Организация системы менеджмента дошкольного образовательного учреждения. Дерево целей организации – простой пример Дерево целей образовательной организации пример схема

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы работы начинается с постановки цели и определения задач, посредством которых намечается достижение цели. Построенная система работы направлена на создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Система работы содержит эффективные формы и методы, которые позволяют создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения и воспитания.

Для создания системы работы педагог провел предварительную работу: изучение нормативно-правовой базы, современных методик, методов, приемов, форм, принципов и моделей работы.

Изучив модель «Дерево целей» Ч. Черчмена и Р. Акоффа педагог использовал его в своей педагогической работе. Дерево целей – это графическая схема, которая демонстрирует разбивку общих целей на подцели. Вершина схемы интерпретируются как цели, ребра или дуги – как связи между целями. Метод дерева целей является главным универсальным методом системного анализа. Данный метод позволяет педагогу привести в порядок собственные планы (личные или профессиональные), увидеть свои цели в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Управление образованием

администрации муниципального образования «город Бугуруслан»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида№18»

Описание системы работы

воспитателя

Борисова Ирина Николаевна

Бугуруслан, 2013

Пояснительная записка

Для обеспечения оптимального развития каждого ребенка, исходя из неповторимости его индивидуальности, в МБДОУ «Д/с №18» организована эффективная система воспитательно-образовательной работы. Изменения в дошкольном образовании повлияли на построение системы работы как в целом, так и на самого педагога.

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы работы начинается с постановки цели и определения задач, посредством которых намечается достижение цели. Построенная система работы Борисовой И.Н. направлена на создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Система работы содержит эффективные формы и методы, которые позволяют создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения и воспитания.

Для создания системы работы педагог провел предварительную работу: изучение нормативно-правовой базы, современных методик, методов, приемов, форм, принципов и моделей работы.

Изучив модель «Дерево целей» Ч. Черчмена и Р. Акоффа педагог использовал его в своей педагогической работе. Дерево целей – это графическая схема, которая демонстрирует разбивку общих целей на подцели. Вершина схемы интерпретируются как цели, ребра или дуги – как связи между целями. Метод дерева целей является главным универсальным методом системного анализа. Данный метод позволяет педагогу привести в порядок собственные планы (личные или профессиональные), увидеть свои цели в коллективе.

При построении системы работы Борисова И. учитывает закономерности целеобразования и использует принципы формирования иерархических структур. Система работы строится поэтапно, сверху вниз, путем последовательного перехода от более высокого уровня к более низкому, смежному уровню. В основе принципа лежит согласование целей между собой. Конкретизация целей сверху вниз растет: чем выше уровень, тем качественнее формулируется цель.

Составленное дерево целей имеет систему решений на бумаге. То есть план по достижению основной цели рис.1. Дерево целей составлено для годичной цели. Принцип разбиения общей цели на подцели и задачи иллюстрирует схема, представленная на рисунке.

Построение модели системы работы воспитателя

И.Н. Борисовой в современных условиях дошкольного образования

(на основе модели «Дерево целей» Ч. Черчмена и Р. Акоффа)

Описание системы работы на основе модели «Дерево целей»

1. Разработка проекта для воспитательно-образовательной работы по образовательным областям

Систему воспитательного процесса Борисова И.Н выстраивает в соответствии с нормативными документами: Закон РФ «Об образовании», постановление «О санитарно-эпидемиологических требованиях к содержанию и организации режима в дошкольных организациях», основной образовательной программой учреждения. Общеобразовательная программа МБДОУ «Д/с №18» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от рождения до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по 4 образовательным областям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к обучению школе. Приведена в соответствии с ФГТ и основывается на программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В целях обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода к каждому ребенку, педагогический процесс организовывает с учетом здоровья детей, гибкого режима дня, интересов каждого ребенка. При проектировании самостоятельной деятельности детей учитывает психологические разгрузки, обсуждает дела в течение дня со всем детским коллективом.

На организационном этапе был составлен план работы – проект воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача проекта – организовать самостоятельную деятельность детского коллектива, чтобы воспитанники добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах детского сада, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Эта цель реализуется во второй части программы «По следам настроения».

В соответствии с программой детского сада, годовым и учебным планами работы Борисова И.Н. разработала комплексно-тематический, тематический планы работы в соответствии с ФГТ.

Образовательные области

Коммуникативно-личностное развитие

Познавательно-речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Направлены на приобретение опыта в видах деятельности:

  • Двигательной , в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.)
  • Игровой (сюжетной игры, сюжетно-ролевой, режиссерской и игры с правилами)
  • Коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения)
  • Познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
  • Восприятие художественной литературы и фольклора
  • Элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе)
  • Конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.)
  • Изобразительной (рисования, лепки, аппликация)
  • Музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах)

Для того, чтобы составить 2 часть программы педагог определила время для основной части программы

2. Разработать проект для работы с педагогическим коллективом

Борисова И.Н. входит в творческую группу педагогов по внедрению ФГОС в ДОУ. Творческая группа педагогов составила вторую часть программы, формируемую участниками образовательного процесса. Ирина Николаевна разработала и внедрила в образовательный процесс программу «По следам настроения».

Время, необходимое для реализации второй части Программы, формируемой участниками образовательного процесса

Программа разработана с целью развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования. Содержание тематики программы способствует пониманию детьми свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирует творческие умения. Изобразительный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность и мышление. Ценна также в программе возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг).

Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества. Результатом разработанной программы является участие детей в конкурсах. Ее воспитанница Барышникова Даша заняла первое место в городском конкурсе детского творчества на противопожарную тематику «Останови огонь».

На методическом объединении для руководителей ДОУ и воспитателей в 2013 году состоялся открытый показ непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «По следам настроения». Непосредственно образовательная деятельность была оценена на высоком уровне .

Организована система конкретных мер для развития ДОУ и просвещения родителей по вопросам развития и воспитания детей: создание рубрики в печатных изданиях города, подготовка видеосюжета для показа в местных новостях, а так же на электронных носителях, распространение листовок, буклетов, журналов, газет и другие печатные издания на базе ДОУ с их дальнейшим распространением.

Показатели результативности работы Ирины Николаевны за 2013 год высокие, этому свидетельствует участие педагога в конкурсном направлении:

  • победитель областного фотоконкурса среди избирателей Оренбургской области «Жизнь – это череда выборов» ;
  • общероссийский диплом III степени «Лучший современный урок. Физическая культура» ;
  • всероссийский диплом за предоставление своего педагогического опыта в рамках номинации «Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование» ;
  • свидетельство о публикации материалов НОД «По следам настроения» ;
  • участие в областном конкурсе по правилам дорожного движения «День памяти жертв ДТП» (результаты не известны);
  • участие в форуме сетевого конкурса методических разработок в ДОО «Образовательная деятельность в ДОО».

3. Разработать проект для работы с родителями

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка педагог начал работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировал особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработал тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Ирина Николаевна разработала критерии «включенности» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее выделила качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

4. Разработать проект для работы над самообразованием

Борисова И.Н. повышает свой профессиональный уровень через курсовую подготовку, методические объединения, занимается самообразованием. На методическом объединении для руководителей ДОУ и воспитателей в 2013 году состоялся открытый показ непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «По следам настроения». Непосредственно образовательная деятельность была оценена на высоком уровне.

Ирина Николаевна входит в состав творческой группы по внедрению ФГОС в ДОУ. В 2013 году успешно прошла дистанционные курсовые подготовки для педагогов дошкольного образования: курсы повышения квалификации для работников ДОУ по теме Юридическое, психологическое и организационное обеспечение ФГОС в системе дошкольного образования» (72 часа).

Педагог самостоятельно работает над темой «Систематизация и обобщение опыта работы». Начальным этапом решения этой задачи является прохождение дистанционного курса по теме "Профессиональное оформление портфолио педагога в электронном виде". С помощью портфолио можно четко охарактеризовать деятельность педагога, подготовится к аттестации. Методическое портфолио Ирины Николаевны связывает отдельные аспекты ее деятельности в более полную картину, позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения личности в определенный период его деятельности. Электронное портфолио создает в различных приложениях Windows: PowerPoint, Word, Excel, в виде Web-страницы, PDF-портфолио с помощью программы Adobe Acrobat 9 Pro. Помещает туда то, чего не покажешь на бумажных носителях. Это мультимедийные продукты, созданные к занятиям или досуговым мероприятиям: презентации, графические объекты, видеоматериалы др.


Введение

С помощью системного анализа можно исследовать различные социально-экономические процессы и системы для лучшего понимания проблемы и поиска мероприятий по ее разрешению. В данной расчетной работе мы с помощью методов системного анализа рассмотрим воспитательную проблему, чтобы на уровне современного образования развить физически, нравственно здоровую личность. Т.к. данная проблема имеет множество аспектов, предполагающих различные варианты их решения, она может считаться достаточно сложной и противоречивой. Для выбора наиболее подходящих вариантов решения этой проблем, а также для создания плана действий по реализации всего комплекса работ, обеспечивающих ее решение, мы построим дерево целей и деревья мероприятий, рассчитаем коэффициенты относительной важности и построим сетевой график выполнения работ.

Таким образом, можно определить цель данного исследования как создание оптимального плана действий по усовершенствованию современного образования в России.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

Выявить проблемную ситуацию;

Детализировать проблему;

Решить проблему с помощью методов системного анализа.

Объектом исследования - это как развить физически и нравственно здоровую личность.

Предмет исследования - процесс разработки воспитания детей и молодежи.

Дерево целей

Теоретической основой написания работы послужили лекции и учебно-методический комплекс Кричевского А.И.

Построение дерева целей

Расчет коэффициентов относительной важности

Расчет коэффициентов относительной важности (КОВ) подцелей (1-ый уровень дерева целей):

Матрица опроса экспертов:

Здесь эксперты присваивают ранги (места) подцелям, выполняя следующее задание: «Расставьте подцели по местам исходя из их важности для достижения главной цели».


Наша задача определить КОВ подцелей, т.е. их удельный вес в составе главной цели.

Это значит, что более важной подцели должно соответствовать большое число (в отличие от присвоение рангов в исходной матрице опроса), поэтому нам необходимо выполнить расчет преобразования рангов по формуле: (max ранг - ранг эксперта).

Вывод на основе расчета КОВ на первом уровне:

При детализации главная цель «Современное образование - развитие физически, нравственно здоровой личности» была разбита на 4 неравнозначные подцели:

Разработать государственную стратегию в вопросах воспитания детей и молодежи - 38,7%;

Научно - методическая обеспеченность - 12,9%;

Повысить квалификацию работникам образовательных учреждений - 22,5%;

Разнообразие и доступность инфраструктуры детского досуга - 25,9%.

На основе анализа КОВ мы видим, что эксперты определили важнейшей подцелью в достижении главной цели разработку гос. стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи (0,387). Из этого следует, что эксперты считают, что именно разработке государственных стратегий следует уделить наибольшее внимание. На 2 -ом месте оказалась подцель «Разнообразие и доступность инфраструктуры образовательных учреждений» - 0,259. Она также важна, т.к. детский досуг означает, что меньше детей будет слоняться по улицам. На третьем месте повышение квалификации работникам образовательных учреждений - 0,225 означает, что профессионализм необходим для работников этой сферы деятельности. И последнее по весомости подцель - научно-методическая обеспеченность - 0,129, что необходимо для совершенствования в вопросах воспитания.

Все эти подцели в детализированном виде представляют нашу главную единую цель и поэтому, эффективно разрабатывая программы для достижения всех этих подцелей и достигая их, мы достигаем и главную цель.

Расчет КОВ дерева целей второй уровень.

Матрица опроса экспертов.

При определении КОВ подцелей 2 -го уровня, мы используем ту же методику, что и на первом уровне, рассматривая последовательность разбиения подцелей 1 - го уровня на составные части. При этом мы вначале определяем пропорцию, в которой данная подцель разбивается на составные части, а затем в такой же пропорции разделяем КОВ вышестоящей подцели. Это обеспечит выполнение следующих необходимых требований расчета КОВ.

Сумма КОВ подцелей равна КОВ вышестоящей подцели (цели);

Сумма КОВ всех подцелей одного уровня дерева целей равна 1.

Матрица преобразованных рангов:

Матрица опроса экспертов:

Матрица преобразованных рангов:

Матрица опроса экспертов:

Матрица преобразования рангов:

Матрица опроса экспертов:

Матрица преобразования рангов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Оценка факторов и анализ внешней и внутренней среды (SWOT-анализ): сильные и слабые стороны предприятия, внешние угрозы и возможности. Построение дерева целей организации, способы усиления конкурентных преимуществ, анализ организационной структуры.

    контрольная работа , добавлен 01.05.2009

    Анализ организационной структуры, внутренней и внешней среды организации. Разработка и обоснование направлений организационного развития школы. Кадровый потенциал образовательного учреждения. Упорядочение организационно-структурных характеристик.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Задачи, цели и направления деятельности ООО "Флуидор", его организационная структура. Анализ внутренней среды предприятия, его сильные и слабые стороны. Особенности управления персоналом. Влияние факторов внешней среды на эффективность деятельности.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2015

    Характеристика особенностей функционирования ОАО "Невская Косметика". Факторы внешней и внутренней среды, сильные и слабые стороны организации, ее возможности и угрозы. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2014

    Основные направления деятельности предприятия "Рассвет". Анализ внутренней и внешней среды организации, слабые и сильные стороны, угрозы и возможности. Понятие и значение мотивации труда в управлении персоналом, основные направления ее совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2010

    Модель организационной структуры управления детским садом. Анализ маркетинговой деятельности в сфере дошкольного образования. Характеристика персонала, производственная деятельность учреждения, методическая работа. Сильные и слабые стороны учреждения.

    отчет по практике , добавлен 18.03.2013

    Анализ рынка и конкурентов как основных факторов внешней среды компании "Уралтранс". Оценка факторов внутренней среды предприятия, SWOT-анализ (сильные и слабые стороны филиала). Основные направления для поддержания эффективности управления предприятием.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2012

За счет достижения жизненных целей определяется значение жизнедеятельности человека, то же самое можно сказать и о существовании каждой компании, будь она государственная, благотворительная, общественная или коммерческая, дерево целей организации – простой пример . Любое предприятие, ИП или ассоциация преследует свои цели, являющиеся причиной их функционирования и существования. Рассмотрим различные виды задач и на примере компании построим пример дерева целей.

Цель и миссия

Каждое предприятие в процессе работы разрабатывает свою миссию – основная задача, которой оправдать существование организации. К примеру, для благотворительной компании – это помощь людям с онкологическим заболеваниями. Для коммерческой компании – заработать максимальную прибыль, для социальной организации – достижение значимой социальной задачи, например адаптация в современном мире детей-инвалидов.

Процесс достижения миссии разделятся на цели, «ступеньки», преодолевая которые к решению основной задачи можно максимально приблизиться.

Виды целей

Любая компания на ближайшее будущее устанавливает для себя несколько стремлений и желаний, которые могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. На решение краткосрочной цели обычно требуется не больше 12 месяцев, среднесрочные – от одного года до пяти-шести лет, ну и не менее 5 лет, требуются на решение долгосрочной задачи.

Как устанавливаются цели

В целом цели перед всей организацией или перед каждым ее подразделением устанавливаются центром, или децентрализовано и централизовано перед руководителями отделов. Все зависит от того какая система управления принята на предприятии.

Децентрализованный метод установки целей способен развиваться по двум направлениям. При первом способе – снизу вверх, первоначально цели ставятся в подразделениях, а руководство на основе их определяет главные задачи организации и пути их разрешения. При втором способе – сверху вниз, крупные задачи устанавливает центр, а руководители для их решения, на местах разрабатывает более мелкие свои цели и устанавливают их перед персоналом и рабочими.

Дерево задач на примере компании составляется, беря за основу анализ воздействия внешней и внутренней среды на предприятии, придерживаясь главной цели организации. И только потом устанавливаются индивидуальные и конкретные цели.

Дерево целей на примере организации

Вид примера дерева целей в графическом отображении помогает отобразить наглядно модель задач организации. С его помощью легко упорядочить степень важности задач. Для построения такого графика существуют обусловленные позиции.

Общая миссия (цель) компания ставиться на вершине дерева. Затем она делится на отдельные подзадачи, без которых выполнение главной задачи невозможна. Формулируя задачу необходимо описать желаемый результат, а вот способ его достижения указывать не обязательно. Цели должны находиться на одном уровне, не проистекающие друг за друга и независящие друг от друга.

Для каждой организации набор целей сугубо индивидуален. Однако несколько сфер деятельности можно выделить, любая компания в них найдет свой интерес:

Производство
Политика в отношении персонала
Финансы и политика
Политика продаж

Количество уровней, на которые делиться основная задача организации, зависит от сложности цели, величины компании, иерархии в управлении и организационного построения.

Пример дерева целей организации:


Примеры конкретных задач организации

В разных сферах деятельности организация имеет свои цели, рассмотрим некоторые из них.

Маркетинг

Расширение ассортимента продукции
Продвижение на рынке

Производство

Разработка и внедрение современных технологий
Улучшение конкурентоспособности продукции
Улучшение эффективности производства
Снижение издержек

Персонал

Повышение производительности труда
Система стимулирования
Кадровая оптимизация
Повышение квалификации

Пример дерева целей организации №2:


Финансы

Умножение инвестиционной привлекательности
Улучшение рентабельности и платежеспособности
Эффективное управление финансами организации

Постановка целей для организации имеет большое значение, – это основа построения взаимоотношений внутри организации, и только решая поставленные задачи можно оценивать и держать под контролем ход и результат работы подразделений, персонала и в целом всей структуры.

И зачем оно нужно, есть , или для наглядности можно воспользоваться примером уже построенного Эта же статья посвящена практическим рекомендациям, как самостоятельно составить иерархию целей.

Что нужно для составления

Если вы только учитесь стратегическому планированию или строите дерево целей для себя, то кроме самого желания , нужны: чистый лист бумаги А4 (на обучающем этапе – возможно стопка бумаги), ручка.

Если готовите презентацию дерева целей: в таком случае подойдут многие программы на ПК (Mind Manager, простенький SmartArt MS Word, …)

Этапы построения дерева целей

1. Формулировка . Это вершина дерева, так же может быть глобальная большая и очень сложная цель, в отличии от стратегической, в возможности ее конечной достижимости. (пример, стратегическая – увеличение продаж, глобальная – увеличение капитала в определенную сумму; стратегическая – , глобальная – выучить 5 ин. языков). Эта цель отвечает на вопросы: что я (мы, организация) хотим получить или получать в прошествии такого-то срока? Кем я хочу быть? Чего хотим достигнуть или достигать? Ответ – записываем в вершину.

2. Записываем условия, под-цели способствующие осуществления глобальной стратегической цели. Отвечая на вопросы: при каких условиях возможна реализация поставленной цели? Какие нужно решить, что бы осуществить цель номер 1? См. пример ниже.

2.1. Выделить те цели и задачи, условия, которые зависят напрямую от нас (себя), или поддаются косвенному нашему влияния, или наоборот – являются абсолютно от нас независимыми. Обычно это формулируют как внутренними, внешними или косвенными условиями. Подпишите, соответственно, условия, цели или задачи. Этот пункт можно пропустить. Но иногда он тоже нужен.

3. Дробим дальше цели, делаем ту же процедуру, что и в случае в п.2 , но только в отношении 2-го ряда целей. Наша задача выстроить последовательную иерархию до тех пор, пока все цели на сведутся к реализации конкретной мелкой задачи, то ли разово выполненной, то ли находящейся в постоянном цикле.

Достраиваем дерево на одном листе. Но если нужно что-то вычеркнуть для наглядности лучше начать с нового чистого листа.

Дробить цели нужно последовательно. Т.е. они должны быть подчинены друг другу, и не было больших прыжков.

Записывая ту или иную ступень в иерархии – важно помнить, всегда есть еще один вариант.

Самые мелкие цели – должны быть максимально простыми, реализация которых реализует, так же просто, более высшую цель.

Тренироваться и еще раз тренироваться. В идеале вы спустя некоторого времени достигнете такого