Чтобы утро стало добрым, или Как не опоздать в школу? Опоздания в школу, как с этим бороться? Что делать если ты опоздал в школу.

По каким причинам ребёнок может постоянно опаздывать в школу…

Многих раздражает привычка знакомых опаздывать. И в самом деле, куда приятнее иметь дела с пунктуальными людьми. Но к пунктуальности нужно приучать еще с детства.

Однако, на отмечают, если школьник уже систематически опаздывает в школу, то здесь может быть несколько причин, среди которых:

  1. У детей нет чувства времени. Они очень легко отвлекаются, засматриваются мультиками или передачами, заигрываются в процессе сборов, могут даже проспать уроки. Лишь небольшое количество детей хорошо ориентируются во времени и не нуждаются в присмотре взрослых.
  2. Привычка. Если в раннем детстве ребенок опаздывал с мамой или папой в дет.сад на завтрак, то будучи школьником ему сложно отучиться от этого.
  3. Психологические проблемы. В случае, когда школьник опаздывает на конкретный предмет к одному и тому же учителю, то стоит поговорить с ребеноком, узнать, как складываются его отношения с педагогом, есть ли какие-то проблемы. Бывают ситуации, когда и явного конфликта нет, но обстановка на уроке для ребенка является некомфортной и он всячески отодвигает момент встречи.
  4. Сложно добраться до пункта назначения. Если дорога в школу или спортивную секцию предполагает пересадки на автобусе или другом транспорте, то школьник может отодвигать момент выхода из дома.
  5. Пример родителей. Если в семье кто-то из родителей имеет привычку опаздывать, то этот стиль поведения может перейти и ребенку, и если в первое время ребенок может волноваться по поводу своих опозданий, то через время он к этому привыкает и не видит в этом никакой проблемы.
  6. Внутренний дискомфорт из-за пунктуальности. Это больше всего свойственно подросткам ввиду возрастного чувства одиночества. Они чувствуют себя уверенней, когда им звонят, спрашивают, где они. Тем самым они компенсируют дефицит внимания, которое недополучили в детстве.

Режим дня. Ребенку важно знать, в котором часу ему ложиться спать, а в какое время просыпаться. При этом, ребенку нужно спать порядка девяти часов. Если он выспался, то и проснуться сможет без будильника. Он будет энергичен и активен весь день. Чтобы школьник ложился спать в одно и тоже время, можно ввести определенные ритуалыперед сном (или скорее распорядок): перед ужином он наводит в комнате порядок и собирает рюкзак в школу, потом ужин со всей семьей, после — время общения с родителями, а затем ребенок принимает душ, желает родителям спокойной ночи и ложится спать. При регулярном повторении этой традиции проблем с засыпанием в определенное время не будет.

Приучение ориентироваться во времени. Если школьник, заигрывается в компьютерные игры и пересиживает дозволенное время, то можно пойти ему на уступку и дать дополнительные 10 минут. Не помешает, если на столе у ребенка будут стоять часы, и он сам будет отслеживать время. Если время вышло, а ребенок опять забылся, то можно ему тактично напомнить, что пора выключать компьютер и заняться другими делами. Тем самым ребенок научится чувствовать время, а также будет ответственным и собранным.

Планирование дел на завтра. Хорошо поддерживает дисциплину понимание того, что нужно сделать за день. При этом важно отводить отдельное время на дорогу. К примеру, выход в школу 7.45, а время в школе с 8.00-14.00. Благодаря такой простой процедуре ребенок будет спокоен и уверен в себе.

Если родители смогут в течение 40 дней выполнять все рекомендации, то школьник начнет привыкать к пунктуальности. А если и год выдержат, то их ребенок станет воплощением пунктуальности.

Денис Разумовский

Материал подготовила: воспитатель Л.Т. Агафонова, г. Санкт-Петербург, Приморский район, ГБДОУ № 75.

Как не опаздывать в школу и детский сад: 11 советов родителям

Ответственность за опоздания ребенка полностью лежит на плечах родителей. Если опоздание разовое, возможно, виноват механизм будильника, внезапно вышедший из строя, или соседи, которые не давали вам и малышу спать всю ночь. Но если опоздания стали систематическими или, хуже того, ежедневными, если вы каждый день даете себе обещание встать пораньше и собраться побыстрее, хорошо покушать с утра, но малыш бойкотирует сборы, остается без завтрака и одевается на бегу, значит проблема куда серьезнее. Если вы хотите вырваться из «утреннего форс-мажора»: череды лихорадочных сборов, спешки и стыда от опозданий на первый урок или на зарядку в садике, вам пригодятся советы психологов.

Опоздание – это нарушение дисциплины

Развивайте в себе и своем ребенке самодисциплину. Самодисциплина состоит в способности действовать независимо от желаний и эмоций. Чтобы это качество окрепло, придерживайтесь нескольких правил:

  • соблюдайте порядок в доме,
  • следите за собой,
  • старайтесь сдерживать обещания,
  • выполняйте план, который себе наметили на день, неделю, месяц,
  • найдите себе пример для подражания (близкого человека или известную личность, которые, по вашему мнению, демонстрируют железный контроль над собой),
  • убеждайте себя в том, что вы дисциплинированный человек, находите этому многочисленные подтверждения в своих поступках.

Если вам удается следовать этому плану, ваш малыш обязательно переймет ваши способности к самодисциплине и вскоре приятно удивит вас.

Соблюдайте режим дня всей семьей

Ребенок и взрослые должны трудиться и отдыхать в едином ритме, ложиться спать и есть в одно и то же время каждый день. Нарушение распорядка дня более чем на час чревато тем, что наши внутренние часы сбиваются, мы начинаем испытывать стресс и теряем работоспособность. Для начала составьте график на будние дни и выходные, который считаете для себя и малыша оптимальным. В нем необходимо учесть физиологические потребности: 9-10 часов сна для ребенка, 7-8 часов сна для себя, 3-4 разовое питание, гигиенические процедуры, учебу или игры. Обсудите график с ребенком, учитывайте его пожелания: выделите время для игр, творчества и занятий, прогулок, кружков и секций.

Настроение с утра программируется с вечера

Ранним утром настраивайте себя и ребенка на позитивный лад. Ласка, объятия и нежность – лучшее, что вы можете использовать, когда будите ребенка. Уделите внимание общению с малышом, а не включайте телевизор. Старайтесь как можно меньше конфликтовать и избегайте напряжения. Стресс с утра может стать причиной рассеянного внимания и раздражительности в течение всего дня. Чтобы с утра не суетиться, а посвятить время более приятным вещам, заранее просыпайтесь, по максимуму собирайтесь с вечера.

Обязательные утренние ритуалы

До 7-10 лет ребенок еще не может себя организовать, а отказ от утренних ритуалов (умывание, уборка кровати и так далее) может сформировать у ребенка нездоровые привычки. С утра родителям нужно не только собраться самим, но и собрать и скоординировать действия малыша, который может в любой момент замечтаться, заиграться и забыть обо всем. Не забывайте, что ребенок тогда будет все делать по порядку и с охотой, когда вы сами вместе с ним каждый день проделываете одни и те же процедуры: делаете зарядку, чистите зубы, принимаете душ, завтракаете здоровой пищей, тщательно причесываетесь, одеваете опрятную одежду, ухаживаете за обувью и так далее.

Ребенок нуждается во внимании и помощи

Отличный способ ничего не перепутать и не забыть с утра – табличка с утренними рутинами. Если ребенок еще не читает, можно все действия нарисовать в виде понятных картинок или символов (зубная щетка, расческа). Не стоит рассчитывать, что малыш будет все это проделывать самостоятельно, без вашей помощи и контроля. На момент пробуждения ребенка большую часть своих дел вы уже должны завершить, за счет этого появится возможность уделить ему внимание. За успешное и быстрое утреннее приготовление обязательно похвалите ребенка и поощрите его.

Вставайте раньше, раньше ложитесь

Даже самая тщательная организация процесса не поможет, если вы или ваш ребенок не выспались. С утра рассеянное внимание и плохое самочувствие могут сыграть с вами злую шутку. Да и сам будильник после 3-4 часов сна может быть вами невольно проигнорирован. Доказано, что хронический недосып оказывает губительное влияние на организм человека, и особенно он вреден для растущего организма. Ребенок нуждается в 1-3 дополнительных часах сна, поэтому не может лечь одновременно со взрослыми и встать вместе с ними. Будильник заводите так рано, как необходимо, чтобы без спешки сделать все дела. Обычно 30-60 минут достаточно, чтобы собраться в школу или сад, если большая часть дел переделана, а вещи собраны уже с вечера.

Будильник можно использовать как таймер

Будильник может быть полезен и при планировании. Ставьте его, например, на время выхода из дома (или минут за 5 до этого), заводите будильник, чтобы точно знать, когда необходимо перейти к завтраку. Для этих целей можно использовать кухонный механический или электронный таймер.

Точно рассчитывайте время

Рассчитывайте время без преувеличений. Время на зарядку, завтрак, дорогу до школы должно соответствовать истине. Не надейтесь, что успеете добежать за 3 минуты, если обычно тратите около 10. Кроме того, к общему времени всегда лучше прибавить минут 10-15 на форс-мажор (разлитое на школьную форму молоко, исчезнувшие куда-то очки и так далее).

Сначала собраться, а потом уже развлекаться

Выпить теплый какао и посмотреть любимый мультфильм – отличный план на утро, но только после того, как вы и малыш будете полностью готовы к выходу (останется только одеться, обуться и взять портфель или любимую игрушку). Если вдруг вы забудетесь и опомнитесь за пять минут до выхода, вы, скорее всего, не опоздаете. Одевайтесь до завтрака и приучайте к этому ребенка.

Готовьтесь с вечера

Максимум дел нужно завершить еще с вечера и приготовить себе все необходимое для утренних сборов. Одежда должна быть подобрана и аккуратно вывешена на стул или вешалку, аксессуары, заколки и все необходимые вещи должны лежать на виду, меню завтрака также продумывайте с вечера и готовьте продукты, которые для этого необходимы. Портфель собирайте с вечера, школьную форму отглаживайте заранее. С вечера готовьте ребенку ланч-бокс с полезными и вкусными продуктами для дневного перекуса.

Упрямству – бой

Утреннее упрямство детей – бич многих родителей. Почему-то именно в спешке и после пробуждения малышу больше всего нравится капризничать и лениться. Наказывать и ссориться с утра – не самый лучший выход. Лучше всего переводить капризы в шутку. Постарайтесь отвлечь малыша, шутите, вовлекайте его в соревнования и удивляйте малыша нестандартными предложениями («Твоя кофта будет скучать по тебе, если ты ее не оденешь, может, она сможет поехать в школу в твоем портфеле?»).Если упрямство никак не удается победить, уверенно и спокойно, даже если и против его воли, умойте, оденьте и обуйте ребенка и посадите его за завтрак. Предупредите, малыша, что завтра он сможет проделать все это самостоятельно, если у него будет хорошее настроение, а вы будете рады поощрить его помощь и хорошее поведение, например, посещением зоопарка в выходные (но обещание нужно обязательно выполнить, если малыш станет покладистым).


Случается так, что ребенок постоянно опаздывает в школу. Что за этим кроется? Как с этим бороться? Самостоятельно ученик может и не справиться со своей проблемой. Помочь ему может школа и родители.

Опоздать иногда в школу может каждый ученик. Но что делать, если это происходит систематически? Один из учеников класса опаздывает практически каждый день . Он срывает уроки, так как внезапно появляется, когда учебный процесс в самом разгаре. Весь класс вынужден отвлекаться и тратить время на него. После того, как опоздавший усядется, еще тратится время пока дети с учителем успокоятся. Виноват ли школьник? Что можно сделать, чтобы отучить ученика от опозданий?

Причины опозданий школьника

Есть такое понятие, как «патологические опоздания». С таким явлением нужно бороться с самого детства. Иначе дурная привычка хорошо утвердится в человеке и наложит опечаток на всю жизнь. Опаздывающий ребенок в школе впоследствии будет опаздывать на работу, свидания, важную встречу. Что же заставляет его опаздывать? У школьника утром перед первым уроком, пока он не вышел из дома, внезапно возникают важные дела, которые нужно переделать. Так происходит часто, поэтому он опаздывает. Скорее всего, такой ребенок сова и ему трудно подняться рано. Чем раньше он проснется и займется делами, тем больше шансов на то, что он придет вовремя. Вставать как можно раньше школьника может стимулировать как школа, так и родители. В проблеме опоздания нужно разобраться. Если опоздания происходят часто, тогда целесообразно обратиться к школьному психологу.

Несколько причин

Есть несколько причин, по которым ребенок может опаздывать:

  • он не общителен, ему тяжело находится среди одноклассников период времени до начала урока;
  • отсутствует наказание за опоздания;
  • у школьника начались проблемы с психикой;
  • ребенок поздно встает и в связи с этим не успевает собраться в учебное заведение.

Помощь школы

Чтобы отучить школьника опаздывать администрация учебного заведения может мотивировать детей приходить вовремя. Например, весьма пригодятся интересные игры, конкурсы, проводимые перед началом занятий, которые дети поспешат посетить. Можно в холле школы повесить огромный жидкокристаллический экран, на котором транслируют мультфильмы. Если ученику не с кем общаться в классе, то он может коротать время перед уроком за просмотром мультфильмов и благодаря этому перестанет опаздывать на первый урок. Система наказаний за опоздания является радикальным, не всегда эффективным методом, но к нему тоже можно прибегнуть. Если ребенок опоздал, учителю можно вообще не пускает его на занятие, то есть взрослый действует по принципу «поезд ушел». Еще есть такие наказания:

  • ученик должен не сидеть, а стоять весь урок, раз опоздал;
  • ученик идет отвечать первым к доске в связи с опозданием;
  • школьник остается после уроков и убирает в классе;
  • после трех опозданий учитель в школу вызывает родителей и т.д.

Чем могут опаздывающему школьнику помочь родители?

Если ученик часто опаздывает, то это является проблемой, требующей к себе пристального внимания. Взрослые не должны пренебрежительно относиться к этому. Ведь в поведении школьника может укрываться проблема. Возможно, ребенку нужна помощь, задача взрослых - это предоставить ее своевременно. Нужно ненавязчиво приучать малыша к дисциплине с детства. Это пригодится ему в дальнейшей жизни. Что касается помощи родителей в этом вопросе, то хорошо, если кто-то из взрослых будет вставать одновременно с ребенком, совместно делать все дела, выходить из дома. Благодаря этому опоздания школьника прекратятся и он привыкнет к определенному графику.

Здравствуйте, Ольга!

Чаще всего, когда мы - люди, чего-то не делаем, то просто не видим в этом необходимости, нужности именно для нас! Так и в вашем случае, ваш сын не считает это необходимым. потому, что, как не странно это прозвучит, это нужно только вам!) Нет никаких негативных ощущений, эмоций, последствий, в связи с его привычкой, зачем стараться!?
Кроме того, важно учитывать особенности пубертатного периода развития вашего сына - для него ведущая деятельность -общение со сверстниками, а потом-учеба! Это путь всех людей, никуда от этого не деться!)
В подобных ситуациях очень важна мотивация, для формирования собственной ответственности. Многим родителям помогало следующее -предварительно поговорив с классным руководителем (обращались за помощью!), они обсуждали возможные «меры наказания», в течение пары недель, например, дополнительные дежурства, отстранение от участия в каком-нибудь классном мероприятии и пр., это зависит от специфики жизни школы и класса и их важности для подростка. То есть тем, что для него очень значимо в жизни коллектива класса и школы (помните-общение самое значимое).
А родители. со своей стороны, определив самое значимое для ребенка в доме (то. без чего он не может обойтись вообще!), наказывали ребенка, лишая его этого на один, максимум три дня (не более)!
И, когда все было оговорено - обязательно и строго все исполняли! Никакой неразумной жалости!
Одно важное замечание, прежде чем все это «проворачивать»), обязательно предварительно поговорить с сыном (но с учителем заранее), выставляя ему логичное и обоснованное требование. К примеру: «В последнее время мы стали замечать, что твои поступки. по отношению к твоей основной деятельности, не совсем ответственные! Ты- достаточно взрослый парень и мы больше не будем подгонять тебя! Это- твоя ответственность, быть пунктуальным! Так вот, в течение некоторого времени (совсем точно не говорить!), если ты будешь опаздывать в школу, то мы будем вынуждены лишать тебя (...) и т.д.!»
Классного руководителя попросить провести такой же разговор, со своей стороны, в этот же день.
И, помните- никаких напоминаний, «ускорений», нравоучений в этот период! Важно набраться терпения и не реагировать, как вы привыкли, в моменты «медлительности», иначе нет смысла!
Как только родители замечали первые успехи (несколько дней делал все сам-вставал вовремя, не опаздывал и т.д.) обязательно хвалили его: «Слушай, мы так гордимся тобой, еще несколько дней назад ты безответственно относился к важной части своей жизни, а эти дни - тебя не узнать! Вот у тебя сила воли!»
Но и с похвалой нельзя перебарщивать - дозировано и своевременно!
Надеюсь, вам такой вариант поможет. Удачи! буду рада узнать результат.

С уважением, Марина Александровна)

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте, Ольга! Чаще всего, когда мы - люди, чего-то не делаем, то просто не видим в этом не..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Пунктуальность в широком смысле слова — это не только способность приходить на встречу вовремя. Это еще и умение планировать свое время — и усилия, которые потребуются на дорогу и достижение поставленной цели.

Ребенок изначально привыкает, что его водят за ручку родители или воспитатели и контролируют выполнение ежедневных задач, — но рано или поздно это меняется, ведь никто из нормальных, здравомыслящих родителей не желает выращивать инфантильного человека, который не в состоянии запланировать свое собственное время — следовательно, и уважать чужое.

Как научить ребенка понимать и принимать течение времени — и для начала хотя бы не опаздывать, чтобы потом уметь совершать более сложные действия с этой капризной, неуловимой — и неумолимой — субстанцией?

Разберитесь с временными рамками

Многим детям очень непросто понять, как практически приложить цифры с часов к реальной жизни. Как понять, что такое “через час”? Пять минут — это много или мало? А пять секунд? Для дошкольника эти категории становятся привычными постепенно: например час — это столько, сколько мы едем на дачу или смотрим конкретный фильм. А пятнадцать минут — это столько, сколько занимает дорога до супермаркета пешком.

Как только ребенок начинает проявлять хоть какой-то интерес к часам, суткам, календарям — пора инициировать беседы о времени. Это может произойти в различном возрасте — все зависит от степени самостоятельности ребенка и от отношений со временем, принятым в семье в принципе. У кого-то подобное происходит в 5 лет, а другим может быть не интересно до 9.

Сделайте изучение времени наглядным

Испытанный многими поколениями мам во всем мире простой способ — сделать или купить модель часов, на которой можно крутить стрелки, и научить ребенка делать это. Разумеется, есть электронные часы — и некоторые из них даже способны озвучивать текущее время голосом, но нам же важно объяснить сам принцип времени, верно? Именно на часах с круглым циферблатом и стрелками проще всего изучить и понять цикличность времени.

Понадобится и календарь на знакомом ребенку языке — такой, на котором обозначены недели с обозначением выходных отдельным цветом, месяц и год. Важно обращать внимание малыша на разницу между молодым и старым месяцем на небе, научить узнавать длительность месяца по костяшкам пальцев, понимать, что значит слово “високосный” — и откуда это слово вообще взялось. Наблюдение за закатом и рассветом, подсчет дней до важного события — дня рождения или Нового года, поездки к морю или к любимой бабушке в деревню — все это помогает постепенно начать осваиваться во времени и ориентироваться в нем общепринятыми категориями.

Осознайте собственные особенности

В принципе почти никогда не опаздывают и очень любят держать все под контролем люди слегка тревожные — чаще они приходят за 10-15 минут, и подобное качество проявляется с детства.

Опаздывать время от времени же свойственно почти всем: среди них и очень тревожные люди — эти слишком много мечутся, суетятся и в результате забывают что-либо взять, тогда им приходится возвращаться обратно, — и те, кто совершенно беспечен от природы — им, наоборот, все равно. Подумаешь, встреча назначена на час тому назад, а я еще дома со свежевымытой головой.

Научиться не опаздывать, если задаться такой целью, может любой — важно для начала осознать, какие проблемы на эту тему свойственны вам лично или вашему ребенку? Стоит задать себе вопрос: как конкретно я опаздываю и почему именно? Не могу быстро собраться с утра — может быть, это нужно делать с вечера? Не замечаю, что сижу в соцсетях заполночь и не высыпаюсь — возможно, нужно ставить будильник не только на пробуждение, но и на отход ко сну?

Причин может быть множество — нужно каждую из них рассмотреть отдельно, составив при необходимости детальный список. Просто давить на ребенка — или винить себя — не получится: нужно осознание корней проблемы, а для этого должны быть просмотрены все причинно-следственные связи.

Оцените способность ребенка к планированию

Как понять, что ребенок готов самостоятельно планировать собственный учебный день и держаться в заданных рамках? Есть несколько прямых и косвенных признаков.

Часть жизни ребенок проводит отдельно

Перемещается из школы в секцию, самостоятельно ходит в гости к бабушке, посещает различные мероприятия и так далее — бессмысленно предлагать ребенку самостоятельно планировать его утро, если вы живете за городом и выезжаете в город все вместе на семейной машине.

В случаях, когда ребенок не делает сам уроки и не гуляет самостоятельно, он не принимает никаких ключевых решений относительно времени и пытаться принудить его к этому довольно глупо.

Ребенок понимает причинно-следственные событийные связи

Очень важно, чтобы в ребенке созрело понимание по принципу “если — то…”. Пока этого нет, он будет жить одним моментом, не понимая, что, не закончив играть в определенное время, он не успеет дальше выполнить домашнее занятие, потом опоздает на занятие в секции и так далее. Шуметь на него “быстрее и скорее” — значит, включать белый шум, это попросту бесполезно.

Ребенок любит то, что он делает

Если в школу он ходит через силу, потому что там нелюбимые учителя и одноклассники, которые его травят, — может быть, стоит задуматься для начала о переводе его в более комфортные условия или рассмотреть альтернативные формы обучения, а потом уже прорабатывать его пунктуальность? Учиться планировать — хотя бы в детстве — нужно то, что вызывает как минимум нейтральные эмоции.

Действуйте постепенно

Сначала вы планируете жизнь всей семьи — и ребенка тоже, затем планируете вместе с ребенком, потом он делает это сам и вы периодически его контролируете, и уже потом он в состоянии полностью запланировать все сам.

Установите будильник на ключевые шаги

Да, для копуш это вполне реальный выход. Обратите внимание ребенка на то, что от подъема до состояния “стоим готовые у дверей” проходит пять звонков, например. Первый звонок — сигнал в подъему, встаем. Второй — время выходить из ванной. Третий — садимся завтракать. Четвертый — убрали грязную посуду в мойку и отправились одеваться. Пятый — с вещами на выход.

Такая стратегия работает гораздо эффективнее, чем если вы просто бегаете суетливо по дому и постоянно всех поторапливаете. Со временем ребенок может подобрать себе любимую музыку в заданных временных интервалах и в конце концов будет точно знать, сколько времени занимает определенное действие.

Включайте обратный отсчет

Научитесь вместе с ребенком рассчитывать время, начиная с конца. Например: мультфильм, который ты хочешь посмотреть, начинается в восемь. К этому времени должны быть закончены все домашние дела. Сейчас — половина пятого. На уроки у тебя обычно уходит два часа, и ты еще хотел успеть погулять. Значит, тебе нужно сесть за домашнее задание в пять, тогда у тебя будет 50 минут на то, чтобы погулять и успеть вернуться с прогулки.

Иногда ребенок может начать бунтовать: “Нет, я успею это сделать за полчаса”. Даже если вы отчетливо понимаете, что это не так, — дайте ему возможность ошибиться: поставьте таймер или засеките время начала действия. Несколько ошибок подобного рода — и он научится рассчитывать свое время более реалистично.

По такому принципу можно рассчитывать время, которое необходимо заложить на любое действие — дорогу, уроки, визит к другу.

Повесьте доску с маркером или мелом

Такой инструмент нужен для детей, которые учатся планировать количество дел на весь день. Это может быть сменный лист бумаги, приколотый на видном месте — например на холодильнике, — доска с маркером или мелом. Важно, чтобы ребенок мог писать самостоятельно и отчетливо видел список.

Плюсами и минусами можно отмечать то, что уже сделано или перенесено, там же можно проставлять время, на которое запланировано действие. Чаще всего даже самые беззаботные дети становятся гораздо взрослее и ответственнее относятся к своим планам, правда, на первых порах стремятся составлять длиннющие списки из 100 пунктов. Со временем они приучаются более спокойно оценивать свои возможности и потребности.

Научите ребенка использовать телефон

Речь о самых простых напоминалках — будильник не так-то легко таскать с собой где-либо кроме дома, да и дома это может быть затруднительно, с телефоном же мы почти не расстаемся. Приучите ребенка ставить себе напоминалки на ключевые события дня: среди них очень может найтись место и такому важному пункту, как “позвонить маме, что доехал”, например, — подобная выработанная привычка порядочно сэкономит нервы всем членам семьи.

Научите ребенка пользоваться бумажным ежедневником

Та же доска с маркером, только в миниатюре: многие взрослые признаются, что никак не научатся вести ежедневник. Они забывают вписывать туда важные дела, ленятся отмечать нужное время, и в результате страдает их профессиональная деятельность. Красивый и удобный ежедневник, подобранный с учетом интересов и возраста ребенка, поможет научиться планировать свой день самостоятельно с самых ранних пор — и во взрослом возрасте реальной проблемы удастся избежать.