать Устав. Во-первых, педагогические работники являются одним из важнейших участников образовательного процесса, а, во-вторых, разновидностью их юридических обязанностей является их правовая ответственность.

Несколько более подробно, но, опять-таки опосредовано, закон говорит об ответственности педагогических работников посредством перечисления оснований ответственности самого образовательного учреждения (п.3 ст. 32), о чем речь уже шла в предыдущей главе. Отметим лишь, что большинство из этих оснований имеет прямую связь с профессиональной деятельностью педагогических работников (подпункты 2), 3), 4) п.3 ст. 32).

«Образовательно-трудовая» ответственность педагогических работников предусматривается п.4 ст. 56 Закона РФ «Об образовании». К числу оснований для увольнения педагогического работника по инициативе администрации образовательного учреждения (причем, без согласия профсоюза педагогических работников) законодатель относит: 1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в отличие от предыдущего, практически вообще не говорится об ответственности педагогических работников высшей школы. Он ограничивается лишь указанием на то, что «предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения».

Очевидно, что законодатель пошел по пути, во-первых, использования возможностей отраслевого законодательства (трудового, гражданского, административного и, в особых случаях, уголовного) и, во-вторых, предоставления прав по более детальному регламентированию оснований и мер ответственности подзаконных актам. Однако, как показывает анализ типовых положений (об общеобразовательном учреждении и высшем учебном заведении), органы исполнительной власти также не стали подробно формулировать основания и меры юридической ответственности педагогических работников, ограничившись самыми общим предписаниями и также, как и законодатель, отправляя к отраслевому законодательству. Тем самым эта проблема ответственности педагогических работни ков «легла на плечи» самих образовательных учреждений в лице их локальных нормативно-правовых актов - Устава, правил внутреннего распорядка (ПВР) и т.д.

Так, в упоминавшемся Уставе Пермского государственного педагогического университета в п. 54 прямо записано, что за нарушение Устава Университета, трудовой дисциплины, Правил внутреннего распорядка и Правил проживания в общежитии, на работников Университета могут быть наложены дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации: замечание, выговор, увольнение с работы». Раздел 6 ПВР того же Университета содержит весьма подробную характеристику как мер дисциплинарной ответственности работников Университета, так и порядка его применения. Некоторые вузы расширяют перечень мер дисциплинарной ответственности к своим работникам: в Правила внутреннего распорядка Уральской академии государственной службы помимо замечания, выговора и увольнения предусмотрен и строгий выговор (п.31 ПВР).

Если попытаться обобщить основания юридической (образовательно-дисциплинарной и трудовой) ответственности к педагогическим работникам общеобразовательного учреждения (учителям школы) и высшей школы (профессорско-преподавательскому составу вуза), то они сводятся к следующему.

Учителя школы несут дисциплинарную ответственность за:

Повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

Применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим на­силием над личностью обучающегося;

Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), внеклассных и внешкольных мероприятий;

Некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам;

Недостойное поведение на работе, в быту и общественных местах;

Несоблюдение требований техники безопасности и ох­раны труда, производственной санитарии, гигиены, проти­вопожарной и экологической безопасности.

Профессорско-преподавательский состав вуза несет ответственность фактически за те же проступки, но «адаптированные» к условиям педагогической деятельности в высшей школе. Скажем, в соответствии с п.84 Устава Уральского государственного университета им А.М. Горького, научно-исследовательская работа является обязанностью всего штатного профессорско-преподавательского состава, поскольку научные исследования являются неотъемлемой частью подготовки специалистов. Тем самым, неисполнение либо некачественное выполнение этой обязанности, установленной в определенной порядке (при проведении аттестации, анализ количества и качества публикаций и др.) может рассматриваться как основание для, например, объявления выговора преподавателю. То же самое можно сказать, например, и по отношению к систематическому отказу преподавателя от повышения своей квалификации на факультетах (институтах) повышения квалификации и т.д.

Помимо рассмотренных видов правовой ответственности педагогические работники могут (должны) нестигражданско-правовую иматериальную ответственность. Заметим, что такая ответственность предусмотрена как образовательным законодательством, так и собственно гражданским и трудовым.

В соответствии со ст. 49 Закона РФ «Об образовании» государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях (основанием для предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы на качество подготовки обучающихся). Как можно видеть, здесь не говорится об ответственности непосредственно педагогических работников, но, очевидно, что такая ответственность опосредовано все же имеется. В данном случае можно говорить (с известной степенью условности) о своего рода «регрессном» иске в виде субсидиарной 32 ответственности педагогического работника, к которой его может привлечь руководство образовательного учреждения по итогам аттестационных процедур, инспекционных проверок и т.д. Если например, педагогически работник допускает нарушение образовательных или иных прав и законных интересов обучающемуся (унижение чести и достоинства, оскорбление и т.д.), то налицо, помимо прочего, причинение ему морального ущерба. За это ответственность, в случае возбуждение искового производства может (и должно) нести, безусловно, само образовательное учреждение как юридическое лицо, работни ков которого является данный педагогический работник. В то же время образовательное учреждение, в зависимости от конкретной ситуации вправе принять меры ответственности, вплоть до увольнения, к этому работнику.

Аналогичная ответственность педагогического работника предусматривается ч.1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой «юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей».Важно подчеркнуть, что частью 2 той же статьи работниками в данном случае признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. Педагогические работники, как можно видеть, полностью подпадают под действие данной нормы гражданского законодательства. Что касается вреда (в ГК РФ не говорится, о каком именно вреде – имущественном или неимущественном – идет конкретно речь), то он может быть нанесен педагогическим работни корм как самому образовательному учреждению, так обучающимся и иным работникам образовательного учреждения. Что касается собственно содержания, размера и значимости вреда, то это определяется исходя из совершенного противоправного деяния работника в установленном законодательством порядке.

Что касается нарушений педагогическим работником трудового законодательства, то к нему применяются меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные ст. 192 Трудового кодекса РФ, к которым относятся замечание, выговор, увольнение. Как уже было показано выше, в образовательном законодательстве предусматриваются (по сути дела, дублируются) все эти меры, что и дало основание обозначить как меры образовательно-трудовой ответственности.

Наконец, педагогический работник как45 и всякий другой, может и обязан нести в установленном порядке материальную ответственность, предусмотренную ст.ст. 232, 233, 238,241 -244, 246-248 Трудового кодекса. Непосредственными мерами такой ответственности возмещение прямого действительного ущерба, причиненного наличному имуществу работодателя (образовательного учреждения (уменьшение этого имущества или ухудшение его состояния). При этом размер материальной ответственности работника не может превышать, как правило, его месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст.241 ТК РФ). Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):

Когда в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

Недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

Умышленного причинения ущерба;

Причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

Причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

Разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

Причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Правовая ответственность иных категорий педагогических работников, не рассмотренных в данном параграфе, то она нечем в принципе не отличается от ответственности учителей школы и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

В порядке заключения следует заметить, что вопросы правовой ответственности педагогических работников как важного элемента их правового статуса в российском образовательном законодательстве пока еще не нашла своего должного отражения. В этом отношении вновь уместно обратить внимание на Проект Общей части Кодекса РФ об образовании, в котором впервые его разработчики уделили самое пристальное внимание теме юридической ответственности различных категорий участников образовательных правоотношений, в том числе и педагогических работников. Этому уделено16 статей главы 19 Проекта, что, думается, совершенно правильно. В частности, помимо «традиционных» мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных ст. 192 Трудового кодекса РФ, статье 193 Проекта предлагает установить еще одну меру ответственности: временное отстранение педагогического работника, совершившего проступок, от ведения занятий на срок до окончания четверти (в школе) или семестра (в вузе).

Такова общая характеристика правовой ответственности педагогических работников, внимание к которой в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения роли и значимости дисциплины во всех сферах общества, в том числе и, может быть, особенно, в сфере образования, несомненно, будет возрастать.



Вопросы для самопроверки, размышлений, практические задания


    Каковы причины и необходимость различения групп работников образования? Приведите аргументы, помимо тех, о которых сказано в главе, в пользу того, что педагогические работники действительно представляют собой центральную категорию работников образования.

    Чем отличаются правовые статусы различных категорий работников образования? Каковы последствия таких различий?

3. В чем существенные различия между понятиями «субъективное право» и «законный интерес» применительно к педагогическому работнику. Попытайтесь графически «сконструировать» правовой статус: а) учителя начальной школы; б) педагога старших классов общеобразовательного учреждения; в) преподавателя высшей школы. Выделите и прокомментируйте основные различия этих статусов.

4. Проанализируйте основные локальные нормативно-правовые акты своего вуза (Устав, Правила внутреннего распорядка и др.) на предмет выявления в них основных прав и обязанности педагогических работников Вашего вуза. Попытайтесь их систематизировать с точки зрения принадлежности их к различным группам: образовательным (педагогическим), личным (гражданским), политическим, экономическим, в т.ч. трудовым, социальным, культурным, информационным.

5. Попытайтесь составить собственную классификацию правонарушений педагогических работников различных категорий. Могли бы вы предложить законодателю какие-либо новые меры юридической ответственности педагогического работника и те основания, по которым она может быть возложена?

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – забудущее доверенных ему детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

  • профессиональная направленность личности;
  • профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  • организованность;
  • инициативность;
  • требовательность;
  • справедливость;
  • гибкость;
  • интеллектуальная активность;
  • креативность;
  • устойчивость нервной системы;
  • высокий эмоционально – волевой тонус;
  • хорошая работоспособность.

Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:

  • способность делать учебный материал доступным;
  • творчество в работе;
  • педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • способность организовать коллектив учащихся;
  • интерес и любовь к детям;
  • содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • педагогический такт;
  • способность связать учебный предмет с жизнью;
  • наблюдательность;
  • педагогическая требовательность.

Педагог несёт ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

Ответственность учителя – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ. Учителю должно быть свойственно:

  • владение содержанием учебных дисциплин;
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя.
Показателями профессионализма учителя можно считать:

  • самокритичность;
  • требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;
  • склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности.

Таким образом, можно сказать, что ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Ведущей педагогической целью педагога является формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколько сформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он .

Ответственность как и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

Осознание педагогом смысла собственной деятельности - показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.


Поснова Александра АлександровнаУчитель начальных классов, МАОУ СОШ№3, г.Новый Уренгой ЯНАО[email protected]

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.

Аннотация.

Ответственность профессиональной успешности современного учителя дает возможность искать информацию, обрабатывать и реализовыватьее в практической деятельности. Размышления работы учителя в современной школе.Ключевые слова: современный ребенок, современный учитель, педагогический поиск.

Умен ты или глуп,Велик ты или мал,Не знаем мы, покаТы слова не сказал!Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади

Как пел Высоцкий, ©Чему нас учит семья и школа?ª. Чему угодно, только не тому, как быть самим собой! Например:Макаренко ненавидел шаблоны и стереотипы в воспитании, потому что в каждом своем ученике видел личность. Не забывая при этом о могучей роли общества вообще и трудового коллектива в частности. По моему убеждению, нужны педагоги, способные видеть человека как уникальную целостность и развивать его на основе законов развития науки, техники, искусства, общественной жизни и труда быть путеводителем детей в информационном пространстве, научив их находить, осмысливать, обрабатывать и применять на практике новую информацию.Современный ребенок ©запертыйª в ограниченном пространстве жилой комнаты наедине с телевизором, компьютером, страдает от отсутствия развитой сенсорной, мыслительной и творческой базы. Экспериментально доказано, что мозг человека способен воспринимать и безошибочно обрабатывать информацию со скоростью не более 25 бит в секунду (в одном слове средней длины содержится как раз 25 бит). При такой скорости поглощения информации человек за жизнь может прочитать не более трех тысяч книг. И то при условии, что будет ежедневно осваивать по 50 страниц. Самым упорным такая скорость когдато позволяла освоить накопленные человечеством основные знания примерно, к середине жизни.Если мозг перенапряжен, он отбрасывает то, в чем нет насущной необходимости. Кто может похвастаться, что помнит логарифмы, законы Фарадея, химическую формулу целлюлозы или точную дату правления Владимира II Мономаха? А ведь мы все это учили в школе! Учили, но забыли –то есть, вновь не знаем. Ситуация усугубляет появление техники. Устройства, действующие по принципу ©нажми на кнопку получишь результатª, создают иллюзию соответствия требованиям времени. На смену культуре приходит поп культура. На рынок выбрасывается Библия в комиксах и сокращенные варианты классических произведений, поэзия романсов дешевыми ©джаги джагиª, изысканная речь –сленгом.До недавних пор все образовательные системы были рассчитаны на активное развитие левого полушария, отвечающего за логическое мышление. Как мы видим, на сегодняшний день его потенциал исчерпан. Чтобы сохранить ощущение реальности, не заблудиться в постоянно меняющейся действительности, предстоит подключить к работе и вторую половинку мозга, отвечающую за интуицию и образное восприятие. Только так, гармонично развивая оба полушария, ученик сможет найти общий язык с окружающей действительностью, видеть мир во всей его полноте.

Мы живем в 21 веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными, контактными в любых социальных группах. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. Я горжусь, что в передовых школах стала меняться психология преподавания. И тут начинается самое сложное, но и самое интересное: встреча с самим собой. Открытие в себе себя, той самой ВСЕЛЕННОЙ. Достаточно научиться логике мышления в областях разных знаний и умению быстро находить нужное, когда оно понадобится. Научить учеников учиться, а не даватьготовые знания, так как человек способный самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях. То, что познается в школе, на всю жизнь врезается в память.

В условиях интеллектуальной конкуренции непрерывное самосовершенствование, педагогический поиск и творчество являются, по сути дела, одними из обязательных требований, которые предъявляются к современному учителю. Современной школе нужен новый учительучитель, обладающий инновационным мышлением, умеющий адаптироваться к социальным запросам общества, имеющий высокие личностные качества: социальную ответственность, искренность, оптимизм. Мечта любой школы, любого ученика -умный, добрый, все понимающий иумеющий учитель. Стремиться надо именно к этому. Учитель -это творец, он всегда открыт для нового знания, постоянно растет профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда. Конечно, путь педагога это чрезвычайно трудная глубинная работа по преобразованию себя. Главное в педагогике –учитель должен иметь свой индивидуальный педагогический почерк и своих учеников, способных думать, рассуждать, увлекаться идеями и искать вместе с учителем истину. Живой диалог на уроке, несущий значительную смысловую нагрузку, имеет огромную духовную ценность. Учитель, должен быть не просто отличным предметником с энциклопедическими знаниями, не только владеть самыми современными методиками и способностями передавать свой опыт, но и быть яркой личностью, умеющей убеждать и вести за собой.Учитель стоит перед необходимостью овладения путями, методами, формами самовоспитания. Ему нужно сделать самовоспитание составной частью своей повседневной жизни. Радость узнавания мира, увлеченность его открытием,наслаждение самим процессом познания -это и есть ценнейший гуманистический дух школы. Ищущий учитель осваивает философию просвещения, культурологию, историю и теорию педагогики, историю школы и ее современное состояние и отбирает принципы, содержание, средства, формы, приемы, методы, структурные и организационные элементы воспитания и образования, которые у него, у данного учителя, дают наибольший эффект. Так учитель создает свой собственный стиль. Учить учиться -©готовить человека к жизниª. Учить самообразовываться -в этом, можно сказать, веяние времени, одно из важнейших требований его.Чтобы умеючи войти в мир практической педагогики, мало обладать лишь прочными теоретическими знаниями по избранной специальности и, казалось бы, неплохими исполнительскими навыками, продемонстрированными на учебных занятиях. Успешное начало в педагогической деятельности очень во многом зависит также от умения с первых минут урока привнести в детский коллектив дух радости и сотворчества, вызвать любопытство и интерес со стороны учащихся к тому, что делается на уроке и что предполагается ещё сделать (ведь они тоже с нетерпением ждут встречи с учителем.). Ведь только при полном раскрытии душ можно заставить сердца биться в унисон и тем самым способствовать созданию условий для нормального учебного процесса, добиться желанных успехов в результате обучения. Главное, учителю надо помнить, что ученики идут навстречу равному им, а не играющему в равенство, знающему и остроумному человеку.Учитель, наставник… –эти понятия могут быть безо всякой натяжки отнесены к вечным. Сколько существовало и еще будет существовать человечество, столько и будет жить понятие ©учительª. Действительно, за словом ©учительª стоит образ наставника, от которого во многом зависит жизнь другого человека или целой группы людей. В нем сфокусированы некие жизненно определяющие, нравственные, духовные, социальные, профессиональные принципы и понятия. От нравственных принципов и убеждений, от меры ответственности и профессионализма учителя, а также от восприятия и усвоения этих принципов и качеств его учениками зачастую зависит судьба целых народов, государств и цивилизаций. С течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом (учеником, родителем, самим учителем) к личности учителя. Остается открытым вопрос: какие качества учителя (или ©компетенцииª) должны быть постоянными, тоесть не зависящими от времени, а какие должны быть динамичными, ©подвижнымиª, тоесть необходимыми учителю в связи с требованием ©новогоª времени. В процессе общения с учителем как с личностью и идет процесс нравственного роста, обучения и научения. Важный момент этого взаимодействия–восприятие ученика как личности с ее достоинствами и недостатками, поскольку особенное влияние на развитие ребенка оказывают окружающие его люди, среди которых не последнее место занимает учитель. Современный учитель должен обладать инновационным мышлением, уметь адаптироваться к социальным запросам общества. Но в то же время миссия учителя –формировать общество будущего, давать ему нравственные ориентиры. Иными словами–служить обществу, в то же время создавая его.

Кто сегодня должен учить школьников? В современном мире ежедневно растет поток информации, а это накладывает своеобразный отпечаток на работу образовательных учреждений, на деятельность учителя. Все выше поднимается планка требований, предъявляемых обществом к личности учителя. Кто же сегодня должен и может учить школьников? Обычно начинают с профессиональной компетентности учителя. И это, бесспорно, важно. Но стоит провести опрос наших заказчиков, а это родители и сами обучающиеся, само общество, как становится ясно, что этого недостаточно. Знания нужны ребятам, но родители хотят,чтобы их дети могли применить их на практике. Учитель, стремящийся к профессиональному росту, владеющий новыми педагогическими технологиями обучения и воспитания и апробирующий их на практике, будет работать более эффективно, чем коллеги идущие по традиционному пути обучения. Педагогическая деятельность сегодня предполагает обмен опытом с коллегами, для этого созданы образовательные сайты, можно и нужно иметь и свой сайт. Учитель должен быть готов к творческой деятельности сам, чтобы уметь помочь ребенкураскрыть его творческий потенциал. Еще важный аспект –создание условий безопасного и комфортного пребывания ребенка в школе, и об этом должен заботиться современный учитель, особенно классный руководитель. Школе, родителям, ученикам нужен успешный учитель, значит он должен иметь высокие личностные качества: социальную ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, должен иметь индивидуальный стиль работы.А в повседневной жизни всегда будут нужны знания, умения, навыки, память, сообразительность, настойчивость, аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять, обобщать и, наконец ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!!! Одним изусловий является наличие любимого взрослого друга –наставника, учителя. Если же учитель открыт, готов делиться собой –он сияет. А бабочки в темноте куда летят? Правильно, на СВЕТ.Глубоко ошибочно господствующее в обществе мнение, что каждый молодой человек ©вырастет –поумнеетª,ученикамнеобходимо просто показать, как богат и прекрасен может быть внутренний мир каждого, и тогда всем захочется вступить на путь САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. И мир вокруг них никогда не окажется серым, скучным, бессмысленным. Помните знаменитую фразу из фильма ©Доживемдо понедельникаª: ©Счастье –это когда тебя понимаютª? К этому счастью стремятся абсолютно все. Что и требовалось доказать.

ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ЗА ИННТУИЦИЮ И ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЯ МОИ ©ТЕЛЕПУЗИКИª НАЧИНАЮТ ВЫДАВАТЬ ТАКИЕ ИДЕИ, МЫСЛИТЬ ТАКИМИ КАТЕГОРИЯМИ, ЧТО Я ©НЕМЕЮ ª ОТ ИЗУМЛЕНИЯ. МОИ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗНАТЬ, НО УМЕТЬ ЭТО ЗНАНИЕ ПРИМЕНЯТЬ В УЧЕБЕ, В ТВОРЧЕСТВЕ И ЖИЗНИ. Я УЧУ РЕБЯТ В ПРИВЫЧНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЖИЗНИ И БЫТА ВИДЕТЬ ЗАКОНЫ БЫТИЯ И НАХОДИТЬ СВОЕ СОБСТВЕННОЕ МЕСТО ЖИЗНИ.ГЛАВНОЕ НА МОИХ УРОКАХ, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ОЩУЩАЛ СЕБЯ ТВОРЦОМ. ВЕДЬ ОНИ ВСЕ –ОСОБЕННЫЕ, УНИКАЛЬНЫЕ, ОБЛАДАЮЩИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ТАЛАНТОМ. И МИР ВОКРУГ НИХ ДАЙ БОГ НИКОГДА НЕ ОКАЖЕТСЯ СЕРЫМ, СКУЧНЫМ, БЕССМЫСЛЕННЫМ. ВЕДЬ ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТСЯ С ПРОБУЖДЕНИЯ ДУШИ. НАВЕРНОЕ, Я УЛОВИЛА ПАРАЛЕЛЬ И СТАРАЮСЬ ВЫЯВЛЯТЬ УНИКАЛЬНОСТЬ КАЖДОГО. Важно, что дает твой труд в повседневной практике, работать с опережением, с ориентацией на будущее. Воспитание свободной личности, готовой к самореализации и дальнейшему самообразованию, личности со своим пониманием картины мира,чтобы увидеть наличие индивидуального прогресса у детей

вот основа–ответственности современного учителя.Способность быть ответственным за качество своей деятельности. Именно от таких верных своему делу учителей многое зависит в образовании.

Источники информации:

Гессен С. И. Основы педагогики. М., 1995.МаслоуА. Мотивация и личность. СПб., 2001. Розин В. М. Образование в конце ХХ века. (Материалы ©круглого столаª) // Вопросы философии. 1992. № 9Вентцель, К. Н. Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу) / К.Н. Вентцель. 3 изд. М., 1923;Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. В поисках практикоориентированных концепций. М.: Совершенство, 1998. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения // Вопросы образования. 2009. № 4. Управление профессиональным развитием и измениями в системе ПК: Монографический сб. / Под ред. Г.Н. Прозументовой, А.Б. Зоткина. Томск, 2002.Пионова P.C. Педагогические технологии? Педагогические технологии... // Междунар. науч. конф. ©Интеллектуальные технологии и дистанционное обучение на рубеже XXI векаª: Тез. докл. СПб. 79 июля 1999 г. СПбГУАП. СПб., 1999.Национальная образовательная инициатива ©Наша новая школаª.

Моральная ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований.

Моральная ответственность педагога - личностное качество, которая заключается в осознании морального необходимости выполнения социальных норм (в частности, личностных), а также способность индивида адекватно воспринимать справедливую оценку совершенных поступков, самооцинюваты свои действия с позиций гуманности и чистой совести.

В перспективном аспекте моральная ответственность - это осознание личностью современного и будущего развития нации и человечества, а также целенаправленной, свободной деятельности человека. Педагог учебного заведения морально отвечает за творческое овладение знаниями, самосовершенствования, самореализации своих сил и способностей.

В ретроспективном аспекте моральная ответственность представляет ответственность, отражающий, как правило, социально-правовые действия в отношении личности за минувшие поведение, поступки, нарушения им требований социально-этических, правовых и профессиональных норм. В этом смысле ответственность играет двойную роль: есть способом реагирования общества, руководства образования на негативные действия конкретного педагога и средством предотвращения возможной негативному поведению этой или других личностей в будущем.

В философии Древней Греции существовали различные подходы к пониманию сущности ответственности. Так, Демокрит высказал мнение о том, что моральная ответственность является регулятором поведения человека. Он считал, что ответственность не врожденное качество и не Божья благодать, а продукт культуры, результат социализации, воспитания.

Воспитание должно осуществляться через обучение, любознательность детей, юношей и девушек. Это не значит, что основное для человека - много знать, но образование должно быть всесторонней. Очень важно в процессе обучения и воспитания учитывать природу ребенка. Родителям, учителям нужно формировать ответственность у детей с раннего возраста. Важную роль в этом процессе играет трудовое воспитание, пример старших. Если дети не соблюдают его, то развиваются аморально.

Для Сократа моральная ответственность личности является неотъемлемой характеристикой индивида, как и добродетель, благо, справедливость. Ответственность в воспитании и обучении предоставляет смысла деятельности личности: ее цели, потребностям, интересам, мотивам, результатам. Ведь, по Сократу, первая обязанность гражданина - иметь глубокие знания, свои убеждения, мысли. Однако эти убеждения не должны расходиться с требованиями, сформулированными в нормах, законах каждого "полиса". В противном случае можно ожидать от личности сознательной, ответственного поведения. Обязанность общества заключается в обеспечении граждан достойными человеческой сущности условиями жизни. Разрыв между моральными, правовыми нормами общества и морально-правовым сознанием индивидов всего мешает выполнению долга, наносит и личности, и общества вреда, ведь человек при таких условиях становится безответственным.

Проблему моральной ответственности личности исследовал Платон. Основываясь на идее о мире моральных сущностей, он сформулировал свою мысль так: от идеи к реальности, от подлежащего сущего. Этот постулат Платон обосновывает на уровне личности и общества.

В системе формирования ответственной личности Платона запрета относительно средств воспитания. Так, он выступает за строгую, компетентную и неподкупного цензуру художественных произведений, которые можно использовать в воспитательном процессе. Цензоры, на которых возложена морально-правовую ответственность перед законом, государством и народом, должны изъять те из них, которые разрушают моральные качества молодежи.

Для анализа ответственности Аристотель применил метод деятельности, представляет актуальное бытие живого существа и процесс перехода его возможностей к действительности. Природа живого существа раскрывается именно в деятельности и реальном опыте общения. Однако на саму деятельность оказывает решающее воздействие душа, которая сочетает разумную и неразумную составляющие, взаимодействие которых стимулирует появление ответственности. То есть ответственность возникает тогда, когда правильно направлен ум согласуется с движением чувств, а движение чувств - с умом.

Идеи древнегреческих философов повлияли на содержание образования в Украине. В частности, по их постулатах основывалась почти вся воспитательная система в Киево-Могилянской академии, в которой учились такие украинские философы и просветители, как Г. Сковорода, Ф. Прокопович, И. Гизель и др.

В эпоху Средневековья царила евангельская доктрина, которая характеризовалась определенными общечеловеческими ценностями. Так, идея ответственности основывалась на принципе любви. Сын Божий - Иисус Христос - должен создать царство, лишенное войн, смерти, где все будут находиться в вечном блаженстве и любви. Однако достичь этого можно лишь при условии, если человек будет любить Бога (взгляды характерны для Ария, Оригена, Тертуллиана, Пелагия и др.). Каждый философ сформулировал их по-своему, а значит, украинские философы, педагоги в обучении и воспитании также использовали их своеобразно "начиная со времен создания нашего государства - Киевской Руси. Воспитание нравственной ответственности личности педагога в этот период развиваются самобытно.

Раннехристианских мыслителем, который на протяжении тысячелетия решающее влиял на нравственное воспитание, был гиппонский епископ, учитель церкви Августин Блаженный (354-430). Он определил самосовершенствования личности как постоянную и напряженный труд души, как самопознание, а также считал, что совершившись через труд души, человек станет уникальной, ответственной и неповторимой личностью, которой радоваться Бог.

По мнению римского философа-неоплатоников Аниция Манлио Северина Боэция (ок. 480-524), в противовес Августину, ответственное поведение зависит не только от Бога, но и от человека и его Судьбы. Он отметил, что ответственные действия личности является правильным путем к счастью и блага.

Идею ответственности также оригинально обосновал римский философ, теолог Фома Аквинский (1225-1274), обратившись к нравственной личности через выяснение отношение божественного предопределения к свободе воли человека. Однако, в отличие от Августина, который опирался в идеи об ответственности на учение Платона, взгляды Аквинского основываются на постулатах Аристотеля. Поиск сути ответственности, ее формирование у индивида он пытается осуществить на приоритетных перед наукой основе веры.

Представители философии и педагогики эпох Возрождения и Нового времени исследования проблем ответственности основывали на идеях эгоизма (франц. Еgoиsme, от лат. Egone - морально-этический принцип, характеризующий поведение человека, который стремится к удовлетворению лишь собственных потребностей, пренебрегает интересами других человек и общества), частично скептицизма (греч. skeptikos - недоверчивый; учение, основанное на сомнениях в существовании какого-то надежного критерия истины) и эпикуреизма (учение Эпикура, который материалистически объяснял мир на основе атомистического учения). Они стремились выяснить не только объективные основания ответственности, но и обобщить их. В частности, их интересовало, как ответственность может быть продуктом, свойством отдельного индивида и общей социально организувальною силой одновременно. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561- 1620) обосновал теорию ответственности на основе научно-технического прогресса, культуры, гуманизации социальных отношений. Ответственность человека заключается в том, считал он, чтобы развить свои силы и способности культурным путем. По мнению Ф. Бэкона, человек должен отвечать не только за создание и преобразование природы, умело управлять этим процессом, но и ответственно и без насилия относиться к материи. Он один из первых поднял проблему экологического воспитания.

Представитель Нового времени нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) ответственность рассматривал с точки зрения субстанциональности, сущность которой заключается в бесконечной природе. Эта природа существует объективно и имеет собственные законы взаимосвязи. Часто существования безответственности порождается произволом людей, их неправильным пониманием свободы, причин, побуждающих человеческие стремления и желания. Кроме того, отмечал 3. Спиноза, безответственность вызывает невежество, а науки нарушают порядок природы, а не следуют его. Избежанию этого способствуют не только правила жизни, но и четкое познания, на которое направляет педагог. Правильно направлено познания помогает человеку выбрать высоконравственный образ жизни, преодолеть аффекты недовольства, принести пользу обществу.

Исходным положением ответственности у основателя эмпирически-материалистической теории познания Нового времени британского философа и педагога Джона Локка (1632-1704) является нравственный закон природы. Он приводит повинность человека в моральном и правовом аспектах, формирует ее моральный долг, которым руководит разум и который согласовывает деятельность людей.

Кардинально изменил взгляд на учебно-воспитательную систему чешский мыслитель-гуманист, основатель педагогики Нового времени Ян-Амос Коменский (1592-1670). Опираясь на опыт своих предшественников, он определил, что основным в воспитании является формирование сознательной, нравственной, ответственного человека. Важную роль в этом деле отвел учителю, раскрыв не только требования, но и условия и формы проявления его моральной ответственности. Материальные условия считал справедливым и достаточным социальным обеспечением педагога, а правовые - действующими школьными законами, нарушать которые никому не позволено.

Вопреки традициям средневековой школы вопрос моральной ответственности рассматривал швейцарский педагог ЙоганТенрих Песталоцци (1746-1827). Всю жизнь он посвятил воспитанию обездоленных и бедных детей, поскольку считал, что государство должно в низком уровне ответственности педагога, в том, что власть представляют "интеллектуально развитые обманщики", эгоисты, бессердечные хищники, "умные ослы" и другие.

Проблема ответственности развилась в немецкой классической философско-педагогической мысли. Так, философ-педагог Иммануил Кант (1724-1804) не только сформулировал основные цели воспитания, но и диалектически обосновал узаемозвьязок образования и воспитания. Он определил ответственность как меру обязанности в сложной проблеме воспитания: сочетание закона принуждения со способностью пользоваться своей свободой. Ответственные поступки человека Кант рассмотрел не только в зависимости от чувства и сознания долга, но и от чувства долга и определенной склонности. Поступок из чувства долга одновременно имеет устранять влияние склонности и предмет воли, ведь даже самая склонность сама по себе «слепая», способна вызвать появление морального максимы ответственности как высшей нравственной ценности, а лишь способствует ее реализации.

Взгляды И. Канта высоко оценил немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Он отмечал, что субъективное и объективное в ответственном поступка личности не должны противостоять друг другу, определил ответственность как социологическую форму абсолютного духа. В противоположность И. Канту, Г.-В.-Ф. Гегель отмечал, что ответственность развивается последовательно. Настоящая ответственная деятельность индивида возможна в свободном обществе. Оно связывает людей долгом и ответственностью, и чем крепче эта связь, тем свободнее человек. Однако человек свободнее не в значении "делаю, что хочу", а в смысле достижения сути.

Критически осмыслив идеи И. Канта, И. Фихте, Г.-В.-Ф. Гегеля, немецкий философ, один из основателей педагогики Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) полагал основания свою систему "виховувального обучения" на взглядах древнегреческого мыслителя Парменида. По его мнению, новая модная философия приводит к нарушению стабильности развития общества и покоя личности, порождает общественные движения. А для воспитания нравственной ответственности педагога необходимые согласие, единство общества и гармония его с личностью. Такой подход Й.-Ф. Гербарт видит в философии Парменида, в которой все просто, устойчиво и неизменно.

Значительный вклад в разработку проблемы формирования моральной ответственности учителя сделал немецкий педагог Адольф Дистервег (1790-1866). Отмечая, что принцип природосообразности является основным в любой воспитательной системе, он дополнил его принципом культуровидповидности, акцентировал на сложном пути к внутренней самодеятельности и самоответственности. По мнению А. Дистервега, человек в своем развитии должен пройти три этапа: этап ощущений; этап навыков и фантазии; этап свободного самовыражения, самодеятельности. Однако не каждому учителю это под силу. Наиболее успешными являются те, кто смог достичь третьего этапа.

В XIX-XX вв. проблему моральной ответственности рассмотрел украинский педагог и писатель Борис Гринченко (1863-1910). В работах "Какая теперь народная школа на Украине?", "Какой нам надо школы?", "Народные учителя и вкраинска школа", литературных произведениях, публицистических статьях по проблемам народного образования, культуры, обучения и воспитания он утверждал о том, что педагог может проявлять моральную ответственность в условиях свободы, и избавления от нищего материального положения.

Весомый вклад в разработку проблемы моральной ответственности сделали Макаренко и Сухомлинский.

В работах А. Макаренко изложена сущность понятий, которыми он оперирует в трактовке ответственности "ответственная зависимость", "общая ответственность", "строгая ответственность", "принцип ответственности", "гармония ответственных индивидов", "ответственный за решение", "переживания ответственности "," чувство ответственности перед коллективом ". Ведущим система-образовательным является понятие "ответственная зависимость". Она возникает, формируется и функционирует в различных видах педагогической деятельности. В то же время персональная ответственность педагога за выполняемую работу связывается с ответственностью коллектива и гармонией индивидов.

В практической педагогической деятельности В. Сухомлинский придавал огромное значение воспитанию нравственной ответственности личности. Прежде всего он отмечал ответственности руководителя учебного заведения, его умении управлять коллективом, знать все нюансы педагогического процесса и др., А также необходимости не только моральной, но и правовой, материальной ответственности педагога и ученика. Одной из ведущих его мыслей является осторожность в привлечении индивида к правовой ответственности.

Важный вклад в разработку проблемы моральной ответственности сделал украинский педагог, ученый-литературовед Григорий Ващенко (1878-1967). В качестве одной из ведущих он обосновал идею ответственности педагога за воспитание гражданина, патриота нации.

Отечественная философско-педагогическая мысль в конце XIX - начале XX в. в определении содержания моральной ответственности личности предоставляет приоритета аксиологическому подходу. Ценность моральной ответственности как составляющей культуры заключается в том, что она способна объединить, восстановить, гуманизировать нацию и человечество.

Современный украинский педагог Николай Сметанский с точки зрения комплексного подхода рассмотрел проблему социальной ответственности учителя, обосновал теоретические основы ее формирования, осветил проблемы, которые необходимо решить. Среди условий успешного формирования социальной ответственности учителя основными он считает такие:

Создание ситуации заинтересованности личности в труде и его результатах;

Формирование субъекта ответственных действий, познавательных, волевых и деятельностных компонентов его ответственности;

Наличие гуманно ориентированного социального контроля и объективной оценки действий каждого субъекта.

Нравственное оценки деятельности и поведения педагога не ограничивается оценкой со стороны общества, педагогического коллектива, студентов и учащихся. Педагог как субъект способен к самооценке, благодаря чему становится составляющей в системе нравственных связей. На этом уровне нравственная самооценка оказывает моральную сущность человека. Чем лучше у нее развиты требовательность к себе и самоконтроль, тем больше и перспективнее ответственность. Развитие самооценки как ее элемента зависит от ряда факторов (социальная роль педагога, оценочный влияние коллектива и т.д.). Самооценка определяет устойчивость моральной ответственности и повышает ее меру. По мере моральной ответственности педагога является переменная величина, которая непосредственно определяется способностью и внутренней готовностью к осуществлению ответственных действий, а также обстоятельствами, в которых находится педагог.

Учитывая современное состояние науки психологи и педагоги выделяют уровень сознания, внутренней и внешней аспекты моральной ответственности педагога. Некоторые ученые (И. Иванов, А. Киселев, В. Рудковский) определяют меру ответственности только как свободу или как обязанность. Свобода и долг в специфических формах отражают в определенной степени аспекты степени ответственности. Они только взаимодополняют, а не исключают проявления такого феномена, поскольку педагогическая среда, демократические отношения в целом позволяют педагогу добровольно и активно выполнять профессиональный долг, а значит, хорошо осознавать свою новую социальную роль.

В противоположность этому взгляду современная российская исследовательница Надежда Головко отмечает, что в условиях, когда обязанность легко выполнять, поскольку его нравственность несомненна и он согласуется с общественной оценкой, исчезает проблема ответственности. Однако именно при таких обстоятельствах, когда оказывается проблема меры ответственности личности, одновременно отсутствует ретроспективная ответственность. Следует учитывать перспективный аспект ответственности. Формирование меры моральной ответственности, связанной с ее перспективным аспектом в условиях развития правового общества и реформирования образования, является общей потребности.

Александр Дьяков в степени моральной ответственности личности видит преимущественно ретроспективный аспект. Меру ответственности он считает перспективно-правовым и этическим понятиям, не причисляет его к обще-социологического. Оно акцентирует внимание на возможном наказании личности в случае невыполнения ею перед обществом своих обязанностей, а также, когда она нарушает правовые и моральные нормы.

Следует делать перспективный анализ ценностных отношений и акцентировать на перспективном аспекте. Современная российская исследовательница Галина Романюк мерой ответственности педагога считает качественную грань социального субъекта; что является следствием развития свободы личности и ее самостоятельности.

В обществе существуют определенные ожидания от педагога по его действий. Такие "запросы" характерны даже для его собственной совести и он должен дать на них ответ. Участники отношений ответственности должны быть взаимно социально активными, направленными на утверждение интересов, ценностей и норм общества, действовать положительно. Педагог является ответственным настолько, насколько он свободен и способен влиять на развитие общества, окружающая педагогическая среда и учеников. То, что находится вне сферы свободы, не может быть предметом ответственности. Итак, степень моральной ответственности педагога определяют: общественно-исторические условия деятельности; реальная свобода; возможность выбора типа поведения; мотивы и общественная ценность поступков; сочетание сущего и должного; личностные качества (одаренность, темперамент, воля и др.).

Педагогическая деятельность требует не только морального, но и правового урегулирования отношений в системе: "учитель - ученик", "ученик - ученик", "учитель - родители». Безответственность в моральном плане, как правило, проявляется и в правовом, то есть в условиях педагогической деятельности нравственная и правовая ответственности составляют единство. В образовательных правовых актах диалектически объединены общие принципы морали и права. Так, в Законе Украины "Об образовании" сказано: "Педагогической деятельностью могут заниматься лица с высокими моральными качествами, которые имеют соответствующее образование, профессионально-практическую подготовку, физическое состояние которых позволяет выполнять служебные обязанности".

В Законе Украины "Об образовании" (2003) о статусе педагога не предусмотрено свободного проявления им мыслей, которые не подлежали правовой ответственности.

Государством установлены педагогическую ответственность за совершение правонарушений. К ним относятся правонарушения, связанные с несоблюдением закона о государственной политики и основных принципов образования; организацией учебно-воспитательного процесса; низким уровнем обучения; необъективным оцениванием знаний учеников и студентов; унижением национального достоинства, пренебрежением принципа свободы СОВЕСТИ т.

В условиях педагогической деятельности привлечения к моральной ответственности предусматривает правовую ответственность личности. В Кодексе законов о труде Украины (1971) указано, что совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка несовместимо с продолжением этой работы.

Одновременно количественная определенность моральной и правовой ответственности выражена в ограничении государством юрисдикции общественных органов власти и управления в сфере привлечения к административной и материальной ответственности педагогов.

В образовательных учреждениях способность коллектива морально отвечать является необходимостью и правовым моментом, удостоверяющий признак коллективизма, которая предусматривает лица-стисний характер моральной ответственности на основе глубокого усвоения человеком культурных ценностей, моральных норм и отношение к общественным делам, как к личным. Невозможно индивидуальную моральную ответственность педагога заменить коллективной, и наоборот.

Границы как индивидуальной, так и коллективной ответственности должны быть четкими, поскольку невозможно отвечать за все одинаково в моральном и правовом плане.

Морально-правовая ответственность педагога не возникает стихийно, поскольку требует постоянного и упорного воспитания. Движущей силой такого воспитания является противоречия и их творческое решение. На современном этапе развития общества и образования наметились определенные социально-педагогические, собственно педагогические и психологические, или личностные противоречия.

Социально-педагогические противоречия существуют между:

Объективными требованиями общества относительно высокого уровня морально-правовой ответственности и субъективным осознанием, восприятием этих требований педагогом;

Постоянным развитием объективных условий деятельности педагога и относительно застывшими морально-правовыми нормами;

Официально государственной и социально-общественной педагогикой (теории обучения) как противоречие между свободой и необходимостью;

Относительными количественными и качественными изменениями в процессе формирования меры морально-правовой ответственности педагога;

Декларативными и гарантированными правами педагога;

Сущностным и должным в процессе материальной и морально-правовой оценки труда педагога;

Перспективными и ретроспективными принципами воспитания морально-правовой ответственности педагога.

Собственно педагогические противоречия появляются между:

Целью и средствами морально-правового ответственности педагога;

Правовыми и морально-волевыми качествами личности;

Индивидуальным стилем деятельности педагога и устоявшимися традициями педагогического коллектива;

Абсолютизацией знаний морально-правовых актов и неадекватным реальным морально-правовым обеспечением реализации этих знаний;

Количественным определением объема морально-правовой ответственности педагога и отсутствием условий его выполнения;

По состоянию автономности и зависимости педагога. Психологические, или личностных, противоречия возникают между:

Потребностями и невозможностью творческой реализации личности педагога;

Сознательным и бессознательным в понимании нравственно-правовой ответственности педагога;

Морально-правовыми нормами и ценностными ориентациями личности педагога;

Научным и обыденным уровнями морально-правовой ответственности;

Положительным и отрицательным воздействиями коллектива в воспитании морально-правовой ответственности педагога.

Способы разрешения противоречий в формировании нравственной ответственности педагога следует искать, основываясь на анализе причин возникновения и создания реальных условий для их преодоления.

С целью усовершенствования воспитательной работы в учебных заведениях целесообразно направлять усилия на решение следующих задач:

1) на довузовской этапе создать систему профессиональной ориентации и профотбора молодежи к профессиональной деятельности, которая сделала учета не только призвание ребенка к выбранной деятельности, но и определенного уровня развития его способностей, склонностей и интуиции. С точки зрения педагогической прогностики это требует создание специальных научных центров с привлечением многих ученых и практикантов; разработка программ профотбора с учетом дифференциации и интеграции знаний и др.;

2) на вузовском этапе основное внимание должно концентрироваться не столько на том, чтобы студент усвоил необходимую информацию и выработал определенные навыки, сколько на формировании потребности в действиях, постоянном стремлении к профессиональному росту. При таких условиях необходимо обучать будущих учителей моделировать педагогические ситуации, применять знания в процессе решения практических задач и совершенствования педагогической практики. Это требует основательной и всесторонней психолого-педагогической подготовки;

3) на этапе профессиональной подготовки важнейшими являются самореализация педагога, его практическое умение использовать знания и морально-правовую интуицию с целью гуманизации процесса обучения, развития и воспитания ребенка. Педагог, долгое время находится в ситуации нравственно-правового нигилизма и бесправия, теряет не только свою ответственность, но и способность формировать ее у учащихся, студентов, не может ориентироваться в определении взаимоотношений с учениками и коллегами. Он перестает активно действовать как на уровне интуиции, так и на уровне логики. Преодоление такого состояния сделают гуманизация и демократизация, создание меритократических общества, в котором возможность получить респектабельную должность, материальный и социальной защите зависит от уровня образованности, способностей, таланта, культуры и человечности личности.

Итак, педагог является субъектом моральной ответственности, которая воплощается в выборе решения между различными вариантами соответствующего действия, а наличие социально-педагогических и личностных противоречий обеспечивает динамику этой ответственности.

Сочинение

Разговор об Учителе представляет собой нелегкую задачу. С одной стороны, уже исчерпан запас возвышенных слов, которыми можно было бы выразить благодарность представителям этой профессии за их неимоверно тяжелый, но чрезвычайно важный труд. С другой стороны, столько сказано и написано о предназначении Учителя, о той роли, которую он играл, играет, и будет играть в жизни общества, что сознанию трудно найти тему для размышления по данному поводу. И все-таки очень хочется ещё сказать нечто важное об Учителе.

Учитель – это не тот, кто несет знания, а тот, кто ведет к ним. Он указывает Путь к вершинам мысли, нравственным высотам, духовному и физическому совершенствованию. «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет», – так сказал мыслитель У. Уорд, и у меня нет повода с ним не согласиться.

Каждый день, начиная урок, педагог должен, подобно Великим Учителям человечества, восходить на Синайскую гору, получать Откровение под деревом познания, совершать чудесное путешествие к небесам за великой Книгой и нести свою Нагорную проповедь ученикам.

Не каждый способен указывать Путь. Иногда проще испечь хлеб и накормить голодного, чем научить добывать пищу. Для этого нужно самому твердо знать дорогу и иметь внутренний духовно-нравственный стержень.
И именно таким человеком я считаю учителя русского языка и литературы, директора школы - Соколову Тамару Эммануиловну, которая, в первую очередь, для нас всех является наставником по жизни.

Думаю, со мной многие согласятся в том, что она – неординарный человек, яркая личность. И вот, что удивительно: ей удается то, на что способен не каждый учитель. Говорят, что интерес к изучаемому предмету зависит оттого, как преподаватель сможет донести до ученика информацию, ведь даже самый скучнейший, ненавистный предмет превращается в праздник, если его ведет человек, полностью отдающий себя своему делу, увлеченный и понимающий учеников с полуслова.

Русский язык сложен, нужно иметь сильное желание и целеустремленность, чтобы быть в состоянии пробраться сквозь дебри грамматики и лексики, в которых полно всяких нюансов. Но Тамара Эммануиловна смогла сделать так, чтобы русский язык стал одним из любимейших мною предметов. При этом она не только не сердится, но и не принуждает, оставаясь при этом строгим учителем, не допускающим поблажек.

Но не только знание языка дает нам Тамара Эммануиловна, она помогает адаптироваться к жестким условиям этого мира, в котором побеждает сильнейший. И я знаю, что она поможет в любой ситуации, спокойно выслушает, поддержит, приободрит. Именно Тамара Эммануиловна дала мне понять, что нельзя опускать руки, потому что нерешаемых проблем нет, что никогда нельзя отчаиваться. Жизнь – это не черное или белое, жизнь – это буйство красок, и нельзя забывать, что наш мир – прекрасен.

Тамара Эммануиловна – одна из самых моих любимых учителей, хоть сейчас у нас не преподает, все равно, находясь рядом с ней, чувствуешь себя спокойнее, так как от нее исходит столько теплоты и добра, что трудно не полюбить такого человека.

40 лет проработала в нашей школе. Тамара Эммануиловна! Сколько детей она воспитала! Скольким детям она привила любовь к русскому языку и литературе! И хоть мы и уважаем выбор Тамары Эммануиловны уйти на заслуженный отдых, но нам её очень не хватает в школе.

Говорят, что велик человек, попавший на страницы учебника истории. Это неправда. Там злодеев и негодяев больше. По нашему мнению, велик человек, сотворивший шедевр. Человек, ставший Мастером. А это уже именно о ней, Тамаре Эммануиловне.

Её шедевр-это ее жизненный и профессиональный путь. Это ее семья. Это тысячи трудных, но по - великому важных часов, что отдала она детям, каждый из которых был ЕЁ.. И это, естественно, ЕЁ ученики. Ученики разные, многоликие, но без исключения благодарные.

Школа для Тамары Эммануиловны не только место работы,она- второй дом, в котором тоже есть и радости, и заботы, и проблемы. Существует множество профессий и специальностей. У каждой свои оттенки, свои специфические черты, но профессия учителя, педагога - особенная и очень ответственная. Особенность учительской профессии не только в том, что он ежечасно и ежедневно несет знания учащимся, но и в том, что он обязан быть примером во всем и для всех. Человеку необходимо уважать себя и пользоваться уважением окружающих, без этого невозможно жить. А уважают Тамару Эммануиловну, прежде всего за знания, педагогический такт, верность профессии, любовь к детям..
Каждое утро в течение 40лет Тамара Эммануиловна Соколова, учитель русского языка и литературы, директор Натальинской девятилетней школы, направлялась в школу. Свой трудовой путь она начала в 1957 году учителем начальных классов Советской начальной школы…

Тамара Эммануиловна неравнодушно относилась к делу, ее волновали и до сих пор волнуют судьбы и заботы учеников, она постоянно в поиске, в движении, в работе.

Высоко развитое чувство собственного достоинства. Никакие начальники самого высокого ранга, обещания и посулы не могли заставить ее изменить собственным ценностям и принципам. Поэтому она такая, как есть, с насыщенной событиями и людьми яркой жизнью, сложностями и достижениями, большим числом друзей самого разного возраста. Её жизненной энергии хватает на все.

В сельской школе работать очень трудно. Тут ты весь на виду. Каждый день директора в школе - бесконечное многообразие встреч, разговоров с учениками, с коллегами, с родителями. Но ко всему этому Тамара Эммануиловна еще и учитель. А труд учителя в маленькой школе непростой. Учитель ищет индивидуальный подход к учащимся, ставит перед ними проблемные ситуации, показывает связь обучения с жизнью, рационально использует каждую минуту урока.

45 минут урока, каждый новый день заставлял Тамару Эммануиловну решать в этот отрезок учебного времени новые и сложные проблемы обучения и воспитания. Ведь литература – это главный предмет, который творит душу, чувства и сознание детей. И от того, как преподнесет ее педагог, зависит будущая судьба детей. Это очень хорошо понимала Тамара Эммануиловна.

Все учителя разные. У каждого из них свой подход и собственная методика преподавания.
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель.
Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей. Изо дня в день, из года в год учитель отдает себя детям. Недаром говорят, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама. Как писатель живет в своих произведениях, как художник – в картинах, так и учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников.

Мне кажется, что учителю можно нести нам только то, что интересно ему самому. Я считаю, что искренняя и не эгоистическая заинтересованность педагога в процессе занятий – необходимейшее условие. Если предмет или процесс обучения не интересен самому преподавателю, он не только не заинтересует, но и отдалит от него детей. Именно таким человеком, который выполнял это условие, является Соколова Тамара Эммануиловна – одна из наших любимых учителей.

Важным качеством личности этого педагога, по моему мнению, является наполненность жизненной силой. Этот человек уважает в каждом из нас человека, а главное – умеет видеть не только сформированную внешними обстоятельствами оболочку, но и глубинную, вечную сущность, и помогает ей проявиться, обрести необходимый опыт. А способен к такому видению только тот, кто нашел, кто видит в себе свою внутреннюю сущность, то есть зрелый и опытный человек.

Ученики любили находиться на уроках этого учителя, слушать его речи. Тамара Эммануиловна доносила до них как можно больше интересной и необходимой информации. Она будто бы излучала энергию, притягивающую к себе наши мысли, наше внимание. Все восхищались ее богатством и широтой знаний. Наряду с профессионализмом видели в ней добрую и искреннюю душу, преданность своему любимому делу. Тамара Эммануиловна всегда пойдет нам навстречу в трудную минуту, поймет, подбодрит и скажет добрые слова напутствия. Также мы ценим в ней терпение, которого не всем хватает, и которое тоже считается важным критерием преподавательской деятельности.

Тамара Эммануиловна - удивительно открытый, легкий человек, с которым хочется общаться и общаться. На ее уроках никогда не было скучной зубрежки и постоянных замечаний. За те годы, что она работала в школе, она для многих стала любимым учителем Она из тех учителей, которые могут найти подход к учащимся и сохранить дисциплину, применяя лишь свое природное обаяние и не тратя усилий впустую.

И на вопрос:
« Какие у Вас есть секреты преподавания?»
Она отвечает, улыбаясь:
«Ничего особенного – просто честность и открытость».
- Какою Вы видите современную молодежь?

Про современную молодежь она с горечью замечает о циничном отношении ее к своему будущему: « Настало время, когда все в мире подлежит «купле-продаже», и мы, вступая в этот мир, безусловно, не можем не подчиняться, в какой-то мере, его законам. Но мне хочется верить, что, когда наши ученики соберутся на очередной юбилей родной школы, я увижу те же живые лица и услышу веселые голоса, и мало изменятся их отношение друг к другу и общие для нас ценности, воспитанные, в том числе, и школой».

Узнав о жизни и трудовом пути Тамары Эммануиловны, я могу с уверенностью сказать, что она - легендарный человек, Учитель с большой буквы. Ее труд по достоинству оценен: в 1970 году удостоена юбилейной медали к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина за добросовестный труд, в 1977 году за достигнутые успехи в учебно-воспитательном процессе Тамара Эммануиловна награждена значком «Отличник народного образования». Пример ее достоин подражания.
Я благодарна судьбе за встречу с этим Человеком.

Нет на свете мудрее профессии
И нужней - для внедренья добра.
Жизнь уроки дает, и в процессе их
Понимаем, - учитель был прав!
Прав, когда говорил, что воздастся нам
За дела, что творим на земле,
Что любому поступку своя цена, -
О добре речь идет иль о зле…
О, учитель! Пророк и наставник нам –
Вы остались посланцем Добра!

Тамара Эммануиловна Соколова своим душевным богатством, своим талантом, одаренностью, эрудицией, исключительным педагогическим мастерством, творческой увлеченностью и широким кругом интересов навсегда остается примером для всех нас, для всего коллектива школы: наставник, незабвенный руководитель и Учитель.

Выполнила:
ученица 8 класса
Буюклян Вика
Руководитель:
Васильева Т.А.