Составление плана проведения беседы с пациентом. Психологическая беседа с больными, как форма психологической поддержки

Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и сотрудничества, создать и сохранить спокойную, уважительную и доброжелательную атмосферу медицинская сестра сможет с помощью нескольких приемов:

1. « Имя собственное» . Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это.

2. «Комфортная обстановка». Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему удобное место, учитывая освещение, наличие шума, мебель, помещение, присутствие посторонних и т.д. Необходимо помнить о межличностной дистанции, расположиться так, чтобы лицо находилось на одном уровне с лицом пациента. Обязательно напоминают пациенту о конфиденциальности беседы.

3. «Зеркало отношений». Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я - ваш друг». У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Следует быть открытым, доброжелательным, позитивным и приветливым. Не следует быть фамильярным в беседе, разговаривать свысока или пренебрежительно.

4. «Построение беседы». Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо и внимательно выслушивают проблемы пациента. Следует, уточняя подробности, поддерживать разговор в нужном направлении. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное отношение пациента.

5. « Золотые слова». Прием заключается в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа. Это выражают словами одобрения и похвалы. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности пациента в совершенствовании, что также ведет к образованию у него положительных эмоций и обусловливает расположенность к медицинскому работнику.

6. «Риторические способности». Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия (без заискивания), проверяя, правильно ли понимает сказанное собеседник. Нужно стараться вести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу: это дает возможность понаблюдать за пациентом и собраться с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким «да». При неточном ответе на вопрос его повторяют или формулируют по-другому.

7. «Профессиональная тишина». В разговоре с пациентом избегают употребления медицинских терминов. Информируют пациента о лечебных мероприятиях и ожидаемых результатах в пределах профессиональной компетенции. Не требуют от пациента точного названия предметов ухода и лекарств, при необходимости просят просто показать их. Не следует ждать, что пациент запомнит имена сотрудников, номера кабинетов. Если в этом есть необходимость, то информацию излагают на бумаге и оставляют пациенту. Нельзя создавать у пациента чувство вины за неточное исполнение инструкций или рекомендаций. По возможности ему дают четкие и конкретные советы и рекомендации.

8. «Взаимное понимание». В конце беседы уточняют, не возникло ли смыслового барьера.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек -человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе особенно необходимо медицинским работникам. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Важны и природные способности, и образование.

Знакомство с пациентом

Первое впечатление производит сильный эффект, надолго остается и создает мнение о Вас, поэтому хорошим началом будет теплое приветствие, милая улыбка. Даже, если в отделении или клинике много других дел, пациент должен ясно чувствовать доброе и искреннее расположение.
1) посмотрите пациенту в лицо, улыбнитесь, тепло поприветствуйте пациента;
2) представьтесь, сообщите свое имя, должность;
3) спросите имя пациента;
4) объясните ситуацию в отделении и роль, которую Вы будете выполнять в процессе лечения;
5) ознакомьте с отделением и лечебно-охранительным режимом;
6) проводите пациента до палаты, укажите пациенту на его койку;
7) проверьте, все ли в порядке на его кровати, в палате;
8) представьте пациента его соседям по палате.

Общение с пациентом с нарушением зрения

Алгоритм общения с пациентом с нарушением зрения (сопровождение на ультразвуковое обследование)
1) подробно объясните цель и ход исследования;
2) объясните пациентке подготовку к исследованию;
3) убедитесь, что она Вас поняла;
4) проводите пациентку в кабинет УЗИ;
5) окажите необходимую помощь;
6) проводите до палаты.

Общение с пациентом с нарушением слуха

Подходите всегда спереди, чтобы пациент мог вас видеть. Используйте в разговоре простые слова, говорите громко, четко, но не кричите, чтобы пациент мог следить за Вашими губами и выражением лица. Тщательно следите за невербальными средствами выражения. Пользуйтесь прикосновениями как средством поощрения пациента к общению. Используйте карточки с рисунками, схемы или письменные сообщения. Пишите аккуратно и без ошибок.
1) уменьшите фоновый шум (закройте дверь, окно, выключите радио, телевизор т.д.);
2) перед разговором подойдите так, чтобы пациент мог Вас видеть;
3) предложите ему воспользоваться аппаратом;
4) в доступной форме объясните пациенту необходимую информацию;
5) убедитесь, что пациент Вас понял;
6) напишите информацию на листке.

Тип вопроса Преимущество Недостаток
общие Как дела? Как здоровье? Полезны, так как способствуют самовыражению. Человек может описать собственными словами то, что для него важно Трудно контролировать отклонения от вопроса, достигать определённой цели или ограничивать словоохотливых собеседников
конкретные Ваша фамилия? Ваш адрес? Позволяют быстро собирать конкретную информацию - точную и однозначную Ограничены постановкой вопроса, ориентированы только на вопрос
наводящие Вы бросите курить, не так ли? Вы будете уделять больше внимания прогулкам на свежем воздухе после выписки? Наталкивают отвечающего на ответ, соответствующий нашему мнению Ограничивают самовыражение отвечающего, могут вызывать гневную реакцию, если воспринимается как угрожающий
пробные Вы говорите, что за вами будет ухаживать дочь? За последние дни боли в области сердца участились? Исследуют тему, которую спрашивающий считает важной; ответы могут давать конкретную информацию. Может застать отвечающего врасплох Может пугать отвечающего, может вызвать гневную реакцию
множественные Вы говорите, что за вами будет ухаживать дочь? Она обладает достаточными умениями? Как она будет успевать при такой напряжённой работе? Может демонстрировать интерес и энтузиазм Приводит к замешательству, так как отвечающий не знает, на какой вопрос отвечать сначала. Ответ не может быть рациональным

Огромное значение в психологическом контакте с больным имеет правильное общение с ним.

Медицинская сестра не должна жалеть времени на беседы с пациентом. В разговорах с больным медицинская сестра познает его внутренний мир и личные проблемы, сильные и слабые стороны характера, увлечения и интересы. Так же беседы с пациентом дают возможность понять его психологический настрой на выздоровление, реакцию его личности на болезнь. Чем лучше медицинская сестра будет знать личность больного, тем эффективнее она будет осуществлять лечение и уход. Правильный разговор с пациентом оказывает не только хороший психотерапевтический эффект, но и имеет воспитательную цель. Он исправляет ошибки в поведении пациента, корректирует его неадекватные реакции на болезнь. Разговор должен быть не навязчивым и состояться именно тогда, когда пациент чувствует потребность в нем. Тогда эта беседа принесет облегчение.

Беседа с пациентом должна успокоить его, снять тревогу и страх, снизить душевное напряжение. Но нужно помнить, что неумелое слово может превратиться в орудие, губящее больного, может глубоко его ранить или даже ухудшить соматическое состояние. Но в тоже время умелое слово, сказанное вовремя, ненавязчиво и по потребности больного, может стать чудесным исцелителем. Медицинская сестра должна уметь спокойно и доверительно беседовать с пациентом. Важно владение своим голосом, умение регулировать его силу и оттенки.

Входя в палату нужно поздороваться, назвать пациента по имени отчеству, не забывая представиться самому. Многие пациенты обращают внимание прежде всего, на голос медицинского работника, на его интонации (пациенты - аудиалы). Для них важно будет как с ними разговаривают, тембр голоса, его приятные оттенки при сборе анамнеза. Вопросы пациенту нужно задавать правильно, четко и ясно, чтобы на них было легко ответить. Задавая вопросы, нужно обращать больного к тем проблемам, которые интересуют медицинского работника.

Очень важно и умение выслушивать пациента. Это обеспечивает хорошее взаимопонимание во время беседы. Когда пациент рассказывает медсестре о себе, о своих проблемах, он должен видеть в ней не пассивного, а активного слушателя. Он должен чувствовать, что медицинская сестра заинтересована, внимательно следит за его мыслью, понимает его.

Невербальные способы коммуникации

К невербальным способам общения относятся мимика и жесты. Выражение лица (мимика) медицинской сестры при общении с больным имеет большое значение. Улыбка на лице всегда подбадривает, снимает напряжение, успокаивает, сближает. Улыбка – это всегда залог успеха в общении.

Серьезное, спокойное выражение лица говорит о понимании проблем больного, заинтересованности в них. При беседе с больным не надо хмуриться, проявлять эмоциональное неудовольствие, нетерпение. Мрачное, недовольное, раздраженное выражение лица отталкивает пациента, не дает ему раскрыться или даже пугает. Студентам нужно помнить, что испуганное, робкое, удивленное выражение лица тоже не обрадует пациента. Поэтому очень важно контролировать мимику, не показывать пациенту своего дурного расположения духа.



Жесты и пантомимика (выразительные движения тела) тоже оказывают на пациентов сильное воздействие. Если медицинская сестра во время общения с больным нетерпеливо постукивает ногой о пол или торопливо поглядывает на часы, на пациента это оказывает неблагоприятное впечатление. Он понимает, что медицинская сестра не имеет достаточно времени для него, торопится.

Во время общения, сбора анамнеза можно одобрительно прикоснуться к тыльной стороне кисти пациента, слегка пожать ему руку. Это успокоит его. Иногда можно слегка прикоснуться к плечу, - это тоже успокаивающий ободряющий жест.

При общении, разговоре с больным лучше всего сесть напротив, чтобы видеть выражение лица, иметь зрительный контакт.

Для установления доверительных отношений с пациентом вначале беседы необходимо представиться, назвав имя, отчество, должность, сообщить цель беседы и получить согласие пациента на беседу.

Вначале беседы необходимо справиться о самочувствии пациента, о его жалобах, начните беседу с вопроса: «Что вас беспокоит?» Обращайтесь к вашему пациенту только по имени отчеству и на «вы». Смотрите пациенту в лицо, в глаза, наблюдайте за его поведением, мимикой, жестами. Это располагает к откровенной беседе, а наблюдение дает возможность судить о том, в каком аспекте более целесообразно вести беседу.

Не начинайте беседу с личных, деликатных вопросов. Не рекомендуется во время беседы садиться на постель пациента, а следует воспользоваться стулом, визуальный контакт с пациентом должен быть на одном уровне.

Пользуйтесь исключительно положительной интонацией голоса. Будьте спокойны, неторопливы, терпеливы и вежливы. Не проявляйте досады и раздражения. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, отчетливо, ясно, с каждым на его языке. Используйте понятную пациенту терминологию. Если вы сомневаетесь, что пациент понимает вас, спросите, что он вкладывает в то или иное по­нятие. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшего понимания. Внимательно слушайте. Латинская поговорка гласит: «Сказал и облегчил тем душу». Древние греки подчеркивали, что сила Эскулапа была не столько в том, как он говорил, сколько в том, как он слушал. При беседе проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

«Медработник, говорящий монотонно, бессвязно, с трудом находит контакт с больным. Звуковая речь, если она эмоциональная, спокойная, уверенная, является для медика важнейшим психотерапевтическим методом воздействия на больного». Грандо

Кроме того, человек может и сознательно себя подавать (выстраивать свой имидж), вместо того, чтобы просто быть самим собой. Впрочем, в ситуации, угрожающей здоровью и благополучию, это делается не так часто, как в обычной жизни. Профессиональная наблюдательность медсестры состоит в искусстве замечать в процессе беседы с пациентом то, чего не видят другие. Важно уметь интерпретировать поведение или информацию, полученную от пациента, в терминах психологических проблем, которые тот имеет, уметь видеть психологическую подоплеку ситуаций и оценивать их с точки зрения потребности пациента в психологической помощи. При проведении беседы следует придерживаться принципа уважения к личности пациента, избегать каких-либо оценочных суждений, принимать пациента и его проблему такими, какие они есть, гарантировать конфиденциальность получаемой информации. Пациент, решившись говорить о сокровенном, эмоционально значи­мом, хочет, чтобы его выслушали. Следовательно, первоначально нужно проявить интерес к психологической реальности пациента и внимательно, терпеливо его выслушать. И только после этого начинать задавать вопросы.

Беседа с пациентом дает определенное представление о его культурном, интеллектуальном уровне, о степени образованности, индивидуально-личностных особенностях, доминирующих переживаниях. Эти знания помогают установить правильный психологический контакт и найти индивидуальный подход к пациенту.

Основными условиями эффективности профессионального общения являются: демонстрация доброжелательности, такта, внимания, интереса, профессиональной компетентности.

Медработнику необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста осуществлять соответственно деонтологическую тактику общения.

Дети дошкольного возраста. Для них характерно:

Отсутствие осознания болезни в целом;

Неумение формулировать жалобы;

Сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни;

Восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий;

Усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;

Чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологическая тактика. Эмоциональное теплое отношение (быть и медицинской сестрой, и воспитателем, и матерью), отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведение процедур, с уговорами. Профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.

Подростки .

У них преобладает психологическая доминанта возраста - «притязание на взрослость». Бравада для них является формой самозащиты при внутренней психологической ранимости. Пренебрежительно относятся к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика медработника. Общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

Основными условиями эффективности профессионального общения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внима­ния, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Для детей дошкольного возраста характерно:

Отсутствие осознания болезни в целом;

Неумение формулировать жалобы;

Сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни;

Восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий;

Усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;

Чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологическая тактика - эмоциональное теплое отношение, отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведе­ние процедур с уговорами., профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.

Для подростков характерно:

Преобладание психологической доминанты возраста - «притязание на взрослость»;

Бравада как форма самозащиты при внутренней психологической ранимости;

Пренебрежительное отношение к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика - общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

При работе с пациентами работоспособного возраста:

Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика - ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнитель­ных пациентов.

Для пациентов пожилого и старческого возраста характерно:

Психологическая доминанта возраста - «уходящая жизнь», «приближение смерти»;

Чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

Возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз­можности самообслуживания;

Интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика - поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.



Особенности общения с пациентом в стационаре

Заболевание, госпитализация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расставание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от которого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строгого постельного режима зависимость может быть абсолютной.

Распорядок жизни пациента в стационаре определяют медицинские работники, сама жизнь пациента в стационаре оказывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы отношения, которые складываются у него со средними медицинскими работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, профессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними следует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их человеческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное пациентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощностью и зависимостью.

Средний медработник должен знать, какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.



Необходимо помнить, что при многих заболеваниях у пациентов возникают те или иные особенности психической деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабодушие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышено эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раздражительность, язвительность, озлобленность. При острых инфекционных заболеваниях, подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внутреннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Определенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологическим и другим болезням, различным формам эндогенной интоксикации, отравлений.

Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей существенным психотравмирующим обстоятельством. Сложными могут быть отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родителями иногда может лишь взволновать больного ребенка, который частично адаптировался к больничным условиям.

В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходимое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установленного в стационаре режима.

Подлинная культура общения необходима и в самом коллективе медработников. Доброжелательность в отношениях с коллегами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплинированность членов коллектива, соблюдение ими субординации.