Презентация на тему "профилактика заболеваний зубов". Скачать медицинские учебники, лекции Определение количества кальция и фосфора в золе эмали


Проблемная ситуация На прием к стоматологу обратилась будущая мама с целью профилактического осмотра. Из анамнеза: 1 беременность, срок недель, отмечает наличие утренней тошноты, отказ от приема мясных продуктов. На сроке 7-8 недель перенесла ОРВИ. Лекарственные препараты не принимала. Отмечает кровоточивость десен при чистке зубов.






Среди ключевых факторов риска возникновения кариеса раннего детского возраста называют раннее инфицирование малыша. Основным источником инфекции, как правило, является его мать и другие члены семьи, находящиеся в тесном контакте с ребенком. Поэтому стоматологический статус матери (в том числе в период беременности), необходимо учитывать при оценке риска возникновения кариеса зубов у детей младшего возраста.





Беременные женщины имеют один из самых высоких рисков возникновения основных стоматологических заболеваний – кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта. При физиологическом течении беременности распространенность кариеса зубов составляет 91,4 ± 0,7%, заболевания тканей пародонта встречаются в 90% случаев, поражение ранее интактных зубов (с преимущественным острым течением кариозного процесса) – у 38% беременных пациенток


Возникновение этих проблем связано с вполне определенными причинами: Изменение гормонального фона в период беременности приводит к нарушению кровообращения в слизистой оболочке полости рта. Клинические признаки гингивита четко коррелируют с уровнем прогестерона в крови в это время. изменения тонуса вегетативной нервной системы и сосудистые патологии в деснах, связанные с нарушением обмена кальция, гиповитаминозом С, A, E и расстройством функции паращитовидных желез.



Наличие местных факторов. Наблюдаются изменения состава зубного налета: чаще встречаются пародонтопатогенные виды бактерий (Рrevotella intermedia, Bacteroides subspecies и др.), способные заменить важный для их жизнедеятельности продукт питания нафтохинон гормонами, находящимися в значительном количестве в десневой жидкости во время беременности. Усугубляет ситуацию болезненность и кровоточивость десен. Как правило, из-за этого беременные женщины перестают чистить зубы и употреблять твердую пищу. Это приводит к отложению зубного налета, ухудшению гигиенического состояния полости рта и, как следствие, – к прогрессированию патологических процессов в пародонте и развитию кариеса зубов.


Во время беременности всегда возрастает потребность в питательных веществах, витаминах и минералах, в том числе в два-четыре раза возрастает потребность кальция. Однако очень часто беременные женщины испытывают дефицит этого важнейшего микроэлемента. И кальций, необходимый для формирования скелета, ребенок забирает из материнского организма. Недостаток кальция в крови у матери приводит к активизации процесса рассасывания собственных костей, что способствует их повышенной хрупкости и деформации. В числе первых страдает костная ткань верхней и нижней челюстей. Альвеолярные отростки, создающие лунку зуба, теряют кальций, что в конечном итоге способствует развитию пародонтита. Зубы также теряют кальций.




Часто дефицит кальция возникает на фоне хронических заболеваний желудочно- кишечного тракта, которые препятствуют естественному процессу всасывания этого микроэлемента. Именно поэтому недостаток кальция не всегда можно устранить с помощью рационального питания или приема специальных витаминно-минеральных комплексов. Токсикозы, сопровождающиеся рвотой, постоянной тошнотой и отсутствием аппетита также приводят к уменьшению поступления кальция в организм беременной женщины.


Росту патогенной микрофлоры также способствует развитие иммуносупрессии в организме беременной женщины, что делает ее более восприимчивой к развитию патологических процессов, в том числе в полости рта. Известно, что эти заболевания представляют опасность не только для зубов, но и для организма женщины в целом, а также для будущего ребенка. Патологии зубов и пародонта являются хрониосептическими очагами, из которых микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности распространяются по всему организму женщины, вызывая осложнения беременности.


У беременных женщин, имеющих скрытые очаги инфекции, в 30% случаев наблюдается инфицирование плода. Кроме того, наличие кариеса зубов у матери означает его повышенный риск и у ребенка. Близкий контакт мамы и малыша на первых месяцах жизни приводит к инфицированию ребенка материнскими микроорганизмами. В результате часто на первых же прорезывающихся зубах малыша развивается кариес. Поэтому очень важным является наблюдение беременной женщины, обследование ее на предмет предрасположенности к основным стоматологическим заболеваниям, раннее выявление и лечение кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта, а также профессиональная гигиена полости рта и специфические профилактические мероприятия.


В течение беременности женщина должна быть осмотрена врачом-стоматологом как минимум четыре раза – в 6-8, 16-18, и недель. При выявлении факторов риска развития основных стоматологических заболеваний (агрессивная микрофлора полости рта, значительное снижение реминерализующих свойств слюны и др.) количество осмотров увеличивается.


Для будущей мамы очень важно поддерживать гигиеническое состояние полости рта на высоком уровне. Поэтому основной задачей стоматолога является обучение рациональной гигиене полости рта с проведением контролируемой чистки зубов и индивидуальный подбор средств гигиены. В связи с высоким риском развития основных стоматологических заболеваний они должны обладать максимальным противокариозным и противовоспалительным эффектами, а также быть безопасными для организма матери и ее будущего ребенка.


Во время визитов к стоматологу женщине проводят профессиональную гигиену полости рта, а также проводят или назначают несколько курсов реминерализующей терапии. Теоретическим обоснованием использования метода реминерализации в профилактике и лечении кариеса является сохранение в эмали зубов белковой матрицы на ранних стадиях кариеса (кариес в стадии пятна), белки-коллагены которой, взаимодействуя с ионами кальция и фосфатами, способствуют образованию правильно организованных ядер кристаллизации



Исследования, проведенные в ЦНИИС с использованием иммобилизованной щелочной фосфатазы, продемонстрировали, что в присутствии глицерофосфата кальция процесс реминерализации протекает наиболее успешно. Поэтому препаратом выбора для проведения реминерализующей терапии у беременных женщин может стать реминерализующий гель R.O.C.S. Medical Minerals, содержащий глицерофосфат кальция и хлорид магния.



Но только этим не должны ограничиваться посещения стоматолога. Еще до появления малыша маме необходимо научиться ухаживать за его полостью рта, временными и постоянными зубами, а также узнать о тех профилактических мероприятиях, которые сохранят зубы ребенка здоровыми.




Известно, что при физиологическом течении беременности распространенность кариеса составляет 91,4%, заболевания пародонта встречаются в 90% случаев, поражение ранее интактных зубов, преимущественно с острым течением кариозного процесса - у 38% пациенток.


Вторичный кариес, прогрессирование кариозного процесса, гиперестезия эмали встречаются у 79% беременных, при этом интенсивность прироста кариеса составляет 0,83%. Клинической особенностью течения кариозного процесса у беременных женщин является быстрое его распространение не только по периферии, но и в глубину тканей зуба, что в короткие сроки приводит к развитию осложненного кариеса.


К концу второй половины беременности поражение тканей пародонта составляет 100%. У беременных определяется повышенная чувствительность интактных зубов к химическим, термическим и механическим раздражителям. При токсикозах второй половины беременности распространенность кариеса увеличивается до 94,0%, причем интенсивность поражения зависит от тяжести течения токсикоза.


Цель профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у беременных: улучшить стоматологический статус женщины осуществить антенатальную профилактику кариеса зубов детей. Мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний во время беременности должны быть организованы с учетом степени тяжести стоматологических заболеваний и течения беременности.


Факторы, нарушающие полноценное формирование зубочелюстной системы: наличие экстрагенитальной патологии у матери; осложнения беременности (токсикозы первой и второй половины); стрессовые ситуации во время беременности; заболевания новорожденных и детей грудного возраста; раннее искусственное вскармливание.


Основными источниками витаминов должны являться продукты питания, а также прием поливитаминных препаратов - "Декамевит", "Ундевит", "Гендевит" и др. Поливитаминный препарат с минеральными добавками "Прегновит", содержащий витамины А, Д2, В1, В2, В6 гидрохлорид, В12 цианокомплекс, пантотеновокислый кальций, фурамат железа, безводный фосфат кальция. С 32 недели беременности необходимо назначение витамина Д3 с целью профилактики кариесе зубов.


Прегнавит назначают в следующих дозировках: до 4-х месяцев беременности - по 1 капсуле, с 5 до 7 месяцев - по 2 капсулы, с 8 до 9 месяцев - по 3 капсулы в день. Препарат особенно эффективен при железодефицитной анемии, к развитию которой может привести снижение поступления в организм железа с пищей, нарушение его всасывания, многоплодие, продолжительное вскармливание ребенка грудью.




При проведении профилактических и лечебных стоматологических мероприятий у беременных женщин необходимо учитывать, что женщина должна находиться в полусидячем положении, так как горизонтальное положение провоцирует повышение внутрибрюшного давления в сочетании с расслаблением гладкой мускулатуры желудочно- кишечного тракта, клинически проявляется изжогой, тошнотой, рвотой, болями грудины. Манипуляции следует проводить под контролем частоты сердечных сокращений, сердечного ритма, артериального давления, изменения которых возможны на приеме и обусловлены психоэмоциональным стрессом, связанным с визитом к стоматологу и ожиданием боли.
39



Cлайд 1

Санация полости рта у детей и ее роль в профилактике стоматологических заболеваний. Диспансеризация детского населения у стоматолога.

Cлайд 2

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА 1. Раннее своевременное выявление первых признаков заболевания в полости рта 2. Применение традиционных методов лечения заболеваний (терапевтических, хирургических) с целью предупреждения их прогрессирования.

Cлайд 3

Основные группы мероприятий вторичной профилактики 1. Общегосударственные: Санация полости рта детей и подростков Санация беременных женщин Диспансеризация детского населения 2. Индивидуальные: Регулярное снятие зубных отложений Лечение гингивита Лечение начальных форм кариеса Хирургические и ортодонтические мероприятия Физиолечение

Cлайд 4

Система санации – это регулярное проведение осмотров через определенное время и санация полости рта. Лечение всех зубов, пораженных кариесом и его осложнениями (постоянных и временных). Снятие над- и поддесневых зубных отложений. Замена нерациональных пломб Удаление разрушенных и не подлежащих лечению зубов и корней. Лечение заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта Выявление и лечение на ранних стадиях аномалий прикуса

Cлайд 5

В плановой санации должно быть охвачено все детское население. Санация проводится не реже 1 раза в год, проф.осмотры 2 раза в год. Санация должна включать весь комплекс мероприятий для каждого ребенка. Плановая санация сопровождается анализом заболеваемости, изучением динамики заболеваемости, учетом эффективности мероприятий. Гигиеническое воспитание детей, формирование у них навыков ухода за полостью рта.

Cлайд 6

Формы санации 1. Индивидуальная 2. Разовая 3. Плановая Методы санации 1. Централизованный 2. Децентрализованный

Cлайд 7

1. Централизованный Плюсы: Возможность проведения дополнительных методов обследования. Наличие младшего и среднего мед. персонала. Возможность проведения физиопроцедур Консультация врачей стоматологов других специальностей. Возможность удаления временных зубов Минусы: Необходимость сопровождения детей на санацию Отрыв школьников от учебы Ребенок устает, ожидая приема

Cлайд 8

Децентрализованный Плюсы: 100% охват санации Учащиеся не отрываются от занятий Нет необходимости в транспортировки детей и их сопровождение Врач не ограничен по времени Есть возможность проводить санитарно-просветительную работу Минусы: Нет возможности проведения дополнительных методов обследования и физиопроцедур Невозможность проведения удалений Нет возможности консультаций других специалистов Возможно недостаточное оснащение.

Cлайд 9

Документация 1. Карта санации, форма №267 Анамнез жизни, состояние здоровья ребенка, состояние гигиены полости рта, заполняет зубную формулу. 2. Журнал учета работы врача-стоматолога Ежедневный учет работы 3. Ежемесячный отчет работы врача-стоматолога

Cлайд 10

Количественные показатели санации 1. Процент детей, нуждающихся в санации из числа обследованных 2. Количество отсутствующих зубов на 1000 детей 3. Охват санации: кол-во санированных /кол-во нуждающихся в санации x 100% 4. Охват санации больных с неосложненным кариесом 5. Охват санации больных с осложненным кариесом, вылеченном в одно посещение. 6. Количество случаев осложненного кариеса во временных зубах, постоянных зубах на 1000 детей 7. Количество УЕТ, выполняемых врачом за день

Cлайд 11

Качественные показатели санации 1. Продолжительность лечения 2. Своевременность лечения 3. Полнота лечения 4. Исходы лечения

Cлайд 12

Диспансеризация- метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий комплекс оздоровительных мероприятий Это метод динамического наблюдения за состоянием здоровья практически здорового населения и больных хроническими заболеваниями

Cлайд 13

Диспансеризация детей первых 3 лет жизни. 1. Здоровые дети. 2. Здоровые дети, но имеющие факторы риска в возникновении кариеса. 3. Дети, имеющие пороки развития тканей зуба: гипоплазия, кариес зубов, сформированные к 3 годам нарушения прикуса.

Cлайд 14

Дошкольники и школьники 1. здоровые дети, не имеющие кариеса зубов и факторов риска его развития 2. здоровые дети с факторами риска развития кариеса 3. дети, имеющие поражение твердых тканей зубов, имеющие кариес, факторы риска его развития, КПУ=1-4 4. наличие кариеса, наличие факторов риска кариеса, КПУ=5-7 5. наличие кариеса, его осложнений, КПУ>8 Поражение кариесом иммунных зон, присутствие очагов деминерализации, прирост кариеса в год 3 и более

Файл из раздела Детская стоматология. Скачать бесплатно по прямой ссылке.

Pptx - презентация microsoft office powerpoint 2007
Ppt - презентация microsoft powerpoint
Список презентаций:
A.r.t. Метод.pptx
Art методика печения кариеса зубов.ppt
Rocs пасты.ppt
Абсцесс и флегмона дна полости рта и корня.ppt абсцессы и флегмоны головы и шеи.ppt
Аллергические заболевания слизистой оболочки полости рта у детей.ppt анатомо-физиологические особенности периодонта у детей различного возраста 2.ppt анатомо-физиологические особенности строения и развития зубов у детей, pptx анемия, ppt
Аномалии зубных рядов.ppt аномалии зубов.pptx аномалии отдельных зубов.ppt аномалии.ppt
Болезни зубов, (пульпит и кариес).ppt
Болезни зубов.ppt
Болезни зубов.pptx
Болезни крови у детей.ppt
Болезни пародонта у детей.ppt
Болезни пародонта.pptx
Болезни слизистых - стоматит, гингивит.ppt
Введение в курс профилактики, понятие о стоматологической заболеваемости населения..ppt
Виды и некоторые аспекты профилактики кариеса у детей.ppt
Герметизация фиссур 2.ppt
Герметизация фиссур интактных зубов.ppt
Герметизация фиссур.ppt
Герметики в стоматологии.pptx
Герметики, ppt
Гипоплазия эмали зубов.ppt
Гипоплазия эмали.ppt
Глубокая резцовая окклюзия.ppt
Глубокая резцовая окклюзия.pptx
Групповая профилактика кариеса.ppt
Девитализ. Пасты.ppt
Депофорез.ррt
Диастема.pptx
Диета для зубов.ppt
Дистальная окклюзия 2.ppt
Дистальная окклюзия 2.ppt
Дистальная окклюзия.ppt
Дополнительные методы обследования сопр для диагностики патологии.ppt дополнительные предметы гигиены полости рта.ppt жевательная резинка 2.ppt жевательная резинка.ppt заболевания пульпы у детей.ppt
Зубное протезирование у детей (детское зубное протезирование.ppt зубные отложения.ppt зубные пасты..ppt зубные щетки..ppt
Зубочелюстные аномалии.ppt
Зубочелюстные аномалии и деформации 2. Ppt
Изменение слизистой оболочки полости рта при аллергических поражениях.ppt изменение слизистой оболочки полости рта при заболеваниях дыхательной.ppt импрегнационные методы пломбирования корневых каналов в детской стоматологии.ppt как правильно чистить зубы!.ppt кариес 2. Ppt
Кариес молочных зубов.ppt
Кариес, пульпит, лечение, диагностика.ppt
Кариес, pptx
Классификации зубочелюстных аномалий, ppt
Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний.ppt
Композиты светового отверждения.ppt
Komnomepbi.ppt
Культура потребления углеводов, роль углеводов в развитии кариеса..ppt
Культура потребления углеводов. Ppt
Лечение кариеса зубов в детском возрасте.ppt
Лечение периодонтитов временных зубов 1.ppt
Лечение периодонтитов временных и постоянных зубов у детей.ppt
Лечение пульпитов.ppt
Материалы применяемые при лечении пульпита временных и постоянных зубов у детей.ppt
Межзубные стимуляторы, ирригаторы.ppt
Мезиальная окклюзия зубных рядов.ppt
Методы выявления кариесогенной ситуации полости рта.ppt
Методы и средства первичной профилактики кариеса зубов, экзогенная профилактика кариес, методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций.ppt
Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций.ppt
Методы лечения в ортодонтии (129 слайдов).ppt
Методы лечения пульпита у детей.ppt
Методы лечения пульпита.ppt
Методы чистки зубов.ppt
Морская капуста.ppt
Морфологическая и функциональная характеристика периодов развития прикуса ребенка.ppt
Наследственные нарушения развития зубов.ppt
Несъёмные аппараты механического действия (активные).ppt
Новые пломбировачные материалы, ppt
Обследование ребенка и профилактические рекомендации.ppt опасность связаная с фторированием воды.ppt основные принципы диагностики и лечения 34a.ppt
Особенности гигиены полости рта при хроническом катаральном гингивите.ppt
Особенности проведения профилактических мероприятий в очаге эндемического флюороза.ppt
Особенности развития челюстей и зубов у детей,.ppt
Ошибки и осложнения при аппаратурном лечении в ортодонтии.ppt
Ошибки в эндодонтии.рр!
Ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении.ppt
Перекрестная окклюзия, этиология, клиническая картина, диагностика, лечение..ppt периодонтит временных и постоянных зубов у детей.ppt периодонтит, ppt периодонтиты. Ppt
План индивидуальной профилактики 2.ppt
План индивидуальной профилактики 2.pptx
План индивидуальной профилактики 3.ppt
План индивидуальной профилактики.ppt
План индивидуальной профилактики.pptx
Пломбировочные материалы химического отверждения.ppt
Поражения твердых тканей зубов.ppt
Предметы гигиены зубные щетки.ppt
Протезирование у детей.ppt
Профессиональная гигиена полости рта. Средства и методы удаления зуб. Отложений.ppt профилактика зчад2.рр1
Профилактика кариеса.ppt профилактика. ppt
Профилактические мероприятия в очаге эндемического флюороза..ppt
Профилактический осмотр 2.ppt
Профилактический осмотр ребенка -.ppt
Профилактический осмотр.ppt
Проявления вич-инфекции в полости рта.ppt
Пульпит 2. ppt
Пульпит, ppt
Пульпиты временных и постоянных зубов.ppt расщелина губы.ppt
Ретенционный период лечения зубочелюстных аномалий, ретенционные аппараты..ppt санитарно-просветительная работа в профилактике стоматологических заболеваний.ppt систематизация пломбировочных материалов.материалы для временных пломб..ppt am.ppt
Советы по уходу за зубами для беременных.ppt современные герметики.ppt
Современные методы лечения кариеса у детей раннего возраста.ppt современные эндодонтические инструменты..ppt состав и свойства коровьего молока!.ppt специализированные методы исследования в ортодонтии.ppt стоматиты, ppt
Стоматологический осмотр ребенка 2.ppt стоматологический осмотр ребенка.ppt травматология челюстно-лицевой области.ppt флюороз 2. Pptx флюороз, pptx
Эндодонтическая обработка при пульпитах у детей.ppt эндодонтические инструменты.ppt
Этиология, клиника, диагностика, лечение перекрестного прикуса.ppt
Этиология, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий зубнс х дуг..ppt
Этиология, клиническая картина, диагностика и лечение.ppt
Этиология, патогенез воспалительных заболеваний тканей пародонта..ppt
Этиология, патогенез воспалительных заболеваний тканей пародонта.ppt

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Презентацию на тему "Профилактика стоматологических заболеваний у беременных женщин" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Статистические данные

Известно, что при физиологическом течении беременности распространенность кариеса составляет 91,4%, заболевания пародонта встречаются в 90% случаев, поражение ранее интактных зубов, преимущественно с острым течением кариозного процесса - у 38% пациенток. Вторичный кариес, прогрессирование кариозного процесса, гиперестезия эмали встречаются у 79% беременных. Клинической особенностью течения кариозного процесса у беременных женщин является быстрое его распространение не только по периферии, но и в глубину тканей зуба, что в короткие сроки приводит к развитию осложненного кариеса. К концу второй половины беременности поражение тканей пародонта составляет 100%.

Слайд 3

Медицинские данные

У беременных определяется повышенная чувствительность интактных зубов к химическим термическим механическим раздражителям, а также некариозные поражения в виде клиновидных дефектов и вертикальной патологической стираемости зубов.

Слайд 4

Потребность в терапевтической стоматологической помощи беременным женщинам возникает в 94,7% случаев, ортопедической - в 56,1%, экстренные хирургические вмешательства - у 2,2% от общего числа беременных. Отмечено, что в период беременности повышение стоматологической заболеваемости обусловлено не только изменениями, происходящими в организме женщины в целом, но и ухудшением состояния твердых тканей зубов, что связано с: изменением микрофлоры полости рта понижением резистентности эмали зуба к воздействию кислот.

Слайд 5

Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта у беременных преследует двойную цель: улучшить стоматологический статус женщины осуществить антенатальную профилактику кариеса зубов детей. Мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний во время беременности должны быть организованы с учетом степени тяжести стоматологических заболеваний и течения беременности.

Слайд 6

Здоровье матери во время беременности влияет на развитие зубов ребенка, особенно в период 6-7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов. Исследования зачатков зубов показали, что при патологическом течении беременности минерализация эмали зубов плода замедляется, а нередко приостанавливается на стадии начального обызвествления

Слайд 7

Выделяют группу факторов, действие которых нарушает полноценное формирование зубочелюстной системы. К ним относятся: наличие экстрагенитальной патологии у матери; осложнения беременности (токсикозы первой и второй половины); раннее искусственное вскармливание. стрессовые ситуации во время беременности; заболевания новорожденных и детей грудного возраста;

Слайд 8

Уже в ранние сроки беременности происходят ухудшения состояния твердых тканей зубов и пародонта на фоне неудовлетворительного гигиенического состояния полости рта и сдвигов в составе ротовой жидкости. Это обуславливает необходимость проведения профилактических мероприятий на протяжении всего срока беременности.

Женщинам рекомендуется выполнять комплекс общих профилактических мероприятий, включающих в себя: правильный режим труда и отдыха, полноценное питание витаминотерапию. Полноценный сон до 8-9 часов пребывание на свежем воздухе в сочетании с дозированной физической нагрузкой способствует поступлению в организм кислорода.

Слайд 10

Питание должно быть разнообразным, с необходимым количеством витаминов и микроэлементов. В первой половине беременности организм женщины нуждается в непрерывном поступлении белка. Во второй половине возрастает потребность в витаминах, микроэлементах и минеральных солях. Овощи, фрукты должны быть постоянными ингредиентами пищевого рациона. Основными источниками витаминов должны являться продукты питания, а также прием поливитаминных препаратов - "Декамевит", "Ундевит", "Гендевит" и др.

Слайд 11

Поливитамины

Поливитаминный препарат с минеральными добавками "Прегновит", содержащий витамины А, Д2, В1, В2, В6 гидрохлорид, В12 цианокомплекс, пантотеновокислый кальций, фурамат железа, безводный фосфат кальция назначают в следующих дозировках: до 4-х месяцев беременности - по 1 капсуле с 5 до 7 месяцев - по 2 капсулы с 8 до 9 месяцев - по 3 капсулы в день. Препарат особенно эффективен при железодефицитной анемии, к развитию которой может привести снижение поступления в организм железа с пищей, нарушение его всасывания, многоплодие, продолжительное вскармливание ребенка грудью

Слайд 12

Стоматологу

Для достижения максимального эффекта необходима диспансеризация женщин в течении всего срока беременности и координация работы гинеколога и стоматолога, к которому женщина должна быть направлена при первом посещении женской консультации. В стоматологическом кабинете необходимо организовать: обучение рациональной гигиене полости рта с контролируемой чисткой зубов, помощь в подборе основных и дополнительных средств гигиены; санацию полости рта; профессиональную гигиену; проведение реминерализующей терапии с целью повышения резистентности эмали зубов.

Слайд 13

Пропаганда медицинских знаний

Особо значимой является организация просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний и мотивации по уходу за зубами детей сразу после их прорезывания. Кроме того, стоматологическое просвещение должно включать: пропаганду грудного вскармливания до достижения ребенком 12-месячного возраста рекомендации по ограничению в питании детей сахара (до 20 г в сутки) правилам пользования соской-пустышкой. Осуществление комплекса лечебно- профилактических мероприятий, несомненно, улучшает состояние стоматологического уровня здоровья как матери, так и будущего ребенка.

Слайд 14

Схема профилактики стоматологических заболеваний у беременных женщин:

ТАКТИКА. АКУШЕРА-ГИНЕКОЛОГА При первом визите в женскую консультацию направить женщину к стоматологу. Объяснить необходимость обучения рациональной гигиене полости рта, лечения зубов, проведения профессиональной гигиены.

Слайд 15

СТОМАТОЛОГА 1. Осмотр полости рта, индивидуальные рекомендации по уходу за зубами. 2. Обучение рациональной гигиене полости рта. 3. Профессиональная гигиена с интервалом в 2-3 месяца. 4. Мотивация женщин к уходу за зубами детей сразу после их прорезывания. 5. Рекомендации по ограничению в питании детей сахара до 20 г в сутки и использованию соски-пустышки.

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Работу выполнила Студентка группы №4508 ГабидуллинаАлия

Слайд 2

К кариесу приводит не только любовь к сладостям и плохая гигиена полости рта, но и такой, казалось бы, безвредный «процесс», как поцелуй. Причина в том, что во время него человек передает часть своих бактерий, в том числе и кариесогенных. Забота о близких - хороший повод следить за здоровьем своих зубов. Ещё один фактор риска возникновения кариеса имеют правши, так как во время чистки зубов они уделяют больше внимания именно правой стороне челюсти. Странно, но у левшей такая особенность не наблюдается.

Слайд 3

Ка́риес (лат. caries — гниение) — сложный, медленно текущий патологический процесс в твёрдых тканях зуба, развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Слайд 4

Основная причина заболевания - кариесогенные микроорганизмы (Streptococcusmutans, Streptococcussanguis и пр.). Они питаются углеводами и выделяют продукты жизнедеятельности в виде органических кислот и токсинов. Именно кислоты «разъедают» эмаль, то есть нарушают ее целостность, в результате чего формируется кариозная полость. Конечно, вредоносные бактерии обитают в ротовой полости любого человека. Но почему же одни люди постоянно страдают от кариеса, а другие совсем не нуждаются в помощи стоматолога? Все дело в том, что микробы активизируются только при воздействии внешних и внутренних неблагоприятных факторов.

Слайд 5

Местные факторы.

Наличие зубных отложений Плохая гигиена, нерегулярная и некачественная чистка зубов приводят к скоплению отложений. В них сконцентрировано большое количество кариесогенных бактерий. Мягкий бактериальный налет со временем переходит в твердый зубной камень, который плотно прилегает к эмали. Его уже невозможно снять с помощью обычной зубной щетки, поэтому приходится обращаться к стоматологу.

Слайд 6

Нарушение состава, свойств и pH слюны

У взрослого человека выделяется примерно 2 литра слюны в сутки. Эта жидкость смывает налет с поверхности эмали и нейтрализует действие кислот за счет щелочной среды. Она также содержит полезные иммуноглобулины (белки, уничтожающие вирусы и бактерии). Различные функциональные нарушения слюнных желез приводят к недостаточной выработке слюны, изменению ее состава или уровня pH. Все это повышает кариесвосприимчивость зубной поверхности.

Слайд 7

Особенности строения зубов

Кариесу больше подвержены зубы, имеющие колбообразные фиссуры, это естественные бороздки на жевательной поверхности. В таких ямках быстро скапливаются частички еды, и формируется микробный налет.

Слайд 8

Неправильный прикус

Из-за скученности зубов тяжело проводить должный гигиенический уход, поэтому во рту создаются условия для скопления частичек пищи. Кроме того, неправильная окклюзия (смыкание челюстей) приводит к повышенной жевательной нагрузке на отдельные зубы, что ускоряет кариозный процесс. Сюда же можно добавить привычку пережевывать пищу на одной стороне челюсти.

Слайд 9

Углеводы (углеводные остатки пищи)

Запомните формулу: углеводы + бактерии = кислоты. Как уже отмечалось выше, кариесогенные бактерии (стрептококки, лактобактерии, актиномицеты) питаются углеводами. Как результат - начинается процесс брожения во рту. Наиболее интенсивно происходит брожение сахарозы, это простой углевод, который содержится в кондитерских изделиях и сладких газированных напитках. Крахмал и фруктоза - менее опасны.

Слайд 10

Общие кариесогенные факторы.

Биологические Системные заболевания организма. Доказано, что хронические болезни ЖКТ, эндокринной и сердечно-сосудистой системы повышают риск возникновения кариеса. Генетическая предрасположенность. Мы наследуем от родителей структуру твердых зубных тканей, а также их стойкость к неблагоприятному воздействию.

Слайд 11

Прием медикаментов. Некоторое лекарства (антигистаминные, успокоительные препараты, антидепрессанты) вызывают сухость во рту, что способствует размножению кариесогенных бактерий. Состояние иммунитета. У людей с высоким иммунитетом наблюдается низкая активность патогенной микрофлоры во рту. Стресс

Слайд 12

Влияние внешней среды

Климат, инсоляция (облучение солнечным светом) также влияют на возникновение кариеса. Люди, проживающие в северных регионах, где преобладает пасмурная погода, чаще сталкиваются с проблемой разрушения зубов. Еще важен показатель жесткости воды (концентрация солей кальция и магния) и насыщенность ее фтором. При снижении количества минералов повышается риск кариозных процессов. В норме содержание фтора в воде составляет 0,8-1,2 мг/л. Нужно учитывать и загрязнение воздуха. В сельской и горной местности, где воздух абсолютно чистый, уровень стоматологических проблем на 20% ниже, чем в городе.

Слайд 13

Социальные факторы

Рацион питания. Частые перекусы, фаст-фуд, а также употребление исключительно мягкой пищи способствует образованию «дырок» в зубах. Профессия. В зоне риска находятся люди, работающие на предприятиях, где производят кислоты, щелочи, токсические препараты, а также сотрудники кондитерских. Возраст. В возрасте от 2-х до 11-ти лет динамика образования кариеса увеличивается на 60%, она начинает снижаться только после 40-ка лет.

Слайд 14

Пол. У женщин чаще портится эмаль, но в основном это связано с периодом беременности и лактации, когда наблюдается дефицит кальция и фтора в организме. Происхождение (раса). Статистика показывает, что представители негроидной расы менее подвержены кариесогенным процессам, по сравнению с людьми белого цвета кожи, которые проживают на той же территории. Страна проживания. В США 99% населения страдает от кариеса, а в Нигерии - только 2%. Почему так происходит? Скорее всего, на это влияет содержание минералов в почве и воде, а также культура употребления пищи (еда в США не самая полезная и натуральная).

Слайд 15

Кариесогенная ситуация в полости рта-стечение всех необходимых и достаточных факторов риска развития кариеса, которое в конечном результате приведет к развитию деминерализации твердых тканей зуба.

Слайд 16

О.В.Удовицькая (1987) выделяет 7 основных признаков риска кариеса: 1) вязкая слюна; 2) кислая реакция среды полости рта; 3) склонность к поверхностному отложению зубного налета при нормальном гигиеническом режиме; 4) гипоплазия эмали зубов как показатель порочного развития эмали; 5) преждевременное прорезывания зубов (на полгода и больше — временных, на год и больше — постоянных); 6) и наследственная склонность; 7) токсикоз и беременность матери. Действие этих факторов легче выяснить, если нормальное состояние эмали рассматривать как динамическое равновесие между постоянными процессами де- и реминерализации. В том случае, когда в зубных тканях процессы деминерализации преобладают над реминерализацией, возникает участок деминерализации в виде кариозного пятна. Последующий прогресс процесса деминерализации эмали и дентина приводит к образованию кариозной полости.

Слайд 17

Способы устранения кариесогенной ситуации

Одним из перспективных направлений повышения эффектив-ности противокариозных мероприятий является выделение групп риска, которые нуждаются в большем объеме кариеспрофилактических воздействий. Наряду с гигиеной полости рта и фторизацией используются средства и методы, повышающие общую со-противляемость организма, включающие закаливание и спорт, физиотерапевтические и медикаментозные средства.

Слайд 18

Рекомендации паци-ентам по снижению кариесогенного потенциала питания: необходимость уменьшения общего потребления сахаров; польза снижения частоты потребления сахаров; значение уменьшения времени пребывания сахаров в полости рта; важность замены легко метаболизируемых сахаров на неметаболизируемые (сахарозаменители). В рекомендациях по рациональному питанию не следу-ет забывать о роли пищи как фактора самоочищения пол-ости рта, естественного процесса освобождения от остат-ков пищи и мягкого зубного налета. Одним из путей повышения самоочищения полости рта является прием твердой пищи (сырые овощи, твердые фрук-ты). Хорошая тренировка зубочелюстной системы проис-ходит при употреблении твердой сухой пищи, требующей обильного слюноотделения и длительного пережевывания

Слайд 19

Кариесрезистентность эмалиМетоды исследования.

Для определения резистентности эмали зубов к кариесу применяют тест эмалевой резистентности (ТЕР-ТЕСТ); В. Г. Окушко, Л. И. Косарева, 1983р.) Он позволяет установить функциональную резистентность эмали относительно кислоты. Тест может быть использован в качестве первично-диагностического, а также для объективной оценки эффективности реминерализующей терапии во время диспансерного наблюдения и лечения больных.

Слайд 20

Методика проведения теста

Проводят профессиональную гигиену ротовой полости -коронки зубов обрабатывают дистиллированной водой и ватным тампоном, высушивают -на вестибулярную поверхность центрального верхнего резца наносят каплю 1% раствора хлористоводородной к-ты диаметром не более чем 2мм. -через 5с. кислоту смывают дистиллированной водой -коронку зуба высушивают ватным тампоном -на поверхность коронки наносят тампон, смоченный в 1% водном р-ре метиленового синего -одним движением ватного тампона снимают краситель с поверхности эмали -оценивают тест по специальной 10-ти бальной цветовой шкале -на зону деминерализации наносят фторсодержащий лак.

Слайд 21

Согласно 10-ти бальной шкале синего цвета определяют степень резистентности зубов к кариесу:

1-3 балла -участок окрашен в бледно-голубой цвет, который определяет значительную структурно-функциональную резистентность эмали и высокую стойкость зубов к кариесу. 4-6 баллов - участок окрашен в голубой цвет, который определяет среднюю структурно-функциональную резистентность эмали и среднюю стойкость зубов к кариесу 7-9 баллов участок окрашен в синий цвет, который определяет снижение структурно-функциональной резистентности эмали и высокую степень риска возникновения кариеса 10 баллов- участок окрашен в темно-синий цвет, который характеризует крайне сниженную структурно-функциональную резистентность эмали и максимальный риск возникновения кариеса.

Слайд 22

Методы исследования CRT (colour reaction time) - время цветной реакции (Уолтер, 1958; Мэйволд, Джейжер, 1978)

Цель: изучение скорости растворения эмали в кислоте. Способ: изучают время, необходимое для нейтрализации стан-дартного количества кислоты ионами, более или менее активно выходящими из апатитов эмали, растворяемых этой кислотой. Переход от кислой среды к нейтральной определяют при помо-щи кислотно-основного индикатора Материал и оборудование 1Н раствор соляной кислоты. Микропипетка. Диск фильтровальной бумаги диаметром 3 мм, пропитанный в течение 30 с 0,02% водным раствором кристалл-виолета, который в кислом рН имеет желтый цвет, в нейтральном - фио-летовый. Секундомер

Слайд 23

Методика Зуб 12 изолируют от слюны, очищают от налета щеткой и высушивают. На вестибулярную поверхность помещают диск бумаги, на него при помощи микропипетки наносят 1,5 мкл 1Н HCI (после проведения теста обязательно нанесение реминерализующихсредств!) Регистрация результатов Засекают время, в течение которого происходит изменение цвета диска от желтого до фиолетового Интерпретация результатов CRT > 60 с - растворимость низкая, кариесрезистентность вы-сокая; CRT < 60 с - растворимость высокая, кариесрезистентность

Слайд 24

Лазерная рефлектометрия (Грисимов В.П.,1991)

Цель: Определить плотность кристаллической решетки поверх-ности эмали. Способ основан на различиях в оптических свойствах рези-стентной и лабильной эмали: хорошо минерализованная, плот-ная эмаль больше отражает свет и меньше его поглощает (т.е. диффузно рассеивает), чем рыхлая кариеслабильная эмаль Материал и оборудование Гелий-неоновый лазер ЛГН-105 с длиной волны 0,63 мкм. Устройство для фотографии света лазера, отраженного эмалью. Измеритель характеристик отраженного света МетодикаЗуб очищают, высушивают, на него направляют пучок лазерного света. Отраженный эмалью пучок света фотографируют Регистрация результатов Характеристикиотраженного света сравнивают со стандартной шкалой, рассчитывают долю невозвращенного, т.е рассеянного света (диффузную компоненту) от исходного пучка Интерпретация результатов Диффузная компонента составляет меньше 0,24 - эмаль кариесрезистентна; более 0,30 - кариеслабильна

Слайд 25

Электрометрия (Иванова ГГ., 1984; Жорова И.А., 1989)

Цель: определить плотность кристаллической решетки эмали зуба. Способ основан на том, что зрелая здоровая эмаль с плотной кристаллической структурой является диэлектриком для посто-янного тока (ее электропроводность равна нулю), но чем более рыхлую структуру имеет эмаль, тем больше в ней носителей тока и, соответственно, выше ее электропроводность. Электро-проводность эмали определяется как сила тока в цепи посто-янного тока, элементом которой является зуб Материал и оборудование Гальванометр с ценой деления 0,11х106 А, с активным электро-дом (капиллярная стеклянная трубка) и пассивным электродом, размещаемым в преддверии полости рта; на электродах созда-ется постоянное напряжение 3 В. Раствор электролита 10% NaCI, обеспечивающий электропро-водный контакт между активным электродом и эмалью

Слайд 26

Методика Исследуемую поверхность очищают, высушивают, изолируют. Капилляр активного электрода заполняют электролитом (для этого конец трубки помещают в раствор, после чего устанавли-вают его на исследуемой поверхности) Регистрация результатов При помощи гальванометра определяют величину силы посто-янного тока, проводимого эмалью Интерпретация результатов Электропроводность эмали до 3-5 мА и более свидетельствует о ее незавершенной минерализации и, соответственно, низкой кариесрезистентности или о кариозной деминерализации эмали

Слайд 27

Определение количества кальция и фосфора в золе эмали

Цель: определить количественное содержание Са и P в составе эмали методами химического количественного анализа эмали invitro Материал и оборудование Муфельная печь. Наборы реактивов для количественного анализа. Лабораторная посуда МетодикаЭмаль озоляют в печи при t=500°. 10 мг полученной золы раство-ряют в 0,5 мл концентрированной HCI и доводят дистиллирован-ной водой до объема, необходимого для химического анализа Регистрация результатов Результаты получают при помощи комплексонометрического, фотоколориметрического, спектрофотометрического и других методов количественного анализа Интерпретациярезультатов Результаты наиболее информативны в сравнительном аспекте

Слайд 28

Биопсия эмали (определение прижизненной растворимости эмали); (Леонтьев В.К., Дистель В.А., 1974)

Цель: количественный анализ минерального состава (Са, P) эмали, а точнее - той части ее апатитов, которые вступают в реакцию с кислотой). Способ основан на версии о том, что насыщенная кальцием эмаль может в относительно больших количествах, чем кариес-лабильная, отдавать ионы этого элемента для нейтрализации кислоты, сохраняя при этом структуру апатита. Эмаль изучают invivo Материал и оборудование Солянокислый буферный раствор (97 мл 1Н HCI и 50 мл KCI) смешивают и дополняют до 200 мл дистиллированной водой; для вязкости добавляют глицерин 1:1. Микрошприц для аппликации буферного раствора и аспирации кислотного биоптата эмали

Слайд 29

Методика Зуб изолируют от слюны, очищают, высушивают. На поверх-ность эмали наносят каплю деминерализующего буферного раствора объемом 3 мкл. По истечении 1 мин весь объем капли (биоптат) забирают микрошприцем, переносят биоптат в про-бирку с 1 мл дистиллированной воды и используют для количе-ственного химического анализа Регистрация результатов Результаты получают при помощи комплексонометрического, фотоколориметрического, спектрофотометрического и других методов количественного анализа Интерпретация результатов Методика позволяет оценить состояние эмали в сравнитель-ном аспекте, поэтому активно используется для изучения сте-пени риска развития кариеса у одних людей по сравнению с другими, для изучения изменений в эмали, происходящих под влиянием минерализующей профилактики и т.д. (важно пом-нить, что при увеличении кариесрезистентности эмали за счет образования в ней фторапатитов растворимость эмали снижа-ется, количество кальция в биоптате падает)

Слайд 30

Спектрометрия

Цель: точное количественное определение минерального состава эмали удаленных зубов при помощи спектрального анализа Материал и оборудование Алмазный диск для подготовки образцов эмали. 10% формалин. Клей на основе углерода, сканирующий электронный микро-скоп со спектрометром Методика Удаленные зубы промывают дистиллированной водой, фик-сируют в формалине, распиливают в вестибуло-оральном на-правлении, обезжиривают, приклеивают на предметный столик токопроводящим клеем, помещают на ваккумный пост, где на образцы напыляют угольную пленку для получения токопрово-дящего слоя Регистрация результатов Изучают количественное содержание в эмали кальция, фосфо-ра, железа, углерода, натрия, кремния, хлора, хрома, фтора, магния, алюминия, цинка, меди, титана Интерпретация результатов Результаты наиболее информативны в сравнительном аспекте

Слайд 31

Минерализующий потенциал слюны

Считают, что слюна питает зуб в той же мере, как кровь питает тело. Эмаль представляют как кристаллы, находящиеся в растворе собственных ионов. Судьба кристаллов — их растворение, стабильность или восстановление - определяется степенью насыщенности слюны ионами кальция, фосфатов и гидроксильных групп, а это в свою очередь зависит от концентрации ионов в слюне и от ее кислотности.

Слайд 32

Концентрация ионов в слюне является гомеостатическим фактором и тщательно контролируется нейрогуморальными механизмами. Полагают, что содержание минералов в слюне зависит от возраста и является относительно более низким у детей. Обычно среднее содержание кальция в слюне взрослых составляет 1,7 ммоль/л (в плазме крови — 2,5 ммоль/л), содержание фосфатов — в слюне 5,5 ммоль/л, в плазме крови около 1 ммоль/л. Из-за различных соотношений концентраций кальция и фосфора выходит, что кровь пересыщена гидроксиапатитом в 2—3 раза, а слюна — в 4,5 раза, благодаря чему слюна обладает большим минерализующим потенциалом. Пересыщенные растворы не выпадают в осадок благодаря тому, что ионы «переслоены» белками-статеринами, связаны с белками, богатыми пролином и в значительной степени (около 45% ионов кальция и 6% фосфатов) вовлечены в состав мицелл.

Слайд 33

Из пересыщенного раствора ионы легко внедряются в гидратную оболочку апатитов эмали и создают в ней депо, из которого затем медленно проникают по градиенту концентрации вглубь, в структуру кристаллов. Таким образом, пересыщенное состояние слюны организует минерализацию и реминерализацию эмали, а недосыщенное — обратный процесс, т.е. деминерализацию твердых тканей. В присутствии некоторых микроэлементов-акселераторов, самым известным из которых является фторид, процессы минерализации и реминерализации протекают более результативно: их скорость возрастает, происходят качественные изменения в апатитах эмали (ионы магния, хлора и гидроксилы заменяются фторидами), приводящие к созданию кристаллов менее растворимых, чем оригинальные.

Слайд 34

Метод определения минерализующего потенциала слюны (Леус П.А., 1977).

Минерализующий потенциал слюны косвенно оценивается по тому, образуются ли кристаллы при медленном высыхании капли слюны. Для проведения исследования нужно иметь пипетку, предметное стекло и микроскоп. Со дна полости рта пипеткой набирают нестимулированную слюну и наносят на предметное стекло. Слюна высыхает на воздухе при комнатной температуре или в термостате. Высохшие капли рассматривают в микроскопе в отраженном свете при малом увеличении (2x6). .

Слайд 35

Характер рисунка на стекле оценивают следующим образом: 1 балл — россыпь хаотически расположенных структур неправильной формы; 2 балла — тонкая сетка линий по всему полю зрения; 3 балла — отдельные кристаллы неправильной формы на фоне сетки и глыбок; 4 балла — древовидные кристаллы средних размеров; 5 баллов — четкая, крупная, похожая на папоротник или паркет кристаллическая структура. Таким образом оценивают каждую каплю слюны из трех и рассчитывают среднюю величину МПС. Показатели МПС от 0 до 1 считают очень низкими, от 1,1 до 2,0 — низкими, от 2,1 до 3,0 — удовлетворительными, от 3,1 до 4,0 — высокими, от 4,1 до 5,0 — очень высокими